I Введение
Иоганн Вольфганг фон Гёте однажды сказал: «В отблесках цвета наша жизнь», и это действительно так. Краски отражают саму историю человечества. Они не только украшают наш мир, но и рассказывают о прошлом, культурных изменениях, которые произошли в нем, и социальных контекстах.
Появление синтетических красителей вXIX веке произвело революцию в лакокрасочной промышленности и оказало значительное влияние на ее развитие. Изменилось качество, доступность и разнообразие продуктов, а также экологические аспекты их использования.
За первые шесть месяцев 2024 года объём производства лакокрасочных материалов (ЛКМ) составил немногим более 1159 тыс. тонн и вырос на 4,6% по отношению к аналогичному периоду прошлого года1.Актуальным на сегодняшний день является использование недорогих синтетических красителей, так как они превосходят органические по многим параметрам и обладают уникальными характеристиками.
В настоящее время художникам также приходится обращаться к знаниям из области химии, в своем проекте мы планируем не просто получить красители на основе синтетических пигментов, но и попробовать нарисовать ими небольшую картину. Таким образом, мы сможем на собственном примере убедиться в эффективности использования полученных красок и их безопасности.
Данный проект будет интересен лицам от 16 до 18 лет.
Актуальность данного проекта:
В настоящее время ЛКМ активно применяются во всех отраслях промышленности, начиная производством смол и лаков и заканчивая пищевыми добавками и консервантами. Современные синтетические краски и покрытия не просто придают эстетичный вид, но и обеспечивают функциональность и долговечность различных продуктов и материалов. В проекте также будут затронуты вопросы экологии и безопасности, связанные с использованием синтетических пигментов.
Цель работы.
Получить краски на основе синтетических пигментов и исследовать их свойства.
Задачи работы.
1. Провести анализ теоретического материала и литературы по теме.
2. Изучить историю создания синтетических красок;
3. Ознакомиться с составом и видами синтетических красителей;
4. Получить красящие химические вещества;
5. Исследовать свойства красок на основе полученных пигментов.
Методы исследования:
Изучение и анализ научной и научно-популярной литературы;
Эксперимент;
Эмпирическое описание;
Обработка и анализ данных эксперимента;
Сравнение;
Объект исследования: краски, их состав и свойства.
Предмет исследования: технологии получения красок.
Гипотеза: Возможно ли получить синтетические красители собственного приготовления в условиях школьной лаборатории?
1. Теоретическая часть.
1.1 История создания первых красителей.
История создания первых красок уходит в глубокую древность и тесно связана с развитием человеческой цивилизации. Пещерный человек использовал природные пигменты (охру, уголь). Бурное развитие промышленности в XVIII в. резко повысило спрос на дешевые красители. Первым синтезированным красителем стал Мовеин0, полученный в 1856 году. Его применяли для крашения хлопка, шерсти и шелка. Однако людям не всегда удавалось создать безопасные красящие вещества, так вначале XIX века немецкий химик Карл Шееле изобрел удивительный изумрудно-зеленый краситель, названный позже «Шеельским зеленым» (CuAsO3).Оказалось, в его основе был мышьяк - очень опасное, токсичное вещество. Еще одним опасным пигментов стал киноварь(HgS). Его добывали из одноименного кроваво-красного минерала. Как выяснилось позже, киноварь на 85% состоит из ртути, чьи пары вызывают тяжелейшие отравления. Стремление запечатлеть какие-либо изображения росло по мере развития человечества, менялись и способы изготовления составов. Современная красочная промышленность претерпела множество изменений. Сейчас люди все чаще отдают предпочтение синтетическим пигментам. Они стабильны и долговечны, а экономичный расход сырья для пигментов и красок, наделяет товар технологическими преимуществами.
1.2 Состав красок.
В состав любой краски входят не только пигменты и красители прямого действия, но и другие компоненты, наделяющие краски особыми свойствами.
К ним относят: связующие вещества (осуществляют соприкосновение пигментов споверхностью, обеспечивают прочность покрытия), растворители (регулируют консистенцию краски и способствуют ее испарению после нанесения на поверхность), добавки (улучшают характеристики красок, в оновном это антисептики, стабилизаторы, модификаторы и тд.); наполнители (улучшают структуру, увеличивают объем и снижают стоимость красок).
