Возможные трудности при изучении английского языка в школе. Способы решения проблемы

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Возможные трудности при изучении английского языка в школе. Способы решения проблемы

Рыбинский М.Д. 1
1ГБОУ "Республиканский центр образования"
Габагуева Е.П. 1
1ГБОУ "Республиканский центр образования"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Говорите мне, и я забуду.

Учите меня, и я запомню.

Вовлеките меня (дайте мне сделать),

и я научусь.
Бенджамин Франклин

В начальной школе я учился по программе для детей с ОВЗ, в моём расписании было всего 4 предмета. Остальные предметы я посещал как слушатель (по настоянию моих родителей), меня на этих уроках не спрашивали, не оценивали и не задавали домашнее задание.

С пятого класса я перешёл на общую программу, и появление в расписании английского языка стало для меня шоком. Я не представлял, как я буду изучать язык с отставанием в 3 года. Но нужно было что-то делать, искать выход из ситуации. Мне необходимо было в короткий срок выучить основные правила и пополнить словарный запас. Было сложно. Учитель, который учил меня в 5 классе, говорил, что я такой не один, есть такие и среди тех, кто учил английский со 2 класса, не всем легко даётся изучение языка.

С 6 класса я учусь в «Республиканском центре образования». Мой новый учитель английского языка отметил, что знания у меня неплохие, и мы приступили к обучению по учебнику за 6 класс. Трудились все: и учитель, и мама, и я. Мы использовали разные методы. Результат не заставил себя долго ждать.

С 6 класса я каждый год принимаю участие в олимпиадах и конкурсах по английскому языку.

Надеюсь, мой проект поможет многим ученикам, их родителям, а также учителям и желающим изучить язык самостоятельно.

Актуальность проекта: Обязательное изучение английского языка начинается со второго класса. Не всегдажелание школьников говорить и знать язык совпадает с их способностями к нему. Одним язык даётся легко, другим – трудно. Многие родители очень хотят помочь своим детям, но часто не знают как. 

Цель: выявить возможные трудности в изучении английского языка у школьников, найти методы их устранения, определить роль семьи в этом процессе;

Задачи:

  1. Выявить наиболее распространенные приемы запоминания слов, используемые учениками при изучении английского языка;

  2. Предложить действенные способы самостоятельного изучения языка;

  3. Доказать, что изучение английского эффективно не только традиционными методами;

  4. Создать руководство по наиболее эффективным техникам обучения;

Объект исследования: проблемы школьников в изучении английского языка;

Предмет исследования: Эффективность использования различных методов и приемов;

Методы исследования:

  • проблемно-поисковый;

  • анализ информации;

  • изучение литературы;

  • анкетирование;

  • эксперимент

Гипотеза: предполагаю, что использование описываемых в исследовании приёмов и способов изучения приведёт к повышению успеваемости обучающихся по английскому языку.

Продукт проектной деятельности: брошюра- помощник;

Ожидаемый результат: узнать, какие бывают трудности в изучении английского языка, найти методы их преодоления;

Практическая значимость: презентация может быть использована на родительских собраниях, классных часах, лекциях, конференциях.

РАЗДЕЛ I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

Анкетирование

На начальном этапе проекта было проведено анкетирование среди учителей английского языка и учащихся разных классов.

В анкетировании приняли участие 26 человек (среди них 6 учителей), которые ответили на 8 составленных мною вопросов.

Н а вопрос «Как вы думаете, для чего изучают английский язык?» большинство (65% опрошенных) ответили: «для работы на компьютере».

Для 58% респондентов изучение английского языка необходимо для будущей профессии и, в дальнейшем, для карьерного роста.

И 54% опрошенных желают без языковых проблем путешествовать за границей.

Большинство (77%) считают предмет «Английский язык» сложным для изучения.

А самыми сложными считают аудирование и грамматику.

Одинаковое количество опрошенных считают причиной сложного усвоения предмета свою плохую память и то, что они не заинтересованы в изучении иностранного языка. 39% считают, что причина трудностей кроется в слишком сложной программе.

Лучшими способами для преодоления данных трудностей большинство считает самостоятельную работу, помощь родителей и освоение новых приемов запоминания иностранных слов.

