Сравнительная характеристика культуры чаепития в России и Англии

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сравнительная характеристика культуры чаепития в России и Англии

Сырбу А.К. 1
1ГБОУ РО "Таганрогский педагогический лицей-интернат"
Дьяконова И.Н. 1
1ГБОУ РО "Таганрогский педагогический лицей-интернат"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Чай является важной частью жизни людей уже несколько столетий. Его пьют во всех уголках земного шара. Он является отличным средством для утоления жажды, источником многих полезных для организма элементов.

С другой стороны, чай - это символ культуры, источник вдохновения поэтов, писателей, художников, музыкантов. Уникальные чайные церемонии и традиции объединяют людей, воспитывают у них уважение к собственной истории и культуре, а также к культуре, обычаям и традициям других народов.

На протяжении нескольких веков ученые, медики, историки и лингвисты разных стран изучают как свойства самого напитка, так и историю его распространения в мире, а также чайные традиции и этикет.

Познакомившись с различными точками зрения, мы выдвинули гипотезу: на культуру чаепития оказывают влияние внешние и внутренние факторы, поэтому в каждой стране она уникальна.

Цель нашей работы: выявить факторы, оказывающие влияние на современные тенденции чаепития в России и Англии.

Задачи:

  • изучить историю распространения чая в России и Великобритании;

  • провести сравнительный анализ манеры чаепития в России и Англии;

  • изучить чайную культуру жителей Таганрога в прошлом и настоящем;

  • провести интервьюирование сотрудников чайно-кофейных магазинов, с целью изучения спроса на чай среди жителей Таганрога;

  • выявить современные тенденции в культуре чаепития России и Англии;

Объектом исследования является чаепитие в России и Англии.

Предмет исследования: факторы, оказывающие влияние на формирование и изменение культуры чаепития в Англии и России.

Методы исследования: сравнение, обобщение, анализ, синтез, социологический опрос, интервьюирование. Опрос проводился среди обучащихся 8-11 классов.

Глава 1. Сравнительный анализ истории чаепития в России и Англии

    1. История распространение чая в России и Англии

В ходе работы над проблемой мы провели сравнительный анализ литературы об истории распространения чая в двух странах, и пришли к следующим выводам:

  • Первоначально, чай в России и Англии, был доступен только высшим слоям общества.

  • Сухопутная транспортировка (исключительно гужевым транспортом) была причиной того, что цена на чай в России первоначально была в 10-12 раз выше, чем в Германии и Англии.

  • Географически, распространение чая на территории России было неравномерным, что было связанно как с суровым климатом, с относительной близостью к чаеторгующим регионам, а также с влиянием живших рядом азиатских народов (буряты, калмыки, ногайцы, киргизы и т.д.), традиционно любивших чай. 

  • Россия и Англия всегда предпочитали чёрный чай, но до начала XIX века завоз высококачественного зелёного чая составлял значительную долю в чайном импорте. В Россию попадали также очень редкие китайские чаи, например, жёлтый китайский «императорский» чай, его китайцы продавали только в Россию и только за меха.

  • В России большой популярностью пользовался кирпичный чай. Это специфический продукт, который готовили из отходов чайного листа и веточек. Сначала их размягчали паром, а затем в специальных деревянных формах прессовали в кирпичи – технология прессовки таких кирпичей была разработана русскими купцами. Поверхность «кирпича» подкрашивали смесью чайной пыли с сажей для придания «благородного» черного цвета. Он менее качественным, но более крепким, с высоким содержанием кофеина, поэтому пользовался спросом у небогатого крестьянства России, Кавказа и Средней Азии.

  • Увеличение оборота чая в Англии и России приходится на разное время и связано с изменениями способов транспортировки и регионами - поставщиками чайной продукции.

  • Причиной увеличения оборота чая в Англии стало создание судов-клиперов, которые использовались для транспортировки чая с 1840-х гг., когда экономические отношения Китая и Англии снова возобновились. А со второй половины 80-х годов чай начали поставлять из Цейлона и цены на него еще больше упали.

  • В России чаепитие становится дешевле и доступнее в конце XIX века, когда грузы с чаем, начали доставлять морем или по железной дороге. Для основной массы рабочих и крестьян напиток стал доступным только после того, как в стране наладили торговлю с Цейлоном и Индией и появились первые чайные плантации на Кавказе.

