Мультфильм своими руками на русском и английском языках

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мультфильм своими руками на русском и английском языках

Саидова А.Д. 1
1МБОУ «Гимназии № 179-центр образования», г. Казань
Галимзянова Э.Н. 1
1МБОУ «Гимназии № 179-центр образования», г. Казань
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мультфильмы прочно вошли в культурную жизнь общества, принося удовольствие и положительные эмоции зрителям любого возраста. Даже в условиях активного технологического прогресса и цифровых изменений искусство анимации продолжает сохранять свою популярность и актуальность.

В нашем проекте мы сосредоточились на создании собственного мультфильма, анализируя разнообразные стилистические приемы мультипликации.

Актуальность данного проекта обусловлена растущим спросом на позитивные мультфильмы и необходимостью противостоять тенденции перенасыщения анимационной индустрии произведениями с агрессивной и негативной направленностью.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что изучив, как создаются мультипликационные фильмы, и используя новые технологии, можно самостоятельно создать простой мультфильм по своему сценарию на разных языках.

Цель исследования - создать собственный мультфильм на русском и английском языках с использованием современных возможностей.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить историю развития мультипликации, выяснить специфику мультипликационных фильмов

  • Проанализировать заголовки мультфильмов на английском языке и выявить основные стратегии перевода их на русский язык

  • Определить основные техники для самостоятельного создания мультфильма

  • Создать мультфильм своими руками на двух языках

Во время выполнения работы были использованы следующие методы исследования: сбор информации, анализ, наблюдение, сравнение, обобщение.

Мультипликация и история ее развития

Термин «мультипликация» произошел от латинского слова "multiplicatio" - умножение, увеличение, возрастание, размножение. [1] Это фильм, выполненный при помощи средств покадровой отрисовки и предназначенный для демонстрации в кинотеатре, трансляции по телевидению, просмотре на экране компьютера и других электронных устройствах.

Слово «анимация» - от латинского слова "animātiō" означает оживление или одушевление. [1] В нашем кино анимацию чаще называют мультипликацией (дословно – "размножение").

Художники всех времен и народов мечтали о возможности передать в своих произведениях подлинное движение жизни. Яркую передачу движения находим мы в искусстве древнего Египта и древней Греции - в скульптурных рельефах, в росписях гробниц и храмов фараонов и в рисунках, украшающих вазы.

B XV в. появились книги с рисунками фаз движения человека, разворачивая которые создавалась иллюзия оживших картинок.

В средние века находились умельцы, развлекавшие публику с помощью аппарата наподобие фильмоскопа, куда вставляли прозрачные пластины с рисунками. Его называли «волшебным фонарем».

В 1832 году бельгийский ученый Жозеф Плато, изобрел оптическую игрушку - фенакистоскоп - вращающийся диск с прорезями для оживления серии последовательных картинок, расположенных по кругу. Раскрутив такой диск и посмотрев на него через зеркало, можно увидеть, как оживают картинки. Это был первый прибор, продемонстрировавший принцип создания иллюзии движения.

1832 г. - тот же принцип был положен венским профессором Симоном Фон Штампефером в основу стробоскопа - картонный барабан, насаженный на ось. На внутренней стороне этого барабана на бумажной ленте находилась серия рисунков (обычно их было от восьми до двенадцати), иллюстрирующих последовательные фазы движения человека или животного.

1853 г. - австриец Барон Фон Ухациус, сконструировав стробоскоп, в котором изображения помещались на стеклянном диске и освещались масляной лампой, впервые спроецировал их на экран.

1870 г. - Генри Хейл из Колумбуса (штат Огайо) организовал первый в истории публичный сеанс "живой" фотографии. Он применил волшебный фонарь, проецирующий диапозитивы, размещенные на диске. Фазатрон, так назывался аппарат Хейла, отличался от аппарата Ухациуса только тем, что рисунки в нем были заменены фотографиями. На диске Хейла были помещены последовательные фазы движения вальсирующей пары.

1877 г. - француз Эмиль Рейно, заимствовав вращательный барабан зоотропа Хорнера и усовершенствовав зеркальную систему фенакистископа Жозефа Плато, создал новый, более совершенный прибор, назвав его "праксиноскопом" Рейно.

