ВВЕДЕНИЕ
Автомобильный транспорт самая массовая отрасль, которая давно заняла и прочно удерживает ведущие позиции в транспортном комплексе нашей страны.
В настоящее время почти в каждой семье есть автомобиль, и конечно, любому владельцу хочется, чтобы его машина послужила как можно дольше. Для этого необходимо хорошее техническое обслуживание, а также использование качественного топлива.
К сожалению, качество бензина на российских АЗС все еще вызывает вопросы. Бензин, предлагаемый к продаже, не всегда соответствует заявленному поставщиков качеству. Часть его производится на небольших фирмах, которые имеют лицензию, но могут допустить нарушения в технологии производства. Обычно это происходит при производстве суррогатного бензина из низкооктановых компонентов путем добавления антидетонационных присадок. Использование такого топлива может привести к ухудшению работы двигателя или к его поломке [12].
Поэтому, чтобы убедиться, что топливо на выбранной заправке соответствует ГОСТу, нужно иметь на вооружении довольно простые способы, позволяющие в бытовых условиях быстро определить его качество.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время должен осуществляться особый контроль за качеством бензина, в частности марки АИ-95, в соответствии со стандартом, так как от качества используемого бензина зависит работа двигателя автомобиля.
Цель моей работы: провести анализ качества бензина марки АИ-95, отпускаемого на АЗС города Самары.
Для достижения цели сформулировала следующие задачи:
Изучить литературу, интернет-ресурсы по данной теме.
Узнать мнение потребителей о качестве бензина.
Изучить методы исследования качества бензина.
Экспериментальным путём определить качество бензина марки АИ-95 на АЗС нашего города при помощи несложных методов.
Сделать выводы по экспериментам.
Подготовить рекомендации по выбору качественного бензина.
Гипотеза: возможно бензин марки АИ-95 на разных АЗС города отличается.
Объект исследования: бензин марки АИ-95.
Предмет исследования: вредные примеси бензина (вода, механические примеси, масло, наличие смол).
Место проведения исследования: в быту.
Сроки проведения исследования: январь-апрель 2024 года.
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (эксперимент, сравнение, наблюдение);
- математические (обработка и анализ данных эксперимента; таблицы).
Практическая значимость исследования: автовладельцы смогут выбрать АЗС для того, чтобы заправлять бензин без угрозы поломки двигателя и выхода из строя других запасных частей в процессе эксплуатации автомобиля.
ГЛАВА 1. ПОЛУЧЕНИЕ БЕНЗИНА
Сырьё для получения бензина
Сырьём для получения бензина является нефть. Нефть – это природная жидкая смесь разнообразных углеводородов с небольшим количеством других органических соединений, ценное полезное ископаемое, залегающее часто вместе с газообразными углеводородами (попутные газы, природный газ).
Соединения сырой нефти – это сложные вещества, состоящие из пяти элементов – C, H, S, O и N, причем содержание этих элементов колеблется в пределах 82–87% углерода, 11–15% водорода, 0,01–6% серы, 0–2% кислорода и 0,01–3% азота.
Углеводороды – основные компоненты нефти и природного газа. Обычная сырая нефть из скважины - это зеленовато-коричневая легко воспламеняющаяся маслянистая жидкость с резким запахом.
Технология производства бензина
Перегонка
Поступающая нефть нагревается в змеевике примерно до 320°С, и разогретые продукты подаются на промежуточные уровни в ректификационной колонне. Такая колонна может иметь от 30 до 60 расположенных с определенным интервалом поддонов и желобов, каждый из которых имеет ванну с жидкостью. Через эту жидкость проходят поднимающиеся пары, которые омываются стекающим вниз конденсатом. При надлежащем регулировании скорости обратного стекания возможно получение бензина наверху колонны, керосина и светлых горючих дистиллятов точно определенных интервалов кипения на последовательно снижающихся уровнях. Обычно для того, чтобы улучшить дальнейшее разделение, остаток от перегонки из ректификационной колонны подвергают вакуумной дистилляции.
