Введение
Яблоко – чудо - продукт, редкий по своим свойствам и очень полезный для человека. Известен всем, от мала до велика. Его не нужно учиться выбирать, как арбуз, им практически невозможно отравиться, например, как многими лесными ягодами, грибами, оно растет практически во всех регионах нашей огромной страны. При этом мало кто знает правила сбора, хранения, употребления яблок. Существует огромное количество мифов о яблоках: есть смешные, есть довольно страшные, но подсознательно значение этих мифов влияет на выбор яблок и на наличие или отсутствие их в нашем рационе. Приведу несколько примеров таких мифов: если в яблоках нет червяков, значит они не натуральные; натертые воском, блестящие, яркие, плоды есть нельзя; также нельзя употреблять фрукты с деревьев, которые растут в городе или в вдоль автодорог; темнеют яблоки из-за железа содержащегося в них; в шкурке больше пользы, чем в яблоке или, наоборот, шкурку обязательно надо чистить и не употреблять в пищу. Какая-то не очень ясная картина получается. С чем мне и предстоит разобраться.
Актуальность работы. Современные тенденции формирования ЗОЖ указывают на необходимость правильного питания. В рационе человека должны содержаться натуральные овощи и фрукты высокого качества. Сегодня на прилавках магазинов представлен невероятно большой ассортимент яблок. Актуальной задачей является определение сортов яблок наиболее безопасных и качественных.
Проблема исследования: с одной стороны, известно, что яблоки содержат много полезных веществ (железо, витамин С и др.), а с другой – яблоки обрабатываются веществами, оказывающими отрицательное влияние на организм человека.
Гипотеза: хороший внешний вид яблока не определяет его качество.
Цель работы: изучить химические состав яблок; выявить полезные свойства яблок и изучить их значимость для человека; развеять мифы о яблоках.
Задачи исследования:
1. Произвести литературный обзор по теме исследования:
- изучить историю появления яблок в нашей стране;
- выявить информацию о полезных свойствах яблок;
- развеять мифы о яблоках.
2. Посетить разные торговые точки города, с целью установления продаваемых сортов яблок в городе Сальске.
3. Провести социальных опрос жителей города Сальска.
4. Установить по данным опроса самые популярные сорта яблок и провести с ними эксперименты.
5. Провести консультацию с гастроэнтерологом-диетологом об употреблении яблок в постоянный рацион.
6. Получить у учителя химии рекомендации по проведению химических опытов.
7. Выполнить химические опыты с разными сортами яблок.
8. Сформулировать общий вывод.
9. Создать информационно-просветительский буклет о яблоках.
Объект исследования: яблоки
Предмет исследования: химические состав и свойства яблок
Методы исследования: поиск, изучение и анализ литературных источников; изучение материалов в СМИ; анкетирование; построение диаграмм; эксперимент; наблюдение; анализ и синтез; сравнение полученных данных.
Практическая значимость: полученные знания помогут сделать правильный выбор при покупке яблок. Также каждый человек самостоятельно сможет в домашних условиях провести эксперимент по определению химического состава разных сортов яблок. Полученные данные можно использовать на классных часах, уроках биологии, занятиях внеурочной деятельности.
1. Теоретическая часть
1.1. Историческая справка о яблоках
Яблоки являются древнейшими плодами, о которых знали даже пещерные люди. Археологи утверждают, сейчас яблоки выглядят более аппетитно, привлекательно, имеют сильным запахом, чего нельзя сказать о первых яблоках, освоенных человеком. Это были маленькие яблоки, кислые на вкус - лесовушки. Их можно встретить и сейчас в диких лесах, заброшенных лесополасах. В народе часто их еще называют «дичкой».