Этот день можно считать днем рождения анимации, а именно 30 августа 1877 года, когда в Париже был запатентован подобный аппарат - праксиноскоп Эмиля Рейно.

1884 год - Марей создал первый хронофотографический аппарат. Опыты Мюйбриджа и Марея внесли значительный вклад в изучение движений человека и животных и в развитие техники.

1885 г. - Герман Кастлера создает мутоскоп - прибор с барабаном, в котором помещалась тысяча (и больше) рисунков.

Пионером русской мультипликации считается художник и оператор Владислав Александрович Старевич. Он разработал особую художественную технику и прием для постановки и съемки объемно кукольной мультипликации, сохранившуюся в своих основных чертах и по настоящее время. Им были созданы в России первые в мире объемно-мультипликационные фильмы. [1, 3]

Виды мультфильмов

По способу создания можно все мультфильмы разделить на следующие виды:

1. Пластилиновая мультипликация (англ. clay animation) - вид мультипликации. Термин, Claymation запатентован Ассоциацией Уила Винтона в штате Орегон.

Фильмы делаются путём покадровой съёмки пластилиновых объектов с модификацией (этих объектов) в промежутках между кадрами.

В жанре пластилиновой мультипликации работали Александр. Татарский, Гарри Бардин.

2. Рисованная мультипликация - технология мультипликации, основанная на покадровой съёмке немного отличающихся двумерных рисунков. Возникла в конце XIX — начале ХХ веков.

Изначально, каждый кадр рисовался отдельно и полностью, что было очень трудоёмко и отнимало много времени даже у большого коллектива художников.

Затем была придумана послойная техника рисования объектов и фонов на прозрачных плёнках, накладываемых друг на друга. Это значительно уменьшило трудоёмкость работ, так как не нужно было рисовать каждый кадр с нуля. Впервые послойную технику применил Уолт Дисней.

3. Компьютерная графика - область деятельности, в которой компьютеры используются в качестве инструмента как для создания изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира.

По способам задания изображений графику можно разделить на категории: двухмерная графика, векторная графика, растровая графика, фрактальная графика, трёхмерная графика.

4. Объёмная (кукольная) анимация. При объёмной анимации используют куклы из глины, пластилина, дерева, других материалов.

Специфика мультипликационных фильмов

Мультипликация является одним из самых интересных и увлекательных жанров киноиндустрии. Мультипликация — это вид, объединяющий, как и игровое кино, так и многие виды искусства.

Так, в графической мультипликации, прежде чем начать покадровую съемку, необходимо создать несколько десятков рисунков одного и того же персонажа «Мультипликация» — это как раз и означает много рисунков, а «анимация» оживление персонажей, которая и осуществляется методом покадровой съемки. В графической мультипликации существует достаточно много способов создания движущихся персонажей. Для создания персонажа аниматоры могут использовать самые разные материалы - пластилин, плоские силуэты, рисунки, открытки, фотографии.

Силуэтная съемка похожа на игру. Нарисованного на плотной бумаге персонажа вырезают. Причем голова, туловище, ноги и руки вырезаются отдельно. Затем на фоне декорации, которая также нарисована на листе бумаги, из вырезок составляется человечек. Мультипликатор, просчитывая фазы движения, передвигает ноги, руки и голову персонажа. Каждая фаза фотографируется, после чего, все кадры монтируются с помощью специальной компьютерной программы.

Таким образом, наш персонаж оживает и начинает бегать, прыгать, говорить, смеяться и выражать в соответствии со сценарием другие эмоции. Но пока беззвучно.

Голос ему даст актер, который будет озвучивать мультипликационного персонажа.

Компьютерная мультипликация — это уже совсем другие технологии создания мультипликационных фильмов.

Возможности компьютерной мультипликации значительно шире, а качество выше. Самыми популярными видами современной компьютерной мультипликации является Flash и 3D.

Оживление персонажей мультфильма при помощи компьютерных программ довольно часто происходит с помощью такого способа как захват движения «motion capture». Он заключается в том, что все движения будущего мультипликационного персонажа выполняет человек - прыгает, приседает, бежит. Затем с помощью компьютерного моделирования, человек выполнявший движения, превращается в забавного персонажа.

