Чудо-фрукт

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Чудо-фрукт

Неверов А.К. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 17"
Неверова Н.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 17"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Одним из факторов здоровья человека является рациональное питание. Потребление овощей и фруктов в достаточном количестве приносит огромную пользу. Для нашего региона наиболее доступным по цене и многообразию являются яблоки.

О целительных свойствах яблок знали уже в древние времена. Недаром в фольклоре многих народов яблокам придавали целебное, ритуальное и даже мистическое значение. Даже легенды о молодильных яблоках взялись не из пустого места.

Яблоки – это не просто пищевой продукт, наполненный клетчаткой – это ценный витаминно-минеральный комплекс. Мама часто говорит: «Съешь яблочко! Оно полезное, в нём есть витамин С». Я удивился, как, и в яблоке есть витамин С?

Мне захотелось, как можно больше узнать о пользе этого плода по содержанию в нем витамина С.

Цель: сравнение содержания витамина С в различных сортах яблок.

Задачи:

1. Изучить литературу о растении яблоня, о составе веществ, содержащихся в его плодах.

2. Провести исследования на содержание витамина С в продукте «яблоки».

3. Провести анкетирование среди одноклассников и родителей класса.

4.Описать полученные результаты исследования.

Объект исследования: разные сорта яблок.

Предмет исследования: содержание витамина С в яблоках различного сорта.

Гипотеза:  если узнать, в каких сортах яблок содержится больше витамина С, то из множества представленных сортов яблок можно выбрать самый полезный сорт по содержанию витамина С.

Методы исследования: изучение информации в различных источниках (сбор информации по теме исследования из книг и сети Интернет), анализ, выводы, анкетирование, проведение эксперимента (опыта).

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Глава 1 включает теоретический материал о растении «яблоня», о составе веществ, содержащихся в его плодах. Во 2 главе описан эксперемент, помогающий понять в каких сортах яблок содержится больше витамина С. В заключении делаются выводы.

Практическая значимость работы в том, что она позволит узнать, проведя эксперимент, какой сорт яблок наиболее полезен для нашего организма. Работа может быть использована на уроках окружающего мира, уроках здоровья, при проведении классных часов и родительских собраний.

Глава 1

    1. История появления яблок

Яблоко – плод яблони, который употребляется в пищу в свежем виде, служит сырьём в кулинарии и для приготовления напитков. [3] Яблоня – старушка на нашей планете, она известна человеку раньше других плодовых деревьев.

Предки яблони, считают учёные, появились ещё в меловом периоде истории нашей Земли. Плоды дикорастущих деревьев занимали немалое место в рационе наших предков. Об этом свидетельствует тот факт, что древнейшие легенды неизменно связаны с плодами яблони. Яблоня считается священным деревом бога солнца Апполона. В христианской традиции с яблони начинается история человечества. Одно из величайших научных открытий нового времени, по легенде, тоже связано с плодом яблони. В некоторых государствах наряду со скипетром и короной изображение яблока является эмблемой монархической власти.

По мере того, как человек пользовался плодами дикорастущих яблонь зарождается и развивается её культура. Человек вначале малозначительно отбирает, а затем более обдуманно сохраняет более ценные деревья.

Культурные сорта появились впервые в Малой Азии (по другим источникам на Кавказе и в Средней Азии), откуда впервые попали в Египет, Палестину, позже – в Древнюю Грецию и Рим, а затем в другие страны и континенты. [3]

Первые сведения о выращивании яблони в Киевской Руси относятся ко времени князя Ярослава Мудрого: на территории Киево-Печерской лавры в 1051 году был заложен яблоневый сад. В XII веке появились яблоневые плантации в Подмосковье. Когда Юрий Долгорукий, основатель Москвы, переезжал в Московию, он вызвал из Киева опытных садовников и посадил на княжеской усадьбе плодовый сад, где росли яблони и груши. Не оставил без внимания садоводство и Пётр I. После взятия Азова в 1696 году он дал указание разводить на Дону сады.

Начиная с XIX века, яблоня становится промышленной культурой. Основатель агрономической науки в России А.Т.Болтов описал 561 сорт яблонь, которые выращивались только в Тульской губернии. А всего известно более (по разным источникам) 7500-10000 сортов яблонь.

Сегодня яблоня возделывается почти во всех странах земного шара, занимает по площади и сбору плодов первое место среди фруктовых растений. А плодов с одного дерева, конечно, если за ним ухаживать по всем правилам, можно собрать до 200, а иногда и 400 килограммов.

Таким вниманием к своей персоне яблоня обязана не только вкусным и полезным плодам, широко применяемым в диетическом питании, но и тому, что плоды её хорошо сохраняются долгое время – до полугода.

    1. Состав яблок и его полезные свойства.

Яблоко можно назвать самым распространённым продуктом в нашем быту.  Эти фрукты – не только вкусное угощение, но еще и очень важный элемент здорового питания человека. И действительно, полезные свойства яблок очень даже велики.

