Создание Scratch-проекта «Российский футбол»

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание Scratch-проекта «Российский футбол»

Липчанский Е.Д. 1
1МБОУ "Арктический лицей"
Якубова Л.Ю. 1
1МБОУ "Арктический лицей"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Когда мне было 5 лет, родители записали меня в школу футбола «Юниор». Вначале я нехотя ходил на занятия, но со временем полюбил этот вид спорта и всё что с ним связано: смотрю видео-обзоры матчей и истории футболистов, играю в компьютерные игры про футбол, собираю наклейки и карточки про футбол. Играю в футбол не только на занятиях в футбольной школе, но и во дворе.

При разговоре с ребятами замечал, что редко кто вспоминает российских футболистов. В прошлом году на кружке робототехники я узнал о программе Scratch, преподаватель научил как ей пользоваться и программировать игры. Мне захотелось создать компьютерную игру, связанную с российским футболом, в которую будет интересно играть и узнавать новое.

Актуальность. Футбол – самый популярный вид спорта в мире, но согласно недавнего опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, в России произошло резкое снижение интереса к футболу, а значит увеличение количества людей, равнодушных к футболу.Из-за снижения интереса к футболу уменьшилось количество людей, кто может с ходу назвать российского игрока, интересного и как футболист и как человек [4].

Изучив российских и советских легендарных футболистов смогу рассказать о них с помощью современных возможностей - компьютерной игры.

Проблема: поддержание интереса к российскому футболу.

Гипотеза: с помощью компьютерной игры можно поддержать интерес к футболу и привлечь внимание к достижениям российских футболистов из не спортивных семей.

Цель: создать Scratch-проект «Российский футбол».

Объект исследования: футбол.

Предмет исследования: футболисты России и СССР.

Задачи:

  1. изучить историю и описание вида спорта - футбол;

  2. выбрать 3 футболиста РФ и СССР и изучить их биографии;

  3. создать Scratch-проект «Российский футбол»;

  4. Опубликовать игру на платформе Scratch.

Методы исследования: анализ литературы и интернет-источников, систематизация полученной информации, программирование, демонстрация работы.

        1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. История появления футбола в России

Футбо́л (англ. football от foot «ступня» + ball «мяч») — командный вид спорта, целью которого является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника [3]. Родиной футбола считается Англия, но в древнюю версию этой спортивной игры играли ещё задолго во многих странах. Цуцзюй – самая древняя разновидность футбола в Китае. Ей больше двух тысяч лет. Эта игра с мячом и шестью маленькими воротами из бамбуковых палок очень нравилась китайскому императору. Поначалу в неё играли только кавалеристы, а вскоре цуцзюй распространился среди всех китайцев и в других странах Азии [2].

В Древней Греции эта игра называлась эпискирос, и в неё играли руками и ногами все кто хотел, даже женщины. Римляне переняли этот вид спорта у греков и в Древнем Риме эту игру назвали харпастум. Эту игру уважал ЮлийЦезарь. Солдаты римской армии распространяли харпастум на завоёванных землях, в том числе в Британии [2].

Примерно в XIV веке итальянцы изобрели игру кальчо - прямая наследница харпастума. И это был травмоопасный вид спорта, ведь игрокам позволялось пинаться ногами и толкаться локтями. Кальчо так и переводится – «пинок». Но играть в кальчо не боялись даже королевские особы и римские папы. Далее итальянцы завезли эту игру на Британские острова. Долгое время это была игра толпы, а королевским подданным запрещалось в неё играть законом. Целые деревни и города соревновались друг с другом не на жизнь, а на смерть. Прошло несколько веков и футбол стал популярен и среди студентов британских колледжей. В 1846 году в одном из британских высших заведений – в Кембридже – были приняты первые правила - Кембриджские. В 1857 году был основан первый футбольный клуб — «Шеффилд». Основатели клуба составили свой свод правил футбола – Шеффилдские. В 1871 году был основан Кубок Англии — старейший футбольный турнир в мире. Футбол становился популярным по всему миру. В клубах начали платить футболистам деньги за выступление в их командах. А в 1904 году на свет появилась Международная федерация футбола – ФИФА. Первый официальный чемпионат мира по футболу ФИФА провела в 1930году.

