Создание минифильма о жизни класса

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание минифильма о жизни класса

Сейфи М.В. 1
1МАОУ города Новосибирска “Гимназии №3 в Академгородке”
Ашихмина Т.Б. 1
1МАОУ города Новосибирска “Гимназии №3 в Академгородке”
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность работы. На смартфон можно снимать практически все, что угодно: новости, рекламу, блог, корпоративные видео, семейную хронику, обучающие материалы. В первую очередь, умение создавать мобильные фильмы будет полезно людям, чья профессия связана с рекламой, а также блогерам или журналистам. Но в какой бы сфере человек ни работал, это умение поможет, поскольку в наше время люди часто предпочитают получать информацию через просмотр видео.

Умение создавать видеоролики может быть полезно не только взрослым, но и школьникам. В настоящее время проводится очень много конкурсов и мероприятий для школ городского масштаба, в которых один из этапов - видеовизитка. Это короткое представление класса, цель которого - наиболее выгодно представить класс с нужной стороны, показать и рассказать о жизни класса. Длительность таких видеороликов может быть 1 минута или же 3–5 минут, в зависимости от требований. Также небольшой фильм о классе помогает сохранить наиболее яркие воспоминания, собрать вместе самые значимые моменты, например, победы в школьных мероприятиях, походы в театры, участия в мастер-классах, и может использоваться во время подведения итогов года. Можно монтировать видеопоздравления и видеообращения. Также довольно часто во время проведения школьных мероприятиях нужно сделать видео-сопровождение к музыкальным номерам во время выступления класса.

Цель работы: выяснить, что нужно для создания небольшого фильма о классе: какие навыки и программы. Научиться создавать небольшие по длительности ролики на заданную тему.

Задачи:

  • научиться с помощью собственного смартфона делать фотографии и снимать видео, достаточно хорошие для последующего их использования в видеоролике;

  • подобрать материал для создания видеоролика;

  • изучить программы для монтажа видеоролика;

  • создать короткий фильм о классе длительностью не более 5 минут.

Гипотеза исследования: небольшой фильм о классе возможно создать, используя только смартфон.

Благодаря смартфонам, у каждого человека появилась возможность рассказать миру о своих наблюдениях, появился инструмент для реализации творческих замыслов. Автор, владелец смартфона, свободен и независим. Он может снимать что хочет в любое удобное время. Всем известно, что кино – искусство коллективно, и в создании фильма участвуют сотни людей, и их работу необходимо тщательно синхронизировать. Происходит множество взаимодействий, обсуждений, согласований. Совсем по-другому выглядит ситуация в мобильном кино, где автор часто соединяет в себе целый спектр профессий (режиссера, сценариста, монтажера, оператора), а съемочная группа может состоять как из нескольких человек, так и ограничиваться одним автором. Поэтому мобильное кино открывает новые возможности для реализации своих творческих идей и под силу даже школьнику.

В ходе работы мной были найдены и прочитаны некоторые книги про мобильное кино [2, 3, 4, 6], из них я почерпнул полезные советы по съемке видео и узнал многое о профессии кинооператора и режиссера монтажа [1, 5]. В работе я привожу свои выводы о том, чем нужно руководствоваться при съемке, чтобы эти кадры в дальнейшем можно было использовать при монтаже видеоролика. Выводы были получены в результате анализа не только изученной литературы, но и сделанных мной кадров (фотографий и видео). Также результатом проделанной работы является созданный мной видеоролик о жизни класса, в котором я учусь. Полученные навыки помогли мне участвовать в создании видеовизитки класса для участия в конкурсе “Движения первых”.

Подбор материала для создания видеоролика

В ходе работы нужно было отобрать или сделать самому фотографии, видеофрагменты, подобрать музыкальное сопровождение. Для этого нужно определить тему будущего видеоролика.