Результаты нашей работы представили в виде таблицы в Приложении 1.

На сегодняшний день, в России и Англии чай является одним из самых распространенных напитков. В России доля населения, пьющего чай, достигла 98 %. Норма потребления чая на человека составляет около1,5 кг в год.

Статистика потребления чая в нашей стране показывает, что:

  • Большинство жителей нашей страны предпочитают черный сорт чая. Его пьют около 72%, зеленый и травяной около 28%.Самым популярным чаем считается черный цейлонский, затем идет зеленый. Россияне доверяют индийскому, китайскому и кенийскому производителю.

  • Увеличивается популярность ароматизированных чаёв с фруктовыми и цветочными добавками. В последнее время все большую популярность приобретает «Иван Чай» и травяные чаи из Крыма.

  • Растёт популярность пакетированного чая, по состоянию на ноябрь 2024 года, доля пакетированного чая составила 68% рынка. 

Говоря об Англии, хочется отметить, что на каждого жителя страны приходится около 4 кг продукции в год. Англичане предпочитают индийский черный чай. Он быстро заваривается, дает насыщенный цвет и терпкий вкус, поэтому его хорошо пить с молоком и сахаром.

Таким образом, чай является одним из самых популярных напитков в России и Англии. Однако, каждая страна имеет свою уникальную историю появления и распространения чая. Это связано как с внешними, так и внутренними факторами, географическим положением стран, экономической и политической ситуацией в разные периоды времени.

    1. Собственное производство чая в России и Англии

В России, из-за климатических условий производство собственного чая незначительно. Единственное место в России, где выращивают чай – это Краснодарский край и Адыгея.

Российское чайное производство выпускает черные и зеленые чаи. Обширный ассортимент чаев предоставляет Мацестинская чайная фабрика, действующая с 1947 года, расположенная в с. Измайловское, Сочинского района. Наш чай ценят за особый вкус, благодаря высокому содержанию танина, который накапливается в листьях из-за особенностей климата.

Краснодарские черные чаи обладают бархатистостью, мягкостью, но чувствительны к колебаниям климата и несоблюдению условий хранения, в связи с чем, быстро теряют вкус и аромат. Плохо переносят транспортировку и фасовку. Стоит сказать, что некоторые фабрики, за качество Краснодарского чая, были награждены медалями на разных международных конкурсах. Например, в 2019-ом году он завоевал три золотые медали на выставке в Шанхае (Китай). 

Также в России большой популярностью пользуется травяной чай. Самыми известными компаниями Крыма по производству чая считается компания «Травы Горного Крыма», ещё один крупный производитель известен под брендом Floris. Всё сырье собирают на полуострове.

Компания «Травы Горного Крыма» выпускает как сбалансированные чаи, которые можно пить ежедневно без ограничений, так и чай профессиональной серии, где состав трав тщательно подобран и применяется для решения конкретных проблем со здоровьем.

История  еще одного производителя, знакомого под брендом Floris, началась в 1998 году. Большая часть сырья выращивается в Крыму, но сам чай приходится завозить, так как на полуострове чайное дерево не растёт. Компания свою продукцию называет «тизанами».

Хит компании – линейка с ромашкой. Ее смешивают с имбирём, цедрой апельсина или корицей, создавая необычные вкусовые сочетания. Ещё один продукт компании – бальзамы, лёгкие, концентрированные напитки, которые не содержат сахара и спирта.

В Англии, также есть собственное производство чая. Так супруги Боскауэны, (потомки премьер-министра Великобритании Чарльза Грея), в своём поместье, на юго-западе Англии, в графстве Корнуолл, начали выращивать чай в 2001 году. Семейная плантация чая была заложена в 2005 году, и в 2012 году был получен первый большой урожай – 10 тонн. Продажа чая принесла семье 3,4 миллиона долларов. Поместье открыто для посетителей, все желающие узнать об истории чая в Англии и познакомиться с особенностями производства чая могут посетить его с экскурсией или самостоятельно.

Таким образом, в России и Англии организованно собственное производство чая. Объемы производства чая в России гораздо выше, что связано с географическим положением страны и более благоприятным климатом для выращивания чайного куста.

