Разработка олимпиадных заданий по английскому языку для средних классов по теме «Омофоны»

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Разработка олимпиадных заданий по английскому языку для средних классов по теме «Омофоны»

Суфиярова Самина Салаватовна 1
1МАОУ "Гимназия № 76"
Суфиярова З.Х. 1
1Языковая школа Суфияровой З.Х.
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность изучения иностранных языков с каждым годом лишь возрастает. Это один из основных языков общения на международной арене. Одним из преимуществ при поступлении в ВУЗы России является олимпиадное достижение, которое позволяет либо поступить без вступительных испытаний, либо добавляет преимущества при конкурсном отборе. Поэтому наша гимназия всячески поддерживает и стимулирует участие в олимпиадном движении школьников всех направлений. При подготовке к школьному этапу ВСОШ по английскому языку нам попалось очень интересное задание на определение слов схожие по звучанию, но разные по написанию и значению. Такие слова называются омофоны. Так как формат заданий остаётся прежним, но усложняется с каждым годом, необходимо знать тонкости языка и быть готовым к нестандартным задачам.

Целью моей работы стало изучение видов омофонов и разработка олимпиадных заданий по английскому языку для средних классов по теме «Омофоны».

Гипотеза: Мы предполагаем, что разработанные нами задания позволят учащимся лучше отличать омофоны в олимпиадных заданиях и успешно выполнять различные примеры с ними.

Задачи:

  1. Выяснить понятие омофонов английского языка.

  2. Изучить виды омофонов в английском языке.

  3. Рассмотреть и проанализировать варианты олимпиадных заданий, в которых присутствуют омофоны.

  4. Разработать свои задания с использованием омофонов.

Предмет исследования: омофоны английского языка.

Объект исследования: омофоны английского языка в олимпиадных заданиях.

Глава 1. Теоретическая часть. Понятие омонимии.

1.1. Типы омонимов.

Существуют различные определения омонимии, основанные на расхождениях мнений лингвистов в вопросе о понимании языковой формы. Ряд исследователей ограничивает ее звуковой оболочкой слова, другие ученые расширяют понятие формы, включая в него и графическое представление; таким образом, омонимическими могут называться все возможные совпадения единиц в плане выражения. Этим объясняется существование различных классификаций омонимов, учитывающих различия по форме, как общие, так и по словоформам, степень совпадения формы, а также принадлежность омонимов к одной и той же или разным частям речи [2].

Омонимы в английском языке — это слова с одинаковым написанием и/или звучанием, но разным значением. Например, bat обозначает и летучую мышь, и биту. Слово «омоним» пришло в русский язык из греческого, в котором homos значит «одинаковый», а onyma — «имя».

Тем, кто изучает иностранный язык, иногда сложно различить омонимы в устной речи или тексте. Из-за этого не носитель языка может неправильно понять собеседника или сделать лексическую ошибку.

Существуют несколько групп омонимов: омофоны— одинаковое звучание, но разное написание и значение. Например: meat мясо-meet встречать, main главный-mane грива. Омографы — одинаковое написание, но разное звучание и значение. Например: present-подарок и представлять, live- жить и живой. Абсолютные, или полные, омонимы — одинаковое написание и произношение, но разное значение. Например: bat-бита, летучая мышь, can-консервная банка и могу, умею. Паронимы, или ложные омонимы, — слова, схожие в написании, но различные по смыслу. Это могут быть однокоренные слова и слова, образовавшиеся от одного и того же слова, но заимствованные в английский из разных языков и/или в разное время. Паронимы незначительно отличаются друг от друга в написании и произношении, но имеют разные, часто совершенно непохожие значения. Именно поэтому паронимы постоянно фигурируют в списках «confusing words» (слова, которые могут запутать), так как изучающие английский нередко испытывают с ними сложности и употребляют их неправильно: effect (эффект) — affect (аффект), sensible (разумный) — sensitive (чувствительный).

