Деньги любят счёт

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Деньги любят счёт

Аксаментова Т.А. 1
1МБОУ «СОШ №39 имени П.Н. Самусенко»
Щербакова Е.А. 1
1МБОУ «СОШ №39 имени П.Н. Самусенко»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Темой нашей исследовательской работы - изучение возможностей детских банковских карт. Наш выбор связан с распространением использования банковских карт школьниками. На уроках финансовой грамотности мы познакомились с возможностями использования банковских карт и основами планирования доходов.

Мы решили узнать, как использование банковской карты помогает планировать и распределять доходы и расходы.

Обучение финансовой грамотности – один из самых важных этапов воспитания. Банковская карта – инструмент, с помощью которого можно научить ребенка контролировать свои расходы.

Актуальность написания данного проекта обусловлена тем, что в настоящее время безналичный расчет набирает популярность, как среди старшего поколения, так и среди молодого.

Использование современных банковских продуктов и знание основ финансовой грамотности поможет молодому поколение правильно планировать свой бюджет и не совершать финансовых ошибок.

Цель: определить нужна ли школьнику собственная карта и заинтересовать родителей в необходимости банковской карты для детей.

Задачи:

  • Изучить литературу, чтобы познакомится с правилами использования карт.

  • Изучить предложения банков

  • Провести опрос родителей, как они относятся к банковским картам и их отношение к детским банковским картам.

  • Провести web-квест для младших школьников с целью ознакомления с финансовой грамотностью в игровой форме.

Гипотезы исследования:

  • Школьники будут относиться к банковской карте как к игрушке.

  • Школьники научатся основам финансовой грамотности и планирования покупок с помощью банковской карты.

  • Необходимость для ребенка 21 века - научиться правильно управлять деньгами, распоряжаться ими и накапливать первый капитал

.

Ожидаемый результат работы заключается в том, что результаты исследования и созданный нами web-квест можно применять для проведения занятий внеурочной деятельности среди младших школьников по формированию финансовой грамотности.

Этапы работы над проектом

п/п

Мероприятия/этапы работы

Сроки выполнения

Исполнители

Выбор идеи/темы квеста

Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов.

Октябрь 2023

Участники проекта,

кураторы команды

Встреча с куратором

Посещение ПАО ВТБ. Беседа с Директор Операционного офиса «Энергетик» в г. Братске, Светланой Бондаренко

Ноябрь 2023

Участники проекта,

кураторы команды

Разработка концепции игры, легенды

Знакомство с предложение на рынке детских банковских карт в нашем городе

Определение тематики заданий web-квеста.

Ноябрь 2023

Участники проекта,

кураторы команды

Написание сценария, подготовка заданий

Знакомство с ключевыми моментами по выбранной теме, материалами аналогичных проектов.

Декабрь 2023

Участники проекта,

кураторы команды

Составление и окончательная редакция общей карты игры

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над Web-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.

Январь 2024

Участники проекта,

кураторы команды

Оформление web-квеста

Оформление сайта в соответствии с выбранной темой

Январь 2024

Участники проекта,

кураторы команды

Проведение игры

Проведение тематического web-квеста среди учащихся школы

Февраль 2024

Участники проекта,

кураторы команды

Теоретический раздел.

Глава 1. Банковские карты и их классификация

На сегодняшний день в России основным и практически единственным нормативным правовым актом, устанавливающим правовой режим банковских карт и порядок совершения операций с их использованием, является Положение Банка России от 24 декабря 2004 года № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт».

Итак, банковская карта – «это одна из разновидностей финансовых карт, которая является персонифицированным платежным средством, предназначенным для оплаты товаров, услуг и получения наличных денежных средств в банках и банковских автоматах (банкоматах). Она привязана к одному или нескольким расчётным счетам в банке.

Первой попыткой создать свою карточную систему в Российской Федерации предпринималась еще 2010 году, тогда был предложен проект «Универсальной банковской карты». По задумке данного проекта было предусмотрено, что карта должна была быть не только средством платежа, но и средством идентификации граждан страны. Но уже в 2014 году стало известно, что альтернативы международным платежным системам во внутреннем рынке как таковой нет.

С учетом всех особенностей, приняли решение о создании в рамках государства полноценную платежную систему, которая бы эмитировала собственный национальный платежный инструмент в рамках которой было бы возможно взаимодействие с международными платежными системами, с учетом всех политических и экономических интересов Российской Федерации. Такой национальной платежной системой стала – Национальная Система Платежных Карт.

Именно создание своей платежной системы подвергается является вопросом национальной безопасности. Собственные платежные системы используют уже много стран, например, такие как Япония, Франция или Китай.

Появление банковских карт на экономических рынках и их внедрение являлось необходимым для стратегического развития и национализации системы платежных карт. На данном этапе можно говорить, что российская карта «Мир» является отличным продуктом и уже становится конкурентом международным аналогам.