В качестве темы я решил выбрать либо получение знаний в нашем классе, либо стремление к победе при участии в различных школьных мероприятиях, либо разнообразие нашей школьной жизни. В качестве музыкального сопровождения может быть выбрана просто мелодия или песня. Я выбрал песню, потому что слова помогают придать дополнительную смысловую окраску и расставить акценты. Песню я выбирал по следующему принципу: во-первых, это должна быть детская песня, подходящая к выбранной теме, во-вторых, современная, в-третьих, спетая не хором, а сольно или дуэтом. Переслушав множество песен, я отобрал несколько подходящих. Это "Мы вместе" (Юлия Барминова и Александр Ермолов), "Настоящие друзья" (всеми известная песня в современном исполнении группой "Динамичные ребята"), "Школьники России" ("Динамичные ребята"), "Песня о друге" ("Как так получилось, что сошлись дороги...").

Наш класс активный, мы не сидим на одном месте, а вместе с нашей учительницей Татьяной Борисовной ездим в разные места. Много раз были в театрах, на выставке, в зоопарке, в Ботаническом саду, участвовали в мастер- классах, вместе отдыхали на природе, выезжали в другие города, постоянно принимаем участие в спортивных соревнованиях и в школьных мероприятиях. Это помогает нам лучше узнать друг друга, сдружиться. Поэтому в итоге в качестве темы для своего ролика я выбрал дружбу и единство класса, а песню для музыкального сопровождения – "Мы вместе".

Следующий шаг – подбор видео- и фото- материалов, которые подходили бы под выбранную тему. Большая часть выбранных фотографий – это фотографии, сделанные родителями во время наших мероприятий. Также я использовал видеоматериалы, сделанные специально для участия нашего класса в мероприятии “Движения Первых”, и фотографии видео, сделанные мной самостоятельно.

Как я смог убедиться, – процесс фотографирования вовсе не такой простой, как это может показаться. Казалось бы, наводи смартфон и жми на красную кнопку на его экране. Но тут много нюансов, без соблюдения которых не получится хороших фотографий. Оказалось, что нужно не только сфокусировать изображение и устойчиво держать смартфон (иначе изображение будет размыто), но и выбрать правильно ракурс съемки, учесть падение света и подумать о будущей композиции и о том, что может внезапно ее нарушить и как этого избежать (т.к. часто речь идет не только о постановочной съемке, где участники съемки выстроились и замерли, а о живых фотографиях, которые делаются в процессе, не нарушая и не останавливая происходящее). В случае постановочной съемки, имеется возможность сделать еще один дубль, а в случае "живых снимков" далеко не всегда.

В процессе работы над проектом я пришел к выводу, что при отборе подходящих фотографий, а также при самостоятельном фотографировании необходимо следовать следующим правилам:

  1. На фото- и видео- материалах не должно быть водяных знаков, т.к. это будет мешать восприятию;

  2. Желательно, чтобы ориентация снимков была одинаковая (горизонтальная или вертикальная). Иначе в итоговом видеоролике будет меняться положение кадра, что будет смотреться негармонично;

  3. Изображение должно быть незасвеченным, то есть фотографировать и снимать видео нужно не против солнца;

  4. В кадре не должно быть "обрезанных" надписей и, тем более, людей;

  5. Изображение должно быть сфокусированным.

Подготовка к съемке

Прежде, чем приступить к съемке, необходимо подготовить свой смартфон.

1. Нужно убедиться, что на внутренней памяти смартфона или на карте памяти есть место. При его отсутствии – заранее его освободить.

2. Изучить настройки камеры.

У современных мобильных телефонов мощная камера, и ее параметров вполне достаточно для создания мобильного фильма. Обычно есть возможность выбрать качество записи 720p, 1080p или 4K, а сейчас уже даже 8К. У современных смартфонов есть основная и фронтальная камеры. Основная обычно снимает в более высоком разрешении, чем фронтальная (селфи-камера). Конечно, лучше всего снимать в максимальном разрешении, но нужно помнить, что ролики и фотографии при этом занимают много места в памяти. Оптимальным для съемки, последующего монтажа и показа онлайн сегодня считается формат 1920*1080 и скорость 24 кадра в секунду.