Термический крекинг
Склонность к дополнительному разложению более тяжелых фракций сырых нефтей при нагреве выше определенной температуры привела к очень важному успеху в использовании крекинг-процесса. Когда происходит разложение высококипящих фракций нефти, углерод и углеродные связи разрушаются, водород отрывается от молекул углеводородов и тем самым получается более широкий спектр продуктов по сравнению с составом первоначальной сырой нефти. Например, дистилляты, кипящие в интервале температур 290–400°С, в результате крекинга дают газы, бензин и тяжелые смолоподобные остаточные продукты. Крекинг-процесс позволяет увеличить выход бензина из сырой нефти путем деструкции более тяжелых дистиллятов и остатков, образовавшихся в результате первичной перегонки.
Каталитический крекинг
Катализатор – это вещество, которое ускоряет протекание химических реакций без изменения сути самих реакций. Каталитическими свойствами обладают многие вещества, включая металлы, их оксиды, различные соли.
Риформинг
Риформинг - это процесс преобразования линейных и нециклических углеводородов в бензолоподобные ароматические молекулы. Ароматические углеводороды имеют более высокое октановое число, чем молекулы других углеводородов, и поэтому они предпочтительней для производства современного высокооктанового бензина.
Процесс каталитического реформирования осуществляется на платиновых катализаторах, нанесенных на алюмосиликатный носитель.
Реакции, в результате которых при каталитическом риформинге повышается октановое число, включают:
1. Дегидрирование нафтенов и их превращение в соответствующие ароматические соединения;
2. Превращение линейных парафиновых углеводородов в их разветвленные изомеры;
3. Гидрокрекинг тяжелых парафиновых углеводородов в легкие высокооктановые фракции;
4. Образование ароматических углеводородов из тяжелых парафиновых путем отщепления водорода.
Алкилирование
В этом процессе изобутан и газообразные олефины реагируют под действием катализаторов и образуют жидкие изопарафины, имеющие октановое число, близкое к таковому у изооктана. Вместо полимеризации изобутилена в изооктен и затем гидрогенизации его в изооктан, в данном процессе изобутан реагирует с изобутиленом и образуется непосредственно изооктан.
Все процессы алкилирования для производства моторных топлив производятся с использованием в качестве катализаторов либо серной, либо фтороводородной кислоты при температуре сначала 0–15° C, а затем 20–40° С.
Изомеризация
Другой важный путь получения высокооктанового сырья для добавления в моторное топливо – это процесс изомеризации с использованием хлорида алюминия и других подобных катализаторов. Изомеризация используется для повышения октанового числа природного бензина и нафтенов с прямолинейными цепями. Улучшение антидетонационных свойств происходит в результате превращения нормальных пентана и гексана в изопентан и изогексан. Процессы изомеризации приобретают важное значение, особенно в тех странах, где каталитический крекинг с целью повышения выхода бензина проводится в относительно незначительных объемах.
Гидрокрекинг
Давления, используемые в процессах гидрокрекинга, составляют от примерно от 70 атм. для превращения сырой нефти в сжиженный нефтяной газ (LP-газ) до более чем 175 атм., когда происходят полное коксование и с высоким выходом превращение парообразной нефти в бензин и реактивное топливо. Процессы проводят с неподвижными слоями (реже в кипящем слое) катализатора. Процесс в кипящем слое применяется исключительно для нефтяных остатков – мазута, гудрона. В других процессах также использовались остаточное топливо, но в основном – высококипящие нефтяные фракции, а кроме того, легкокипящие и среднедистиллятные прямогонные фракции. Катализаторами в этих процессах служат сульфидированные никель-алюминиевые, кобальт-молибден-алюминиевые, вольфрамовые материалы и благородные металлы, такие, как платина и палладий, на алюмосиликатной основе. Там, где гидрокрекинг сочетается с каталитическим крекингом и коксованием, не менее 75–80% сырья превращается в бензин и реактивное топливо. Выработка бензина и 11 реактивных топлив может легко изменяться в зависимости от сезонных потребностей. При высоком расходе водорода выход продукции на 20–30% выше, чем количество сырья, загружаемого в установку. С некоторыми катализаторами установка работает эффективно от двух до трех лет без регенерации [5].
