Прокрастинация как одна из проблем современных подростков (на примере исследования в МБОУ «СОШ № 10»)

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Прокрастинация как одна из проблем современных подростков (на примере исследования в МБОУ «СОШ № 10»)

Виллер Е.С. 1
1МБОУ "СОШ №10" 9 "А"
Герт Е.Ю. 1
1МБОУ "СОШ №10"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Прокрастинация – это склонность человека откладывать важные дела, избегать решения проблем, исполнения своих обязательств, замещая их отвлеченными делами на неустановленное время. Человек, которому присуща прокрастинация, отлынивает от решения дел, избегает исполнения обязательств, которые ранее на себя взял и должен был выполнить в установленное время.

Если прокрастинация существенно не отражается на качестве деятельности человека, тогда она причисляется к норме. Если человек ничего совершенно не успевает сделать к сроку, то прокрастинация является его проблемой.

Когда человек откладывает значимые дела, нередко оказывается, что срок для их выполнения прошел. Тогда он отказывается от запланированного или пробует сделать всё, что отложил одним рывком, используя для этого нереально мало времени, вследствие чего дела не осуществляются или выполняются, но очень некачественно, не полностью и с опозданием.

Это часто приводит к отрицательному отношению к такому безответственному человеку. Если работник часто прокрастинирует на своем рабочем месте, тогда у него появляются неприятности на работе, проблемы с руководством, коллегами.

Актуальность

В настоящее время проблема прокрастинации является очень насущной как у подростков, так и у взрослых. Данная проблема может негативно влиять на процесс обучения и подготовки к экзаменам. Именно поэтому данное явление имеет большое значение для школьников и в особенности для выпускников.

Объект исследования: прокрастинация как явление современной жизни

Предмет исследования: проявление прокрастинации среди обучающихся МБОУ «СОШ № 10»

Цель работы: определение степени распространенности прокрастинации среди обучающихся и разработка рекомендаций по ее преодолению

Задачи:

  1. рассмотреть историю вопроса и причины возникновения прокрастинации;

  2. определить степень распространения прокрастинации среди обучающихся;

  3. дать рекомендации по преодолению такого явления как прокрастинация.

Методы исследования:

  • сбор информации и изучение научной литературы;

  • опрос;

  • анализ полученных данных.

Практическая значимость: состояние прокрастинации значительно влияет на качество жизни. Необходимо разработать рекомендации с целью улучшения качества жизни обучающихся. С данными рекомендациями можно ознакомить как школьников, так и их родителей.

Гипотеза: обучающиеся знакомы с таким феноменом как прокрастинация и знают способы борьбы с ним

Глава 1. Прокрастинация как явление современного общества

1.1. Понятие прокрастинации, история явления и виды прокрастинации

Прокрастинация (от лат. Pro crastinare) – психологический термин, означающий склонность человека откладывать неприятные задания на потом, тяготение к делам, которые приносят больше удовольствия или быстрый результат (Приложение 1). Прокрастинация представляет собой один из самых изучаемых психологических феноменов в XXI веке. Появился данный термин в 1977 году, впервые его озвучил П. Рингенбах в своей работе «Прокрастинация в жизни человека» [4]. Однако упоминания о данном феномене появились в Оксфордском словаре в 1548 г. В 1992 г. его начали детально исследовать благодаря английскому учёному Н. Милграму. В качестве примера он описывал процесс подготовки студентами курсовых и дипломных работ: выполнение задания начинается в самые последние сроки, когда уже пора сдавать всю работу.

Сам термин «прокрастинация» появился в Древнем Риме в результате сложения двух слов: предлога pro («в направлении, к, вперед») и crastinus («завтрашний»).

Таким образом, прокрастинация – это сознательное откладывание дел, приводящее к негативным последствиям и сопровождающееся внутренним дискомфортом и негативными эмоциональными переживаниями личности.

В отечественной психологии до сих пор нет единого представления о самой структуре прокрастинации. Так, Я.И. Варваричева трактует прокрастинацию как «сознательное откладывание субъектом намеченных действий…», т.е. определяет осознанность как один из признаков прокрастинации [6]. Е.П. Ильин связывает изучаемый феномен с ленью [1, с. 150-156]. Н.В. Боровская говорит о том, что прокрастинация – «это привычка откладывать необходимые дела» [8]. Как правило, прокрастинация понимается как довольно негативный феномен. У человека отмечается возникновение общей неудовлетворенности собственной деятельностью. Главным недостатком, от которого страдают прокрастинаторы, является чрезмерная импульсивность. Человеком руководит сосредоточенность на получение удовлетворения прямо сейчас, а потому деятельность, которая кажется ему бесполезной, он заменяет той, которая кажется ему более подходящей, нужной именно в данный момент.

