В современном мире образование переживает ряд изменений, и одним из инновационных подходов к обучению является концепция коворкинга.
Коворкинг представляет собой совместное использование рабочего пространства для индивидуальной и групповой работы. Возникает вопрос: нужен ли данный формат организации труда и обучения в школе, и каким он должен быть? В данном итоговом проекте я проанализирую различные аспекты внедрения коворкинга в школьную образовательную среду и рассмотрю преимущества и недостатки данного подхода.
Объектом моего исследования является рабочее пространство с элементами творчества.
Актуальность данной темы заключается в повышении интереса к инновационным методам обучения и созданию комфортной образовательной среды для учеников.
В нашей гимназии насыщенная внеурочная жизнь – конкурсы, мероприятия разных уровней, конференции. Ученицы нашей гимназии активно участвуют в олимпиадном движении. По результатам участия в олимпиадах гимназия входит в пятерку лучших общеобразовательных учебных заведений города Казани. С учетом специфики гимназии-интерната, многие ученицы постоянно проживают в интернате, и им просто необходимо отдельное рабочее пространство с творческой атмосферой для подготовки к олимпиадам, конференциям, конкурсам. В нашей гимназии есть помещение коворкинга (Приложение 2), которое используется по прямому назначению, но некоторые ученицы отмечают, что они хотели бы поменять внутреннюю обстановку, чтобы создать рабочую атмосферу.
Свою будущую профессию я связываю с творчеством, возможно со сферой дизайна. Поэтому мне особенно интересен данный проект – показать, как можно изменить пространство, создав вместо скучной кабинетной системы место творчества и креатива, способствующего плодотворной внеурочной деятельности.
Практическая ценность проекта заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в реальности. Это позволит привлечь внимание к необходимости внедрения коворкинга, как творческого пространства, в других школах.
Методы исследования - изучение истории появления и видов коворкинга, поиск реальных коворкингов в школах, интервьюирование администрации и школьного психолога, проведение опроса учениц гимназии.
Цель проекта: показать, каким должен быть коворкинг в школе на основе предпочтений обучающихся.
Задачи проекта:
1. Изучить историю появления и возможности использования коворкинга как формы рабочего пространства.
2. Выяснить рекомендации по оформлению школьного коворкинга.
3. На основе опроса учениц гимназии выявить их предпочтения в оформлении и создать макет собственного коворкинга.
Теоретическая часть.
Что такое коворкинг?
Коворкинг (от англ. co-working — совместная работа) — офисное пространство, в котором любой желающий может арендовать одно или несколько рабочих мест. Это нечто среднее между занятостью на дому и офисом в привычном понимании. Здесь нет жестких рамок, но при этом есть все необходимое для работы. Коворкинг отличает демократичная атмосфера — в нем отсутствует офисная рутина, но общая обстановка дисциплинирует.
Кроме того, подобные площадки считаются свободной средой для общения, в которой можно обзавестись полезными знакомствами.
Какие услуги можно получить?
Коворкинг-центр — это универсальное место для работы и отдыха, в котором можно:
• арендовать рабочее место (это может быть, например, стол с креслом или удобное кресло-мешок);
• получить доступ к скоростному интернету;
• арендовать оргтехнику (компьютер, принтер, факс, ксерокс и т.д.);
• получить необходимый инвентарь (демонстрационные доски, канцелярию);
• арендовать переговорный зал для совещаний и важных встреч;
• арендовать/занять место для автомобиля;
• заказать или сделать кофе/чай.
В зависимости от уровня заведения, в услуги могут входить комплексные обеды, камеры хранения, круглосуточное пребывание, тренажерный зал, зона отдыха с телевизором и многое другое.
История создания коворкинга.
