Буквы и звуки английского алфавита

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Буквы и звуки английского алфавита

Гусева К.Д. 1
1МБОУ лицей № 9 г. Сальска
Гусева М.С. 1
1МБОУ лицей № 9 г. Сальска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы

We write Manchester, read Liverpool.

Язык – важнейшее средство общения людей друг с другом. Это орудие мысли и культуры, это опора для каждого человека в его повседневной жизни, в производственной и общественной деятельности. В языке каждого народа отражаются его история, характер, особенности мышления и художественного творчества. Основным языком для международного общения людей всего мира является английский язык. Вначале изучения любого языка обращают внимание на алфавит.

Активное овладение английским языком, приобретение разговорных навыков, является важнейшей стороной развития человека. В современном мире люди много путешествуют, общаются с людьми из разных стран. Актуальным на сегодняшний день является не только лингвистический уровень владения языками (русским и английским), но и овладение и национально-культурной составляющей. Данное исследование расширяет знания английского языка и позволяет больше узнать о жизненных ценностях и мудростях английского народа. Сегодня очевидна необходимость в изучении истории стран, их культурных особенностей. Актуальность – в сопоставительном анализе различий в восприятии мира.

Цель исследования: анализ и сравнение букв и звуков английского алфавита, их историческое развитие и функционирование в английской языковой картине мира.

Задачи исследования:

1. Изучить научную литературу, материалы сети Интернет, связанные с английским алфавитом и его историей.

2. Найти сходство и различие фонетического строя английского и русского языка.

3. Найти примеры отражения «алфавитной» тематики в английской художественной литературе, языке и живописи.

4. Провести опрос одноклассников.

5. Разработать игровой комплект для изучения всех звуков английского языка.

Объект исследования: английский алфавит.

Предмет исследования: английские буквы внутри слов и словосочетаний.

Методы исследования: теоретические: изучение научных источников, анализ и обобщение информации; социологические: анкетирование (опрос) одноклассников, интервьюирование, анализ и сравнение полученных данных; практические: наблюдение, игра, беседа, дискуссия.

Гипотеза: предполагаю, что существуют различия между тем, как пишутся буквы английского языка и как они читаются, что является отражением культуры данного народа.

Практическая значимость: данная исследовательская работа позволяет расширить кругозор, объем знаний об образе жизни и культуре стран изучаемого языка, совершенствовать навыки практического владения английским языком. Язык – составная часть культуры и важнейший способ формирования знаний о мире. Собранный лингвострановедческий материал может быть использован как дополнительный на учебных занятиях и внеклассных мероприятиях по предмету.

Глава 1. Алфавит – основа изучения языка

Алфавит есть в каждом языке. Самый ранний алфавит датируется серединой XV века до нашей эры. Он был найден на территории современной Сирии, это подтверждается археологическими раскопками. Всего на планете насчитывается 65 алфавитов. Самый короткий – алфавит новогвинейских папуасов. Самый длинный – кхмерский (Камбоджи). У японцев четыре алфавита: кандзи, хирагана, ромадзи, катакана. У китайцев нет алфавита, в их письменности около 15000 иероглифов.

«Алфавит (от названия первых двух букв греческого алфавита, альфа и бета, новогреческого вита) – совокупность букв, слоговых знаков и других графем данной системы письма, расположенных в определённом порядке». Такое определение алфавита можно найти в советском энциклопедическом словаре под редакцией А.М. Прохорова [1, 42]. Из Википедии я узнала, что алфавит, азбука – форма письменности, основанная на стандартном наборе знаков. Алфавит относится к величайшим творениям человеческого разума.

1.1.Происхождение английского алфавита в контексте истории Англии

В древности люди не знали никаких букв, а писали на камнях, скалах разными знаками: иероглифами, клинописью. Самые известные древние системы записи речи – это древнеегипетское письмо, письмо шумеров, критское письмо, китайская письменность. Со временем количество этих символов уменьшилось и появилось финикийское письмо. На его основе появился греческий алфавит, потом латинский, а уже позже – английский. Английский язык происходит от языка древнегерманских племён (англов, саксов и ютов), переселившихся в V-IV веках в Британию. Первая письменность на английском языке появилась в V веке нашей эры и состояла она из рунических знаков. Взаимодействие англов, саксов и ютов, развивавшихся в условиях формирования английской народности, привело к образованию народных диалектов.