Устойчивая прокрастинация выявляется у 15–25 % людей во всём мире [2]. При этом следует иметь в виду, что за последнее время сам уровень прокрастинации возрос и имеет тенденции к дальнейшему своему повышению. В то же время само наличие феномена откладывания противоречит условиям современного общества, предъявляющего особые требования к продуктивности, самостоятельности и ответственности.

Сегодня ученые называют два вида прокрастинации: откладывание исполнения заданий и откладывание принятия какого-либо из решений [2].

1.2. Возможные причины прокрастинации

Точные причины прокрастинация определить невозможно. Однако некоторые из причин прокрастинации заключаются в отсутствии мотивации, тревоге и беспокойстве.

Прокрастинация отличается от лени, недисциплинированности и безответственности повышенным уровнем тревожности и наличием некоторых объективных и субъективных психологических причин. Теоретически, в общем аспекте − это проблема саморегуляции. Причиной прокрастинации могут являться хронический стресс и когнитивные перегрузки. Очень часто проблема в ошибочных стереотипах и неадекватном восприятии личности себя – это заниженная самооценка, а также протестная реакция на давление системы. Несмотря на множество подходов, о прокрастинации говорят как о феномене, связанном со стрессом.

Прокрастинации подвержены в большей степени люди творческих профессий, работники со свободным графиком, а также школьники и студенты. У последних к причинам прокрастинации добавляется то, что они воспринимают слова взрослого, как ограничение свободы.

На материале исследований причин прокрастинации можно выделить следующие [7, с. 58]: нелюбимая работа, неприятное или скучное дело; неумение расставить приоритеты; сомнение в силах, достаточности ресурсов или навыков; боязнь брать на себя ответственность; различные страхи или фобии; перфекционизм; недостаток личной мотивации.

1.3. Как бороться с прокрастинацией

Когда человек пробует справиться с проблемой, желает победить свои недостатки, побороть пороки ему приходится первоначально осознать их, что они присутствуют у данной личности. Проблема прокрастинации будет уменьшаться, если изменить собственное отношение к сложным делам.

Планирование времени является основой личностной эффективности, отличным навыком, который позволяет сделать работу продуктивной и качественной. Планирование поможет побороть прокрастинацию.

Чтобы побороть прокрастинацию, нужно попробовать понять, что дела содержат такого, что делает их неприятными и неисполнимыми.

Необходимо изменить свое эмоциональное отношение к обстоятельствам, которые невозможно или очень трудно изменить. Нужно побороть свой страх, поискать источник вдохновения, тренировать самодисциплину, силу воли.

Глава 2. Определение степени выраженности прокрастинации среди обучающихся МБОУ «СОШ № 10» и составление рекомендаций

2.1. Определение степени выраженности прокрастинации среди обучающихся

Для определения уровня степени выраженности прокрастинации среди обучающихся в 9-10-х классах МБОУ «СОШ №10» было проведено анкетирование «Что я знаю о прокрастинации» (Приложение 2). Общее количество респондентов составило 117 человека. В 9-10-х классах МБОУ «СОШ №10» обучается 135 человек, поэтому выборка может считаться репрезентативной и релевантной. (Приложение 3).

Подавляющее большинство опрошенных (88 %) ответили, что знакомы с понятием «прокрастинация», и определили ее как откладывание дел на потом. Участники назвали самые распространенные по их мнению причины прокрастинации: лень (51 %), недостаток времени (13), желание сделать что-то другое (12 %). Если сравнить ответы обучающихся с причинами прокрастинации, которые выделяют ученые, становится очевидным тот факт, что школьники в целом знают, что такое прокрастинация и правильно определяют ее причины.

Большинство респондентов сами сталкиваются с прокрастинацией (83 %). При этом в основном это происходит в учебе (41 %). Однако более половины опрошенных учеников ответили, что никак не борются с прокрастинацией, а многие ответили, что стараются себя пересилить и бороться с этой проблемой.

У большинства школьников есть много знакомых, столкнувшихся с прокрастинацией (77 %), в основном это друзья (58 %). Хотя только 63 % опрошенных считают прокрастинацию проблемой современных подростков. По их мнению, главной причиной прокрастинации среди подростков является отсутствие желания что-либо делать, хотя ранее называли основной причиной лень. Данное отличие можно связать с протестным поведением подростков.

2.2. Составление рекомендаций по преодолению прокрастинации

Прокрастинация способна привести к достаточно существенным проблемам не только для самого человека, но и для других людей в связи с ненадлежащим качеством исполнения им своих обязанностей. Существует большое количество разного рода популярных статей, книг и методик, посвященных повышению уровня эффективности действий личности в социальном пространстве.