История возделывания яблок и начинается с дикой яблони (Pyrus malus).В энциклопедиях я нашла информацию о том где появились первые сорта яблок. В одних источника упоминается Малая Азия, а в других Средняя Азия и Кавказ. Затем говорится о том, что эти сорта яблок были перевезены в Палестину и Египет, а чуть позднее – в Древнюю Грецию, Рим, а затем в другие страны Европы и на остальные континенты.
Первые сведения о выращивании культурных сортов яблони в Киевской Руси относятся ко времени правления князя Ярослава Мудрого. В 1051 году на территории Киево-Печерской лавры был заложен первый яблоневый сад.
Во времена правления Петр I существенно сократился импорт новых сортов яблонь. После взятия Азова в 1696 году, он дал указание разводить на Дону сады. Закладывались плодовые питомники и размножались не только отечественные сорта яблок, но и выписывались саженцы лучших сортов плодовых деревьев. Царица Елизавета Петровна ненавидела яблоки, но при этом культивирование яблок продолжалось. Уже в начале 19 века было известно более 3,5 тысяч сортов. Сегодня же в общей сложности в мире насчитывается более 10 тыс. сортов яблонь.
Яблони выращивают практически во всех странах. Популярность яблонь высока, так как плоды с этих деревьев можно употреблять круглый год. Длительность хранения, высокие вкусовые качества, транспортабельность довольно широко используются для самых различных видов переработки яблок.
1.2. Полезные свойства яблок
Все фрукты в какой-то степени несут в себе как пользу, так и вред для человеческого организма. Яблоко не исключение.
Уникальный химический состав делает яблоко очень ценным и массово употребляемым фруктом. Около 80% вода, а 20% приходится на сахариды, клетчатку, органические кислоты.
При употреблении свежего яблока в организм поступают: пектин; витамины: Е, группа В, провитамин А и аскорбиновая кислота; минералы: калий, натрий, кальций, магний, железо, цинк, хлор, сера, фосфор, медь, алюминий, ванадий, бор, йод, кобальт, марганец, никель, рубидий, фтор, хром, антиоксиданты, препятствующие окислительным процессам; танины, дубильные вещества.
Яблоки:
- усиливают обменные процессы в организме;
- помогают поддерживать постоянный уровень сахара в крови;
- уменьшают риск закупорки сосудов;
- незначительно, но все-же повышают уровень гемоглобина в крови;
- помогают выводить излишек холестерина;
- обладают противомикробными свойствами;
- укрепляют сердечно - сосудистую систему;
- выводят токсичные вещества;
- усиливают отток желчи;
- способствуют очищению и восстановлению кишечника;
- обладают мочегонным действием;
- повышают иммунитет;
- замедляют процессы старения;
- вызывают чувство насыщения;
- помогаю зубам очиститься от налета;
- повышаю сопротивляемость к разным заболеваниям;
- помогают быть в форме: клетчатка и урсоловая кислота способствуют сжиганию жира;
- антиоксиданты защищают легкие от астмы, бронхита, эмфиземы;
- содержат квертицин, который помогает защитить клетки мозга и предотвратить болезнь Альцгеймера;
- снижают риск развития рака, за счет содержания клетчатки и флавоноидов;
- отличный и здоровый перекус.
Но даже столь полезный фрукт при чрезмерном употреблении может нанести вред. Особенно это касается людей с гастритом, язвенными болезнями ЖКТ. Кислота, содержащаяся в плодах, им противопоказана. Хотя одно яблоко, съеденное после еды, не навредит даже людям с такими показаниями. При гастритах можно употреблять только яблоки сладких сортов.
1.3. Мифы о яблоках
«Яблочных мифов» существует огромное количество. Одни нам кажутся смешными, а другие вполне реальными. Рассмотрим несколько популярных мифов. Многие люди считают, регулярное употребление яблок обеспечивает организм железом. На самом же деле, железа в них не так уж много. Для сравнения в 100 граммах: яблок содержится до 2,2 мг железа, миндаля – 4,4 мг, абрикосов – до 4,9 мг. Из растительной пищи железо усваивается в 5-6 раз хуже, чем из животной. Согласно многочисленным исследованиям содержание железа в яблоках равно 0,12 мг на 100 грамм в среднем суточная норма для человека - 12 мг железа. В общем, чтобы покрыть дневную норму нужно каждый день съесть 10 кг яблок.