В конце VI века началась христианизация Британии. С приходом христианских миссионеров в VII веке руны были заменены на латинские буквы. Наши знания древнеанглийского языка исходят главным образом из рукописей, написанных латинскими буквами. Как и везде в Западной Европе, латынь в Англии была языком церкви, а также языком письма и образования. Монахи были практически единственными грамотными людьми; они читали и писали по-латыни, и поэтому стали использовать латинские буквы для записи английских слов. Подобно писцам других стран, британские писцы модифицировали латинскую графику под свои нужды: изменили форму некоторых букв, добавили новые символы для обозначения звуков, для которых латынь не имела эквивалентов, придали латинским буквам новые звуковые значения.

Первыми английскими словами, записанными с помощью латинских букв, были личные имена и географические названия, вставленные в латинские тексты; затем появились глоссы и более длинные текстовые вставки. По всей стране, в королевствах Англии писались и копировались всевозможные юридические документы. Сначала они были составлены на латыни, с английскими названиями и топонимами, написанными латинскими буквами, позднее их стали писать и на местных диалектах. Многие документы сохранились на отдельных листах или были переписаны в большие рукописи: различные завещания, гранты, сделки купли-продажи, соглашения, протоколы церковных соборов, законы.

Набеги скандинавов с конца VIII века, закончившиеся подчинением Англии в 1016 году датскому королю, и создание скандинавских поселений привели к взаимодействию близкородственных языков. Это сказалось в наличии в современном английском языке слов скандинавского происхождения. Заимствованные слова стали словами повседневного употребления (fellow, husband, law, wrong, to call, to take). В северо-восточных районах Англии сохранилась скандинавская топонимика, обычно сложного состава со вторыми элементами скандинавского происхождения:-by – скандинавское «селение» - Whitby, Appleby.

В 1066 году Англия подверглась нормандскому завоеванию. Победители принесли с собою французский язык, северный его диалект – нормандский. В Англии появился англо-нормандский диалект. До XIV века он был не только языком, на котором говорила знать, но и языком художественной литературы.

Первым государственным документом, написанным на английском языке, была Прокламация Генриха III в 1258 году. Она написана на лондонском диалекте. В 1362 году лондонские купцы подали петицию о ведении судопроизводства на английском языке. Петиция была удовлетворена. В школах преподавание начинается вестись на английском. К концу XIV века английский окончательно стал государственным языком.

Английский язык усвоил огромное количество романских слов, предлогов, союзов (except, because). Современный английский язык имеет большое количество территориальных диалектов. Для фонетического строя английского языка характерно наличие специфических гласных, согласных. Английский язык выделяется наличием ярко выраженных признаков аналитического строя: основными средствами выражения грамматических отношений являются служебные слова (предлоги, вспомогательные глаголы) и порядок слов. Падежные отношения передаются позицией слов в предложении и предложными конструкциями. Фиксированный порядок слов – одно из основных средств выражения синтаксических связей в структуре предложения. В лексике высок удельный вес заимствований, их около 70% словарного состава слов. Можно сделать вывод, что исторические события имели прямое отношение к развитию и формированию языка. (Приложение 1)

1.2.Фонетический строй английского языка, его отличие от русского языка

Язык возник и существует как средство общения людей в устной звуковой форме. Письмо является условным отражением звуковой формы языка. Поэтому важно овладеть звуковой формой, фонетическим строем – звуковой формой, словесным ударением и интонацией. Изучением фонетического строя языка занимается фонетика. Звуковой состав языка постоянно подвергается изменениям, тогда как буквенное изображение слов изменяется медленно.

В английском языке существует большое расхождение между звуковым и буквенным составом слова. В английском языке 44 звука, а лишь 26 букв. Одна и та же буква в разных положениях проявляет себя как несколько разных звуков. Несоответствие звукового и буквенного состава слова подтверждается простым примером. В слове дочь пишется 8 букв, а произносится лишь 4 звука: daughter [ˈdɔːtə]. Именно несоответствие звуков и букв в слове является основной трудностью при изучении английского языка [3, 5].