Чем же полезно яблоко? Вот что я узнал из литературы, яблоки содержат (в среднем) 15% углеводов, большая часть их – сахар, в которых преобладает фруктоза, глюкоза и сахароза. Есть в плодах органические кислоты – яблочная, лимонная, совсем немного салициловой и борной.

Но есть в яблоках и особые вещества – пектиновые от 0,8 до 2%. Это не питательные вещества, но ценность представляют чуть ли не первостепенную. Сами они не перевариваются, а потому и не усваиваются, зато абсорбируют (собирают) ядовитые вещества, которые образуются при заболеваниях в кишечнике, обезвреживают их и выводят из организма. [4]

Разнообразен в яблоках минеральный состав: калий, фосфор, совсем немного магния и железа. Есть в яблоках микроэлементы: молибден, кобальт, йод, селен, хром, ванадий, марганец, кремний – всего около 30.

Витамины сосредоточены главным образом в кожуре и мякоти под самой кожурой: В1, В2, РР, С, Е, каротин и другие. Больше всего витамина С – до 10 мг. [4]

Витамин «С» необходим для формирования
ткани, которая удерживает наши зубы в деснах, способствует
регенерации кожи, укрепляет кровеносные сосуды, сохраняет крепость костей и связывает друг с другом органы. Витамин С (аскорбиновая кислота) повышает защитные силы организма, ограничивает возможность заболеваний дыхательных путей, улучшает эластичность. Витамин оказывает благоприятное действие на функции центральной нервной системы, стимулирует деятельность эндокринных желез, способствует лучшему усвоению железа и нормальному кроветворению.

   Человек, в отличие от подавляющего большинства животных, не способен синтезировать витамин С, и все необходимое количество его получает с пищей, главным образом с овощами, фруктами и ягодами.

Одновременно присутствие в яблоках солей железа и фолиевой кислоты – делает их полезными для предупреждения малокровия.

А как любят советовать кушать яблоки врачи-эндокринологи. Они давно заметили, что по содержанию йода яблоки превосходят многие фрукты, уступая пальму первенства в этом только морским продуктам (в бананах, грейпфрутах и апельсинах йода в 7-10 раз меньше, чем в яблоках).

Следовательно, яблоки помогают при профилактике заболеваний щитовидной железы. Вот только нужно помнить: йод содержится в яблочных семенах, поэтому яблоко надо съедать вместе с семенами.

Кроме того, цвет яблока играет большую роль:

- зелёные яблоки хороши для укрепления костей и зубов, профилактики рака;

- жёлтые яблоки нужны для сердца и глаз, иммунной системы, уменьшают риск раковых образований;

- красные яблоки хороши для сердца, функции памяти, понижает риск раковых образований и болезни мочевых путей.

Яблоки совершенно необходимы человеку зимой, когда в питании в основном бывает более «тяжёлая», обильная белками пища.

Таким образом, среди всех фруктов яблоко - самый распространенный в питании продукт, который употребляют в течение всего года. Кроме восхитительного вкуса яблоки обладают очень полезными и целебными свойствами. Яблоки – прекрасное лечебное и профилактическое средство благодаря приятному сочетанию минеральных солей, витаминов, микроэлементов. Яблоки оказывают на организм общеукрепляющее, ободряющее, освежающее действия.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Результаты анкетирования

Многочисленные исследования указывают на безусловную пользу яблок для здоровья человека. Получив много нужного и интересного о яблоках, я решил узнать, как мои одноклассники и их родители относятся к яблокам, как часто употребляют в пищу, знают ли о полезных и лечебных свойствах этого фрукта? Подготовил вопросы для анкетирования.

  1. Какой фрукт в вашей семье покупают чаще всего? (яблоки, цитрусовые, бананы, гранаты)

  2. Любите ли вы яблоки?

  3. Как часто вы используете в своем рационе питания яблоки? (каждый день, раз в неделю, 1-2 раза в месяц)

  4. Что вы знаете о полезных и лечебных свойствах яблок?

Проанкетировано было 47 человек: 25 одноклассников и 22 родителя.

Вместе с учителем мы провели обработку данных, результаты оформили в диаграммах (Приложение1).

По итогам анкетирования можно сделать следующие выводы:

  1. Яблоко чаще всего встречается на нашем столе.

  2. Почти все респонденты любят яблоки.

  3. Каждый день употребляют яблоки больше половины опрошенных (в основном это дети), остальные же едят яблоки лишь раз в неделю или ещё реже.

  4. 100% опрошенных знают, что яблоки полезны и обогащают организм витаминами.

42% - знают какие витамины содержатся в яблоках (в основном это родители).

38% - знают о лечебных свойствах яблок.

2.2. Определение содержания витамина С

 

  Я решил узнать, можно ли в домашних условиях определить наличие витамина С., в яблоках какого сорта его больше. Ответ на этот вопрос можно найти в энциклопедии. Но в информационных источниках говорится о яблоке вообще. В каком сорте яблок его больше?

