Уровень тревожности обучающихся 9-х классов и способы его снижения (на примере исследования в МБОУ «СОШ № 10»)

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Уровень тревожности обучающихся 9-х классов и способы его снижения (на примере исследования в МБОУ «СОШ № 10»)

Маслак А.П. 1
1МБОУ"СОШ№10" г.Славгород
Герт Елена Юрьевна 1
1МБОУ"СОШ№10" г. Славгород
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Экзамены и подготовка к ним являются сильным психоэмоциональным стрессовым фактором для учащихся 9-х классов. Стрессовые факторы вызывают максимальное функциональное напряжение физиологических систем организма, отражаются на уровне психологических показателей у учащихся. Данная работа посвящена исследованию уровня личностной и ситуативной тревожности школьников в период подготовки к Основному государственному экзамену. В ней проводится сравнительный анализ проявлений тревожности учащихся 9-х классов с помощью опросника Спилберга–Ханина. В проведенных исследованиях психофизиологических показателей под влиянием стресса в период сдачи ОГЭ выявлены их изменения уже на начальном экзаменационном этапе. Существует связь между психологическими особенностями личности учащихся и успешностью сдачи ОГЭ.

Актуальность

Актуальность изучения тревожности школьников обусловлена тем, что напряженная, неустойчивая социальная и экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только духовная опустошенность детей, их жестокость, агрессивность, но и повышенная тревожность. Поскольку тревожность является одним из центральных понятий психологии личности и одной из существенных черт личности подростка, проблемы обучающихся с высокими показателями личностной тревожности приобретают особую актуальность. Как чрезмерный уровень тревожности, так и полное ее отсутствие мешают учащимся достигать успехов в учебной деятельности.

Объект исследования: проявление тревожности у обучающихся 9-х классов

Предмет исследования: динамика личностной и ситуативной тревожности обучающихся 9-х классов в период сдачи экзаменов

Цель: определение уровня тревожности обучающихся 9-х классов в предэкзаменационный период

Задачи:

  1. изучить понятийно-терминологический аппарат тревожности, методики измерения уровня тревожности, применяемые для подростков;

  2. провести сравнительный анализ проявлений тревожности у обучающихся 9-х классов с помощью опросника Спилберга–Ханина в разные периоды перед экзаменами;

  3. выявить, влияет ли проведение пробных экзаменов на динамику уровня тревожности;

  4. предложить дополнительные психологические рекомендации для детей и их родителей по снижению уровня тревожности.

Методы исследования:

  • отбор методик;

  • анкетирование;

  • анализ полученных данных.

Практическая значимость: исследование, проведенное на основе методик измерения уровня тревожности, и сделанные на основе собранного материала выводы помогут заинтересовать родителей, учителей, изучающих вопросы влияния показателей уровней тревожности на качество обучения и экзаменационную ситуацию. Данная исследовательская работа позволит предупредить негативные явления путем их своевременного выявления и проведения целенаправленной работы по преодолению трудностей.

Гипотеза: проведение пробных экзаменов и иная просветительская работа с обучающимися и их родителями позволяет говорить об отрицательной динамике уровня тревожности учащихся 9-х классов в предэкзаменационный период.

Глава 1. Природа, разновидности и уровни тревожности

1.1. Современное представление о тревожности в психологической науке

Психологическая наука дает различные толкования природы тревожности. Большинство психологов считают, что тревожность, имея природную основу (свойства нервной и эндокринной систем), складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов. Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо как и то и другое одновременно. Личностная тревожность не связана с каким-либо определенным обстоятельством и проявляется постоянно. Это состояние сопутствует человеку в различных видах деятельности [10, с. 386]

В отличие от страха, который является реакцией на конкретную, реальную опасность, тревога – это переживание неопределенной угрозы. Если понятия «тревога» и «страх» в быту могут использоваться как синонимичные понятия, то термины ситуативная тревожность (состояние субъекта в конкретный, определенный момент) и личностная тревожность (как относительно устойчивое образование) разводятся уже в первой половине XX века такими авторитетными психологами, как Р. Кеттел, Ч. Спилбергер и несколько позже Ю.Л. Ханиным.