Для успешного выполнения домашнего задания большинство опрошенных считают важным конспекты уроков (65%). Но и без интернета (сайты с ГДЗ и переводчики) 46% не могут справиться.

В качестве приемов, развивающих навыки владения английским языком, большинство называет просмотр фильмов и прослушивание песен на английском языке, а также посещение языковых курсов.

Анализ анкетирования показал, что исследование будет нести практическую значимость. В этом проекте мы рассмотрим некоторые приемы для более качественного изучения английского языка, протестируем некоторые из них.

Самые действенные будут описаны в брошюре «Помогайка по английскому языку».

Способы изучения английского языка:

  • Традиционные способы изучения английского языка

Каким же образом в нашей стране предпочитают изучать иностранные языки?

- Школа.

- Языковые курсы

- Языковые лагеря.

- Занятия с репетитором

  • Самостоятельное обучение или бесплатный английский - современные способы.

- «Оглянись вокруг»

- Мнемотехника

Фонетическая

Привязка слова к визуальному образу

Договорки- рифмовки

- Метод стикеров

- Английский по песням

- Мобильные приложения

Ещё в ХХ веке выдающийся психолог и доктор педагогических наук Алексей Леонтьев доказал, что овладеть английским языком на уровне свободного общения может любой ребёнок. Для этого не нужен «врождённый дар» или какая-то предрасположенность.

Если английский не даётся, скорее всего, подобраны не те методы изучения языка.

Рассмотрим возможные проблемы при изучении английского языка и способы их решения:

  1. Отношение ребенка к иностранному языку как к школьному предмету: чему-то навязанному, неинтересному и трудному.

Очень важно, чтобы быть заинтересованным, влюблённым в предмет.

  • Поможет метод «Оглянись вокруг».

Вокруг нас много английских слов.

Достаточно пройтись по улицам рядом с домом и обратить внимание на вывески: «Абсолют CASH&CARRY», « Rich Family», «FIX price», «WILDBERRIES». Возможно, на пути окажется парикмахерская «The Hat» или салон красоты «Dolce Vita». Каждая из них несёт свой смысл. Малышам могут помочь родители.

Английский есть в каждом нашем доме

WiFi – «вайфай» - бесплатный выход в интернет Wireless Fidelity – высокая точность беспроводной передачи данных). 

Как легко выучить название новых стран если заглянуть на этикетку одежды, на которой также написано из какого материала сделана вещь и как ее надо стирать

Таким образом, английский язык не заканчивается окончанием урока в школе, он окружает нас всегда и повсюду.

  • Хорошо, когда есть с кого брать пример!

Дети подсознательно копируют взрослых. Вряд ли школьник будет гореть желанием выучить английский, если мама с папой живут без иностранных языков и не беспокоятся на этот счёт.

Ещё хуже, когда родители транслируют негативное отношение к преподавателям. «У нас в школе англичанка вечно орала», «Я не выучил английский, потому что мой учитель сам его толком не знал». С таким подходом очень сложно заинтересоваться английским языком. 

Очень хорошо изучать английский язык вместе с родителями. Личный пример близкого человека невероятно вдохновляет:

- смотреть вместе англоязычные мультфильмы ( их герои говорят простым языком, а музыка помогает догадаться, если слово незнакомо).

- читать книги на английском языке (обычно они с красочными картинками, а у детей хорошая зрительная память).

  • Не нужно думать, что изучение иностранного языка - это жесткая дисциплина, сухие и непонятные таблицы и схемы.

Английский язык — невероятно мощный инструмент, предоставляющий множество возможностей, даже если не предстоит проживание в англоговорящей среде.

Он поможет:

  • Повысить самооценку

  • Идти в ногу со временем

  • Понимать литературу, тексты песен, фильмы

  • Путешествовать по миру

  • Расширить круг общения

  • Получить образование за границей

  • Получить интересную, высокооплачиваемую работу

  • Повысить конкурентоспособность

А ещё:

  • Улучшает память

  • Держит мозг в тонусе

  • Расширяет картину мира

Это хорошая мотивация!

2. Трудности с запоминанием новых слов.

При изучении любого иностранного языка важно пополнять свой словарный запас, запоминая новые слова. Очень много правил, исключений из них, идиом, которые нужно учить и только учить. Зубрить слова просто так — скучно и неэффективно. Мозг намного лучше запоминает визуальные образы.

