Как воевали химики во время Великой Отечественной Войны?

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как воевали химики во время Великой Отечественной Войны?

Гогенко К.А. 1
1МБОУ СОШ № 21 г. Сальска
Орлова Т.В. 1
1МБОУ СОШ № 21
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Парад Победы 9 мая, военные художественные и документальные фильмы демонстрируют мощь российской армии, а периодические издания и книги о ВОВ рассказывают не только о том, как сражались на фронте, но и в тылу. Мне стало интересно, какие существовали проблемы с созданием нового вооружения, развитием оборонного производства, изысканием новых ресурсов, разработкой новых методов лечения раненых, лекарственных препаратов для госпиталей.

В исключительно сложных условиях военного времени наши учёные-химики изучали, находили и разрабатывали новые источники сырья, новые виды химических продуктов, новые технологические методы.

Актуальность исследования: победа в Великой Отечественной войне далась мужеством, героизмом и большим трудом, в том числе и людей науки. Мы должны знать и помнить людей, которые творили и приближали победу, подарив нам будущее.

Цель исследования: изучить вклад русских учёных-химиков в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, раскрыть патриотизм и героизм людей науки в тяжёлое для страны время, создать авторские книги о подвигах русских ученых-химиков.

Объект исследования: деятельность учёных-химиков в годы войны.

Предмет исследования: научные труды ученых – химиков, способствующие одержанию победы над фашистскими захватчиками.

Гипотеза исследования: благодаря прогрессивной научной деятельности химиков в годы войны своевременно создавались необходимые для фронта вещества и материалы, что позволило одержать превосходство над противником.

Задачи работы:

 - изучить и проанализировать литературные источники по теме исследования;

- найти, изучить, проанализировать, обобщить информацию, найденную на просторах интернета;

- выяснить, над какими приоритетными направлениями работали учёные-химики, чтобы решить нужды фронта и тыла;

- узнать и охарактеризовать химические вещества и материалы, используемые в годы войны советской армией;

- показать роль и практическую значимость деятельности учёных в году ВОВ.

Метод исследования: поиск, изучение и анализ литературных источников и Интернет-ресурсов; изучение материалов в СМИ; анализ и синтез, метод визуализации данных, обобщение полученных данных.

Практическая значимость: полученные данные в результате исследования можно использовать на уроках истории, химии, занятиях дополнительного образования, классных часах и многих других мероприятия, направленных на формирование патриотических ценностей, патриотического самосознания, гордости за свой народ. Важно помнить, что ВОВ - это противоборство производства, экономики и науки. Вместе с солдатами в 1945 году победили рабочие, инженеры, медики и сугубо гражданские ученые-химики. Рассказ об основных направлениях деятельности ученых-химиков в годы Великой Отечественной войны и ее значении для обеспечения Победы над фашизмом будет опубликован в местной газете «Сальская степь» ко дню Победы в ВОВ, а также на общешкольных мероприятиях, связанных с великой отечественной войной.

  1. Теоретическая часть

    1. Основные направления деятельности учёных-химиков в годы Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны многие теоретические направления химической науки были отодвинуты на второй план и учёные вплотную занялись проблемами армии, авиации и флота, все силы и знания отдавая делу победы над фашизмом. Война требовала скорейшего внедрения научных достижений в производство.

В докладе «Химия в войне» (октябрь 1942 г., Всесоюзное химическое общество им. Д. И. Менделеева) член-корреспондент АН СССР С. И. Вольфкович уточнил, что химики — научные работники — должны развивать творческую инициативу в деле разработки новых видов вооружения, боеприпасов и улучшения существующих средств защиты; быстрее внедрять в народное хозяйство и в военное дело новейшие достижения науки и техники; помогать своими знаниями Красной Армии и Военно-Морскому Флоту, работникам отраслей народного хозяйства.

Современная химия уже одержала множество побед, однако это
лишь начало ее расцвета и будущих гигантских достижений.

Советские химики обязаны всю свою творческую энергию, все силы отдать борьбе с заклятым фашистским врагом, за создание условий для дальнейшего развития и роста нашей Социалистической Родины.

Военная мощь страны определяется состоянием химической промышленности и науки: широтой использования сырьевых возможностей, введением заменителей остро необходимых материалов, повышением производительности труда и плодородия почв.

Основные задачи, которые были поставлены перед химиками для нужд фронта:

1. обеспечить развитие металлургической, машиностроительной, оборонной промышленности, изучать, разрабатывать и внедрять металлы и сплавы для специального назначения (прочная броня, пластмассы и др.);

2. создание боеприпасов, зажигательных смесей, топлива для ракетных установок и т.п.);

3. создание специальных пищевых, медицинских и технических препаратов, обеспечивающих решение острых военных проблем.