ГЛАВА 2. КАЧЕСТВО БЕНЗИНА
2.1 Требования к качеству бензина
Во время работы двигателя бензин подается к карбюратору, где испаряется и перемешивается с воздухом, образуя горючую смесь. Из карбюратора горючая смесь поступает в цилиндры двигателя, где и происходит быстрое сгорание рабочей смеси, длящееся десятые доли секунды.
Рассмотрим более детально систему питания карбюраторного двигателя (рис. 1).
Рис. 1 Схема питания карбюраторного двигателя: 1 — топливный бак; 2 — фильтр-отстойник; 3 — диафрагменный насос; 4 — поплавковая камера карбюратора; 5 — жиклер; 6 — воздухоочиститель; 7 — смесительная камера карбюратора; 8 — впускной трубопровод; 9 — впускной клапан; 10 — свеча зажигания; 11— камера сгорания; 12 — выпускной клапан; 13 — рабочий цилиндр; 14 — выпускной трубопровод; 15 — выхлопная труба с глушителем и искрогасителем
Топливо заливают в бак 1 через горловину с сетчатым фильтром. Диафрагменный насос 3 подает топливо в фильтр-отстойник 2, где оно очищается от механических примесей и воды, а затем в поплавковую камеру карбюратора 4.
Карбюратор предназначен для приготовления горючей смеси определенного состава, соответствующего режиму работы двигателя. В такте всасывания топлива в смесительной камере 7 карбюратора создается разрежение и туда поступает воздух, предварительно прошедший очистку в воздухоочистителе 6. Поток поступившего воздуха и захваченное им из жиклера 5 топливо перемешиваются во впускном трубопроводе 8, образуя горючую смесь, которая через открывшийся в определенный момент впускной клапан 9 поступает в камеру сгорания 11. Здесь горючая смесь смешивается с небольшими остатками продуктов сгорания, в результате чего образуется рабочая смесь.
В такте сжатия давление и температура рабочей смеси в камере сгорания возрастают, и после воспламенения ее искрой свечи зажигания 10 начинается такт рабочего хода поршня цилиндра, т. е. происходит преобразование тепловой энергии в механическую.
В последнем такте работы двигателя отработавшие газы из камеры сгорания выбрасываются в атмосферу через открывшийся выпускной клапан 12, выпускной трубопровод 14 и выхлопную трубу с глушителем и искрогасителем 15 [9].
В связи с данными процессами к бензину предъявляется ряд требований, основными из которых являются:
- обеспечение нормального и полного сгорания полученной смеси в двигателях (без возникновения детонации);
- образование горючей смеси необходимого состава;
- обеспечение бесперебойной подачи в систему питания;
- отсутствие коррозионного воздействия на детали двигателя;
- незначительное образование отложений в двигателе;
- сохранение качеств при хранении и транспортировке.
Каждое из перечисленных требований выражается одним или несколькими показателями, которые устанавливаются соответствующими ГОСТами.
2.2 Свойства и показатели бензина
Соответствие бензина перечисленным требованиям зависит, прежде всего, от его физико-химических свойств, которые определяются рядом показателей, основными из которых являются детонационная стойкость, давление насыщенных паров, фракционный состав, испаряемость, антикоррозионные свойства, содержание смолистых веществ, серы, олефинов и др.
Детонационная стойкость автомобильных бензинов характеризует их способность обеспечить работу двигателя без детонации. Это широко известное явление проявляется в звонком металлическом стуке, дымлении отработавших газов и резком перегреве двигателя [6].
