Введение
Память человека феноменальна. Человек способен запоминать информацию и держать её в голове в течении многих лет, а иногда даже десятилетий. Но память человека не всегда действует так, как нужно. С годами она ухудшается, а если её не тренировать, то это может привести к нехорошим последствиям. Поэтому я решил найти выход из этой ситуации. Производя поиск информации в интернете, я наткнулся на такую науку, как мнемотехника. Сначала я не придал ей особого значения, но потом решил более подробно рассмотреть эту тему.
Оказывается, мнемотехника содержит в себе множество методов и приёмов запоминания иностранных слов, изображений, текста и предметов. Но, основываясь на факте, что английский язык является одним из мировых языков, и огромное множество учеников сейчас имеют трудности в изучении этого предмета, я решил проверить: помогут ли обучающимся приёмы запоминания в изучении сложной для них темы.
Проблема исследования: многие обучающиеся испытывают сложности с запоминанием лексики английского языка, поскольку не тренируют свою память, что может привести к нехорошим последствиям.
Изучение неправильных глаголов вызывает трудности даже у некоторых взрослых, что и делает мою работу актуальной.
Цель работы: изучение приёмов запоминания для практического применения в изучении неправильных глаголов.
Задачи:
узнать, что такое мнемотехника;
узнать историю мнемотехники;
познакомиться с приёмами запоминания;
использовать приёмы запоминаний на практике;
провести тест по результату исследований;
проанализировать результаты исследований и сделать вывод.
Гипотеза исследования 1: мнемотехника способствует развитию и улучшению памяти у детей.
Гипотеза исследования 2: смешивание двух приёмов запоминания работает эффективнее, чем эти же приёмы по отдельности.
Объект исследования: мнемотехника.
Предмет исследования: приёмы мнемотехники.
Методы исследования: работа с теоретическими источниками, анкетирование, анализ, систематизация.
Теоретическая значимость: изучение истории, понятия и приёмов мнемотехники, что поспособствует развитию личного кругозора и кругозора обучающихся.
Практическая значимость: исследуемые приемы мнемотехники могут быть использованы на уроках английского языка при изучении неправильных глаголов, лексики по различным темам, а также для тренировки памяти обучающихся.
Работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения, списка используемых источников и литературы и приложения.
1.Теоретическая часть
1.1 История мнемоники
Точная дата появления в мире мнемотехники неизвестна, но учёные доказали, что искусство запоминания являлось очень важным в дописьменные периоды человеческой истории. Так, жрецы, шаманы и сказители должны были запоминать большое количество текста и другой информации. Даже после появления письменности уже появившаяся мнемоника не утратила своей актуальности. Небольшое количество печатных книг, высокая стоимость письменных материалов, большая масса и объём написанной книги — всё это побуждало запоминать текст. Сказывалось также и длительное время нахождения в дороге во время путешествий, когда читать и писать было невозможно и приходилось пользоваться тем, что есть в памяти.
Существует множество споров и версий откуда появилась мнемоника. Само слово мнемоника имеет однокоренное слово – Мнемозина. (Богиня Мнемозина — это персонифицированная память по своему происхождению.) В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью девяти муз, а переносный смысл этого существительного – память. Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники. Используя эти приёмы, древние греки приобретали способность быстро запоминать очень большой, причем часто бессмысленный материал, демонстрируя свое искусство в публичных выступлениях. Учёные считают, что ещё до нашей эры древнеримский философ и писатель Цицерон выступал перед публикой с огромными текстами и держал их у себя в голове, при помощи своего приёма запоминания, который называется: «Дворец памяти». Учёные считают, что это первый в мире придуманный приём мнемотехники.
Также, считается, что в трактате Цицерона "Об ораторе" содержится первое упоминание о мнемотехнике. Пальму первенства в этом вопросе он отдает поэту Симониду, жившему в пятом веке до н.э. Симонид предлагал держать в памяти картину разнообразных пейзажей и картин и по этим местам располагать мысленные образы запоминаемых предметов, таким образом порядок мест сохранял порядок предметов. Наиболее известными считаются древнегреческие труды с её использованием.
Интерес к мнемотехнике в настоящее время также не угас. Более того, виды мнемонической техники запоминания постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах памяти человека. Сейчас феноменальная память из разряда чудес переходит в разряд обыкновенных, доступных каждому навыков запоминания, которые можно сформировать, как и любые другие навыки.
