Как ребенок выбирает профессию и влияют ли родители на его выбор

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как ребенок выбирает профессию и влияют ли родители на его выбор

Иванидзе З.Н. 1
1МБОУ СОШ №6
Зыкова М.В. 1
1МБОУ СОШ №6
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С самого детства многие дети выбирают кем, они хотят стать в будущем. В первом классе я мечтала быть тренером по гимнастике и программистом. Прошло время и я решила стать модельером и программистом. Кем я точно стану, покажет время. Многие мои друзья хотят стать врачами, учителями, актерами, программистами, инженерами. 

Однажды я задумалась, почему мы школьники выбирают разные профессии, что влияет на их выбор, выбирают профессию в самом детстве или уже перед поступлением в ВУЗ. Ребенок сам принимает решение, кем стать или на его выбор влияет пример их родителей, а может именно родители определяют, кем должен стать ребенок по профессии.

Я обратилась с этими вопросами к Зыковой Марине Владимировне, рассказала, что мне интересен вопрос, как ребенок принимает решение, кем ему быть в будущем. У современных детей есть возможности побывать в роли различных специалистах. Для этого достаточно поехать в некоторые развлекательные центры, где расположены целые города профессий. Очень интересно посетить такие места и побывать специалистом по маникюром, космонавтом, полицейским, пожарным, врачом скорой помощи и многими другими специалистами. Посетив именно такие места, у меня возникло желание разобраться с вопросом выбора профессий.

Гипотеза: родители принимают решение, какую профессию выберет ребенок.

Цель исследования: оценка влияния родителей на выбор профессии ребенка.

Цель исследования раскрывалась в следующих задачах:

1. Определиться, учеников каких классов имеет смысл опрашивать для проведения оценки.

2. Составление анкет для проведения опросов..

3. Входное анкетирование учащихся 1,4,9 и 11 классов.

4. Проведение анализа полученных данных.

5. Выявление степени влияния родителей на выбор детей.

Исследование включало в себя три этапа.

Первый этап - подготовительный. Он длился две недели. На этом этапе были выявлены классы, которые имеет смысл анкетировать, а также составлены вопросы для анкет каждого класса.

 Второй этап - это основной. Он длился два месяца. На этом этапе проводилось анкетирование первых, четвертых и одиннадцатых классов. После сбора анкет, проводилась обработка полученных данных, а именно, вся информация была внесена в сравнительные таблицы, на основании которых были подготовлены диаграммы. На диаграммах были видны результаты анкетирования, что позволило подготовиться к заключительному этапу.

Третий этап - это заключительный этап, который длился две недели. На этом этапе были сформулированы выводы, на основании подготовленных данных,  а также сформулировано видение по правильности выдвинутой гипотезы.

Актуальность данной темы заключается в том, что для каждого ребенка выбор профессии является очень важным шагом в его жизни. Этот выбор, правильный или нет, окажет влияние на течение всей его жизни. Важно понять, как помочь ребенку выбрать профессию, которая поможет ему быть успешным, счастливым человеком, который может реализовывать себя и помогать себе и обществу, в котором он живет.

Объект исследования - влияние родителей на выбор ребенком будущей профессии.

Предмет исследования - изменения, которые происходят с учениками 1,4,9 и 11 классов.

Методы исследования: беседа, наблюдение, подготовка и проведение занятий, анкетирование,  устный опрос с последующим анализом полученных данных.

Организация процесса оценки влияния родителей на выбор ребенком будущей профессии.

В ходе обсуждения, кем я хочу стать в будущем, я задумалась, как дети и я принимаем решения, что влияет на наш выбор, почему со временем мы меняем свой выбор. Например, раньше я планировала стать тренером по гимнастике и программистом, прошло время и я подкорректировала свое видение, я решила стать модельером и программистом. Для того, чтобы разобраться я вместе с Мариной Владимировной решили выбрать несколько классов и провести в них анкетирование, чтобы найти ответ на возникший вопрос.