Мультипликация представляет собой вполне самостоятельное искусство со своим художественным языком.

Характерно, что мультипликационный фильм, как правило, ориентируется на рисунок с отчетливо выраженной спецификой языка: на карикатуру, детский рисунок, фреску.

Особенности анимационного фильма непосредственно связаны с национальной культурой. Мультипликаторы различных стран акцентируют свой особый стиль в создании персонажей. Главный герой, как правило, сталкивается со сложными ситуациями, одолевает врагов и становится победителем, чем и призван завоевать симпатии зрителей, стать кумиром и примером для подражания.

В соответствии с данным фактом, создатели мультфильма стараются выбирать хорошую литературную основу: сказки, поверья, легенды. И все же, основой мультфильма должен являться хорошо проработанный драматургически полноценный сценарий.

Неотъемлемой частью любого мультипликационного сценария является юмор. Основным способом передачи комичного в мультипликационном фильме является каламбур, особая игра слов.

Песни также являются важной составляющей анимационного кинотекста. Они придают фильму должную динамику и образность.

Со стилистической точки зрения особое внимание в сценарии мультфильма уделяется средствам художественной выразительности. Следует отметить, без особых трудностей детьми воспринимаются такие стилистические приемы как эпитеты, сравнения и олицетворения.

Эпитеты и сравнения помогают создать более точный образ персонажа или объекта, олицетворения понимаются детьми буквально. Формообразующие принципы стилизации демонстрируют не только неистощимую фантазию художника, но и активизируют восприятие зрителя, подталкивают его к домысливанию того, что не видно глазу.

Одним из обязательных условий творческой стилизации является индивидуальный характер, которым художник наделяет свой персонаж.

Стилизация формирует саму сущность персонажа, помогает демонстрировать темперамент, выявлять уникальные особенности характера. Главной задачей стилизации является достижение персонажей максимальной выразительности и эмоциональности в ущерб реалистичности и правдивости.

Анализ перевода заголовков мультфильмов

Для зрителей при просмотре мультфильма особенно важен заголовок мультфильма и его перевод. Популярность мультфильма часто во многом определяется его заглавием, ведь эффектным заголовком гораздо легче привлечь внимание зрителя, чем описанием содержания этого фильма.

Исследования психологов показывают, что около 80 % читателей газет и журналов уделяют внимание только заголовкам. Так же дело обстоит и с кино.

Зритель по названию определяет свое отношение к фильму, решает, стоит ли его смотреть.

Проблема перевода заголовков фильмов актуальна потому, что очень важно, чтобы перевод названий фильмов был произведен качественно. Это непростая задача для переводчика, т. к. заголовок должен быть не только ярким и запоминающимся, т. е. выполнять рекламную функцию, но и сообщать информацию о жанре фильма, его содержании, целевой аудитории.

Е. Ж. Бальжинимаева выделила три основные стратегии переводчиков при работе с заголовками художественных фильмов [4]:

1. Прямой перевод англоязычных названий фильмов на русский язык. В основном, такой стратегии подвергаются названия фильмов, где отсутствуют непереводимые культурно специфические компоненты. Например, Книга джунглей (1967) - The Jungle book, Как приручить дракона (2014) - How to train the dragon, Университет монстров (2013) - Monsters University, Красавица и чудовище (1991) - Beauty and the Beast, Гадкий я (2013) - Despicable me. K данной стратегии также относятся такие приемы перевода, как транслитерация и транскрипция имен собственных, не обладающих внутренней формой: Minions (2015) Миньоны, Мадагаскар (2005) Madagascar, Шрек (2001) Shrek.

2. Трансформация названия. При использовании этой стратегии многие названия фильмов переводятся с помощью замены или добавления лексических элементов, а ввод ключевых слов фильма компенсирует в названии смысловую или жанровую недостаточность дословного перевода. Это также отражает рекламную функцию названий фильмов. Наряду с добавлением может использоваться и прием опущения (Храбрая сердцем (2012) Brave, Рапунцель: запутанная история (2012) Tangled, История игрушек: Большой побег (2010) Тоу Story).

