Введение
Обоснование проблемы: из поколение в поколение в семьях садоводовна зимний период варятся литры банок варенья и забиваются полные морозилки мороженнымиягодами. И стоит кому-нибудь из членов семьи заболеть, эти дары природы литрами килограммами начинают употребляться болеющим и другими домочадцами. Но так ли полезны эти переваренные и перемороженные ягоды? Какие из них хранятся хуже? Какие больше содержат полезных веществ?
Задача исследования: определение и сравнение количества витамина С в садовых ягодах, различными способами обработанными для зимнего хранения.
Гипотеза 1) Среди садовых ягод наибольшее количество полезных веществ и витамина С в частности, содержит малина и черная смородина, в период простуд это самые популярные ягоды, используемые в народной медицине для восстановления организма. Меньшее количество витаминов содержит жимолость, а клубника полезных веществ содержит очень мало и используется исключительно для разнообразия меню заболевшего. Ягоды калины, усиленно скармливаемые заболевшим в виде неприятно пахнущего сока многими бабушками, скорее всего дань памяти о небогатых годах их послевоенного детства.
2) при термической обработке и так небольшое количество витамина С в мороженных ягодах снижается практически до сверхмалых величин, и использовать варенье для витамнизации совершенно нерационально и даже вредно из-за большого количества сахара в нем. И чем длительнее нагревание тем меньше витаминов остается в ягодах.
Задачи:
Изучить с помощью литературы витамин С как вещество, его влияние на организм.
Подобрать средства и методы определения содержания витамина С в соке растений с учетом возможностей школьного кабинета химии.
Определить и сравнить содержание витамина С в соке садовых ягод при заморозке и при термической обработке.
Объект исследования: содержание витамина С
Предмет исследования: садовые ягоды с различным способом хранения в зимний период
Методы:
Архивный- работа с медицинской литературой
Лабораторный
Математические методы
Витамин С, или аскорбиновая кислота (C9H8O4) Приложение №1.
Это органическое соединение представляет собой твердое вещество белого цвета, но загрязненные образцы могут казаться желтоватыми. Аскорбиновая кислота свободно растворяется в воде, образуя слабокислые растворы. Это мягкий восстановитель.
Существует в двух формах: восстановленной и окисленной. Обе формы быстро и обратимо переходят друг в друга и участвуют в окислительно-восстановительных реакциях.
При термической обработке пищи в присутствии окислителей часть витамина С разрушается.
Влияние витамина С на организм. Витамин не образуется в организме человека, а поступает только с пищей. Он активно участвует во многих окислительно-восстановительных реакциях, оказывает неспецифическое общестимулирующее влияние на организм. Повышает адаптационные способности организма и его сопротивляемость к инфекциям; способствует процессам регенерации.
Последствие дефицита витамина С. При недостатке этого витамина может развиться анемия, проявляющаяся быстрой утомляемостью, бледностью кожи, раздражительностью, одышкой и головокружением. Тяжелый дефицит может вызывать покраснение и воспаление языка, диарею, снижение вкусовых ощущений, депрессию, спутанность сознания и цингу. Этот смертельный недуг широко распространенный среди моряков 16-19 вв казалось был полностью побежден в 20 веке, но работая над этой темой мы встретили вот такую информацию: «За последние пять лет врачи в США диагностировали около 30 случаев заболевания цингой. Все пациенты питались несбалансированно, предпочитая жирную и высококалорийную еду, из-за чего их организм испытывал недостаток витамина С. В их рационе присутствовали овощи, однако из-за сильной термической обработки продуктов витамины разрушались. Российские эксперты отметили, что в современной городской среде заболеть цингой можно лишь из-за недостаточной культуры питания, поскольку многие содержащие витамин С продукты доступны даже малообеспеченным людям»(1).
Основная часть
Нахождение витамина С йодометриметрическим способом
1. Спиртовой раствор йода развести с водой до цвета крепкого чая.
2. Добавить в 50 мл исследуемый раствор 5 мл крахмального клейстера до получения состояния «кисель». По каплям приливать в полученный раствор водный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего в течении 10-15 секунд.
3. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.
Как только вся аскорбиновая кислота прореагирует с йодом, следующая его капля окрасит раствор в синий цвет. С крахмалом до появления устойчивого синего окрашивания, тем меньше аскорбиновой кислоты содержится в исследуемом продукте.
