Введение
У меня большая семья, с которой мы достаточно часто путешествуем, выбираемся на экскурсии и посещаем культурные места. Важными критериями при выборе места путешествия или достопримечательности для нас является доступность и наличие интересной экскурсии. И тот и другой критерий может соблюсти приложение IZI.Travel или сайты – помощники, которые предоставляют бесплатные экскурсии или онлайн - туры. Это кстати интересный способ изучить любую достопримечательность, не выходя из дома. Особенно популярным он стал во время пандемии 2020 года – статистика агентства «Победа РФ», показала, что 57% Россиян, в 2020 году посещали онлайн – экскурсии, и интерес к ним не пропал даже спустя годы. [11]
Такую актуальность поддержали и на государственном уровне, запустив национальный проект «Культура», целью которого является увеличение числа граждан, вовлеченных в культуру путем создания современной инфраструктуры, внедрения в деятельность организаций культуры новых форм и технологий, широкой поддержки культурных инициатив, направленных на укрепление российской гражданской идентичности. [5] Это говорит о высокой актуальности к проекту, который будет мной предложен.
Цель: бесплатное предложение жителям и туристам Казани онлайн – экскурсии по малоизвестным достопримечательностям города, на основе чат – бота, а также тура в приложении IZI.Travel.
Задачи:
Изучение источников информации по следующим темам: 1.1 Информационные технологии в современных реалиях; 1.2 Чат – бот и его особенности; 1.3 IZI.Travel: экскурсии Казани и их недостатки.
Подготовка и составление плана по созданию IT продуктов проекта: чат – бота и тура на IZI.Travel.
Подготовка материалов для заполнения чат – бота и тура IZI.Travel.
Создание чат – бота, проверка его работы и итоговая публикация.
Создание тура IZI.Travel, проверка его работы и итоговая публикация.
Подведение итогов.
Ожидаемые результаты: итогами проектной работы я представляю чат – бот на одной из известнейших платформ, который станет онлайн – гидом по малоизвестным, но не менее интересным достопримечательностям Казани. Он будет представлять собой диалог экскурсовода и пользователя, где первый сможет рассказать о выбранной достопримечательности несколькими способами. Важным фактором станет доступность, то есть бесплатное использование для жителей и туристов города, а также бесплатное создание для меня. Кроме того, я планирую создать онлайн – тур на платформе IZI.Travel, который также сможет стать онлайн – гидом в самом известном приложении экскурсий по всему миру.
Глава 1. Информационные технологии, как способ реализации достопримечательностей Казани
Информационные технологии в современных реалиях
В 21 веке, который не зря прозвали век информационных технологий (далее – ИТ) современный человек понятия не имеет, как буквально несколько десятков лет назад, поколение людей совсем не знало, что такое ИТ, не говоря уже о том, какую пользу они привносят. Скорее всего, сейчас отсутствует та сфера жизнедеятельности, до которой ещё не дошло применение ИТ. Большая часть из них уже полностью охвачена и автоматизирована с помощью новшеств современного контента: электронные очереди в медицине, искусственный интеллект в образовании, контроль в безопасности, изменения в рабочих процессах с помощью удалённой системы, социальное взаимодействие на расстоянии и многое другое. [1]
Определение ИТ появилось лишь в XX веке – в 1958 году, в опубликованной статье Harvard Business Review, авторами которой являются Гарольд Дж. Ливитт и Томас Л. Уислер. Определение ИТ связано непосредственно с главной особенностью - предметом и продуктом труда в ней является информация, а орудиями труда – средства вычислительной техники и связи. Таким образом, ИТ, в широком смысле, можно определить, как использование электронных, цифровых гаджетов, программного обеспечения, сетей информации для обеспечения соответствующих потребностей в выбранной сфере. Коломейченко А.С. даёт следующее определение информационным технологиям: «Информационная технология (IT) – совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации, направленных на её видоизменение и получение новой информации». [4]
Головицына М.В. в своём пособии говорит о том, что ИТ имеет ряд характеристик, к которым относится следующее:
1) предметом (объектом) обработки (процесса) являются данные;
2) целью процесса является получение информации;
3) средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы;
4) процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с данной предметной областью;
5) выбор управляющих воздействий на процессы должен осуществляться лицами, принимающими решение;
6) критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность и полнота. [2]
Для того, чтобы оценить силу и уровень влияния ИТ на современный мир, необходимо рассмотреть направления и те изменения, которые в них происходят благодаря «цифровому скачку».
В первую очередь, рассмотрим систему образования, как основополагающую в создании и развитии ИТ. Онлайн – обучение стало неотъемлемой частью нашей жизни, которое способствовало как количеству желающих получить образование, так и качеству, которое возросло в связи с оцифровкой. Системы управления обучения, которые позволяют контролировать и наблюдать за динамикой результатов получения образования на любом уровне, стали хорошими помощниками: электронный дневник, журнал, системы Moodle или Blackboard. Мобильные приложения и ресурсы, которые позволяют получать дополнительное образование, внеурочную деятельность и всестороннее развитие (например, Duolingo и Khan Academy). Самое объёмное в использовании, конечно, является доступ к онлайн библиотекам, таким как JSTOR и Google Scholar, а также использование ресурсов, которое помогает улучшать качество работы на любом уровне получения образования - Google Workspace и Microsoft 365.
