Введение.
В свободной энциклопедии «Википедия» есть определение слову труд. Там указано, что это деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, которые удовлетворяют потребности индивида и (или) общества. 1 Из этого можно сделать вывод, что труд человека всегда является полезным, и людям следует трудиться, чтобы приносить пользу другим.
06 октября 2022 года в нашем городе состоялся праздник, посвящённый юбилею системы образования нашего города. На празднике было много учителей, внесших большой вклад в образование ребят нашего города. Очень многие из педагогов были награждены за свой труд. Моя бабушка Маркелова Надежда Павловна тоже была приглашена на этот праздник как ветеран. Бабушка всю свою жизнь трудилась в системе образования нашего города. В школе на уроке мы проходили тему «Труд человека». И мне захотелось узнать о вкладе моей бабушки в систему образования нашего города и представить значимую профессию педагога на примере трудовой деятельности моей бабушки Маркеловой Н.П.
Тезисы:
- Выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатами (физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист А.Эйнштейн).
- Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас (русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский)
- Педагогика – не наука, а искусство, самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. (русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский)
- Учитель работает над самой ответственной задачей – он формирует человека. Педагог – это инженер человеческих душ. (российский государственный деятель М.И. Калинин)
- Работая в нашем Дворце, я поняла, что мы помогаем ребятам быть активными, найти своё любимое дело, испытать ситуацию успеха и, возможно, определиться с выбором своей будущей профессии. (почётный работник общего образования Российской Федерации, ветеран труда, ветеран атомной энергетики и промышленности Маркелова Н.П.)
Актуальность: Каждый человек в своей жизни обязательно встречается с педагогом, который может так или иначе повлиять на его дальнейшую жизнь. Поэтому профессия педагога является очень значимой для людей и их жизни, а выбранная мною тема работы актуальной.
Гипотеза: Предположительно, труд моей бабушки в системе образования является значительным и полезным.
Объект исследования: Трудовая деятельность человека.
Предмет исследования: Трудовая деятельность Маркеловой Н.П.
Цель работы: проанализировать трудовую деятельность моей бабушки Маркеловой Н.П., выяснить ее значимость и полезность, представить информацию в виде презентации.
Задачи, поставленные для достижения цели:
- познакомиться с доступными источниками информации по данной теме;
- побеседовать с бабушкой Маркеловой Н.П. и мамой Крохиной И.В.;
- проанализировать трудовую деятельность и результаты труда Маркеловой Н.П.;
- оформить презентацию.
Методы работы:
- ознакомительный;
- беседа;
- анализ полученной информации;
- оформительский.
Основная часть.
Труд является очень важной частью в жизни каждого человека. Чтобы обеспечить себе и своей семье саму жизнь, необходимо трудиться.
Трудовая деятельность человека начинается еще в самом юном возрасте. Сначала малыш начинает помогать взрослым, выполняя их несложные поручения. С 7 лет, когда дети идут в школу, их труд также состоит в приобретении знаний. Это необходимо для того, чтобы получить образование и специальность, которые помогут устроиться человеку в дальнейшей жизни.
После получения образования начинается настоящая взрослая жизнь. Юноши и девушки приступают к работе по выбранной специальности. Каждая профессия очень важна и приносит пользу людям.
Учитель — одна из самых распространённых общественных профессий, направленная на воспитание и обучение следующих поколений. Первые учителя были известны еще в Древней Греции, когда была построена одна из первых систем образования. 2
С греческого языка слово «педагог» переводится как «ведущий ребёнка» (pais, paidos – «дитя, ребёнок», agogos – «ведущий»). Он стал так именоваться, потому что всюду сопровождал порученного ему ребёнка. 3
Моя бабушка, Маркелова Надежда Павловна, уже в 4-м классе твёрдо решила, что будет педагогом.
Бабушка вместе с семьёй приехала в наш город, а точнее в посёлок Сокол на 21 площадке, когда ей было три года. Здесь она сначала ходила в детский сад, а потом до 8 класса училась в 116 школе. Учиться ей очень нравилось! Класс был дружный, а первая учительница, Нина Александровна Харсеева – строгая, но справедливая. Ребята ее очень любили. И труд Нины Александровны очень повлиял на выбор профессии бабушки.
Бабушка рассказывала, что ребята часто ходили в походы, много играли в подвижные игры, особенно в лапту, а в школе было много кружков. Она с удовольствием посещала танцевальный кружок, любила рисовать и пела в хоре, читала стихи на праздниках, занималась в баскетбольной и лыжной секциях. В 8 классе они выиграли в баскетбол у команды нашей 125 школы и заняли 1-е место в городе. А однажды ей доверили вести концерт на смотре художественной самодеятельности.