1.3 Манера чаепития в России и Англии в прошлом и настоящем

В Европу и в Россию чай попал ближе к середине XVII века, причем разными путями и независимо друг от друга. Португальцы, а потом и англичане проложили дорогу в южные районы Китая морем, наши же предки постепенно продвигались на юго-восток по мере освоения Сибири. Этим объясняется разница в названиях напитка в европейских языках. В китайском есть общий иероглиф, обозначающий чай, но на севере он произносится как «чха», а на юге - «тэ». В Западной Европе прижилось принятое в фуцзяньском (южном) диалекте произношение (английский tea), а славянские и тюркские языки приняли кантонское «чха», изменив под особенности своей фонетики (русский чай). Традиции заваривания напитка в разных регионах Китая тоже отличались, что также сказалось на русской и европейской манере чаепития.

Говоря о манере чаепития в Англии, можно выделить следующие правила:

  • чайник предварительно прогревают, затем помещают внутрь чайные листья и заливают их горячей водой. Настаивают около 2-5 минут, после разливают напиток. Горячая вода никогда не добавляется непосредственно в чашку. К чаю предлагают молоко, сахар или лимон.

  • Лимон подается на отдельной тарелочке. Как правило, он добавляется в зеленые сорта чая. Если англичане пьют чай с лимоном, то опускают его в чашку в первую очередь, потом кладут сахар и добавляют сам напиток.

  • Молоко подается в специальном молочнике. Традиционно молоко всегда наливалось первым, чтобы предотвратить повреждение кипятком тонких фарфоровых чашек.

  • К чаю подают особое печенье, которое состоит из сахара, растительного масла, муки и экстракта солода. Печенье принято макать в чашку - считается, что так напиток обретает более насыщенный и оригинальный вкус.

Англичане обычно пьют чай около пяти раз в день.

Современные традиции чаепития меняются, так, из-за быстрого ритма жизни британцы больше пьют пакетированный чай, используют заварочные чайники, но берут не листья, а специальные большие пакетики с заваркой.

Английские чаи в основном представляют собой смешанные черные сорта. Обычно в них входит лист из Индии, Шри-Ланки или Восточной Африки. Самыми любимыми брендами чайной продукции являются такие английские чаи как: Twinings, Yorkshire, PG Tips, Tetley.

Говоря о традиции чаепития в России, хочется отметить, что в нашей стране в небольшом заварочном чайнике делали густой настой (заварку) и уже в чашках разбавляли его горячей водой, именно из-за этой технологии в России стали использовать самовары, в которых прямо на столе можно было подогревать воду. Для европейского чаепития они были не нужны.

Первые традиции были сформированы в России на рубеже XVIII - XIX веков двумя сословиями. В дворянской среде была позаимствована, с некоторыми изменениями, британская чайная традиция: чай пили за безукоризненно накрытым столом, из фарфорового сервиза, часто с молоком. Тогда же начали пить чай, смешивая его со спиртным, главным образом - с ромом [2, 13].

В купеческой среде традиция чаепития, соответствовала общей тенденции выставлять зажиточность и благополучие напоказ. Купеческий чайный стол - это самовар, варенье, мёд, разнообразная выпечка, от сушек и бубликов до пирогов с мясом. Купеческое чаепитие было длительным, в ходе его выпивалось до нескольких десятков чашек чая. Обычно использовался один заварочный чайник, в нем чай заваривался очень крепко и разводился непосредственно в чашке кипятком из самовара. Этикет допускал наливать горячий чай в блюдца и пить из них. В Британии это было не принято, так как чай не был таким горячим, главным образом, из-за молока [2, 17].

Таким образом, ещё в начале XIX века сформировалась традиция двухчайниковой заварки, которая сохраняется в России и сейчас.

Как правило, в российской семье чай пьют не менее двух-трёх раз в день: как после приёма пищи, так и отдельно от еды.   Некоторые любители чая специально собирают, сушат и добавляют в чай различные травы и ягоды: мяту, мелиссу, ягоды шиповника.

  Листовой чай заваривается, как правило, на всю семью, в одном заварочном чайнике, откуда разливается по чашкам и разбавляется кипятком по вкусу. К чаю подают сладкие кондитерские изделия, печенье, конфеты или бутерброды.

