Введение
Сейчас — как раз то самое время, когда настоящее прямо
на наших глазах превращается в будущее.
Айзек Азимов
Поставленная президентом России задача — создать «умную» экономику — определяет необходимость опережающего развития науки и динамичную реализацию её достижений. Поскольку эта задача охватывает многие стороны нашей жизни, для оценки успешности её выполнения требуется особый интегрирующий показатель.
Сегодня мир стоит на пороге шестого технологического уклада. Его контуры только начинают складываться в развитых странах мира, в первую очередь в США, Японии и КНР, и характеризуются нацеленностью на развитие и применение наукоёмких, или, как теперь говорят, «высоких технологий». У всех на слуху сейчас био - и нанотехнологии, генная инженерия, мембранные и квантовые технологии, фотоника, микромеханика, термоядерная энергетика — синтез достижений на этих направлениях должен привести к созданию, например, квантового компьютера, искусственного интеллекта и в конечном счёте обеспечить выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, обществом, экономикой.
Специалисты по прогнозам считают, что при сохранении нынешних темпов технико-экономического развития, шестой технологический уклад начнёт оформляться в 2010—2020 годах, а в фазу зрелости вступит в 2040-е годы. При этом в 2020—2025 годах произойдёт новая научно-техническая и технологическая революция, основой которой станут разработки, синтезирующие достижения названных выше базовых направлений. Для подобных прогнозов есть основания.
А как обстоят дела в России? Специалисты утверждают, что о шестом технологическом укладе нам говорить рано. Доля технологий пятого уклада у нас пока составляет примерно 10%, да и то только в наиболее развитых отраслях: в военно-промышленном комплексе и в авиакосмической промышленности. Более 50% технологий относится к четвёртому уровню, а почти треть — и вовсе к третьему. Отсюда понятна вся сложность стоящей перед отечественной наукой и технологиями задачи: чтобы в течение ближайших 10 лет наша страна смогла войти в число государств с шестым технологическим укладом, ей надо, образно говоря, перемахнуть через этап — через пятый уклад. Следовательно, вхождение России в шестой технологический уклад не самоцель, а вопрос выживания, развития экономики, обеспечения безопасности и международного статуса страны, достижения высокого уровня благополучия наших людей.
Мир, в котором мы начинаем жить, — мир высочайших скоростей и турбулентности. И, выбирая себе будущую профессию, рискованно ориентироваться на то, что популярно сейчас. Через 5–10 лет, когда сегодняшние подростки начнут работать, мир будет выглядеть совсем иначе. Будущее стремительно роботизируется, а потому технологии будут внедряться во все области человеческого существования. Какими знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть востребованным специалистом на рынке труда?
В будущем у профессионалов появятся специфические наборы навыков, которые еще часто называют навыками XXI века. Они позволят специалистам работать эффективнее, переходить между отраслями и сохранять при этом востребованность.
Профессиональное самоопределение является одной из важнейших задач развития в старшем подростковом возрасте. Именно в этот период перед молодыми людьми общество ставит задачу выбора профессии, с которой будет связана их дальнейшая жизнь. В связи с этим особую важность представляет профориентационная деятельность среди учеников в школе креативного мышления «AuroraGymnasium» (г. Казань).
Объектомданной работы является современный рынок труда в России.
Предметом исследования- тенденции развития рынка труда, оказывающие влияние на выбор профессии у современных школьников.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
Изучить актуальные востребованные профессии
Определить профессии будущего - кадры шестого технологического уклада
Определить навыки востребованного специалиста будущего
Проанализировать результаты опроса среди старшеклассников о профессиях будущего
Новизна исследованиязаключается в том, что был обобщен опыт профориентационной деятельности старшеклассников в рамках образовательной организации с учетом современных тенденций рынка труда.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы старшеклассниками при выборе будущей профессии, а также учителями при подготовке уроков и внеклассных мероприятий, направленных на профориентацию обучающихся.
Современные профессии на рынке труда
В настоящее время мы переживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты и проникновение новых технологий и инноваций во все секторы экономики и социальной сферы [3].
Технологии позволяют автоматизировать рутинные процессы, быстрее справляться с рабочими задачами. На сегодняшний день труд человека может быть упрощен виртуальной реальностью или нейросетью. Например, дополненную реальность используют в онлайн-магазинах одежды и мебели, чтобы покупатели могли визуально примерить их на себя или в интерьере. А нейросети помогают создавать рекламные баннеры и писать код.