3. Замена названий фильмов. (Суперсемейка (2004) The Incredibles, Кот гром и заколдованный дом (2013) The house of Magic, Город героев (2014) Big Hero, Монстры на каникулах (2015) Hotel Transylvania).

В ходе исследования мы проанализировали 75 заголовков наиболее популярных англоязычных мультфильмов за последние несколько лет.

(см. Приложение 1)

В итоге были выявлены следующие стратегии, используемые переводчиками:

1. Прямой перевод: 36 % (27 названий)

2. Трансформация: 40 % (30 названий)

3. Замена: 24 % (18 названий)

В результате данного анализа мы пришли к выводу, что в последнее время уменьшилась доля прямого перевода, и более широко стали применяться стратегии трансформации и замены, которые служат для выполнения рекламной функции и обеспечивают высокий рейтинг просмотров мультфильмов.

Техники для самостоятельного создания мультфильма

Рассмотрим возможные варианты создания мультфильма, если нет специального образования и дорогого оборудования.

Предлагаем несколько техник, в которых может создаваться мультфильм самостоятельно: он может быть сделан из бумаги, из лего, из пластилина, его можно нарисовать и анимировать. Рассмотрим каждую технику в отдельности:

  1. Мультфильм из бумаги

Подойдет для тех, кто владеет навыками оригами и любит делать аппликации, клеить, вырезать.

Для создания анимационной картины достаточно хорошо освещенной поверхности и камеры, установленной на штативе. Не обязательно использовать профессиональную аппаратуру. Подойдет любой смартфон, установленный на штатив, главное – сохранять его в фиксированном положении и снимать каждый кадр при одинаковом освещении для более качественного и профессионального результата.

Алгоритм действий: сначала выбирается ракурс и место действия, после чего устанавливаются камера и освещение, размещаются бумажные персонажи и делается снимок. Далее необходимо медленно изменять их положение, фотографируя после каждого изменения. В результате собранные фотографии объединяются в анимацию с помощью мобильного приложения или компьютерной программы, позволяя создать мультфильм бесплатно.

  1. Мультфильм из Лего

Фигурки из Лего сами по себе очень вариативны и дают большой простор для фантазии. Можно создавать разнообразные декорации и целые миры для анимационных героев. Лего-мультики популярны на YouTube и могут приносить доход.

Процедура создания аналогична предыдущей: составляется сцена, делается снимок. Сборка финальной анимации из отдельных кадров требует времени и терпения. Рекомендуется использовать качественное программное обеспечение с разнообразными функциями и эффектами для создания плавных переходов и улучшения изображения.

  1. Мультфильм из пластилина

Классика советской пластилиновой анимации, такая как «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег», по-прежнему вдохновляет на создание собственных проектов.

После лепки персонажей их размещают в кадре и фотографируют. Процесс создания мультфильма схож с предыдущими методами. Для достижения естественности и плавности анимации необходимо сделать сотни фотографий.

  1. Рисованная анимация

Для создания такого мультфильма необходимы навыки рисования. Отрисовка может производиться на графическом планшете, хотя возможно использование и компьютерной мыши.

В данном случае алгоритм работы следующий. Нужно создать проект в программе для рисования мультиков, нарисовать там фон и персонажей, создать сцены и кадры, а потом сохранить результат в формате видео. Время работы зависит от сложности героев и окружающего их мира. Для простого домашнего мультфильма достаточно простой графики без излишней детализации.

  1. Компьютерная анимация

Возможности современных технологий и программного обеспечения открывают перспективы для самостоятельного творчества в области анимации. С помощью доступных инструментов можно создавать персонажей, миры и сюжеты с высокой степенью детализации и реализма, не выходя из дома. Существует множество программ для создания образов героев, 3D-моделирования и монтажа мультфильма, и позволяют создавать разные анимационные проекты от простых до наиболее сложных.