Фактически первый коворкинг был открыт в Америке в 2005 году в Сан- Франциско программистом Брэдом Ньюбергом. Уже тогда под этим термином понималось пространство с удобным рабочим местом, бесплатным интернетом, недорогими обедами и бизнес-мероприятиями. Но сама философия подобного вида совместной работы была придумана ранее Берни Дековеном — гейм- дизайнером и писателем в 1999 году. Еще тогда гуру игр решил обозначить принцип группового сотрудничества — “работать вместе на равных”, что решало классическую проблему иерархии всех участников трудового процесса. Именно этого принципа и придерживался первый коворкинг, созданный в 2005 году.
Виды коворкингов.
По своей профессиональной направленности коворкинги подразделяются на следующие виды (Приложение 1):
• Открытые (офисные). Коворкинги этого типа ориентированы на всех людей, желающих получить рабочее место. Как правило, это представители IT-профессий, журналисты, копирайтеры, дизайнеры и т.д., чья работа не подразумевает использования какого-то специализированного оборудования.
• Специализированные. В таких коворкингах совместно трудятся представители какой-либо одной или нескольких смежных профессий. Например, в столярных — столяры, краснодеревщики, дизайнеры мебели, в швейных — швеи, сапожники, скорняки (специалисты по выделке кожи и меха), модельеры и т.д. Рабочее место в коворкингах этого типа оборудовано и организовано специально под определенную профессию.
По наполненности и функциональности коворкинги-зоны бывают:
• Простые. Предоставляют посетителям минимальный набор оборудования, рабочих возможностей и удобств: место для работы, WiFi-интернет.
• Расширенные (коворкинг-центры). В таких коворкингах, помимо отдельного рабочего стола в опенспейс-пространстве, также имеются конференц-залы, площадки для мероприятий, помещения для переговоров, дополнительное или специализированное оборудование, а также расширенный набор удобств.
• Производственные (ремесленные коворкинги). Достаточно редкая разновидность, отличающаяся наличием оборудования для производства какой-либо продукции. Обычно это специализированные коворкинги- мастерские для столяров, швей, гончаров.
• Творческие мастерские (арт-коворкинги). Такие коворкинги ориентированы на людей творческих профессий, например художников, скульпторов, фотографов и т.д. Здесь проводятся разнообразные мастер- классы, кружки, уроки.
• Антикафе (коворкинг-кафе). Первоначально такие заведения представляли собой места для социального взаимодействия и развлечениях. Со временем антикафе стали ориентироваться на фрилансеров и других представителей свободного труда, предоставлять места, компьютерную и оргтехнику для работы, оставив тем не менее возможность просто приятно провести время.
Преимущества коворкингов.
• Невысокая стоимость аренды рабочего места с компьютером по сравнению с полноценным офисом, особенно для отдельных, независимых работников.
• Техническая оснащенность, дающая посетителям все необходимое для полноценной работы.
• Достаточно высокий уровень комфорта за счет дополнительных услуг, включая питание, шкафчики для личных вещей, удобные сидячие места, санузлы, в некоторых случаях даже душевые комнаты, раздевалки, комнаты отдыха, развлечения.
• Направленность на рабочее и социальное взаимодействие, которое позволяет завести новые полезные знакомства, клиентов, деловых партнеров и т.д.
• Возможность указать адрес коворкинга в качестве местоположения своей фирмы, что позволяет небольшим компаниям и стартапам сэкономить на отдельном офисе, одновременно повысив свой статус.
Недостатки коворкингов.
• Присутствие других посетителей (в зоне open space), которые отвлекают от работы и мешают сосредоточиться.
• Наличие скрытых штрафов и оплат, которые по итогу могут сделать аренду помещения в коворкинге дороже, чем отдельного офиса.
• Риск потерять личные вещи, особенно если в коворкинге нет мест для их хранения.
• Отсутствие в некоторых коворкингах возможности закрепить за собой рабочее место, что заставляет постоянно корректировать рабочие планы, менять время проведения встреч и мероприятий.
Нужен ли коворкинг в школе?
