Дети Войны. Социально-психологическая адаптация и помощь волонтеров

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Дети Войны. Социально-психологическая адаптация и помощь волонтеров

Сидоренко С.Я. 1
1МОУ СОШ №1 г. Малоярославца
Артемов В.Н. 1
1МОУ СОШ №1 г. Малоярославца
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
     

Актуальность работы: Войны были во все времена, но самыми страшными для нашей страны оказались события 1941 – 1945 годов. Уже в следующем году вся страна будет отмечать такую значимую и роковую дату, как 80 лет со дня победы над фашисткой Германией, а в этом году уже отметили 80 лет со дня снятия блокады Ленинграда, поэтому необходимо помнить и чтить память тех, кто отстоял нашу Родину и подарил нам жизнь.

Сегодня тоже неспокойное время и снова страдают не только взрослые, но и дети… Дети войны – это то поколение, которое знает о войне не понаслышке. Я знаком с такими детьми лично, знаю о их страхах и считаю своим долгом обратить внимание, что детям войны нужна помощь, которую в силах оказать большинство из нас, просто находясь рядом, поддерживая, как морально, так и материально.

Все войны когда-нибудь заканчиваются, но, к сожалению, с ними не заканчиваются травмы, которые приходится переживать людям, а в первую очередь детям.

Дети — это будущее страны, а детство — это важный период в жизни каждого взрослого человека, поэтому так важно оказывать социально-психологическую помощь детям, пережившим ужасы военного времени.

Цель: сохранить память и уважение к детям ВОВ и привлечь внимание к текущим проблемам и вопросам, касающимся реабилитации детей из ЛНР и ДНР.

Задачи:

-изучить и проанализировать научно-историческую, публицистическую и художественную литературу по теме исследования;

-раскрыть проблему психологических и нравственных аспектов в жизни детей в годы войны;

-изучить характер и поведение современных детей и сирот ЛНР и ДНР;

-выступить со своим проектом перед одноклассниками и младшими классами в моей школе;

Методы исследования: сбор информации в сети Интернет на тему «Дети войны», интервьюирование, личные наблюдения, анализ полученных результатов, обобщение, вывод.

Объект исследования: Дети войны в годы ВОВ и в настоящее время.

Предмет исследования: воспоминания детей, переживших Великую Отечественную войну и рассказы детей из ЛНР и ДНР о событиях сегодняшних дней.

Практическая значимость исследования: результаты исследования можно использовать на классных часах, общешкольных мероприятиях, в социальных программах.

Новизна исследования: в оборот вошли воспоминания и семейные документы, не использованные ранее.

Степень изученности темы: используя специальную литературу, мы определили понятие «дети войны». Используя воспоминания очевидцев, мы выяснили обстоятельства жизни и судьбы детей г. Первомайска и ЛНР, переживающими страшные события у себя дома и нашли способы и методы их реабилитации вне дома, в социуме.

База исследования: Спортивно-оздоровительный центр “Дружба” г. Малоярославец Калужской области.

Личный вклад: участие в волонтерской деятельности, направленной на оказание психологической помощи и воспитательной работы в процессе адаптации детей, прибывших из г. Первомайска и ЛНР.

Введение

Ежегодно во всем мире 6 января отмечается День детей – сирот войны.

Войны были во все времена, но самыми страшными для нашей страны оказались события 1941 – 1945 годов.

Чтобы нынешнее поколение не забывало, какой ценой далась победа, правительство страны и различные государственные структуры, общественные организации уделяют большое внимание патриотическому воспитанию молодежи.

Важную роль в этом играют и дети войны, которых, несмотря на их участь, отличают жизнелюбие, доброта и отзывчивость. Их жизнь в те страшные годы была тяжелой: голод, болезни, детские дома, приемные семьи…

Сегодня многим из них далеко за восемьдесят, но они полны сил и энергии, входят в состав общественных организаций и активно участвуют в жизни страны. Ветераны проводят встречи со школьниками и студентами, рассказывают о том, как они жили и трудились в Великую Отечественную Войну: как питались, во что играли, как помогали фронту. У каждого из них своя печальная история о голодном детстве.

К сожалению, сегодня в нашем мире тоже неспокойно. Мы вместе должны поддерживать детей, потерявших родителей на войне, это очень важно. А такие даты, как День детей-сирот войны, в очередной раз напоминают нам о трагических событиях и служат поводом для оказания помощи и поддержки тем, чье детство выпало на страшные военные годы.

Великая Отечественная Война 1941-1945гг. затронула каждый уголок нашей большой страны, она не прошла мимо ни одной семьи. Каждый, кто жил в то время, как никто знает, те ужасы и страшные события, что происходили с нашими соотечественниками. К большому сожалению, война затронула абсолютно всех - мужчин, женщин, стариков и детей. Наша страна, как одна большая крепкая семья, боролась с фашизмом изо всех сил ради Великой Победы и продолжает это делать сегодня!

Глава 1. Дети Великой Отечественной войны

1.1. Дети блокадного Ленинграда

80 лет назад, 27 января 1944 года, закончился один из самых трагических эпизодов Великой Отечественной войны. Была полностью снята блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 дня. Ленинград – единственный в мировой истории город, который смог выдержать почти 900-дневное окружение.

Кольцо блокады сомкнулось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года, на 79-й день Великой Отечественной войны. Гитлеровские планы не оставляли Ленинграду никакого будущего: германское руководство и лично Гитлер высказывали намерения сравнять город с землей.

Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам германского командования, Ленинград должен был быть стерт с лица земли, а население города умереть от голода и холода.

Дети, рожденные в 1930-х-1940-х гг., на плечи которых выпала такая тяжелая судьба, практически не помнят обычных моментов счастливого детства, потому что они были его лишены. У них не было возможности просто играть в различные игры, спокойно учиться и отдыхать. Им пришлось очень быстро повзрослеть, видя все ужасы войны и испытав горечь потерь своих близких, друзей, соседей. В то же время каждый из них помнит, какая огромная ответственность была у каждого перед судьбой своей страны.

22 ноября 1941 года в ходе блокады Ленинграда начала действовать Дорога жизни — ледовая трасса через Ладожское озеро. Благодаря ей множество детей смогли отправиться в эвакуацию. До этого некоторые из них прошли через сиротские дома: чьи-то родные погибли, а чьи-то — пропадали на работе целыми днями. Слушая рассказы выросших блокадников, понимаешь: сумев сохранить жизнь, они лишились детства. Слишком много "взрослых" дел пришлось делать этим ребятам, пока настоящие взрослые воевали на фронте или у станков.

История Ирины Константиновны Потравновой

Ирина Константиновна помнит ощущение постоянного голода и слабости. Дети, обычные дети, которым хотелось прыгать, бегать и играть, едва могли двигаться — словно старушки.

"Как-то на прогулке увидела нарисованные "классики", — рассказывает она. — Захотелось прыгнуть. Встала, а мне не оторвать ноги-то! Стою, и все. И я смотрю на воспитательницу и не могу понять, что со мной. И слезы текут. Она мне: "Не плачь, лапонька, потом попрыгаешь". Настолько мы были слабы".

История Регины Романовны Зиновьевой

"22 июня я была в садике, — рассказывает Регина Романовна. — Мы пошли на прогулку, и я оказалась в первой паре. А это было очень почетно, мне флажок дали… Выходим гордые, вдруг бежит женщина, вся всклокоченная, и кричит: "Война, Гитлер на нас напал!" А я подумала, что это напал Змей Горыныч и у него огонь идет из пасти…"

Тогда пятилетняя Регина очень расстроилась, что так и не прошлась с флажком. Но очень скоро "Змей Горыныч" вмешался в ее жизнь гораздо сильнее. Папа ушел на фронт связистом, и вскоре его забрали на "черном воронке" — взяли сразу по возвращении с задания, не дав даже переодеться. Фамилия у него была немецкая — Гинденберг. Девочка осталась с мамой, а в блокадном городе начался голод. Однажды Регина ждала маму, которая должна была забрать ее из детского сада. Воспитательница вывела двух задержавшихся детей на улицу и пошла запирать двери. К малышам подошла женщина и предложила конфетку.

"Мы хлеба не видим, тут — конфеты! Очень хотелось, но нас предупреждали, что к чужим нельзя подходить. Страх победил, и мы сбежали, — рассказывает Регина Романовна. — Потом вышла воспитательница. Мы хотели ей показать эту женщину, а ее уже след простыл". Сейчас Регина Романовна понимает, что сумела сбежать от людоедки. В то время ленинградцы, обезумевшие от голода, воровали и ели детей.

У каждого из них своя печальная история о голодном детстве. В те времена для них обычный хлеб был деликатесом, поэтому все они научились его ценить и беречь.

История Татьяны Степановны Медведевой

Маленькую Таню мама звала последышем: девочка была младшим ребенком в большой семье: у нее были брат и шесть сестер. В 1941 году ей было 12 лет. "22 июня было тепло, мы собрались ехать загорать и купаться. И вдруг объявили, что началась война, — рассказывает Татьяна Степановна. — Мы никуда не поехали, все заплакали, закричали… А брат сразу отправился в военкомат, сказал: я пойду воевать".
Родители были уже пожилыми, им не хватило сил бороться. Они быстро умерли: папа — в феврале, мама — в марте. Таня сидела дома с племянниками, которые по возрасту не сильно отличались от нее — одному из них, Володе, было всего десять. Сестер забрали на оборонные работы. Кто-то рыл окопы, кто-то заботился о раненых, а одна из сестер собирала по городу мертвых детей. Сестра Рая, отвезла маленькую сестру Таню в детский дом, откуда их быстро отправили по Дороге жизни.

“Есть все время хотелось, мы только в марте 1945-го наелись хлеба. Еще в Ленинграде мой племянник Володя как-то дал своей ослабшей сестре маленький кусочек от своей пайки. Они оба выжили. Но она до конца жизни так и не простила себе, что взяла у него хлеб”.
Во время блокады в Ленинграде жителям давали блокадные карточки, по которым можно было получить хлеб- пайки по 125 граммов - норма, которую получали дети на весь день.

Блокадный хлеб
Люди! Не выбрасывайте хлеб!
Крошки, собирая по крупицам,
Что не съели сами, дайте птицам,
Только не выбрасывайте хлеб.
В этих крошках- судеб миллионы,
Олицетворение Ленинграда.
Боль его, детей и женщин стоны,
Всех, кого взяла в кольцо блокада.
Ленинградцы, берегите хлеб.
Утопая в тёплой, сытой жизни,
Может хлеб теперь казаться лишним,
Но в блокаду голод был свиреп.
Трудно нам понять под мирным небом,
Мысленно представить этот ад...
Не гнушайтесь, люди, черствым хлебом,
Он ведь спас блокадный Ленинград.