Для преодоления прокрастинации ученые рекомендуют использовать приемы тайм-менеджмента. [9, с. 35-50]

1) Метод помидора

Данный метод разработал Франческо Чирилло для подготовки к экзаменам, он засекал время на кухонных часах в виде помидора, что и дало название методу. Идея в том, чтобы проще было договориться с мозгом на продуктивную работу, обговорить заранее отдых и время осуществляемого дела. Нужно засекать на таймере определенное время (наилучший вариант 25-30 минут) в этот период потратить все свое внимание только на выполнение задачи и строго по истечению таймера отдыхать 5-10 минут. Так монотонная работа разделяется на несколько частей, по истечении которых вы получаете заслуженный отдых, что дает больше сосредоточиться и легче настроиться на выполнение дела.

2) Метод временных блоков

Данный метод схож с обыкновенным списком задач, но учитывает в себе то, когда будет выполняться задача, и сколько на нее будет затрачиваться по времени. Пример:

13:00 – 14:00 – уборка

16:30 – 17:00 – уход за собакой

21:00 – 22:00 – чтение научно- популярной книги

Можно заметить, что остальное время считается свободным, а временные интервалы выделяются только на задачи, которые запланированы.

Если данные методики не подходят из-за кардинального изменения ритма жизни, то можно воспользоваться некоторыми советами, которые помогут меньше откладывать дела и продуктивно их выполнять: [10]

  1. Избавляйтесь от ненужного.

  2. Используйте онлайн сервисы-помощники. Они помогут как сэкономить время, так и облегчить задачу.

  3. Используйте «Правило лягушки».

Создатель этого правила Брайен Трэйси, под «лягушками» подразумеваются неприятные для вас дела, которые все же нужно выполнить. Состоит правило в том, что стоит в начале дня «съесть» 1 лягушку, то есть выполнить одно неприятное дело. После этого, в течение всего остающегося времени, будут приятные мысли, что одно из таких дел выполнено и сделано что-то полезное. Это избавляет от тревожных мыслей и остальные дела кажутся легко выполнимыми, что дает мотивацию к их осуществлению.

  1. Применяйте правило двух минут.

Правило заключается в том, что дела, на которые можно потратить 2 минуты, нужно сделать прямо сейчас. Это помогает не откладывать маленькие задачи на потом.

На основании рассмотренных методик и советов по преодолению прокрастинации, были сформулированы основные рекомендации для обучающихся (Приложение 4).

Заключение

Прокрастинация представляет собой комплексный, неоднородный в психологическом плане феномен, который включает в себя поведенческие, эмоциональные и когнитивные аспекты, тесно связанные с мотивационной областью личности. Он проявляется, в первую очередь, в поведении: в задержке выполнения необходимой деятельности, в откладывании принятия решения на потом. Люди часто ошибочно полагают, что прокрастинация  это то же самое, что и лень, или что промедление всегда вызвано ленью. Это может привести к различным проблемам, таким как ненужное чувство вины у тех, кто откладывает, и трудности в преодолении откладывания из-за непонимания его причин.

Результаты проведенного исследования показывают, что прокрастинация, по-видимому, заставляет подростков откладывать и затягивать свою ученическую работу, оправдываясь и игнорируя свои школьные обязанности в течение всего обучения. Подавляющее большинство опрошенных ответили, что знакомы с понятием «прокрастинация», и определили ее как откладывание дел на потом. Следовательно, школьники в целом знают, что такое прокрастинация и правильно определяют ее причины.

Большинство респондентов сами сталкиваются с прокрастинацией. При этом в основном это происходит в учебе. Однако более половины опрошенных учеников ответили, что никак не борются с прокрастинацией.

Таким образом, гипотеза о том, что обучающиеся знакомы с таким феноменом как прокрастинация и знают способы борьбы с ним, частично подтверждается. Для решения данной проблемы необходимо широко освещать информацию о прокрастинации и о методах борьбы с ней.

Список использованных источников и литературы

  1. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 224 с.

  2. Калинина Т.В., Кудачкин Д.А. Феномен прокрастинации: современные исследования // Приволжский научный вестник. 2016. №11 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-prokrastinatsii-sovremennye-issledovaniya (дата обращения: 20.02.2023).

  3. Кишея И. Л., Михеева А. В. Особенности проявления прокрастинации в период молодости: на примере студентов, состоящих и не состоящих в браке. – 2018.  С. 126  128.

