Мертвые языки Великобритании

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мертвые языки Великобритании

Носова Д.А. 1
1МБОУ гимназия «Пущино»
Туманова Е.В. 1
1МБОУ гимназия «Пущино»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современном мире на фоне глобализации и стремительного развития человечества, многие аспекты культуры и, в частности, языки подвергаются воздействию времени и технологического прогресса, что в некоторых случаях приводит к уходу их в прошлое. Языки же, однако, являются неотъемлемой частью культурного и исторического наследия и идентичности народов, и, если они начинают использоваться все реже, это вызывает опасения у лингвистов.

Едва ли сейчас остались те, кто не слышал об английском и о его родной стране — Англии, входящей в состав Великобритании. Но мало кто задумывается о других языках, на которых говорят или говорили в Соединенном Королевстве. Некоторые давно канули в лету, не обретя широкого распространения, некоторые только находятся на грани того, чтобы умереть. И так происходит по всему миру.

В данной работе мне бы хотелось обратиться к проблеме исчезающих языков Великобритании, выявить причину вымирания и рассмотреть возможность их восстановления и сохранения. Кроме того, я постараюсь проанализировать роль государства и общества в этом процессе, а также влияние исчезающих языков на общий языковой ландшафт Великобритании.

Целью работы является изучение и анализ проблемы вымирания языков Великобритании, ее причин и последствий.

Задачи:

1. Изучить исторические и социокультурные факторы, способствующие исчезновению языков в мире и Великобритании.

2. Проанализировать основные языки, которые находятся под угрозой исчезновения.

3. Оценить актуальность данной проблемы в современном обществе и ее последствия.

4. Исследовать действия, предпринимаемые для сохранения и поддержки исчезающих языков.

Актуальность:

1. Исчезновение языков приводит к уничтожению значительного пласта культурно-исторического наследия, самоидентификации народов Великобритании.

2. Изучение причин и механизмов вымирания языков может помочь предотвратить этот процесс в будущем как для рассматриваемых, так и других языков, находящихся под угрозой, или позволить сохранить их на определенном уровне.

3. Сохранение и поддержка исчезающих языков способствует развитию межкультурного взаимодействия и содействует лучшему пониманию и уважению культурных различий.

О Великобритании

Исторически жители Великобритании считаются смешением различных этнических групп, селившихся на ее территории до XI века: кельтов, римлян, англосаксов, викингов, норманнов. В течение многих столетий на территории государства существовало множество различных культур и, соответственно, языков и диалектов.

Но некоторые из них были подавлены или вытеснены иностранными языками в результате политических и социальных процессов. Великобритания также столкнулась с потоком иммиграции из разных частей мира в последние десятилетия, что вынудило многих жителей использовать английский. Это сказалось на использовании родных языков и диалектов оригинальных сообществ.

Примером могут служить четыре кельтских языка: валлийский, ирландский, шотландский (гэльский) и корнский. Во время переписи 2001 года около всего 21 % населения Уэльса сказали, что они могут разговаривать на валлийском; в Северной Ирландии только 10,4% людей «имели некоторое знание ирландского»; в Шотландии чуть менее 2% населения имело некоторые знания шотландского и кельтского.

Однако по мере роста национального самосознания и интереса к разнообразию культур, в Великобритании начали прикладывать значительные усилия по сохранению и продвижению исчезающих языков. Например, ирландский, гэльский и валлийский получили официальный статус в Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе соответственно, и активно поддерживаются меры по преподаванию и популяризации этих языков. Кроме того, существуют различные организации и проекты, направленные на сохранение исчезнувших или угрожаемых языков и включающие в себя создание словарей, учебников и других материалов, а также проведение культурных мероприятий и образовательных программ.

Отношение и поддержка к исчезающим языкам в Великобритании продолжает эволюционировать, и многие считают, что сохранение и продвижение этих языков необходимо для поддержания культурного наследия, сохранения исторической памяти и реализации принципа культурного плюрализма в стране.

Понятие мертвых языков

Мертвый язык — это язык, не существующий в живом употреблении и, как правило, известный лишь по письменным памятникам или находящийся в искусственном регламентированном употреблении.