Автор: Анна Нюйблом

1.2. Дети войны и их подвиги

В годы Великой Отечественной войны борьба за жизнь велась не только на фронте, но и в тылу врага. Участниками антифашистских движений становились обычные граждане, несогласные с гитлеровским режимом. Они объединялись в нерегулярные отряды и мешали фашистам осуществлять свои планы. Благодаря партизанским отрядам многие оккупированные территории были отвоеваны Красной армией. Партизаны добывали сведения о готовящихся операциях, сбивали с толку немецкие отряды.

В годы войны в партизанские отряды вступали не только старики и взрослые, но и дети. О многих из них некому было позаботиться, терять им было нечего. Более того, дети вызвали наименьшее подозрение немцев – враги считали, что дети слабы и не готовы рисковать жизнью ради спасения других, а скорее согласятся на приют и еду. Но они ошибались: среди полутора миллиона человек, которые числились в партизанских отрядах, примерно треть – были дети. Истории у всех разные: кто-то прошел войну от начала и до конца, а после ее окончания смог вернуться к обычной жизни, а кто-то был раскрыт фашистами и казнен в самом начале боевых действий. Немцы не щадили детей, многим из них была уготована более страшная судьба, чем для взрослых.

Рассказы детей-героев Великой Отечественной войны 1941-1945 – это ценный источник данных для историков, даже если дети не участвовали в кровопролитных битвах с оружием в руках. Всем нам давно известны подвиги таких пионеров-героев Великой Отечественной войны, как Зина Портнова, Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Вилор Кечмак, Петр Клыпа, Лара Михеенко, Володя Дубинин и многих других ребят. Подвиги, которые совершили эти дети во время войны, невозможно переоценить. Они боролись за то, чтобы был мир во всём Мире, чтобы не гибли люди от рук нацистов, чтобы не было фашизма на Земле. Вместе с отцами, старшими братьями и сестрами по зову сердца с оружием в руках шли в бой тысячи юных патриотов, которые боролись с фашизмом. Много юных героев погибло за свободу нашей Родины.

В годы Великой Отечественной войны наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Обездоленных, потерявших родных, изголодавшихся, их находили советские солдаты в разрушенных городах и сёлах. Отогревали у походных кухонь, кормили фронтовым пайком. Некоторым удавалось оставаться в полках и подразделениях.

1.3. Семейный архив

Великая отечественная война явилась крупнейшим событием 20-го века, и нет, пожалуй, ни одной семьи, живущей на территории нашей огромной страны, которой бы она не затронула...

Семейный архив — это собрание документов, фотографий, писем и других материалов, связанных с историей семьи. Он помогает сохранить память о предках и передать ее потомкам.

Семейный альбом – это традиция с многолетней историей, это книга памяти, история семьи, рассказывающая обо всех ее значимых и важных событиях. Листая семейный альбом, можно увидеть историю жизни семьи, ее традиции и самые памятные мгновения. В каждой семье есть свой семейный альбом, в котором есть фотографии родственников-фронтовиков…

Моя бабушка, Елена Семеновна, бережно хранит фотографии, ветхие от времени письма и документы, боевые и трудовые награды своего отца, моего прадеда Лисинского Семена Федоровича, воевавшего на фронтах нашей Родины с 1942 по 1945 год.

Мой прадедушка Лисинский Семён Фёдорович родился 11 марта 1926 года в деревне Вяловская Линдовского района тогда еще Горьковской (а сейчас Нижегородской) области.

Будучи учеником 10 класса, в октябре 1943 года Лисинский Семен Федорович, мой прадедушка, добровольно ушел на фронт. Благодаря отличным математическим знаниям, мой прадедушка был зачислен наводчиком орудия в 16-й отдельный мотоциклетный батальон 2-й гвардейской танковой армии.

На фото 17ти летний Лисинский С.Ф.

Глядя на фотографию совсем еще юного парня, трудно представить, могла бы сейчас с такой же отвагой и патриотизмом встать на защиту своей Родины сегодняшняя молодежь?

Мой прадедушка Лисинский Семен Федорович во время Великой Отечественной Войны прошел длинный путь, побывав в самом пекле войны сражаясь на Курской дуге, на территории Польши, защищая наших братьев-славян, дошел до самого Берлина, не прячась от опасности за чужие спины. Он был счастлив, что смог вложить частицу себя в завоевание победы над фашизмом.

Наверное, именно благодаря неистребимой воле к Победе, сильнейшему чувству патриотизма и желанию поскорее вернуться к родным, мой прадедушка смог выстоять и уцелеть в то страшное время.

О героизме и отваге моего прадеда Лисинского Семена Федоровича, красноречиво говорят его боевые награды.

За участие в боевых операциях мой прадедушка Лисинский Семен Федорович был награжден:

Орденом Славы 3-й степени

Из наградного листа:

«В боях за город Массов, орудийному расчету, где наводчику, гвардии младшему сержанту, Лисинскому С.Ф. была поставлена задача: подавить огневые точки противника, которые мешали продвижению нашей пехоты вперед. Выкатив орудие на открытую огневую позицию, гвардии младший сержант Лисинский С.Ф., точной наводкой подавил пять пулеметных точек противника. Но в этот момент противник пустил в обход нашей Р.Г. свою пехоту, которая отчаянно рвалась вперед. Товарищ Лисинский открыл шквальный огонь из орудия, немцы падали от разрывов снарядов, но продолжали наступать. В это время у нас кончились снаряды. Командир приказал орудийному расчету залечь. Когда немцы подошли уже совсем близко, товарищ Лисинский давал одну за одной меткие очереди из автомата. На этот участок было подброшено еще одно орудие батареи и подвезены боеприпасы. Тогда наводчик Лисинский вновь стал к своей пушке и открыл огонь. Тогда немцы не выдержали и повернули обратно. Благодаря действиям наводчика ЛисинскогоС.Ф. задача была выполнена.»

