ВВЕДЕНИНЕ
Одним из самых значимых и действенных методов обучения иностранному языку является применение музыкальных материалов.
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время использование песенного материала для подачи и отработки грамматических явлений, является нужным приёмом, так как имеет эффективность, не приводит к утомляемости, даже при частом использовании, вызывает приятные эмоции и может быть доступным, как в рамках школьной среды, так и домашней.
Определив актуальность выбранной нами темы, была установлена проблема исследовательского проекта, состоящая в том, чтоогромное количество времени уходит на изучение сложных грамматических структур, от чего люди теряют интерес к изучению английского языка.
Цель, которую мы поставили перед собой, в ходе выполнения данного проекта, заключается в определении эффективности песенного материала, как способа изучения грамматики английского языка.
Осуществление цели данного исследования потребовало решения ряда задач:
Изучить информационные источники по теме проекта.
Определить принципы работы с песней для её эффективности.
Выбрать песни, с которыми буду работать.
Разработать упражнения к каждой песне.
Доказать необходимость применения песенного материала в обучении школьников.
Объект исследования: песня, как средство обучения грамматики английского языка.
Предмет исследования: обучение грамматическим навыкам через прослушивание песен (аудирование), чтение текстов песен.
Гипотеза: Эффективный путь к изучению английского языка лежит через песни.
Продуктом проекта является сборник грамматических упражнений, основанный на песнях.
Методы исследования:
Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование.
Теоретические методы: анализ, классификация, обобщение.
Практическая значимость работы:
Повышение качества знаний по английскому языку;
Применение данного метода на практике;
Новизна работы заключается в выявлении полезности песенного материала при изучении английского языка посредством анкетирования и на основании результатов исследования был разработан сборник грамматических упражнений
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Важная роль песен в обучении иностранного языка
Песни помогают более точно усваивать грамматические конструкции языка. Более того, прослушивание и исполнение музыкальных произведений способствует развитию навыков произношения и совершенствованию слуха.
Изучение и регулярное проговаривание коротких простых песен способствует улучшению произношения, правильному распределению ударений, восприятию ритма, а также развивает музыкальный слух и другие навыки. Доказано, что музыкальный слух, внимание к звукам и их контроль тесно связаны с совершенствованием артикуляционного аппарата.
Песни выполняют важную роль в эстетическом воспитании учащихся, помогают укрепить групповой дух и раскрывают творческий потенциал школьников. При внедрении музыки в учебный процесс создается положительная психологическая атмосфера в классе, снижается уровень стресса, активизируется мыслительная деятельность, а также развиваются как монологическая, так и диалогическая формы речи. Это способствует привлечению внимания к изучению иностранного языка и повышает эмоциональный фон учащихся.
Таким образом, с методической точки зрения, песня на иностранном языке может служить, с одной стороны, примером иноязычной коммуникации, которая отражает уникальные аспекты жизни, культуры и традиций народа, говорящего на данном языке. С другой стороны, будучи источником информации, песня имеет потенциал влиять на духовное развитие ученика, гармонично связывая его ум и чувства в единое целое.
1.3. Применение на уроках
На занятиях по иностранному языку использование песен может содействовать достижению различных целей и решению практических, развивающих и воспитательных задач, таких как:
Использование в качестве фонетической разминки в начале урока (детские песни идеально подходят для этого, поскольку они просты, ритмичны и легко запоминаются);
Для глубинного усвоения лексических и грамматических материалов;
Для поощрения развития речевых навыков и умений;
Для создания расслабляющей атмосферы во время урока, когда ученики ощущают психологическое и физическое напряжение, и им необходима разрядка, которая поможет снять стресс, не прерывая процесс обучения;
Для изучения нового лексико-грамматического материала, что требует последовательной работы на протяжении нескольких уроков;
Для проведения дискуссий и бесед.
Конечно, они должны быть интересны по содержанию, иначе у учащихся не возникнет стимула, мотивации к высказыванию своего мнения, обсуждению и последующему исполнению песни. Если прежде песни на уроках иностранного языка не практиковались, данный вид деятельности можно начать с выяснения отношения учащихся к пению и музыке в целом. Работа над песней может длиться на протяжении нескольких уроков и условно делится на следующие аспекты: грамматический, фонетический, технический, лексический, социокультурный.
