Введение
Актуальность. Сейчас мы обладаем широкими возможностями для самостоятельного обучения. Прекрасно, когда рядом есть педагог, с которым можно готовиться к экзамену. Но что делать, если хочется еще и самому дополнительно разбираться в каких-либо темах? Интернет давно и прочно вошел в нашу жизнь и было бы неразумно не пользоваться теми возможностями, которые он предоставляет. Хорошим способом получить новые знания или освежить старые может стать просмотр видеоуроков. Есть известное утверждение: «Лучший способ научиться самому – учить других». Следуя ему, я решила попробовать создать свои собственные видеоуроки.
Цель: Создание видеоуроков для подготовки к ОГЭ по информатике.
Задачи:
Изучить структуру ОГЭ по информатике;
Рвссмотреть способы создания видеоуроков;
Выделить положительные и отрицательные стороны обучения посредством видеоуроков;
Создать собственные видеолекции.
Объект: способы подготовки к ОГЭ по информатике
Предмет: видеоурок как способ подготовки к ОГЭ по информатике
Гипотеза: Видеоуроки могут стать хорошим дополнением к подготовке к ОГЭ по информатике.
Методы исследования:
Изучение литературы.,
Систематизация и обобщение информации.,
Обработка полученной информации.,
Моделирование.
Глава 1 Теоретическая база, необходимая для разработки видеоуроков к ОГЭ по информатике
Видеоурок — это процесс передачи знаний при помощи мультимедийных технологий. Роль учителя в данном случае играет не живой человек, а виртуальный или закадровый голос. В отличие от обычной формы урока, видеоурок является более увлекательным процессом обучения. Для того чтобы создать качественный видеоурок необходимо хорошо разобраться в теме урока, а также изучить все аспекты создания ролика.
Структура ОГЭ по информатике
В ходе решения теоретической части, девятиклассникам предстоит продемонстрировать умение: осуществлять поиск информации; находить полное имя файла (на компьютере или в Интернете); шифровать и расшифровывать информацию по предложенному ключу; анализировать табличные данные; работать информацией, представленной в виде диаграмм; переводить числа между разными системами счисления; применять логические операции, составлять таблицы истинности; рассчитывать объем информации; решать логические задачи с помощью кругов Эйлера; обрабатывать графы.
ОГЭ по информатике, не является классическим тестом с одним правильным вариантом ответа из нескольких предложенных. Теоретические задания хоть и требуют краткого ответа, но в подавляющем большинстве это цифра, которую необходимо получить путем расчета или решения логической задачи, последовательность цифр или слово.
Вторая часть КИМа посвящена проверке практических навыков: работы с текстовым редактором; создания слайдовых презентаций; обработки данных в табличном процессоре; выполнение и составление алгоритмов.
Во второй части вопросы № 13 и 15 вариативны. Экзаменуемому предоставлена возможность выбрать одно задание из двух возможных. Для №13 это выбор между работой в текстовом редакторе или редакторе презентаций, а в №15 – составление алгоритма для исполнителя «Робот» или написание программы на любом из ранее изученных школьником языков программирования. Языки программирования, с использованием которых может быть выполнено задание №15.2, не регламентированы. Рекомендуется предоставить выпускникам возможность выбора и заранее уведомить, к работе с какими языками и конкретно программами-компиляторами стоит подготавливаться.
ОГЭ по информатике считается довольно простым экзаменом. Ведь для того чтобы пройти порог необходимо решить только пять заданий. Считается что к экзамену можно подготовится за 20-30 часов. Если в школе есть информатика, то можно уделять 1 час в неделю дополнительно.
На диаграмме 1 показана статистика распределения результатов ОГЭ по информатике.
Диаграмма 1. Оценки за ОГЭ по информатике
Аспекты разработки видеоуроков
Видеоурок — это дистанционная форма передачи знаний через видео. Понятие «видеоурок» всегда подразумевает использование визуальных материалов: презентаций, записей экрана, графиков. С их помощью проще объяснять некоторые темы. Например, работу в сложных программах. Еще один плюс видео в том, что ключевые моменты можно подчеркнуть цветом или другим шрифтом. Это помогает удерживать внимание слушателя и направлять его мысль в нужную сторону. Записать видеоурок может любой человек, даже не имеющий отношения к этой сфере. Достаточно выбрать правильное оборудование и знать основные правила построения кадров. Учащиеся не тратят время на дорогу.
Понятие применяют одновременно к нескольким типам видеоуроков.
Лекция. Это короткий обучающий ролик не длиннее 20 минут. Преподаватель зачитывает теорию, дает практические задания, проводит опросы и демонстрирует презентацию по заявленной теме. Лекция либо проходит в прямом эфире, либо предоставляется в записи.