Мы выбрали 1,4, 9 и 11 классы.

В первом классе дети только приходят в школу и уровень влияния родителей на них очень высокий. В этот период времени родители определяют большую часть увлечений ребенка и сильно влияют на их выбор. 

Четвертый класс был выбран потому, что дети заканчивают начальную школу и готовятся переходить в среднюю. Они становятся более самостоятельными и независимыми. Переход в среднюю школу - это важный и значимый этап в жизни каждого ребенка.

Девятый класс - это этап, когда ученик заканчивает среднюю школу и четко определяется с профилем, будет он связан с математикой, информатикой, физикой или с биологией, химией, обществознанием или русским. В этот период своей жизни ученик понимает, к чему у него есть способности, что ему больше нравится и начинает понимать, с чем бы он хотел связать своё будущее.

Ученики, которые учатся в 11 классе, уже выбрали свой профиль, многие могут уже четко понимать свою профессию. Родители могут влиять на их выбор, но в большей степени выбор одиннадцатиклассников будет основан на их выборе.

После определения классов, в которых мы будем проводить анкетирование, мы с Мариной Владимировной составили анкеты для каждого класса.

1.1 Анкетирование учеников 1-х классов

Анкета для учеников первых классов включала в себя 5 вопросов (Приложение 1).

 Почти все ученики первых классов назвали профессии своего папы, только 11,1% не смогли ответить на этот вопрос, 7,4% опрошенных знали, что папа является руководителем, но не знали, какая именно у него профессия (Приложение 2 - Диаграмма 1). 

Ученики первых классов смогли все назвать профессию своей мамы, что говорит о том, что ребенку важно знать, кем работает их близкий человек (Приложение 3 - Диаграмма 2).

Следующим вопросом в анкете, был вопрос, кем ты хочешь быть. В первом классе ребенок уже четко представляет, кем он видит себя в будущем, все ученики в анкете смогли назвать профессии, которые они выбрали (Приложение 4 - Диаграмма 3). После этого вопросы в анкете следовало уточнение - почему ты выбрал эту профессию. Многим ребятам нравится та или иная профессия потому, что они любят рисовать, изучать, придумывать. Любовь их к какому то делу и выбывает положительные чувства к той или иной профессии. Только 11,1% ребят выбрали профессию потому, что ее выбрал папа (Приложение 5- Диаграмма 4).

В последнем вопросе ученики первых классов ответили на вопрос - какие профессии тебе нравятся. У каждого ребенка была профессия, которая ему нравилась. Некоторые планировали выбрать одну профессию, а нравилась им другая (Приложение 6- Диаграмма 5).

1.2 Анкетирование учеников 4-х классов

Ученики 4-х классов находятся на своем важном жизненном этапе, они готовятся к переходу в среднюю школу, а так же в конце четвертого класса должны будут сдать свои первые для большинства экзамены по основным предметам. 

В анкетах для учащихся 4-х классов вопросов больше, и они более сложные, чем для учеников 1-х классов (Приложение 7). В процессе заполнения анкеты ученики 4-х классов ответили на вопрос, какие у тебя любимые предметы в школе. Лидерами стали чтение - 24,1%, русский язык - 20,7% и математика - 17,2% (Приложение 8- Диаграмма 5).

В процессе ответа на вопрос, какие у тебя увлечения, только 11,1% участников не смогли ответить на этот вопрос, остальные ребята указали музыку, танцы, поделки, спорт, рисование и программирование (Приложение 9- Диаграмма 6).

В процессе анкетирования выяснилось, каких успехов удалось добиться ученикам 4-х классов в дополнительных занятиях и секциях.

Некоторые ребята отметили свои спортивные успехи, успехи в программировании, рисовании и многом другом (Приложение 10 - Диаграмма 7).