Разрешение камеры современных смартфонов может быть разным в зависимости от модели и производителя (12 МП, 20 МП, 48 МП и выше). Количество мегапикселей напрямую не влияет на качество фотографий в случае просмотра фото - и видео- с маленького экрана. Но, если планируется просмотр на большом экране, то нужно высокое разрешение.

Нужные параметры необходимо заранее задать в настройках своего аппарата.

3. Отключить отображение водяных знаков. Бывает, что в настройках камеры смартфона наличие водяного знака стоит изначально. Водяной знак – метка с информацией о камере и/или модели аппарата или геометка о местоположении, в котором был сделан кадр, располагается в левом или правом нижнем углу снимка. Примеры изображений с водяным знаком показаны на рРисунок 1.

а) б)

Рисунок 1 – Примеры кадров с водяным знаком: наш класс в зоопарке (а), наша школа (б)

4. Почистить линзу. Объектив камеры в телефоне очень маленький, и он быстро загрязняется.

Проведение съемки

При проведении съемки:

1. Надо понимать, что видео и фото – это разные процессы, и масштаб, угол охвата изображения, степень освещенности в фото- и видеорежиме сильно отличаются. Не нужно использовать фоторежим для поиска и выбора видеокадра и наоборот.

2. Предпочтение лучше отдавать горизонтальной съемке, поскольку большинство экранов, на которых будет демонстрироваться минифильм, имеют горизонтальную ориентацию. И, если использовать вертикальные кадры в видеоролике, при его показе на таком экране по бокам могут быть черные полосы.

3. Смартфон нужно держать двумя руками. Маленькая камера смартфона очень чувствительна. На большом экране даже легкое дрожание руки становится во много раз заметнее.

4. Нельзя заваливать горизонт без надобности. Линию горизонта в кадре можно выравнивать по границам смартфона или с помощью сетки, которая есть в приложениях для фотографирования. Можно это делать и "на глаз", только для этого нужно потренироваться. Следует отметить, что речь идет о снимках, не предполагающих специального смещения горизонта и нестандартного ракурса для реализации художественной задумки (как, например, съемки снизу вверх, чтобы показать объект на фоне неба).

На Рисунок завал линии горизонта сразу бросается в глаза, благодаря надписи, которая не параллельна горизонтальному краю кадра.

Рисунок 2 – Завал линии горизонта в) завал горизонта не так очевиден из-за того, что надпись находится далеко от края фотографии (а), хотя он есть, и при обрезании верхнего края уже виден (б). При накладывании сетки он еще более заметен (в).

а) б) в)

Рисунок 3 – Завал линии горизонта

Чем больше экран, на котором будет демонстрироваться итоговый ролик, тем заметнее этот недочет.

5. При съемке нельзя терять резкость. На Рисунок показано сравнение фотографии не в резкости (а) и с правильным фокусом (б). Разница более заметна при увеличении изображения. Эти фотографии были сделаны в музее НГУ, куда мы ходили всем классом.

а) б)

Рисунок 4 – Изображение а) не в фокусе, б) в фокусе

У каждого приложения для съемки свои особенности наведения на резкость. Но в большинстве случаев для того, чтобы камера сфокусировалась на нужном объекте, достаточно коснуться («тапнуть») его на экране.

Во время длительной видеосъемки, это понадобится много раз, поскольку фокус имеет свойство "уплывать". Фокус можно зафиксировать на одном месте, но при съемки в движении часто фокус, наоборот, должен смещаться в нужное место.

6. Правильно выбрать композицию. Композиция — это взаимное расположение в кадре объектов в сочетании с цветом и светом. Если композиция построена правильно, изображение воспринимается как гармоничное и целостное. Нельзя забывать про задний план и концентрироваться и следить только за объектом, который снимаешь. Какая-нибудь незначительная на первый взгляд деталь, которую не видно на маленьком экране, но окажется видно на большом, может испортить все впечатление. На заднем плане не должно быть посторонних предметов, построек, мусора, надписей, знаков или "лишних" людей (Рисунок 5).