1.2. Краткая характеристика психологических трудностей при сдаче экзамена, особенности психологической готовности к экзамену

Педагогам хорошо известно, что результаты экзамена не всегда определяются уровнем знаний ученика. Успех на экзамене зависит не только и не столько от уровня знаний, сколько от способности ребенка справиться с тревожностью, сосредоточиться, мобилизоваться, правильно рассчитать силы. Реакция на эмоциональный стресс во многом определяет результат экзамена.

Сама процедура Государственного Экзамена может вызывать специфические трудности у отдельных категорий выпускников. Например, подросткам со слабой нервной системой трудно поддерживать высокий уровень работоспособности в течение всего экзамена, у тревожных ребят вызывает напряжение сам факт ограниченного времени. Кроме того, для тех, кто склонен легче воспринимать информацию на слух, эту задачу усложняет визуальная форма заданий.

Известные ученые изучали проявления тревожности и стресса в старшем школьном периоде: А.В. Аверин, А.В. Микляева, П.В. Румянцева, А.О. Прохоров, О.В. Хухлаева и другие. Известно, что проблематику и последствия введения практики ОГЭ и ЕГЭ в России исследовали ученые: Е.И. Стрижиус, Е.А. Лаптева, В.Б. Любовцев, Л.М. Мамалыга, С.Н. Костромина, В.В. Прокофьева, Ж.Л. Валей, А.В. Гидлевский, Р.А. Зотов, М.А. Мальцева, А.Н. Романова, С.А. Гапонова, К.Д. Дятлова, Е.А. Серёгина и др. При этом, для учащихся 9-11 классов, как отмечают многие авторы, период подготовки и сдачи ОГЭ и ЕГЭ является весьма стрессогенным, страхи по поводу предстоящего экзамена и длительная к ним подготовка накладываются также на возраст учащегося.

Внедрение процедуры аттестации в форме ОГЭ становится основополагающим в формировании тревожности в целом у учащихся 9 классов. Необходимо разработать методический аппарат для комплексного изучения факторов стресса и личностной тревожности старших школьников, влияющих на психосоматическое состояние и успешность подготовки и сдачи ОГЭ. А также организовать комплекс мер, снижающих психоэмоциональное напряжение и сохраняющих психологическое здоровье учащихся-выпускников.

1.3. Разновидности тревожности. Методика оценки ситуативной и личностной тревожности Ч. Спилбергера (русскоязычная адаптация Ю.Л. Ханина).

Известным исследователем тревожности является Ч. Cпилбергер. Он выделяет два понятия, две формы тревожности – тревога как состояние (ситуативная тревожность) и как свойство (личностная тревожность). Ситуативная тревожность соответствует временному эмоциональному состоянию, вызванному действием факторов, содержащих для индивида реальную или воображаемую опасность. Личностная тревожность отражает довольно стабильное индивидуальное свойство, определяющееся тенденцией субъекта воспринимать угрозу собственной личности и готовностью реагировать на это повышением ситуативной тревожности в условиях даже небольшой опасности или напряжения. Иначе говоря, тревожность как свойство описывает относительно устойчивые индивидуальные различия в склонности индивида испытывать состояние тревоги.

СТ – ситуативная тревожность – это чувство беспокойства, которое возникает у человека в данной ситуации, высокая ситуативная тревожность мешает школьнику в учебной деятельности, может вызвать чувства страха.

ЛТ – личностная тревожность – устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

Глава 2. Сравнительный анализ проявлений тревожности у обучающихся 9-х классов

2.1. Проведение анкетирования «Что я знаю об экзаменах»

Прежде чем использовать саму методику измерения уровня тревожности, авторы провели анкетирование (Приложение 1), чтобы подтвердить предположение о том, что повышенный уровень тревожности обучающихся 9-х классов связан с предстоящими экзаменами.

На основании анкетирования группы обучающихся 9-х классов был проведен анализ ответов (Приложение 2). Общее количество респондентов составило 70 человек. В 9-х классах МБОУ «СОШ №10» обучается 87 человек, поэтому выборка может считаться репрезентативной и релевантной.

Диаграммы, составленные по результатам опроса, показывают, что при мысли о предстоящих экзаменах волнение и тревога возникают у подавляющего большинства респондентов (69 %). При подготовке к экзаменам только треть опрошенных не сомневается в своих знаниях (32 %). Остальные выбрали ответы «я думаю» и те, где говорится о конкретных действиях. Более половины школьников (58%) хотели бы узнать, как справиться со страхом, успокоиться и сосредоточиться.