Достоин представления к правительственной награде - Ордену Славы 3-й степени.)

  • Орденом Отечественной войны II степени

им награждаются те:

  • кто лично артиллерийским огнём уничтожил 1 тяжёлый или средний, или 2 лёгких танка (бронемашины) противника, или в составе орудийного расчёта — 2 тяжёлых или средних, или 3 лёгких танка (бронемашины) противника;

  • кто уничтожил огневые средства противника огнем артиллерии или миномётов, обеспечив успешные действия наших войск;

  • кто подавил огнем артиллерии или миномётов не менее 3 батарей противника;

  • Медалью «За освобождение Варшавы»

Получить эту награду могли только участники битв в польской столице и ее окрестностях в определенный период (14–17 января 1945 года).

  • Медаль «За взятие Берлина»

Получить медаль «За взятие Берлина» вправе были военнослужащие, которые лично штурмовали столицу Германии.

    1. Воспоминания детей-ветеранов ВОВ моего родного края

Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в районе Малоярославца происходили ожесточённые бои в ходе Московской битвы 1941–1942 гг.  На подступах к Малоярославцу совершили свой подвиг курсанты Подольских училищ, в октябре 1941 г. героически оборонявшие рубежи на юго-западных подступах к Москве. В ожесточённых боях, развернувшихся на Можайской линии обороны в середине октября, советские войска оказали героическое сопротивление превосходящим силам врага и задержали его на несколько дней. 13 октября пала Калуга, 16 октября — Боровск. 18 октября 1941 года город Малоярославец был захвачен 19-й танковой дивизией вермахта.  

Общие потери Красной армии при этом составили более 10 тысяч человек. Немногим более двух месяцев длилась оккупация Малоярославца, на территории района было полностью уничтожено 13 сел и деревень, убито и замучено 570 мирных жителей, в том числе женщин и детей. Полностью или частично были разрушены все промышленные предприятия города.

Тысячи пионеров Подмосковья, в том числе и Малоярославецкого района, трудились на колхозных полях, работали на прополке, окучивали овощи, убирали урожай. За свой самоотверженный труд во время ВОВ тысячи подростков были награждены орденами СССР, медалями “За трудовую доблесть”.

Эти дети-пионеры последние из тех, кто еще может поделиться своими воспоминаниями о той ужасной войне, и я решил взять интервью у Галины Петровны Некрасовой, руководителя Малоярославецкой районной общественной организации «Дети ВОВ 1941-1945гг.».

Некрасова Галина Петровна, будучи неравнодушным человеком, сумела сплотить тех, чье детство было опалено войной, тех, на чьи детские плечи наравне со взрослыми выпали военные и послевоенные испытания. Она рассказала мне несколько историй детей войны, которыми и я не могу не поделиться.

 

История Виноградовой Лидии Михайловны

Довоенная жизнь в Юхнове. Вместе с отцом катим на велосипеде. А за нами на дамском-красивая мама. Река Угра, широкая, сверкающая на солнце, с белым, сыпучем песком. Я у отца на плечах хохочу, сама не знаю почему... Это тоже довоенное счастье. А дальше была война.

Отца из-за болезни не взяли в армию. Из Юхнова семья переселилась к дальней родне в деревню Крюковка. Здесь не было бомбежек. Иногда в деревню заезжали немцы, искали партизан.

   Однажды к вечеру зимнего дня в избу вошли два немца, взмахивали руками: “Матка, фух, фух!”. Стало понятно, поджигатели нас выгоняют из теплого жилья. Отец взял меня на руки, мать, что попало под руки. Фашисты поджигатели избы. Люди молча, понурив головы покидали жилье, волоча за собой самое необходимое. Наутро все обходили пепелища, кое-где догорали огромные головёшки, на которые падали хлопья снега. Немцев не было. Мороз, хоть и слабенький, заставлял жаться к догорающим кострам. Где жить? К счастью, кто-то обнаружил на взгорке курную баньку. Её немцы не заметили, не сожгли; в ней поселились погорельцы. Это было полутемное помещение с печью посередине, которая топилась по-чёрному; нары и люди, лежащие вповалку. На утро все обходили пепелища, кое-где догорали огромное головешки, на которые падали хлопья снега. Немцев не было. Мороз, хоть и слабенький, заставлять жаться к догорающим кострам. К счастью, кто-то обнаружил, что как-то в баньку зашли немцы с оружием и стали выгонять всех на улицу. Кто-то из женщин заголосил. Все столпились на снегу под берёзой. Отец побледнел, взял меня на руки и остался на крыльце. Рядом стоял немец с облупившимся от мороза лицом, с красным шелушащимся носом ислезившимися глазами. Он тоскливо смотрел на снег и на русских, сгрудившихся у дерева. Было понятно, убивать никого не будут. Немцы вынесли из баньки остатки съестного и убрались восвояси.  А через день пришли свои, весёлые, хоть и уставшие солдаты. Красноармейцы деловито устанавливали пулемёт, а нам сказали: «Мы люди военные, а вам здесь делать больше нечего, собирайтесь и уходите».