Проанализировав такой сервис для поиска работы, как HeadHunter, мы можем выделить основные тенденции развития рынка труда.
Инженер данных. Всё больше компаний принимают решения на основе данных и используют искусственный интеллект для автоматизации процессов. Данная профессия позволяет научиться создавать модели ML и обучать нейронные сети. Более 2000 вакансий на hh.ru, средняя заработная плата от 120 000 рублей.
AI-тренер. Нейросетей ChatGPT вызвали интерес пользователей к технологиям искусственного интеллекта. ChatGPT умеет по запросу генерировать текст и программный код, а данные специалисты пишут тексты, на основе которых нейросеть учится генерировать ответы. Более 1300 вакансий на HeadHunter, средняя заработная плата начинающего специалиста 250 000 рублей.
Архитектор виртуальной и дополненной реальности. Виртуальная реальность – мир, который полностью создали с помощью технических средств. В него можно погрузиться с помощью специальных устройств – шлемов или очков. Архитектор проектирует виртуальную реальность. Более 200 вакансий на HeadHunter, средняя заработная плата 180 000 рублей.
Бизнес – аналитик. Изучает рабочие процессы и ключевые показатели эффективности и находит способы улучшить их. Это помогает компаниям сокращать издержки и увеличивать доходы. Более 1000 вакансий на HeadHunter, средняя заработная плата начинающего специалиста 200 000 рублей.
Менеджер проектов. Сайт, приложение, компьютерная игра, программное обеспечение, корпоративные системы – всё это проекты. Более 1000 вакансий на HeadHunter, средняя заработная плата начинающего специалиста 90 000 рублей.
Не стоит забывать, что в других сферах занятости по - прежнему остаются актуальными такие специальности, как:
Менеджер по продажам. На сервисе HeadHunter опубликовали 497 000 вакансий данной специальности. Несмотря на развитие информационных технологий, их работу сложно автоматизировать. Специалисты с развитыми коммуникативными навыками и умением презентовать товары и услуги нужны компаниям во всех сферах.
Врачи и медицинские работники. Медицинские работники были востребованы всегда, но после коронавируса спрос на них возрос. Врача очень сложно заменить программой, поскольку она не умеет искать индивидуальный подход к каждому пациенту и сопереживать.
Инженер. Данная профессия будет востребована в ближайшие годы. К ним относятся проектировщики, сметчики и другие технические специалисты.
Профессия – это основной род занятий, трудовой деятельности. В мире существует тысячи профессий. Легко ли сделать выбор? Труд помогает раскрыть свою личность, показать свои способности. Выбор профессии – это взгляд в будущее. Чем я хочу заниматься, чего и как достичь, с какими трудностями мне придется встретиться. Начинать думать о будущей профессии нужно уже в школе.
Таким образом, можно сказать, что в период развития информационных технологии во времена повсеместной глобализации большей популярностью будут пользоваться специальности в сфере IT и digital.
Всего в истории человечества выделяют 6 технологических укладов, начиная с промышленной революции XVIII в. Сейчас происходит формирование 6-го технологического уклада, в который входят нанотехнологии, генная инженерия, клеточные технологии, системы искусственного интеллекта и робототехника, глобальные информационные сети и др. Предыдущий технологический уклад Россия практически пропустила. Основу этого уклада составляла микроэлектроника. Производство изделий электронной техники на душу населения в России составляет 14 долл., а в США — 1 260, в ЕС — 500 [1].
Шестой технологический уклад предполагает переход к так называемым «гибридным» технологиям производства, соединяющим в себе достижения в сфере интеллектуальных модулей движения, микромеханики, материаловедения, информатики, биоинженерии. Комплексная интеграция ИКТ, нано - и биотехнологий позволит добиться серьезных эффектов в улучшении здравоохранения, повышении качества жизни людей, создании более эффективных источников энергии, снижении затрат и потерь при ее передаче и использовании, решении экологических проблем.
Объективная причина нынешней ситуации состоит в переходном состоянии современной цивилизации, кризисном состоянии науки и образования.