Коворкинг в школе может быть полезным и эффективным, поскольку это предоставляет учащимся возможность работать над проектами, учиться в кругу единомышленников и развивать свои навыки сотрудничества и командной работы. Особое место для подготовки к олимпиадам, конкурсам, конференциям проектной и внеклассной деятельности позволит работать более продуктивно. Вот несколько аргументов в пользу введения коворкинга в школьных программах:
1. Повышение имиджа школы. Многие родители захотят отдать ребенка в учреждение с современным подходом к образованию.
2. Сотрудничество и команда. Коворкинг позволяет учащимся работать вместе над общими проектами, учиться делегировать обязанности, решать проблемы и совместно принимать решения. Это формирует навыки командной работы, которые могут быть полезны в будущей профессиональной деятельности.
3. Развитие креативности. Коворкинг способствует появлению новых идей и подходов к решению проблем. Учащиеся могут разделять свой опыт, учиться видеть проблему с разных точек зрения и находить нестандартные решения.
4. Подготовка к реальной жизни. Коворкинг предоставляет возможность учащимся ощутить атмосферу работы в коммерческом офисе, где каждый работает над своим проектом, однако все находятся в одном пространстве, где общение и обмен идеями происходят естественно.
5. Подготовка к олимпиадам. Коворкинг предоставляет учащимся возможность работать в тихом и спокойном месте, где они могут сконцентрироваться на изучении материала и подготовке к олимпиадам без отвлекающих факторов. Кроме того, в коворкинге ученики могут общаться с другими учениками, которые также готовятся к олимпиадам.
Это создает возможность для обмена идеями, помощи друг другу в решении задач, обсуждении сложных тем и взаимной поддержки.
В целом, коворкинг в школах может быть полезным инструментом для развития учеников как академически, так и социально. Он помогает стимулировать их учебную мотивацию, улучшать коммуникативные и командные навыки, а также развивать креативность и самостоятельность.
Коворкинги в других школах.
Коворкинг в школе - это пространство, созданное для совместной работы, обучения и творчества учеников и педагогов. Вот примеры внедрения коворкинга в разные школы:
1. В казанской средней школе № 18 обустроили пространство для коворкинга на первом этаже. Помещение поделили на несколько зон: рабочая, презентационная и зона отдыха. Весь проект был создан с участием учеников. Было принято решение, что пространство будет использоваться как во время уроков, так и во внеурочное время.
2. Санкт-Петербургская школа №222
«Петришуле» школьный коворкинг. Творческое пространство появилось благодаря совместной работе преподавателей и учеников. Внедрение коворкинга стало необходимым обновлением для старшей школы в историческом центре города.
Практическая часть Социальный опрос.
Чтобы выяснить, довольны ли мои ровесники нашим школьным коворкингом, и что для них значит «идеальный» коворкинг, я провела опрос, состоящий из 8 вопросов. В нем приняли участие 61 ученица в возрасте от 11 до 17 лет (Приложение 3).
1. Считаете ли вы, что в гимназии нужен коворкинг?
2. Нравится ли вам нынешний коворкинг нашей гимназии?
3. Как вы думаете, для чего нужен коворкинг в гимназии?
4. Какую цветовую палитру вы хотите видеть в школьном коворкинге?
5. Что на счет мебели?
6. Один общий стол или несколько раздельных?
7. Нужно ли выделить зоны (рабочая, презентационная, отдыха) или оставить одно пространство?
8. Другие пожелания, которые вы хотите добавить в коворкинг гимназии.
Изучив ответы учениц гимназии, я сделала вывод, что большинство из опрошенных считают, что коворкинг нужен. Они видят в нем возможность для отдыха и подготовки к учебе, в том числе к олимпиадам и экзаменам. Ученикам также важны приглушенные цвета, различные виды мебели (мягкая и жесткая), наличие раздельных и общих столов, выделенные зоны (рабочая, презентационная, отдыха). Многим ученицам нравится нынешнее состояние коворкинга в нашей гимназии, однако они выделили несколько неудобств, такие как нехватка места, розеток, отсутствие урн, наличие шума. Также, ученицы отметили, что хотят добавить в коворкинг интересные книги и журналы, зону отдыха, мягкие сиденья, расписание классов, правила поведения в помещении, доску с маркерами.