Английский язык, в отличие от русского, характеризуется большим количеством гласных звуков. В русской речи – 6 гласных, в английской речи – 20. Некоторые звуки для нетренированного человека трудноразличимы, что приводит к смешению значений слов: bad [bæd] – плохой и  bed [bed] – кровать;beer [bıə] – пиво и be [bi:] быть.

Я обнаружила следующие отличия фонетического строя английского языка от фонетического строя русского языка.

  1. В английском языке есть долгие и краткие гласные звуки, замена этих звуков приводит к смешению значений слов:eat [i:t] есть, кушать (глагол) it [ıt] он, она, оно (местоимение). В русском языке нет деления гласных на долгие и краткие звуки.

  2. В английском языке среди гласных звуков есть дифтонги, это – гласные, состоящие из двух элементов, произносимых в пределах одного слога: type [taıp]– тип, символ; plate [pleıt]– тарелка. В русском языке подобных звуков нет.

  3. Английские звонкие согласные на конце слова и перед глухими согласными не оглушаются, не заменяются на соответствующие им глухие согласные: eyes [aız] — глаза; если произвести оглуше­ние и произнести это слово как [aıs], то получится слово ice лёд. В русском языке оглушение звонких согласных встречается часто: дуб, бег.

  4. Английские согласные произносятся твёрдо перед любым гласным. В русском языке перед некоторыми гласными происходит смягчение согласного звука.

  5. В русском языке большинство слов имеют чётко оформленные окончания (флексии). В английском языке количество флексий невелико. Чаще всего они состоят из согласных. Это затрудняет их восприятие на слух и требует аккуратности произнесения:sisters [’sistəz]; married [’mærid].

  6. В русском языке преобладают многосложные слова, оканчивающиеся на гласную, с открытым слогом: грамматика, математика, логика.

В английском языке много слов односложных, оканчивающихся на согласную, с закрытым слогом: was; get; mind; cat.

  1. Английское произношение гласных и согласных звуков отличает высокая напряжённость и активная работа органов речи. Это создаёт характерный английский акцент. При произношении русской речи органы речи вялы и расслаблены.

1.3.Буквы и звуки английского языка

Для того чтобы понимать английский язык и разговаривать на нём, нужно овладеть его произношением. Понятие “произ­ношение” включает две основных составляющих: звук и интонацию.

Любая речь состоит из слов, слова — из слогов, слоги — из звуков. Звук - это членораздельный элемент челове­ческой речи, при помощи которого различается смысл слова.

При записи слов звуки изображаются буквами. Буквы — это условные знаки для изображения звуков речи. Буквы не всегда изображают один и тот же звук. Для английского языка, в силу ряда исторических причин, расхождение между звуками и буквами особенно характерно. Чтобы показать, как читаются английские буквы и слова, существует фонетическая транскрипция. Это система зна­ков, в которой каждый знак изображает только один звук. Эта система знаков принята в словарях.

В странах, где говорят на английском языке, пользуются латинским алфавитом. В английском алфавите 26 букв: 6 гласных букв, 20 согласных букв. В алфавите каждая буква имеет своё звуковое название, которое представлено в транскрипции. (Приложение 2)

Проблемы, возникающие с пониманием некоторых букв английского языка, их классификацией надо искать в истории происхождения английского алфавита. Я разобралась, почему буква W имеет произношение [dΛblju:], а не [dΛblvi:]. Англичане используют английский алфавит римлян. Хотя в этом языке не было звука [w], который использовался в староанглийском, в данном языке был звук, который фонетически был очень похож на него: это звук [v].

В VII веке книжники писали две буквы u (uu) для выражения звука [w], позднее они стали использовать рунический символ, известный как wynn. Европейские книжники продолжали писать две буквы u (uu) и это использование вернулось в Англию с норманским завоеванием в 1066 году. Название double-u осталось, вспоминая идентичность букв u и v, которые можно увидеть в ряде слов родственного происхождения, например flour-мука / flower-цветок.

Чтобы произносить и читать английские слова, нужно не только знать алфавит, но и уметь пользоваться графическим изображением звуков, транскрипцией. 26 английских букв алфавита передают 44 звука английской речи. Как и в русском языке, звуки делятся на гласные и согласные. Гласные – это звуки, содержащие только голос. Согласные содержат шум, либо свист, либо шипение. Некоторые согласные включают в себя и голос. В английском языке 24 согласных звука, 20 гласных. (Приложение 3)

Мы выяснили, что все звуки английского языка можно собрать в группы.