В зависимости от принадлежности каждого из омонимов к какой-либо части речи различают омонимы лексические, грамматические и лексико-грамматические. Лексические омонимы одинаковы по грамматической характеристике, но различны лексически, т. е. по смыслу. Так, омонимы matchcontest и match —person принадлежат к одной и той же части речи, но не сводимы к общему значению. Одинаковая звукографическая форма и грамматические признаки позволяют считать их омонимами, но смысловая разница относит эти омонимы к разряду лексических. В грамматических омонимах можно обнаружить смысловую общность, но принадлежат они к разным частям речи, что, в частности, отличает их от лексико-семантичного вариана многозначного слова. Так, омонимы matchcontest (noun) и matchput smth in competition (verb) не только одинаковы с точки зрения произнесения и графики, но и связаны общим смыслом compete; однако их категориальное различие делает эти слова грамматическими омонимами. В аналогичных отношениях находятся омонимы mere (noun) — pond, small lake и mere (adj) — not more than, связанные общей грамматических омонимов, формальной стороной, а различия касаются и грамматической, и лексической характеристик. Примерытакойомонимиипара match— possible husband / match — put smth in competition; stem — severe, strict / stern — back end of a ship имножестводругих. В этом случае, как правило, в формировании омонимической группы участвует словообразовательная моделированной омонимией. Наличие моделированной омонимии признается не всеми лингвистами из-за близости лексических значений этих омонимов. Однако, поскольку образованные по конверсии лексические самостоятельными словами, обладающими общностью формы, логично относить их к омонимам.

Омонимия в английском языке может касаться не только слов и словоформ, но и других единиц языка, например морфем (-s: 3rd person singular, Present Simple form of a verb/Plural of a noun/Possessive marker; -er: Noun suffix/ Comparison form of Adjective suffix) [2].

    1. . Образование омонимов.

Омонимы создаются различными путями. Одной из причин образования является распад полисемии. В процессе развития полисемии и образования ряда связанных между собой значений их семантическая связь с основным значением может постепенно ослабевать и затем, наконец, утрачиваться полностью. В результате этого в современном языке оказывается слово, по своему значению не связанное с основным значением того слова, от которого оно произошло, и воспринимаемое как другое слово. Так, в словах nail ноготь и nail гвоздь, sense чувство и sense смысл, air воздух и air внешний вид не ощущается непосредственной связи.

Другой причиной появления омонимов является образование

нового слова путем конверсии (способ словопроизводства, который

возможность существительных и прилагательных и существительные от глаголов без помощи словообразовательных аффиксов) например, taxi такси

и to taxi ехать на такси, radio радио и to radio радировать.

Третьей совпадение звукового происхождению слов, имевших когда-то неодинаковое звучание; изменения звуковой формы и морфологического состава слов в процессе исторического развития языка привели к тому, что эти слова совпали по звучанию. Например, sun солнце и son сын, ear ухо

и ear колос, hare заяц и hair волосы. Заимствование из другого языка также может совпасть позвучанию с исконно английским словом или другим заимствованием.

Например, ball мяч - англ., ball бал - франц., match матч англ., match

спичка франц., rain дождь англ., reign царствование франц., rein

вожжи - франц.

Омонимы в языке могут появляться не только в результате утраты связи между лексико-семантический вариантом многозначного слова, но и в результате словообразовательных процессов, например приема конверсии. Источником омонимов может быть также результат звукового совпадения разных слов в процессе фонологических изменений в диахронии (knight <

kniht; night < niht). Еще один источник омонимов в английском языке

— этимологические дублеты, слова, неоднократно заимствованные

в английский из других языков. Например, латинское слово basis послужило источником английского base в значении lowest part of anything, а будучи вторично заимствовано через итальянский язык, дало омоним со значением deep sounding (voice) [2].

В своей исследовательской работе я более подробно рассмотрю первый из списка-омофоны.

    1. . Что такое омофоны?