Невероятным использованием ИТ в медицине считается возможность получения консультации с врачами по видеосвязи, которые могут диагностировать состояние здоровья и даже дать рекомендации. Электронные записи и карты, которые помогли решить постоянную проблему с очередями, а также с хранением данных о состоянии здоровья всех пациентов – ЕМИАС. Кроме того, приложения для мониторинга здоровья, тренировок и управления хроническими заболеваниями, позволяют практически точно измерять необходимые показатели и вести учёт, к ним можно отнести BionMax, PillBox для расписания принятяи лекарств или Здоровье плюс – Wellness, которое поможет вести правильный образ жизни.
Бизнес, управление и экономика вышли на новый уровень благодаря ИТ. Платформы, такие как Amazon, Wildberris, Ozon и другие позволяют компаниям продавать свои товары и услуги онлайн, а клиенты могут совершать покупки, не выходя из дома. Такие инструменты, как Trello, Asana и Jira облегчают управление командными проектами, позволяя людям из разных точек мира работать над одним и тем же проектом. А получать счета за государственные услуги, подавать заявления, оплачивать пошлину можно прямо в телефоне с помощью приложений Госуслуги, Налоги ФЛ, Мос ру.
Существует ещё множество направлений и сфер, в которых ИТ сильно повлияли на их работоспособность, но для проекта данной темы, необходимо рассмотреть сферу культуры и искусства, которую, казалось бы, никак нельзя интегрировать с цифровыми технологиями. Индивидуальный подход и творческий потенциал каждой личности, которая хочет оставить свой след в сфере искусства остался неизменным, а вот способы распространения, изучения и потребления культурного наследия потерпели изменения.
Сделать шаг на встречу изучения культуры теперь не так сложно, достаточно открыть телефон или ноутбук и посетить онлайн концерт симфонического оркестра (КУЛЬТУРА РФ LOIVE), затем отправиться на онлайн экскурсию в Русский музей Санкт – Петербурга (Русский музей РФ), а вечер провести в домашнем кинотеатре с помощью платформ Кинопоиск, Окко, Кион, Нетфликс. Каждый из желающих, может и сам стать частью «высокого», для это достаточно придумать короткий видеоролик или записать аудиоподкаст, а слушатели и зрители на Rutube или Spotify c удовольствием оценят ваше творчество. В этом и есть главный парадокс ИТ – мы перестали быть частью живой реальности, уходя в онлайн сферы. Но разве можно поистине насладиться игрой актёров театра, не ощущая атмосферу зала? Или взглянуть на шедевр Васнецова «Богатыри» только через экран телефона? Но автор не утверждает, что ИТ оказывает негативное влияние на сферу культуры и искусства, ведь не у всех есть возможность посетить места на платной основе или отправиться в путешествие по городам. Но есть немалое количество возможностей, которые действительно могут помочь погрузиться в атмосферу прекрасного, не оставляя удивительные работы человека на онлайн – формат. Так, для истинных ценителей, которых онлайн формат не устраивает, есть платформы, на которых можно быстро приобрести билеты, узнать расписание и даже записаться на экскурсию по достопримечательностям нашей необъятной страны: Яндекс Афиша, Госуслуги Культура (от 14 до 22 лет). Можно воспользоваться бесплатными экскурсиями, гидами и текстовым описанием с помощью приложения IZI Travel, в котором можно найти обзоры на большое количество достопримечательностей. [7, 14]
Таким образом, автор с уверенностью может сказать, что ИТ стали неотъемлемой частью всех сфер жизнедеятельности человека, куда бы мы сейчас не пошли, с кем бы не заговорили и к чему бы не притронулись, везде есть след цифровых технологий. Но вот в чём парадокс: действительно ли ИТ могут восполнить тот объём, качество и полученные эмоции, которые человек может получить при личном воздействии в сфере искусства и культуры?
Чат – бот и его особенности
ИТ не только помогают в различных сферах, но иногда могут заменить какую – то из профессий людей. Это второй парадокс влияния ИТ на жизнь человека – с одной стороны, некоторые процессы становятся автоматизированными, качественными, быстрыми, но с другой стороны - человеческий труд и эмоции нельзя заменить.
Что же можно сказать про человеческое общение? Его уж точно заменить нельзя. Так казалось нам буквально несколько десятков лет назад. Сейчас существует немалое количество профессий, где необходимо общение и его вновь заменяют ИТ. Так, чат-бот представляет из себя специальную программу, которая имитирует общение человека и выступает в роли виртуальных собеседников в интернет-общении.