В среднем, на одном уроке, на отработку песни на английском следует отводить не более 10 минут. Процесс работы над каждой отдельной песней делиться на несколько этапов.
Предтекстовый этап. Построение ассоциативных представлений по названию и содержанию песни.
Первое прослушивание. Проверка высказанных предположений о содержании песни.
Работа над фонетической стороной речи. Отработка звуков, слов и словосочетаний. Отработка четкого произношения путем повторения слов за диктором и вместе с диктором.
Работа над грамматикой. Примером отработки грамматики может служить упражнение на заполнение пропусков или употребление глаголов в правильной форме в тексте песни на английском языке. Проверка правильности выполнения задания путем прослушивания песни. Помимо глаголов, можно составить упражнения на отработку всех типов вопроса в английском языке, употребление предлогов, степеней сравнения прилагательных и др.
Работа с содержанием песни. Ответы на вопросы учителя по содержанию песни.
После текстовый этап. Пение английской песни без диктора. Развитие навыка говорения: описание учащимися места действия песни, сюжета и др.
Задания на запоминание слов песни. Для многих школьников запоминание слов на иностранном языке является серьезной проблемой, поэтому данному этапу стоит уделить особое внимание. «Лучше всего в запоминании новых слов поможет повтор слов за диктором и проговаривание вместе с ним.
Кроме этого, существуют и другие действенные способы запоминания текста английской песни»:
"Complete the phrase" – на доске записано начало фразы из песни, задача учеников – по памяти закончить ее.
"Snowball" – каждый ученик повторяет предыдущую фразу и произносит свою.
"Chain" – каждый ученик произносит по одной строчке куплета и так до конца песни.
"Order the lines" – учитель делит класс на две команды и выдает каждой команде конверт с разрезанной на строчки песней. Задача каждой команды — как можно быстрее собрать текст песни на английском языке.
Для большей вовлеченности учащихся можно использовать заучивание слов песни и самостоятельное исполнение. Интересным для обучающихся будет вовлечение в конкурс на лучшее исполнение посредством внеклассного мероприятия.Например, учащиеся младших классов хорошо запоминают вопросительные предложения на мотив песенки «В траве сидел кузнечик…»
What can we do for you, Mum? /3 раза/
What can we do for you?
What can we do? What can we do? What can we do for you, Mum? /2раза/
Распевая песенку, школьники легко и непроизвольно заучивают модальные глаголы и лексику, которая понадобится им в рассказе о том, как они помогают маме дома. Песенка разучивается в течение нескольких уроков, во время проведения фонетической зарядки.
Выводы по 1 главе
Использование песен в изучении английского языка – это эффективный метод, оказывающий положительное влияние на эмоциональную сферу учащихся, улучшающий восприятие и запоминание информации, мотивацию, знание культуры и речевые навыки. Песни делают уроки интереснее и повышают результативность обучения. Несмотря на множество исследований, некоторые аспекты их применения требуют дополнительного изучения. Важно тщательно выбирать песни, соответствующие интересам учащихся и тематике занятий. Песни используются для разных целей: от фонетической разминки до углубленного анализа грамматики. Необходимо учитывать этапы работы с песнями, чтобы активизировать когнитивные и творческие способности учащихся. Включение песен создает благоприятную атмосферу для обучения, усиливает интерес к предмету и способствует формированию коммуникативной компетенции.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Анкетирование учащихся среди 8–10 классов
В ходе своего исследования мы провели анкетирование и эксперимент, направленные на выявление эффективности и актуальности данного метода изучения английского языка. Эксперимент и анкетирование проводились среди учащихся 9–10-х классов (52 человека).
В анкетировании принимали участие учащиеся в возрасте от 15 до 17 лет. Анкета состояла из пяти вопросов. [Приложение 1].