Например, самыми, наверное, известными мертвыми языками, которые сразу приходят на ум, являются латынь, церковнославянский, санскрит. То есть мертвый язык — это необязательно неиспользуемый и забытый всеми, кроме лингвистов, язык. Он может активно использоваться в науке или церковью. Главный показатель — отсутствие родных носителей.

С точки зрения современного использования и значимости для культуры, соответственно, все мертвые языки могут быть распределены между четырьмя группами:

  • Языки, которые до сих пор активно функционируют в книжно-письменной сфере, изучаются в учебных заведениях, развиваются и оказывают сильное влияние на другие языки, на них регулярно создаются новые тексты. От живых они отличаются только тем, что ни для кого не являются родными и усваиваются в процессе формального обучения (латинский, церковнославянский, коптский, санскрит)

  • Языки, которые значимы преимущественно в историко-филологической сфере, сохраняют значительный пласт культуры, изучаются редкими специалистами, свободно владеющими языком, однако новые тексты на них не создаются и языки не развиваются (шумерский, готский, хеттский, орхоно-енисейский, урартский, мероитский)

  • Языки, о существовании которых достоверно известно; их памятники не дают возможность анализа языка в целом, но позволяют определить значение отдельных слов и грамматических форм, а также место языка в генеалогической классификации (герульский, гепидский, вандальский, полабский, прусский, словинский)

  • Языки, существование которых в прошлом лишь предполагаемо на основании косвенных данных (прототигридский)

Мертвыми языками также нередко называют архаичные формы живых, активно употребляемых языков. Так, например, в языковедческом учебнике А. А. Реформатского, в разделе, посвященном генеалогической классификации языков, в составе индоевропейской семьи выделены новогреческий, древнегреческий и среднегреческий. Естественно, это не три различных языка, а этапы развития одного — греческого. Однако совершенно справедливо назвать древнегреческий язык мертвым, тогда как новогреческий живым.

Значение мертвых языков

Сохранение всех, даже малораспространенных языков, очень важно как с точки зрения сохранения культурного разнообразия человечества, так и с научной — многие исчезающие языки еще плохо описаны лингвистами и представляют большой интерес для сравнительно-исторического языкознания, этнографии, этнологии, культурной антропологии.

Каждый язык — кладезь культуры, истории, научных знаний, один из основных маркеров самоидентификации личности и народа, важный фактор формирования мировоззрения и мышления. Без языка невозможна самостоятельность и целостность культуры. Вследствие чего исчезновение каждого языка представляет собой невосполнимую утрату.

Изучение мертвых языков не только помогает сохранить важную часть идентичности народа и сохранить связь с прошлым, но и имеет практическую ценность в области лингвистики и исследований: это помогает понять процессы языковой эволюции и может быть полезным для восстановления и сохранения исчезающих, еще живых языков.

Великобритания богата своим историческим и культурным наследием, включая различные языки, которые процветали в прошлом, но сегодня считаются мертвыми. И в стране продолжаются усилия по сохранению и восстановлению этих языков, чтобы они не были забыты навсегда.

Один из таких языков — корнский язык. Он относится к кельтской языковой семье и практически исчез в конце XVIII века, вытесненный английским. Однако в начале XX века началось движение по его восстановлению, и сегодня существуют организации, которые продолжают его изучение и пропаганду. Программы по изучению корнского языка предлагаются школам и университетам, издаются самоучители, учебники, словари, а также проводятся культурные мероприятия, чтобы оживить его использование в повседневной жизни. На данный момент имеются и родные носители языка.

Ирландский язык оказался на грани вымирания в начале XIX века. Причинами стали голод и сильное давление англоязычного правительства. После признания независимости Ирландии в 1949 году он начал стремительно набирать популярность. Сейчас благодаря деятельности активистов радио- и телевидение на ирландском получают материальную поддержку, в некоторых школах он считается первым языком обучения вместо более популярного английского. На нем говорит около 1.5 млн человек.