Появление первого чат – бота относится к 1966 году, когда Дж.Вайзенбаум написал программу ELIZA. Её цель заключалась в том, чтобы предоставлять пользователям информационные и развлекательные услуги, создавая при этом условия диалога с настоящим собеседником, как будто ответы на вопросы даёт настоящий и живой человек. чат-бота датируется 1966 годом. Американскому учёному удалось создать иллюзию того, что пользователи общаются с реальным человеком. Программа имела достаточно простой алгоритм, согласно которому в поиске были заложены ключевые слова из частых сообщений пользователей. К каждому слову был загружен шаблон ответа, и после получения запроса и ключевого слова производился поиск, наиболее удовлетворяющий запросу. Разработка получилась абсолютно новая, но автору пришлось отказаться от неё по внутренним нравственным причинам. Следующие 50 лет прошли в различных попытках усовершенствования программы чат – ботов, так в 1972 году были придуманы Parry и Jabberwack, которые сильно не отличались по структуре и вообще были «странными» изобретениями. В 1994 году Майкл Молдинг выпускает свою разработку – электронную помощницу с названием Julia. И именно тогда первый раз автор употребляет термин чат – бот, после чего, подобные программы стали называть именно так. За рубежом появился более усовершенствованный вид чата бота A.L.I.C.E в 1995 году, который продержался долгое время, относительно других.
Новым шагом в развитии виртуальных собеседников стало то, что крупные корпорации решили самостоятельно разработать чат – бот. И первым стала компания IBM – разработчик компьютерных процессоров, которая в 2006 году выпустила программу Watson. Она была основана на собственном языке, могла обучаться в процессе общения с пользователями, а также находила ответ на любой вопрос. Данная программа существует и сейчас, но её направленность теперь – это обеспечение информационной безопасности пользователей.
Спустя 4 года после резкого рывка в эволюции виртуальных собеседников, выходит знаменитая и всем известная Siri от корпорации Apple. Её особенность в том, что она не только отвечает на все вопросы, но и перенаправляет на просторы Интернета в тех случаях, когда не имеет приближённого шаблона в ответе на вопрос. [9]
Отечественная практика переняла разработки и внедрила чат – бот в свой мессенджер Telegram за счёт Bot API для разработчиков. Таким образом, у них получилось создать виртуального собеседника и помощника прямо внутри мессенджера, без сторонних программ. В настоящее время Telegram предлагает для своих пользователей возможность использовать более тысячи конструкторов чат – ботов, цель которых может быть различной. Такой вариант использования стал для автора особенно актуальным, так как Telegram предлагает конструкции и полностью бесплатную работу чат – бота, а также отечественное производство. [10]
Работа с API шагнула далеко вперёд с момента появления первых интеллектуальных помощников, поэтому сейчас для работы любого несложного чат – бота, существует немало платформ и готовых библиотек для множества языков программирования. Они облегчают процесс создания и усовершенствования функционала чат-бота с помощью уже готовых инструментов и шаблонов. Такой способ стал доступен благодаря анализу большого количества готовых сервисов, где были обнаружены методы и функции, адаптированные под интеграцию языка программирования и API платформы.
Одним из важных показателей при выборе библиотек для разработки ботов являются возможности масштабирования для последующих изменений, а также разнообразие функционала средств для создания и взаимодействия различных компонентов любого бота.
Для автора важными показателями, как уже говорилось раннее, является отечественное производство чат – бота, а также качественный процесс производительности. Благодаря статистике использования конструкторов чат – ботов удалось выяснить, какие библиотеки для разработки бота являются самыми популярными:
«python-telegram-bot» (Python)
«aiogram» (Python)
«Telebot» (Python)
«pyTelegramBotAPI» (Python)
«telegraf.js» (Node.js) [8]
У каждого из них есть свои плюсы и минусы работы, а также функционал, который они выполняют. Для того, чтобы понимать, как работает чат – бот в Telegram и рассмотреть его возможности работы, разберём классификацию основных направлений:
чат-боты для поддержки и автоматизации всех процессов мессенджеров: ведение каналов, контроль за спамом, управление группами и т.д.
чат-боты, направленные на масштабную информатизацию: рассылки новостных сообщений, рекламных акций, информационных писем и др.
служебные чат – боты, которые собирают и обрабатывают информацию для учебных или рабочих целей. Это позволяет в дальнейшем структурировать штат пользователей и рассылать необходимую информацию согласно группам.
чат-боты служб технической поддержки стали особенно актуальны: они используются пользователями в случаях неполадок и выступают в роли специалистов технической поддержки, отвечая на вопросы, диагностирую проблему и даже её решая.
чат – боты для онлайн – заказов: еды, техники, одежды, принадлежностей, такси, бронирования отелей, авиа и железнодорожных билетов.
чат – боты для оформления билетов онлайн: театр, кинотеатр, концерт, мастер – класс, выставка и тп.
чат-боты для приема оплаты сервисов и различных подписок.
