Предэкзаменационная тревожность и способы её коррекции

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Предэкзаменационная тревожность и способы её коррекции

Ахметова Д.Р. 1
1МОУ "СОШ №48"
Корнилович О.В. 1
1МОУ "СОШ №48"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В период предстоящих экзаменов школьники испытывают состояние психоэмоциональной нестабильности, что связано с повышенной нагрузкой вследствие подготовки к экзаменам, возрастными особенностями нервной системы подростков, а также давлением извне, которое обусловлено необходимостью последующей самореализации. Выпускной экзамен выступает не просто дополнительным фактором стресса, он является основой формирования тревожности как таковой. Это обусловлено спецификой подготовки: увеличивается объем учебного материала, усиливается психоэмоциональная нагрузка школьников, которая может быть вызвана рядом факторов: прежде всего, тревожностью.

В этом году мне предстоит сдавать Основной Государственный Экзамен и соответственно столкнуться со всеми вышеперечисленными трудностями, поэтому мы сочли интересным изучить особенности психоэмоционального состояния и тревожности учащихся 9-х классов, а также методы её коррекции, что и явилось нашей целью.

Для достижения поставленной цели,были выдвинуты следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме тревожности и различных методов её коррекции.

  2. Исследовать взаимосвязь тревожности учащихся старших классов с особенностями их психоэмоционального состояния.

  3. Установить различия в динамике тревожности девятиклассников.

  4. Разработать и апробировать «Дневник эмоций».

  5. Сформулировать выводы.

Объект исследования:тревожность, её аспекты и дальнейшее поведение школьников при коррекции их психоэмоционального состояния.

Предмет исследования: взаимосвязь различных аспектов тревожности между собой, а также влияние гендерных различий в особенностях тревожности учащихся.

В основу исследования положена гипотеза о том, что существует особый вид тревожности, именуемый предэкзаменационной тревожностью, которая возникает у человека, когда длительный период в его жизни завершается и наступает пора экзаменов. Предэкзаменационная тревожность, безусловно,тесно связана с остальными видами тревожности и её составляющих компонентов, такое состояние особенно выражено и у девятиклассников. Есть разные способы снижения тревожности, одним из них является наш «Дневник эмоций».

Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  1. Анализ научной литературы по вопросам, относящимся к проблеме исследования;

  2. Анкетирование;

  3. Проведение эксперимента над экспериментальной группой учащихся;

  4. Сравнительный анализ результатов с целью проверки правильности выдвинутой гипотезы;

Глава 1. Теоретический анализ проблемы тревожности

    1. История развития представления о тревожности в психологии

Считают, что тревожность, как проблема психологическая, была впервые определенна и рассматривалась в трудах 3. Фрейда. Люди с выраженной тревожностью склонны воспринимать окружающий мир как содержащий значительно больше опасностей и угроз, чем те, у кого уровень тревожности ниже. Открытая тревога – состояние, переживаемое осознанно и проявляемое в действиях, вызывающих образы состояния тревоги. Она существует в различных формах. Например, острая, нерегулируемая или плохо регулируемая тревога, регулируемая и компенсированная тревога, которая может стимулировать человека к соответствующему функционированию. Скрытая тревога-нераспознанная и выражающаяся либо в чрезмерном спокойствии, либо в нечувствительности к реальным неприятностям.

В работах К. Хорни тревога рассматривается как эмоциональное состояние, возникающее в результате фрустрации социальных, а небиологических потребностей, в том числе в раннем детстве. Дети испытывают тревогу в ситуациях, которые могут помешать удовлетворению их потребностей в заботе, любви и привязанности. Взрослые постоянно стремятся к самоактуализации и самореализации и также испытывают тревогу, когда воспринимают определенные ситуации как препятствующие удовлетворению их потребностей. В тоже время К. Хорни отмечает, что если потребность в любви и безопасности удовлетворяется в детстве, то взрослые испытывают тревогу гораздо реже и менее интенсивно.