Существуют 3 группы согласных звуков:

I – похожие на русские звуки;

II – отличающиеся от русских согласных;

III – согласные звуки, у которых нет аналога в русском языке.

Существуют 3 группы гласных звуков:

I – краткие гласные;

II – долгие гласные;

III – дифтонги. (Приложение 4)

Глава 2. Правила чтения букв и произнесение английских звуков

Согласные звуки в английском языке делятся на звонкие и глухие. Я выяснила, что существует 8 пар согласных звуков с одинаковой артикуляцией, которые от­личаются друг от друга наличием или отсутствием голоса при их произнесении:

[р-b], [t-d], [k-g], [f-v], [s-z], [ʃ -ʒ], [θ -ð] и [ʧ- ʤ].

1. Глухие согласные: при их произнесении голосовые связки не колеблются, преобладают звуки шума.

[f] life, knife, phone, photo

[k]week, speak, kid, cry, quarter

[p]lamp, puppy, plate

[t]city, letter, ten, table

[s]glass, test, ice, city

[θ]bath, mouth, three, thing, thanks, Thursday

[ʃ]brush, ship, shelf, fish

[ʧ]chair, chicken, kitchen, cheque, children, cheap, picture

[h]home, help, hat

Все английские глухие согласные кроме звука [h] проти­вопоставлены по признаку “глухость — звонкость” соглас­ным, то есть парные.

2.Звонкие согласные делятся на парные и непарные (сонорные)

Звонкие шумные (парные): при их произнесении, помимо звуков шума, голосовые связки колеблются и создают звуки голоса.

[b] club, big

[d] hand, date

[v] five, very

[z] zoo, size

[g] go, game, dog

[ʒ]usually, pleasure

[ʤ]gin, page, job, joke, jungle

[ð] with, this, father, mother.

3.Звонкие сонорные (непарные): при их произнесении го­лос преобладает над шумом.

[l]ball, table, lamp, look

[m]соmе, mummy, map

[n]pen, no, name

[r]bright, berry, read

[ŋ] sing, song, ring, long

[w]week, well, twelve, what

[j] year, yard, yes.

Последний звук в словах произносится особенно чётко. Звуки [k], [p], [t] в начале ударного слога произносятся с придыханием.

2.1. Правила чтения согласных букв, имеющих один вариант чтения

В английском языке читаются однозначно 13 английских согласных, то есть одна буква передает один звук.

Это следующие буквы: B, D, F, H, J, L,M, N, Q, R, V, X, Z.

Однако я обнаружила, что есть некоторые особенности в произношении и этих букв.

Буква Hне произносится в буквосочетаниях th, sh, ch, ph, однако она изменяет чтение впереди стоящей буквы. Например: seeshe, tinthin.

Буква Nдает звук [ŋ] в положении перед буквами k и g. Например: think, long, English.

Буква Rв британском варианте английского языка произносится как [r] только перед гласным звуком. Если буква Rстоит после гласной, то она не читается, но при этом влияет на чтение гласной. Например: саг, girl.

Буква X может иногда читаться звонко как [gz]. Например: exit ['egzit].

2.2. Правила чтения согласных букв, имеющих несколько вариантов чтения

В английском языке буквы читаются однозначно только в алфавите. В словах буквы взаимодействуют друг с другом, влияя на произношение друг друга. Одна и та же буква звучит по-разному в зависимости от того, какие

буквы её окружают. К таким буквам в английском алфавите относятся: C, G, K, P, S, T, W. (Приложение 5)

2.3. Выпадение согласных, частные правила чтения согласных

В некоторых буквосочетаниях не читаются следующие буквы:

1.Буква bна конце слова в сочетании mb:

comb[koum]

thumb[θʌm]

2.Буква с в сочетании ck:

clock [klɔk]

thick [θik]

black[blæk]

duck[dʌk]

3.Буква с в сочетании scперед гласными е, i, у:

scene [si:n]

science[’saiəns]

4.Букваgвсочетанииgn:

sign[sain]

design[di’zain]

5.Буквыghвсочетанииght:

eight[eit]

right[rait]

night[nait]

6.Букваhвсочетанииwh:

what[wɔt]

when[wen]

 


where[wɛə]

7.Буква k в начале слова в сочетании kn:

knife[naif]

know[nou]

8. Букваn на конце слова в сочетании mn:

autumn[’ɔ:təm]

9. Буква wв сочетании wr:

wrong [roŋ]

write[rait]

10.Букваtвсочетанииstl:

castleka:sl]

11.Двойные согласные читаются всегда как один звук:

well[wel]

zipper['zipə]

letter [’letə].