Оборудование: колбы конические на 150 мл, водяная баня, пробирки, держатель для пробирок, стаканчики 50 мл, металлическое сито, пипетка мерная, весы, воронки, фильтры бумажные , лабораторный термометр (1000).
Реактивы: водный раствор йода 1,25%, водный раствор крахмала 0,34г/мг, дистиллированная вода.
Для проведения исследования мы приготовили навески по 100 грамм замороженных ягод:
Колба №1 –малина
Колба №2 -смородина
Колба №3 жимолость Колба №4 - калина
Колба №5 - клубника
Ягоды были разморожены, протерты через сито и разведены 100 мл дистиллированной воды. Полученные растворы профильтрованы через двойной бумажный фильтр.(Приложение 2,3)
Эксперимент №1 В каждую пробирку наливаем 3млприготовленного раствора. По каплям добавляем раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания.
Номера пробирок |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Число капель йода |
2 |
3 |
4 |
8 |
3 |
Наблюдение : наименьшее количество витамина С отмечено в пробирке №1 с соком малины, в пробирках с соком смородины и клубники витамина С немного больше. Наибольшее количество витамина С отмечено в пробирке №4 с соком калины. (Приложение 6)
Эксперимент №2 Определение витамина С при нагревании.
Готовый раствор из колб под номерами: 1, 2, 3, 4, 5 помещаем в пробирки и нумеруем их, повторяя по 4 раза, чтобы получилось 20 пробирок ( на 4 эксперимента).
Опускаем пробирки в водяную баню
Первые пять пробирок доводим докипения воды в водяной бане.
Вторые пять пробирок держим в водяной бане на 15минут;
Третьи пять пробирок нагреваем на 30минут;
Четвертые пять пробирок нагреваем на 60минут.
Перед изъятием пробирок из водяной бани (Приложение 7)измеряем температуру в пробирках.
Время и температура нагревания |
Номера пробирок |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
I (без нагревания ) |
2 |
3 |
4 |
8 |
3 |
II 15мин. 80-83°C |
4 |
5 |
5 |
8 |
5 |
III 30мин. 76-70°C |
3 |
4 |
4 |
8 |
4 |
IV 60 мин. 66°C |
2 |
3 |
3 |
7 |
3 |
Наблюдения:
При недолгом нагревании до 15 минут отмечено небольшое увеличение количества витамина С.
Для объяснения результатов мы начали искать в литературе, что же происходит с аскорбиновой кислотой при нагревании. Оказалось, что под воздействием температуры аскорбиновая кислота переходит в дегидроаскорбиновую кислоту, которая требует больше щелочи для нейтрализации. Приложение 8.Это может объяснить результат эксперимента.
При последующем нагревании наблюдается снижение витамина С.
При этом отмечено, что раствор в пробирке №4 витамина С остается стабильно много до самого конца эксперимента.
Выводы:
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично:
В ягодах содержится разные количества витамина С, но наибольшее количество в калине, а наименьше, вопреки ожиданиям в малине;
При нагревании витамин С разрушается, чем длительнее нагревание, тембольше разрушается витамин;
При нагревании в течении 15-и минут до 80-85о, количество витамина Срезко увеличивается, так как образуется дегидроаскорбиновая кислота, усиливающая отдельные свойства аскорбиновой кислоты, а потом постепенно понижается, что и объясняется постепенным разрушением витамина при нагревании.
Заключение.
Исходя из результатов проделанной нами работы, мы можем сделать следующее заключение:
Малиновое варенье по сравнению с другими ягодами содержит меньшееколичество витаминаС;
Выгоднее готовить компоты и варенья«пятиминутки»;
Самая полезная ягода – калина, вопреки бытовым представлениям . и опять же, вопреки бытовым представлениям малина , ягода с самым бедным содержанием витамина С.
Приложение
Приложение 1 Формула ацетилсалициловой кислоты
Приложение 2 Готовые растворы ягодного сока.
Приложение 3 Готовые растворы ягодного сока в пробирках
Приложение 4 Приготовление растворов сока
Приложение 5 Авторы работы за выполнением практической части
Приложение №6 результат исследования
Приложение №7 нагревание в водяной бане
Приложение №8 разложение аскорбиновой кислоты
Литература.
https://russian.rt.com/science/article/545413-cinga-ssha
https://eee-science.ru/item-work/2019-693/