С точки зрения психологии, она исследована достаточно глубоко, но в плане педагогики актуальным остается вопрос об использовании приемов мнемотехники при обучении школьников различных возрастов.
1.2 Понятие слова «мнемотехника»
Мнемотехника — это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации, улучшающих, а также увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций, то есть замены стандартных объектов на понятия и представления, которые могут быть совершенно разнообразные: визуальные, аудиальные и даже кинестетические! Но все они направлены лишь на одну цель – улучшить память человека.
Известно, что с 1991 года проводятся чемпионаты мира по памяти. В настоящее время соревнования проводятся в 30 странах мира по следующим дисциплинам: абстрактные изображения, слова, имена и лица, карты на скорость, последовательность карт за час, цифры на скорость, числа за час, двоичные числа на скорость, исторические даты, числа на слух. На первом чемпионате, который проходил в Лондоне, победил британец Доминик О’Брайен. Интересный факт, что на данный момент Доминик является восьмикратным победителем в таких соревнованиях, а также он один из самых известных мнемонистов в мире и является автором множества книг о человеческой памяти.
1.3 Значение мнемотехники в современном мире
Мнемотехника является способом улучшения памяти. Самое главное – это образная визуализация: чем ярче образ, тем лучше он запоминается. Мнемотехника помогает быстро запоминать большие объёмы информации, преобразовав их в картинки. Из-за разницы мышления и многообразия личного опыта визуальные образы у всех свои, индивидуальные.
Методы мнемотехники используются в образовании, но существует противоречие, связанное с тем, что множество учёных считало, что мнемотехника не способствует развитию детского мышления, а значит нет смысла применять ее в образовании. Но, современные исследователи утверждают обратное: педагогическая мнемотехника помогает детям в усвоении программного материала.
Многие люди даже не предполагают, что в образах и визуализации скрывается интереснейший процесс. Если углубиться в исследование данного вопроса, необходимо рассмотреть множество существующих приёмов мнемотехники.
1.4 Приёмы мнемотехники
Учитывая то, что первые упоминания о мнемотехнике появились уже несколько тысяч лет назад, можно предположить, что приёмов запоминания очень много. А ведь так оно и есть – приёмов действительно очень много, но я собираюсь рассмотреть основные и самые действующие из них:
Метод рифмизации. Один из самых интересных приёмов мнемотехники — рифмизация, или сочинение стихотворений. Такой метод отлично подходит как взрослым, так и детям. Рифмованные строчки откладываются в голове намного легче, чем сухой текст, что доказано во множестве случаев.
Метод нахождения ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией. Данный приём мнемотехники подходит для взрослых и детей. Этот метод полезен для изучения иностранных языков или развития образного мышления
Метод графического рисунка. Принцип метода прост: необходимо нарисовать несложную картинку. Обладать художественными навыками при этом необязательно – нужно нарисовать ассоциацию к фразе, которую нужно запомнить. Далее надо выучить, какой рисунок к какому месту в тексте относится, и запомнить очерёдность изображений.
Метод цепочки. Метод позволяет запомнить большой количество информации путём последовательного соединения образов, а соответственно метод работает также, как и метод яркой ассоциации. Но при этом используется не одна, а сразу несколько комбинаций.
Подробно изучив приёмы мнемотехники, я задумался, а что, если объединить несколько приёмов в одно целое: будет ли эффект от использования одного метода мнемотехники и увеличится ли эффект от смешивания приёмов или стоит пользоваться всеми приёмами по отдельности? Доказывать поставленные гипотезы я собираюсь при помощи английского языка, с которым множество детей имели и имеют сложности, что и делает мою работу актуальной.
1.5. Приёмы мнемотехники при изучении неправильных глаголов.
Неправильные глаголы всегда были и будут актуальными, так как проблемы с ними иногда могут возникать не только у детей, но и у взрослых. Все сложности с неправильными глаголами возникают лишь из-за того, что люди перестали регулярно делать упражнения для улучшения памяти. Дети ещё в начальной школе начинают знакомиться с миром неправильных глаголов. Всего в английском языке около 200 неправильных глаголов, что достаточно много для детей начальной и средней школы.