Алгоритм создания мультфильма включает в себя несколько ключевых этапов. Сначала генерируются персонажи и сцены через текстовый запрос в выбранной программе для моделирования. Затем происходит анимация персонажей и объектов. Здесь требуется внимание к деталям движения и экспрессии. После чего производится рендеринг готовых сцен, они собираются в последовательность с помощью программы для видеомонтажа, накладывается голос, добавляются звуковые эффекты и музыка для полного погружения в созданный мир. Эти технологии позволяют сократить время на создание анимации и упростить процесс. Благодаря алгоритмам машинного обучения компьютеры могут автоматически генерировать движения и анимацию персонажей, что существенно ускоряет работу над проектами.

Практическая часть

Работая над проектом, мы определили и выполняли следующий пошаговый алгоритм создания своего мультфильма:

  1. Подготовка идеи:

- определение темы и сюжета мультфильма

- создание общего концепта и структуры истории

2. Сценарий:

- придумывание сценария мультфильма с описанием действий персонажей и сцен

- определение главных персонажей и их характеристики

3. Визуализация:

- создание персонажей и мест действия

- определение стиля искусства и дизайна персонажей и фонов.

- анимация персонажей и объектов

4. Звук:

- запись голоса и звуковых эффектов

- запись голоса на двух языках: русский и английский

5. Монтаж:

- соединение всех сцен и анимации в единое целое

- добавление звука и музыкального сопровождения

6. Тестирование и корректировка:

- проведение тестирования, чтобы выявить ошибки и недоработки в мультфильме.

- внесение необходимых корректировок и улучшений

7. Отслеживание и анализ:

- отслеживание реакции и отзывы зрителей

- анализ данных для улучшения будущих проектов.

Результат – мультфильм своими руками на английском и русском языках (см. Приложение 2).

Также нами был подготовлен список инструментов и ресурсов для компьютерной анимации и монтажа мультфильма. (см. Приложение 3).

Заключение

Выводы:

  1. С момента выхода первого мультфильма прошло более 100 лет. За это время меняются подходы и техники по созданию мультипликационных фильмов. При этом их популярность сохраняется.

  2. При переводе заголовков с английского языка на русский язык чаще применяются стратегии трансформации и замены, чтобы обеспечить коммерческий успех мультфильма.

  3. Существуют техники для самостоятельного создания мультфильма, а компьютерная анимация позволяет сократить время на создание анимации и упростить процесс.

  4. Создание простых мультфильмов по своему сюжету возможно без специализированного образования и дорогого оборудования, используя доступные технологии и творческий подход. Однако создание сложных качественных мультфильмов – это трудоемкий процесс, требующий работы целой команды специалистов.

Таким образом, цель нашего исследования достигнута, и выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась: мы при поддержке современных технических возможностей смогли создать свой первый мультфильм на английском и русском языках по собственному позитивному сюжету.

Список использованной литературы и источников

  1. Википедия Анимация — Википедия (wikipedia.org)

2. Заглада Л. Дети и мультипликация. // Мир семьи. - 2005. - №11.

3. Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. N°5. - С.54-59.

4. Бальжинимаева Е.Ж. Стратегии перевода названий фильмов. Улан-Уде, 2009. https://refdb.ru/look/3099824.html