В английском языке много частных правил чтения согласных и сочетаний согласных. Можно привести такие правила чтения:

на конце слова bt читается как [t]; перед суффиксами -ial, -ientс читается как[ʃ]

буквосочетание ch имеет следующие варианты чтения:[tʃ] или[ʃ]в словах французского происхождения и [k] в словах нелатинского и греческого происхождения; буквосочетание ng имеет варианты чтения:[ŋ] в конце слова и [ŋg]в середине слова; буквосочетание ssперед суффиксами -ure, -ia, -ian, -ionчитается как[ʃ]; буква t перед суффиксами –ion, -ialчитается как[ʃ], а перед суффиксами -ure, -une - [tʃ]; буквосочетание wh имеет варианты чтения[w] и [h] перед буквой о и другие правила. То есть, чтобы правильно произносить слова, необходимы постоянные тренировки и запоминание правил чтения.

2.4. Правила чтения гласных букв

В английском языке 6 гласных букв: А, Е, I, О, U,Y.

Каждая из гласных имеет несколько вариантов чтения (звучания), поэтому к гласным нужно отнестись особенно внимательно. Гласная буква может передавать краткий звук, долгий звук и сложный звук (дифтонг).

Чтение гласной буквы зависит от типа слога и от того, падает или не падает на гласную букву ударение. В открытом слоге гласные обычно передают долгий звук. Всегда надо помнить, что долгота звука в английском языке может поменять смысл слова. В закрытом слоге гласные обычно передают краткий звук. Существуют различные варианты чтения гласных в ударном слоге. (Приложение 5)

Есть свои правила чтения гласных в неударном слоге. Особое внимание стоит обратить на букву e в конце слова. В конце слова она никогда не читается, поэтому называется немой. Наличие этой буквы в конце слова только влияет на тип слога и на чтение букв в этом слоге. Слог становится открытым и гласная в нём читается, как в алфавите.

Практическая часть

Мы провели опрос среди учащихся 3-4 классов для того чтобы выяснить, насколько хорошо учащиеся могут понимать сокращения, связанные с использованием английского алфавита.

Проведенный опрос позволил нам собрать достаточно информации для анализа. В исследовании приняло участие 110 человек. Результаты исследования мы обработали и проанализировали. (Приложение 6)

Для изучения и закрепления фонетики английского языка мы разработали игровой комплект, состоящий из карточек со словами и панно с карманами с изображением всех звуков английского языка. За правильный ответ игроку начисляется 1 балл. Победителем является игрок, набравший наибольшее количество баллов. Учащиеся начальной школы лицея понимают, что может стоять за аббревиатурой, знают английский алфавит, умеют правильно читать слова и фразы.

В ходе анализа проведённого опроса и игры, можно сделать выводы: мы выяснили, что такое задание было познавательно для учащихся, они смогли потренировать своё знание английского языка, вспомнить правила чтения букв, применить смекалку и языковую догадку.

Мы пришли к необходимости обсудить с одноклассниками вопросы истории английского алфавита и уровне владения языком. С помощью информации, размещенной в сети Интернет, можно найти много интересных сведений по данной теме, достаточных для проявления устойчивого интереса к английскому языку, традициям с последующим самостоятельным изучением данных вопросов.

Заключение

В ходе исследовательской работой, я получила возможность немного приблизиться к пониманию и уважению культуры страны изучаемого языка. Установила следующее: английский алфавит вобрал в себя несколько древних алфавитов. В результате чего чтение отдельных букв и сочетаний не всегда подчиняется правилам, а часто языковой традиции. Все английские буквы могут выступать в роли, как отдельных букв алфавита, так и отдельных слов, в зависимости от окружения. Отражение национальных традиций и обычаев, исторических фактов, можно обнаружить в английских фразеологических выражениях, которые мне удалось найти.

