Введение
Китайский язык - один из самых удивительных и уникальных языков в мире[5]. Он приобретает все большую популярность в России. Кто-то уже в процессе изучения, ну а кто-то считает его очень сложным и обходит стороной. Но настолько ли сложен это язык?
Я изучаю этот язык третий год и могу сказать, что китайский язык необычный и требует определенного подхода. Тут используешь и воображение для запоминания простых иероглифов, и логическое мышление для понимания сложных.
В своем проекте я хочу доказать, что при изучении китайского языка нужен математический подход.
Тема проекта: «Математический подход в изучении китайского языка».
Продукт: китайские иероглифы.
Цель: научиться определять значение китайских иероглифов, используя логику.
Задача: провести тестирование среди учеников, не изучающих китайский язык, и подтвердить или опровергнуть свою гипотезу.
Гипотеза: сложный иероглиф = математическая задача.
Особенности изучения китайского языка
Китайский язык - один из самых древних языков в мире (Рисунок 1), а это значит, что он немного примитивный[7]. В нем практически нет грамматики: нет склонений, спряжений, падежей, родов.
Рисунок 1. Древние китайские символы
Однако в этом языке очень сложная фонетика[6]. Это музыкальный, тоновый язык и в зависимости от интонации, может поменяться смысл сказанного. Поэтому надо обращать внимание не только на звучание, но и на интонацию. Например, у слова ma четыре значения в зависимости от тона (Таблица 1).
1 тон |
妈 |
mā |
мама |
2 тон |
犘 |
má |
бык, як |
3 тон |
马 |
mǎ |
лошадь |
4 тон |
骂 |
mà |
ругать |
Таблица 1.
Фонетика на примере иероглифа ma
Вместе с тем сами по себе иероглифы очень сложные, каждый - это слово, какое-то значение. Иероглифы не выучить как алфавит, их надо только запоминать.
Существует более 80 тысяч иероглифов. Есть простые иероглифы, а есть сложные, которые состоят из нескольких простых.
При изучении значений простых иероглифов можно использовать воображение. Так проще и легче их запомнить. Проявив фантазию, можно угадать значение некоторых из них, так как внешне они напоминают то, что обозначают (Рисунок 2).
Рисунок 2. Ассоциативные картинки
А вот чтобы понять значение сложных иероглифов, несомненно, нужно использовать логическое мышление. Я считаю, что сложный иероглиф напоминает задачу, в которой есть исходные данные и нужно найти ответ. Основываясь на это убеждение, в своем проекте я хочу доказать, что для изучения китайского языка нужен математический подход.
Практическая часть
Чтобы подтвердить или опровергнуть свою гипотезу, что изучение сложных китайских иероглифов нужно воспринимать как решение логических задач в математике, я решила провести тестирование среди учеников нашего класса, не изучающих китайский язык. Считаю, что ребята воспримут данные задания как математические.
В тесте (Приложение 1) было представлено две задачи и мини-опрос. Тестирование прошло 29 человек.
Задача N1
Первая задача оформлена в виде математической, где есть исходные данные – это простые иероглифы, обозначающие цифры, день недели и месяц. И используя эти данные, нужно написать значение сложных иероглифов, то есть догадаться, что необходимо указать название месяца или название дня недели.
Данные результатов проверки представлены в виде диаграммы (Приложение 2). 13 человек абсолютно правильно поняли задание и указали названия месяцев и дней недели, остальные 16 человек решили задачу, можно сказать, на половину, написав: восьмой месяц, второй день недели и т.п. Не было никого, кто совсем не понял, что требуется сделать в данной задаче.
Особое внимание хочу обратить на иероглиф 十二月(декабрь), который, на мой взгляд, был самым сложным из списка, так как здесь еще нужно было понять, что 十二 – это число 12. 9 человек определили его правильно, 14 написали – двенадцатый месяц, и только шестеро ответили неверно.
Задача N2
Во второй задаче теста даны два столбика. В первом сложные иероглифы с переводом простых (ключей), во втором варианты переводов. Необходимо соединить сложный иероглиф с предполагаемым значением.
Данная задача более легкая, так есть варианты ответов. Результаты мы видим в диаграмме (Приложение 3): 25 человек выполнили задание без единой ошибки, у четверых ребят возникли сложности с двумя иероглифами: 电话 (телефон) и再见 (до свидания).
Опрос
Также я решила выяснить: насколько заинтересованы тестируемые дети в изучении китайского языка и провела мини-опрос. Не смотря на то, что мои одноклассники считают этот язык очень сложным, все же 22 человека хотели бы его изучать, остальные 7 человек нет (Приложение 4).
Вывод
Результаты тестирования оказались очень хорошими. Ошибок было мало, и они были незначительные. Можно сказать, что все ребята смогли справиться с заданием. Так как задания были представлены в виде математических заданий, то я могу сказать, что подтвердила свою гипотезу. А это значит, что изучение сложных иероглифов нужно воспринимать как решение задач в математике, основываясь на логику.
Заключение
Несомненно, китайский язык непростой в изучении, но в то же время он очень интересный и необычный. Иероглифы кажутся непонятными картинками, которые не несут в себе какого-либо смысла. Однако это не так. Важно понять его логику и тогда процесс запоминания иероглифов станет гораздо проще[2].
Да, изучение китайского языка требует хорошую память, фантазию и, как показал мой проект, математические способности. Проявите терпение и тогда вы сможете погрузиться в мир этих необычных символов и разгадать их. Ведь знать китайский язык в наше время – это круто и престижно[3]. Да и фразой «я изучаю китайский язык» всё еще можно произвести впечатление.
Список использованной литературы и источников
https://blog.ufirst.ru/15-pricin-zacem-ucit-kitaiskii-iazyk-
https://dzen.ru/a/ZVZgDOMUY0xTuSNO
https://dzen.ru/a/Wv7YGVeQatrpe3lh
https://dzen.ru/a/ZZ5i9mKWyggA9NYC
https://subscribe.ru/group/dlya-durakov/18150728/
https://vk.com/wall-198680784_24614
https://vologda.aif.ru/edu/school/slozhno_no_mozhno_zachem_russkim_detyam_uchit_kitayskiy_yazyk
Переводчик русско-китайский
Приложение 1
Тест по проекту
«Математический подход в изучении китайского языка»
Задача N1
Д ано:
星期 - день недели
月- месяц
Определи значение иероглифов:
八月 |
|
二星期 |
|
五星期 |
|
一月 |
|
四星期 |
|
十二月 |
Задача N 2
Соедини правильно:
火山 (огонь + гора) |
взрослый |
电话 (электричество + говорить) |
школьная форма |
大人 (большой + человек) |
вулкан |
再见 (смотреть + снова) |
телефон |
数学 (считать + школа) |
математика |
校服 (школа + одежда) |
до свидания |
Хотели бы вы изучать
китайский язык?
Да
Нет
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4