Данную классификацию можно продолжать и структурировать, так как использование виртуальных собеседников принимает всё больший масштаб работы. [13]
Так как направления, связанного с экскурсиями и онлайн – гидами ещё нет, по крайней мере в республике Татарстан, то автор может предполагать, что разработка его чат – бота станет актуальной в данной области и сможет открыть новое направление в работе чат – ботов.
IZI.Travel: экскурсии Казани и их недостатки
Ответ на вопрос почему автор решил затронуть тему туризма, а также возможности внесения вклада в культурную составляющую столицы Татарстана, стоит начать рассматривать со статистических данных о туризме в Казани. Посещение города, а также его экскурсий и достопримечательностей вошло в ТОП-10 лучших туристических поездок России по версии портала Trip Advisor и аналитического агентства «ТурСтат». Кроме того, в Казани находится 3 из 29 российских объектов культурного наследия ЮНЕСКО: Казанский Кремль, город – остров Свияжск, Успенский собор. Таким образом, Казань привлекает внимание большого количества туристов. А согласно данным Государственного Комитета Республики Татарстан по туризму, большое внимание к достопримечательностям и экскурсиям возникло и у жителей республики, которые с удовольствием проводят свои выходные дни в культурно-познавательном аспекте.
В связи с таким спросом, сейчас существует около 250 экскурсий, которые предлагают агентства и бюро: индивидуальные, групповые, обзорные, выездные, автобусные, пешие, вечерние и множество других. Стоимость этих экскурсий варьируется от 500 руб до 11.000 руб. И если туристы готовы оставлять немалые суммы, чтобы посмотреть достопримечательности, то что делать жителям города, которые с удовольствием бы провели время изучения интересных и необычных объектов города, но оплачивать еженедельные культурные прогулки нет возможности? Кроме того, агенства закрывают часть экскурсий в разные сезоны, в связи с отсутствием необходимого спроса, или наоборот – закрывают из – за отсутствия мест. Для таких желающих придумали онлайн – экскурсии и обзор достопримечательностей, о которых автор уже рассказывал в разделе 1.1, а также приложения с бесплатными гидами – IZI.Travel. Изучив экскурсии приложения, автор обратил внимание на то, что там немалое количество повторяющихся экскурсий по самым популярным объектам города, но при этом отсутствуют малоизвестные, но не менее интересные места для посещения. [6,12]
Таким образом, существуют явные недостатки культурного туризма, связанные с экскурсиями и достопримечательностями нашего города: дорогостоящие экскурсии, отсутствие мест или закрытие агентством экскурсии, а также неполные обзоры в существующем приложении IZI.Travel.
Глава 2. Создание чат – бота
2.1 Материалы для создания чат – бот
В первую очередь в практической части работы мне необходимо было выбрать достопримечательности города Казани, которые будут актуальны для цели проекта, а также создать маршрут пешей экскурсии и изучить историю, особенности, ценовую политику.
Я начал с изучения достопримечательностей IZI.Travel. Проанализировав все туры приложения в этом городе, я выяснил, что всего 127 туров по Казани загружено на платформе, кроме того, в 64 туров (половина) – достопримечательности повторяются, а 8 экскурсий являются не познавательными, а развлекательными. Мне удалось создать список достопримечательностей, которых ещё нет в приложении:
1. Памятник Мойдодыру
2. Парк имени Урицкого
3. Пушечный двор
4. Парк "Чёрное озеро
5. Памятник Казанскому коту
6. Парк Тысячелетия.
Таким образом, мне необходимо собрать информацию о данных местах города, в особенности, из тех источников, которые смогут рассказать слушателям интересные и необычные факты.
Для этого я воспользовался Централизованной библиотечной системой (ЦБС) г. Казани, которая предоставляет раздел «Книжная онлайн-полка». В этой системе мне удалось найти книги, статьи из публикаций на необходимые мне темы:
Фукс, Карл. Город Казань, Казанская губерния и ее жители в исторических, этнографических и литературных сочинениях в прозе и стихах. 1817-1844 : [сочинения] : в 3 томах / Карл и Александра Фукс .— Репр. изд. — Казань : Издательство Сергея Бузукина (ИСБ), 2013 .— (Из коллекций казанских библиофилов : основана в 2011 году) .— ISBN 978-5-905514-12-8.
Казань.Времен связующая нить / 2-е изд.перераб.и доп. — Казань : Титул, 2000 .— 280 с. : ил. — 150 р.
Казань : Общественный журнал .— Казань : Татмедиа, 2013 -. №2,3,6 (2024).
Тунаков, П.Д. . Казань сегодня и завтра .— К., 1960 .
Казань: Республика Татарстан, прогулочные маршруты, музеи, театры, религиозные храмы : [путеводитель] / [сост. Л. Миннуллина] .— Казань : Татар. кн. изд-во, 2018 .— 175 с. : фотоил. — ISBN 978-5-298-03578-1 .