Рисунок 5 – Пример ошибки при выборе заднего фона

Некрасиво в кадре смотрится и "обрезанная надпись" – вошедшая в кадр фрагментарно ( б) а).

а) б)

Рисунок 6 – Пример обрезанной надписи а) и правильно выстроенного кадра б)

Если мы делаем фото или снимаем видео, на котором должен быть задействован весь класс, нужно убедиться, что в кадр помещаются все. На Рисунок показано, что в первом случае (а) в кадре весь класс, а во втором (б) при съемке произошло смещение ракурса, и две девочки из кадра “выпали”.

а) б)

Рисунок 7 – Вместимость в кадр

7. Снимать нужно больше материала, чтобы потом было из чего выбрать. Нужно помнить, что снимаешь не куски фильма, а материал, который потом при монтаже будет собираться в фильм. Если снимать повседневную действительность, то недостающее можно легко доснять позже. Но, если снимаешь мероприятие или поездку, нужно постараться запечатлеть все, что интересует, с запасом.

О динаковых по задумке кадров тоже лучше делать несколько, чтобы в дальнейшем выбрать лучший. Ведь бывает так, что кто-нибудь закрыл глаза или перекрыл другого, как например, на а) и хорошо, когда есть такой же более удачный снимок (б).

Рисунок 8– практически одинаковые кадры, но на первом снимке (а) лицо одной девочки перекрыто, а на втором (б) всех ребят, находящихся в кадре, видно

Отбор материала для видеоролика

При отборе фотографий и видеоматериала для своего ролика я руководствовался, во-первых, их качеством (все, о чем говорилось выше) и, во-вторых, тем, какие из них больше подходят для выбранного музыкального сопровождения. Я старался подобрать фотографии так, чтобы они хорошо ложились на музыку и слова, подчеркивали и иллюстрировали то, о чем поется в песне, касательно нашего класса. Я старался, чтобы каждый ученик нашего класса был показан в моем видеоролике хотя бы один раз.

Подбор и изучение программ

Современные смартфоны предоставляют возможность обходиться без компьютера или ноутбука под рукой, поскольку во многом могут его заменить. Смартфон всегда в доступе, качество фото и видео, которые можно снимать с его помощью, вполне достаточное для использования в видеоролике, а производительность бывает даже больше, чем у ноутбука или компьютера, который есть у школьника. Мобильных приложений для монтажа видеороликов и создания слайд-шоу огромное множество, например, "Best Movie", "VideoShow", "Slideshow maker", "Scoompa Video", "Movavi Clips", "VivaVideo", "InShot", "Movie Maker", "YouCut - Video Editor", "Filmora" и многие другие.

Так как идея данного проекта – показать возможность того, что каждый может создать видеоролик самостоятельно, то рассматривал я только те приложения, функционал которых в бесплатной версии достаточен для этой цели.

Для работы по созданию видеоролика может понадобиться 3 типа программ:

1. Для нарезки mp3 файлов – для того, чтобы вырезать нужный нам фрагмент музыки. Это необходимо в тех случаях, когда регламентированная длительность ролика меньше, чем длина выбранной песни. А также в случаях, когда нужно использовать фрагменты из нескольких песен. Сначала я думал, что, так как планируется взять одну музыкальную композицию целиком, данный тип программ не потребуется. Но в ходе работы над роликом оказалось, что нужно аудиофайл разделить на две части. В видеоролике использованы видеофрагменты со словами и для, того, чтобы музыка не мешала их восприятию, ее нужно было сделать потише, причем именно в том месте, где используется этот видеофрагмент, а не во всем ролике. Впоследствии оказалось, что в некоторых приложениях для работы с видео также есть такая возможность. Для работы с аудиофайлами я использовал приложение "Mp3 cutter". Приложение позволяет ускорять и замедлять проигрывание мелодии, вырезать любой ее фрагмент (середину или по бокам).

2. Программы для создания слайд шоу с использованием фото-, видео- и аудиоматериалов. Такие программы предназначены для более простой работы- достаточно выбрать музыку и фотографии, и программа сама сделает из них видеоряд с интересной анимацией.