Пожалуй, второй миф звучит немного странно. Если воткнуть в яблоко железный предмет, то уровень железа в нем увеличится. Конечно, это миф и увеличить количество железа в яблоке таким способом не получится, зато получится насытить яблоко болезнетворными бактериями. Чтобы организм получал достаточно железа, нужно есть красное мясо, печень хотя бы по 100 граммов 3–4 раза.
Третий миф гласит: в красных яблоках больше пользы, из-за высокого содержания каротина. Каротин, прежде всего, это пигмент, который находится в хромопластах (пластидах) особых органоидах клетки плодов, отвечающих окраску овощей и фруктов в желто-оранжевый цвет. Если мы сравним яблоки, к примеру, с морковью, абрикосами, нектаринами, то содержание каротина в них будет в них в несколько раз выше, чем в яблоках. В зеленых и красных яблоках каротина практически нет, в желтых чуть больше, но все равно не достаточно. Витамин А синтезируется нашем организме синтезируется из каротина. Делаем вывод, желтые и желто- оранжевые плоды содержат больше каротина, следовательно, из них больше синтезируется витамина А.
Употребляя яблоки каждый день, мы насыщаем организм необходимым количеством витаминов. Это четвертый миф. Безусловно, фрукты очень полезны для здоровья человека. Но если мы говорим именно о витаминах, содержащихся в яблоках, то их количество ничтожно мало. Для того чтобы получать суточную норму, к примеру, витамина С, нужно съедать 2,5 килограмма яблок ежедневно. Подведем итог: чтобы организм получал все необходимые ему витамины, нужны не только фрукты, но и все остальные группы продуктов – злаки, крупы, мясо, рыба, молочное и пр.
Одна английская поговорка гласит: - «Одно яблоко в день – оставит вашего доктора без работы». Давайте разберемся миф это или, правда. Безусловно, доля правды в поговорке есть: клетчатка, которую содержат яблоки – особенно пектин, – улучшает перистальтику кишечника, помогает бороться с запорами, поддерживать баланс микрофлоры. Иметь здоровый кишечник очень важно для иммунной системы. Поддерживают кишечную микрофлору и органические кислоты, содержащиеся в яблоках (и не только в них), они улучшают усвоение пищи, как и еще одна группа веществ, присутствующих во фруктах, в том числе в яблоках, – биофлавоноиды. Но до полного избавления от всех проблем со здоровьем любителям яблок, конечно, далеко.
Миф пятый – яблоки нужно есть с целиком. Людей страдающими заболеваниями ЖКТ это делать категорически нельзя. В первую очередь, можно спровоцировать обострение – сердцевина яблока, толстая кожура раздражают кишечник. В семечках находится синильная кислота – сильнейший яд, пусть даже и в небольших количествах. Поэтому яблоко съешь сам, а семечки отдай птицам.
Кушать яблоки полезно как для зубов, так и для десен. С этим мифом все еще более неоднозначно. И да, и нет. С одной стороны, яблоко механически очищает зубы, а заодно улучшает кровоснабжение десен. С другой же стороны, кислая среда, которую дают яблоки, повреждает эмаль. К тому же глюкоза – питательная среда для бактерий. Ее можно назвать одним из факторов риска развития кариеса. Вывод: яблоки, особенно кислые, лучше есть вместе с другой пищей, и полоскать после них рот.
2. Практическая часть
2.1. Обзор отечественных и импортных сортов яблок, продающихся в торговых точках г. Сальска
Свое исследование я решила начать с выявления сортов, которые односельчане могут купить в нашем городе. Я посетила торговые сети супермаркетов магазинов: «Пятёрочка», «Магнит», «Фасоль», городской рынок и фруктово-овощные мини-маркеты «Фрутомаркет», «Дары Азии» и т.д.