Для поиска ответа на этот вопрос я побеседовал с учителем химии Надеждой Андреевной Поповой (Приложение). Надежда Андреевна сказала, что определение витаминов – дело сложное. Но витамин С (аскорбиновая кислота) можно определить в домашних условиях. Характерной особенностью аскорбиновой кислоты является легкость её окисления (окисляется даже при взаимодействии с кислородом воздуха). Для эксперимента мы используем ещё более сильный окислитель – йод.

Также необходимо приготовить раствор крахмала: развели 1г его в небольшом количестве холодной воды, в эту же ёмкость влили крутой кипяток. Такой раствор пригоден для опытов в течение недели.

Теперь всё готово для определения витамина С.

Методика исследования:

  1. Взяли 4 разных сорта яблок (взяли 2 яблока зелёного цвета: гренни и грушовка, 2 яблока красного цвета: красное, джонапринц)

  2. Получил из них 4 разных сока. Почистил и натер на мелкой терке яблоки. Отжал сок, перелил в стаканы.

  3. Налил в мерный стакан 5 мл сока и добавил 20 мл воды и 1 мл предварительно заваренного раствора крахмала.

  4. К исследуемому раствору (яблочному соку) по каплям добавляю йод, пока окраска не исчезнет.

  5. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая его капля реагирует с крахмалом и окрашивает раствор в синий цвет. Это означает, что наш опыт завершён.

  6. Количество капель подсчитываем. Чем меньше их потребовалось, тем большая вероятность, что витамина С в пробе либо очень мало, либо нет совсем. Если обесцвечивается много йода, то можно предположить, что витамин С есть.

Результаты исследования занесены в таблицу.

Таблица. «Содержание витамина С в яблоках разных сортов».

Дата проведения опыта

Сорт яблока

Количество йода (в каплях)

Наличие витамина С

Время

16.01.2023

гренни

15

+

27 мин.

16.01.2023

грушовка

19

+

33 мин.

16.01.2023

красное

17

+

30 мин.

16.01.2023

джонапринц

22

+

36 мин.

Вывод:

По результатам опыта видно, что витамин С содержится во всех сортах исследуемых нами яблок. Больше витамина С содержится в яблоке сорта «Джонапринц». А вот в яблоке сорта «Красное» (мы покупаем этот сорт чаще всего), витамина С не так много. Интересно, что среди сорта яблок, в которых больше витамина С, оказались яблоки разного окраса (красное и зелёное).

Пока проводил опыты по содержанию витамина С, до конца не потёртые яблоки лежали на столе. Я увидел, что они стали коричневыми. Почему? Мама сказала, что это железо, находящееся в яблоках, при взаимодействии с окружающей средой окислилось. Мы сравнили: у трёх сортов яблок окраска интенсивная, а у сорта «Грушовка», менее интенсивная. Появились новые вопросы по дальнейшему изучению пользы яблок.

Заключение

В данной работе были изучены свойства удивительного фрукта – яблока. Учёные во всех странах не перестают спорить о том, какие продукты питания полезнее всего для нашего организма. Практически все исследователи сошлись во мнении, что яблоки являются одним из самых полезных фруктов. Хотя они не чемпионы по количеству витаминов, питательных веществ, которые в них содержатся, но именно в них гармонично сочетаются различные компоненты: витамины, минералы, фруктовые кислоты, сахар и клетчатка.

Одним из важнейших витаминов для организма человека, отвечающим за здоровье и иммунитет является витамин С.

По результатам проведённых опытов мы пришли к выводу, что витамин С содержится во всех сортах яблок, но в разных количествах, что подтверждает нашу гипотезу. Из исследованных яблок наиболее богато витамином С яблоко сорта «Джонапринц». Я выбрал для себя и своей семьи наиболее полезный сорт яблока. Об этом я поделился со своими одноклассниками.

Таким образом, яблоко – это не только вкусный продукт, но ценный природный источник витамина С. Не потому ли англичане – большие ценители этих фруктов – говорят: «В день по яблоку – и врач не нужен!»

Библиографический список

1. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Растения / Авт.-сос. Л.А.Багрова; Худож. А.В.Кардашук, О.М.Войтенко; Под общ. Ред. О.Г.Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.- С. 216-218.

2. Детская энциклопедия в вопросах и ответах. Что? Когда? Зачем? Почему? /Т.В.Скиба.-Ростов н/Д: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2019.- 128 с. (113)

3. https://dary-prirody.su/istorija-pojavlenija-jablon-v-rossii-ih-polza-i-vred/

4. https://ru.wikipedia.org/wiki – Яблоко – Википедия [Электронный ресурс]

Приложение1.

Результаты анкетирования

Приложение 2.

беседа с учителем химиии Надеждой Андреевной П.

Приложение 3.

Методика определения витамина С.

Действия

Фотографии

1.

Приготовил раствор крахмала.

 

2.

Взял 4 сорта яблок.

 

3.

Почистил и натер на мелкой терке яблоки. Отжал сок.

 

4.

В сок добавил воды и раствор крахмала.

 

5.

Добавляем йод.

Подсчитываем количество капель, следим за временем.

 

Приложение 4.

Просмотров работы: 54