5. Анимация изображений https://runwayml.com/

6. Генерация изображений https://app.leonardo.ai/ai-generations

Приложение 1

Список заголовков англоязычных мультфильмов для анализа

1. Приключения Паддингтона (2015) Paddington

2. Головоломка (2015) Inside Out

3. ТайнаКоко (2017) Coco

4. Книгажизни (2014) The Book of Life

5. Городгероев (2014) Big Hero 6

6. ПингвиныМадагаскара (2014) Penguins of Madagascar

7. Легендаочудовище (2014) Legend of the NeverBeast

8. Миньоны (2015) Minions

9. Спасатели (2015) Saving Goola

10. ПингвиненокПайпер (2009) Piper Penguin and his Fantastic Flying Machines

11. Элвинибурундуки 4 (2015) Alvin and the Chipmunks: The Road Chip

12. Зверополис (2016) Zootopia

13. Хорошийдинозавр (2015) The Good Dinosaur

14. Монстры на каникулах 2 (2015) Hotel Transylvania 2

15. Pok-пес (2015) Rock Dog.

16. Переполох в джунглях (2014) Jungle Shuffle

17. Город героев (2014) Big Hero 6

18. Оз: Нашествие летучих обезьян (2015) Wicked Flying Monkeys

19. ГубкаБобв 3D (2015) The SpongeBob Movie: Sponge Out of Water

20. Кунг-фуПанда 3 (2015) Kung Fu Panda 3

21. Гнездодракона (2014) Dragon Nest: Warriors' Dawn

22. Бумажный человек (2012) Paperman

23. Город героев (2014) Big Hero б

24. Семейкамонстров (2014) The Boxtrolls

25. ПочтальонПот (2014) Postman Pat: The Movie

26. Корольсафари (2013) Khumba

27. Тарзан (2013) Tarzan

28. Рио 2 (2014) Rio 2

29. Лего. Фильм (2014) The Lego Movie

30. Какприручитьдракона 2 (2014) How to Train Your Dragon 2

31. Холодное сердце (2013) Frozen

32. Гадкий я 2 (2013) Despicable Me 2

33. Университетмонстров (2013) Monsters University

34. Ральф (2012) Wreck-It Ralph

35. Хранителиснов (2012) Rise of the Guardians

36. Паранорман или как приручить зомби (2012) ParaNorman

37 Храбрая сердцем (2012) Brave

38. Ночь в супермаркете (2012) Foodfight!

39. Делайноги 2 в 3D (2011) Happy Feet 2 in 3D

40. Котвсапогах (2011) Puss in Boots

41. Тачки 2 (2011) Cars 2

42. Тайна Красной планеты (2011) Mars Needs Moms!

43. Рапунцель: Запутанная история (2011) Tangled

44. Альфа и Омега: Клыкастая братва 3D (2010) Alpha and Omega

45. Мегамозг (2010) Megamind

46. Эпик (2013) Еріс

47. Приключения мистера Пибоди и Шермана (2014) Mr. Peabody & Sherman

48. Кот Гром и заколдованный дом (2013) The House of Magic

49. Холодное сердце (2013) Frozen

50. Лука (2021) Luca

51. Король Лев (2004) The lion king

52. Ледниковыйпериод 3: Эрадинозавров (2009) Ice Age: Dawn of the Dinosaurs

53. ВАЛЛ-И (2008) WALL-E

54. ФильмОблачно, возможныосадкиввидефрикаделек (2009) Cloudy with a Chance of Meatballs

55. Унесенныепризраками (2001) Spirited Away

56. Шрек (2001) Shrek

57. Корпорациямонстров (2012) Monsters, Inc.

58. Моана (2016) Moana

59. Якраснею (2022) Turning Red

60. Суперсемейка (2004) The Incredibles

61. Мадагаскар (2005) Madagascar

62. Рождественскаяистория (2009) A Christmas Carol

63. История Игрушек 3: Большой Побег (2010) To Story

64. Коралина в стране кошмаров (2009) Coraline

65. Аватар: Легенда об Аанге (2005) Avatar: The Last Airbender

66. Секретная служба Санта-Клауса (2011) Arthur Christmas

67. Принцессаилягушка (2009) The Princess and the Frog

68. Большое путешествие (2006) The Wild

69. Правдивая история Красной Шапки (2005) Hoodwinked

70. ПриключенияДесперо (2008) The Tale of Despereaux

71. Подводнаябратва (2004) Dreamworks

72. Райяипоследнийдракон (2021) Raya and the Last Dragon

73. Путьксердцу (2016) Inner Workings

74. Вэлиант: пернатыйспецназ (2012) Valiant

75. Цыпленок Цыпа (2012) Chicken Little

Приложение 2

Мультфильм своими руками на английском и русском языках

Ссылка на готовый мультфильм, вариант на английском языке:

https://drive.google.com/file/d/1hgriLo1QGhZQX3jep1dv57IFQYoTeLYI/view?usp=sharing

Кадры из мультфильма:

Приложение 3

Список инструментов и ресурсов для компьютерной анимации и монтажа мультфильма:

Stable Diffusion

EbSynth

Motion Diffusion Model

Runway

Leonardo

Stop Motion Studio

Movavi Video Editor

Harmony 21

Moho Animation Software

Adobe® Animate

Easy GIF Animator

Pencil2D

OpenToonz

TupiTube

Просмотров работы: 26