ВВЕДЕНИЕ
Интернет это гениальное изобретение человечества. Оно позволило совершить всем нам огромный скачок в будущее! Оно стимулировало резкий рост науно-технического прогресса. Благодаря интернету наша жизнь стала намного проще, дела которые раньше отнимали много времени, сейчас можно сделать не выходя из дома или из любой точки мира, где-бы ты не находился. Например, оплатить услуги ЖКХ, написать письмо родственникам или другу, пройти онлайн обучение, получить доступ к различной литературе и информации на образовательных сайтах, сделать покупки, принять участие в выборах, да много чего еще. И, безусловно, это экономит наши время и силы. Но все ли так прекрасно и безопасно для нас? Не существует ли обратной стороны медали? Не поглощает ли нас эта виртуальная сеть, делая нас зависимыми от нее и лишая простых и обычных вещей, таких как живое общение с друзьями, прогулкой на свежем воздухе, походом в театр или кино? Уже с самого раннего возраста дети начинают пользоваться гаджетами. Они смотрят мультфильмы, различные видеоролики, играют в безобидные на первый взгляд игры. Но чем старше становиться ребенок, тем более взрослыми становятся его увлечения. Он начинает посещать социальные сети, заводить виртуальных друзей, играть в интернет-игры. Он с легкостью осваивает просторы интернета, ведь там так много всего интересного и при этом ребенок теряет ощущение реального времени и попадает в интернет зависимость.
Интернет-зависимость это болезнь ХХI века, это проблема современного общества. Чаще всего с ней сталкиваются подростки. В соответствии с данной проблемой нами была поставлена цель исследования: выявить степень интернет-зависимости у современного школьника 12-13 лет.
Актуальность темы: В современном мире очень многие процессы жизнедеятельности человека связаны с интернетом. Дети тоже вовлечены в этот процесс. Большинство подростков вообще не представляют себе жизни без социальных сетей, интернет игр и часами просиживают в своих гаджетах. Бесконтрольное пользование интернетом может привести к зависимости. Необходимо вовремя выявить степень данного злоупотребления интернетом и проводить меры профилактики для предотвращения возникновения этой проблемы.
Гипотеза: Предположим, что современный школьник подвержен интернет зависимости и находится в группе риска.
Задачи исследования:
- изучить и провести теоретический анализ литературы по данной теме;
- провести анкетирование и тестирование среди сверстников в возрасте 12-13 лет;
- проанализировать результаты тестирования и сделать соответствующие выводы;
- выработать рекомендации по предупреждению и профилактике интернет зависимости у подростка.
Объект исследования: интернет зависимость подростка 12-13 лет.
Предмет исследования: степень интернет зависимости подростка.
Методы исследования: теоретический анализ информации, метод тестирования, метод анкетирования, метод статистической обработки данных, сравнительный анализ.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Что такое интернет-зависимость
Все чем занимается человек в Интернете: учится, общается, играет в игры и многое другое имеет свойство захватывать его целиком, не оставляя ему сил и времени на реальную жизнь. В связи с этим многие психологи, социологи и психиатры активно обсуждают сегодня заболевание «Интернет-зависимость».
Зависимость объясняется как навязчивая потребность в определенной деятельности. При этом возникает потребность ко всё большим и большим дозам. Интернет-зависимость это разновидность психического расстройства, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем. Проявляется, как огромное желание человека войти в сеть Интернет и находиться там, как можно дольше. При этом он теряет чувство реального времени и не способен вовремя выйти из сети, а так же чувствует постоянное желание вернуться туда обратно.
Впервые об интернет-зависимости заговорил в 1995 году Нью-Йоркский психиатр Айвен Голдберг. С этого времени по этой проблеме было проведено множество исследований, созданы консультативно-диагностические службы, открыты лечебницы. Не смотря на то, что многие психиатры до сих пор отказываются признать интернет-расстройство психическим отклонением, в мае 2019 года Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), пересмотрела и опубликовала новый Международный статистический классификатор болезней (МКБ-11), включив туда диагноз «игровое расстройство».