Память человека — одно из важнейших свойств нервной системы, заключающееся в способности какое-то время сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события, а также многократно воспроизводить и изменять эту информацию. Памяти человека свойственно улучшаться и увеличиваться. Но, множество информации, как ненужной, так и полезной, мозг может убрать на второй план, а потом и вовсе её забыть. Поскольку, человек может вспомнить какую – либо забытую информацию, можно утверждать, что она никуда окончательно не уходит, а хранится где-то в глубинах нашего мозга. Можно догадаться, что использование методов мнемотехники в сфере английского языка в частности и в образовании в целом, несёт колоссальный прогресс, но это необходимо доказать на практике.
Практическая часть
2.1 Исследование одного метода рифмизации и смешивания двух приёмов запоминания: рифмизации и яркой ассоциации на практике.
Изучив большое множество информации о мнемотехнике, я решил проверить – насколько хорошо обучающиеся возраста 9 – 10 лет смогут запомнить 3 формы предложенных неправильных глаголов. Данная возрастная группа была выбрана для чистоты эксперимента, поскольку дети в данном возрасте могут хорошо запоминать информацию, но ещё не знакомы с неправильными глаголами.
В этом эксперименте приняло участие 24 ученика соответствующего возраста. Было принято решение разделить всех участников на 3 группы по 8 человек. Группе номер 1 были выданы следующие глаголы, без каких - либо методов и приёмов, им необходимо запомнить все три формы неправильных глаголов из списка:
Throw — threw — thrown– бросать;
Fly — flew — flown – летать;
Catch — caught — caught – ловить;
Bring — brought — brought – приносить;
Buy-bought-bought – покупать;
Pay-paid-paid – платить;
Lay-laid-laid – класть;
Think-thought-thought – думать;
Smell-smelt-smelt – пахнуть.
Группе номер 2 я выдал следующие стихотворения, в которых были те же самые глаголы, но был использован приём рифмизации:
Якирпичик throw — threw — thrown, (бросать)
Он в окошко fly — flew — flown, (летать)
Менядядя catch — caught — caught, (ловить)
Кпапесмамой bring — brought — brought. (приносить)
Я в буфете buy – bought - bought (покупать)
Первоклассный бутерброд,
За него я pay – paid - paid, (платить)
В классе в парту lay – laid - laid (класть)
И совсем не think – thought - thought, (думать)
Что сосед его умнет.
И теперь мне очень грустно -
Smell-smelt-smelt оноченьвкусно! (пахнуть)
В группе под номером 3 были объединены два приёма запоминания – рифмизация и ассоциация (Приложение 1).
Ход исследования: учащимся были выданы задания в зависимости от из группы. Их задача заключалась в том, что они должны были изучать эти глаголы в течении 15 минут. Несмотря на то, что глаголы у всех одинаковые, у одной группы нет приёмов запоминания, у другой – один приём, а у третьей –два приёма запоминания вместе.
2.2 Результаты исследования №1
По окончанию исследования, обучающимся раздали небольшой тест на знание данных неправильных глаголов, результаты которого я отобразил на диаграммах (числовое значение на диаграмме – кол-во правильно написанных слов на команду; всего глаголов 9, но учитывая три формы - их 27):
Результаты исследования второй группы представлены в следующей диаграмме:
Результаты исследования третьей группы представлены в диаграмме номер 3:
По результатам исследования №1 количество выученных глаголов с помощью метода рифмизации больше, чем без приемов запоминания, а смешивание двух методов вместе- метода рифмизации и ассоциации- улучшили показатели запоминания по отношению к использованию одного метода.
2.3 Исследование одного метода цепочки и смешивание двух приемов запоминания: метода цепочки и метода графического рисунка на практике
Поскольку важно проверить, что мнемотехника эффективна не только для детей возраста 9-10 лет, но и старше, в данном исследовании приняло участие 27 учеников возраста 13-14 лет. В данном случае, возрастная категория также актуальна, поскольку дети в этом возрасте также активно должны тренировать память, а так как в 13-14 лет память сформирована, с её тренировкой проблем не возникнет. Было принято решение также разделить обучающихся на 3 группы по 9 человек.
Группе под номером 1 раздали следующие неправильные глаголы, которые им нужно запомнить:
Find – found – found – находить;
Take – took – taken – брать;
Bring — brought — brought – приносить;
Forbid – forbade – forbidden – запретить;
Be – was/were – been - быть;
Go – went – gone – идти;
Throw – threw – thrown – бросить;
Think – thought – thought – думать.