   После боя выяснилось, что немцы отброшены. Мы отправились в довольно крупное и частично сохранившееся село Мержево. В нём уже была советская власть. Там нам выдали мыло. Мама меня помыла горячей водой. Какое это наслаждение быть чисто вымытой и чуть-чуть припахивать мылом. Немцы долго не уходили из-под Юхнова. Они то наступали, то отступали. Вокруг полыхали пожары.

Отца направили работать в глухую деревню Угаровку. Там было всего три дома. Отец был единственным врачом. Больных жителей везли со всех окрестных деревень, были и раненые мальчишки. Отец решил, что нас с мамой надо отправить подальше от линии фронта. Так мы оказались на Урале у родственников отца. Мама устроилась на работу в маленьком лесном посёлке фельдшером медпункта.

8 мая я с родителями гостила у дяди в Москве. Взрослые говорили о приближающейся победе над фашизмом. Слово «фашист» нам, детям, было хорошо известно, «ведь он пришёл из Германии, чтобы нас убить или превратить в своих рабов».

В тот памятный вечер небо полыхало от салютов, следовавших один за другим. По радиоголос Левитана объявляет о победе. Всегда зычный его голос в час ночи звучит ещё торжественней, диктор ликует. Люди выходят на улицу, чтобы поделиться друг с другом своим счастьем. Рано утром мы возвращались в Малоярославец. Скоро приедем домой. В Малом тоже радуются Победе. Мне казалось, что теперь жизнь станет лучше. И никогда не будет «голодухи», когда чай с сахарином и чёрными сухарями – на сладкое. А щавель на заливном лугу у речки выбирался раньше, чем успевал подрастать. Войны больше нет. Я была счастлива».

Мы с Галиной Петровной Некрасовой солидарны в том, что мы живем в такое время, когда нашу Победу необходимо защищать от клеветников, возвращать историческую память юному поколению. Мы никогда не будем похожи на детей, которые жили в годы войны, но мы всегда будем помнить о них, благодаря тем мероприятиям, которые проходят в нашем городе.  

Наши цели:

1. Оказание помощи в защите прав и интересов детей войны, при решении их социальных, правовых и других проблем.

2. Сохранение исторической памяти о детях, переживших страшные годы войны.

3. Ведение патриотической работы с молодежью, в целях увековечивания подвига нашего народа в Великой Отечественной войне.

Сегодня уже дети поколения победителей продолжают боевую славу своих великих предков на фронтах СВО. Поэтому в нынешнее время и День Победы, и память о Великой Отечественной войне приобретают совсем иное значение. 

Глава 2. Дети войны сегодня

2.1. Дети Донбасса

Говорят, для того чтобы превратиться в пацифиста, достаточно посетить полевой госпиталь в самый разгар сражения. Или посмотреть в глаза искалеченного ветерана. Можно добавить и третье – самое невыносимое – увидеть воочию детские смерти на войне.

История Донбасса в этом смысле уникальна. Здесь практически вся территория – смертельно опасное для ребёнка место сражения. По подсчётам ООН, республики Донбасса сейчас занимают пятое место в мире по насыщенности неразорвавшимися снарядами и минами. В этом регионе особое детство – ребёнок к трём-четырём годам уже понимает, что такое боеприпас и остерегается его. Но это, если родители сознательные и отдают себе отчёт, где живут. Нередко для юных жителей Донбасса организуют образовательные программы с демонстрацией широкого арсенала, применяемого Вооружёнными силами Украины против собственного населения. От презентаций становится страшно – Донбасс щедро сдобрен минами, гранатами и миномётными боеприпасами. По оценкам специалистов, чтобы полностью очистить территорию конфликта от взрывоопасных предметов, потребуется от 10 до 15 лет.

К слову, к свидетельствам текущей войны в Донбассе добавляется наследие Великой Отечественной войны. Отряды разминирования регулярно сталкиваются с боеприпасами 80-летнего возраста.

В Донбассе уже несколько лет дети живут в мире, который они не выбирали и выбрать не могли — это постоянный страх, звуки разрывающихся снарядов, рев и крики взрослых людей...

За время агрессии Украины против Донбасса с 2014-го года в ДНР было обстреляно 528 образовательных учреждений, ранено 799 и убито 265 ни в чем не повинных детей. Каждый из них хотел вырасти, осуществить свои мечты, сделать этот мир светлее и прекраснее. Возможно, убитый ребёнок мог стать гениальным врачом или ученым, спасающим жизни и разрабатывающим лекарство от смертельных болезней. А может, архитектором или строителем, создающим красивые города. Маленькие ангелы, девочки и мальчики, со своими заветными мечтами, которым никогда уже не суждено сбыться!

Эти ангелы покинули нас навсегда и помнить о них – самое простое и важное, что может сделать каждый из оставшихся в живых.

На кадрах, которые опубликовала Инфошкола ДНР, было показано то, с чем сталкиваются дети Донбасса на протяжении более 9 лет — там нет художественной постановки, только настоящие жизнь, эмоции и реальная действительность. Многие из них и не подозревают, что есть иная жизнь — они родились уже во время войны и даже не знают, что такое мирное небо, а жизнь наполнена постоянным риском.