Посуда для домашнего чаепития, также как и в Англии в наше время, может выбираться самая различная - от миниатюрных чашек до огромных кружек объёмом до полулитра. Часто у каждого члена семьи есть собственная чашка или кружка.

Поскольку Россия является многонациональной страной, нельзя не отметить тот факт, что в разных регионах предпочитают разные виды чая. Так на Урале популярен напиток из иван-чая, или кипрея узколистного. Считается, что он обладает целебными свойствами и тонизирует, как кофе.

В Калмыкии пользуется популярностью джомба. Для его приготовления используют прессованный зеленый чай, который помещают в котел с водой и добавляют большое количество молока и соль. Также в калмыцкий чай могут добавлять масло и специи: лавровый лист, мускатный орех и гвоздику.

В Бурятии популярен чай с молоком и маслом, который утоляет, не только жажду, но и голод, а также обогащает организм полезными микроэлементами.

В Республике Тыва делают напиток из прессованного чая, соли, верблюжьего или овечьего молока и масла, его называют суттуг шай. Вместо масла могут использовать курдючное сало или топленый жир.

На Алтае пьют чай с талканом - мукой крупного помола из жареного ячменя или пшеницы. Часто в алтайский чай кладут травы, молоко или сливки, немного масла и соли.

Таким образом, чаепитие в России и Англии на сегодняшний день имеет свои традиции и ритуалы, которые связаны с таким понятием, как «национальный характер» и зависит от географических, исторических, социально-экономических (социальный статус, достаток и др.) и личностных факторов.

Глава 2. Чайные традиции и этикет жителей Таганрога

2.1 Вклад жителей Таганрога в историю чаепития России

Распространение чая в Таганроге, как и во всей России, происходило постепенно, и было обусловлено рядом причин как географического, так и экономического характера. Первоначально чай был доступен лишь богатым слоям населения и проникал в народ по мере снижения цены на него.

В нашей работе мы хотим отметить несколько важных событий, связанных с историей чайной культуры и сыгравших значительную роль, как в экономическом, так и в культурном развитии Таганрога.

В связи с необходимостью удовлетворить потребность населения ряда национальных районов страны, в 1930 году постановлением Совета труда и обороны было решено создать в Иркутске гигантскую чаепрессовочную фабрику. Конструирование и изготовление оборудования для нее взял на себя Таганрогский завод «Красный гидропресс». В 1931 году для его испытания была открыта Таганрогская чаепрессовочная фабрика. Ее продукцией стал плиточный (прессованный) чай, сырье для которого в виде мелкого чая и его пыль поступали из Грузии, Индии и острова Ява. До этого плиточный чай в стране не выпускали. Фабрика быстро доказала, что разработанный инженерами «Красного гидропресса» метод сухого прессования чая дает хорошие результаты.

Таким образом, опыт Таганрога был использован в 1933 году при строительстве в Иркутске крупнейшей на тот момент в мире чаепрессовочной фабрики.

В 1937 году фабрика изготовила 876 тонн чая, при числе работающих 92 человек, в 1939 году – больше тысячи тонн чая (при 108 рабочих) [3, 4]. В годы оккупации Таганрогская чаепрессовочная фабрика была разрушена.

Второе немаловажное событие, отражающее чайные традиции Таганрога связано с именем А. П. Чехова. Мемориальный музей "Лавка Чеховых", расположен в доме постройки 40-х годов 19 века, на улице Александровская, 100 в г.Таганроге. Cемья Чеховых арендовала его в 1869—1874 годах. Переезд сюда был связан с торговыми интересами отца, Павла Егоровича. В связи с постройкой вокзала и железной дороги городская торговля перешла с Петровской площади на Ярмарочную, где образовался большой базар и ежегодно проходили Никольская и Успенская ярмарки. Переехав в новый дом, Павел Егорович надеялся поправить свои торговые дела. Над входом в лавку помещалась вывеска "Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары». Антон Чехов прожил здесь с 9 до 14 лет. Семья жила на втором этаже дома, а внизу, на первом этаже, располагалась бакалейная лавка отца.