После выбора информации о нужных достопримечательностях, вместе с родителями мы подготовили камеру для записи, петличку – микрофон и отправились по маршруту, который будет использован в гиде для записи видео – формата проведения экскурсии. После записи всех видео я смонтировал их в приложении CapCut, наложил титры и улучшил качество звука. Таким образом, видео и текст были готовы для загрузки в чат – бот, а ещё я записал аудио – подкасты для приложения IZI.Travel.
2.2 Создание чат – бота в Telegram
Как уже говорилось в разделе 1.2 Чат – бот и его особенности, сейчас существует немалое количество конструкторов, которые существенно упрощают процесс создания ботов на любых платформах. Это связано с тем, что чат – бот требует определённого алгоритма, который, как правило, бывает схож между собой. Поэтому, написать код, на языке программирования, который будет давать возможность выбора в алгоритме при создании бота стало популярным в наше время.
При выборе конструктора я учитывал следующие критерии:
Отправка всех типов сообщений (для использования различных видов предоставления информации: видео, аудио, текст, ссылки)
Шаг – действие (такие шаги нужны для того, чтобы бот был многостраничным, то есть имел сообщения – меню и разделы)
Неограниченное количество пользователей чат – бота
Бесплатное использование.
В процессе поиска нужного конструктора, практически все популярные варианты мне подходили по указанным выше критериями, кроме последнего. Как оказалось, большое количество конструкторов имеют платные функции, стоимость которых начинается от 1000 рублей. Но важным условием создания данного проекта является возможность использования его бесплатно для всех желающих лиц. Поэтому поиски остановились на конструкте Botman.pro, хотя он так же имеет платный функционал, но все необходимые для меня действия входят в бесплатный пользовательский пакет.
При выборе платформы я остановился на площадке Telegram, так как по результатам статистического отдела [3] Telegram имеет большую аудиторию, входит в топ 15 приложений мира по скачиванию, а также имеет важный для меня аспект – внутренние возможности при создании чат – бота (загрузка полноценных видео, возможность создания нескольких цепочек и др). Процесс создания чат – бота был описан и разделён на несколько этапов. Описание представлено ниже. Ссылка, QR – код на чат – бот, а также скриншоты и пояснения представлены в приложении №1.
1 этап. Подготовка и оформление.
Цель: создать чат – бот, оформить его внешний облик и настроить.
1.Начинаем с регистрации на сайте конструктора https://app.botman.pro/app
Для этого необходима только эл.почта.
2.Следуя инструкции, переходим в Telegram и выполняем действия, который пишет бот для создания (@BotFather):
- придумываем название бота: Гид по Казани
- придумываем ссылку – username: @One_Kazan_bot
Далее по желанию можно установить главное фото, добавить описание, создать картинку – описание, придумать политику конфиденциальности: Menu – /mybots – /Edit.
3. Для начала конструктора бота: Menu – /mybots – /API Token. Копируем токен, возвращаемся на сайт, вставляем его на сайте в необходимое окно и нажимаем «Подключить».
Итог 1 этапа: я прошёл регистрацию на сайте конструктора, создал чат – бот в Telegram, дал название, присвоил username, добавил главное фото и описание.
2 этап. Настройка запуска бота.
Цель: подготовить приветственный текст и настроить запуск бота.
1.Открываем «Сценарий бота» и начинаем работу с запуском. Ставим галочку «начинать работу бота со слова Запуск». Теперь мой бот начнёт работу, как только участник нажмёт кнопку «Запуск» или задаст программу /start в сообщении.
2.Добавляем «первый шаг» и вставляем приветственный текст в поле «Сообщение 1». В моём случае – это приглашение на экскурсию. Внимание: это первый текст, который увидит приглашённый участник бота.
Итог 2 этапа: я настроил запуск бота с помощью автоматический кнопки, добавил текст – приглашение на экскурсию.
3 этап. Создание меню выбора.
Цель: создать меню выбора и первую цепочку работы бота.
1.После написания приветственного текста, необходимо зайти в редактирование сообщения 1: выбрать «Добавить кнопку». В названии указать разделы меню, а тип – переход к шагу. Такие аналогичные действия необходимо выполнить столько – сколько разделов меню будет в чат боте. У меня получилось 7 разделов: шесть достопримечательностей и раздел подробностей.
2. Так как выбор достопримечательности – не последняя ветка сообщения, то необходимо запустить «следующий шаг» и выбрать «Сообщение (контент)», который получает следующий номер 2.
3.Последней веткой выбора становится определение формата изучения достопримечательности, поэтому я создал меню разделов во 2 сообщении: текст, видео, подробности и кнопку назад, которая возвращает к сообщению 1.
Таким образом, от каждого раздела сообщения 1 необходимо создать следующие сообщения, не забывая кнопку назад. Аналогичные действия я повторил 6 раз.
Итог 3 этапа: я создал 2 сообщения с разделами и по ещё одному сообщению на каждую выбранную кнопку.
4 этап. Оформление видео, аудио и текст форматов.
Цель: загрузить видео, аудио и текстовый варианты предоставления информации, оформить раздел «Подробности».