Еще одним мертвым языком Великобритании является мэнский язык, на котором говорили на острове Мэн. В 1974 году он был объявлен вымершим, но сегодня проводятся действия по возрождению языка. Мэнский язык включен в учебные программы школ и проводятся курсы для взрослых, существуют литературные и музыкальные проекты, которые воссоздают и сохраняют традиции этого языка. Сейчас он также утратил статус мертвого языка.

Процесс вымирания языков

Разберемся подробнее в самом процессе вымирания языков. Если язык с самого начала не создается планово (как, например, эсперанто), то вымирает он, разумеется, постепенно. Ему все меньше обучают детей и говорят между собой, и, как только умирает старшее поколение, язык умирает вместе с ним. То есть язык постепенно принимает все статусы, выделяемые ЮНЕСКО по степени сохранности языка: безопасный, уязвимый статусы, статус угрозы и серьезной угрозы исчезновения, статус языка, находящегося на грани вымирания, вымершего/возможно вымершего (подробнее см. приложения, таблицу 1).

Что же до причин вымирания языков, согласно исследованиям, основными являются:

  • физическое уничтожение носителей языка (языки тасманийских аборигенов, проживавших на австралийском острове в начале 19 века; язык нахали, который, что забавно, так и переводится — "язык истребленного племени", распространенный на севере Индии, уничтоженный английской карательной экспедицией в конце 19 века)

  • этно-языковая ассимиляция (то есть вымещение, растворение в другом языке): близкородственным языком (словинский язык вытеснен польским) и неблизкородственным, как правило, через период двуязычия (так были вытеснены английским, французским, португальским и испанским множество исконно американских языков)

  • обособление книжной формы какого-либо языка (например, церковнославянский произошел от древнеболгарского; латынь, давшая начало романским языкам, существует самостоятельно и параллельно с ними для нужд науки и католической церкви)

Наиболее распространена последняя. Литературный язык “отрывается” от разговорного в своей неизменной форме, в то время как разговорный активно развивается, образует новую литературную норму. И, полный устаревших слов, норм, конструкций и особенностей, ушедших в прошлое за отсутствием в них необходимости, литературный язык выделяется в отдельный мертвый.

В Великобритании в частности наибольшее влияние имели следующие факторы:

  • политические изменения: Великобритания прошла через периоды политических изменений, таких как интеграция соседних территорий и колониальное владение, что привело к усилению влияния английского языка и угнетению других языков.

  • социальное преобладание: английский язык стал доминирующим среди населения и имел все большее влияние в социальной и экономической жизни страны — это привело к потере интереса к сохранению и использованию других языков, стало принято считать, что знание английского языка обеспечит лучшие возможности для будущих поколений.

  • смена демографического состава населения: при естественной смене поколений и переездах на новые территории, языки меньшинств могли потерять свою значимость и прекратить употребление.

  • отсутствие официального признания: некоторые языки не были официально признаны в Великобритании и не получили достаточной поддержки в образовательной и государственной сфере, что существенно ограничило их перспективы на сохранение и распространение.

В целом, исчезновение языков в Великобритании было результатом процесса ассимиляции, политических изменений и социокультурных сдвигов, которые привели к утрате интереса и сокращению частоты использования этих языков.

Современное состояние исчезающих языков Великобритании

В прежние времена языки исчезали в первую очередь в результате катастроф: наводнений, извержений вулканов, великих нашествий — и завоеваний. Сейчас же многие языки медленно умирают просто под давлением других, более распространенных и “перспективных”. В большой многоязычной стране многие предпочитают пользоваться языком основного населения, так как он дает больше шансов на жизненный успех.

Бывает, что на негосударственном языке не только не ведется преподавание, но детям еще и запрещают на нем говорить в школе. Так было, например, с кельтскими языками: вплоть до XX в. учителя применяли телесные наказания к тем ученикам, которые говорили на них вместо английского; а употребление валлийского языка было ограничено в XVI в. в The Acts of Union 1536 г.: согласно данному закону в судах можно было использовать только английский язык.

Гибель языка — не только большая потеря для тех, кому он был родным. Это невозвратимая утрата частички культурного наследия всего человечества, где каждый народ выражает свое уникальное, присущее только ему, видение мира.