В нашу страну футбол привезли англичане. Больше сотни лет назад они приехали работать на фабрики подмосковного села Орехова и основали там футбольный клуб «Знамя Труда» - старейший в России. На первом своём крупном турнире, Олимпийских играх 1912 года в Швеции, Россия уступила Германии со счётом 0:16!Таким образом сделал вывод, что в России такой вид спорта, как футбол, был завезён и начал развиваться относительно недавно, в сравнении с другими странами.

    1. Основные элементы футбола

Изучив книгу [2] определил, что основными элементами для проведения футбола являются: мяч, ворота, поле, команда, тренер, судья.Мяч – мяч сферической формы, параметры которого (материал, длина окружности, вес, давление) определены Правилами игры в футбол. Мяч состоит из 3 частей: покрышки, подкладки и камеры.

Ворота – состоят из каркаса и сетки. Основные элементы каркаса две вертикальные стойки (штанги), которые соединены вверху горизонтальной перекладиной. Находятся на равном расстоянии от угловых флагштоков.

П оле – площадка прямоугольной формы с естественным или искусственным покрытием зелёного цвета. Поле разделено на определённые площади разметкой.

Команда – состоит из одиннадцати игроков (вратарь, нападающий, защитники, полузащитники). Все члены команды должны уметь работать слаженно, понимая друг друга с одного взгляда. В хорошей команде один за всех – и все за одного!

Т ренер – учит игрока в футболе всему. Всегда знает как лучше. Его нельзя ослушаться. Делает из 11 игроков команду.

Судья – следит, чтобы все игроки соблюдали правила. Штрафует, а иногда и удаляет провинившихся. Записывает важные детали матча. Следит за временем, добавляет минуты, если были паузы во время игры. Выводит команды на поле и уводит их в раздевалки.

1.3. Выбор трёх российских футболистов

Вначале составил список знаменитых российских футболистов, которые встречались мне на матчах, в обзорах и фильмах, в игре FIFA и запомнились больше всего: Лев Яшин, Фёдор Черенков, Эдуард Стрельцов, Андрей Аршавин, Артём Дзюба, Игорь Акинфеев, Александр Головин, Матвей Сафонов, Александр Мостовой, Фёдор Смолов. Прочитал биографии футболистов в интернет-энциклопедии [3]. Далее для своего проекта выбрал трёх: Лев Яшин, Артём Дзюба и Александр Головин. При выборе руководствовался тем, что футболисты изне спортивных семей и тем, что достигли высоких результатов международного уровня. Также Лев Яшин особенно мне запомнился после просмотра вместе с родителями фильма «Лев Яшин. Вратарь моей мечты». Мне самому нравится быть вратарём в игре и некоторым способам ловли мяча я научился у Льва Яшина. Артём Дзюба меня впечатлил, когда смотрел с папой матч «Локомотив-Зенит». Александр Головин мне встретился в игре FIFA на игровой приставке, а позже меня впечатлил его штрафной удар на Чемпионате мира по футболу в 2018 году.

В своём проекте я хотел познакомить с основными данными о российских футболистах, и определил следующие:

- имя,

- дата рождения,

- город рождения,

- профессии родителей,

- рост,

- позиция в команде,

- клубы за которые играл,

- игра в национальной сборной

- количество забитых/отражённых мячей

Родители помогли мне распечатать анкеты с параметрами, и по данным из интернет-энциклопедии [3] я заполнил анкету на каждого футболиста и подобрал фото: портрет и в процессе игры.

В итоге получилось следующее.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Подготовка сюжета и блок-схемы Scratch-проекта.

Для своего проекта я придумал такой сюжет. Главный герой игры – это мальчик из будущего 2104 года по имени Коля, ученик футбольный школы. Коля рассказывает о том, что в его футбольной школе никто из сверстников не знает имена российских футболистов и просит ему помочь пройти футбольные задания, получить за прохождение карточку с информацией о российских футболистах и показать их своим сверстникам. Для воплощения своего проекта я обратился к языку программирования Scratch. В Scratch есть готовые интересные герои, фоны, а также их можно изменить под свой проект или загрузить картинки с компьютера.Для выбора стратегий игр обратился к книге [1] и интернет-источникам [5], [6].Далее была составлена блок-схема будущей игры. В моей игре будет 3 вида заданий с мячом на футбольном поле: в двух заданиях нужно будет забить как можно больше мячей в ворота с разных положений, в одном задании нужно будет поймать как можно больше мячей. В конце прохождения каждого задания будет открываться карточка с данными одного из трёх футболистов.В случае прохождения всех заданий и получения всех карточек игрок выигрывает, Коля показывает карточки и рассказывает своим сверстникам о наших футболистах. В случае непрохождения всех заданий, всё остаётся как прежде, и Коля будет расстроен.