4. поиск, изучение новых и альтернативных видов сырья и энергии; многократное увеличение объемов производства в чёрной и цветной металлургии, нефтяной, химической и электро-технической промышленности, строительных материалов.

В обращении учёных Ленинградского университета к учёным Ленинграда, подписанном академиками А.А. Байковым, А.Е. Фаворским и профессорами университета, говорилось: «Наука в Советском Союзе всегда отличалась тесной связью с жизнью, интересами, нуждами народа, она всегда отдавала свои силы служению народу, его благополучию и счастью… Мы понимаем всю глубину опасности, которая угрожает нашей стране, и всю свою деятельность подчиним интересам фронта, всеми силами будем способствовать быстрейшему разгрому врага».

Учёные университета призывали всех коллег «с тем истинным энтузиазмом, на который способны советские учёные» разрабатывать темы, приносящие реальную помощь фронту.

    1. Практическая деятельность учёных-химиков в годы Великой Отечественной войны

Война требовала скорейшего внедрения научных достижений в производство.

Перед химиками стояла задачи: благодаря своим знаниями создать лучшие танки, самолеты, чтобы скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды. Необходим целый ряд новых металлов для авиации, бронебойной стали, требуется магний и стронций для осветительных ракет и факелов, нужно больше йода и еще множество разнообразных веществ.

В короткие сроки ученым-химикам необходимо было решить важную государственную задачу, наладить производство вооружения, взрывчатых веществ, топлива для реактивных снарядов, высококачественных бензинов, каучука, материалов для изготовления броневой стали и легких сплавов для авиационной техники, лекарственных препаратов для госпиталей.

Основные источники сырья и мощности по производству химической продукции оказались на оккупированной врагом территории, что не позволяло быстро решать эти вопросы. Благодаря экстренной экстренной эвакуации удалось вывезти часть заводов из Киева, Минска, Одессы, Севастополя, Смоленска, Курска, Ленинграда и разместить их на территории Архангельска, Урала и Сибири. В связи с этим потребовалась перестройка всей экономики этих районов под нужды фронта.

Необходимо было решить целый ряд новых технологических задач.

Вот лишь некоторые из них, которые имели наиболее первостепенное значение:
- найти новые сырьевые ресурсы и наладить металлургическую отрасль промышленности на их основе;

- разработать специальные сорта стали для изготовления брони пушек, танков, самолетов;

- создать надежные способы соединения разных сортов стали;

- смоделировать и изготовить оборудование в больших масштабах для соединения и сборки военной техники.

Для создания боевой техники требовались стали и сплавы, обладающие прочностью, твёрдостью, пластичностью, ударной вязкостью, пуленепробиваемостью.

В результате проведённых исследований учёным удалось создать такие сплавы на основе алюминия с примесями Mg, Мn, Cu, Ti.

Одним из таких сплавов стал дуралюмин (94% Al, 4% Cu, 0,5% Mg, 0,5% Mn, 0,5% Fe, 0,5% Si). На его основе были созданы конструкции военных самолетов С.А. Лавочкина, С.В. Ильюшина, А.Н. Туполева.

Сплавы алюминия с марганцем и магнием специально были созданы для производства «Катюш» и управляемых ракетных снарядов.

Сплав, состоящий из алюминия, бериллия, магния и титана производился для изготовления ракет и скорострельных авиационных пулеметов.

Сплав титана (до 88%) с другими металлами шёл на изготовление танковой брони.

Уже зимой 1941 г. Под руководством академика Е.О. Патона в первой год ВОВ, зимой 1941, был разработан скоростной метод автоматической сварки под флюсом. Этот методом дал возможность в короткие сроки с 1942 по 1943 гг. наладить на Урале производство танков Т-34 и ИС-3. Они по сравнению с немецкими имели лучшую подвижность, проходимость, большой запас хода, абсолютное превосходство в броне и вооружении.

В 1943 г. Гитлер издал приказ вступать в бой с советскими танками ИС-3 на расстоянии не более 1 км, так как состав брони у этого танка был такой, что его не могли пробить фашистские снаряды. 

Из ванадиевой стали изготавливали солдатские каски, шлемы, броневые плиты на пушках, бронебойные снаряды, из огнестрельные орудия, корпуса подводных лодок, из кобальтовой магнитные мины, из вольфрамовых сталей и сплавов изготавливали танковую броню, оболочки торпед и снарядов.