Важность этой проблемы осознают все сильнее в последние десятилетия, и сейчас ей занимается все больше активистских групп и организаций, в том числе и ЮНЕСКО: так в 1996 году ей был опубликован "Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения" (см. приложения, рис.2). Согласно ему, большинство исчезающих языков Великобритании в данный момент находятся на грани полного исчезновения, существуя лишь в узких сообществах или среди старшего поколения, например, корнский, мэнский, валлийский, корнийский, гэльский, шетландский, оркнейский языки.

В то же время в современной Великобритании растут интерес и усилия по сохранению и восстановлению мертвых языков. Вот некоторые из них:

  • корнский язык (cornish): был забыт в конце XVIII века, однако с 1904 года начались попытки его восстановления и в настоящее время на нем свободно говорят около 3.5 тыс. человек, а его статус изменен на “находящийся под угрозой исчезновения”.

  • мэнский язык (manx): был признан вымершим в 1974 году; проводятся действия по возрождению языка, включая его преподавание в школах и проведение курсов для взрослых, и при переписи 2011 года чуть менее 2 тыс. человек заявили о некотором знании языка.

  • шотландский/гэльский язык: долго не имел никакого официального статуса и даже преследовался, однако в конце XX века ситуация изменилась, и он был провозглашен официальным языком Шотландии; стали открываться школы с преподаванием на шотландском, на нем ведутся теле- и радиопередачи, издаются газеты и книги, и на 2011 год насчитывается около 58 тыс. носителей.

Усилия по сохранению и восстановлению исчезающих языков

Сохранение исчезающих языков имеет важное значение для сохранения культурного и лингвистического разнообразия Великобритании. Эти языки являются неотъемлемой частью национального наследия и должны быть защищены для будущих поколений.

Великобритания имеет богатое многообразие языков, однако многие из них находятся на грани исчезновения.

Зачастую народ сам заинтересован в возрождении языка. Например, причиной может быть желание обозначить себя на политической карте, как это было с возрождением иврита, или стремление восстановить историческую справедливость, как в случае с сойотами.

Но иногда энтузиастам приходится заниматься пропагандой: мэнцы, например, сами были главным препятствием к возрождению своего языка, потому что он ассоциировался у них с бедностью, стыдом, местечковостью — они не горели желанием его изучать. Переломить ситуацию удалось благодаря распространению языка по интернету: фольклористы писали на мэнском песни, вели каналы на YouTube и подкасты.

Создаются также различные сайты и приложения для изучения и практики таких языков. В социальных сетях поощряется общение и обмен информацией на них.

Помимо единичных лингвистов, правительство Великобритании и автономные правительства предпринимают усилия по сохранению и восстановлению мертвых языков и языков, находящихся на грани вымирания, предоставляют финансирование и поддержку организациям, работающим над сохранением исчезающих языков. Например, правительство Уэльса предоставляет финансирование валлийскому языку через Совет по валлийскому языку, правительство Шотландии — финансирование гэльскому языку через Bòrd na Gàidhlig.

Преподавание исчезающих языков в школах и университетах имеет решающее значение для их сохранения. Так, в Шотландии и на острове Мэн существуют программы обучения на гэльском и мэнском языках, а во многих школах Уэльса до 16 лет изучение валлийского как второго языка является обязательным.

Общинные группы и мероприятия играют не меньшую роль в продвижении использования исчезающих языков. Эти группы организуют различные мероприятия: языковые кружки, кинопоказы и музыкальные вечера — которые предоставляют возможность для людей практиковать и изучать исчезающие языки. Повсюду организуются культурные события, фестивали и выставки, чтобы привлечь внимание к уязвимым языкам, а также вовлечь больше людей в их изучение и поддержку.

Возрождение языков, которые перестали быть разговорными, является сложной задачей, но принятые меры привели к значительному успеху, так корнский и мэнский утратили свои статусы мертвых языков, а у корнского, более того, даже появились родные носители.