Огромное количество разнообразных сортов яблок представлено на прилавках рынка и магазинах. Плоды разных сортов сильно различаются не только по цвету, форме и размеру, но и по вкусу и аромату. Установлено, что в нашем городе представлены в продажу 12 сортов яблок. (Приложение
№1)
2.2. Социальный опрос жителей города Сальска
Далее мне предстояло узнать мнение жителей о яблоках: употреблении их в пищу, о критериях выбора яблок, мнение о пользе или вреде. Мною был проведён социальный опрос жителей города в офлайн и онлайн режимах, в котором приняли участие 186 человек.
Анкета состояла из шести вопросов. Вопросы с выбором ответа, множественным выбором или возможностью написания своего собственного дополнительного ответа. (Приложение №2)
Вопросы анкеты:
1. Какой фрукт чаще всего у вас на столе?
2. Любите ли вы яблоки?
3. Часто ли вы употребляете их в пищу?
4. Как вы считаете, полезно ли есть яблоки?
5. Знаете ли вы как определить качество яблока на пригодность к употреблению?
6. Как вы думаете, внешний вид яблока говорит о его качестве?
Вывод: более 54% утверждают, что чаще всего у них на столе находятся яблоки, у 20% апельсины, по 11,5% мандарины и бананы и около 3% гранаты. Яблоки поистине излюбленный фрукт и тому подтверждение 91,5% респондентов ответили, что любят яблоки. Более 65% процентов регулярно употребляют в пищу яблоки, достаточно редко около 23%, и приблизительно 12% вообще не употребляют яблоки. На вопрос о том, полезно ли есть яблоки, 87% ответили, что считают полезным употребление яблок, а 23% считают, что нет.
Подавляющее большинство, практически 63% не знают, как определить пригодно яблоко к употреблению или нет. Внешний вид фрукта отвечает за его качество: 37% считают, что это так; 14% не знают ответа на этот вопрос; а 49% заявляют, что внешний вид яблока не равняется значению качества. Яблоко может быть красивым и при этом вредным и наоборот.
2.3. Консультация с врачом гастроэнтерологом - диетологом
Светлана Юрьевна Ф., врач гастроэнтеролог-диетолог, пояснила, что яблоки должны быть в рационе человека ежедневно: сырые, запечённые, тушеные.
Однако употреблять яблоки с осторожностью нужно людям с проблемами ЖКТ. Кислые сорта наиболее опасны, прежде всего, для людей с острым гастритом, язвой желудка или кишечника. Кожура яблока содержится много клетчатки — пищевых волокон, поэтому её лучше не счищать. Тем не менее, для красоты и лучшей сохранности фрукт обрабатывают воском или дифенилом. Яблоко перед употреблением обязательно нужно промыть тёплой водой и протереть полотенцем.
«Нет четкого разграничения по составу и полезным свойствам между зелеными, желтыми и красными яблоками. Но, как правило, красные яблоки более сладкие и более энергоемкие. Зеленые кислые яблоки содержат меньше фруктозы, менее калорийны и поэтому более полезны. В желтых яблоках меньше железа, но больше пектинов, что полезно для печени и отделения желчи. Но необходимо учитывать сопутствующие заболевания и количество съеденных яблок. Доктор советует выбирать местные продукты по сезону, отмечая, что они всегда полезнее любого самого красивого заокеанского фрукта.
Что касается яблок, с которыми следует быть осторожнее, то важно учитывать, что чем ярче цвет фрукта, тем больше вероятность аллергической реакции на него. Дело в том, что красный пигмент чаще способен провоцировать организм на высыпания.