Глава 2. Детская банковская карта

Услуги и продукты предлагаемых услуг для детей в банковской сфере известны уже давно. На сегодняшний день общественный интерес к банковскому делу, а именно к их картам для малого поколения, является актуальным, т.к. это будет быстрыми темпами повышать финансовую грамотность населения Российской Федерации, а также повышение потребительской и социальной банковской культуры общества в целом.

В работе определена особая роль детской банковской карте, потому что она не просто выполняет свои платежные функции, а делает ее более усовершенствованной, более безопасной, но в то же время простой для использования, т.к. дети являются доверчивыми, но не полностью сформировавшимися личностями.

Выделим несколько плюсов появления карты у ребенка:

  • карта научит навыкам накопления;

  • карта – это современное платежное средство;

  • контроль родителей;

  • быстрота пополнения;

  • карта учит работе с мобильными приложениями.

В мае 2015 года был проведет опрос Национальным агентством финансовых исследований. Результатом данного опроса было представлено, что из 1600 родителей 33% выделяют наличные денежные средства на карманные расходы, 29% выделяют денежные средства время от времени, а 38% используют безналичный расчет.

Психологи рекомендуют давать начальные знания о финансах детям уже начиная от 6 лет (в виде небольшой денежной суммы на банковской карте), а с 8 лет он должен сам начинать планировать свой незначительный, но личный бюджет.Карта позволит настроить ежедневные лимиты, чтобы ребенок мог тратить только определенную сумму. А то, что он не потратит автоматически переходит в «копилку».

Исходя из статьи 28 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ребенок достигший 14 лет, имеет право совершать мелкие сделки (покупки в магазине или оплата каких- либо услуг), а также совершать сделки по распоряжению средствами с согласия родителей или опекунов.

Пока ребенку не исполнилось 14 лет, он может пользоваться только дополнительной картой, привязанной к счету одного из родителей. С 14 лет у ребенка может быть собственный счет в банке и собственная карта, но для этого потребуется письменное согласие одного из родителей. Дополнительная карта у подростка тоже может быть.

Социальные карты учащихся действуют как обычные банковские карты, а также как пропуск в школу и проездной.

Таким образом, банкам следует уделять достаточно времени для будущих своих клиентов, т.е. на детей и в свое дальнейшее развитие. Если работа с ними начнется уже сейчас, то с их взрослением они получат «идеальных клиентов», которые будут обладать достаточной финансовой грамотностью, а значит активных потребителей банковских услуг.

Также особое значение для младшего поколения имеет безопасность и простота в использовании, чтобы при использовании данным товаром и его услугами предполагает минимум риска. Ребенок не потеряет наличные деньги, а если потеряет, то можно с помощью одного звонка заблокировать карту.

В итоге, можно сказать что у банковских карт есть преимущества и недостатки.

Преимущества: ребёнок может научиться управлять расходами и копить деньги; в случае утери карты можно её заблокировать и вернуть деньги; можно заработать на кешбэке, бонусах и скидках магазинов — партнёров банка; родители могут контролировать расходы ребёнка

Недостатки: мошенники могут обмануть ребёнка и украсть деньги с карты; ребёнок может потерять карту, и нужно будет снова обращаться в банк, чтобы её перевыпустить; если детская карта привязана к счёту родителя, и он заблокирован из-за исполнительного производства, ребёнок не сможет ею пользоваться.

Практический раздел

Практическая работа состояла из нескольких этапов. На первом этапе мы провели опрос среди моих учеников 4 классов. В ходе опроса мы узнали, что большинство учеников знает о существовании банковских карт и возможностях их использования. Среди учеников 4 классов было опрошено 50 учеников. На вопрос «Знаешь ли ты о детских банковских картах?» положительно ответили все 50 человек. Однако владельцами карт являлись всего 10 человек из 50.

Дополнительными вопросами были: «Кто был инициатором приобретения карты?». Из общего количества владельцев карт, 24 школьника ответили, что сами просили оформить карту, остальным 8 ученикам родители предложили оформить карту.

Опрос среди родителей учеников карт показал, что не все родители знают о существовании и возможностях карт для детей.

В настоящее время большинство кредитных учреждений не заостряют внимание потребителей финансовых услуг на «детских» картах. Практически все банки на своих сайтах просто информируют граждан о возможности выпуска дополнительных карт к основной и не размещают сведения об условиях открытия таких карт на детей. В такой ситуации подробную информацию можно получить, позвонив в колл-центр отдельного конкретного банка.

Это происходит потому, что карта является собственностью Банка и предоставляется пользователю на определенный срок для использования в качестве электронного средства платежа. Держателем карты является лицо, получившее от банка право на пользование картой, на имя которого выпущена карта, и образец подписи которого имеется на ее оборотной стороне.

Отличаются предложения возрастом, с которого можно оформить дополнительную карту, возможностями устанавливать лимиты и платой за обслуживание.

Банки /

Условия

ВТБ

Альфа-банк

Банк «Открытие»

Почта-банк

Возраст ребенка

12 лет/

именная с 14 лет

7 лет/

именная с 14 лет

Любой

12 лет/

именная с 14 лет

Установление лимитов

По дополнительной карте - невозможно

Можно устанавливать в интернет-банке

Устанавливаются дистанционно

По дополнительной карте - невозможно

Плата за обслуживание

Дополнительная – по тарифному плану основной карты; именная – в зависимости от выбранного тарифного плана.