Заключение

Исчезающие языки Великобритании – это не только объект лингвистического интереса, но и часть исторического и культурного наследия страны. Сохранение этих языков важно для обогащения культурного многообразия и сохранения идентичности местных сообществ. Необходимо продолжать усилия по сохранению и восстановлению исчезающих языков, чтобы они не исчезли навсегда и имели возможность процветать в будущем.

Усилия, предпринимаемые для сохранения и привлечения внимания к этим уникальным языкам, помогут не только защитить наследие некоторых малочисленных сообществ, но и пролить свет на разнообразие и богатство языков Великобритании. Они также позволят людям лучше понять прошлое и настоящее этих сообществ и как они вносят свой вклад в культуру и идентичность страны, а также предотвратить исчезновение других языков.

Однако для осуществления этого необходима более широкая поддержка и признание по отношению к исчезающим языкам Великобритании. Государственные и региональные органы власти, а также общественные и академические организации должны уделять внимание сохранению исторического и лингвистического богатства этих языков, чтобы предотвратить их полное исчезновение. Чтобы спасти культурное наследие, лингвисты скрупулезно изучают язык, составляют его словари, грамматические справочники, учебники, делают звукозаписи произношения, фольклора, диалектов. Благодаря этому язык возможно сохранить и возродить в будущем. Если все еще имеются носители, также создается наиболее благоприятная обстановка для сохранения, развития и распространения языка в том районе, где он еще используется.

Кроме того, не менее необходимо продолжать исследования по изучению этих языков и их истории, а также разработку программ и инициатив, направленных на сохранение и восстановление исчезающих языков. Это позволит не только сохранить это наследие, но и способствовать уважению и содействию между различными сообществами Великобритании.

В целом, исчезающие языки Великобритании представляют собой уникальное и ценное наследие, которое должно быть защищено и сохранено для будущих поколений. Эти языки играют ключевую роль в формировании культур и идентичности малочисленных сообществ Великобритании, и их сохранение является не только вопросом наследия, но и вопросом культурного разнообразия и социального справедливости. Поэтому усилия по защите и изучению этих языков имеют большое значение для сегодняшнего и будущего общества.

Приложения

Таблица 1. Уровни угрозы вымирания языка по классификации ЮНЕСКО (на 29.12.2020).

безопасный

язык используется всеми поколениями, его передача между ними не нарушена

английский, арабский, испанский, немецкий, русский, французский

уязвимый

на языке разговаривает большинство детей, но его использование может быть ограниченным (например, на языке говорят только дома)

башкирский, белорусский, идиш, кабардино-черкесский, чеченский

есть угроза исчезновения

не изучается детьми как родной язык

цыганский, чувашский, мордовский, марийский, карельский

есть серьезная угроза исчезновения

используется старшими поколениями; понятен поколению родителей, но не используется при общении с детьми и между собой

Бретонский, кашубский, крымскотатарский, нанайский, мансийский

на грани вымирания

оставшиеся носители — старики. Язык ими используется частично и редко

дахлик, парджи, гавайский, эвенский, ижорский

(возможно) вымершие

нет живых носителей/языки, безусловно существовавшие в недалеком прошлом, о современном состоянии которых нет достоверных сведений

далматинский, туника, древнееврейский, чжурчжэньский, ливский

возрождаемые

языки, проходящие ревитализацию, распространяемые языковыми активистами.

корнский, мэнский, маньчжурский, маках (и другие индейские языки)

Рис. 1. Государства, входящие в состав Великобритании.

Рис. 2. “Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения” ЮНЕСКО.

Источники

Реформатский А.А. Введение в языковедение.

ЮНЕСКО. Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения.

Мусорин А.Ю. О содержании понятия «мертвые языки»

https://infopedia.su/29x15b7.html?ysclid=lufamlo3w3772792838

https://ru.wikipedia.org/wiki/Возрождение_языков

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кельтские_языки

https://ru.wikipedia.org/wiki/Мертвый_язык

https://ru.wikipedia.org/wiki/Степени_сохранности_языков

https://webarchive.nationalarchives.gov.uk/ukgwa/20080909013512/http://www.number10.gov.uk/Page823

Просмотров работы: 1