При покупке яблок предпочтение следует отдавать тем, которые выращивают в том регионе, районе, населённом пункте, где проживает покупатель. Местные яблоки не так долго хранятся, их не готовят к дальним перевозкам и поэтому не «пичкают» добавками, увеличивающими сроки хранения. Они не подвергается сильным перепадам температуры, фрукты не теряют свои питательные вещества. Как правила, местные яблоки на полках магазинов появляются в первые сутки после их сбора.
2.4. Изучение химического состава яблок
Для исследования я приобрела самые популярные и качественные, по мнению респондентов, сорта яблок:
- образец № 1. «Гренни Смит»;
- образец №2. «Голден»;
- образец N3. «Новый урожай»;
- образец №4. «Джонаголд»;
- образец №5. «Гала»;
- образец №6. «Симиренко»;
- образец №7. «Чемпион»
Эти сорта популярны среди покупателей, в любое время года есть на прилавках, а, следовательно, их часто употребляют в пищу. (Приложение 3).
Опыт №1. Обнаружение парафина
Определить, покрыто ли яблоко парафином в домашних условиях довольно просто. Я поскоблила поверхность кожицы яблок семи образцов острием ножа и у некоторых образцов на ноже появилась белая стружка - это парафин. Результаты опыта представлены в таблице.
|
Образец №1 |
Образец №2 |
Образец №3 |
Образец №4 |
Образец №5 |
Образец №6 |
Образец №7 |
Результат |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
Вывод: четыре образца из семи обработаны парафином. Сам по себе он не опасен, но он может удерживать, что потенциально небезопасно, также может вызвать тяжесть в животе. Обязательно перед употреблением тщательно мойте фрукт обычной водой.
Опыт №2. Обнаружение дифенила
Чтобы определить наличие дифенила на кожуре яблок, необходимо провести реакцию взаимодействия яблок с горячей водой. Яблоки опустили в горячую воду и немного подождали. Появление маслянистой пленки или образование маслянистых капель говорит о содержании в растворе именно дифенила. Смотреть нужно внимательно, при хорошем освещении, так как пленка зачастую едва заметна. Второй способ проверить наличие дифенила оставить яблоко лежать. Высыхать и лежать яблоко будет долго, при этом оно станет скользким, липким и маслянистым.
|
Образец №1 |
Образец №2 |
Образец №3 |
Образец №4 |
Образец №5 |
Образец №6 |
Образец №7 |
Результат |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Вывод: в образцах №1, №2, №6 дифенил в ходе опыта не обнаружен. В емкостях, куда были помещены яблоки, от образцов №3, №4, №5 на поверхности воды образовалась едва заметная жироподобная плена. Именно эта пленка доказывает наличие дифенила. Дифенилом обрабатывают яблоки в качестве консерванта, чтобы предотвратить рост плесени и грибов. Необходимо хорошо мыть яблоки перед употреблением, чтобы не получить аллергические реакции в виде: раздражения слизистых оболочек глаз, дыхательных путей, тошноты, рвоты, дерматитов, неврозов, заболеваний печени, сердца.
Опыт №3. Взаимодействие с мыльным раствором
С помощью мыльного раствора можно определить наличие искусственных красителей в составе яблока. В семь стаканов налила мыльный раствор, и опустили в каждый образец яблок.
|
Образец №1 |
Образец №2 |
Образец №3 |
Образец №4 |
Образец №5 |
Образец №6 |
Образец №7 |
Результ |
Цвет |
Цвет |
Цвет |
Цвет |
Цвет |
Цвет |
Цвет |
ат |
яблока |
яблока |
яблока не |
яблока |
яблока |
яблока |
яблока |
|
не |
не |
изменилс |
немного |
не |
не |
немного |
|
изменил |
изменил |
я |
побледне |
изменил |
изменил |
побледне |
|
ся |
ся |
|
л |
ся |
ся |
л, вода |
|
|
|
|
|
|
|
стала слегла мутной |
Вывод: ни в одном из семи образцов не обнаружены искусственные красители. Значит, по этому критерию их можно считать безопасными.