Таким образом, мы установили, что интернет-зависимость это психическое расстройство.
1.2. Симптомы интернет-зависимости
Как распознать интернет-зависимость у подростка, и на какие симптомы стоить обратить внимание?
По отсутствию у подростка других стремлений и интересов кроме Интернета.
По раздвоение личности подростка: «я виртуальное» и «я реальное», которое приводит к беспричинной агрессии и нервным срывам.
Увеличение времени проведенного за экраном компьютера или телефона.
По плохому настроению и раздражению при выходе из сети или отсутствии Интернета.
Отсутствие контроля реального времени.
По приподнятому настроению во время нахождения в сети.
По возникновению проблем с учебой.
Все эти симптомы появляются постепенно, один за другим и со временем становятся более выраженными. Поведение ребенка заметно меняется. Интернет-зависимость как-бы отдаляет подростка от его привычного круга общения, друзей и семьи.
Таким образом, мы установили, что у интернет-зависимости есть характерные симптомы проявления.
1.3. Причины, приводящие к интернет-зависимости
Нередко дети с головой уходят в интернет из-за неблагополучной обстановки в семье, частых ссорах, нехватки родительской любви и внимания, стремясь заменить компьютером общение с близкими людьми и получить яркие эмоции, несравнимые с реальным миром. Или, наоборот, из-за чрезмерной опеки родителей, когда подросток пытается скрыться от них в виртуальном мире.
Многие подростки испытывают трудности в реальном общении, вызванные комплексами и другими факторами, и как следствие этого отсутствие реальных друзей. В сети они могут получить безопасное и разнообразное общение, без стеснения знакомиться с большим количеством новых людей, что создает иллюзию насыщенной социальной жизни.
В подростковом возрасте обостряется потребность самореализации. Подросток использует виртуальную среду, чтобы поделиться своими истинными или мнимыми достижениями, получить позитивные отклики или лайки и ощутить собственную значимость в глазах других людей.
Низкая самооценка, закомплексованность, чувство неполноценности и неудовлетворенность собой. Обезличенное общение в сети позволяет реализовать любые фантазии и представить себя совершенно другим человеком, на которого подростку хотелось бы быть похожим.
Таким образом, мы установили, что основной причиной интернет-зависимости подростка заключается в желании сбежать от проблем реального мира и найти среду, которая дает ощущение комфорта и счастья.
1.4. Негативные последствия интернет-зависимости
Помимо того, что интернет-зависимость ведет к психическому расстройству подростка, существует еще ряд проблем, связанных с возникновением физических заболеваний, к чему приводит длительное нахождение у монитора компьютера или телефона. Многочасовое использование гаджетов приводят к сидячему образу жизни, что способствует ожирению и другим проблемам со здоровьем. У подростка ухудшается зрение, появляется тоннельный синдром запястья, развиваются заболевания позвоночника (сколиоз) и суставов, появляются головокружения и головные боли. Нарушается режим дня, появляются проблемы со сном и приемом пищи.
Таким образом, мы установили, что интернет-зависимость приносит физический вред здоровью подростка.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В нашем исследовании принимало участие 24 подростка 12-13 лет. Это мои одноклассники, друзья и товарищи из секций и кружков, которые я посещаю в качестве дополнительного образования. Для того чтобы результаты были достоверными все исследования проводились анонимно, чтобы испытуемые не боялись огласки результатов и отвечали на вопросы честно.
2.1. Определение значимости Интернета для подростка
Чтобы понять, что значит Интернет для современного школьника, с какой целью он его использует, сколько в среднем ежедневно тратит времени на виртуальную сеть, испытуемым было предложено пройти анкетирование на тему «Я и Интернет». С анкетой и полученными результатами можно ознакомиться в Приложении 1. После каждого варианта ответа в скобках указано количество участников выбравших данный ответ.