По результатам анкетирования 85% участников опроса считают, что знание английского языка является необходимым для современного человека. Также результаты показывают, что 90% студентов слушают англоязычные песни. Для 35% опрошенных такая музыка приносит душевное удовлетворение, 33% просто наслаждаются звучанием, а 27% отмечают, что песни на английском языке расширяют их словарный запас. Большинство респондентов иногда понимают смысл англоязычных текстов, тогда как 15% не осознают содержание, и лишь 5% полностью понимают содержание песни. 90% участников опроса проявляли интерес к текстам песен и считают, что музыка способствует обучению английскому языку. [Приложение 2].
Согласно итогам анкетирования, можно утверждать, что использование музыки для изучения английского языка может привлечь интерес учеников и стать отличным способом поддержки в их языковом обучении.
2.2. Разработка заданий
Основываясь на анкетировании, ученики выбрали наиболее подходящую песню, которая будет им интересна: Imagine Dragons – Natural
Далее мы разработали задания на основе этого музыкального произведения. На листе заданий мы представили информацию о самой группе и треке, словарь с лексическими словосочетаниями. Участники эксперимента должны были вставить пропущенные слова, полагаясь на словарь.
Следующим этапом мы предоставили музыкальный отрывок, ученики должны были прослушать и заполнить пропуски, используя фразы выше.
Далее ученики должны были вставить пропущенные слова без доступа к словарю. Далее была представлена памятка с полезной лексикой, участникам было нужно вставить пропущенные слова в тексте, используя эту памятку. Далее был предоставлен отрывок из песни, нужно было вставить пропущенные слова, не имея доступа к словарю. [Приложение 3].
После всего мы снова предоставили задание номер 1, без доступа к словарю, и сравнив результаты до и после, мы обнаружили, что результаты стали лучше, а значит наши задания имели эффективный характер, а словарный запас учеников увеличился.
Выводы по 2 главе
В настоящее время иностранные песни пользуются большой популярностью среди молодежи. Музыка развивает различные виды памяти: слуховую, моторную, образную и зрительную, что делает процесс изучения языка крайне полезным.
Из этого можно сделать несколько выводов:
Работа с песнями способствует росту интереса к предмету.
Песни улучшают навыки произношения и развивают музыкальный слух.
Они вызывают положительные эмоции, что помогает лучше усваивать лексику и грамматику.
Тексты песен эффективно расширяют словарный запас и закрепляют грамматические конструкции.
Заключение
В процессе нашей исследовательской работы мы обнаружили, что музыка играет значительную роль в изучении иностранных языков. Песни на английском языке популярны и широко востребованы среди молодежи. Это подтверждается результатами проведенного опроса. Практически каждый день люди слышат англоязычные песни, будь то по радио или через мобильные устройства. Мы наслаждаемся ими, и это побуждает нас напевать их, тем самым мы учимся правильно произносить слова на иностранном языке и начинаем осознавать их смысл. Встретив незнакомые слова или выражения, мы обращаемся к словарям, что способствует изучению английского.
Эффективность этого подхода подтверждается итогами нашего эксперимента. Разумеется, овладеть английским только через песни невозможно. Также не стоит рассматривать этот метод как основной, поскольку в песнях часто смешиваются различные правила и используются много незнакомых слов, фразеологизмов и сленга. Тем не менее, это отличный способ обучения, особенно для молодежи.
Можно сказать, что музыка оживляет процесс изучения, позволяя ощутить богатство языка. Гипотеза о том, что эффективный путь к изучению английского языка лежит через песни, подтвердилась.
Список литературы
1. Веренинова Ж. Б. Песня как методический приём при фонетической отработке английских срединных сонантов: учебник. – М.: Флинта, 2023. – 396 с.
2. Зарайская, С. Лёгкий способ быстро выучить иностранный язык с помощью музыки. 90 действенных советов / Пер. с англ. Тихомирова Е. – М.: МИФ, 2014. – 208 с.
3. Полякова Е. А. Нетрадиционные методы обучения английскому языку: Песни и игры. М.: Просвещение, 2017.
Интернет–ресурсы
1. Актуальность владения иностранным языком в современном мире [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/137/38511/ (дата обращения: 27.12.2024).
2. Песня как методическое средство в обучении английскому языку [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/90/18674/ (дата обращения: 27.12.2024).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «Вопросы анкетирования».