790 руб. в год с 14 лет.

Нет информации

Стоимость карты напрямую зависит от ее вида и категории

Web-квест в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Web -квест является наиболее сложным для его участников. Web -квест направлен на развитие навыков аналитического и творческого мышления.

Особенностью web-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится на самом деле на различных веб-сайтах. Благодаря же действующим гиперссылкам, учащиеся этого не ощущают, а работают в едином информационном пространстве, для которого не является существенным фактором точное местонахождение той или иной порции учебной информации. Учащемуся дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами. По завершении квеста ученики либо представляют собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме.

Созданный нами web-квест «Деньги любят счёт» https://sites.google.com/view/dengilubyatschet/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0 построен на основе современных информационных технологиях. В целях повышения мотивации при изучении той или иной темы, учащиеся приобщаются к современным технологиям, максимально используя возможности Интернета в приобретении знаний.

Web-квест предлагает прохождения заданий по финансовой грамотности на пяти станциях.

Для участия в web-квесте вам необходимо разделиться на три команды по 5 человек. Выполнение заданий по web-квесту происходит по плану игры:

Первая станция "Загадочные финансы"

Вторая станция "Не в деньгах счастье»

Третья станция "Банковские карты"

Четвертая станция "Пять советов финансовой безопасности"

Пятая станция "Не делай из денег кумира" (приложение 1-6)

Каждая станция содержит задание, инструкцию по выполнению.

Завершающий этап квеста проходит в формате диалога, где ребята приходят к выводу, что деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека. Находят варианты как же избежать этого. Формулируют правила обращения с деньгами.

ВЫВОДЫ

Использование web-квестов вносит дополнительный вклад в модернизацию учебного процесса. Помимо того, что процесс такой деятельности расширяет кругозор учащихся, он еще способствует развитию ключевых компетенций – коммуникативной, социокультурной, а также медийной (без чего в наше время невозможна полноценная социализация индивида). Введение web-квестов в обучение заставляет взглянуть на учебный процесс по-новому, преодолеть устоявшиеся стереотипы в традиционной методике обучения, так как построены они на основе современных информационных технологий и используют богатство и безграничность информационного пространства глобальной компьютерной сети в образовательных целях.

Ученикам необходимо осваивать средства новых информационных технологий - это современные средства и системы информационного обмена, позволяющие собирать, создавать, накапливать, обрабатывать, передавать информацию.

Работая с заданиями web-квеста, мы пришли к выводу, что ребенок сможет пользоваться пластиковой картой. Пользоваться картой легко и удобно, детские карты безопаснее наличных денег. Детям интересно подражать взрослым, поэтому они будут бережно и с большим уважением пользоваться своей первой банковской картой.

Ребенок, как и взрослый, ежедневно оплачивает мелкие расходы. Например, обеды в школе. Также можно детям доверить покупать недорогие товары первой необходимости, например, мелкие бытовые товары. Использование карты развивает у ребенка самостоятельность и ответственность. Ребенок при наличии карты понимает, что родители ему доверяют и дают возможность самостоятельно распоряжаться своими карманными средствами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Используемая литература

  1. Развитие российского рынка банковских карт «Экономика и бизнес» Васильев Игорь Иванович 2018

  2. Сущность и классификация банковских карт. Сравнительная оценка их характеристик Рожнова Е.А.Казанская Н.Н. 2017

  3. Маркетинговые исследования рынка банковских платежных карт на примере ВТБ Ломакина А.Н. Шамрина С.Ю. Манчук Е.П. 2018

  4. Методы оптимизации управления платежного оборота с использованием банковских карт Краснова Ю.А 2017

  5. Направления развития рынка платежных карт в РФТекст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес» Шурдумова Эльмира Газалиевна Кучмезова Мелис Эльдаровна Гешева Мадина Валерьевна Гедуев Эльдар Мухамедович 2019

  6. Национальная платежная система России: предпосылки возникновения и текущее состояние Теряева А.С. Журавлева Т.А. Харитонюк Е.С. 2016

  7. Национальная платежная система «Мир»: правовые аспекты информационных технологий Яблокова Илона Вадимовна 2017

  8. Национальная система платежных карт и ее значение для национальной платежной системы России Хоменко Елена Георгиевна 2016

  9. К вопросу о развитии детского банкинга в России Уймина Диана Андреевна Серебренникова Анна Ивановна 2016

  10. https://www.vtb.ru

  11. ч.2 ст.28 Гражданского Кодекса Российской Федерации

  12. Ст. Детские банковские карты

  13. сайт http://www.sravni.ru/novost/2013/9/19/bankovskie-karty-dlja-detej/

  14. сайт http://obogatstve.ru/deti/288-bankovskaya-karta-dlya-rebenka

Просмотров работы: 10