С детства моя бабушка была трудолюбивой и активной. Её первые поручения – санитарка, командир октябрятской звёздочки, звеньевая, к выполнению которых она относилась очень ответственно. Так как она училась хорошо, её часто «прикрепляли» к ребятам, у которых с учёбой не очень ладилось. Вместе с ними она делала уроки, и радовалась, когда у них всё получалось.
В 6-м классе мою бабушку заслуженно наградили путёвкой в пионерский лагерь имени Олега Кошевого на берегу Чёрного моря в Крыму около города Евпатория. А в старших классах моя бабушка, вступив в комсомол, была комсомольским организатором.
После окончания 124 школы в 1970 году бабушка начала работать лаборанткой в своей родной школе 116 и учиться заочно в Челябинском педагогическом институте. Конечно, ей было очень трудно, но она справлялась. Приходилось выполнять самую разнообразную работу – готовить для учеников лабораторные работы по химии и физике, оформлять учебные стенды в кабинетах и рисовать плакаты к праздникам. Также бабушка заведовала школьной библиотекой и очень ответственно относилась к своим обязанностям, никогда не оставляла на завтра то, что можно было сделать сегодня. Кроме того, она научилась печатать на пишущей машинке и демонстрировать на уроках учебные фильмы на кинопроекторе. Все эти навыки ей очень пригодились в будущей профессии.
Свой первый педагогических успех моя бабушка неожиданно испытала, когда в 116 школе вела уроки рисования в 4-6-х классах. Не всё получалось, знаний не хватало, но большое желание победило. На городской выставке изобразительного творчества, которая проводилась во Дворце пионеров (сейчас это Дворец творчества), жюри высоко оценило работы её учеников: школа заняла 2-е место, а бабушке объявили благодарность. Было это в 1974 году. Весь коллектив школы очень радовался, особенно директор, Анатолий Александрович Савин. Бабушка с большим теплом отзывается о своих первых коллегах, отзывчивых и внимательных педагогах, которые всегда поддерживали её и помогали советом и делом.
В 1975 году мою бабушку пригласили работать во Дворец пионеров, где она трудилась до выхода на пенсию. Сначала в должности методиста по работе с пионерами, потом заведующей библиотекой, а после заместителем директора по воспитательной работе. Директором моя бабушка работать отказалась, потому что работа директора Дворца творчества больше административная, а бабушка хотела заниматься образовательной работой с ребятами.
Направлений работы во Дворце было много – и кружковая деятельность, и организация досуга школьников, городские конкурсы и соревнования, участие в областных мероприятиях и многое другое. Детское творчество так увлекло её, что после окончания института по специальности русский язык и литература, бабушка решила остаться работать во Дворце. Она не скрывает – работать было нелегко, но очень интересно! Жизнь во Дворце кипела! Иногда бабушка шутит: «Не работа, а какой-то бесконечный калейдоскоп событий».
Второй коллектив очень радушно принял молодого начинающего педагога. А работа у неё была очень ответственная и непростая. Как методист она организовывала учёбу пионерского актива детского актива – пионеров и октябрят, и взрослых – классных руководителей школ, старших и отрядных пионерских вожатых. Сама бабушка тоже много училась, приобретая опыт работы с детьми на семинарах и курсах повышения квалификации. Особенно интересно ей было на учёбе в Красноярске-26 и Москве. Там бабушка познакомилась с такими же увлечёнными и энергичными педагогами, а потом ещё несколько лет они вели деловую переписку.
Дел у бабушки было очень много! И направлений работы тоже. Одному человеку трудно было справиться с таким объёмом работы, но рядом всегда были опытные педагоги школ, сотрудники Дворца, секретари горкома комсомола, ветераны. Самыми активными были старшие пионерские вожатые. В нашей школе 125 из них сейчас работают педагогами Апалькова Светлана Николаевна, Чиндяева Ольга Юрьевна, Злоказова Лариса Евгеньевна и Бродягина Надежда Марьяновна. Вместе они придумывали, как сделать так, чтобы ребята в нашем городе жили интересно. Работали «Академия пионерских наук» и клубы по интересам, проводились сборы и праздники, слёты и многое другое. Бабушка говорит: «Работая в нашем Дворце, я поняла, что мы помогаем ребятам быть активными, найти своё любимое дело, испытать ситуацию успеха и, возможно, определиться с выбором своей будущей профессии».
Особенно напряжёнными были дни школьных каникул, когда Дворец с утра до вечера был полон детворы – проводились игровые программы, концерты, спектакли, конкурсы, экскурсии, выставки и соревнования. Часто на этих мероприятиях моей бабушке приходилось быть не только организатором, но и ведущей, а на Новогодних ёлках она иногда выполняла роль Снегурочки. Летом в профильном лагере «Юный техник» Дворца она много лет работала старшим воспитателем. Моя мама вспоминает, что в лагере Дворца пионеров было очень здорово, смена была наполнена различными интересными мероприятиями, в лагере моей маме очень нравилось.