Из воспоминаний старшего брата Александра о детских годах Антона мы можем узнать информацию о чае в лавке: «В магазин временами приходил высокий худой еврей Хаим с мешком «товара» на плечах. Это он приносил для продажи уже использованный чай. Этот «чай» он собирал в трактирах, заезжих домах, чайных и ресторанах. Он не брезговал даже чаем, выброшенным на пол. Этот «товар» Павел Чехов покупал у еврея за гроши, затем усаживал детей за стол, чтобы перебрать чай и очистить от мусора. После этого он смешивал этот «чай» с небольшим количеством хорошего чая и продавал покупателям по подходящей цене».

По впечатлениям от встреч с людьми в этой лавке писателем позднее были созданы рассказы «Ванька», «Спать хочется», «Канитель», «Певчие», «Отец семейства», «Тяжёлые люди» и др.

Таким образом, жители Таганрога внесли свой вклад в историю распространения чая в России и способствовали укреплению экономической и политической ситуации в стране в 1930-х годах. Тесно с историей чая переплелась и судьба А. П. Чехова, внесшего неоценимый вклад, как в отечественную, так и мировую художественную культуру.

2.2 Современные тенденции чаепития в России, на примере Таганрога

На сегодняшний день, чай все также, как и в прошлом, остается любимым напитком жителей Таганрога. Что касается вкусовых предпочтений, то первое место занимает черный чай. Также на рынке представлен огромный ассортимент зеленого чая. Есть производители, предлагающие красный, белый, желтый чай, а также пуэр, кудин, каркаде и многие другие. На наших прилавках можно найти чай таких крупнейших производителей как: Орими Трейд, Unilever, Май Ахмад чай, Сапсан [4, 2].

  1. Самым богатый ассортимент представлен компанией Орими Трейд. Ей принадлежат следующие марки чая: Принцесса Нури, Канди, Ява, Гита, Гринфилд (Greenfield), Тесс (Tess), Жемчужина Нила. Бренд предлагает широкую линейку продукции, выращенной и произведенной на Шри-Ланке, в Индии, Китае и Кении.

  2. Unilever – компания, которая работает на российском рынке уже несколько десятков лет, представляет следующие продукты: Липтон, Брук Бонд, Беседа. Несомненным лидером является чай Липтон. Этот бренд был придуман и раскручен известным бизнесменом из Англии Томасом Липтоном. Ему принадлежали плантации чая на Цейлоне, фабрики и магазины на родине.

  3. Компании Май принадлежит марка Лисма, Майский чай, Ричард и Кертис. Первые две марки относятся к бюджетному сегменту, третья – к премиальному. Кертис появился не так давно и представляет собой ароматизированный чай высокого качества в пирамидках.

  4. Ахмад Чай – предлагает высококачественный «английский» чай. Имеет широкий выбор листового, пакетированного и ароматизированного чая. Наиболее популярными продуктами из классической коллекции чая являются: Инглиш Брекфаст, Эрл Грей, Ассам. Производитель предлагает высококачественный индийский и цейлонский чай.

  5. Компания Сапсан предлагает индийский, китайский и цейлонский чай. Список ее марок: Акбар; Бодрость, Азадан и др. Кроме классических зеленого и черного, Сапсан предлагает чаи из трав, фруктов и ароматизированные напитки разных сортов.

Также на наших прилавках можно найти продукцию таких производителей как: Дилма, Хайсон, Riston (один из старейших производителей цейлонского чая). Несмотря на цейлонские корни, продукт позиционируется как истинно английский

Так называемый «Английский чай» представлен марками:

  • Newby. Головной офис бренда расположен в Лондоне. В ассортимент продукции входят черные и зеленые чаи, пуэры, улуны и тизаны, не содержащие кофеин. Бренд предлагает также продукцию разных сортов в пакетиках и шелковых пирамидках. Есть эксклюзивная коллекция в жестяных банках.

  • Twinings является поставщиком чая в королевскую резиденцию. На рынке с 1706 года. В ассортимент входят классические сорта черного и зеленого чая, такие как дарджилинг, ассам, улун. В линейке продукции присутствуют любимые в Англии ароматизированный Эрл Грей и Инглиш Брекфаст.[4,7]

Трудно точно ответить на вопрос какому производителю и виду чая жители Таганрога отдают наибольшее предпочтение, бесспорно одно: на сегодняшний день и крупные супермаркеты, и небольшие чайные лавки представляют нашему вниманию огромный ассортимент различных видов чая и чайных напитков.