Школы и детсады помнят звуки прилетов. Изорванные занавески, разбитые стекла окон, дырявые стены, полы, потолки. Все это — детство донбасских ребят.

Эти дети не выбирали, где родиться, но их до сих пор лишают самого важного — детства.

2.2. Воспоминания и рассказы детей из ЛНР и ДНР

По разным причинам не все семьи могут переехать из зоны СВО в мирный регион даже на время. Вырваться хотя бы на несколько дней в спокойные места – большое счастье для них. Такие поездки для донбассцев организуют в разных областях нашей необъятной Родины.

В частности, летом 2022го и 2023го гг. дети из Первомайска и ЛНР приезжали в мой любимый лагерь «Дружба» в г. Малоярославец Калужской области.

Для большинства из них поездка за пределы дома — это первое путешествие в их жизни.

Прием ребят из ЛНР и открытие 1й летней смены 2022г. (на обеих фотографиях я в черной бейсболке)

«Слушаешь этих ребят, и мурашки по коже. Сколько же на их долю уже выпало испытаний. И посмотрите, как светлеют их лица, когда они рассказывают, как они отдохнули у нас. Старались, чтобы хотя бы на эти 3 недели ребята смогли вспомнить, каким беззаботным и ярким бывает детство», — комментировал в своем интервью губернатор Калужской области Владислав Шапша.

Ситуация в разных районах Донбасса отличается. Где-то дети до сих пор чуть ли не ежедневно прячутся в подвалах. В других местах относительно безопасно.

Донбасские дети рано взрослеют, и то, что здесь у нас не каждый знает в теории, они уже испытали на практике, о чем они с неохотой делились с нами. Рассказывая нам, что именно пришлось пережить, дети сбивались, словно в этот момент заново переживая страшные события, происходящие у них на глазах у них дома.

Чувствуешь себя ужасно, задавая вопросы прибывшим из Первомайска детям. Даже максимально осторожно, бережно. Ведь так или иначе любой из них касался войны, у каждого ребенка украденное детство, боль, потери, страх…

Света из Горловки учится в 10‑м классе, но ее взгляд, рассуждения словно у прожившего целую жизнь, сложную жизнь, человека… Не по годам они взрослые, дети Донбасса.

— Война началась неожиданно. Страх помню. Помню, как еще маленькая, сидела в подвалах. Очень редко выходила на улицу... Ничего хорошего из детства вспомнить не могу. Ну потому, что у меня его… не было. О том, что началась война, мне сказала мама.
Первый прилет, говорит Света, для ее семьи был вечером, возле дома. Девочка тогда смотрела мультики. Мама подскочила, спрятала дочку в коридоре… Сейчас на улицу она тоже почти не выходит:
— Это же нормально, когда дети играют на улице, общаются со сверстниками, куда-то ходят, что-то делают… Хотелось просто побыть ребенком. Но тут, дома, не могу. Смогла только, приехав сюда в лагерь.

2.3. Поддержка и реабилитация детей ЛНР и ДНР

Тема детей, пострадавших от военных действий заслуживает отдельного рассмотрения, так как она включает целый комплекс проблем. Помимо потери близких эти дети испытали и страх за собственную жизнь, и страх за своих родственников, многие оказываются без крова, вынуждены бежать из родного города. Встречаются и дети, потерявшие сразу всех своих родных, видевшие многие жестокие убийства, рушащиеся дома. На фоне стресса, которому оказываются подвержены дети, им особенно тяжело удается справляться с трудностями. На мой взгляд, эта тема особенно важна и заслуживает детального рассмотрения, однако объем данной работы не позволяет рассмотреть ее достаточно подробно, но я хочу отметить основные аспекты.

У детей, переживших такие страшные события, могут быть:

1. Повторяющиеся кошмары или сновидения о произошедшем событии.

2. Воспоминания или вспышки, которые вызывают сильную тревогу или

страх.

3. Избегание любых ситуаций или мест, которые напоминают о травме.

4. Постоянное напряжение и гиперактивность.

5. Проблемы с концентрацией и нарушения сна.

6. Устойчивое чувство вины, позора или беспомощности.

7. Затруднения в установлении и поддержании отношений с другими

людьми.

У подростков в возрасте от 13 до 16 лет возможны низкая социальная активность, недостаточная социально-психологическая адаптация, сложности в межличностных контактах, невротические реакции.

Социально-психологическая адаптация – это адаптация:

  • к ближайшему социальному окружению в коллективе;

  • к традициям и неписаным нормам коллектива;

  • к стилю работы руководителей;

  • к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе.

Любая поддержка извне для детей, переживших страшные военные события, означает очень многое.

Сегодня оздоровление детей Донбасса поставлено на поток и поддерживается властями России и Белоруссии. Инициативу одобрили главы государств Александр Лукашенко и Владимир Путин. Поездки на отдых детей финансируются из государственного бюджета, но большую помощь оказывают – местные областные власти и спонсоры - бизнесмены и предприниматели, а также простой народ, не безучастный к происходящим сегодня событиям. 

Когда летом 2023года более 400 детей из Первомайска и ЛНР приезжали в мой любимый лагерь «Дружба» в г. Малоярославец Калужской области, я, приехал туда тоже, но уже не отдыхать, а работать в качестве волонтера. Хотя с 8-летнего возраста, я ежегодно и с большим удовольствием ездил именно отдыхать в «Дружбу», в этот раз мне хотелось быть полезным и оказать помощь вожатым в работе с прибывшими из Первомайска детьми. Я хотел лично помогать им отвлечься от страшных событий, чтобы они смогли хоть на время почувствовать вкус свободы и счастливого детства.