При такой постановке проблемы использования виртуальных способов передачи, освоения, хранения информации, например, в профессиональном образовании интенсифицирует формирование ключевых компетенций и компетентностей современного педагога, позволяет представить процессы и явления микро- и макромира в обширном диапазоне реального времени и пространства, способствует виртуализации культуры и представляемых в образно-символьной форме идеалов, норм, ценностей.
Малоизученными остаются вопросы виртуализации компонент образовательного процесса, связанные с проблемами индивидуально-личностного восприятия, фальсификацией знаниевой компоненты, адекватной передачей идеологических и культурных смыслов и т.д.
Как отмечено в итоговом документе международного семинара «Образовательный стандарт и качество образования» «современное образование является участником процесса зарождения нового всемирного сообщества и оказывается, поэтому, в самом центре проблем, связанных с развитием личности и общества.
Отсюда и задача образования – дать возможность всем без исключения проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий для каждого возможность реализации своих личных планов» [4].
Это требует перевода профессионально – педагогической деятельности на новый уровень: формирование культуры восприятия педагогами андроидных и информационных технологий как интегрального качества личности, обеспечивающего продуктивную информационно-коммуникативную деятельность.
Такой перевод, по мнению Л.Р. Храпаль и А.Ф. Пермякова, «создаёт оптимальные условия для достижения высокого качества профессионального образования. А значит, качество образования определяется качеством преподавания, уровнем методологической культуры педагога и уровнем управления качеством образования. Оно начинается с осознания преподавателем собственных возможностей, определения целей своей дисциплины, его содержания, выбора методик и технологий его преподавания [3].
Сегодня робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта [4].
Вышесказанное позволяет сделать вывод о «возрастающей востребованности высококвалифицированных специалистов в области робототехники и смежных специальностей, а также о необходимости внедрения в образовательный процесс деятельностного и практикоориентированного подходов, позволяющих сформировать необходимые компетенции кадров шестого технологического уклада» [3].
3. Навыки востребованного специалиста
На сегодняшний день, какой бы профессией человек не обладал, недостаточно один раз освоить нужные узкоспециализированные знания. Из-за стремительного развития технологий усовершенствуются требуемые навыки к специалистам будущего. Проанализировав сервис для поиска работы, можно выделить следующие ключевые качества востребованного специалиста:
Креативность.Креативность будет востребованным навыков во многим отраслях, от медиа до транспорта. Компании будут искать сотрудников, обученных новым технологиям и одновременно готовых включать воображение и находить творческие ответы на рабочие вопросы. Именно умение «оживлять» машинные решения (а роботизация труда будет неизбежно расти) будет особо цениться работодателями.
Умение работать с людьми. Мы с младенчества развиваем навык общения с людьми, и здесь робот или программа не могут нас превзойти. Умение продуктивно общаться в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников и эффективно разрешать конфликты — важные навыки, которые пока что доступны только человеку.
Системное мышление – умение понимать, как устроены сложные системы, видеть взаимосвязи, находить причины. Люди будут реже заниматься одним делом всю жизнь, чаще – переходить из проекта в проект и даже менять сферы деятельности. Чтобы оперативно включаться в работу, нужно будет мыслить системно: быстро разбираться в сложных процессах, механизмах или организациях, а при необходимости – переводить свои соображения на язык, понятный коллегам из друг их отраслей.
Критическое мышление. Объем информации вокруг нас постоянно растет, и далеко не вся она достоверна и объективна. Чтобы не стать объектом манипуляций, нужно научиться с недоверием относиться даже к авторитетным источникам, находить подтверждение или опровержение получаемым новостям или знаниям.
Эмоциональный интеллект. В мире, полном технологий, возрастает запрос на человечность, то, чего мы не сможем получить от технологий, юмор, коммуникацию. При этом, когда технологии освободят наше время для общения с близкими, нам еще сильнее потребуется эмоциональный интеллект – умение определять и распознавать эмоции, сопереживать другому человеку, находить с ним общий язык, создавать комфортную атмосферу.
Работа в режиме высокой неопределённости и быстрой смены условий задач.В современном стремительно меняющемся мире понадобится быстро принимать решения и реагировать на изменения, эффективно распределять свои ресурсы и управлять временем в условиях неполной информации.
Знание технологий.Люди уже нередко ощущают, что новых программ и гаджетов вокруг становится слишком много и следить за всеми новинками становится все сложнее.