Опыт №4. Взаимодействие с пероксидом водорода
На семь испытуемых образцов яблок капнули несколько капель перекиси водорода. Наблюдения зафиксировали в таблицу:
|
Образец №1 |
Образец №2 |
Образец №3 |
Образец №4 |
Образец №5 |
Образец №6 |
Образец №7 |
Резуль |
Цвет и |
Цвет и |
Цвет и |
Цвет и |
Цвет и |
Цвет и |
Цвет и |
тат |
агрегат- |
агрегат- |
агрегат- |
агрегат- |
агрегат- |
агрегат- |
агрегат- |
|
ное |
ное |
ное |
ное |
ное |
ное |
ное |
|
состоя- |
состоя- |
состоя- |
состоя- |
состоя- |
состоя- |
состоя- |
|
ние не |
ние не |
ние не |
ние не |
ние не |
ние не |
ние не |
|
измени- |
измени- |
измени- |
измени- |
измени- |
измени- |
измени- |
|
лось; |
лось; |
лось; |
лось; |
лось; |
лось; |
лось; |
|
наблюдае |
наблюдае |
наблюдае |
наблюдае |
наблюдае |
наблюдае |
наблюдае |
|
тся |
тся |
тся |
тся |
тся |
тся |
тся |
|
активное |
активное |
активное |
активное |
активное |
активное |
активное |
|
шипение, |
шипение |
шипение |
шипение |
шипение |
шипение |
шипение |
Вывод: перекись водорода проявляет в реакциях сильные окислительные свойства, и именно она нейтрализует органические кислоты в составе яблок. Мы наблюдает процесс нейтрализации виде шипения. Перекись не обесцветила кусочки яблок, а это означает отсутствие искусственных красителей. После нанесения перекиси на образцы, процесс их окисления увеличился в несколько раз. Довольно быстро яблоко начало покрываться светло-коричневой пленкой. В этом опыте перекись выступила в роли катализатора и ускорила процесс окисления железа, которое содержится в яблоке.
Опыт №5. Определение яблочной кислоты в яблоках.
Чтобы обнаружить яблочную кислоту в яблоках, я взяла семь лакмусовых полосок и капнула на каждую яблочный сок разных образцов. Индикаторная бумажка должна окраситься. Чем ярче будет окраска, тем больше в яблоке яблочной кислоты, следовательно, это яблоко будет кислее на вкус.
|
Образец №1 |
Образец №2 |
Образец №3 |
Образец №4 |
Образец №5 |
Образец №6 |
Образец №7 |
Результат |
6,0 |
5,0 |
6,5 |
6,5 |
6,0 |
5,0 |
5,5 |
Вывод: водородный показатель рН всех образцов варьируется в пределах 5,0-6,5 (слабо-кислая среда), что подтверждает наличие кислот. Чем ниже рН, тем яблоко кислее.
Опыт 6. Определение глюкозы в яблоках.
Обнаруживала сахар (глюкозу) двумя способами.
1 способ. Реакция горения.
Для опыта мне понадобился сухой спирт на керамической подставке, держатель и образцы яблок. Каждый образец яблок я подвергла реакции горения. В процессе реакции горения образовывался запах. Результат представлен в таблице.
2 способ. Определение сахара (глюкозы) с помощью индикаторных полосок Кетоглюк-1.