Останавливаясь на вопросе: «Листовой или пакетированный чай пользуется большим спросом среди жителей нашего города?» хочется отметить, что здесь также нет однозначного ответа. Так, с одной стороны, наметившаяся мировая тенденция перехода на пакетированный чай, наблюдается и в Таганроге. На наш взгляд это связано с тем, что:

  • Пакетированный чай проще и быстрее заваривать (как правило, его пьют на работе или в учебных учреждениях, когда время перерыва строго ограниченно). Часто чайные пакеты используются также в кафе, например, «Красный Мак», «Красная Шапочка, задача которых быстро обслужить большое количество людей одновременно. Здесь, помимо выпечки, нашему вниманию на выбор представят черный или зеленый чай. Предложат ломтик лимона и сахар.

  • Он удобен в хранении.

  • По качеству и вкусу, многие торговые марки пакетированного чая, не уступают листовому чаю.

  • Цена на пакетированный чай, как правило, ниже.

Однако, несмотря на все плюсы пакетированного чая, число поклонников листового чая растет. На это косвенно указывает тот факт, что в городе открывается все больше чайно-кофейных магазинов, предлагающих широкий ассортимент листового чая, а также кофе, сладостей ручной работы и других сопутствующих товаров. В качестве примеров таких чайно-кофейных лавок можно рассматривать магазины «Кантата», «Винтаж», «Чайная Лавка», «Чайная Шкатулка» и прочие.

В ходе нашей работы, с целью определения чайных предпочтений жителей нашего города, мы провели интервьюирование сотрудников чайного магазина «Кантата». С его результатами можно ознакомиться в Приложении 2.

Таким образом, чай был и остается важной частью жизни жителей Таганрога. Представленный сегодня на прилавках и в интернет-магазинах ассортимент впечатляет своим разнообразием и способен удовлетворить даже самый изысканный вкус.

2.3 Изучение отношения учащихся лицея к традиции чаепития

Как было сказано ранее, чай является неотъемлемой частью жизни людей вот уже несколько столетий. С одной стороны, это отличное средство для утоления жажды, источник более трехсот полезных для организма элементов (витаминов, аминокислот и прочее), оказывающих благотворное влияние на работу сердца, мозга, центральной нервной системы и др. Ученые разных стран исследуют пользу, которую разные виды чая оказывают на организм человека.

С другой стороны, чай - это символ культуры, источник уникальных чайных традиций, которые объединяют людей.

Возникают вопросы: остается ли чай любимым напитком современной молодежи? Какой вид чая и какая торговая марка пользуются наибольшим спросом? Какие факторы оказывают влияние на выбор того или иного напитка? Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, мы провели опрос и изучили общественное мнение.

Социологический опрос проводился среди обучающихся 8 - 11 классов лицея. В нём приняли участие в общей сложности 60 человека в возрасте от 14 до 18 лет.

Анализ результатов показал, что:

  1. Абсолютное большинство учащихся лицея любят пить чай и пьют его регулярно - 89%

  2. Что касается вопроса о том, какому типу чая отдается предпочтение, сложилась следующая картина: 75% респондентов пьет чай в пакетиках или пирамидках и только24% пьют листовой, рассыпной чай.

  3. При ответе на вопрос, какой чай пьют чаще, большинство выбрало черный чай (42%), чаще зеленый чай пьют 35% учащихся. Хотим отметить, что 17% учеников предпочитают пить чай с добавками.

  4. Хочется отметить, что абсолютное большинство опрошенных, при выборе чая, руководствуются вкусовыми предпочтениями: 82% учеников и только 9% учащихся отметили, что на их выбор влияют реклама или цена продукта.

  5. Интересно отметить, что предпочитают покупать чай в супермаркетах 73% семей обучающихся, 11% покупают чай в чайно-кофейных лавках.

  6. При ответе на вопрос, с чем предпочитают пить чай, респонденты отметили следующие продукты: сахар, варенье, лимон, выпечку, молоко, конфеты.

Таким образом, популярность чая среди учащихся лицея очевидна. Большинство опрошенных предпочитает этот напиток другим.

Заключение

В работе были рассмотрены различные факторы, оказывающие влияние на культуру чаепития. В результате мы пришли к следующим выводам:

  • Россия и Англия имеют, каждая свою, уникальную историю появления, распространения чая, а также историю становления и изменения культуры чаепития. Это связано как с внешними, так и внутренними факторами, географическим положением стран, экономической и политической ситуацией в разные периоды времени.