№ |
Вопрос |
Анализ ответов |
1 |
Как вы считаете, нужно ли в наше время знать английский язык? |
А) Да Б) Нет В) Не знаю |
2 |
Слушаете ли вы музыку на английском языке? |
А) Да Б) Нет В) Иногда |
3 |
Понимаете ли вы текст англоязычной песни, когда слушаете? |
А) Да Б) Нет В) Иногда |
4 |
Как вы думаете, помогает ли такая музыка в изучении английского? |
А) Да Б) Нет |
5 |
Что вам дает песня на английском языке? |
А) Изучение новых слов Б) Отдых В) Просто нравится звучание Г) Ничего |
6 |
Какая песня вам нравится больше? |
А) Imagine Dragons – Natural Б) Taylor Swift – Today Was a Fairytale В) Ed Sheeran – Perfect |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. «Результаты анкетирования».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. «Методическая разработка по одной из песни сборника»
ImagineDragons – Natural
Read the biography of the band
Imagine Dragons is an American pop rock band based in Las Vegas, Nevada, consisting of lead singer Dan Reynolds, guitarist Wayne Sermon, bassist Ben McKee
Imagine Dragons has won three American Music Awards, nine Billboard Music Awards, one Grammy Award, one MTV Video Music Award, and one World Music Award.
"Natural" was released on July 17, 2018, serving as the lead single from the band's fourth studio album Origins (2018), as well as the seasonal anthem of the 2018 ESPN College Football.
"Natural" speaks of the cold truth of living and surviving in this world.
Study the useful vocabulary.
Align – to put two or more things into a straight line.
Give in – to accept that you have been defearted and agree to stop competiting or fighting.
Give up – to stop doing something before you have finished it, usually because it is too difficult.
Heaven – the place where the God is.
Hold the line – not give up in a difficult situation, hold the pressure of a difficult situation.
Sin – an act of breaking a religious or moral law.
Step in – to become involved in order to help.
Without a consequence or cost – without any result of a situation, bad result.
Fill in the gaps. Use the useful vocabulary above for help if you need.
1) When my younger brother starts crying I usually _____ and buy him an ice cream.
2) Our orders were to _____ to the last man.
3) He added, we'll fire all security personnel who won't fulfil their professional duties _____.
4) I need to _____ the text left so that it looks neat and organized.
5) Lying is considered a _____ in many religions.
6) If your brother is bullied at school, it's important to _____ and help him out.
7) You lose when you _____.
8) Demons are angels who fell from _____.
Listen and fill in the gaps. Use the phrases above.
Will you _____?
When every one of them has _____ or _____, tell me
In this house of mine
Nothing ever comes _____, tell me
Will the _____?
Will heaven step in? Will it _____? Will it?
'Cause this house of mine stands strong.
Listen and choose the words you hear. Then listen again and check.
Will you hold the _____?
When every one of them has given _____ or given _____, tell me
In this house of _____
Nothing ever comes _____a consequence or cost, tell me
Will the stars _____?
Will heaven step in? Will it save us from our _____? Will it?
'Cause this house of mine stands strong.
Study the useful vocabulary.
A prey – someone who can be easily harmed
Cast away – to get rid of someone or something
Edge – the outer point of something
Face up – to accept that a difficult situation exists
Rather be = would rather be – prefer one thing more than another
Fill in the gaps. Use the useful vocabulary above for help if you need.
They walked down to the water’s _____.
And you have _____ to catch.
You have to be strong enough to ______ to it right now.
We must _____ false hopes and rely on ourselves.
I'd _____ European than British.
Listen and choose the option you hear. Then listen again and check.
That's the price you _____.
Leave behind your heart and cast _____.
Just another product of ______.
Rather be the hunter than the _____.
And you're standing on the edge, face up 'cause you're a...
Fill in the gaps.
1) When my younger brother starts crying I usually _____ and buy him an ice cream.
2) Our orders were to _____ to the last man.
3) He added, we'll fire all security personnel who won't fulfil their professional duties _____.
4) I need to _____ the text left so that it looks neat and organized.
5) Lying is considered a _____ in many religions.