Я взяла семь индикаторных полосок и капнула на каждую яблочный сок разных образцов. При наличии сахара индикаторные бумажки должны окраситься. Чем ярче будет окраска, тем больше в яблоке содержится сахара. Результаты двух опытов определения сахара отображены в таблице:
|
Образец №1 |
Образец №2 |
Образец №3 |
Образец №4 |
Образец №5 |
Образец №6 |
Образец №7 |
Результат реакции |
Кисло- сладкий |
Кисло- сладкий |
Слабо- карамель |
Кисло- сладкий |
Караме льный |
Кисло- сладкий |
Кисло- сладкий |
горения |
запах |
запах |
ный запах |
запах |
запах |
запах |
запах |
Наличие сахара Кетоглюк- 1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Вывод: во всех испытуемых образцах опытным путем обнаружена глюкоза. Оказывается, сладость яблока вовсе не обусловлена его окраской. В ходе опыта наибольшее количество сахара выявлено в образцах №1 (зеленого цвета), №2 (желтого), №6 (красного цвета).
Глюкоза необходима нам для нормальной жизнедеятельности всего организма. Она повышает работоспособность человека, помогает печени вырабатывать антитоксины, калорий содержит меньше, чем жиры.
Опыт №7. Определение витамина С в яблоке.
Для определения аскорбиновой кислоты, в пробирку к яблочному соку добавили немного крахмального клейстера, а потом добавляли по каплям раствор йода. Сначала йод обесцвечивается, потому что аскорбиновая кислота окисляется йодом, и как только йод окислил всю кислоту, наш раствор окрасился в синий цвет, потому что с йодом начал реагировать крахмал.
|
Образец №1 |
Образец №2 |
Образец №3 |
Образец №4 |
Образец №5 |
Образец №6 |
Образец №7 |
Результат |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Вывод: наблюдаю синее окрашивание во всех исследуемых образцах.
Опытным путем доказали, что яблоки содержат витамин С.
Опыт №8. Определение крахмала в яблоке.
Определить наличие крахмала в яблоках можно с помощью йода. От семи образцов исследуемых яблок отрезали небольшие кусочки и нанесли на них ватной палочкой (пипеткой) несколько капель йода. Результаты опыта отображены в таблице:
|
Образец №1 |
Образец №2 |
Образец №3 |
Образец №4 |
Образец №5 |
Образец №6 |
Образец №7 |
Результат |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Вывод: в образцах №1, №5, №6, №7 произошло окрашивание в синий цвет, это говорит о том, что в этих образцах яблок содержится крахмал. В образцах №2, №3, №4 окрашивание в синий цвет не произошло, следовательно, эти образцы полностью созрели и крахмал гидролизовался до глюкозы.
Опыт №9. Определение наличия йода в семечках яблок.
В яблоках полезны даже семечки. В фарфоровой ступке пестиком поочередно растолкла яблочные семечки всех образцов. Реактивом на йод является крахмал. К каждому образцу яблочных семечек прилили крахмальный клейстер. Раствор окрасился в синий цвет, т. к. крахмал является реактивом на йод. Это доказывает наличие йода.
|
Образец №1 |
Образец №2 |
Образец №3 |
Образец №4 |
Образец №5 |
Образец №6 |
Образец №7 |
Результат |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Вывод: в яблочных семечках действительно содержится йод, крайне важный для здоровья человека. Благодаря йоду повышается настроение, улучшается память, внимание. Ученые полагают, что если ежедневно съедать 5 яблочных косточек, то можно восполнить половину суточной нормы йода. Но важно знать, помимо йода в семечках содержится синильная кислота – сильнейший яд токсического действия.
Серьезно отравиться тем количеством, что содержится в яблочных семечках, конечно, не получится. Кушать семечки или нет выбор индивидуальный. А я рекомендую все же выбирать более доступные и безопасные способы получения йода.
Опыт №10. Определение наличия железа в яблоках.
Мы разрезали яблоко и оставили на воздухе. Кислород из воздуха постепенно проникает в яблоко и окисляет железо. Вскоре мы увидели, что срез яблока потемнел. Сравнили цвет этого яблока с вновь разрезанным яблоком.