Несмотря на то, что большинство респондентов понимают важность ГИА и знакомы со стратегией выполнения заданий, а около половины респондентов хорошо представляют себе процедуру экзаменов, велика доля тех, кто волнуется и не знает, как можно успокоиться.

Таким образом, очевидно, что тревожность напрямую связана с предстоящими экзаменами.

2.2. Использование методики по определению уровня тревожности с помощью опросника Спилберга–Ханина в разные периоды перед экзаменами

Для определения уровня тревожности была использована методика Спилберга-Ханина. На данный момент опрос проведен два раза: в ноябре 2023 года и в феврале 2024 года.

За несколько прошедших лет обучаюшиеся как 9-х, так и 11-х классов МБОУ «СОШ № 10» демонстрируют стабильно высокие результаты на ГИА. В отличие от многих школ, процент выпускников, не прошедших ГИА крайне низок (в 2022/23 учебном году все выпускники, допущенные до экзаменов, успешно сдали их и получили аттестаты). Поэтому периоды для проведения опросов были выбраны неслучайно. В ноябре в МБОУ «СОШ № 10» уже в полную силу ведутся консультации по всем предметам (что объясняет достаточную осведомленность респондентов о структуре КИМов). Однако до проведения пробных экзаменов школьники владеют информацией о самой процедуре проведения экзамена только в теории. К февралю в школе уже были проведены пробные экзамены и пробное итоговое собеседование.

Участникам диагностики была предложена диагностическая методика «Шкала ситуативной и личной тревожности Спилберга-Ханина». С ее помощью определяется уровень тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние; ее характеристики – напряжение, беспокойство, нервозность) и уровня личностной тревожности (как устойчивой характеристики индивида, имеющего стабильную склонность оценивать широкий круг ситуаций в качестве несущих угрозу, что вызывает у него тревожную реакцию).

В первый раз результаты ситуативной тревожности показали, что у большей половины (59%) опрошенных тревожность умеренная. Однако доля тех, у кого присутствует выраженная тревожность, велика (37%). Всего 4% оказалось тех, у кого тревожность отсутствует. Личностная тревожности выше, чем ситуативная. У большей части респондентов (70%) выраженная тревожность, у 27% опрошенных умеренная тревожность и всего у 3% обучающихся тревожность отсутствует. (Приложение 3)

Второй раз диагностика была проведена после пробных экзаменов и итогового собеседования. Результаты показали, что уровень ситуативной и личностной тревожности уменьшился. По ситуативной тревожности можно утверждать, что умеренная тревожность стала на 17% больше и составила 76%. Показатель отсутствия тревожности вырос с 4 % до 13 %, а выраженная тревожность понизилась с 37% до 11%. (Приложение 4)

На основании проведенного исследования можно сделать промежуточный вывод, что за период с ноября по февраль уровень тревожности у обучающихся 9-х классов значительно снизился, что автор напрямую связывает с количеством проведенных пробных экзаменов, а так же итогового собеседования.

В апреле планируется в третий раз измерить уровень тревожности и сделать окончательный вывод о целесообразности проведения пробных экзаменов с точки зрения снижения уровня тревожности.

Результаты исследования позволили сформулировать рекомендации для детей и их родителей по снижению уровня тревожности (Приложение 5).

Заключение

Таким образом, тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях связанных в частности с экзаменационными испытаниями. Многолетними исследованиями было доказано, что чрезмерный уровень тревожности, так и полное ее отсутствие мешают подросткам в учебной деятельности.

Эмпирическое исследование личностной тревожности детей в учебной деятельности было проведено на базе МБОУ «СОШ №10», г. Славгорода. Общее количество респондентов составило 70 человек.

При мысли о предстоящих экзаменах волнение и тревога возникают у подавляющего большинства респондентов, а более половины школьников хотели бы узнать, как справиться со страхом, успокоиться и сосредоточиться. Несмотря на то, что респонденты понимают важность ГИА, знакомы со стратегией выполнения заданий и представляют себе процедуру проведения экзаменов, велика доля тех, кто волнуется и не знает, как можно успокоиться. Таким образом, очевидно, что тревожность напрямую связана с предстоящими экзаменами.