Оценивают детонационную стойкость по октановому числу. Октановое число определяют моторным и исследовательским методами, суть которых заключается в сравнении работы одноцилиндрового двигателя на испытуемом бензине и эталонном топливе. В качестве эталонного топлива используют смесь двух углеводородов – изооктана (С8Н18) и нормального гептана (С7Н16). Октановое число первого принимают равным 100 единицам, второго – нулю. Если составлять смесь из этих углеводородов в определенном процентном соотношении, то оно и будет характеризовать октановое число. Так, смесь из 95 % изооктана и 5 % гептана будет равноценна бензину с октановым числом 95 [6].
От фракционного состава зависят условия запуска, длительность прогрева и износостойкость двигателя, полнота сгорания топлива. Оценивают фракционный состав по показателям: температуре начала перегонки (кипения), температурам перегонки 10, 50, 90% и температуре конца перегонки (кипения), а также по остатку в колбе [7].
Давление насыщенных паров должно быть достаточно высоким, чтобы обеспечить пуск двигателя при низких температурах, и вместе с тем не слишком большим, чтобы предотвратить образование паровых пробок в топливоподающей системе.
Значительное влияние на износ двигателя и затраты по уходу за автомобилем оказывает содержание в бензине минеральных и органических кислот, щелочей, смол, серы и ее соединений [7].
Водорастворимые минеральные кислоты и щёлочи отличаются сильным коррозионным воздействием. Их капельки осаждаются на поверхности металла и вызывают электрохимическую коррозию. Продукты коррозии переходят в топливо и засоряют фильтры, каналы и жиклёры карбюратора или форсунок [4].
Наличие воды в топливе вызывает сильную коррозию топливных баков, элементов системы питания двигателя и др. Кроме того она опасна прежде всего при температуре ниже 0 °С, так как, замерзая, образует кристаллы, которые могут преградить доступ бензина в цилиндры двигателя, а также она способствует осмолению бензина. Поэтому товарные бензины воду содержать не должны [6].
В бензине исключается наличие механических примесей – твердые вещества, образующие осадок или находящиеся во взвешенном состоянии. Это может быть пыль, технологическая грязь, продукты коррозии, разрушения шлангов, прокладок, фильтров, окисления и разложения углеводородов, которые могут привести к засорению жиклеров в карбюраторе, распылителей форсунок и т. д., а также стать причиной повышенного износа деталей двигателя (попадая в двигатель, примеси увеличивают износ поршневых колец и стенок цилиндров, а также отложения нагара).
Наличие в бензине непредельных углеводородов ведет к их химическому превращению вследствие окисления. В результате бензины приобретают желтовато-коричневый цвет, а на стенках емкости при хранении появляется слой смолистых веществ. При использовании такого бензина смолы интенсивно отлагаются на деталях топливной системы, ухудшая тем самым смесеобразование и снижая наполнение двигателя. В последние годы экологические свойства топлива выдвигаются на первый план [4].
Способы повышения качества бензина
Октановое число бензина можно повысить, вводя либо антидетонаторы, либо присадки (добавки).
Антидетонаторы увеличивают октановое число, действуя как катализаторы на процесс сгорания топлива, поэтому их применяют в очень малых количествах по отношению к единице топлива.
В отличие от антидетонаторов присадки увеличивают октановое число бензина за счет своего количества. Присадки, как правило, имеют собственное октановое число выше 100.
В качестве октаноповышающих добавок в настоящее время используются метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ).
Классификация и маркировка бензина
Нефтеперерабатывающей промышленностью выпускается несколько марок бензинов, каждая из которых предназначена для определенных моделей автомобилей и соответствующих условий эксплуатации.
Каждая марка бензина имеет свое условное обозначение, которое включает одну или две буквы и цифру: буква ''А'' говорит о том, что бензин автомобильный; ''И'' – октановое число для данной марки бензина определено исследовательским методом (если ''И'' нет, то – моторный метод определения), а цифра указывает октановое число [5].