В следующем вопросе ученики определили, какие профессии им нравятся. Почти все ребята смогли назвать профессии, которые им близки, только 7,7% еще не определились (Приложение 11 - Диаграмма 8). На вопрос, почему, 14% ответили, ориентируясь на профессию родителей, 45% - потому, что она им нравится, 17% считают выбранную профессию популярной и 24% сделали выбор в пользу названной профессии, поскольку она позволит иметь высоких доход  (Приложение 12 - Диаграмма 9).

1.3 Анкетирование учеников 9-х классов

Ученики 9-х классов уже имеют более четкое представление о том, в каком направлении они хотят двигаться, какой уклон им близок и интересен. Это класс очень важный в жизни каждого школьника, поскольку одни принимают решение, что не идут в 10 класс, планируя поступать в колледж, другие наоборот, хотят остаться в школе и следующие два года посвятить плотной подготовке к поступлению в ВУЗ. 

В анкете для учеников 9-х классов находится 8 вопросов, некоторые с уточнениями. Анкета больше и вопросы кардинально отличаются от анкеты для учеников 1-х классов (Приложение 13).

В начале анкеты выяснили, какой профильный класс выбирает каждый ученик. Математически-информационный выбрали 61% учеников, социально-правовой - 13%, экономический - 10%, биологический и медицинский - по 6% каждый и лингвистический - 3% (Приложение 14 - Диаграмма 10).

В следующем вопросе участников анкетирования спросили, почему они выбрали именно этот профиль и попросили привести свои аргументы. 32% ответили, что математика - это интересно и они ее любят, 16% аргументировали, что это понадобится для поступления в лучший ВУЗ Москвы и для будущей профессии соответственно. 13% хотят помогать людям и им нравится биология и химия. 10% учеников 9 классов ответили, что хотят стать аналитиком, а 3% - любят изучать языки и хотят быть архитектором (Приложение 15 - Диаграмма 11).

В следующим вопросе учеников спрашивали, какие у них любимые предметы в школе. Большинство любит математику - 32%, Информатику и обществознание выбрали 13% соответственно, литературу, физику и биологию выбрали 6% соответственно, а химию и русский - 6% (Приложение 16 - Диаграмма 12).

Ученики 9-х классов имеют разнообразные увлечения, только 6% сказали, что у них нет никаких увлечений. Программированием, музыкой и рисованием увлечены 13% учеников соответственно, спортом - 32%, языками, чтением и путешествиями - 6%, а танцами 3% (Приложение 17 - Диаграмма 13).

Следующим вопросов у респондентов выяснили, каких успехов ученик добился в своих дополнительных занятиях и секциях. 13% учеников ответили, что успехи скромные, 26% добились спортивных побед, 19% - побед в олимпиадах и научились программировать игры, 16% выучили язык, а 3% окончили музыкальную школу и научились танцевать (Приложение 18 - Диаграмма 14).

В процессе анкетирования выяснилось, какие профессии нравятся ребятам. 6% учеников 9-х классов выбрали профессии лингвиста, психолога, архитектора. 3% учеников остановили свой выбор на профессии реабилитолога, переводчика, ветеринара. Экономисты и юристы нравятся 10% учеников, а инженеры и аналитики - 13%, больше всего голосов получила профессия программист - 19%. Только 6% участников еще не смогли четко сказать, какая профессия им нравится  (Приложение 19 - Диаграмма 15).

Важный заключительный вопрос, на который отвечали ученики как 4-х., так и 9-х классов, стал, почему именно эти профессии нравятся. Ученики 4-х классов, ответившие, что ориентируются на работу родителей, - 14%, а ученики 9-х классов - 12%. Ответ “мне нравится” в 4-х классах собрал 45% голосов, а в 9-х классах - 38%. Популярность профессии важна для 17% учеников 4-х классов и 20% учеников 9-х классов, а высокая зарплата важна для 24% учеников 4-х классов и 30% учеников 9-х классов (Приложение 12 - Диаграмма 9, Приложение 20 - Диаграмма 16).