Результаты анкетирования показали, что 18 человек (75%) опрошенных считают себя уверенными пользователями Интернета, не нуждающимися в посторонней помощи.
Интернет для общения, использует 21 человек (87.5%) из них 8 человек (33,3%) систематически жертвуют общением с реальными друзьями ради виртуального общения и ещё 9 человек (37,5%) делают это, но реже. Это говорит о том, что общение в сети дается детям легче, нежели живое общение с живыми людьми.
Все участники исследования активно используют интернет в образовательном процессе, но только 4 человека (16.6%) занимаются на образовательных сайтах. Остальные используют интернет как источник необходимой информации. Некоторые подростки это 9 человек (37,5%) и вовсе не скрывают, что посещают сайты с готовыми домашними заданиями, скачивают готовые рефераты и доклады. Зачем думать, проще взять готовое, а остальное время потратить на развлечение и общение в сети.
Больше половины участников опроса 14 человек(58.3%) используют Интернет ради развлечений. Это довольно таки большой процент, если учесть, что 15 человек(62,5%) ежедневно проводят в Интернете до 5 часов и 6 человек(25%) пропадают в сети более 5 часов в день.
Половина опрошенных 12 человек(50%) готовы отказаться от интернета на пару дней и еще 7 человек(29.1%) могут спокойно обойтись без интернета целый месяц. Но 5 человек(20.8%) из опрошенных не способны отказаться от ежедневного использования Интернета. Это говорит о том, что уже в таком возрасте виртуальная сеть стала неотъемлемой частью их жизни.
Таким образом, анкетирование показало, что современный подросток является активным пользователем Интернета. Он использует его в обучающем процессе, для виртуального общения и развлечений, засиживаясь в сети и проводя там больше времени, чем ему требовалось.
2.2. Определение степени интернет-зависимости у подростка.
Существует множество тестов, с помощью которых можно определить степень интернет зависимости. Мы для этого используем самый популярный метод доктора Кимберли Янг «Тест на интернет-зависимость, IAT»1 (см. Приложение 2.)
Испытуемым предлагается последовательно ответить на 20 вопросов. На каждый вопрос предоставляется 5 вариантов ответов. За каждый ответ дается разное количество баллов. Итоговая оценка подсчитывается следующим образом. Ответы на каждый из вопросов теста оценивают по 5-балльной шкале: никогда или крайне редко — 1 балл, иногда — 2 балла, регулярно — 3 балла, часто — 4 балла, постоянно — 5 баллов. При сумме баллов до 49 вы обычный пользователь Интернета. При сумме баллов 50-79 есть некоторые проблемы связанные с чрезмерным увлечением Интернетом, родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь своего ребенка. При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.
В результате тестирования 21 человек (87.5%) из числа опрошенных являются обычными пользователями Интернета, а вот 3 человека (12.5%) имеют определенные проблемы, связанные избыточным использованием виртуальной сети. Если вовремя не принять профилактические меры, то высока вероятность, что у этих подростков возникнут серьезные психические расстройства, и тогда уже будет необходимо настоящее лечение. Для наглядности, полученные результаты мы представили в виде диаграммы (см. приложение 3).
2.3. Меры профилактики интернет-зависимости
Как при любом виде зависимости самое главное осознать, что проблема существует и начать ее решать. Если вы заметили характерные симптомы интернет зависимости нужно предпринять профилактические меры.
• Начать контролировать свои интернет привычки. Не посещать сайты, форумы, чаты заменив виртуальное общение на общение с реальными людьми: друзьями, родными и близкими.
• Установить лимит времени, которое вы можете проводить в интернете ежедневно. Ограничить посещение сайтов не относящихся к учебе. В этом могут помочь специальные приложения, в которых можно задать все необходимые ограничения.