  4. Ковылин В. С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-izucheniya-fenomena-prokrastinatsii (дата обращения: 20.02.2023).

  5. Корнилова В. С. Прокрастинация как психологическая проблема студентов: обзор исследований // Вестник магистратуры. – 2019. – №. 9-2 (96). – С. 38-40.

  6. Королева А.С., Клейменова А.Ю. Феномен прокрастинации в отечественной и зарубежной литературе // Вестник магистратуры. 2017. №10 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-prokrastinatsii-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-literature (дата обращения: 20.02.2023).

  7. Новосельцева Д. В., Валиуллин М. Р. Феномен прокрастинации в социально-гуманитарном знании // Актуальные исследования. 2021. №31 (58).

  8. Рубежанский С. И. Прокрастинация образовательной и духовной жизни как основная проблема современного студента // Труды Белгородской духовной семинарии. 2019. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prokrastinatsiya-obrazovatelnoy-i-duhovnoy-zhizni-kak-osnovnaya-problema-sovremennogo-studenta (дата обращения: 20.02.2023).

  9. Шувебург Х, Эссен Т. Прокрастинация: Первая помощь // Х . Шувебург, Т. Эссен. – М.: Альпина Паблишер. − 2019. – 112 с.

Интернет-источники:

10. https://iz.ru/1493833/2023-04-05/psikholog-dala-sovety-po-izbavleniiu-ot-prokrastinatcii

Приложение 1

Термин «Прокрастинация» и его определения

Термин

Определение

Источник

Прокрастинация

прокрастинация (от лат. pro – вместо, впереди и crastinus — завтрашний) означает склонность к постоянному откладыванию важных и неприятных дел.

https://psyfactor.org/personal/personal15-16.htm

Прокрастинация

нарастающий страх перед осознаваемыми субъектом негативными последствиями прокрастинации часто оказывает не мобилизующее, а парализующее воздействие, заставляя откладывать запланированные действия снова и снова», создавая эффект «снежного кома»

https://apni.ru/article/2762-fenomen-prokrastinatsii-v-sotsialno-gumanitar

Прокрастинация (Procrastination)

(франц. procrastination и латин. procrastination), что означает «откладывание, отсрочивание, затягивание. В русском языке является неологизмом и означает отсрочку в принятии важных решений, отлынивание от обязательств, стремление отложить дела на потом.

http://www.publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2018-4/3-sluchenkova.pdf

Прокрастинация

паттерн поведения, при котором индивид не просто не выполняет задачи,

а постоянно откладывать их на потом. Часто прокрастинация сопряжена с замещением одних (субъективно негативно окрашенных) задач на множество других более мелких или более приемлемых.

https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-prokrastinatsii-teoreticheskoe-obosnovanie-analiz-issledovaniy-i-vliyanie-na-cheloveka/viewer

Прокрастинация

осознанное, иррациональное, деструктивное откладывание имеющихся планов, целей и задач, с осознанием негативных последствий в результате этого.

https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-prokrastinatsii-teoreticheskoe-obosnovanie-analiz-issledovaniy-i-vliyanie-na-cheloveka/viewer

Приложение 2

Анкета «Что я знаю о прокрастинации»

  1. Знаете ли вы что такое прокрастинация? Напишите своими словами, что обозначает это понятие.

___________________________________________________________

____________________________________________________________

  1. Как вы думаете, какие могут быть причины прокрастинации?

___________________________________________________________

____________________________________________________________

  1. Сталкиваетесь ли вы с прокрастинацией?

Да Нет

  1. Как часто это происходит?

В учебе всегда при выполнении работы по дому

  1. Как вы боретесь с этой проблемой?

___________________________________________________________

____________________________________________________________

  1. Есть ли у вас знакомые с такой проблемой?

Да Нет

Если есть, то кто? Друзья, родители и т.д

___________________________________________________________

____________________________________________________________

  1. Считаете ли вы прокрастинацию проблемой современных подростков? И почему?

___________________________________________________________

____________________________________________________________

Приложение 3

Диаграмма «Причины прокрастинации»

Приложение 4

Рекомендации для борьбы с прокрастинацией:

1. Во избежание откладывания очередных дел составляем план-список и следуем ему.

2. Планируем распорядок дня. Выделяем определенное количество времени которое дается для выполнения работы и следуем расписанию.

3. Перед тем как приступать к работе, делаем что-то, что поможет настроиться. Даем себе время на то чтобы послушать музыку или посмотреть серию любимого фильма.

4. Приступая к работе, обещаем себе вознаграждение за хорошую работу. После того как работа выполнена, занимаемся любимым делом, идем погулять делаем то, что доставляет удовольствие.

Просмотров работы: 461