Словарь лингвистических терминов Розенталя даёт следующее определение: от греческого homos-одинаковый+phone-голос, звук. Омофоныназываюттакжефонетическимиомонимами [4].

Словарьhomophone noun - Definition, pictures, pronunciation and usage notes | Oxford Advanced Learner's Dictionary at OxfordLearnersDictionaries.com даётследующееопределение: homophone  noun /ˈhɒməfəʊn/, /ˈhɑːməfəʊn/,  /ˈhəʊməfəʊn/ a word that is pronounced like another word but has a different spelling or meaning, for example plainplane /pleɪn/ [5].

Homophones Two (or more) differently spelled words with different meanings are homophones if they are nonetheless pronounced the same; e.g., "right", "rite", "wright", and "write"; "read" (most tenses of verb) and "reed"; "read" (pastpast participle) and "red".

В своей книге «English. Запоминаем омофоны» Чазова А.А. утверждает, что особое своеобразие омофонов состоит в том, что они имеют две противоположные особенности. С одной стороны, они могут вызывать определённые сложности в процессе восприятия речи, при поиске их в словарях, а также при написании. С другой стороны, запоминание омофонов является одним из наиболее экономичных способов увеличения объема словарного запаса. Одинаковое произношение омофонов, концентрируя наше внимание при заучивании нового слова только на его значении и написании, положительно влияет на быстроту запоминания [1].

Существует классификация омофонов:

  1. Лексические омофоны: tail-хвост и tale-сказка, paws-лапы и pause-пауза, hair-волосы и hare-заяц.

  2. Лексико-грамматические омофоны: one-один и won- прошедшая форма глагола побеждать, rode-прошедшая форма глагола кататься верхом и road-дорога, see-видеть и sea-море.

  3. Грамматические омофоны: know-глагол знать и no-частица нет, here-наречие здесь и hear-глагол слышать, to-предлог/ too-наречие тоже и two-числительное 2.

Кроме этого, существуют целые словосочетания и даже предложения омофоны. Например: there-там/their-их/ theyre- сокращённая форма от they are. It is ill-Он(животное) болен/ It is eel-Это угорь.

Таким образом, изучение омофонов вызывает трудности на первый взгляд, но если добавить в изучение побольше практических заданий разного формата, то результаты не заставят вас долго ждать.

Глава 2. Практическая часть. Поиск и систематизация омофонов.

2.1. Анализ вариантов олимпиад прошлых лет по английскому языку.

Анализ вариантов олимпиад прошлых лет по английскому языку на сайте ВСОШ показал, что уровень сложности очень изменился за последние 10 лет. В 2013 году не наблюдаются задания по омонимам, анаграммам, идиомам, пословицам или кроссвордам. С каждым годом задания усложняются во всех разделах заданий и добавляют всё новые аспекты языка, как страноведение, исторические сведения, география, разные виды письменных заданий, игра слов, каламбур, в том числе и омонимия.

Практическая значимость моей работы доказывает новый вариант Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку за 2023‒2024 учебный год. Школьныйэтапдля 5–6 классовпредлагаетзадание 9 наомофоны.

Task 3 Homophones are words that sound alike but are spelt differently and have different meanings. Complete each pair of sentences using a pair of homophones. There is an example done for you:

Example: 0. Sandy didn’t go to school last week because she was ill. Now she is back in school, but she still feels rather weak.

1. Jenna counted _____ birds in the tree. The birds ____ all the berries.

2. The sky turned from _____ to gray. The wind _____ and shook the trees.

3. The workers dug a deep _____. It took them a ______ day to do it

Ответы: 1. Jenna counted _____ birds in the tree. (eight) The birds ____ all the berries. (ate) 2. The sky turned from _____ to gray. (blue) The wind _____ and shook the trees. (blew) 3. The workers dug a deep _____. (hole) It took them a ______ day to do it. (whole).