Итак, выдвинутая нами гипотеза о том, что в английском языке существуют различия между тем, как пишутся буквы английского языка и как они читаются, что является отражением культуры данного народа, подтвердилась. Алфавит и правила его чтения в английской языковой картине мира – часть истории, отражение культуры, этикета и философии английского народа. Цель достигнута, задачи выполнены. Собрав, проанализировав найденную информацию, делаю следующие выводы:

  1. Английский алфавит близок европейским алфавитам, потому что в его основе лежит латиница, буквенная запись, которой пользовались римляне, то есть имеет давнюю историю развития.

  2. В английском языке существует большое расхождение между звуковым и буквенным составом слова, одна и та же буква в разных положениях может проявлять себя как несколько разных звуков.

  3. Все английские буквы могут быть обычными буквами алфавита, а также отдельными словами.

Данное исследование может иметь свое продолжение в виде более подробного сравнительного анализа понятия «мелодика речи» (ритм и интонация) в английском и русском языках.

Список использованных источников литературы

1.Анохина С.З. Восприятие языковой картины мира в русском и английском менталитетах// Международный научно-исследовательский журнал № 12(66) 2017.

2.Гумбольдт В. Язык и философия культуры. – М.: Прогресс,1985.

3. Ефимова Р.Н. Фонетика, Издательство «КАРО», Санкт-Петербург, 2004.

4. Попова З.Д., Стернин И.А. Язык как национальная картина мира. – Воронеж, 2000.

5.Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – М., Советская энциклопедия, 1989.

6. Попова З.Д. , Стернин И.А. Язык как национальная картина мира. – Воронеж, 2000.

7.РассторгуеваТ.А. История Английского языка. Учебник, второе издание стереотипное. –М., Астрель, АСТ, 2003.

8. Савина К.С. Языковая картина мира: аспекты изучения// Инновационная наука. №11, 2015.

9.Буквы английского алфавита: идиомы, выражения и факты [Электронный ресурс].–Режим доступа:https://lingua-airlines.ru/articles/bukvy-anglijskogo-alfavita-idiomy-vyrazheniya-i-fakty/

10. Разбираемся в популярных сокращениях на английском [Электронный ресурс].–Режим доступа: https://habr.com/ru/companies/skyeng/articles/347514/

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

«Звуковая ромашка»

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Опросник для изучения знаний и умений понимать аббревиатуру и расшифровывать сокращения английских букв и слов среди учащихся 3-4 классов МБОУ лицея № 9 города Сальска

Уважаемый школьник! Наше исследование направлено на изучение реальных знаний и умений понимать аббревиатуру и расшифровывать сокращения английских букв и слов среди восьмиклассников МБОУ лицея № 9 г. Сальска. Точность данного исследования зависит от того, насколько честно Вы ответите на данные вопросы. Просим Вас отнестись к заполнению опросного листа доброжелательно и ответственно!

Заранее благодарим Вас за участие в опросе!

Пол: мужской/женский Возраст: _________ лет

(подчеркнуть)

Перед Вами 20 аббревиатур. Расшифруйте, что здесь написано.

п/п

Аббревиатура

Расшифровка

1

2day

 

2

2moro

 

3

BD

 

4

YDAY

 

5

NP

 

6

GTG

 

7

BFF

 

8

4U

 

9

ATB

 

10

B

 

11

BF

 

12

BRO

 

13

D8

 

14

GR8

 

15

HV

 

16

IMHO

 

17

IT

 

18

PLS

 

18

SIS

 

20

Wonderf

 

Результаты опросника

Всего в опросе приняли 110 человек

п/п

Аббревиатура

Расшифровка верная (кол-во)

Процент

1

2day

77

70%

2

2moro

104

95%

3

BD

110

100%

4

YDAY

104

95%

5

NP

60

55%

6

GTG

88

80%

7

BFF

110

100%

8

4U

104

95%

9

ATB

70

70%

10

B

74

75%

11

BF

88

80%

12

BRO

104

95%

13

D8

110

100%

14

GR8

110

100%

15

HV

88

80%

16

IMHO

110

100%

17

IT

110

100%

18

PLS

110

100%

18

SIS

104

95%

20

Wonderf

74

75%

Просмотров работы: 3