A gentleman never makes a noise
( Englishproverb)
Темой исследования был выбран образ английского джентльмена , как образ нравственности и современное представление учащихся младших классов об этом образе. Нравственное воспитание занимает главное место в педагогике К.Д. Ушинского. Целью воспитания, считал К.Д. Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества. Он, также, отмечал, что в школах Англии большое внимание уделяется воспитанию. [3]Эта тема является актуальной и в наши дни. Понятие « джентльмен» часто встречается при изучении английского языка. Кого можно считать настоящим джентльменом? В современном мире остро встаёт тема воспитания нравственности и порядочности, которая корнями уходит в систему джентльменского воспитания Великобритании. В этом заключается актуальность данной работы.
Объект исследования: понятие « джентльмен».
Предмет исследования: характеристики, относящиеся к понятию «джентльмен».
Целью данного исследования является выявление характеристик, относящихся к образу джентльмена.
Задачи исследования:
- определить значение слова «джентльмен» в английском языке;
- изучить изменение понятия «джентльмен» в различных исторических эпохах;
-разработать словарь вежливых слов на английском языке;
- проанализировать современное представление образа джентльмена учащимися 2-4 классов.
Глава 1. Значение и изменение понятия «джентльмен» (XIII век – XXI век)
Слово «джентльмен» пришло в английский язык из французского еще в рыцарскую эпоху: «gentilhomme» значит «благороднорожденный», «человек хорошего рода». В те времена дворянский титул и все имущество переходили по наследству к старшему сыну. Младшие сыновья становились просто джентльменами – отпрысками благородных фамилий, имевшими право на герб. Но со временем джентльменом стали называть человека с высокими нравственными качествами. Несколько веков не утихали споры о том, кого можно считать настоящим джентльменом. К XVIII веку сложился неписаный «кодекс джентльмена». Вот цитата из газеты 1713 года: «Под совершенным джентльменом мы понимаем человека, который способен одинаково хорошо служить обществу и охранять его интересы, а также быть его украшением». Настоящий английский джентльмен должен был обладать целым набором качеств: отличаться храбростью, хорошим воспитанием и образованностью, щедростью. Можно было не быть красивым, но обязательно – вести себя с достоинством. Кроме того, джентльмена отличала правильная речь. В Англии, как ни в какой другой стране мира, положение человека в обществе можно было определить по манере говорить. Понятие «чести» подразумевало абсолютную верность своему слову, помощь и сострадание слабому.[2]Джентльменам было чем гордиться. Именно они преобразовали Англию, за сто лет превратив довольно бедную страну в лидера мировой промышленной революции. Они были воинами, путешественниками, политиками, на них держалась вся Британская империя. Они создали особый английский стиль жизни, оказавшийся таким привлекательным для многих иностранцев.
У джентльменов хватило ума вовремя заняться социальными реформами, отменить бесчеловечные средневековые законы.
В наши дни англичане уверяют, что нет такого сословия « джентльмен» Это слово служит теперь лишь для обозначения воспитанного, просвещенного и нравственно безукоризненного человека с хорошими манерами. Происхождение роли не играет. [6]
В современных словарях даются различные значения слова « джентльмен». Рассмотрим их:
Oxford English Dictionary:
A chivalrous, courteous, or honourable man.
A man of good social position, especially one of wealth and leisure.
A polite or formal way of referring to a man.[5]
Cambridge English Dictionary:
Polite mana man who behaves politelyand treats peoplewith respect [4]
Политический онлайн словарь:
1. В английском буржуазно-дворянском обществе – человек, безукоризненно воспитанный, порядочный.
2. В широком смысле - корректный, вежливый человек. [7]
Словарь Д.Н.Ушакова:
ДЖЕНТЛЬМЕН (мэн), джентльмена, м. (англ. gentleman, букв. дворянин). 1. В Англии - вежливое обращение к мужчине. 2. Человек, отличающийся благородством, порядочностью и великодушием (в духе буржуазно-аристократической морали). Он поступил, как настоящий джентльмен. Человек, принадлежащий к высшим кругам буржуазно-аристократического общества и усвоивший их манеры и привычки. Он одет джентльменом.[1]
Исходя из проведённого анализа толкований слова «джентльмен» можно утверждать, что благородство и происхождение утратили смысл в данном определении. Этика, нравственность стали главным значением данного слова.