Методик запоминания очень много.

  • Мнемотехника – метод, основанный на построении ассоциаций. «Каждый охотник желает знать где сидит фазан» — последовательность цветов радуги, пример из арсенала мнемонической техники.

- Фонетическая

Многие английские слова созвучные фонетически с русскими, но отличимые по смыслу.

Можно использовать карточки со словами на основе ассоциаций или ассоциации просто запоминать.

  • Ассоциации

Привязка слова к визуальному или звуковому образу. Ассоциации должны быть настолько яркие, чтобы при мысли об ассоциации в памяти тут же всплывало и само слово, и его смысл.

Palm — «ладонь» (думайте о пальме и её листьях, раскрытых как ладошка).

To look — «смотреть» (подумайте о том, как трудно смотреть, как кто-то режет лук).

Чтобы запомнить правило или группу слов, можно «прокрутить» целый ролик.

Любители рисовать могут завести блокнот с картинками-ассоциациями.

  • Мнемонические запоминалки.

Форма стишка напоминает загадку с рифмованной отгадкой, просто отгадка в этом случае – на английском языке.

Договорки-рифмовки детям, обычно, очень нравятся, а английские слова быстро запоминаются.

Эй, смотри сюда скорей:
Скачет зайка серый, grеy

Рыбы в море наловлю,
В море синем, синем, blue

  • Стикеры.

На предметы в комнате нужно наклеить стикеры с названиями на английском языке.

После того, как слова окончательно уложатся в памяти, стикер меняют на другой.

С помощью одной только двери можно выучить уйму новых слов: дерево/железо, замок, скважина, порог, косяк, вход/выход и другие.

Для того, чтобы новая информация запомнилась, необходимо соблюдать 3 главных правила:

  • Учите 15 минут в день, первые 15 минут память максимально активирована;

  • Повторяйте 3 раза, только так материал из кратковременной памяти переместится в долговременную;

  • Учите только самое нужное, 300 топовых слов английского языка покрывают 65% всех текстов на английском.

3. Проблемы с произношением.

Написание и произношение слов зачастую не совпадает. Буква может иметь два варианта звукового произношения, всё зависит от позиции её нахождения в слове. Это, порой, приводит в замешательство. Овладеть умением произношения важно на раннем этапе. Важно не только правильно произносить слова, но и соблюдать интонацию, ритм, ударение.

Правильному произношению учит учитель. Но времени, отведённого на урок, не всегда достаточно.

Есть несколько способов улучшить произношение дома:

  • Смотреть мультфильмы на английском языке, учитывая возраст и интересы;

  • Обучающие видео, посвящённые произношению;

  • Использовать аудиоприложения к учебникам и рабочим тетрадям,

мобильные приложения.

Чем лучше понимание английского языка на слух, тем лучше будет произношение.

  1. Грамматика,

по мнению многих, вообще представляет собой одну сплошную трудность английского языка. Хотя, на самом деле, не все так плохо. Система английских времён, артикли, модальные и фразовые глаголы, сложные грамматические конструкции, правила и исключения – в пределах понимания при большом желании.

  • Нужно двигаться от простого к сложному.

  • Главное правило - не заучивать правила, а разбираться и понимать.

  • Невозможно применить грамматику, не накопив словарный запас. Грамматика подобна клею, который удерживает слова вместе.

  • Каждое правило должно отрабатываться на практике.

  • Домашнее задание по предмету даётся для закрепления материала, его нужно выполнять.

Не все дети достаточно ответственны. Не каждый взрослый сможет помочь или проверить, выполняет ли ребёнок домашнее задание, самостоятельно ли он справляется.

Разобраться в задании помогут пособия для родителей, где написано доступным языком и приведены примеры. Их можно купить или найти и скачать электронный вариант.

  1. Неуверенность в себе.

Страх допустить ошибку и выглядеть смешным в глазах одноклассников - всё это мешает заговорить на английском языке и снижают мотивацию.

Над этой проблемой лучше работать дома.

  • Встроить английский язык в свою повседневную жизнь. 