Таким образом, для каждой профессии требуются узкопрофильные навыки, но мир сегодня меняется так стремительно, что обычные знания в работе должны быть подкреплены гибкими навыками или, так называемыми softskills. Современный работник должен уметь договариваться с ними, аргументировать свою позицию и доносить её до других людей. Кроме того, гибкие навыки помогают работать с информацией, не отстать от жизни и уверенно чувствовать себя в профессии.
3. Экспериментальное исследование мнения старшеклассников: «какими вы видите специалистов будущего?»
На основании изученных данных был создан опрос для учеников 8-9 классов. В опросе участвовали 15 учеников.
Результаты опроса в Приложении 1.
Исходя из результатов опроса можно сделать следующие выводы:
1. 60% учеников считают, что адаптивность – главное качество специалиста будущего, далее идет чувство юмора, терпимость и нетерпимость, что в свою очередь тоже имеют место быть, однако для профессионала своего дела именно умение быстро подстраиваться под внешние изменения являются неотъемлемым качеством.
2. Биоэтик – специалист, определяющий границы нравственности и морали в биоинженерии, трансплантологии и генетике, который руководствуется не только моральными принципами, но и нормативно-правовой базой, простым языком, юрист в области здравоохранения. Очень важная в современном мире специальность, которая только набирает обороты. К сожалению, лишь 24% опрашиваемых знают о ее существовании.
3. Hard skills, или «жёсткие» навыки, – это профессиональные компетенции специалиста, которые можно изучить и проверить. Для каждой профессии требуется разный набор таких умений.Все эти навыки можно получить в вузе, на курсах и с опытом работы.
Soft skills ещё называют «мягкими» или гибкими навыками. Это личностные качества, которые сложно оценить, так как они более субъективные и неопределённые. Такие навыки тоже отличаются от профессии к профессии, но они гораздо более универсальны.
Исходя из результатов опроса, 40% учеников до сих пор не до конца чувствуют разницу между этими понятиями.
4. Равное количество опрошенных, а именно 88%, ответили на вопросы, касающиеся IT-технологий и программирования положительно. Многие бы хотели, чтобы в школах ввели дополнительные курсы программирования, так как считают сферу IT перспективной.
5. На вопрос о том, может ли роботизация в будущем привести к тотальной безработице, 44% опрошенных ответило положительно. Вопрос достаточно сложный и неоднозначный, однако исходя из анализа рынка труда, человеческий труд все же останется приоритетным.
Данный опрос показал, что все же большинство учеников имеет относительно четкое представление о специалисте будущего: это человек из сферы IT с развитыми не только профессиональными, но и личностными качествами, которые позволяют ему легко адаптироваться к постоянно меняющемуся миру.
Поэтому наша школа ««Aurora Gymnasium» стремится развивать креативное мышление школьников. С этой целью в школе организована активная проектная деятельность, в которой мы открываем мир цифровых технологий. Эти занятия помогают нам обучиться компьютерной грамотности, безопасному пользованию Интерната. Занятия проходят увлекательно и интересно, благодаря ним мы разбираемся в компьютерных программах и развиваем навыки критического мышления.
В школе на регулярной основе проходят встречи и мастер- классы с представителями разных профессий. Мы знакомимся с художниками и бизнес-тренерами, футболистами и директорами крупных предприятий. Посещаем дни открытых дверей в различных университетах и академиях. Все это помогает нам, школьникам, определиться с будущей профессий.
Заключение
Приоритетная задача России состоит в том, чтобы вовремя осознать наличие потенциальных угроз в случае технологического отставания в таких направлениях, как нанотехнологии, робототехника и материаловедение, биотехнологии и нано-медицина, синтетическая биология и геномика, искусственный интеллект и дополненная реальность, тканевая инженерия и пренебрежимое старение, новые виды энергии и целый ряд других направлений.
Вторая задача состоит в преодолении отставания в системе трансфера разрабатываемых технологий. Отсутствие полноценного финансирования перспективных проектов приводило в прошлом, приводит в настоящем и будет приводить в будущем к потере значимых ученых и изобретателей, их идей и упущенным доходам от внедрения их замыслов.
Сегодня наступило время создания центров и лабораторий открытий, которые возглавят переход человечества к новому шестому научному укладу [4].