Действующий ГОСТ 32513-2013 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия» [1] устанавливает следующие марки бензинов: АИ-80, АИ-92, АИ-95, АИ-98 экологических классов К2, К3, К4 и К5.
Примеры условных обозначений продукции:
Автомобильный бензин экологического класса К5 (К4, К3, К2) марки АИ-92-К5 (К4, К3, К2) по ГОСТ 32513-2013;
Автомобильный бензин экологического класса К5 (К4, К3, К2) марки АИ-95-К5 (К4, К3, К2) по ГОСТ 32513-2013.
В зависимости от испаряемости бензины могут быть: летними, зимними и всесезонными. Бензины АИ–92, АИ–95 изготавливают летних и зимних видов. Все оставшиеся являются всесезонными.
Бензины «Премиум–95» и «Супер–98» отвечают европейским стандартам и предназначены для современных импортных автомобилей.
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Для решения поставленной задачи и выполнения экспериментальной части осуществлялся отбор проб бензина марки АИ-95 у разных производителей бензина в городе Самара:
АЗС №1.
АЗС №2.
АЗС №3.
Образцы подверглись оценочному анализу и испытаниям на соответствие ГОСТ 32513-2013 [1].
Конечно, эксперименты в бытовых условиях не дадут полной информации о качестве бензина, а помогут сделать лишь первоначальную оценку качества.
3.1 Социологический опрос
Для того, чтобы узнать мнение потребителей о качестве различных марок бензина провел социологический опрос. В анкетировании приняли участие 130 жителей города. На страничке ВКонтакте создал опрос с вопросами:
Услугами какой АЗС Вы предпочитаете пользоваться?
Бензином какой марки Вы заправляете свой автомобиль?
Сталкивались ли Вы с проблемой некачественного бензина?
Результаты показали, что наибольшее предпочтение жители города отдают АЗС №2. Второе место по популярности среди граждан занимает АЗС №3. Наименьшее же предпочтение жители города отдают АЗС №1.
Значительная часть опрошенных выбирает бензин марки АИ-95.
Среди опрошенных (27 %) есть автовладельцы, которые все же сталкиваются с проблемой некачественного бензина.
3.2 Проверка по внешним признакам, наличие примесей
Метод: внешние признаки – визуально.
Согласноп. 8.2 ГОСТ 32513-2013, бензин должен быть бесцветным, прозрачным, и не содержать взвешенных и осевших на дно цилиндра посторонних примесей, в том числе воды.
Оборудование и материалы: пробирки, бензин марки АИ-95.
Ход работы: набрал бензин в пробирки и провел визуальное наблюдение.
Результаты:
Признаки |
АЗС №1 |
АЗС №2 |
АЗС №3 |
Цвет |
желтый |
бледно-желтый |
светло-желтый |
Прозрачность |
прозрачный |
прозрачный |
прозрачный |
Наличие примесей |
без примесей |
без примесей |
без примесей |
Запах |
резкий |
менее резкий |
менее резкий |
Вывод: При визуальном осмотре цвет исследуемых образцов бензина №2, №3 находится в пределах допустимой нормы. В образце №1 бензин имеет желтый цвет и резкий неприятный запах, что свидетельствует о низком его качестве. Во всех исследуемых образцах бензина примесей не обнаружено.
3.3 Проверка на испаряемость
Метод: визуально.
Оборудование: пробирки, бензин марки АИ-95, пипетка, лист бумаги, секундомер.
Ход работы: Пипеткой капнул бензин на белый лист бумаги, заметил время, за которое он испарился, осмотрел лист на наличие/отсутствие пятен (рис.2).
Рис.2
Результаты:
Признаки |
АЗС №1 |
АЗС №2 |
АЗС №3 |
Испаряемость |
небольшое пятно |
отсутствие пятен |
отсутствие пятен |
Вывод: Образцы бензина №2, №3 испарились за 1,5 минуты, не оставив на бумаге никаких следов, что свидетельствует об отсутствии отклонений от норм испарения. Бензин образца №1 оставил пятно, что не соответствует стандарту.