«Пушечный металл» применяли для изготовления пушек и зенитных орудий, он состоял из меди и олова.  Для артиллерийских снарядов и патронов изготавливали сплав из меди и цинка – латунь.

800 млн. т сталей было затрачено на производство орудий, танков, бронепоездов, артиллерийских установок, военных кораблей.

Профессора И.И. Китайгородского разработал рецепт получения бронестекла, который в 25 раз превосходил по прочности обычное стекло, также он создал прозрачную пуленепробиваемую броню для кабин самолетов, тем самым обеспечил военным лётчикам возможность более безопасного обзора пространства во время боя.

Для производства резины, которая требовалась для колёсной техники, изготовления гранат и противогазов, был необходим каучук. В военные годы академик А.Е. Фаворский нашел оригинальный путь получения изопренового синтетического каучука из угля и воды. 

Особой страницей в истории советской науки является та, где запечатлён вклад в неё учёных героического Ленинграда в период 900-дневной блокады. Известно, какое значение для блокадного Ленинграда имела Дорога жизни, проложенная по льду Ладожского озера. Сколько подготовительных работ было проведено, прежде чем она начала действовать! Прежде всего, надо было выяснить свойства льда озера, условия его замерзания (состав воды, направления движения воды, льда, силу ветра и т.п.). Пригодились опыт исследовательской работы гидрохимиков, изучение физико-химических свойств различных материалов, режимов замерзания озёрной воды. Исследованием свойств льда занималась группа учёных Физико-технического института АН СССР под руководства член-корреспондента П.П. Кобеко, а в лаборатории холодильных машин Ленинградского холодильного института занимались изучением условий смерзания льда и металла (важно было выяснить, как «ремонтировать» дорогу при нарушении ледяного покрова). Тогда же занимались и созданием оксиликвитных взрывчатых веществ (жидкий кислород в смеси с органическими соединениями). Эти работы проводила группа учёных (И.И. Левин, Л.М. Розенфельд, Н.Н. Кошкин). Они назвали своё изобретение «оружие возмездия». Подвиг учёных Ленинграда, многие из которых не дожили до снятия блокады навсегда останется в памяти тех, кто жил в осаждённом городе, кто следил за его борьбой не только в нашей стране, но и за её пределами.

Азотная кислота, толуол, ароматические углеводороды в большом количестве требовались для создания взрывчатых веществ. Заводы Урала и Сибири в экстренном порядке запустили производство данных химических веществ.

Уже в первый год войны академик Ю.Г. Мамедалиев с помощью синтеза толуола, получил тротил, который при взаимодействии с щелочами образует соли, которые легко взрываются при механических воздействиях. Тротил получил широкое использование в производстве взрывчатых веществ, подводных мин, зарядов к разрывным снарядам, торпед.

Взрывчатки требовались не только для применения в военных действиях, но и для горнодобывающей промышленности. Устройство для получения в неограниченном количестве жидкого кислорода из воздуха придумал академик П.Л. Капица. Чтобы привести взрывчатку в действие достаточно было пропитать жидким кислородом торф или опилки и поджечь.

Большой вклад в теорию взрывов, химию и технологию производства взрывчатых веществ и пороха внесли такие учёные, как Н. Н. Семенов, Ю. Б. Харитон, Н. Д. Зелинский, С. С. Наметкин и многие другие. Благодаря им были созданы взрывчатые смеси, два вида пороха: дымный и бездымный, патроны, гранаты, разрывные пули, артиллерийские снаряды, взрывчатые вещества, зажигательные смеси. Разравные снаряды и гранаты пробивали броню толщиной, равной их калибру, мины пробивали броню толщиной 200 мм.

Организовано производство зажигательных средств для противотанкового оружия на основе фосфорсодержащих веществ (химик-технолог С.И. Вольфкович). Противотанковые «бомбы» - сплав фосфора с серой, залитые в стеклянные бутылки.

Бутылки с горючей смесью, или жидкостные гранаты именовали на фронте «коварной смесью», «коктейлем Молотова» или «коктейлем смерти». Как только такая бутылка при ударе разбивалась о броню, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось.

Несмотря на простоту в изготовлении и дешевизну они доказали свою эффективность во многих танковых сражениях. Бутылка с самовоспламеняющейся жидкостью, падая на твердое тело, разбивалась, жидкость разливалась и горела ярким пламенем до 3 мин., развивая температуру до 1000°С. При этом, будучи липкой, она прилипала к броне или залепляла смотровые щели, стекла, приборы наблюдения, ослепляла дымом экипаж, выкуривая его из танка и сжигая все внутри танка. Попадая на тело, капля горящей жидкости вызывала сильные, трудно заживаемые ожоги.