Две пары слов в одном номере облегчают понять смысл омофонов в отличие от следующего варианта, где помимо подбора омофонов, следует найти его пару в другом столбце.

Давайте посмотрим прошлогодний вариант заданий во Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку за 2022–2023 учебный год. Рассмотрим школьный этап для 5 и 6 классов. В задании следует не только понять смысл омофонов, но и найти его пару и записать.

Task 2

Homophones are words that are spelled in different ways but pronounced exactly the same. Find the words in the left and right columns that sound the same, write them down, and mark the numbers of homophones from the left column in the right column.

Example: 0. An insect that makes honey bee. № 0 To live, to exist be

1. What people and animals do with the help of their eyes _________ № Use a pen for forming letters and words on paper _________

2. Opposite of yes _________ № In this place _________

3. Opposite of left and wrong _________ № 2 _________

4. Stuff that grows on people’s heads _________ № Belonging to us _________

5. What people and animals do with the help of their ears _________ № Became victorious _________

6. 60 minutes _________ № A big body of salty water ________

7. 1 _________ № A big star that the Earth is rotating around _________

8. Myself, me _________ № To have information about something _________

9. Also _________ № An organ on the face that is used for seeing _________

10. Somebody’s child that is a boy _________ № An animal with long ears and a small tail____________________.

Ответы:

Следующие задания за 2018-2019 и 2019-2020 учебные годы, но уже для 7-8 классов. При анализе олимпиадных заданий с открытого банка вариантов прошлых лет, мы убедились, что с каждым годом составители усложняют задания. Поэтому при подготовке к олимпиадному сезону рекомендуется рассматривать прошлогодние варианты на ступень выше. Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку. 2019–2020 уч. г. Рассмотрим муниципальный этап для 7–8 классов.

Homophones are two words which have the same sound but different meaning. Complete the following jokes 63–65. The humour depends on homophones in each one. Use the words given below. There is an example for you.

(read/ red, bean/ been, bare/ bear, deer/ dear, stories/ storeys, bored/ board)

Example: – Waiter, what do you call this? – It’s bean soup, sir. – I don’t care what it’s been. What is it now?

63. – Did you hear about the novelist who lived on the ninth floor of a block of flats? – He dropped six ______ into a wastepaper basket and left the city.

64. – Have you ever hunted ________? – No, I always hunt with my clothes on. 65. Fortune Teller: Would you like your palm _____, sir? Man: No, thanks, I like the colour it is now.

Ответы: (63 stories 64 (a) bear 65 read)

И ещё один вариант из архива ВСОШ это Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку. 2018–2019 учебныйгодмуниципальныйэтапдля 7–8 классов, задание 3 пункт C.

Homophones are words that sound the same but are spelt differently. What are the missing homophones in these pairs of sentences 56–58? Example: 0. a) Can you untie the KNOT in my bootlace? a b b) I’m NOT very good at science. I’m better at languages. 0 knot not

56. a) I think I should buy this doll for my daughter as she always _______ at it in the shop window. a b b) Don’t take the lift. I want to go up the _______.

57. a) I‘ve never jumped _______ than that. It’s my personal record. a b b) Where can I _______ ski boots? I don’t have any of my own.

58. a) I’ve had this teddy _______ since I was three. a b b) Our flat has a _______ wooden floor. We don’t like carpets.

Ответы: 56 stares stairs 57 higher hire 58 bear bare

Таким образом, мы имеем 4 варианта в открытом банке заданий по омонимам [приложение 1].

2.2. Составление своих олимпиадных и тренировочных заданий по омофонам английского языка.

ListofEnglishHomophones (singularis.ltd.uk) [6] предлагает огромный выбор омофонов, которым мы и воспользуемся. Для начала создадим банк заданий Омофоны. Банк заданий — Яндекс Диск (yandex.ru), составим тренировочные задания, с помощью которых отработаем насмотренность, используем часто встречающиеся омофоны, подберём соответствующие визуальные картинки.