Существует убеждение, что все красящие вещества делятся на нерастворимые пигменты и растворимые красители. Понятие «пигмент» – «краситель» относительно, так как ряд красящих веществ могут растворяться в одних пленкообразователях и не растворяться в других. Применяемые в лакокрасочной промышленности пигменты на 80% являются неорганическими (синтетическими).
1.3 Классификация красителей и пигментов.
Классификация красок и пигментов крайне важна, она позволяет быстро и эффективно выбрать необходимый материал для конкретного применения, способствует стандартизации производства и контроля качества. Классификация может включать информацию о токсичности и опасности отдельных материалов, что способствует безопасности труда и окружающей среды.
1. По происхождению все пигменты делятся на:
Натуральные (минеральные) пигменты - неорганические вещества, получаемые из природных источников, которые используются для придания цвета различным материалам, включая краски. Эти пигменты обычно устойчивы к химическим воздействиям. К ним относятся охра, ультрамарин, графит.
Искусственные (синтетические) пигменты - химические красящие соединения, созданные в лабораториях или на производственных предприятиях для использования в различных отраслях. Они часто обладают яркими и насыщенными цветами, высокой
2. Классификация0 по составу связующего вещества:
-масляные; -известковые и силикатные; -алкидные; -водоэмульсионные; - акриловые;
-силиконовые/ полиуретановые/эпоксидные смолы.
3. По виду разбавителя:
-разводимые водой (акварельная); / разводимые растворителями (масляные – бензин).
4. Классификация по защитным свойствам:
- ингибитивные (грунт-эмали по ржавчине, которые после окисления приобретают свойства грунтовки)// или напротив стимуляторы коррозии (некоторые оксиды железа)
- нейтральные (барит, некоторые оксиды железа).
Таким образом, нам удалось подробно ознакомиться с видами красителей и их свойствами. Полученные знания о свойствах и видах некоторых красителей, а также области их применения, помогут нам при изготовлении собственных синтетических красителей, а также их тестировании.
II.Практическая часть
Получение синтетических пигментов в условиях школьной лаборатории.
Цель работы: получение синтетических пигментов
Приборы и материалы: штатив с пробирками, пробирки, химический стакан для приготовления растворов веществ, фарфоровая чаша, плоскодонные колбы, стеклянная палочка, лабораторная воронка, фильтровальная бумага.
Реактивы: (NH4)2Cr2O7(тв.); растворы FeCl3, KOH,K4 [Fe (CN)6], BaCl2, H2SO4(ср.конц).
Ход работы:
При выполнении работы необходимо соблюдать меры безопасности и правила обращения с лабораторным оборудованием, реактивами.
1.Хромовая зелень
Чтобы получить хромовую зелень, необходимо прокаливать бихромат аммония (NH4)2Cr2O7при 168–185 °С до появления снопа ярких искр и образования серовато-зелёного оксид хрома (III), также называемого «вулканическим пеплом». Реакция разложения протекает с выделением большого количества тепла, поэтому после поджигания соли она протекает самопроизвольно. (см.Приложение №1)
(NH₄) 2Cr₂O₇ → Cr₂O₃ + N₂ + 4H₂O
2.Английская красная
Мы смешали раствор хлорида трехвалентного железа FeCl3 и раствор гидроксида натрия NaOH.( в соотношении 1:1 )В результате выпал плотный бурый осадок гидроксида железа III. (см.Приложение №1)
FeCl3 + 3NaOH →3NaCl + Fe(OH)3.
3.Берлинская лазурь
Мы смешали смешать 5мл хлорида трехвалентного железаFeCl3 с раствором гексацианоферрата калия (желтая кровяная соль)K4 [Fe (CN)6] (в соотношении 1:1) В результате реакции выпал осадок насыщенного голубого цвета. (см.Приложение №1)
4FeCl3 + 3K4 [Fe (CN)6] = Fe4 [Fe (CN)6]3↓ + 12KCl.
4.Баритовые белила
Для приготовления белого пигмента необходимо смешать 5 мл хлорида бария BaCl2 с раствором соляной кислоты H2SO4 средней концентрации (в соотношении 1:1). В результате химической реакции выпал белый плотный молочный осадок сульфата бария BaSO4. (см.Приложение №1)
BaCl2 + H2SO4 → BaSO4 + 2HCl
Далее следует отфильтровать осадки с помощью воронки и бумажного фильтра. После высыхания всех фильтров необходимо собрать полученные пигменты. Таким образом, нам удалось получить цветные пигменты из неорганических веществ, входящие в состав красок.