Время стремительно шло вперёд. Бабушка рассказывает, что в 90-е годы учреждение получило новое название - Центр дополнительного образования детей, в составе которого было 10 отделов с различными направлениями: экология, техническое творчество, художественное творчество экономическая школа и другие интересные направления.
Здесь стало проводиться больше научных мероприятий - городские конкурсы и конференции, инженерные выставки и олимпиады, победители которых участвовали в областных, региональных и Всероссийских. Многие школьники нашего города по результатам участия становились студентами ведущих ВУЗов страны. О своих трудностях в работе бабушка не рассказывала, а только с гордостью повторяла, что всё задуманное, как правило, исполнялось хорошо или очень хорошо. За весь период своей трудовой деятельности бабушка не смогла вспомнить ни одного дела, которое бы у неё не получилось.
Больше всего моя бабушка ценит в человеке такие качества, как честность и справедливость, ответственность и трудолюбие, а главное – любовь к своему делу. Тогда любые задачи будут по плечу и любые трудности будут преодолимы.
Бабушка не жалеет, что не пошла работать учителем в школу. Она считает, что труд в дополнительном образовании детей не менее важен.
Сейчас бабушка не работает, но она продолжает активно заниматься общественной деятельностью: больше 10 лет трудится в составе городского совета ветеранов, участвует в организации мероприятий для школьников гражданско-патриотической направленности, является призёром конкурса «Слава созидателям», подготовила материал о Дворце творчества, который был опубликован в сборнике, посвящённом 60-летию снежинской системе образования «Нет на Земле ответственней призвания». Из самых последних дел, в которых она была одним из организаторов – проведение городского слёта ветеранов пионерского движения, посвящённого 100-летию со дня создания пионерской организации, и участие в профильной смене «Пионерии-100», проходившей в лагере школы 122 этим летом.
По рассказам моей мамы бабушку в нашем городе очень ценят, уважают и многие люди с теплотой отзываются о ней, бабушка всегда желанный гость в кругу ветеранов образования нашего города, ее часто приглашают на городские мероприятия системы образования.
Труд моей бабушки вознаграждён. Маркелова Н.П. почётный работник общего образования Российской Федерации, ветеран труда, ветеран атомной энергетики и промышленности. У бабушки много грамот и благодарностей за весь период её трудовой деятельности. Многие воспитанники Дворца творчества стали трудолюбивыми и успешными людьми.
А что ещё может быть лучшим итогом работы педагога, чем результаты труда его учеников?
Заключение.
Когда-то профессии учителя не было и им становился самый опытный, самый знающий. Перед ним преклонялись, в его словах искали ответа на самые важные вопросы, его советы становились законом для учеников. 4
Сегодня педагог приходит к детям, окончив институт. Он получает знания по многим предметам, без которых невозможно хорошо вести урок или заниматься с детьми внеурочной деятельностью. С учителем к нам приходит опыт многих поколений, мы узнаем об открытиях, сделанных до нас. Но еще задача педагогов научить ребят самим делать открытия, узнавать и создавать новое. 5
В ходе работы была изучена новая информация по теме. Благородная педагогическая профессия важна не только в школе. В процессе работы я очень много узнал о трудовой деятельности моей бабушки, Маркеловой Надежды Павловны, всю свою жизнь посвятившей системе образования нашего города.
В исследовании я увидел, что бабушка имеет многочисленные награды за свой труд – медали, почётные грамоты, благодарности. Своим трудом бабушка внесла немалый вклад в развитие дополнительного образования детей нашего города. По рассказам моей мамы жители города помнят труд моей бабушки и с теплотой о ней отзываются.
Считаю, что цель работы достигнута, значимая трудовая деятельность моей бабушки Маркеловой Н.П. в системе образования представлена и подтверждена, тема работы «Трудом славен человек» раскрыта и показана в презентации (Приложение к работе).
Список использованных источников:
https://ru.wikipedia.org
https://moeobrazovanie.ru
Что такое. Кто такой. Т.3 – 3-е изд. – М.: Педагогика-Пресс, 1994
Домашний архив
1 https://ru.wikipedia.org/wiki/Труд
2 https://ru.wikipedia.org/wiki/Учитель
3 https://moeobrazovanie.ru/professions_pedagog.html
4 Что такое. Кто такой. Т.3 – 3-е изд. – М.: Педагогика-Пресс, 1994, стр. 203
5 Что такое. Кто такой. Т.3 – 3-е изд. – М.: Педагогика-Пресс, 1994, стр. 203