• Постараться заставить себя не выходить в интернет несколько дней подряд, заполнив это время любимым хобби или спортом, максимально загрузив себя занятиями из реальной жизни.
• Отключайте автоматические оповещения о поступлении новых сообщение на почту, в чаты социальных сетей и различных приложений, чтобы у вас не возникал соблазн их прочитать.
• При необходимости нужно обратиться за помощь к специалисту, для выявления первопричины тяги к интернету.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Еще каких-нибудь 10 лет назад, мы с вами и не подозревали о возможности возникновения проблемы интернет-зависимости. Но многочисленные исследования специалистов этого вопроса показывают, что она существует. И молодое поколение, особенно дети школьного возраста, очень уязвимы. Они все больше углубляются в виртуальный мир, стирая грани между реальной и виртуальной жизнью. Это подтверждают результаты нашего исследования: среди подростков 12-13 лет, есть дети (12.5%), которые слишком увлечены виртуальной сетью, проводя в ней большое количество времени, в результате чего у них формируется некая зависимость от сети Интернет. Таким образом, мы достигли цели нашего исследования. Гипотеза, выдвинутая нами в начале нашей работы, о том, что современный подросток подвержен интернет-зависимости, и находится в группе риска, полностью подтвердилась. В будущем я продолжу работать с этой темой. В моих планах создать программу выявления степени интернет-зависимости, которую можно будет применять в учебных заведениях. Тем самым диагностировать интернет-зависимость у подроста на ранних стадиях, а значит на основании результатов, если это потребуется своевременно оказать ему помощь.
Человечеству стоит задуматься!!! Длительное, и неконтролируемое нахождении в сети приводят к изменениям в функционировании головного мозга: нарушаются мыслительные процессы, ухудшается память. Кроме того, человеком утрачиваются навыки реального общения.
Давайте будем воспитывать в себе культуру интернет пользования и направим безграничные возможности сети нам во благо, для достижения реальных целей, ведь за нами будущее!
Успехов всем нам!
Список литературы и источники
1. Гуманитарные исследования в Интернете / А. Е. Войскунский (ред.). — М.: Терра-Можайск, 2000.
2. Дети России онлайн : риски и безопасность. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России / Г. Солдатова, Е. Зотова, М. Лебешева и др. — Москва, 2012. — С. 213.
3. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / сост. и ред. А. Е. Войскунский. - Москва: Акрополь, 2009. - 279 с.
4. Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Под ред. Г.В. Солдатовой; Фонд Развития Интернет. - М., 2011. - 176 с.
5.https://psylab.info/%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82_%D0%9A%D0%B8%D0%BC%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8-%D0%AF%D0%BD%D0%B3_%D0%BD%D0%B0_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82-%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
6. https://www.skydns.ru/blog/internet-zavisimost-u-detej-i-podrostkov/
7. https://rehabfamily.com/articles/internet-zavisimost-u-podrostkov/
Приложение 1.
Анкета: «Я и Интернет»
Уверенный ли вы пользователь Интернета?
Могу всё (18 человек)
Справляюсь с большинством задач (6 человек)
Иногда необходима помощь (0 человек)
Нуждаюсь в постоянной помощи (0 человек)
Сколько времени вы чаще всего проводите в Интернете?
От 1 до 2 часов в день (3 человек)
От 2 до 5 часов в день (15 человек)
Не замечаю, как проходит время, чаще больше 5 часов в день (6 человек)
Как вы используете ресурсы сети Интернет? (возможно несколько вариантов ответа)
Имею свою страницу в сети Интернет (10 человек)
Покупаю товары и услуги в Интернет-магазинах (9 человек)
Использую Интернет для развлечений ( 14 человек)
Общаюсь в сети ( 21 человек)
Помогает ли вам интернет в учебе? (возможны несколько вариантов ответа)
Да, периодически нахожу информацию по учебе (16 человек)
Да, регулярно посещаю сайты с готовыми домашними заданиями (9 человек)
Да, скачиваю информацию для докладов и рефератов (14 человек)
Да, занимаюсь на образовательных сайтах (4 человека)
Как часто вы предпочитаете развлечения интернета и компьютерные игры общению с друзьям?