1.Добавление текста, видео и аудио формата легко добавляется одним нажатием следующего сообщения: загружаются все форматы отдельно друг от друга. Важно: медиа файлы не должны превышать 50 MB.
2.Информация, которая добавлена в последние сообщения каждого раздела является конечной, поэтому после её получения кнопка «Назад» возвращает нас к сообщению 1.
Итог 4 этапа: я загрузил 6 видео файлов, 6 аудио файлов, 6 текстовых сообщений и для каждой достопримечательности создал раздел «Подробности».
5 этап. Завершение настройки бота.
Цель: закончить настройку бота, провести тестовый запуск, внести корректировки и запустить готовую версию чат – бот.
1.Закончить настройку чат – бота необходимо проверкой работы всех сообщений, команд и цепей работы. Для этого нужно запустить чат – бот в тестовом формате, в роли пользователя проверить работу бота.
2. По итогу проверки чат – бота, я выяснил, что не везде была добавлена кнопка «Назад», которая помогала вернуться к первоначальному сообщению выбора достопримечательности, а также были обнаружены некоторые неисправности в воспроизведении видео – файлов, это связано с тем, что файл был «тяжелее» нормы. Поэтому уменьшив качество и длительность видео, я загрузил их заново.
В остальном, тестирование бота прошло успешно.
3. Для запуска готовой версии чат – бота необходимо его опубликовать для всех желающих пользователей. Важно: если вы использовали платные функции при создании бота, то на этапе публикации вас попросят их оплатить. Но все необходимые мне функции были в бесплатном доступе.
Анализ создания чат – бота:
Поиск нужного конструктора, создание чат – бота, его оформление и настройки заняли у меня работу в 5 дней. За это время мне удалось проанализировать большое количество конструкторов и выбрать один, который отвечал созданным мной критериям – Botman.pro.
Чат – бот, на момент его создания и публикации (декабрь 2024) имеет следующую структуру и составляющие:
26 сообщений, т.е 26 переходов и возможных ответов бота на запрос пользователя;
6 видео форматов предоставления информации; 6 текстовых записей – описаний достопримечательностей; 6 аудио – форматов.
7 прикреплённых Яндекс.Карт: 6 конкретных точек расположения достопримечательностей, а также 1 карту пешего маршрута с указанием 6 точек достопримечательностей. Онлайн – экскурсия имеет различные способы получения информации, все необходимые точки на Яндекс.картах, а также раздел «Подробности», в котором есть официальные ссылки на сайты представителей достопримечательностей (не у всех), режимы работы, стоимость посещения (при наличии), указано ближайшее метро и способы транспорта.
Подведение итогов создания чат – бота: таким образом, мне удалось создать чат – бот, который является бесплатным гидом для всех жителей и туристов города Казани. Сейчас на нем всего 6 достопримечательностей, которые можно посетить как по предложенному мной маршруту, так и по отдельности. Стоит отметить, что вся информация для экскурсии набиралась в ЦБС г.Казани, что позволяет сделать мою экскурсию отличной от тех, что описанием представлены на просторах интернета. Также, важной особенностью является то, что эти достопримечательности ещё не освещены на просторах IZI.Travel – платформе с большим количеством экскурсий. Это делает мой гид актуальным. Но мне хотелось бы собрать в нём и другие достопримечательности города, а также предложить различные варианты пеших экскурсий, только выбрав интересную, реалистичную и ещё не использованную историческую информацию. Поэтому, работу с чат – ботом «Гид по Казани» я не могу считать полностью завершённой.
2.3 Пополнение коллекции экскурсий на IZI.Travel
После большой и успешной работы над чат – ботами, наступил заключительный, но менее важный этап работы – создание своей экскурсии на платформе IZI.Travel, о которой подробно было рассказано в разделе 1.3.
Как я уже говорил ранее, я записал 6 аудио – форматов с описанием достопримечательностей экскурсии, поэтому, основным форматов работы станет загрузка и оформление тура на сайте https://cms.izi.travel – это отдельный раздел сайта, который разработчики отвели для создания экскурсий и туров. Их может создать как юридическая организация, так и любое физическое лицо.
1 этап. Регистрация и подготовка.
На первом этапе, я прошёл регистрацию, указав своё имя и электронную почту, а затем выбрал формат предоставления данной экскурсии. Сайт на выбор даёт: музей, тур и достопримечательность. Вариант, который подходит мне «Тур» - это возможность создать аудиогид на открытой местности с выбором вида тура, например – пеший. Тур получил название «Малоизвестные, но не менее интересные места Казани», категория – пеший тур, тип – уличный.
2 этап. Оформление и работа с картой.
Следующим этапом стало оформление главной страницы тура: выбор фото, описание и аудио – представление. Загрузив все необходимые материалы, сайт перенаправил меня на страницы, де необходимо выбрать места, которые будут представлены в туре на карте. Из всех вариантов карт, которые предлагает сайт – я остановился на Google картах, так как они представляют собой широкое покрытие и более детальное представление географии.