2.2 Приготовление красок на основе синтетических красителей.
Из пункта № 1.2 «Состав красок» мы узнали, что помимо пигмента в состав красителей входят и другие вещества. Для приготовления красок необходимо смешать полученные синтетические пигменты со связующим веществом, наш выбор остановился на глицерине. Глицерин - неопасный для человека, нетоксичный трехатомный спирт (C3H8O3), он повсеместно встречается в природе, так как является важным компонентом животных жиров и растительных масел. По своей консистенции он достаточно густой и вязкий. Глицерин также выступает в качестве разбавителя и позволяет краске сохнуть дольше.
В полученную смесь следует добавить еще одно вещество – тальк (Mg3Si4O10(OH)2) . Он улучшает внешний вид и долговечность покрытий, Обеспечивает хорошую влаго- и атмосферостойкость, улучшает антикоррозионные свойства покрытий, обеспечивает высокую белизну и стойкость к действию УФ-излучения.
Смешав все полученные пигменты со связующим веществом, у нас получились настоящие синтетические краски разных цветов. Однако в настоящее время недостаточно просто получить краску, ее необходимо протестировать в различных условиях.Тестировать краску, было решено в соответствии с Межгосударственными стандартами. (ГОСТ0)
Тестирование красок в различных условиях.
Исследование свойств разработанных лакокрасочных материалов проводилось в соответствии с тремя основными ГОСТами: ГОСТ 8784-75 (определение укрывистости), ГОСТ 9.403-2022 (стойкость к воздействию жидкостей) и ГОСТ 19007-2023 (время высыхания). Результаты экспериментов позволили оценить ключевые характеристики и определить область применения созданных красок. (см.Приложение №3)
Тест на укрывистость, выполненный по ГОСТ 8784-75 (метод черно-белой шахматной доски), показал, что все испытуемые образцы демонстрируют удовлетворительную укрывистость, относясь к IV типу (<95%). Среди всех образцов наилучшие показатели укрывистости продемонстрировали баритовые белила, обеспечивая наиболее плотное покрытие. Это свидетельствует о хорошей пигментированности и способности эффективно скрывать подложку.
Испытания на стойкость к воздействию жидкостей (ГОСТ 9.403-2022) включали воздействие воды, 5%-ного раствора серной кислоты (H₂SO₄) и 5%-ного раствора гидроксида калия (KOH) в течение одной минуты. Все образцы продемонстрировали отличную устойчивость к кислотам и щелочам, не проявляя признаков повреждения или изменения цвета. При этом краски легко удалялись с поверхности водой, что указывает на их водорастворимую природу.
Определение времени высыхания (ГОСТ 19007-2023) показало, что краски отличаются относительно быстрым временем высыхания. Баритовые белила высыхали быстрее всего – за 6 минут. Берлинская лазурь потребовала 9 минут, а хромовая зелень и английская красная – 12 минут. Разница во времени высыхания может быть обусловлена различным составом пигментов и связующих веществ.
В целом, проведенные испытания подтверждают, что разработанные краски обладают хорошими эксплуатационными свойствами. Их водорастворимость, устойчивость к кислотам и щелочам, а также относительно быстрое время высыхания делают их пригодными для использования в качестве красок для бумаги средней плотности. Безопасность для человека и окружающей среды является дополнительным преимуществом этих материалов, что подтверждается отсутствием токсичных компонентов в их составе. Несмотря на то, что краски водорастворимы, необходимо избегать контакта с глазами и слизистыми оболочками. Смешивание с водой допустимо, но внутреннее употребление категорически запрещено.
III. Заключение
Проводя данное исследование, мы изучили исторический путь красок, отношение к ним в разные эпохи. Эти знания позволили еще глубже погрузиться в изучаемую тему. Работая над проектом, нам удалось достичь первоначальной цели: самостоятельно изготовить краски в лабораторных условиях и исследовать их качественный состав. Соли многих металлов, так же как и оксиды, являются пигментами художественных красок.