Часто (8 человек)
Редко (9 человек)
Выбираю общение с друзьями (7 человек)
Можете ли вы обойтись без интернета?
Да, пару дней (12 человек)
Спокойно проживу и месяц (7 человек)
Нет, мне необходим Интернет каждый день (5 человека)
Приложение 2.
Тест на интернет-зависимость, IAT.
1.Часто ли вы замечаете, что проводите онлайн больше времени, чем намеревались?
Н икогда/крайне редко Иногда
Р егулярно Часто Всегда
2.Часто ли вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети?
Н икогда/крайне редко Иногда
Р егулярно Часто Всегда
3. Часто ли вы предпочитаете пребывать в сети, чем общаясь с друзьями и близкими людьми?
Н икогда/крайне редко Иногда
Р егулярно Часто Всегда
4. Часто ли вы заводите знакомства с пользователями интернет, находясь в сети?
Н икогда/крайне редко Иногда
Р егулярно Часто Всегда
5.Часто ли окружающие интересуются количеством времени, проводимом вами в сети?
Н икогда/крайне редко Иногда
Р егулярно Часто Всегда
6. Часто ли страдают ваши успехи в учебе, так как вы слишком много времени проводите в сети?
Н икогда/крайне редко Иногда
Р егулярно Часто Всегда
7.Часто ли вы поверяете социальные сети, раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое?
Н икогда/крайне редко Иногда
Р егулярно Часто Всегда
8.Часто ли страдает ваша производительность труда из-за увлечением интернетом?
Н икогда/крайне редко Иногда
Р егулярно Часто Всегда
9.Часто ли вы занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети?
Н икогда/крайне редко Иногда
Р егулярно Часто Всегда
10. Часто ли вы блокируете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни, утешительными мыслями об интернете?
Н икогда/крайне редко Иногда
Р егулярно Часто Всегда
11.Часто ли вы обнаруживаете себя предвкушающим, как вновь окажетесь в интернете?
Н икогда/крайне редко Иногда
Р егулярно Часто Всегда
12. Часто ли вы ощущаете, что жизнь без интернета скучна, пуста и однообразна?
Н икогда/крайне редко Иногда
Р егулярно Часто Всегда
13.Часто ли вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в сети?
Н икогда/крайне редко Иногда
Р егулярно Часто Всегда
14.Часто ли вы засиживаетесь в интернете допоздна?
Н икогда/крайне редко Иногда
Р егулярно Часто Всегда
15.Часто ли вы предвкушаете, чем займетесь в интернете, находясь офлайн, или фантазируете о пребывании онлайн?
Н икогда/крайне редко Иногда
Р егулярно Часто Всегда
16. Часто ли вы говорите себе «ещё минутку», находясь онлайн?
Н икогда/крайне редко Иногда
Р егулярно Часто Всегда
17. Часто ли терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в сети?
Н икогда/крайне редко Иногда
Р егулярно Часто Всегда
18.Часто ли вы пытаетесь скрыть количество времени, проводимое вами в сети?
Н икогда/крайне редко Иногда
Р егулярно Часто Всегда
19.Часто ли вы выбираете провести время в интернете, вместо того, что-бы выбраться куда-либо с друзьями?
Н икогда/крайне редко Иногда
Р егулярно Часто Всегда
20.Часто ли вы испытываете подавленность или нервозность, будучи не в сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь онлайн?
Н икогда/крайне редко Иногда
Р егулярно Часто Всегда
Приложение3.
График интернет-зависимости подростка
1 https://psylab.info/%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82_%D0%9A%D0%B8%D0%BC%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8-%D0%AF%D0%BD%D0%B3_%D0%BD%D0%B0_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82-%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C