Спортивно-оздоровительный лагерь «Дружба» расположен в черте города Малоярославец, в экологически чистой зеленой зоне, на высоком берегу реки Лужа.

Лагерь защищен с севера сосновым бором, с западной стороны березовой рощей и смешанными посадками по периметру лагеря. Здесь отдыхают ребята из многих регионов.  

16 июня 2023г. спортивно-оздоровительный лагерь«Дружба» отметил свой юбилей. За 25 лет десятки тысяч детишек смогли побывать и отдохнуть здесь. И больше половины времени им руководит дипломированный психолог, педагог и общественный деятель Скиданова Светлана Викторовна.

В спортивно-оздоровительном лагере “Дружба” всегда разнообразная и интересная программа для детей - ребенку на 21 день предлагается забыть о компьютерах, телевизорах и видеоиграх и отправиться в увлекательный мир живого общения, спорта, приключений и игр.
У нас в лагере регулярно проводятся развлекательные программы и концерты. Ребята расширяют свой кругозор, приобретают новые полезные знания и навыки, учатся творчески мыслить и выражать свои чувства и мысли, самостоятельно принимать решения и работать в команде. 

Для укрепления здоровья детей большое внимание уделяется спортивным занятиям. Ежедневно мы проводим различные эстафеты, веселые старты подвижные игры и соревнования.

В программу социально-психологической адаптации у нас в лагере входило:

  • Знакомство с Правилами внутреннего трудового распорядка;

  • Знакомство с коллективом лагеря (администрацией, врачом, сотрудниками кухни, охранниками и, конечно же, с вожатыми);

  • Знакомство с историей лагеря и его традициями;

  • Адаптация к режиму и ритму отдыха и труда;

  • Вовлечение в различные мероприятия, проводимые в лагере;

  • Психологическая помощь.

Мы все постарались обеспечить максимальный охват юных гостей из ЛНР, окружить их заботой и сделать их отдых полезным, интересным и безопасным.

Перед отъездом из лагеря, мы спрашивали детей, насколько им понравилось отдыхать у нас?

Впечатления у ребят только положительные, а вопрос "Хотите ли вы еще раз съездить?" можно не задавать. Заранее понятно, что все хотят.

«Мы непрерывно чувствуем всестороннюю поддержку со стороны нашего братского региона — Калужской области, которая летом 2022 года взяла шефство над Первомайском, а во второй половине 2023 года расширила помощь на все населённые пункты городского округа. Наша дружба крепнет с каждым днём», — подчеркнул глава Первомайска Сергей Колягин.

Десятки тонн гуманитарной помощи, более сотни восстановленных объектов социальной сферы, жилого фонда и инфраструктуры, взаимодействие во всех сферах деятельности, оздоровление детей, обмен опытом и многое другое — это результаты сотрудничества, которое продолжается уже почти 2 года.

В конце прошлого года Губернатор Калужской области Владислав Шапша подвёл итоги работы в рамках шефской помощи и наметил планы на 2024 год. Поддержка жителей Первомайска обязательно будет продолжена. Многие волонтёрские организации Калужской области уже объявили сборы для новых гуманитарных грузов.

Если будет принято решение на уровне глав Первомайска и Калужской области и летом 2024 года к нам в лагерь снова приедут дети, мы с радостью снова примем их в гости и постараемся максимально окружить теплом и заботой!

2.4. Личный опыт в волонтерской деятельности

Иногда хочется делать что-то полезное не ради каких-то материальных благ, а по зову сердца. Людей с такой мотивацией называют волонтерами.

Волонтер — это человек, который бесплатно, по личной инициативе занимается общественно полезными делами.

Как правило, волонтеры помогают некоммерческим организациям, у которых не всегда есть ресурсы нанять нужных людей за зарплату. А иногда и возраст таких заинтересованных людей, не позволяет оформиться официально в такие организации, но здесь главное – желание быть полезным.

Один из видов волонтерства – социальное волонтерство — это работа с детьми-сиротами, одинокими стариками, инвалидами, малоимущими, мигрантами, беженцами, бездомными и другими людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Волонтеры могут оказывать им всяческую поддержку — собирать и передавать продуктовые наборы и средства гигиены, одежду, канцелярию.

Я очень хотел стать частью команды в лагере «Дружба», а не просто отдыхать наряду с другими ребятами. В силу возраста, пока я не могу быть вожатым, но имея огромное желание быть полезным, я обратился к директору лагеря Скидановой Светлане Викторовне и предложил стать помощником вожатых, чтобы лично помогать им в работе с детьми из Первомайска.

Пока у меня совсем небольшой опыт в волонтерской деятельности, но, тем не менее я уже могу поделиться своими наблюдениями.

При тесном контакте с детьми из Первомайска и ЛНР в первые дни их пребывания, мы с вожатыми могли услышать высказывания некоторых детей и подростков: «Я никому не нужен» и «Меня никто не понимает», хотя предпосылок этому не было, это была так называемая их защитная реакция и нежелание некоторых детей общаться и быть вовлеченными в мероприятия.