1.4 Анкетирование учеников 11-х классов

Анкета для учеников 11-х классов стала самой длинной (Приложение 21). Они уже учатся в профильном классе, многие точно понимают, куда двигаться, а большинство уже определились с ВУЗами, в которые они хотят поступить. Только 10% опрошенных учеников не смогли точно назвать ВУЗ, в который планируют поступать  (Приложение 22 - Диаграмма 17).

  Большинство участников опроса знают точную специализацию профессии врача, которую они хотят освоить, однако 30% ответили, что выбирают профессию врача, не уточняя, какую именно. Стоматологами планируют стать - 25% учеников 11-х классов, ветеринаром и хирургом - по 10% соответственно, биотехнологом, реабилитологом, психиатром, химиком и реаниматологом - 5% соответственно  (Приложение 23 - Диаграмма 18).

Очень интересными были ответы на вопрос анкеты, почему выбираешь именно эту профессию. 30% учеников 11 классов ответили, что это мечта с детства, 25% опрошенных написали, что хотят помогать людям, 20% считают, что выбранная профессия им подходит, 10% утверждают, что у них интерес к медицине, 5% аргументировали, что это профессия будущего  и 5% ответили, что любят животных. Только 5% опрошенных не смогли указать причину выбора профессии (Приложение 24 - Диаграмма 19).

При ответе, какие у тебя любимые предмет, 65% учеников ответили, что это биология и химия, 20% - русский язык, 10% - литература, а 5% - английский язык (Приложение 25 - Диаграмма 20).

Увлечение у учеников 11-х классов очень разнообразные. Спортом увлечены 40% опрошенных, 15% нравится рисование, химией, танцами, чтением - 10% соответственно, 5% - учебой и музыкой. Только у 5% учеников нет увлечений никаких (Приложение 25 - Диаграмма 20).

Большой процент увлеченностью спортом привел к тому, что 45% учеников 11-х классов сказали, что добились побед в спорте, отвечая на вопрос - каких успехов удалось добиться в твоих дополнительных занятиях и секциях. 15% ответили, что добились творческих успехов и такое же количество стало победителями олимпиад, 10% считают, что развили свои знания, 5% выучили языки и закончили палеонтологический кружок. %% ответили, что никаких достижений у них нет  (Приложение 26 - Диаграмма 21).

Половине класса нравится профессия врача, остальная половина класса смогла назвать более точную профессию. указав специализацию, которой стали фармацевт, косметолог, стоматолог ,химик-технолог, реабилитолог путешественник, архитектор, нефтяник и биржевой брокер (Приложение 27 - Диаграмма 22).

Последний вопрос в анкеты был такой же, как в 4-х и 9-х классах, почему именно эти профессии нравятся. Ответ “работа родителей” выбрали 13%, мне нравится - 32%, она популярная - 26%, высокая зарплата - 29%  (Приложение 28 - Диаграмма 23).

1.5 Мониторинг результатов

Каждый родитель стремиться вносить большой вклад в жизнь и рост своего ребенка. Каждый мечтает, чтобы его ребенок мог достигнуть чего-то интересного, что не смогли добиться родители. Некоторые дети, но не все, меньшая часть опрошенных, готова повторить выбор профессии и опыт родителя имеет большое значение для выбора ребенка (Таблица 1). 

Таблица 1

Как у родителей

4 класс

14%

9 класс

12%

11 класс

13%

Влияние родителей не сильно меняется несмотря на возраст ребенка. В Таблице 1 видно, что чем старше ребенок, влияния на выбор профессии останется на одном уровне. Возможно, родитель влияет на выбор ребенка не напрямую своим примером, а помощью в развитии у ребенка каких то качеств и навыков, которые близки для самого ребенка. Это приводит к тому, что ребенок с удовольствием занимается тем, что ему нравится, поэтому и готов с любимым делом связать свою будущую профессию (Таблица2).