По официальным данным, за годы ВОВ с помощью зажигательных бутылок было уничтожено в общей сложности 2500 танков, самоходок и бронемашин, 1200 ДОТов и ДЗОТов, 2500 других укрепленных сооружений, 800 автомашин и 65 военных складов.

Советский изобретатель А.Т. Качугин в 1941 г. спроектировал специально для партизан диверсионное зажигательное средство, которое заменило дефицитные и дорогие магнитные мины. Изготовленная им на основе соединений фосфора мастика внешне походила на мыло и выглядела очень безобидно.

Партизаны прикрепляли мастику к вагонам, а когда поезд набирал скорость, фосфор окислялся из-за трения о воздух и загорался, поджигая мастику, которая при горении развивала температуру более 1000°С.

Установить, где, когда и отчего начался пожар, было невозможно.

Химики поставляли для фронта и составы для дымовых завес, дымовые шашки, сиганальные составы, мини-ракеты, предназначенные как для маскировки, так и для защиты от наводчиков.

Во время блокады Ленинграда использовались конструкции из дымовых шашек, благодаря которым маскировали военные корабли, стоявшие на Неве. 

Важные открытия химиков в области медицины, помогли сохранить тысячам раненых солдат. Учёные Ленинграда разработали и изготовили более 60 новых лечебных препаратов, освоили метод переливания плазмы, создали новые растворы для консервации крови, в лаборатории аналитической химии было создано производство наркозного эфира, синтезирован фермент тромбон — препарат для свертывания крови (Академик А. В. Паладин), средства для заживления ран «бальзам Шостаковского», «паста Постовского». Свердловский химическом завод был единственными с в стране заводом, который производил необходимые лекарственные вещества для фронта и тыла одновременно. Впервые получен антибиотик пенициллин (бензилпенициллин) ученым - химиком З.В. Ермольевой. Вслед за этим открытием, советская семья ученых Г.Ф. Гаузе вместе с женой ученым – химиком М.Г. Бражниковой, синтезировали антибиотик – грамицидин С.

В первый год войны наша армия испытывала большие трудности с обмундированием, теплой одеждой и обувью. Осенью 1941 года Была создана уникальную химическую грелку, выполненную в виде стелек сапог или валенок, способная сохранять тепло в течение 19 часов. разработан обогревательный пояс – обтянутый кожей медный резервуар, который крепился на брючном ремне. В 1942 году в блокадном Ленинграде использовали грелки, заполненные смесью хлористой меди и железных стружек, такие грелки были способны удерживать тепло в течении 60-70 часов от одной заправки.

Военное производство требовало громадных ресурсов топлива и электроэнергии. В этот период топливом снабжалась в первую очередь военная промышленность. Недостаток угля и нефти отчасти восполнялся дровами, торфом. На дровяное топливо были переведены железные дороги Севера, Северо-Запада и Центра, многие промышленные предприятия, коммунальные хозяйства большинство городов страны.

Основным видом топлива являлись уголь и нефть. Необходимо было расширять топливо-энергетические ресурсы, для неотложных нужд страны.

Академик А.Е. Ферсман организовал поиск минерального сырья, необходимого для выполнения военных заказов, по всей территории страны.

Он хорошо знал металлогению Урала, знал и о том, что там есть много мелких месторождений, считавшихся непромышленными. Нужно было произвести их оценку и выбрать наиболее надёжные для эксплуатации. Заводы Магнитогорска и Нижнего Тагила получили необходимый им марганец. После захвата Артёмовска в Донбассе надо было налаживать новое производство технической соды. Были использованы соляные озёра на северном побережье Аральского моря, и на Актюбинском химическом заводе налажено производство соды по методу Леблана (ученые С.И. Вольфкович, А.Д. Гусева, Н.Н. Рунов).

После временной потери месторождений писчего мела, находящихся в Белгородской области, мы лишились наполнителя, употребляемого при изготовлении резины. Для решения этой пароблемы была налажена добыча очень чистого писчего мела вблизи дороги Кандач-Гурьев в Казахстане.

  В годы войны были открыты месторождения марганцевых руд, найдены жилы с кварцем и молибденом; чёрные угольные породы, богатые ванадием; источники редких металлов – лития, молибдена, ванадия; руды кобальта и ниобия, многочисленные месторождения алюминиевых руд. Были открыты месторождения огнеупоров, кварцевых песков, глин, каолинов, графитов, так необходимые для чёрной и цветной металлургии.