  • Чаепитие в России и Англии имеет свои традиции и ритуалы, которые связаны понятием «национальный характер» и зависит от географических, исторических, социально-экономических и личностных факторов.

  • Жители Таганрога внесли важный вклад в историю распространения чая в России и способствовали укреплению экономической ситуации в стране в 1930-х годах.

  • Современные тенденции в культуре чаепития России и Англии связаны с упрощением чайных церемоний и с массовым использованием пакетированного чая.

  • На сегодняшний день, чай остается любимым напитком жителей Таганрога. Растет доля потребления пакетированного чая в молодежной среде, старшее поколение предпочитает рассыпной чай.

К факторам, оказывающим влияние на современные тенденции чаепития в России и Англии, относятся:

  • внешние, не зависящие от потребителя (экономические, политические);

  • внутренние, зависящие от социального статуса, достатка потребителя, от его семейных традиций, вкусов и предпочтений.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: на культуру чаепития оказывают влияние внешние и внутренние факторы, поэтому каждая страна имеет свою собственную уникальную культуру чаепития.

Список литературы

  1. Как пьют чай в Англии [Электронный ресурс]// Общество. Великобритания. 2019. URL: https://gurmantur.com/evropa/velikobritaniya/kak-pyut-chaj-v-anglii

  2. Семь основных традиций английского чаепития и правил заваривания чая [Электронный ресурс]// Культура потребления чая. 2020. URL: https://zavarka.life/chajnaja-kultura/angliya.html

  3. Небольшая, но важная Таганрогская страница в истории чая в России [Электронный ресурс]// История Таганрога. 2019. URL: http://news.all-tagan.org/blogi/9085-nebolshaya-no-vazhnaya-taganrogskaya-stranitsa-v-istorii-chaya-v-rossii

  4. Марки, виды чая, производители и бренды [Электронный ресурс]// Производители. 2019. URL: https://kofechay.com/sorta-i-vidy/proizvoditeli/chaya

  5. Россиянам дали советы по выбору чая [Электронный ресурс]// Общество. Россия. 2019. URL: https://lenta.ru/news/2019/12/15/tea/

  6. Краснодарский чай [Электронный ресурс]// Сайт о чае. 2019. URL: http://teatips.ru/index.php?act=2&id=513&dep=35

  7. Похлёбкин В.В. Чай, его история, свойства и употребление [Электронный ресурс] // Электронная книга. URL: https://www.tea-terra.ru/2014/01/19/12466/

  8. Виногродский Б.Б. Путь чая: предметы и люди./ Б.Б Виногродский - М.: ООО «Издательство Жигульского», 2008.- 160 с., ил

  9. Лавка Чеховых в Таганроге [Электронный ресурс]// Памятники Дона. 2009. URL: http://www.voopiik-don.ru/main/2009-06-01-10-23-39/37-2009-06-01-06-57-03/510-2009-12-17-10-20-03?showall=1

  10. Новейшая чайная энциклопедия / В. М. Семёнов . - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2006 г . - 336 с.: ил.

  11. Сальник Виталий. Выращивание чая в Англии. [Электронный ресурс]// Правда.ру. Экономика. 2013 // URL:https://www.pravda.ru/economics/1155211-tea/

  12. Чай: польза и вред [Электронный ресурс]// Здоровье. Напитки. 2018. URL: https://kosarev39.ru/chaj-polza-i-vred.html

  13. Выращивание, сбор и обработка: как в Крыму производят чай [Электронный ресурс]// Крымский журнал. URL: https://journalcrimea.ru/vyrashhivanie-sbor-i-obrabotka-kak-v-krymu-proizvodyat-chaj/

Приложение 1

Таблица №1 «История распространение чая в России и Англии»

Период времени

Чай в Англии

Чай в России

1.

Появление чая в стране

Чай в Англии появился в первой половине XVII века. Напиток считался медицинским и целебным средством и заполнял только аптеки и кофейные дома (coffeehouses) Великобритании.