Таблица 2

Мне нравится

4 класс

45%

9 класс

38%

11 класс

39%

Популярность профессии беспокоит ребенка потому, что каждый из нас рассказывает детям, что и как они должны делать. У них есть доступ в интернет, они могут иметь представление, что им нравится. а что нет. У каждого времени есть люди, персонажи, которые задают современные тренды и на кого современные дети хотят быть похожа. На это влияет и время, и ситуация вокруг (Таблица 3).

Таблица 3

Популярная

4 класс

17%

9 класс

20%

11 класс

23%

Хорошим примером после пандемии стал тренд популярности профессии программиста, поскольку ребенок понимал необходимость иметь хорошую профессии и иметь возможность работать удаленно.

Хотелось обратить внимание, что исследование показала, что для большой части детей высокий доход - это важный фактор при выборе профессии. Но хочется так же обратить внимание, что таких в независимости от возраста меньше половины.

Высокий доход

4 класс

24%

9 класс

30%

11 класс

25%

Заключение

Моя мама очень меня любит, всегда помогает и всегда готова помочь мне и моей сестре. Все родители любят своих детей, но важно понимать, в чему ваш ребенок стремиться, чем он грезит, что ему нравится, вот это и развивайте в своем ребенке. Мое исследование мне показало, что каждый родитель, который любит своего ребенка, должен понять, что ему нравится и помочь это развивать. Может не всегда это получится, но надо пробовать и стараться.

Моя гипотеза - родители принимают решение, какую профессию выберет ребенок; подтвердилась частично. Как показало проведенное исследование на выбор профессии влияют в 4 классе пример родителей – 14%, в 9 классе – 12%, в 11 классе – 13%. Высокий доход выбранной профессии имеет значение, но сильно не изменяется с возрастом, а именно в 4 классе – 24%, в 9 классе – 30%, в 11 классе – 25%. Рост влияния популярности профессии влияет на выбор ребенка, чем больше он становится, в 4 классе – это только 17%, в 9 классе уже 20%, а в 11 классе – 24%. Большое значение для ребёнка при выборе профессии имеет важность то, что ему нравится, в 4 классе – 45%, в 9 классе – 38%, а в 11 классе – 39%.

Родителям надо научиться уважать выбор своих детей и прикладывать свои силы для того, чтобы помочь развивать их сильные качества и навыки. Родители могут настаивать и уговаривать, но результат будет только, если ребенку это интересно и родитель ему помогает. Важно настроить диалог между родителем и ребенком, именно тогда ребенок сможет выбрать профессию своей мечты. Для этого были подготовлены рекомендации как для родителей, так и для детей, чтобы поомочь им достигнуть общей цели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сопровождение профессионального самоопределения студентов профессиональных образовательных организаций Методические рекомендации

И. А. Килина, Е. В. Понамарева,Д. В. Траут, под ред. Е. Л. Рудневой.

2. Журнал Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. – № 5 – С. 30-35

3. Тамбовкина, Т. В.  Все счастье земли – за трудом: уроки воспитания интереса к профессии. / Т. В.  Тамбовкина. // Начальная школа. – 2013. – № 21. – С.12-13.

4. Шалаева, Г. П. Кем мне стать? Большая книга профессий. / Г. П.. Шалаева. -  ООО «Филологическое общество «СЛОВО», 2009. – 156 с.

Приложение 1

­Анкета для учеников 1-х классов

1.Фамилия, имя­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________________________________________

2. Какая профессия у твоего папы? __________________

3. Какая профессия у твоей мамы?____________________

4. Кем ты хочешь быть? ________________________

Почему?_________________________________________

5. Какие профессии тебе нравятся?_______________

Приложение 2

Диаграмма 1 - Какая профессия у твоего папы?

Приложение 3

Диаграмма 2 - Какая профессия у твоей мамы?

Приложение 4 

Диаграмма 3  - Кем ты хочешь быть?

Почему ты выбрал эту профессию?

Приложение 6

  Диаграмма 5 - Какие профессии тебе нравятся?