3. Программы для работы с видеоматериалами. Эти программы нужны, если пользователь хочет не только сам задавать порядок фотографий и видео, но и самостоятельно задавать тип анимации на каждый отдельный кадр, управлять громкостью аудиодорожки (в том числе, затуханием или нарастанием громкости), скоростью воспроизведения видео, использовать несколько аудиофайлов в нужной ему последовательности, накладывать фильтры, поворачивать или отображать кадры зеркально, изменять скорость воспроизведения видеофрагментов и музыкального сопровождения, добавлять текст, изменять фон и т.д.

Во время работы я попробовал работать во множестве приложений (InShot, BestMovie, VideoShow и других). Все они позволяют добавлять и обрезать музыку, изменять громкость ее воспроизведения, добавлять анимацию и разные спецэффекты (шум дождя, грохот молнии и т.д.), накладывать и форматировать надписи, настраивать интенсивность, контрастность и насыщенность картинки, поворачивать ее или сделать зеркальной, обрезать фото и видео по вертикали и горизонтали, заменять задний фон изображений, изменять скорость воспроизведения видеофрагментов, использовать наложение в видео ("картинка в картинке") (как видео, так и фото). Некоторые программы не позволяют использовать фотографии формата .heic., некоторые не дают возможности вставить более 50 объектов (фото и видео суммарно) в одном видеоролике. И главный недостаток всех перечисленных программ – водяной знак в экспортированном видео, убрать который можно только имея платную подписку. Единственное найденное приложение, в бесплатной версии которого н ету этого недостатка, это "YouCut - Video Editor". В нем и была сделана большая часть работы над итоговым роликом (рисунок 9). YouCut дает возможность сохранять видео с разрешением до 4К, поддерживает множество видеоформатов, включая Avi, DivX, mp4, MPEG, WMV.

Рисунок 9 – работа в программе “YouCut - Video Editor

Важным преимуществом программы еще является то, что при сохранении файла можно выбрать разрешение, частоту кадров и качество видео, и при этом сразу вверху отображается расчетный размер файла (рисунок 10 а). Это очень удобно, когда есть ограничение по размеру, например, при отправке видео на конкурс или при желании поделиться им в соцсетях. После сохранения имеется возможность сразу поделиться готовым обработанным видео в одном из установленных мессенджеров или социальных сетей (рисунок 10 б). Видеоролик сохраняется в формате mp4.

а) б)

Рисунок 10 – сохранение видеоролика

Результаты

В ходе работы над проектом я выяснил, что нужно для того, чтобы создать небольшой по длительности фильм о классе. Я проанализировал, что нужно для того, чтобы фотографии и видео получались качественными, попрактиковался в фото- и видео- съемке, научился работе с видеороликами и фотографиями, основам монтажа.

Поставленные цели и задачи проекта выполнены в полном объеме. Продуктом проекта является смонтированный видеоролик, в котором показаны некоторые моменты из жизни нашего класса. Таким образом, в данной работе не только показана теоретическая возможность создания видеоролика с помощью смартфона, без использования персонального компьютера, ноутбука или дополнительно фотоаппарата, но и продемонстрировано это на практике. И это подтверждает гипотезу исследования о том, чтонебольшой фильм о классе возможно создать, используя только смартфон.

Рисунок 2 – Я за работой по монтажу видеоролика

Список литературы

  1. Кенворти К. "Профессия кинооператор". Издательство: Бомбора, 2023

  2. Муссель М. К. "Все грани мобильного кино. Как профессионально снимать кино на смартфон". Издательство: Эксмо, 2022

  3. Розенталь А. "Создание кино и видеофильмов от А до Я". Издательство: Триумф, 2012

  4. Стокман С. "Как снять отличное видео. Книга для тех, кто мечтает снимать". Издательство: Эксмо-Пресс, 2019

  5. Халлфиш С. "Профессия режиссер монтажа". Издательство: Эксмо, 2023

  6. Эран Д. "Визуальные эффекты: взгляд изнутри". Издательство: ДМК Пресс, 2021

Просмотров работы: 19