1.2. «Золотые имена» в истории науки периода Великой Отечественной войны

Николай Дмитриевич Зелинский в период 1941–1945 гг. – это не просто химик-исследователь, он был уже славой едва ли не самой большой в стране научной школы, исследования которой были направлены на разработку способов получения высокооктанового топлива для авиации, мономеров для синтетического каучука.

Сергей Семёнович Намёткин является одним из основоположников нефтехимической науки. Он успешно работал в области синтеза новых металлорганических соединений, отравляющих и взрывчатых веществ. Сергей Семёнович отдал во время войны много сил для развития производства моторных топлив и масел, занимался вопросами химической защиты.

Под руководством выдающегося азербайджанского учёного-химика Юсифа Гейдаровича Мамедалиева впервые был осуществлён и внедрён в производство процесс получения толуола, сырья для производства взрывчатого вещества – тротила. Затем он вместе со своими сотрудниками

разработал зажигательную смесь (названную на Западе «коктейлем Молотова») для борьбы с танками. Работая по двадцать часов в сутки, Ю.Г. Мамедалиев в годы войны в кратчайшие сроки выполнил ещё один заказ Государственного комитета обороны – разработал и внедрил в производство промышленный способ получения высокооктанового авиационного топлива,

имевшего огромное значение для авиации и способствовавшего скорейшей победе над врагом. За это изобретение Ю.Г. Мамедалиев был удостоен Государственной премии СССР. Работы, выполненные Ю.Г. Мамедалиевым в военные годы, заложили основу целого направления в нефтехимии и имели большое значение в деле укрепления обороноспособности страны.

Вклад академика Николая Николаевича Семёнова в обеспечение победы в войне всецело определялся разработанной им теорией цепных разветвлённых реакций. Эта теория давала в руки химиков возможность ускорять реакции вплоть до образования взрывной лавины, замедлять их и даже останавливать на любой промежуточной стадии. Исследования процессов взрыва, горения,

детонации, проводимые Семёновым с сотрудниками, уже в начале 1940-х гг. привели к выдающимся результатам.

Новые достижения во время войны в том или ином виде использовались в производстве патронов, артиллерийских снарядов, взрывчатых веществ, зажигательных смесей для огнемётов.

Были проведены исследования, посвящённые вопросам отражения и столкновения ударных волн при взрывах. Результаты этих исследований были использованы уже в первый период войны при создании кумулятивных снарядов, гранат и мин для борьбы с вражескими танками.

Александр Евгеньевич Ферсман не раз говорил, что его жизнь – это история любви ккамню. Он первооткрыватель и неутомимый исследователь апатитов на Кольском полуострове, радиевых руд в Фергане, серы в Каракумах, вольфрамовых месторождений в Забайкалье, один из

создателей промышленности редких элементов

С первых дней после начала войны Ферсман активно включился в перестройку науки и промышленности на военные рельсы. Выполнял специальные работы по военно-инженерной геологии, военной географии, маскировочным краскам, по вопросам стратегического сырья.

Семен Исаакович Вольфкович – крупнейший советский химик-технолог, был директором НИИ удобрений и инсектицидов, занимался изучением соединений фосфора. Сотрудники руководимого им института создавали фосфорно-серные сплавы для стеклянных бутылок, которые служили противотанковыми «бомбами», изготавливали химические грелки, которые

использовались для обогрева бойцов дозоров. Санитарной службе требовались средства против обморожения, ожогов, лекарственные средства. Над этим работали сотрудники его института.

Иван Людвигович Кнунянц во время войны и после неё – профессор и заведующий кафедрой Военной Академии химической защиты. Премия, которой Иван Людвигович Кнунянц был удостоен в 1943 г., была присуждена ему за разработку надёжного средства индивидуальной

защиты людей от отравляющих веществ.

Михаил Михайлович Дубинин – профессор Военной Академии химической защиты проводил исследования сорбции газов, паров и растворённых веществ твёрдыми пористыми телами. Михаил Михайлович – признанный авторитет по всем основным вопросам, связанным с противохимической защитой органов дыхания.

Юрий Аркадьевич Клячко – профессор, замначальника Военной Академии химической защиты и начальник кафедры аналитической химии. Организовал из состава академии химической защиты батальон и был начальником боевого участка на ближайших подступах к Москве. Под его

руководством была развернута работа по созданию новых средств химической обороны, в том числе по дымам, антидотам, огнемётным средствам.