Фромм же подчеркивает, что именно ощущение отчужденности, отсутствие взаимосвязи с близким человеком, нехватка любви как в детстве, так и в зрелом возрасте, являются определяющими факторами формирования тревожности как характеристики личности.

Спилбергер отмечал, что во многих ситуациях тревога является совершенно нормальным состоянием для организма и позволяет более точно представить себе текущую ситуацию. Однако существуют и ситуации, в которых личность испытывает тревогу, несмотря на отсутствие угрожающих факторов; Ч. Спилбергер различает ситуативную и личностную тревожность. Ситуативная или реактивная тревожность обычно возникает как краткосрочная реакция на текущую ситуацию, в то время как личностная тревожность – это личностная характеристика, означающая, что человек воспринимает различные ситуации обстоятельства как тревожные, хотя объективно это может быть не так.

Ю. И. Ханин придерживается того же понимания тревожности, что и Ч. Спилбергер. Он рассматривает тревожность как индивидуально-психологическую особенность личности, проявляющуюся в виде склонности к проявлению тревожных реакций во многих жизненных ситуациях, большинство из которых вообще не вызывают таких реакций.

Психологи классифицируют различные типы тревоги и беспокойства. Наиболее популярной является классификация Спилбергера на личностную тревожность и ситуативную тревожность, которая отделяет психические состояния от психических диспозиций.

1.2Тревожность, тревога и страх: соотношение понятий

Психолог К. Изард считал, что одной из трех основных человеческих эмоций является страх, который связан с оценкой человеком той или иной ситуации. Если ситуация воспринимается как угроза, возникают страх и тревога. Так в какой же степени эти понятия совпадают и в чем разница между ними?

Страх-это эмоция, возникающая в ситуациях, когда биологическое или социальное существование человека находится под угрозой, и направленная на реальный или воображаемый источник опасности. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитную природу и сопровождается определенными физиологическими изменениями в высшей нервной деятельности, которые отражаются на пульсе, дыхании и артериальном давлении.

Тревога - это предчувствие опасности и состояние беспокойства. Часто тревога проявляется в предвкушении какого-то события, которое трудно предсказать и которое может иметь неприятные последствия. В отличие от страха, тревога - это переживание отдаленной и неопределенной опасности. Как правило, тревожность рассматривается как устойчивая характеристика, психологическая особенность личности, проявляющаяся в виде склонности к частым интенсивным переживаниям. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, сильное волнение, то тревожность-это устойчивое состояние. Тревожность проявляется всегда, независимо от конкретной ситуации. Это состояние сопровождает человека в разных видах деятельности. Существует два типа тревожности: ситуативная (СТ) и личностная (ЛТ). Ситуативная тревожность связана с изменчивыми состояниями, эмоциями, напряжением, беспокойством и нервозностью. Стабильные проявления тревоги называются личностной тревожностью и связаны с чувствительностью к стрессу и наличием определенных черт личности, которые предполагают эмоциональное переживание нахождения в опасной ситуации, что приводит к низкой самооценке, заниженной самооценке и низкой продуктивности деятельности.

Таким образом, справиться, понять и преодолеть приступы тревоги сложно, и гораздо проблематичнее, чем схожие по смыслу и проявлениям страх и тревогу.

1.3Причины и особенности проявления тревожности подростков

Подростковым считается период с 11 до 16 лет. В это время формируются и складываются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоциональных реакций. Это период достижений, быстрого совершенствования знаний и навыков, формирования "Я" и обретения нового социального статуса. В то же время это время, когда теряется мировоззрение ребенка и появляется чувство тревоги и психологического дискомфорта. Важно отметить, что тревожность как устойчивая личностная черта формируется только в подростковом возрасте.

Психологическими детерминантами формирования и проявления подростковой тревожности являются индивидуальные особенности подростка и ближайшее окружение, прежде всего родители. Причины тревожности у подростков включают в себя:

— Неправильное воспитание и неблагоприятные детско-родительские отношения.

— Неблагополучные взаимоотношения со сверстниками.

—Низкий уровень самооценки.

— Успешность/неуспешность в школе.