Я посчитала нужным узнать мнение директора нашей гимназии. Он отметил, что из-за ограниченных размеров площади гимназии пространство коворкинга увеличить будет крайне тяжело. Он отметил, что необходимо отделить серверную комнату от рабочего пространства, чтобы было меньше шума, и добавить кондиционер, чтобы контролировать температуру. Директору понравилась идея про правила поведения для создания рабочей атмосферы. Он предложил назначить старшего ученика в коворкинге для поддержания порядка и тишины.
Создание макета коворкинга.
Исходя из моего опроса я сделала вывод, что многих учениц не устраивает состояние коворкинга в нашей гимназии, поэтому в качестве продукта меня заинтересовала идея создания собственного дизайна школьного коворкинга. Я реализовала свою идею в виде макета, созданного в специальной программе «Room planner». (Приложение 4).
Я разделила помещение на несколько зон: рабочая, презентационная, зона отдыха и, по желанию директора нашей гимназии, сделала серверную комнату, огороженную стенами. Зонирование пространства позволит одновременно работать нескольким группам обучающихся в разных направлениях. В рабочей зоне я решила расставить два вида столов: модульные столы, которые можно легко передвигать и соединять между собой, и столы с компьютерами. В рабочей зане предполагается большая передвижная маркерная доска, в «зале совещаний» настенная маркерная доска. Цветовая гамма стен – светлая, мебель приглушенных тонов. Это позволит сосредоточиться и создать рабочую атмосферу. Обязателен шкаф с литературой и материалами для творчества. При создании макета коворкинга мне удалось учесть все пожелания учениц и администрации.
Заключение
Работая над проектом, я удостоверилась в том, что коворкинг в школе необходим. Я показала, что такое коворкинг, для чего он нужен в школе, рассмотрела преимущества и недостатки этого пространства, узнала мнение учениц по поводу коворкинга в нашей школе.
Уход от традиционной кабинетной системы позволяет созданию творческой атмосферы единомышленников для подготовки к олимпиадам и конкурсам, разработки проектов. Зонирование пространства необходимо для реализации разных форматов внеучебной деятельности и интересов обучающихся.
На основе проделанной работы мы можем сделать вывод, что коворкинг в школе представляет собой современный и эффективный подход к организации образовательного процесса. Этот формат помогает развивать ученическое творчество, самостоятельность, коммуникативные навыки. Внедрение коворкинга в школьные учебные программы позволит ученикам сформировать навыки работы в команде, что является важным элементом в современном мире.
Список используемой литературы
• https://n-72.ru/company/news/ zona_kovorking_v_shkole_sovremennoe_obrazovatelnoe_prostranstvo/
• https://ria.ru/20210909/kovorking-1749405896.html
• https://www.kp.ru/money/biznes/kovorking/
• https://www.kovorkingi.ru/info/kovorking-chto-eto
• https://blog.skillfactory.ru/glossary/kovorking/
• https://xn--80adbv1agb.xn--p1ai/novosti/lenta-novostey/220825-1/
• https://stroygaz.ru/news/infrastructure/v-stareyshey-shkole-rossii-otkrylsya- kovorking-dlya-uchenikov/
Расширенный коворкинг
(коворкинг - центры)
Производственный (ремесленный)коворкингТворческая мастерская (арт -коворкинг)
Антикафе (коворкинг - кафе)
Приложение 2. Коворкинг в Гимназии - интернате №4
Приложение 3. Результаты опроса учениц гимназии.П
Приложение 4. Макет собственного коворкинга