Обращаю внимание, что при работе с сайтом, я заметил, что ещё одной интересной достопримечательности не хватает в экскурсии – дворца Земледельцев, поэтому собрав информацию и записав ещё один аудиоподкаст, я отметил на карте 7 точек достопримечательностей.
3 этап. Загрузка файлов.
После того, как карта загрузилась и 7 точек достопримечательностей были отмечены, сайт предлагает заполнить карточку каждой достопримечательности: фото, история текстом, загрузить видео, аудио, добавить ссылку.
Таким образом, я создал и настроил 7 карточек, в каждой из которой уточнил месторасположение на карте, создал описание из текстового формата экскурсии, а также загрузил аудиоподкаст.
4 этап. Проверка и публикация тура.
После заполнения всех данных о туре, а также карточек достопримечательностей, сайт предоставляет возможность посмотреть на то, как выглядит тур, перед его окончательной публикацией на сайте и в приложении для мобильных устройств.
Я проверил качественное отображение фото достопримечательностей, а также доступность прослушивания аудиоподкастов. Убедившись, что тур успешно работает, я сделал его работу доступной для всех пользователей сайта и приложения.
Всю информацию о создании тура, его ссылку и QR код можно найти в приложении №2.
Выводы по 2 главе:
Практическая часть проекта получилось масштабной и продуктивной, поэтому мне удалось разделить её на 3 части: подготовка и создание материалов для наполнения чат – бота и тура; создание чат – бота в Telegram; создание тура в IZI.Travel. Полное время выполнения практической части у меня составило 1,5 месяца.
В процессе подготовки материалов, я обратился к ЦБС г.Казани, где смог собрать информацию о выбранных мной достопримечательностях, которые редко встречаются на интернет площадках. При помощи родителей, я смог записать и отредактировать видео и аудио формат экскурсии.
Создание чат – бота оказалось интересным, в некоторых местах не простым, но точно успешным процессом. Мне удалось выбрать качественный и бесплатный конструктор, а также создать онлайн – экскурсию таким образом, что каждый желающий теперь может окунуться в неё как онлайн, с помощью просмотра видео, так побывать лично, благодаря маршруту и аудио сопровождению. Работа над чатом ботом, в формате данного проекта окончена, но личное желание наполнить его ещё большим количеством интересных маршрутов и экскурсий побуждает меня к тому, что не останавливаться на достигнутом.
Создание тура на сайте IZI.Travel оказалось достаточно простым, и заняло намного меньше времени и трудоёмкости. Теперь, на просторах сайта и приложения, у которого миллионы пользователей по всему миру есть моя личная экскурсия для тех, кому хочется посетить малоизвестные, но не менее интересные места Казани.
Заключение
IT технологии прочно вошли и закрепились во всех сферах жизнедеятельности человека. Сейчас сложно найти место, направление жизни или предмет, в котором не было бы хоть намёка на электронные технологии. Пока сложно сказать, как именно она влияет на нашу трудоспособность и мозговую активность, но точно стоит использовать её в благих целях.
Таким направлением стала культура страны, в которой вышел Указ Президента о важности вовлечения населения в культурные инициативы путем создания современной инфраструктуры. А время, точнее 2020 год, показало, что у каждого человека остаётся желание быть причастным к культурной составляющей вне зависимости от местонахождения. Поэтому, речь о том, чтобы оказаться в любом уголке страны в эту же секунду и узнать, как можно больше об истории его происхождения уже не кажется нереальной. Более того, благодаря приложениям, таким как IZI.Travel это можно осуществить ещё и бесплатно.
Создание бесплатного предложения жителям и туристам Казани онлайн – экскурсии по малоизвестным достопримечательностям города, на основе чат – бота, а также тура в приложении IZI.Travel стало для меня целью данного проекта, и я с уверенностью могу сказать, что она с успехом была достигнута.
За 2 месяца плодотворной работы мне удалось осуществить теоретический анализ по следующим темам: 1.1 Информационные технологии в современных реалиях; 1.2 Чат – бот и его особенности; 1.3 IZI.Travel: экскурсии Казани и их недостатки. По итогу, я могу сказать, что IT технологии сейчас используются практически во всех организациях и структурах, как возможность более эффективной работы, в том числе, музеями, гидами, театрами, галереями; чат – бот – это уникальная возможность воссоздания человеческого диалога, который в рамках данного проекта будет представлять собой экскурсовода, рассказывающего о малоизвестных, но не менее интересных местах Казани. А это кстати актуальная тема для города, так как он является туристическим и имеет популярность у жителей, туристов.