Приложение 7

­­­Анкета для учеников 4-х классов

1.Фамилия, Имя­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________________________________________

2. Какие у тебя любимые предметы в школе?

3. Какие у тебе увлечения?

4. Каких успехов удалось добится в твоих дополнительных занятиях/секциях?

5. Какие профессии тебе нравятся?

6. Почему именно эти? Объясни по пунктам:

6.1 Как у родителей.

6.2 Мне нравится.

6.3 Популярная.

6.4 Высокий доход.

6.5 Мой вариант ответа____________________________

Приложение 8

Диаграмма 5 - Какие у тебя любимые предметы в школе?

Приложение 9

Диаграмма 6 - Какие у тебя увлечения?

Приложение 10

Диаграмма 7 - Каких успехов тебе удалось добиться в дополнительных занятиях и секциях?

Приложение 11

Диаграмма 8 Какие профессии тебе нравятся

Приложение 12

Диаграмма 9 Почему именно эти?

Приложение 13

Анкета для учеников 9-х классов

1.Фамилия, имя­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________________________________________

2. Какое профильный класс ты выбираешь?

_________________________________________________

3. Почему выбираешь именно этот профиль? Приведи свои аргументы.

_________________________________________________

_________________________________________________

4.Какие у тебя любимые предметы в школе?

5. Какие у тебе увлечения?

6. Каких успехов удалось добится в твоих дополнительных занятиях/секциях?

7. Какие профессии тебе нравятся?

8. Почему именно эти? Объясни по пунктам:

8.1 Это профессия родителей.

8.2 Это связано с моими увлечениями.

8.3 Это популярная профессия.

8.4 Такие специалисты зарабатывают много денег.

8.5 Мой вариант ответа____________________________

Приложение 14 

Диаграмма 10 - Какой профильный класс ты выбираешь?

 

Приложение 15

Диаграмма 11 - Почему выбираешь этот профиль? Твои аргументы.

Приложение 16

Диаграмма 12 - Какие у тебя любимые предметы в школе?

Приложение 17

Диаграмма 13 - Какие у тебя увлечения?

Приложение 18 

Диаграмма 14 - Каких успехов удалось добиться в твоих дополнительных занятиях/секциях?

Приложение 19

Диаграмма 15 Какая профессия тебе нравится?

 Приложение 20

Диаграмма 16 - Почему именно эти? объясни по пунктам

Приложение 21

Анкета для учеников 11-х классов

1.Фамилия, Имя­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________________________________________

2. В какой ВУЗ ты планируешь поступить?

_________________________________________________

3. Какую профессию ты выбираешь?

_________________________________________________

4. Почему выбираешь именно эту профессию?

__________________________________________________

5.Какие у тебя любимые предметы в школе?

6. Какие у тебе увлечения?

7. Каких успехов удалось добится в твоих дополнительных занятиях/секциях?

8. Какие профессии тебе нравятся?

9. Почему именно эти? Объясни по пунктам:

9.1 Это профессия родителей.

9.2 Это связано с моими увлечениями.

9.3 Это популярная профессия.

9.4 Такие специалисты зарабатывают много денег.

9.5 Мой вариант ответа____________________________

Приложение 22

Диаграмма 17 В какой ВУЗ ты планируешь поступить?

Приложение 23

Диаграмма 18 - Какую профессию ты выбираешь?

Приложение 24

Диаграмма 19 - Почему  выбираешь именно эту профессию?

Приложение 25 

Диаграмма 20 - Какие у тебя любимые предметы?

Приложение 25

Диаграмма 20 - Какие у тебя увлечения?

Приложение 26

Диаграмма 21 - Каких успехов удалось добиться в твоих дополнительных занятиях и секциях?

Приложение 27

Диаграмма 22 - Какая профессия тебе нравится

Приложение 28

Диаграмма 23 - Почему именно эти профессии нравятся?

Просмотров работы: 34