Исследования академика Валентина Алексеевича Каргина охватывают широкий круг вопросов, относящихся к физической химии, электрохимии и физикохимии высокомолекулярных соединений. Каргин разработал специальные материалы для изготовления одежды, защищающей от действия отравляющих веществ, принцип и технологию нового метода обработки защитных тканей, химические составы, делающие валяную обувь непромокаемой, специальные типы резин для боевых машин нашей армии.

Александр Наумович Фрумкин – выдающийся учёный, один из основоположников современного учения об электрохимических процессах, основатель советской школы электрохимиков. Занимался вопросами защиты металлов от коррозии, разработал физикохимический метод крепления грунтов для аэродромов, рецептуру для огнезащитной пропитки

дерева. Вместе с сотрудниками разработал электрохимические взрыватели.

Александр Ерминингельдович Арбузов – выдающийся учёный, основоположник одного из новейших направлений науки – химии фосфорорганических соединений. Исследования Арбузова в годы войны были всецело посвящены нуждам обороны и медицины. Так, в марте 1943

г. виднейший советский физик-оптик С.И. Вавилов писал Арбузову: «Глубокоуважаемый Александр Ерминингельдович! Обращаюсь к Вам с большой просьбой – изготовить в Вашей лаборатории 15 г 3,6-диаминофталимида. Оказалось, что этот препарат, полученный от Вас,

обладает ценными свойствами в отношении флуоресценции и адсорбции, и сейчас нам необходим для изготовления нового оборонного оптического прибора…». Значительно позднее Арбузов узнал, что изготовленного им препарата было достаточно для снабжения оптики танковых частей

нашей армии и имело значение для обнаружения врага на далёком расстоянии. В дальнейшем Арбузов выполнял и другие заказы оптического института на изготовление различных реактивов.

Александр Васильевич Вишневский предложил новый метод лечения воспалительных процессов – сочетание новокаина и масляно-бальзамической повязки (мазь Вишневского). В годы Великой Отечественной войны благодаря этому методу были спасены жизни сотням тысяч раненых. На фронте и в тылу широкое распространение получил метод местного обезболивания (новокаин), разработанный А.В. Вишневским – он применялся в 85-90% случаев.

Под руководством Даниила Исааковича Гольдберга велась экспериментальная и клиническая разработка метода стимуляции заживления ран и язв с помощью специальной мази, которую впоследствии назовут «мазью Гольдберга». Применение её существенно улучшало

течение плохо заживающих ран. Уже с конца 1941 года она широко применялась при лечении огнестрельных ран, при ожогах, отморожениях, язвах.

Михаил Федорович Шостаковский на основе поливинилбутилового эфира создал обволакивающее и противовоспалительное средство – винилин, или бальзам Шостаковского, спасавшего воинов от ожогов и обморожений, от осложнений при огнестрельных ранениях. Бальзам, полученный химиком на основе полимеризации виниловых эфиров, оказался прекрасным противовоспалительным средством и не давал побочных явлений.

В первые годы войны Исаак Яковлевич Постовский с группой сотрудников в рекордно короткие сроки синтезировал сульфаниламидные препараты на Свердловском химическом заводе, который оказался единственным в стране заводом, выпускавшим столь необходимые на фронте и в тылу лекарственные средства. Сульфаниламиды способствовали заживлению ранений, их использовали против гнойно-воспалительных заболеваний, при пневмонии и дизентерии.

Борис Петрович Токин возглавлял кафедру Томского университета, где проводились исследования фитонцидной активности растений. Коллектив кафедры активно помогал врачам госпиталей в практическом использовании результатов исследований фитонцидов в качестве антисептиков при лечении раненых в период войны. Токин утверждал, что под действием фитонцидов гибнут не только бактерии, но и микроскопические грибы и простейшие.

Сотрудники Всесоюзного научно-исследовательского витаминного института в блокадном Ленинграде под руководством Алексея Дмитриевича Беззубова в короткий срок разработали технологию производства витаминного препарата на основе хвои.

Совершенно невероятным для осаждённого города, который не располагал в достаточной мере сырьём для производства лекарств и витаминов, стало создание этого «эликсира жизни». В состав хвойного экстракта вошли витамины С, B, PP (никотиновая кислота), флавоноиды, фолиевая кислота, макро- и микроэлементы в биологически доступной для человека форме – те

самые незаменимые вещества, которых не хватало в скудном рационе жителей блокадного города.

Наблюдая за ранеными, Зинаида Виссарионовна Ермольева видела, что многие из них умирают не от ран, а от заражения крови. Она понимала, что во что бы то ни стало нужно найти средство для спасения раненых. К тому времени исследования её лаборатории показали, что некоторые плесени задерживают рост бактерий. В 1942 г. З.В. Ермольева получила отечественный пенициллин; она также активно участвовала в организации промышленного производства и внедрения в медицинскую практику этого антибиотика. Пенициллин Ермольевой спас жизни тысячам считавшихся безнадёжными раненых.