Скринкаст. Под этим определением подразумевают запись с экрана лектора. С помощью скринкастов показывают, как работать в программах и решать технические проблемы. Такой видеоурок бывает трех видов:
- Гифка. Короткая анимация без звука. Используют, если нужно проиллюстрировать какой-то пример в лекции или материалах урока.
- Со звуком. Запись дополнена закадровыми комментариями спикера. Хорошо подходит для обучения и инструкций.
- С лицом спикера. К скринкасту добавляется изображение с веб-камеры. Помогает продвигать лектора как эксперта и используется, когда нужно наладить контакт с аудиторией.
3. Видеопрезентация. Это понятие применяют к презентациям или анимированным роликам с озвучкой и комментариями от лектора. В наглядные материалы включены иллюстрации, графики, текст. Такой формат помогает задействовать сразу слух и зрение участника обучения, что положительно сказывается на запоминания материала.
Плюсы и минусы видеоуроков
Плюсы:
1. Доступность. Сейчас абсолютно не трудно отыскать в интернете интересующий материал, включить видеоурок и начать изучать его. Нужен только какой-нибудь девайс (ПК, планшет, смартфон), стабильное соединение с интернетом и желание. Таким образом, любой желающим в свободное от основного занятия время может подучиться чему-то новому.
2. Экономия. При изучении материала по видеоурокам не нужно тратить собственное время на то, чтобы добраться до школы, института, тренингового цента или другого учебного заведения. Необходимо все лишь найти интересующий материал и приступать к обучению.
3. Психологический фактор. Каждый человек индивидуален. Кто-то любит находиться в центре внимания, выступать на публики и быть в больших аудиториях. А для кого-то намного комфортнее сидеть в своем доме, в привычной обстановке и не отвлекаться на других людей. Для таких студентов учеба по видеоурокам является идеальной формой обучения.
4. Свободный график. Для многих людей обучение является невозможным из-за работы и других дел. Особенно это касается рабочих, которые находятся на каких-либо должностях и хотели бы повысить квалификацию или выучиться на другую профессию, но жесткий график не позволяет им этого сделать. В таком случае обучающие видеокурсы станут единственным решением. Человек сможет обучаться дистанционно в любое удобное время.
Минусы:
1. Отсутствие живого общения. Находясь в одной аудитории с лектором, у студента всегда есть возможность что-нибудь спросить или уточнить.
2. Отсутствие практики. К примеру, если по видеокурсам изучать язык программирования, то во время урока все кажется понятным и простым. Но когда дело доходит до практических задач, то уже не все так легко. Поэтому традиционная учебная программа предусматривает и практическую проверку усвоения материала.
3. Индивидуальный подход. Как правило, классы и группы учащихся состоят не более чем из 30 человек. Делается это для того, чтобы преподаватель мог ясно донести до каждого информациюЧто касается видеоуроков, то здесь редко учитывается целевая аудитория, и уж точно уроки не создаются для каждого отдельно. Поэтому кому-то обучение может даваться легко, а кому-то очень сложно.
4. Отвлекающие факторы. Для некоторых людей обучение в домашних условиях является абсолютно невозможным, поскольку человек все время отвлекается. То на социальные сети, то домашние дела, то на видеопередачи. Таким людям нужно отправляться в аудитории или на тренинги, иначе пользы от обучения не будет никакой.
Качественные видеоуроки должны отвечать основным принципам:
Принцип открытости. Любой желающий должен иметь доступ к видеоурокам по подготовке к ОГЭ по информатике.
Принцип гибкости. Ход учебного процесса можно приспосабливать к индивидуальным особенностям обучаемого, выстраивая индивидуальную образовательную траекторию и давая возможность обучаться в удобное время.
Принцип продаваемости. Заключается в возможности передачи решений задач, объяснений решений по всему миру.
Ориентация на потребителя. Видеоуроки расширяют доступ к получению образования для людей, которые по разным причинам не могут получить очное обучение.
Принцип базовых знаний. Для начала изучения материала по видеоурокам пользователю необходимо владеть некоторым начальными знаниями.
Принцип индивидуализации. Обучаться по видеоурокам можно в соответствии с индивидуальным темпом и индивидуальной образовательной траекторией.
Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. Применяемые в процессе обучения на видеоуроках средства информационных и коммуникационных технологий должны соответствовать целям обучения, способствовать наиболее эффективному их достижению.
Глава 2 Реализация практической части
Изучив инструменты для создания видеоуроков, я решила остановиться на создании ролика лекции, в котором не видно лица лектора, а на записи демонстрируется экран, на котором лектор производит записи для объяснения материала.
Задачи для видеоуроков
Для записи видеоуроков я отобрала задачи с сайта Решу ОГЭ.
Задача №1
Валя шифрует русские слова, записывая вместо каждой буквы его код (Таблица 1).