На этой основе, я провёл практическую часть проекта, в которой мне удалось сформировать список достопримечательностей, которые практически нигде не освещены, а также с помощью ЦБС г.Казани собрать интересные исторические факты о них. После чего, я изучал и анализировал работу конструкторов чат – ботом, создав уникальный онлайн – гид по Казани. Его особенность заключается в том, что каждый желающий сможет найти там нужный формат получения информации: текст, видео, аудио формат – для тех, кто хочет посетить места онлайн. А для желающих побывать на пешей экскурсии там предоставлен оптимальный маршрут, с указанием всех точек на карте, стоимости посещения мест (при наличии), а также режим работы. На этом, работу чат – бота я могу назвать завершённой только в рамках данного проекта, так как в будущем я планирую масштабировать его составляющие.
Заключительным этапом проекта стала разработка тура в приложении и на сайте IZI.Travel, количество пользователей которого превышает несколько миллионов по всему миру, где сейчас располагается моя экскурсия. Экскурсия является бесплатной и доступной для скачивания.
Таким образом, проектная работа сама по себе является результатом, как личным: развитие умения работы с IT технологиями (чат – бот, IZI.Travel, ЦБС г.Казани), так и общественно – полезным: бесплатная экскурсия, расположенная на 2х площадках, которая может подойти, если вы устали от типичных экскурсий, хотите узнать, что - то новое о городе или являетесь любителем виртуальных экскурсий и были бы не прочь провести свои выходные с пользой, не выходя из дома. Так или иначе, каждый желающий здесь сможет найти то, что ему необходимо!
Список источников
Володченко, В.С. Понятие и классификация информационных технологий / В.С. Володченко, Д.С. Ланцова, Т.А. Миронова // Компьютерные и информационные науки. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-klassifikatsiya-informatsionnyh-tehnologiy (дата обращения: 19.11.2024).
Головицына М.В. Информационные технологии в экономике : учебное пособие / М.В. Головицына. 3-е изд. М. Саратов: Интернет Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2020.
Исследование аудитории Telegram 2023 // TGStat : [сайт]. – 2023. – URL: https://tgstat.ru/research-2023?ref=vc.ru (дата обращения: 24..11.2024).
Коломейченко, А.С. Информационные технологии : учеб. пособие / А. С. Коломейченко, Н. В. Польшакова, О. В. Чеха. – Санкт-Петербург. – Лань. – 2022.
Национальный проект Культура : официальный сайт. – Москва. – 2024. – URL: https://culture.gov.ru/about/national-project/about-project/ (дата обращения: 04.11.2024).
Об итогах туристического сезона 2023 года // Официальный портал органов местного самоуправления города Казани : [сайт]. – 2007. – URL: https://kzn.ru/meriya/press-tsentr/doklady-s-dp/ob-itogakh-turisticheskogo-sezona-2023-goda/ (дата обращения: 04.11.2024).
Орехов, Г.С. ИТ в современном мире: возможности, задачи, проблемы, перспективы / Г.С. Орехов, В.А. Пученкова // Современные материалы, техника и технологии. – 2015. – №1 (1). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/it-v-sovremennom-mire-vozmozhnosti-zadachi-problemy-perspektivy (дата обращения: 21.11.2024).
Пасечник, А. И. Разработка веб-сервиса для интерактивного создания чат-ботов / А. И. Пасечник // Молодой ученый. – 2024. – № 17 (516). – URL: https://moluch.ru/archive/516/113397/ (дата обращения: 27.11.2024).
Половнева, М.В. Анализ развития и применения технологии чат – бот / М.В. Половнева // Теория и практика современной науки. – 2018. – №6(36). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-razvitiya-i-primeneniya-tehnologii-chat-bot (дата обращения 03.12.2024).
Смыслова, Л. В. Чат-бот как современное средство интернет-коммуникаций / Л. В. Смыслова // Молодой ученый. – 2018. – № 9 (195). – URL: https://moluch.ru/archive/195/48623/ (дата обращения: 16.12.2024).
Статистика об онлайн – музеях России // Российское информационное агентство «Победа РФ» : [сайт]. – 2018. – URL: https://pobedarf.ru/2020/05/20/virtualnye-muzei-stali-horosho-izvestny/ (дата обращения: 05.11.2024)
Туристический потенциал Казани : официальный сайт. – Казань. – 2018. – URL: https://project1003711.tilda.ws/ (дата обращения: 04.12.2024).
Ураев, Д.А. Классификация и методы создания чат-бот приложений / Д.А. Ураев // Компьютерные и информационные науки. – 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-i-metody-sozdaniya-chat-bot-prilozheniy (дата обращения: 01.12.2024).
Харламова И.Б. Влияние ИТ на современное общество // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2015/01/2339 (дата обращения: 27.11.2024).
Приложение №1. Чат – бот в Telegram
Ссылка для использования чат – бота: |
https://t.me/One_Kazan_bot?start=105586-test |
QR код для использования чат – бота: |
Таблица №1. Создание и настройка чат – бота в скриншотах
Приложение №2. Тур на IZI.Travel
Ссылка для использования тура: |
https://izi.travel/ru/browse/827784c9-24e9-4632-b287-2d3faf3c5007 |
QR код для использования тура: |
Таблица №2. Создание и настройка тура в скриншотах