С самого начала войны перед учёными была поставлена задача разработать и организовать производство препаратов для борьбы с инфекционными заболеваниями, в первую очередь с сыпным тифом, который переносят вши. Под руководством Николая Николаевича Мельникова было организовано производство дуста, различных антисептиков для деревянных деталей

самолётов.

Проблема свёртывания крови имела огромную важность в годы войны. Разработанный Борисом Александровичем Кудряшовым и внедрённый в производство препарат тромбин обладал чрезвычайно ценным свойством: за 3-6 секунд свёртывать изливающуюся из раны кровь в

тромб, который останавливал кровотечение. Таким эффективным средством борьбы с кровотечением медицина до этого не располагала.

В период эвакуации в Уфе Александр Владимирович Палладин организовал лабораторию, где изучался витамин К и его аналог – К3, который явился эффективным кровоостанавливающим средством. Было налажено быстрое производство этого витамина для нужд фронта. Бисульфатное соединение витамина К, растворимое в воде, названо викасолом и получило широкое распространение в лечебной практике.

В годы Великой Отечественной войны в стране стала ощущаться острая нехватка продуктов питания. Под руководством академика Александра Ивановича Опарина в Институте биохимии и на кафедре биохимии растений МГУ проводились важные исследования: в трудных условиях военного времени была разработана технология получения ряда пищевых продуктов и витаминов.

Опарин создаёт для армии чайный порошок, пищевые витаминные добавки.

Имена таких учёных, как А.Е. Ферсман, А.Е. Арбузов, Н.Н. Семёнов, Н.Д. Зелинский, С.И. Вольфкович, И.Л. Кнунянц, М.М. Дубинин, Н.Н. Мельников и многие другие золотыми буквами вписаны не только в историю развития отечественной химии, но и в историю науки периода Великой Отечественной войны.

  1. Практическая часть.

    1. Анкетирование обучающихся и сотрудников МБОУ СОШ №21 г. Сальска.

Анкетирование проводилось среди учеников 5-11 классов МБОУ СОШ №21 г. Сальска. В нем приняли участие 62 ученика из разных классов. Респондентам было предложено ответить на 5 вопросов. Вопросы в анкете предполагали выбор одного или нескольких ответов из предложенных, а также была возможность дать свой ответ. Результаты анкетирование представлены в виде таблицы №1.

№ п\п

Вопрос

Ответы респондентов

1

Знаете ли вы какие открытие были сделаны учеными-химиками в году ВОВ?

Да – 6 чел

Нет - 56 чел

Другой ответ

2

Если не вопрос №1 вы ответили да, то приведите пример(ы) такого открытия

Создание бомб, зажигательных смесей, брони для военной техники

3

Как вы считаете можно ли сказать, что химики воевали в одном строю с солдатами на передовой?

Да – 28 чел

Нет – 34 чел

Другой ответ

4

Назовите имена известных вам химиков?

Менделеев – 49 чел

Бутлеров – 4 чел

Ломоносов -2 чел

Авогадро -1 чел

Марковников -6 чел

5

Как вы считаете, одержала бы наша страна победу в ВОВ без помощи химиков?

Да – 11 чел

Нет – 51 чел

Другой ответ

Вывод по результатам анкетирования: опираясь на полученные данные, с уверенностью можно утверждать, что более 90% респондентов не знают о выдающихся открытиях химиков в году ВОВ; 10% респондентов, ответивших на 1 вопрос «да» привели примеры таких открытий как, создание бомб, зажигательных смесей, брони для военной техники. Анализирую ответы на 3 вопрос, можно заметить, что мнение о том, воевали ли химики с солдатами на передовой, разделились. Около 55% респондентов считают, что нет, а приблизительно 45%, считаю, что да. Этот показатель, свидетельствует о том, что респонденты не знакомы с деятельностью ученых - химиков и не могут дать объективную оценку. Что касается 4 вопроса, то большой процент опрошенных, а именно 79% называют фамилию Дмитрия Ивановича Менделеева (создавшего таблицу химических элементов). Около 83% респондентов считают, что наша страна не смогла бы одержать победу в ВОВ без помощи учёных-химиков.