Для того чтобы Россия не была вытеснена из этого рынка, существует два пути:
1. России нужно ориентироваться не на то, чтобы догонять развитые страны в технологиях пятого уклада, а на становление ключевых направлений шестого технологического уклада, на те заделы, которые она имеет в этой области. В частности, это направление, которое развивает лауреат Нобелевской премии Жорес Иванович Алферов, направление наноэлектроники. Это также оптоинформатика и фотоника. Этим занимаются Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (технический университет), Государственный оптический институт им. С.И. Вавилова (ГОИ), Институт проблем лазерных и информационных технологий РАН (ИПЛИТ) и др. Нужно выбирать такие направления шестого технологического уклада, где Россия может вообще выйти в лидеры.
2. России важно создавать информационные сети, но сейчас речь идет о наполнении этих сетей. На новом этапе в ближайшие 10-15 лет, необходимо, прежде всего, дать сетям гуманистическое наполнение: в области науки, образования, культуры, экологии, медицины. России необходимо создавать национальные инновационные системы, используя те преимущества ее высокой культуры, высокого знания, которые пока еще у нее сохранились.
В том и другом направлении Россия может идти вровень с остальным миром. Искать и заполнять какие-то свои ниши, не гоняясь за тем, где она уже отстала и реальных успехов не имеет [4].
И, наконец, важно понимать, что невозможно охватить все новые и перспективные профессии. Получившийся в исследовании список не является окончательным. Однако в нем представлены те профессии, которые отражают будущее развитие нашей страны.
Можно также пофантазировать и предложить рынку труда такие необычные профессии, как ИТ-медик, ИТ-генетик, хирург по увеличению памяти и другие. Но целью исследования не было придумать новые профессии. Основное отличие этого исследования заключается в том, что здесь мы сделали упор не только на изменение и анализ рынка в целом, но и мнение будущих специалистов.
Мы убеждены, что профессии будущего требуют от современных школьников гибких навыков. Постоянно обновляющаяся информация требуют развитие таких навыков, как логическое и критическое мышление, умение выстраивать отношения между людьми, нацеленность на результат, инициативность и быстрая обучаемость. Регулярные специализированные выставки и деловые встречи, позволяющие их участникам обмениваться опытом и формировать единые подходы к развитию научных дисциплин и требования к форматам прикладных разработок, являются сегодня самым востребованным элементом научной и технической деятельности.
Список используемой литературы и источников
Атлас новых профессий. Ссылка: https://atlas100.ru/catalog/
Биккулова О. Что такое hard и soft skills? В чем разница? Что важнее? Ссылка: https://proforientator.ru/publications/articles/chto-takoe-hard-i-soft-skills-v-chem-raznitsa-chto-vazhnee.html
Пермяков А.Ф., Храпаль Л.Р. Идеи уникального научного проекта «Андроидная педагогика» в условиях развития робототехнического направления в научной и образовательной системах России // А.Ф. Пермяков, Л.Р. Храпаль / Высшее образование сегодня. 2016. – № 10. – С. 10-17.
Пермяков А.Ф., Храпаль Л.Р. Андроидная педагогика как инновационное направление современной педагогической науки // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1. № 11. С. 208-211.
Профессии будущего: новые и перспективные. Ссылка: https://kazan.hh.ru/article/14969
Храпаль Л.Р. Современные научные подходы к организации эффективного экологообразовательного процесса в системе непрерывного экологического образования. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. - № 14. – С. 334-338.
Храпаль Л.Р. Организационно-педагогические условия создания информационно-коммуникационной образовательной среды в системе высшего профессионального образования / Ф.Ш. Мухаметзянова, К. Ш. Шарифзянова, // Казанский педагогический журнал. - 2013. - №4. - С.21-27.
Храпаль Л.Р. Из опыта проектирования компетентностно-ориентированного содержания учебных курсов экологической направленности в условиях реализации ФГОС СПО // Вестник НЦБЖД. 2015. № 1 (23). С. 80-88.
Zamaletdinova S.I., Akhmetshina G.K., Khrapal L.R. Student’s civil identity formation in multicultural educational space of school and tertiary institution //
Review of European Studies. 2015. Т. 7. № 5. С. 193-199.
Используемые сервисы для анализа рынка труда:
HeadHunter https://kazan.hh.ru/
SuperJob https://www.superjob.ru/
Приложение 1 Результаты опроса