Практическая значимость проекта заключается не только в возможности использования данного материала при изучении школьного курса Химии, но и с целью самостоятельного приготовления красителей и их использования. Многие пигменты, рассмотренные в работе, являются продуктами качественных реакций на состав неорганических веществ. Эта тема четко прослеживается в заданиях ЕГЭ второй части №32. Знания этих реакций необходимы для написания уравнений, описывающих химические процессы этого задания. Данный материал может помочь школьникам с подготовкой к экзамену и доступно рассказать о видах и свойствах некоторых веществ, а также их применении в промышленности.
Рисунок, нарисованный полученными красителями, позволил мне понять, что в настоящее время художнику недостаточно обладать искусными навыками живописи, необходимы также знания в области химии. Актуальным проект делает еще и то, что составы красок и их оттенки веками передаются из поколения в поколения, существует множество семейных бизнесов, связанных с приготовлением собственных красителей. Секреты многих красок художников являются неразгаданной тайной до сих пор.
Гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась, мы пришли к выводу: что создать синтетические красители, имея нужные реактивы, возможно. При этом свойства полученных на их основе красок не сильно отличаются от похожих магазинных аналогов.
В любом случае, тема синтетических красителей очень обширна, мы не собираемся прекращать ее изучение и в дальнейшем планируем усовершенствовать проект, разработать способы улучшения качества создаваемых нами красок.
IV. Список использованной литературы:
1. Гордон П.Ф., Грегори П. Органическая химия красителей: пер. с англ. Ю.М. Славина-Мирского; под ред. Г.Н. Ворожцова. М.: Мир, 1987. 344 с.
2. Семенов В.С., Земскова О.В., Козлова И.В., Зорин Д.А. Лакокрасочные материалы: учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 08.04.01 Строительство. М.: Издательство МИСИ – МГСУ, 2022. 94 с
3. ГОСТ 8784-75. [Электронный ресурс]. Росстандарт. // Каталог национальных стандартов. [Электронный ресурс]. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
4. ГОСТ 9.403-2022. [Электронный ресурс]. Росстандарт. // Каталог национальных стандартов. [Электронный ресурс]. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
5. ГОСТ 19007-2023. [Электронный ресурс]. Росстандарт. // Каталог национальных стандартов. [Электронный ресурс]. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
6. Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Теренин Е.И., Дроздов А.А., Лунин В.В. Химия. 10 класс. Углубленный уровень: учебник. 5-е изд. М.: Дрофа, 2018. 446 с.: ил. — (Российский учебник). С. 169, 55-58.
7. Горловский И.А., Индейкин Е.А., Толмачев И.А. Лабораторный практикум по пигментам и пигментированным лакокрасочным материалам. Л.: Химия, 1990. С. 157.
Приложение №1 «Получение цветных осадков и приготовление красок».
1. Получение зеленого осадка Cr₂O3,приготовление Хромовой зелени.
Получение красного осадка Fe(OH)3, приготовление Английской красной.
Получение синего осадкаFe4 [Fe (CN)6]3↓, приготовление Берлинской лазури.
Получение белого осадка BaSO4, приготовление Баритовых белил.
Приложение №2 «Тестирование красок в различных условиях».
Определение укрывистости красок по ГОСТ 8784-75.
Испытания на стойкость к воздействию жидкостей ГОСТ 9.403-2022.
3.Определение времени высыхания ГОСТ 19007-2023.
Приложение № 3 «Рисунок, нарисованный полученными красками».
Логотип компании «ФосАгро», нарисованный синтезированными красителями.
1 Эффективность экономики России: Федеральная служба государственной статистики/ электронный ресурс: rosstat.gov.ru (дата обращения: 24.07.24).
0Гордон П.Ф; Грегори П. / Органическая химия красителей; Пер. с англ. Ю. М. Славина-Мирского; под ред. Г. Н. Ворожцова. – Москва: изд. Мир, 1987. – 15-18с.
0 Семенов В.С; Земскова О.В; Козлова И.В; Зорин Д.А; // Лакокрасочные материалы: учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 08.04.01 Строительство] — Москва: Издательство МИСИ – МГСУ, 2022. 8-11, 13 с.
0 Каталог национальных стандартов/Росстандарт; Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии; Материалы лакокрасочные. Покрытия лакокрасочные// ГОСТ 8784-75;ГОСТ 9.403-2022; ГОСТ 19007-2023;