Анализ результатов по тестированию уровня тревожности у обучающихся 9-х классов показал, что до проведения пробных экзаменов уровень тревожности был выше, чем после их проведения. При повторной диагностике общий показатель тревожности соответствует норме, то есть по группе наблюдается средний уровень развития тревожных состояний у учащихся, что характеризуется тем, что испытуемые не часто нервничают, не сомневаются в себе, могут сосредоточиться на чем-либо одном, их практически ничто не тревожит.

В целом исследование было направлено на проверку, помогут ли реалистичные пробные экзамены снизить уровень тревожности у обучающихся 9-х классов. Таким образом, гипотеза о том, что проведение пробных экзаменов и иная просветительская работа с обучающимися и их родителями позволяет говорить об отрицательной динамике уровня тревожности учащихся 9-х классов в предэкзаменационный период, подтвердилась.

Список использованных источников и литературы:

  1. Аванесов С.В. Тесты в социологическом исследовании. - М., 2002. - 138 с.

  2. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. - М., 2002. - 133 с.

  3. Астапов В.М. Тревожность у детей. - СПб., 2004.

  4. Багрецов С.А., Кулганов В.А., Горелов И.П. Социально-психологические аспекты изучения личности и коллектива. - СПб.: Питер, 2006. - 354 с.

  5. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. - М., 2006. - 114 с.

  6. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. : Изд-во МГУ, 1996.

  7. Гаида В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. - СПб., 2002.

  8. Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности // Семья и школа. - № 9. - 2008.

  9. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики - М., 2000. - 185 с.

  10. Психология в терминах, понятиях (Словарь-справочник), 2006. - 452 с.

  11. Родионов А.В. Психодиагностика способностей. - М.: Знание, 2003. – 188

  12. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. — М.: Генезис, 2009. — 184 с. - (Психолог в школе)

Интернет-источники:

13. https://www.nekrasovspb.ru/doc/18spilberg.pdf

14. https://www.who.int/ru/news-room/questions-and-answers/item/stress# %85

Приложения

Приложение 1

Анкета «Что я знаю об экзаменах» [12, с. 105]

Друзья!

Приближается время сдачи ГИА. Для нас очень важно знать, что вы думаете по этому поводу.

Просим вас оценить свое согласие или несогласие с данными утверждениями по 10 балльной шкале от 1 – полностью не согласен до 10 – абсолютно согласен.

Пожалуйста, обведите цифру, отражающую ваше мнение.

1. Я хорошо представляю, как проходит ГИА

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время ГИА

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Считаю, что результаты ГИА важны для моего будущего

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5. Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6. Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить нужное количество баллов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7. Думаю, что у ГИА есть свои преимущества

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8. Считаю, что могу получить на ГИА высокий балл

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9. Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Приложение 2

Диаграмма результатов анкеты «Что я думаю об экзамене?»

Когда я думаю о предстоящих экзаменах…

Когда я готовлюсь к экзаменам…

Приложение 3

Диаграммы результатов опроса (ноябрь)

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Приложение 4

Диаграммы результатов опроса (февраль)

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Приложение 5

Психологические рекомендации для родителей детей, сдающих ОГЭ

Выпускные экзамены - один из важнейших этапов в жизни человека, во многом определяющих его будущее.

Именно родители могут помочь своему ребенку выпускнику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна для учащегося, поскольку ему, кроме всего прочего необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи экзаменов. Каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации.

Поэтому вопрос стоит не только о психологическом состоянии выпускников на экзаменационном периоде, их волнениях и страхах, но и о психологическом состоянии их родителей, которые переживают не меньше своих детей, ведь понимают всю важность государственного экзамена. Поэтому взрослым необходимо помнить, что им взять себя и ситуацию в руки легче, нежели выпускнику.

Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. В предэкзаменационную пору основная задача родителей заключается в создании комфортных условий для подготовки школьника к экзамену. Это касается не только удобного рабочего места, но и эмоционального микроклимата в доме. Психологическая поддержка, поощрение, реальная помощь и спокойствие взрослых помогут выпускнику успешно справиться с собственным волнением. Самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Просмотров работы: 110