— Формирование психастенической акцентуации характера, отличительной особенностью которой является тревожно-мнительные черты

Таким образом, можно сделать вывод, что тревожность негативно влияет на жизнь подростка в целом. Она может стать причиной проблем в отношениях с друзьями, учителями и родителями. Кроме того, при повышении тревожности у детей может ухудшиться их успеваемость.

1.4Предэкзаменационная тревожность и методы её коррекции

Самэкзамен-это всегда напряженная и довольно тревожная ситуация. Некоторые люди хорошо справляются со своими эмоциями и проходят через это испытание без существенного ущерба для своего физического или психического здоровья. Однако другие под воздействием внешнего давления впадают в панику или, наоборот, становятся апатичными и получают низкие оценки, несмотря на то что упорно готовились к экзамену.

В ситуации экзамена уровень ситуативной тревожности значительно повышается, преимущественно у лиц со слабым типом высшей нервной деятельности. Перед экзаменом показатели ситуативной тревожности повышаются на фоне стабильной личностной тревожности.

В то же время следует отметить, что экзаменационный стресс не всегда вреден, а в некоторых ситуациях психологический стресс может быть стимулом, помогающим студентам мобилизовать все свои знания и личностные резервы для решения поставленной учебной задачи.

В психологической литературе предлагаются способы изменения тревоги, включая "переинтерпретацию" симптомов тревоги, настройку на конкретные эмоциональные состояния, приятные воспоминания, использование ролей, управление голосом и жестами, улыбку, дыхательные техники и самоанализ.

Этапы коррекционной работы:

1. Принятие тревоги. Цель: признание наличия у себя тревоги как защитной функции психики.

2. Проживание тревоги. Цель: исследование своего тревожного состояния и триггеров, которые его запускают.

3. Усиление тревоги, страха. Цель: научиться управлять тревогой и страхами, усиливать и ослаблять силу своего состояния.

4. Безразличие. Цель: осознание тревоги как собственного состояния, а не части своего Я.

5. Дружба со страхом, тревогой. Цель: ассимиляция полученного опыта.

Глава 2. Практическая часть

Исследование состояло из следующих этапов:

  1. Анкетирование учащихся 9-х классов МОУ «СОШ №48» Копейского городского округа;

  2. Выведение уровня ситуативной и личностной тревожности по тесту-опроснику Спилбергера-Ханина среди параллели 9-х классов;

  3. Создание «Дневника эмоций» и апробирование его на эскперементальной группе учащихся.

2.1 Анкетирование

Для обоснования присутствия тревожного состоянии перед экзаменами было проведено анкетирование среди параллели 9-х классов. В опросе приняли участие 133 ученика в возрасте 14-16 лет. Результаты анкетирования собраны в Таблице 1 и диаграммах 1-1.4 в приложении 1.

Ребятам был задан следующий перечень утверждений:

Диаграмма 1

  1. Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы иметь хорошие знания и высокие оценки

Диаграмма 1.1

  1. Меня больше беспокоит мысль, как бы не получить двойку

Диаграмма 1.2

  1. Меня всегда беспокоит мысль, как бы получить пятёрку

Диаграмма 1.3

  1. Меня тревожит мысль об экзамене, контрольной или необходимости отвечать у доски

Диаграмма 1.4

  1. Перед занятиями или экзаменом у меня, непонятно почему, бывает внутренняя дрожь

Как мы и думали, результаты анкетирования показали, что большинство девятиклассников МОУ «СОШ № 48»испытывают тревожность, связанную со скорой сдачей государственных экзаменов.

2.2 Исследование ситуативной и личностной тревожности школьников

Для полной ясности ситуации, было необходимо провести исследование тревожности (ситуативной и личностной), которую мы определяли по тесту-опроснику Спилбергера-Ханина. В исследовании приняли участие 133 девятиклассника «МОУ СОШ № 48» г. Копейска в возрасте от 14 до 16 лет. Большая часть учеников приняли участие анонимно. Оценка происходила следующим путём: 0,0-1,4 балла ˗ очень низкая тревожность, 1,5-1,9 балла – низкая, 2,0-2,9 балла – средняя, 3,0-3,4 – высокая и 3,5-4,0 балла – очень высокая тревожность.