У детей имелись следующие предпосылки возникновения сложных внутриличностных и межличностных конфликтов:

- чувство социального одиночества (на территории ЛНР остались родственники, любимые домашние животные и др.),

- нереализованные желания и возможности (в связи с быстротой разворачивания экстремальной ситуации),

- неправильное восприятие окружающего мира и себя в нем (результат дезинформации и особенностей воспитания).

Но в ходе общения с ребятами, нам удалось выяснить, у кого какие опасения или страхи и, определив, каким образом мы можем помочь их развеять, мы с вожатыми под чутким руководством Светланы Викторовны Скидановой приступили к работе по их адаптации.

Процесс исцеления включает несколько уровней. На простейшем уровне — это нахождение в отношениях, разговаривание и слушание или совместная деятельность и оказание друг другу поддержки в решении простых жизненных задач. В такого рода работу по исцелению вовлекается каждый. Делиться друг с другом своими историями — это естественный и ценный во всех культурах процесс. Истории несут с собой потенциал роста и исцеления, дают нам силу и стойкость.

Каждый ребенок, в итоге, смог быть вовлечен в различные мероприятия и найти для себя творческое предназначение. Каждый день мы придумывали различные сценарии и проводили такие творческие конкурсы, как «Евровидение», «Мисс и мистер лагеря», «В стране сказок», «Поиски клада» и др.
Весь день дети проводили в кружках, познавательных студиях, участвовали в творческих праздниках, а вечером мы проводили дискотеки, которые так нравились всем.

Я считаю, что чем ближе мы могли расположить к себе каждого ребенка, тем быстрее они раскрывали перед нами свои, возможно скрытые даже от них самих, таланты. Я очень рад, что смог принять участие и оказать помощь детям.

Заключение

В связи с проведением специальной военной операции дети, проживающие на присоединенных территориях РФ, нуждаются в комплексной поддержке.

В нынешней действительности первоочередная задача – это оказание помощи в лечении и реабилитации этих детей. Потому что нет чужих детей. Есть просто дети, оказавшиеся в беде. Дети, которым нужна наша помощь. В условиях разрастания конфликта все большее количество детей находятся под угрозой обстрела, взрыва противопехотных мин и неразорвавшихся боеприпасов. Многие из них получают серьезные осколочные ранения.

Я знаю, что на сегодняшний день уже существуют различные фонды для оказания помощи детям Донбасса, как например “Фонд помощи детям имени Примакова Е.М.”

В рамках проекта «Дети Донбасса» фонд отправляет гуманитарные грузы; обеспечивает школы мебелью и спортивным инвентарем, детские больницы и поликлиники – медицинским оборудованием; оказывает адресную помощь нуждающимся семьям; поддерживает детей, эвакуированных в пункты временного размещения, чьи родители воюют или работают в зонах проведения военных действий.

Сегодня, как никогда этим детям нужна помощь. Я думаю, каждый из нас в силах помочь, кто, чем может и это не всегда требует больших финансовых затрат! Это может быть оказание гуманитарной помощи, как мы организовывали в школе - каждый приносил из дома, кто что может - гигиенические принадлежности, мягкие игрушки, письменные принадлежности, раскраски и книжки для малышей. Возможно, кто-то захочет оказать помощь, став волонтером, ведь гуманитарную помощь нужно не только собрать, но и отсортировать, упаковать, отправить, доставить.

Ведь самое главное — когда дети живы, и готовы смело идти вперед, учиться, дружить, любить, помогать… Да, именно помогать — ведь любой человек, который побывал на грани, ощутил горечь утраты, испытал крайнюю нужду, но вдруг нашел поддержку и отклик в сердцах окружающих, обязательно сам протянет руку помощи.
Сейчас как никогда важно показать детям, что в этом мире, по-прежнему, много тепла и добра, заботы и искреннего сопереживания, готовности разделить чужую боль и быть рядом, поэтому я прошу, как сверстников, так и взрослых не оставаться в стороне - присоединяйтесь!

 

 

Используемая литература и другие источники информации:

  • «Венок славы». Том 12. Ради жизни на земле. Издательство Современник,

  • 1983г-1987гг.

  • «Блокадная книга», авторы Даниил Гранин, Алесь Адамович. Издательство Советский писатель. Москва, 1982г.

  • https://istoriavsem.mirtesen.ru/blog/43031900879/TRI-GODA-SPUSTYA.-DETI-DONBASSA-VSPOMINAYUT,-KAK-V-IH-

  • https://mir24.tv/articles/16416394/nedetskii-podvig-yunyh-partizan-realnye-istorii-detei-geroev

  • https://za-media.ru/news/za-9-let-voyny-v-donbasse-pogiblo-bolee-200-detey/

  • https://www.5-tv.ru/tabloid/131659/

  • https://malkrai.ru/news/9900-vospominanija-lidii-mihailovny-vinogradovoi.html

  • https://ok.ru/kalugaer40/topic/154224298658567

  • https://sputnik.by/20230719/detstvo-kotorogo-net-kak-vzrosleyut-deti-donbassa-1077646402.html

  • Материалы, предоставленные МРОО "Дети ВОВ 1941-1945Г"

  • http://druzhbask.ru/

  • Методичка Н.Ф.Зубковой «Жизнь после войны. Психологическое сопровождение детей, эвакуированных из зоны военных действий в образовательных организациях».

  • https://studbooks.net/902907/psihologiya/reabilitatsiya_detey_postradavshih_voennyh_deystviy

Просмотров работы: 56