    1. Создание авторской книги

На создание собственной книги меня подтолкнул разговор с библиотекарем нашей школы Стржельской Юлией Викторовной. В ходе беседы я выяснил, что подобных книг в нашей школьной библиотеке нет. Я решил создать собственные книги, которые затем я представлю в читательском зале библиотеке и все желающие смогут познакомится с ними, узнать что-то новое. Книги о великих учёных – химиках, которые своими открытиями приближали победу, но и заложили основу мирного существования в послевоенный период. В первой книге, которую я назвал «В одном строю…», я кратко описывал деятельность учёных - химиков, добавил красочные картинки для наградного восприятия информации. Вторая книга называется «Золотые имена» в истории науки периода Великой Отечественной войны». В ней я кратко описываю величайшие открытия учёных-химиков во время ВОВ.

    1. Презентация авторской книги

Презентация книг состоялась в школьной библиотеке накануне Дня Защитника Отечества 22 февраля 2023 года. Я рассказал присутствующим только о том, как, для чего и зачем я создал книги. Поведал присутствующим о достижениях химической науки в военные годы, которые повлияли на исход войны.

Учёные в годы войны создавали новые металлы, сплавы, пластмассы, зажигательные смеси, несколько видов топлива, новыемедицинские и технические препараты, но также содействовали развитию металлургической, машиностроительной и оборонной промышленности, участвовали в поиске новых видов сырья. Об обеспечении фронта кислотами, щелочами и других химикатах, о производстве новых видов военной продукции: химических добавок для изготовления сильных взрывчатых веществ, органического стекла и прозрачной брони для авиационной и танковой промышленности, средства регенерации воздуха для подводных лодок, средства задымления, противотанковых зажигательных смесей и другое. За годы войны построены десятки новых заводов по выпуску серной кислоты, анилиновых красителей, пластмасс, лаков и красок, шин.

Заключение

Я доволен результатами исследовательской работы. Цели и задачи исследования достигнуты. Результаты работы по теме исследования полностью доказали справедливость выдвинутой в ней гипотезы: работа учёных-химиков не только помогла победе, но и заложила основу мирного существования в послевоенный период.

Проводя литературный обзор по теме исследования, я встречал много новых, совсем непонятных слов, названий. Значение многих я узнал в словаре, некоторые названия, остались для меня пока не совсем понятными, в основном это название некоторых химических веществ. Всё это обусловлено тем, что я еще не изучал примет «Химия». Но я с полнейшим чувством гордости, могу заявить, что учёные – химики обладали такими качествами как: трудолюбие, самоотверженность, бескорыстие, решительность, чувство долга, активная гражданская позиция. Советские химики доказали всему миру, что их «научный гений» самый прогрессивный. Перед ним не устояла даже такая мощь, как фашизм.

Тысячи работников химической промышленности – рабочих, инженеров, учёных за самоотверженный труд в годы войны награждены орденами и медалями, многие удостоены званий Героя Социалистического труда, лауреата Государственной премии СССР.

Я не только сам получил огромный багаж знаний, но и поделился им с окружающими. Считаю, что созданные книги помогли мне показать, раскрыть, патриотизм и героизм людей науки в тяжёлое для страны время.

Список литературных источников

1. Андросова В. Г., Лазыкина Л.Г. Во имя Победы// Химия в школе. - 1985.- № 2.- с.73-77.

2. Антонова Л.С. Вклад химиков в Великую Победу. //Химия в школе. -2006.- №3.-с.73-80

3. Бойкова В.М. Ученые – химики в ВОВ//Химия в школе. – 1985. - №2.- с.77-78.

4. Баранова Ж.Г., Волков В.А., Кузнецов В. И. Советские ученые – химики в период ВОВ //Химия в школе. - 1985.- №1.-с. 6-13.

5.Вольфкович С.И. Современная химия и война: Доклад во всесоюзном химическом обществе им. Д.И. Менделеева. Октябрь 1942.

Интернет-ресурсы

1. Электронный ресурс «Вклад советской науки в победу над фашистами»: сайт – Режим доступа: http://diplomba.ru/work/82022, свободный. – загл. с экрана.

2. Электронный ресурс Дмитриенко Э.Б.«Ученые - химики в годы Великой Отечественной войны», сайт – Режим доступа:http: // kladraz.ru/blogs/yedita-borisovna-dmitrenko/uchenye-himiki-v-gody-vov.html, свободный. – Загл. с экрана.

4. Электронный ресурс: «Живу и помню»: - сайт – Режим доступа: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/12/06/issledovatelskaya-rabota-zhivu-i-pomnyu

5. Электронный ресурс: «Химики и развитие науки»: - https://new-science.ru/13-znamenityh-himikov-i-ih-vklad-v-razvitie-nauki/

Просмотров работы: 23