Know – knew – known – знать.
Группе под номером 2 были выданы те же неправильные глаголы, которые необходимо запомнить с использованием метода цепочки. В карточке из неправильных глаголов была составлена последовательность ассоциаций путем помещения их в небольшой текст. Задача детей – также запомнить эти глаголы:
Я в лесу find – found – found (находить) красивые грибы. Я take – took – taken (брать) этигрибы и домой их bring — brought — brought (приносить). Но моя мама forbid – forbade – forbidden (запретить) мне варить эти грибы. Я be – was/were – been (быть) очень расстроен. Мне пришлось go – went – gone (идти) на улицу и throw – threw – thrown (бросить) грибы в мусорную корзину. Я не think – thought – thought (думать), что так могло произойти, но теперь я know – knew – known (знать) какие грибы не надо рвать.
После того, как группа под номером 2 получила задание, я перешёл к группе под номером 3, в которой произошло смешивание двух приёмов запоминания: цепочки и графического рисунка. Ученикам были предоставлены те же неправильные глаголы, что и группе номер 2, но их задача была не только запомнить эти глаголы, но и нарисовать к каждому неправильному глаголу рисунок – ассоциацию.
Ход исследования: учащимся были выданы задания в зависимости от из группы. Их задача заключалась в том, что они должны были изучать эти глаголы в течении 15 минут. Несмотря на то, что глаголы у всех одинаковые, у одной группы нет приёмов запоминания, у другой – один приём, а у третьей –два приёма запоминания вместе.
Результаты исследования №2
По окончанию исследования, обучающимся раздали небольшой тест на знание данных неправильных глаголов, результаты которого я отобразил на диаграммах:
Результаты исследования второй группы представлены в следующей диаграмме:
Результаты исследования третьей группы представлены в следующей диаграмме:
По результатам исследования №2 количество выученных глаголов с помощью метода цепочки больше, чем без приемов запоминания, а смешивание метода цепочки и метода графического рисунка вместе улучшили показатели запоминания по отношению к использованию одного метода.
На основании двух исследований можно сделать вывод о том, что группы № 2 с использованием приемов запоминания выучила больше слов, чем группы №1 без использования методов мнемотехники, а группы №3, используя два метода запоминания вместе, имеют результаты запоминания больше групп н№ 2 и № 1.
Таким образом, использование методов мнемотехники является эффективным, а смешивание двух методов мнемотехники вместе улучшает показатели эффективности использования одного метода и могут использоваться для изучения неправильных глаголов английского языка.
Заключение
Поставленные задачи работы были выполнены: я узнал много нового о мнемотехнике и её истории; познакомился с приёмами запоминания, а также применил их на практике и доказал, что использование мнемотехники в образовании детей важно. Главная цель работы достигнута – приёмы мнемотехники могут использоваться в изучении английского языка, что было доказано на практике.
Мои гипотезы подтвердились – смешивание двух приёмов запоминания работает эффективнее, чем использование этих приёмов по отдельности; мнемотехника действительно способствует развитию памяти у детей, что и было доказано на практике. Поэтому можно использовать данные способы на практике и применять учениками для запоминания английских слов, что поспособствует более легкому и эффективному процессу тренировки памяти и окажет положительное влияние в изучении неправильных глаголов в частности и английского языка в целом.
Список литературы
Зиганов М, Козаренко В. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления- http://lib.rus.ec/b/177305/read (дата обращения: 18.01.2023)
Мнемотехника // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
Статья «Мнемотехника и ее приемы» https://gb.ru/blog/mnemotehnika/ (дата обращения: 05.02.2024)
Станислав Матвеев. Феноменальная память. Методы запоминания информации. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 160 с. — ISBN 978-5-9614-1876-7.
Приложение 1
Рифмовка №1
Якирпичик throw — threw — thrown, (бросать)
Он в окошко fly — flew — flown, (летать)
Менядядя catch — caught — caught, (ловить)
Кпапесмамой bring — brought — brought. (приносить)
Рифмовка №2
Я в буфете buy – bought - bought (покупать)
Первоклассный бутерброд,
За него я pay – paid - paid, (платить)
В классе в парту lay – laid - laid (класть)
И совсем не think – thought - thought, (думать)
Что сосед его умнет.
И теперь мне очень грустно –
Smell-smelt-smelt оноченьвкусно! (пахнуть)