3.4 Проверка на содержание водорастворимых кислот и щелочей
Метод: определение среды образца с помощью индикаторной бумаги. Нормальный показатель pH – 7.
Оборудование и материалы: пробирки, бензин марки АИ-95, вода, индикаторная бумага.
Ход работы: Налил в пробирки образцы бензина и добавил небольшое количество воды. Затем тщательно перемешал полученные суспензии и разделил водный слой со слоем бензина. Определил среду отделенной воды с помощью универсальной индикаторной бумаги (рис. 3-5).
Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5
Результаты:
АЗС |
Показатель pH образца |
АЗС №1 |
7 |
АЗС №2 |
7 |
АЗС №3 |
7 |
Вывод: В исследуемых образцах бензина уровень pH среды в норме.
3.5 Проверка на наличие воды
Метод: определение содержания воды в бензине.
Оборудование и материалы: пробирки, бензин марки АИ-95, вода, перманганат калия.
Ход работы: налил бензин в пробирки. На свету – жидкость должна иметь бледно-желтый цвет. Добавил немного реактива - марганцевокислый калий KMnO4, изучил произошедшие изменения. Если цвет поменялся и стал розоватым или фиолетовым, значит в бензине присутствуют примеси воды (рис. 6).
Рис. 6
Результаты:
АЗС |
Результат действия KMnO4 |
АЗС №1 |
цвет не поменялся |
АЗС №2 |
цвет не поменялся |
АЗС №3 |
цвет не поменялся |
Вывод: Все образцы исследуемого бензина не содержат в своем составе воду.
3.6 Проверка на наличие смол
Метод: анализ состава бензина путем поджигания.
Оборудование и материалы: бензин марки АИ-95, пипетка, спички, блюдца белого цвета.
Ход работы: взял блюдца из белого цвета, перевернул их обратной стороной и капнул на дно небольшое количество бензина, поджег и ждал до полного сгорания. Затем на белом фоне смотрел на то, что на них осталось. Если блюдце относительно чистое, значит бензин соответствующего качества. Если на блюдце остались смолистые отложения, копоть – этот бензин загрязнен примесями или в нем есть присадки.
Результат:
АЗС |
Результат |
АЗС №1 |
пятен нет |
АЗС №2 |
коричневые разводы |
АЗС №3 |
пятен нет |
Вывод: В исследуемых образцах бензина №1, №3 смола отсутствует, а в образце бензина №2 обнаружены коричневые разводы, а это значит, что в нем есть присадки, выявить которые можно только с помощью специального оборудования в сертифицированной лаборатории.
3.7 Проверка на медной пластине
Метод: определение воздействия бензина на медную поверхность. Исходя из эксперимента, можно сделать вывод о воздействии бензина на составляющие компоненты двигателя автомобиля.
Оборудование и материалы: пробирки, бензин марки АИ-95, медная пластина.
Ход работы: пластинку из меди погрузил в пробы бензина и выдерживал 4 часа при комнатной температуре. Если после испытания пластинка покрывается черными, темно-серыми, коричневыми, бурыми пятнами или налетом, то бензин не соответствует требованиям (рис. 7-8).
Рис. 7 Рис. 8
Результат:
АЗС |
Результат воздействия |
АЗС №1 |
отсутствие пятен |
АЗС №2 |
отсутствие пятен |
АЗС №3 |
отсутствие пятен |
Вывод: В исследуемых образцах полное отсутствие воздействия бензина на медную пластину, что свидетельствует о его безопасном использовании.
3.8 Определение плотности ареометром
Метод: по ГОСТУ 33364-2015 [2].
Оборудование и материалы: бензин марки АИ-95, мерные цилиндры, термометр, ареометр.