- Придумать игры:

- на прогулке (определить цвет любого предмета назвать по-английски)

- разбирая покупки (назвать как можно больше предметов на английском языке)

- Каждодневные простые фразы заменить английскими:

«Привет!» - «Hello!»

«Доброеутро!» - «Good morning!»

«Добройночи!» – «Good night!»

«Спасибо!» – «Thank you!»

«Извините!» - «Sorry!» и т.д.

Эти фразы со временем можно заменить другими или чуть-чуть посложнее.

Постепенно страх и неуверенность отступят.

РАЗДЕЛ II. (ПРАКТИЧЕСКИЙ

Эксперимент для определения эффективности методов.

Цель: понять, все ли предложенные мной методы решения разных проблем при изучении английского языка эффективны.

Подготовка к эксперименту: сформированы 2 контрольные группы:

1. Племянница Ксения (8 лет, ученица 2-го класса, изучает английский первый год, оценка по предмету в школе «4»)

2. Младший брат Владимир (14 лет, ученик 8-го класса, изучает английский седьмой год, оценка по предмету в школе «4»)

В течение месяца каждому из них было предложено попробовать все 5 методов самостоятельного изучения английского языка:

«Оглянись вокруг», мнемотехника (фонетическая, привязка слова к визуальному образу), метод стикеров, английский по песням и мобильные приложения.

Проведение эксперимента:

- Определение у каждого участника уровня владения языком, путем выполнения теста;

- Занятия языком 2 раза в неделю в течении 30 мин, дополнительно к занятиям в школе.

- Повторный тест на уровень знаний.

Племянница с удовольствием пользовалась карточками, стикерами, смотрела мультфильмы на английском языке, пела песни, учила договорки-рифмовки, разговаривала с родителями, употребляя повседневные слова («Hello!», «Good night!» и т.д.) и рассматривала вывески магазинов.

Она совсем не захотела заниматься по мобильным приложениям.

Брат охотно смотрел кино и использовал мобильные приложения, его заинтересовал метод ассоциаций для запоминания новых слов.

Метод стикеров, карточек и договорки-рифмовки для его уровня знаний неприемлемы.

Результат эксперимента: повышение уровня знаний английского языка и интереса к обучению, выделены плюсы и минусы предложенных методов.

«плюсы»:

  • удобный темп изучения

  • финансовая экономия

  • отсутствие критики

«минусы»:

  • эффективность каждого метода зависит от индивидуальных особенностей человека

Брошюра

В пособии описаны самые действенные методы изучения английского языка и даны практические советы.

Эта брошюра поможет на начальном этапе справиться с возможными трудностями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Английский язык — это не просто урок в школе, а необходимость, продиктованная временем.

Трудности - это не преграда, а возможность расти и развиваться. Изучение английского языка может быть сложным на первых порах, но с правильным подходом и настойчивостью вы сможете преодолеть трудности и достичь своих языковых целей.

Подводя итог проведенному анализу эффективности методов изучения иностранного (английского) языка, можно сделать вывод, что эффективность зависит от индивидуальных особенностей человека. Абсолютно эффективного метода из проанализированных не выявлено.

Эффективность метода будет зависеть от следующих факторов:

  • возраст;

  • уровень владения языком;

  • количество времени, которое уделяется занятиям;

  • восприятие и приоритеты ученика.

Я постарался раскрыть доступные методы для самостоятельного изучения английского языка.
Выбор остаётся за каждым.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Илюшкина А.В. Словарик трудностей английского языка. Литера, 2019. – 64 с.

Сухов В. В. Трудности английского языка с примерами и картинками. Литера, 2014. – 128 с.

Электронные ресурсы

https://vashgorod.ru/post2002705

https://skyeng.ru/articles/7-effektivnyh-sposobov-zapominaniya-anglijskih-slov/

https://ug.ru/metody-zapominaniya-anglijskih-slov-5-effektivnyh-sposobov/

https://lifehacker.ru/100-procentnaya-pamyat/

https://11klasov.net/

https://panda-school.by/luchshiye-prilozheniya-dlya-izucheniya-angliyskogo/

https://skyteach.ru/lifestyle/anglijskij-vokrug-nas-gde-student-mozhet-vstretit-anglijskij-vne-klassa/

Использованы фотографии из личного архива автора.

Просмотров работы: 26