Для обработки результатов мы подсчитали общее количество баллов по всем суждения отдельно по каждой шкале. Это общее количество баллов в отдельности по каждой шкале делили на 20. По некоторым пунктам баллы начислялись в обратном порядке, это пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20, 21, 26, 27, 30, 36, 39. Итоговый показатели рассматривали как уровни развития вышесказанных видов тревожности.

Результаты. В ходе обследования учеников 9-х классов было выявлено, что в каждом классе преобладает низкий (52 человека – 39%) и средний уровень (70 человек – 53%) СТ (ситуативная тревожность), сведения по которой показаны в диаграмме 2, показатели личностной тревожности – ЛТ (диаграмма 2.1) в среднем такие же, количество учеников со средним уровнем (65 человек – 49%) и низким (52 человек – 39%) главенствует. Также среди параллели есть 1 человек (1%) с очень высоким уровнем СТ и 3 человека (2%) с ЛТ, высокая СТ проявляется у 4 учеников (3%), а у 3-х девятиклассников (2%) замечена высокая ЛТ. Очень низкая ситуативная тревожность наблюдается у 6 подростков (5%), такой же результат по личностной тревожности у 10 человек, что составляет 8%. Данные результаты собраны в Таблице 2 и диаграммах 2-2.1 в приложении 2.

Учитывая вышеизложенных результаты, можно утверждать, что у подавляющего большинства учащихся 9-х классов МОУ «СОШ № 48» г. Копейска, обучение в экзаменационное время сопровождается состоянием тревожностью, у некоторых оно наиболее острое, что мешает как во многих сферах жизни, так и в учёбе. Можно предположить, что данный феномен является реакцией на новые условия обучения и изменения организации школьной жизни.

2.3 «Дневник эмоций» как фактор снижения тревожности. Работа с экспериментальной группой

Известно, что для более продуктивного обучения и дальнейшей успешной сдачей экзаменов, СТ у школьников должна быть снижена до оптимального уровня. Для реализации проведения эксперимента с группой учеников, принимавших участие в исследовании по тесту-опроснику Спилбергеру-Ханину не анонимно, мною был создан особый инструмент по снижению тревожности у подростков, получивший название «Дневник эмоций», который представлен в приложении 3 на рисунке 1. В рамках моей исследовательской работы, работа над экспериментальной группой продолжалась в течении 4 недель, дабы выработать некую привычку, которая, как всем известно, вырабатывается за 21 день. Дневник эмоций основан на методе самоанализа и отслеживания собственных эмоций, мыслей и ситуаций, которыми были вызваны тревожные состояния, в Таблице 3 и на рисунке 2 (приложение 3) представлен «Недельный отчёт», который каждый ученик мог заполнять как ежедневно, так и подводить итоги за неделю, ведь не всегда удаётся находить время на регулярное заполнение дневника.Для большего осведомления испытуемых об эмоциях, перед каждым отчётом представлена полезная информация о страхе, тревоге и тревожности, а также собраны интересные способы борьбы с тревожными состояниями, которые безусловно помогут ученику в дальнейшем.

Всего в экспериментальную группу вошло 10 человек: 5 юношей и 5 девушек, ведь во время эксперимента появился интерес в том, чтобы проследить гендерные различия и влияние пола в снижении тревожности при стрессовых ситуациях (СТ), испытуемым на момент работы с дневником было 15-16 лет. Для чистоты эксперемента мы взяли в работу ребят, чьи показатели СТ не сильно разнятся: самый низкий бал среди мальчиков составлял 2,2 балла, а самый высокий – 3,1, наиболее низкий бал у девочек – 2,1, а наивысший составляет 2,7 баллов.