Ход работы: Заполнил мерный цилиндр испытуемым образцом до уровня ниже верхнего обреза цилиндра на 5-6 см. Затем осторожно опустил ареометр в цилиндр на возможно большую глубину. После того, как прекратились вертикальные колебания ареометра, не касаясь стенок цилиндра, произвел отсчет плотности по верхнему краю мениска. Также измерил температуру испытуемого образца с помощью термометра (рис. 9-11).
Рис. 9 Рис. 10 Рис. 11
Результаты:
АЗС |
Значение плотности по показанию ареометра, кг/м3 |
Температура, |
Значение плотности согласно ГОСТ, кг/м3 |
Отклонение от ГОСТ, % |
Образец №1 |
742 |
15 |
725,0-780,0 |
нет |
Образец №2 |
743 |
15 |
нет |
|
Образец №3 |
751 |
15 |
нет |
Вывод: В исследуемых образцах бензина плотность соответствует заявленной по ГОСТ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Качество топлива — одна из важнейших характеристик, влияющих на эксплуатационные характеристики авто и срок службы. К сожалению, качество бензина на российских АЗС все еще вызывает вопросы, особенно на маленьких несетевых заправках. Проблема некачественного бензина заключается в том, что для повышения октанового числа в него добавляют антидетонаторы или присадки (добавки), которые негативно сказываются на работе двигателя.
На основании проведенного анализа, можно сделать вывод о качестве бензина, реализуемого на АЗС города Самара.
В первую очередь качество бензина определяют по цвету и запаху. По цвету бензин должен быть бесцветным или бледно-желтым. Цвет исследуемых образцов бензина АЗС №2, 3 в пределах допустимой нормы. В образце АЗС №1 бензин имел желтый цвет и резкий неприятный запах (возможно вследствие перенасыщения добавками), что свидетельствует о низком его качестве.
При визуальном осмотре в исследуемых образцах бензина не обнаружено наличие взвешенных или осевших на дно твердых частиц. Это является положительным показателем качества бензина.
Качественный бензин испаряется практически мгновенно, при этом не оставляя следов. Образцы бензина АЗС №2, №3 испарились за 1,5 минуты, не оставив на бумаге никаких следов, а бензин образца АЗС №1 оставил пятно, что не соответствует стандарту.
Все образцы исследуемого бензина не содержат в своем составе воду.
Уровень pH среды в норме. Это говорит об отсутствии кислот и щелочей в данных образцах бензина, способных негативно повлиять на компоненты автомобиля.
В образце бензина АЗС № 2 обнаружено содержание смол, что свидетельствует о наличии присадок (добавок), которые определить возможно лишь в лабораторных условиях.
В исследуемых образцах полное отсутствие воздействия бензина на медную пластину, что свидетельствует о его безопасном использовании
Определение плотности бензина осуществлялось с помощью ареометра. Плотность исследуемых образцов соответствует заявленной норме по ГОСТ.
В ходе проведенных исследований установлено, что бензин марки АИ-95, приобретенный на АЗС №3, обладает наилучшими характеристиками по сравнению с образцами, приобретенными на АЗС №1 и №2. Исследования показали несоответствие общественного мнения с действительностью.
Подводя итоги работы, можно сделать вывод о том, что цель работы достигнута и поставленные задачи выполнены. Зная, различные способы проверки горючего, можно уберечь свой автомобиль от заправки некачественного бензина. Автовладельцам подготовлены рекомендации как быстро проверить качество бензина.
Выдвинутая гипотеза – бензин одинаковой марки на разных АЗС имеет разное качество – подтвердилась.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Нормативно-правовые источники:
ГОСТ 32513-2013. Межгосударственный стандарт «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия» [электронный ресурс] – Режим доступа. - https://files.stroyinf.ru/Index/56/56325.htm
ГОСТ 33364-2015. Межгосударственный стандарт «Нефть и нефтепродукты жидкие. Определение плотности, относительной плотности и плотности в градусах API ареометром» [электронный ресурс] – Режим доступа. - https://docs.cntd.ru/document/1200128313
Учебники, книги:
Бойко Е.В. Автомобильные бензины (основные показатели качества): методические указания к лабораторным работам – Ульяновск: УлГТУ, 2007. - 18 с. [электронный ресурс] – Режим доступа. - http://lib.ulstu.ru/venec/2007/Boiko.pdf
Емельянов В.Е. Все о топливе. Автомобильный бензин: Свойства, ассортимент, применение. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 79 с.