Глава 2. Современное представление образа джентльмена учащимися младших классов
В младшем школьном возрасте формируется нравственное поведение, происходит усвоение моральных норм поведения. Как же младшие школьники представляют себе образ «джентльмена»? Для того, чтобы ответить на этот вопрос был проведён письменный опрос в возрастной группе 8-10 лет (2-4 классы). Всего было опрошено 150 школьников.
Был задан вопрос: «Каким должен быть джентльмен?»
Анализ работ респондентов показал, что на первом месте стоит такое качество, как доброта (19%), затем следуют вежливость (17%), красота (12%), ум (10%), знание этикета (8%).
Современные школьники видят «джентльмена» красивым, храбрым, элегантным. Также были выделены следующие качества: щедрость, честность, справедливость, порядочность, образованность, мужественность.
Было отмечено такое редкое качество, как: богопослушание (1%). Богатство составляет лишь 3%.
Результаты исследования ещё раз доказывают, что «джентльмен» - это нравственный образ. Род и богатство утратили свою значимость в рамках данного понятия.
Это наглядно демонстрирует следующая таблица и диаграмма:
Качества |
Количество, отметивших качество ( чел) |
Доброта |
46 |
Вежливость |
41 |
Красота |
28 |
Ум |
24 |
Знающий этикет |
20 |
Опрятнось |
15 |
Мужественность |
15 |
Доброжелательность |
13 |
Воспитанность |
10 |
Храбрость |
10 |
Честность |
10 |
Богатство |
5 |
Мудрость |
1 |
Богопослушание |
1 |
Щедрость |
1 |
Глава 3. Понятие «джентльмен» и словарь вежливых обращений
Исследование показало, что образ джентльмена неразрывно связан вежливостью. Британцы заработали звание самой учтивой нации в мире. Где бы Вы ни находились-в магазине, в общественном транспорте, или просто на улице, до Вас то и дело будут доноситься «Sorry», «Please», «Welcome». В своём словаре я постаралась собрать вежливые обращения на английском языке.
Рассмотрим некоторые из них. Самыми распространенными формами вежливого обращения в английском языке являются слова Mister, Missis и Miss, к которым добавляется фамилия человека. Обращение "Mister" (Mr.) [’mɪstər] — мистер — используется, когда мы говорим о любом мужчине, независимо от его возраста и семейного положения. Обращение "Missis" (Mrs.) [ˈmɪsɪz] — миссис — используется при вежливом обращении к замужней девушке или женщине на английском языке. В случае, когда мы знаем, что дама не замужем, с точки зрения английского этикета правильно использовать обращение "Miss" [mɪs] — мисс. "Мисс" также используется в отношении школьниц и студенток.
Что нам известно о слове «please»? «Please» означает «пожалуйста» и используется в просьбах.
― Could you tell me the time, please?
― Thank you!
― Не могли бы Вы сообщить время, пожалуйста?
― Спасибо!
Для того, чтобы просьба приобрела оттенок учтивости, используйте модальные конструкции:
Could / would – Не могли бы Вы
Could / would you ..., please?
Заключение
Понятие « английский джентльмен» претерпевало изменения на протяжении многих веков. Рассмотрев этот образ, с точки зрения различных источников, можно сказать, что современное представление образа джентльмена имеет в большей степени нравственный смысл. Исследование доказало, что представление современных младших школьников, а именно в возрастном диапазоне от 8 до 10 лет, совпадает с этим понятием. Учащиеся на первый план выводят нравственные качества. Это очень важно, так как в этом возрасте формируется нравственность. Данные этого исследования могут быть полезны, как для учеников разных классов, так и для учителей, так как можно проследить - какие качества важны для учащихся. Следует отметить, что нравственные знания необходимы. Ведь они являются сигналом о нормах поведения для учащихся начальной школы.
Литература
Большой толковый словарь современного русского языка/Ушаков.Д.Н.-Альта-Принт, Дом.XXI век.2009
Cтатья « Настоящий английский джентльмен-какой он ?» И.Арцишевский www.statusnew.ru/etiket-2/
Ушинский К.Д. ,Избранные пед.сочинения под редакцией А.И.Пискунова, Г.С.Костюка, Д.О. Лоркипанидзе, М.Ф.Шабаевой, 1974
https: // dictionary.cambridge.org/dictionary/
https: // oxforddictionaries.com/English
https: //genskov.ru/nuda/
https: // gufome/dict/politics
www.youtube
Приложение № 1 (примеры некоторых ответов)
Приложение № 2 (словарь)