1. Составим тренировочные задания, с помощью которых отработаем насмотренность на сайте wordwall.net.

https://wordwall.net/resource/62454635

https://wordwall.net/resource/62457850

https://wordwall.net/resource/62475776

2. Создадим свои игры и задания на отработку омофонов [приложение 2].

3. Омофоны с идиомами английского языка:

  • [hзэ]

have one’s … stand on end (волосыстановятсядыбом)

as timid as a … (трусливыйкакзаяц)

  • [mi:t]

be … and drink to smb (хлебом не корми, необходимо как воздух) … smb. on his own ground (договориться кем-либо на приемлемых для него условиях)

  • [nait]

of the pen («рыцарь пера», писатель, журналист)

as black as … (хотьглазвыколи)

  • [bзe]

… one's soul to smb (излить свою душу, раскрыть свои сокровенные чувства и мысли кому-то)

… the bag (быть хозяином положения)

  • [bi:]

… all ears (превратиться в слух)

have a … in one's bonnet (быть фантазером, помешаться на какой-то идее)

  • [ai]

seetowith smb (сходиться во взглядах с кем-либо)

would not touch smth with a pair of tongs (разг. мнепротивнобылобыкэтомупритронуться).

(Ответы: hair, hare; meat, meet; knight, night; bare, bear; be, bee; eye, I)

4. Омофоны в пословицах.

В пословицах заполните пропуски, выбрав из пары подходящий по смыслу омофон.

1) All is …in love and war (fare/fair).

2) A cool mouth and warm …live long (feat/feet).

3) Never say… (die/dye).

4) …watch, …catch (harm/halm).

5) Out of …, out of mind (cite/sight/site).

Найдите к пословицам соответствующие им русские эквиваленты.

С глаз долой – из сердца вон. Держи ноги в тепле, живот в голоде, а голову в холоде. В любви и на войне все средства хороши. Никогда не следует отчаиваться. За худым пойдёшь- худое найдёшь.

5. В последовательности букв найдите и подчерк­ните слово, омофон которого указан в скобках.

a) purributyitiberrytarewbookbusa (bury)

b) brooktuoxewsbreaknoormawery (brake)

c) notchooqcheckopdarchedarpynt (cheque)

d) goopshuterchoopschutefasterye (shoot)

e) kudygcoinguinetoqioternoperde (quoin)

f) mocjkernollpigolockornocolonel (kernel)

6. Найди пару омофонов:

Для образования пары омофонов вставьте в слова правого столбца недостающую букву. Например: Isle-aisle

cent

hole

hoop

new

_ cent

_ hole

_ hoop

_ new

aid

be

bloc

blond

aid_

be _

bloc _

blond _

7. Распределите омофоны по частям речи:

Noun

Adjective

Verb

     
     

Flew, new, buy, bare, bean, dear, hole, high, berry.

8) Найдите пару слов, которые не являются омофонами:

They’re-there; here-hair; they’re-their, hair-hare. Flour-flower; fair-fare; fire-fair; often-orphan. Flew-flu; knew-new; flew-flow; flee-flea.

9) Обведиправильныйвариантграмматическихомофонов:

Look at the photo of there/they’re/their parents. They’re/there/ their really happy.

Look over there/they’re/their! Their/there/they’re flying a kite!

В ближайшее время разработка заданий продолжится на сайте ВСОШ, British Buldog, РоцРТ, перечневые олимпиады ВУЗов России.

Выводы

Мы считаем, что цель работы достигнута. Мы изучили виды омонимов, более подробно рассмотрели омофоны и разработали не только олимпиадные задания, но и тренировочные примеры по английскому языку для средних классов по теме «Омофоны».

В перспективе своей работы мы видим более подробное изучение омофонов, а также омографов, паронимов, парадоксов и т.д.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что разработками могут воспользоваться не только учащиеся при подготовке к олимпиадам, а также заинтересованные учителя и родители.

Использованная литература

Просмотров работы: 9