В Россию чай попал в 1638 году. Василий Старков, российский посол, привез его в качестве подарка от монгольского Алтын-хана. «Не знаем, листья, какого дерева или травы, но варят их в воде» – отчитался Старков перед государем. А через двадцать лет после этого случая, русский царь Алексей Михайлович уже пил чай с медом от простуды.

2.

Распространение чая в стране, появление первых магазинов чая.

Катарина Браганская, жена английского короля Карла II, распространила чаепитие в светских кругах.

В 1717 году в Лондоне появился  первый магазин чая “Золотой лев”, в котором чай могли пить как мужчины, так и женщины.

А через три года, торговцы шелком организовали свой труд по импорту чая, сделав этот напиток еще доступнее.

В 1787 году купец Алексей Перлов открыл первые чайные лавки в Торговых рядах на Красной площади. 

В 1821 году Александр I издал указ «О дозволении производить продажу чая в трактирных разного рода заведениях с 7 часов утра до 12 часов пополудни и держать в ресторациях чай». Так чай шагнул в народ и возникла целая индустрия сопутствующих товаров - баранок, калачей, конфет.

Около 1830 года на Кузнецком мосту в доме Шавана купец В. Голубков открыл первый чайный магазин в Москве.

3.

Рост потребления чая

В Великобритании в 1840-х годах наметился рост потребления чая. Это время примечательно тем, что в историю, благодаря герцогине Анне Бедфордской, вошел знаменитый five o’clock. Другой причиной увеличения оборота чая стало использование судов-клиперов для перевозки чая с 1840-х гг., когда экономические отношения Китая и Англии снова возобновились. А со второй половины 80-х годов чай начали поставлять из Цейлона и цены на него еще больше упали.

В это время значительную долю импорта начал составлять кирпичный чай. В 1830-1840 годах российская статистика отметила: в тех районах, где росло потребление чая, сократилось потребление крепких спиртных напитков.

Маркиз де Кюстин, писал в 1839 году: «Русские, даже самые бедные, имеют дома чайник и медный самовар и по утрам и вечерам пьют чай в кругу семьи... деревенская простота жилища образует разительный контраст с изящным и тонким напитком, который в нем пьют».

4.

Причины снижения цен на чай

С середины XIX века англичане оружием заставили Китай открыть свой внутренний рынок.

Русские чаеторговцы купили чайные плантации и производства в Китае. С 1873 года здесь работала крупнейшая в мире фабрика по производству кирпичного чая, принадлежавшая купцу Литвинову.

Во второй половине XIX века район распространения чая стал быстро увеличиваться: чайная торговля открылась в Ростове, Оренбурге, Самаре,  Астрахани. Это было связано с тем, что в 1862 году в Россию, морским путём, начали ввозить кантонский чай, а с 1880-х годов начали свою работу Самаро-Уфимская и Екатеринбургско-Тюменская железные дороги, что значительно сократило время и стоимость сухопутной доставки чая.

5.

Собственное производство чая

В Англии супруги Боскауэны, в своём поместье, на юго-западе Англии, в графстве Корнуолл, начали выращивать чай в 2001 году. Семейная плантация чая была заложена в 2005 году, и в 2012 году был получен первый большой урожай – 10 тонн.

Промышленное чаеводство на территории России началось после Крымской войны.

Первые чайные кусты на территории нынешней России были посажены в 1901 году в Сочи.

Приложение 2

В ходе нашей работы, с целью определения чайных предпочтений жителей нашего города, мы провели интервьюирование сотрудников чайного магазина «Кантата». Мы выяснили, что магазин работает с 2017 года и его ассортимент представлен более 250 видами чая. Также действует интернет-магазин

  • Цена на чай начинается от 245 р. за 50 грамм.

  • Среди представленных видов чая: Индийский, Китайский, Цейлонский, Японский, Корейский, Кенийский.

  • Поставщиками чайной продукции являются Китай и Германия.

  • Представленные в ассортименте, чайные композиции составляют в Германии.

  • Наибольшим спросом пользуется черный чай, ему несколько уступает зеленый.

  • Среди чайных композиций, пользующихся наибольшей популярностью, разные виды черного чая с ягодами, также популярны цветочные композиции на основе черного и зеленого чая.

Хочется отметить, что каждые выходные и праздники сотрудники магазина проводят чайные дегустации, и каждый желающий может попробовать чай представленный на дегустации.

Просмотров работы: 28