По прошествии выделенного времени на использование дневника, мы провели повторное тестирование, используя тот же тест-опросник Спилбергера-Ханина, по шкале СТ. После запуска в работу данного инструмента, самый низкий балл у мальчиков снизился до 2,1 баллов, а самый высокий до 2,9. Изменение баллов у девочек оказалось более заметным: низкий, среди остальных балл с 2,1 снизился до 1,7, а высокий до 2,4 баллов.

Анализируя результаты после проведённой работы экспериментальной группы с дневником по шкале СТ, мы поместили различия между баллами до и после эксперимента у юношей и девушек в диаграммы 3-3.1 в приложении 4.

Заключение

Подводя анализ моих исследований, можно сделать вывод о том, что существует особая предэкзаменационная тревожность, которая возникает у учащихся 9-х классов, когда грядёт сдача выпускных экзаменов и глобальные изменения в их жизни. Для улучшения общего состояния тревожности в такой ситуации, созданный мною «Дневник эмоций» является рабочим способом борьбы с тревожными состояниями при стрессовых ситуациях и является основным фактором снижения ситуативной тревожности у школьников, которым предстоит сдавать государственные экзамены (ОГЭ). То есть, наша гипотеза подтвердилась.

Также благодаря эксперименту, мы можем констатировать тот факт, что существуют гендерные различия в работе с собственной предэкзаменационной тревожностью между учениками и ученицами 9-х классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №48» Копейского городского округа-результаты у девушек оказались замене. Результаты исследования показали, насколько действенным может оказаться дальнейший запуск «Дневника эмоций» в работу коррекции тревожности у девятиклассников в долгосрочной перспективе и внедрение его в работу с 11-ми классами, также сдающими экзамены.

Список использованной литературы

  1. Спилбергер, Ч. Изучение оценочной тревожности / Ч. Спилбергер,B.Н. Карандышев, М.С. Лебедева. — Москва: Речь, 2004. — 80 с. — Текст: непосредственный.

  1. Прихожан А.М.Тревожность у детей и подростков:психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. - М. : Воронеж, 2000 -169.

  1. Астапов В.М. Функциональный подход при изучении состояния тревоги в напряженных условиях деятельности. М., 1986.

  1. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. - М. : Айрис - пресс, 2004. - 196 с..

  2.  Фрейд З. Запрещение, симптом и страх / З. Фрейд // Тревога и тревожность. - СПб. : Питер, 2001. - с. 18-22

  3. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний. // Вопросы психологии. 1993. №1.

  4. . Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Издательский центр "Академия", 1996. 224с.

  5. . Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.: Гиппократ, 1995.

  6. . Изард К. Эмоции человека. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1980.

Приложение 1

  1. Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы иметь хорошие знания и высокие оценки

Диаграмма1

  1. Меня больше беспокоит мысль, как бы не получить двойку

Диаграмма 1.1

  1. Меня всегда беспокоит мысль, как бы получить пятёрку

Диаграмма 1.2

  1. Меня тревожит мысль об экзамене, контрольной или необходимости отвечать у доски

Диаграмма 1.3

  1. Перед занятиями или экзаменом у меня, непонятно почему, бывает внутренняя дрожь

Диаграмма 1.4

Таблица 1

Вопрос

Да

Нет

Затрудняюсь

ответить

1

65%

29%

6%

2

90%

7%

3%

3

42%

29%

29%

4

71%

16%

13%

5

83%

9%

8%

Приложение 2

Таблица 2

Уровень тревоги

СТ (чел.)

ЛТ (чел.)

Очень высокая

1

3

Высокая

4

3

Средняя

70

65

Низкая

52

52

Очень низкая

6

10

Диаграмма 2 Диаграмма 2.1

Приложение 3

Таблица 3

 

Ситуация

(что происходит?)

Мысли

(что я об этом думаю)

Эмоции

(что я чувствую в связи с этим)

Выводы

( о чём мне говорят мои эмоции? чего я хочу в связи с ситуацией?)

       

Рисунок 1 Рисунок 2

Приложение 4

Диаграмма 3

Результат экспериментальной группы. СТ, девочки

Диаграмма 3.1

Результат экспериментальной группы. СТ, мальчики

Просмотров работы: 67