А |
В |
Д |
О |
Р |
У |
01 |
011 |
100 |
111 |
010 |
001 |
Таблица 1. Коды для букв
Некоторые цепочки можно расшифровать не одним способом. Например, 00101001 может означать не только УРА, но и УАУ. Даны три кодовые цепочки:
01001001
100011111010
10011101001
Найдите среди них ту, которая имеет только одну расшифровку и запишите в ответе расшифрованное слово.
Ответ: ДВОР.
Задача №2
У исполнителя Омега две команды, которым присвоены номера:
Прибавь 4;
Умножь на b
(b – неизвестное натуральное число; b ≥ 2).
Выполняя первую из них, Омега увеличивает число на экране на 4, а выполняя вторую, умножает число на b. Программа для исполнителя Омега – это последовательность номеров команд. Известно, что программа 12111 переводит число 9 в число 77. Определите значение b.
Ответ: 5.
Задача №3
В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для логической операции «И» - символ «&».
В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети. Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов (Таблица 2).
Запрос |
Найдено страниц (в тысячах) |
Евгений | Онегин |
1700 |
Евгений |
1600 |
Онегин |
1200 |
Таблица 2. Количество запросов
Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу Евгений & Онегин?
Ответ: 1100
2.2 Разработка видеоуроков
Для записи собственных видеоуроков я не стала пользоваться специальными программами, описанными в данном реферате. Мне хотелось, чтобы мое «общение» со зрителями было более естественным, без дополнительного украшения. Важно было донести содержание и продемонстрировать мои умения подавать материал.
Однако совсем без оборудования не обойтись. Я использовала планшет и стилус. Предварительно на планшет была установлена программа, предоставляющая возможность записывать видео с экрана и звук с микрофона.
Прежде чем приступить к записи видео я решила все задания и составила план своего выступления.
План видео:
Приветствие
Формулировка задачи
Теоретические пояснения
Решение
Формулировка ответа
После записи решения отдельных заданий, я осуществила монтаж – смонтировала видео в один урок.
Заключение
В настоящее время роль видео уроков и дистанционного обучения заметно растет. Безусловно, на данный момент, такие занятия не могут полностью заменить взаимодействие с педагогом, однако они могут стать хорошим подспорьем в дополнительной подготовке к экзаменам.
Несмотря на то, что ОГЭ по информатике считается достаточно легким экзаменом, он содержит достаточно нюансов, которым необходимо уделить особенное внимание.
Для того чтобы создать качественный урок, необходимо выбрать подходящие инструменты реализации и форму повествования, написать тезисный план мероприятия и несколько раз отрепетировать урок.
Цель моего проекта: создание видеоуроков для подготовки к ОГЭ по информатике, была достигнута.
Для достижения данной цели мною были реализованы следующие задачи:
Изучена структура ОГЭ по информатике;
Изучены способы создания видеоуроков;
Выделены положительные и отрицательные стороны обучения посредством видеоуроков;
Созданы собственные видеолекции.
Гипотеза моего исследования была доказана: видеоуроки могут стать хорошим дополнением к подготовке к ОГЭ по информатике.
Теоретическая и практическая части моей работы могут использоваться на уроках по информатике для объяснения отдельных тем и при подготовке к ОГЭ.
Список литературы
Бурдюкова Е. В., Быховский Я. С. и др. Видеометриалы и сетевые видеосервисы в работе учителя. М.: Бином; Лаборатория знаний, 2013. – 90 с.
Воронин Ю. А. Технические и аудиовизуальные средства обучения : Учеб. Пособие для студентов пед. вузов по дисциплине "Техн. и аудиовизуал. средства обучения" / Ю.А. Воронин; М-во образования Рос. Федерации. Воронеж. гос. пед. ун-т. - Воронеж, 2001. - 136 с.
Гатовская, Д. А. Видеоурок — новый метод обучения / Д. А. Гатовская. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 126-127. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7124/ (дата обращения: 13.12.2023).
Горелов Г. В. Теория по созданию обучающих видеоматериалов [Текст] / Г. В. Горелов, А. Ф. Фомин, А. А. Волков и др. Москва: Видео, 2013. — 243 с.
Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы и практические приложения: Учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов. - Воронеж: Издательство «Научная книга», 2014. – 232 с.
Громаков Ю. А. Стандарты создания видеоматериалов [Текст] / Ю. А. Громаков. — Москва: ЭКО-ТРЕНДЗ, 2015. — 183 с.
Иванов В. И. Создание видеороликов с помощью скринкастинга [Текст] / В. И. Иванов. — Москва: Ролики и монтаж, 2014. — 248 с.
Носкова, Т. Н. Аудиовизуальные технологии в образовании / Т. Н. Носкова. – 2014. – 326 с.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. - М.: Изд. Центр "Академия", 2001. - 272 с.
Пультяков А. В. Технические требования к видеороликам [Текст]: учебное пособие / А. В. Пультяков, Е. А. Типтей, С. Д. Пультякова. — Иркутск: ИрГУПС, 2015. — 80 с.