Результат |
Образец |
Образец |
Образец |
Образец |
Образец |
Образец |
Образец |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
слабое |
слабое |
сильное |
сильное |
сильное |
слабое |
сильное |
|
изменение |
изменен |
изменени |
изменени |
изменен |
изменени |
изменени |
|
окраски |
ие |
е окраски |
е окраски |
ие |
е окраски |
е окраски |
|
|
окраски |
|
|
окраски |
|
|
Вывод: опытным путем доказали, наличие в яблоках железа. Все сорта яблок отличаются по содержанию в них железа. Наблюдение показало, что больше всего железа в образцах №3, №4, №5.
3. Заключение
Я довольна результатом своей исследовательской работы. Изучив 17 разных источников информации, я узнала об истории появления, культивирования яблок, существующих мифах о них. Яблоко - самый распространенный фрукт на планете. Установила теоретически состав яблок и наличие в составе некоторых веществ подтвердила на практике.
Химический состав яблок различен в зависимости от сорта, условий выращивания, хранения, степени зрелости, продолжительности хранения, агротехнических приемов выращивания. Этот вкусный и полезный фрукт содержит много витаминов и микроэлементов, необходимых для здоровья человека. Проведя ряд химических экспериментов, убедилась, что яблоки – это не просто пищевой продукт, а ценный витаминно-минеральный комплекс, химический состав яблок оказывает прямое влияние на здоровье человека.
Подтвердила выдвинутую в начале исследования гипотезу, красивое не означает качественное. Из беседы с врачом сделала вывод о том, что регулярное употребление яблок поможет избежать проблем со здоровьем. Предпочтение отдавать местным сортам.
Для жителей города создала и распространила информационно- просветительский буклет «Яблочко, что в себе таишь?». В нем отразила результаты своей исследовательской работы. Охват составил более 1000 человек. (Приложение №4.)
Яблоки действительно полезны всем, только каждому в своем определенном виде! Ешьте яблоки на здоровье!
4. Список используемой литературы и Интернет-ресурсов
Научная литература:
1. Габриелян О. С., Ватлина Л. П. Химический эксперимент в школе. М.: Дрофа, 2005.-с.- 25.
2. Денисова В.Г. Современная школа: «Учителю химии в помощь». Методическое пособие.- 2 том.-М: Планета, 2014.-с.-168-169.
3. Мартынов С.М. овощи + фрукты + ягоды = здоровье. – М.: Просвещение, 1993.-с.-65-67.
4. Родинов С.А. Методы и устройства определения зрелости яблок. Москва ФИЗМАТЛИТ, 2009.-с-197.
5. Штемплер Г.И. Химия на досуге Москва «Просвещение» 1996.-с.97-99. 6.Щенников Б.С. Первые шаги садовода. Эксмо, 2018.-с.-12.
Интернет-ресурсы:
1. https://pandia.ru/text/79/393/32637.php
2. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2020/09/20/issledovatelskaya-rabota
3. https://zen.yandex.ru/media/eda.ru/vse-chto-nujno-znat-pro-iabloki- 5d6a6853394b2a00ada91f70
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Витамин_E
Приложение №1.
Обзор отечественных и импортных сортов яблок, продающихся в торговых точках г. Сальска
Приложение №2. Социальный опрос жителей города СальскаПриложение №3.
Изучение химического состава яблок
Опыт. Обнаружение парафина |
|
|
|
Опыт. Обнаружение дифенила |
|
|
|
Опыт. Взаимодействие с мыльным раствором |
|
|
|
Опыт. Взаимодействие с пероксидом водорода |
|
|
|
Опыт. Определение глюкозы в яблоках |
|
|
|
Опыт. Определение яблочной кислоты в яблоках |
|
|
Опыт. Определение наличия железа в яблоках |
|
|
|
Опыт. Определение витамина С в яблоке |
|
|
|
Опыт. Определение крахмала в яблоке |
|
|
|
Опыт. Определение наличия йода в семечках яблок
Приложение №4.
Создание информационно-просветительского буклета о яблоках