2.2. Создание главного спрайта.

Главным персонажем (далее - спрайт) моей игры будет ученик футбольной школы – Коля, который будет выполнять все задания. Для его создания я выбрал спрайт футболиста из библиотеки Scratch и немного видоизменил его: причёску и цвет кожи.

2.3. Создание сцены приветствия.

Игра начинается со сцены приветствия и знакомства. Здесь Коля знакомится с игроком и предлагает помочь ему пройти все задания и получить в награду карточки с информацией о футболистах. Фон для приветствия нашёл в интернете и загрузил в проект. Далее сформировал из блоков код (далее – Скрипт) для запуска монолога, который разбил на 4 части. Также добавил скрипты с условием, что когда меняются фоны спрайт Коли скрывается.

В конце фразы Коля спрашивает игрока может ли он ему помочь выполнить задания. Для этого добавил два спрайта кнопок «Да» и «Нет». К спрайту кнопки «Да» сформировал скрипт, что при нажатии на него запускается первая игра.

При нажатии спрайта кнопки «Нет» запускается сцена проигрыша: на экране появляется тёмный фон и запускается спрайт расстроенного Коли с монологом о том, что не получилось. Фон добавил из библиотеки фонов Scratch. с изображением расстроенного Коли и фразой о том, что не получилось. Спрайта Колю увеличил, перекрасил изображение лица, добавил блок с монологом.

Далее вместе с мамой в программе Adobe Illustrator подготовили призовые карточки с футболистами А.Головин (приложение 1), А.Дзюба (приложение 1), Л.Яшин (приложение 2). Я выбирал расположение, цвет, стиль исполнения. Карточки будут появляться по итогу прохождения каждой из 3х игр.

2.4. Создание сцен заданий и карточек с футболистами

Далее были добавлены фоны, спрайты и сформированы скрипты для трёх игр. Для создания скриптов пользовался книгой [1] и видео-источниками в интернете с похожими по сюжету играми. В коды каждой игры я включил переменные набора очков. Для прохождения каждой игры нужно набрать 5 очков.

В 1 игре игроку предлагается отбить вратарём мячи. Для игры добавлены: фон из библиотеки фонов Scratch, спрайт Коли-вратаря, спрайт мяча, спрайт нападающего. Для спрайта Коли-вратаря добавил скрипты движения при нажатии на клавиатуре стрелок вверх, вниз, вправо, влево. Для спрайта мяч сформировал скрипты, выдающие 1 случайное положение из 3х. Спрайт нападающего не двигается. Счёт меняется при касании мячом вратаря.

Как только игрок набирает 5 очков, то запускается фон с карточкой Артёма Дзюбы и показываются спрайты двух кнопок: «Играть дальше» и «Выход». К спрайтам кнопок сформированы скрипты: при нажатии «Играть дальше» запускается игра 2, при нажатии «Выход» запускается фон и спрайт с расстроенным Колей.

В игре 2 игроку предлагается забить мяч в ворота с вратарём. Для игры добавлены: фон, спрайт Коли-нападающего, спрайт мяча, спрайт вратаря, спрайты ворот. Фон нашёл в интернете и загрузил в проект. Для спрайта вратаря, мешающего забить гол, сформировал скрипты, плавно двигающие спрайт вверх и вниз. Для спрайта Коли-нападающего сформировал скрипты с движением по всему полю при нажатии клавиш со стрелками вверх, вниз, вправо, влево. Для спрайта мяч сформировал скрипты, запускающие движение при касании спрайтом Коли-нападающего. Счёт игры меняется при касании спрайта мяча спрайтов ворот.

Как только игрок забивает пять голов запускается фон с карточкой Александра Головина и появляются спрайты кнопок, аналогичные карточке Артёма Дзюбы.

