Математический подход в изучении китайского языка

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Математический подход в изучении китайского языка

Бирюкова К.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей №187» Советского района г.Казани
Кашапова К.Н. 1
1МБОУ «Многопрофильный лицей №187» г.Казани
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Китайский язык - один из самых удивительных и уникальных языков в мире[5]. Он приобретает все большую популярность в России. Кто-то уже в процессе изучения, ну а кто-то считает его очень сложным и обходит стороной. Но настолько ли сложен это язык?

Я изучаю этот язык третий год и могу сказать, что китайский язык необычный и требует определенного подхода. Тут используешь и воображение для запоминания простых иероглифов, и логическое мышление для понимания сложных.

В своем проекте я хочу доказать, что при изучении китайского языка нужен математический подход.

Тема проекта: «Математический подход в изучении китайского языка».

Продукт: китайские иероглифы.

Цель: научиться определять значение китайских иероглифов, используя логику.

Задача: провести тестирование среди учеников, не изучающих китайский язык, и подтвердить или опровергнуть свою гипотезу.

Гипотеза: сложный иероглиф = математическая задача.

  1. Особенности изучения китайского языка

Китайский язык - один из самых древних языков в мире (Рисунок 1), а это значит, что он немного примитивный[7]. В нем практически нет грамматики: нет склонений, спряжений, падежей, родов.

Рисунок 1. Древние китайские символы

Однако в этом языке очень сложная фонетика[6]. Это музыкальный, тоновый язык и в зависимости от интонации, может поменяться смысл сказанного. Поэтому надо обращать внимание не только на звучание, но и на интонацию. Например, у слова ma четыре значения в зависимости от тона (Таблица 1).

1 тон

мама

2 тон

бык, як

3 тон

лошадь

4 тон

ругать

Таблица 1.

Фонетика на примере иероглифа ma

Вместе с тем сами по себе иероглифы очень сложные, каждый - это слово, какое-то значение. Иероглифы не выучить как алфавит, их надо только запоминать.

Существует более 80 тысяч иероглифов. Есть простые иероглифы, а есть сложные, которые состоят из нескольких простых.

При изучении значений простых иероглифов можно использовать воображение. Так проще и легче их запомнить. Проявив фантазию, можно угадать значение некоторых из них, так как внешне они напоминают то, что обозначают (Рисунок 2).

Рисунок 2. Ассоциативные картинки

А вот чтобы понять значение сложных иероглифов, несомненно, нужно использовать логическое мышление. Я считаю, что сложный иероглиф напоминает задачу, в которой есть исходные данные и нужно найти ответ. Основываясь на это убеждение, в своем проекте я хочу доказать, что для изучения китайского языка нужен математический подход.

  1. Практическая часть

Чтобы подтвердить или опровергнуть свою гипотезу, что изучение сложных китайских иероглифов нужно воспринимать как решение логических задач в математике, я решила провести тестирование среди учеников нашего класса, не изучающих китайский язык. Считаю, что ребята воспримут данные задания как математические.

В тесте (Приложение 1) было представлено две задачи и мини-опрос. Тестирование прошло 29 человек.

    1. Задача N1

Первая задача оформлена в виде математической, где есть исходные данные – это простые иероглифы, обозначающие цифры, день недели и месяц. И используя эти данные, нужно написать значение сложных иероглифов, то есть догадаться, что необходимо указать название месяца или название дня недели.

Данные результатов проверки представлены в виде диаграммы (Приложение 2). 13 человек абсолютно правильно поняли задание и указали названия месяцев и дней недели, остальные 16 человек решили задачу, можно сказать, на половину, написав: восьмой месяц, второй день недели и т.п. Не было никого, кто совсем не понял, что требуется сделать в данной задаче.

Особое внимание хочу обратить на иероглиф 十二月(декабрь), который, на мой взгляд, был самым сложным из списка, так как здесь еще нужно было понять, что 十二 – это число 12. 9 человек определили его правильно, 14 написали – двенадцатый месяц, и только шестеро ответили неверно.

    1. Задача N2

Во второй задаче теста даны два столбика. В первом сложные иероглифы с переводом простых (ключей), во втором варианты переводов. Необходимо соединить сложный иероглиф с предполагаемым значением.

Данная задача более легкая, так есть варианты ответов. Результаты мы видим в диаграмме (Приложение 3): 25 человек выполнили задание без единой ошибки, у четверых ребят возникли сложности с двумя иероглифами: 电话 (телефон) и再见 (до свидания).

    1. Опрос

Также я решила выяснить: насколько заинтересованы тестируемые дети в изучении китайского языка и провела мини-опрос. Не смотря на то, что мои одноклассники считают этот язык очень сложным, все же 22 человека хотели бы его изучать, остальные 7 человек нет (Приложение 4).

    1. Вывод

Результаты тестирования оказались очень хорошими. Ошибок было мало, и они были незначительные. Можно сказать, что все ребята смогли справиться с заданием. Так как задания были представлены в виде математических заданий, то я могу сказать, что подтвердила свою гипотезу. А это значит, что изучение сложных иероглифов нужно воспринимать как решение задач в математике, основываясь на логику.

Заключение

Несомненно, китайский язык непростой в изучении, но в то же время он очень интересный и необычный. Иероглифы кажутся непонятными картинками, которые не несут в себе какого-либо смысла. Однако это не так. Важно понять его логику и тогда процесс запоминания иероглифов станет гораздо проще[2].

Да, изучение китайского языка требует хорошую память, фантазию и, как показал мой проект, математические способности. Проявите терпение и тогда вы сможете погрузиться в мир этих необычных символов и разгадать их. Ведь знать китайский язык в наше время – это круто и престижно[3]. Да и фразой «я изучаю китайский язык» всё еще можно произвести впечатление.

Список использованной литературы и источников

  1. https://blog.ufirst.ru/15-pricin-zacem-ucit-kitaiskii-iazyk-

  2. https://dzen.ru/a/ZVZgDOMUY0xTuSNO

  3. https://dzen.ru/a/Wv7YGVeQatrpe3lh

  4. https://dzen.ru/a/ZZ5i9mKWyggA9NYC

  5. https://subscribe.ru/group/dlya-durakov/18150728/

  6. https://vk.com/wall-198680784_24614

  7. https://vologda.aif.ru/edu/school/slozhno_no_mozhno_zachem_russkim_detyam_uchit_kitayskiy_yazyk

  8. Переводчик русско-китайский

Приложение 1

Тест по проекту

«Математический подход в изучении китайского языка»

Задача N1

Д ано:

 

星期 - день недели

- месяц

Определи значение иероглифов:

八月

 

二星期

 

五星期

 

一月

 

四星期

 

十二月

 

 

Задача N 2

 

Соедини правильно:

火山 (огонь + гора)

взрослый

电话 (электричество + говорить)

школьная форма

大人 (большой + человек)

вулкан

再见 (смотреть + снова)

телефон

数学 (считать + школа)

математика

校服 (школа + одежда)

до свидания

Хотели бы вы изучать

китайский язык?

Да

Нет

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Просмотров работы: 9