Иовлева Е.Л. Автомобильные эксплуатационные материалы. Учебное пособие – М.: Мир науки, 2020. - 83 с. [электронный ресурс] - Режим доступа. - https://izd-mn.com/PDF/07MNNPU20.pdf
Капустин В.М., Ершов М.А., Хакимов Р.В. Автомобильные бензины с высокооктановыми добавками: Учебное пособие. - М.: Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2021 .- 160 с. [электронный ресурс] - Режим доступа. - https://obuchalka.org/20231025157709/avtomobilnie-benzini-s-visokooktanovimi-dobavkami-kapustin-v-m-ershov-m-a-hakimov-r-v-2021.html
Капустин В.М., Рудин М.Г., Кукес С.Г. Справочник нефтепереработчика. – М.: Химия, 2018. – 416 с.
Лиханов В.А., Деветьяров Р.Р. Практикум для лабораторных работ по эксплуатационным материалам: Учебное пособие. Киров: Вятская ГСХА, 2009. – 77 с.
Стуканов В.А. Основы теории автомобильных двигателей и автомобиля: Учебное пособие. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2005. – 368 с. [электронный ресурс] - Режим доступа. - https://djvu.online/file/SPaGXaWPyfJKo
Статьи:
Колодийчук А. «Проверяем качество бензина самостоятельно, не отходя от АЗС». – Автожурнал BYCARS.RU, опубликовано 08.06.2014 [электронный ресурс] – Режим доступа. - https://bycars.ru/journal/proveryaem-kachestvo-benzina-samostoyatelno_-ne-othodya-ot-azs_1423
Максимов С.А., Рыжов Н.Р., Ширшов Д.Б., Бойко Г.В. // Международный научный журнал «Молодой ученый». – Июнь 2017, №23 [электронный ресурс] - Режим доступа. https://moluch.ru/archive/157/44334/
Юркова А.В., Савельева И.Н. Определение качества бензина некоторых автозаправочных станций города Абакана [электронный ресурс] - Режим доступа. https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-kachestva-benzina-nekotoryh-avtozapravochnyh-stantsiy-goroda-abakana
Приложение 1
Рекомендации как быстро проверить качество бензина
1 Учитывайте рекомендации завода-изготовителя (любой двигатель калибруют под конкретный вид бензина Выбирая бензин с более низким ОЧ знай, что это повлияет на работу двигателя, увеличит расход, ухудшит мощностные характеристики. |
2 Старайтесь заправляться в одной и той же АЗС, качество продукции которой вы лично проверили. При необходимости можно попросить сертификат качества бензина, узнать кто является производителем. |
3 Обратите внимание на цвет бензина. По цвету бензин должен быть бесцветным или бледно-желтым. Качественным считается бензин, не имеющий резкого выраженного запаха. Помутнение бензина указывает на наличие воды. 5 Перед заправкой возьмите заправочный пистолет и проведите по его внутренней стороне пальцем. Качественное топливо испаряется практически мгновенно. При этом на пальцах не должно быть масляной пленки. |
4 Нанесите каплю на бумагу (подойдет чек). После высыхания не должно оставаться жирного или цветного следа. Их наличие — знак того, что бензин с примесями. 6 Главный показатель качества бензина – это работа автомобиля. Такие показатели, как резвость при езде, выхлопные газы, звук двигателя подскажут водителю правильно ли сделан выбор. |
УДАЧИ НА ДОРОГАХ!!! |