При нажатии кнопки «Играть дальше» запускается игра 3.В игре 3 игроку нужно будет поймать Колей-вратарём летящие мячи. Для игры добавлены: фон, спрайт Коли-вратаря, спрайт мяча. Фон нашёл в интернете и загрузил в проект. Для спрайта Коли-вратаря сформировал скрипты, запускающие движение при нажатии клавиш со стрелками вправо и влево. Для спрайта мяч сформировал скрипты, запускающие полёт мяча сверху вниз экрана из случайного положения. Счёт меняется при касании спрайта Коли-вратаря спрайта мяча.

Как только игрок забивает пять голов запускается фон с карточкой Льва Яшина и появляется спрайт кнопки «Готово!».

2.5. Создание финальной сцены в двух вариантах

Финальную сцену сформировал в двух вариантах. Когда игрок проходит 3 игры, получает три карточки и нажимает кнопку «Готово!» на экране появляется фон с финальной сценой где товарищи Коли смотрят информацию о футболистах, а спрайт главного персонажа - Коли благодарит игрока, запускается скрипт с монологом.

Также скриптом предусмотрено, что после окончания монолога на экране остаётся фон с финальной сценой в течении 15 секунд, а дальше останавливает всю игру. Сцена проигрыша описана в главе 3.3. Скриптом Коли при проигрыше прописано, что после окончания монолога с огорчением Коли на экране остаётся фон проигрыша в течении 5 секунд и далее игра останавливается.

2.6. Создание звуковой дорожки для игры

Следующим этапом создания проекта стала запись голоса Коли. Для этого зачитал и записал реплики Коли в самом Scratch. Папа помог подключить микрофон к компьютеру, и подгрузить аудиодорожки в проект.

После записи реплик добавил скрипты с запуском звука в спрайт Коли при приветствии, победе и проигрыше.

2.7. Создание заставки.

Заключительным этапом создания проекта, стало формирование заставки, на котором отражается название игры и призыв начать игру. Для заставки я подобрал в Интернете фото игры в футбол. Вместе с мамой в программе Adobe Illustrator подобрали шрифт для названия игры. Далее подгрузил получившуюся картинку в фоны проекта и добавил призыв к игре «ЖМИ НА ФЛАЖОК»

2.8. Опубликование

После завершения работы и сохранения проекта на платформе Scratch [5] нажал на кнопку «Поделиться» и теперь игра доступна любому пользователю платформы Scratch. Ссылка на игру:https://scratch.mit.edu/projects/1110914066

Также показал игру одноклассникам в лицее:

Ребятам в классе понравилась игра. Особые эмоции вызвало открытие карточки с Львом Яшиным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Язык программирования Scratch позволил создать проект – игру про футбол и российских футболистов. Это игра в который игроки могут побыть футболистом и познакомиться со знаменитыми российскими футболистами, которые достигли высоких результатов на мировом уровне, не смотря на то что были из простых семей, не связанных со спортом и футболом.

Создание проекта стало для меня увлекательным процессом и ставило разные вопросы: какие футбольные задания выбрать, как их осуществить и как объединить все задания в один проект. Получил опыт создания Scratch-проекта из 10 спрайтов и новые навыки в программировании скриптов. Отдельной интересной задачей оказалось озвучивание Коли. Для этого потребовалось чётко и выразительно произносить текст.

Цель проекта достигнута – создан Scratch-проект «Российский футбол».

Наблюдая за реакцией одноклассников на игру сделал вывод, что с помощью игры можно заинтересовать футболом, а также на примере российских футболистов обратить внимание одноклассников, что можно достичь результатов мирового уровня не зависимо от того где ты родился и в какой семье.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Голиков Д.В. 42 проекта на Scratch 3 для юных программистов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2022. – 184 с.

  2. ООО «Манн, Иванов и Фербер». Твои правила ФУТБОЛ Книга о мастерстве и драйве. – Казань: Полиграфическо-издательский комплекс «Идел-Пресс», 2018. – 47 с.

  3. Интернет-энциклопедия Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия

  4. Интернет-портал «Российской газеты»https://rg.ru/2024/11/17/futbol-teriaet-rejting.html

  5. Канал на Dzen.ru «Программирование для начинающих» https://dzen.ru/id/61b4ac6ae4abce7e30849c43

  6. Канал на Rutube.ru «Лига роботов школа робототехники программирования» https://rutube.ru/channel/24083393/

  7. Личный кабинет ScratchURL: https://scratch.mit.edu/users/Egor_Footbolist/

Просмотров работы: 7