Чат-бот как основа для создания детского интерактивного туристического квеста

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Чат-бот как основа для создания детского интерактивного туристического квеста

Аверин В.К. 1
1МАОУ гимназия №1 г. Калининграда
Потолова Т.А. 1
1МАОУ гимназия №1 г. Калининграда
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
   

ВВЕДЕНИЕ

Интернет-технологии прочно вошли в нашу жизнь. Являясь одной из самых перспективных технологий Интернета, выполняя множество функций (от развлекательных до коммерческих), чат-боты сегодня становятся все более совершенными и востребованными.

Согласно исследованиям, Калининград в 2024 г. вошёл в число лучших городов России для семейного отдыха по качеству туристической инфраструктуры [1]. Несомненно, семьям с детьми необходимы экскурсии, которые были бы доступны и интересны не только взрослым. Обычные экскурсии для детей часто оказываются затянутыми, скучными и неинтересными. Индивидуальные же экскурсии не всем подходит с финансовой точки зрения. В младших классах автором данной работы был создан аудиогид для детей. Полученная обратная связь в виде положительных отзывов на скачанный более 300 раз аудиогид позволяет сделать вывод о востребованности интерактивных туристических продуктов для детей.

Актуальность проекта определяется, с одной стороны, активным развитием интернет-технологий в виде чат-ботов, с другой стороны, важнейшей ролью туризма в регионе и важностью информирования подрастающего поколения об истории родного края, с третьей стороны - личным интересом автора к данной теме.

Гипотеза: Ученик 6 класса при помощи информационных технологий способен создать современный туристический продукт (квест), реализуемый через чат-бот.

Цель: создание чат-бота – интерактивного квеста по Калининграду.

Задачи:

1. Поиск, выбор и анализ информации по выбранной теме.

2. Изучение способов создания чат-бота.

3. Выбор платформы и сервиса для создания создания чат-бота.

4 Создание маршрута для квеста, написание сценария, творческих заданий.

6. Проектирование алгоритма квеста.

7. Создание чат-бота, его тестирование и отладка.

Объект исследования: чат-бот.

Предмет исследования: использование чат-бота для создания интерактивного туристического квеста.

В работе использованы методы: систематизация и анализ материала из различных источников; метод мысленного моделирования при написании сценария квеста; создание алгоритма бота; тестирование результата – готовой экскурсии; сравнение результатов теоретического исследования и практической реализации; обобщение результатов.

 

ГЛАВА I. Чат-бот как основа для создания интерактивного квеста

    1. Краткая история появления и развития чат-ботов

История создания чат-бота берет начало в 1950 году, с эксперимента под названием «Имитационная игра», который сегодня известен как тест Тьюринга.

В 1966 году была создана компьютерная программа под названием ELIZA Джозефом Вейценбаумом. ELIZA имитировала диалог психиатра с пациентом, пытаясь выявить психологические проблемы. В 1972 год доктор Кеннет Колби разработал Parry – чат-бот, улучшенный по функционалу и пытавшийся копировать речь пациента с шизофренией. Его создание вызвало серьезные дискуссии о возможностях искусственного интеллекта [2].

1988 год – Ролло Карпентер создал Jabberwacky – программу, предназначенную для имитации естественного человеческого разговора в юмористической и развлекательной манере. Более того, бот обучался у пользователей: например, шуткам и английскому сленгу.

1995 год — Ричард Уоллес разработал программу ALICE (англ. Artificial Linguistic Internet Computer Entity), которая могла поддерживать разговор с людьми, имитируя реальный диалог с женщиной. Следующим важным этапом в развитии чат-ботов было появление персональных помощников.

2010 год – Apple запустила Siri, Google выпустила GoogleNow в 2012 году. В 2014 году были выпущены Microsoft Cortana и AmazonAlexa, а в 2017 году «Яндекс» представил русскоязычного голосового помощника «Алиса».

В 2018 году LiveChat выпустил ChatBot — фреймворк, при помощи которого пользователи могли создавать чат-ботов без программирования. На данный момент в Messenger насчитывается более 300 000 активных ботов [2]. В 2022 г. появился ChatGPT, перевернувший представления людей о возможностях искусственного интеллекта [3].

С развитием Интернета и информационных технологий чат-боты становятся все более популярными и совершенными, вызывая дискуссии о возможности полной замены этой технологией ряда профессий (например, журналист, программист, переводчик и т.д.)

    1. Виды и области применения чат-ботов

Бот – это программа, которая выполняет автоматизированные действия через интерфейсы, предназначенные для людей [4]. Боты могут использоваться для разных целей, как например: автоматизация рутинных задач, помощь в поиске нужной информации, применение в условиях, требующих лучшей по сравнению с возможностями человека реакции. Также возможны и вредоносные цели использования: DDOS- или спам-атаки, рассылка нежелательной рекламы, мошенничество.

Чат-бот – это разновидность бота, который функционирует в социальных сетях и в мессенджерах, и взаимодействие с которым по форме имитирует общение с живым человеком.

Рассмотрим некоторые классификации чат-ботов: по способу общения (сценарные, текстовые, голосовые боты); по области применения (телефонные, для сайтов, для мессенджеров, чат-боты устройств, чат-боты приложений); по способу обучаемости: (декларативные, или необучаемые боты; предиктивные, или обучаемые чат-боты) [5].

Области применения чат-ботов охватывают множество сфер общественной жизни, требующих коммуникаций. Отметим лишь некоторые из них: служба поддержки, маркетинг и продажи, государственные услуги, образование, медицина, HR [6], транспортные компании, юридические услуги, сфера развлечений [7], туризм [8].

Сегодня существует множество видов чат-ботов, области их применения в современном мире крайне широки, постоянно растут, при этом вариативность использования чат-ботов также высока.

    1. Преимущества и недостатки чат-ботов

Выделим главные достоинства использования чат-ботов: экономия средств компаний., доступность 24/7, мгновенная реакция на запрос пользователя. При этом чат-бот способен вести многочисленное количество диалогов с пользователями одновременно.

Вместе с тем, использование чат-ботов имеет и ряд очевидных недостатков: непонимание скрытых смыслов; плохая импровизация; не для всех видов бизнеса (там, где требуется индивидуальный подход к клиенту и очень точная реакция на его запрос, чат-боты не смогут стать полноценной заменой персоналу).

При принятии решения об использовании чат-ботов следует основательно изучить цели данного использования, плюсы и возможные риски для компании.

1.4. Современные способы создания чат-ботов

Можно выделить два основных способа создания чат-ботов: с написанием кода на языке программирования и с использованием конструктора.

Создание чат-бота с кодом на языке программирования. Собственный код позволяет создать более мощный и гибкий функционал, а также даёт возможность интегрировать бота с другими системами и с помощью API создавать свои собственные инструменты. Однако для создания такого чат-бота на языке программирования требуются определённые знания и опыт в области программирования. Также в интернете сегодня можно найти уже открытые исходные коды. Чаще используют Python, а для крупных проектов языки Java или C++ [9].

Создание чат-ботов с использование конструктора. Создание чат-бота с помощью конструктора не требует специальных знаний в области программирования. Самый главный плюс: скорость создания чат-бота гораздо выше. Минусы этого способа: зависимость от предоставляемых конструктором решений, ограниченный функционал. Также часто площадки, предоставляющие конструкторы, являются платными. Можно выделить, например, некоторые популярные сервисы для создания чат-ботов в «ВКонтакте»: BotHunter. Botman. Senler. ManyChat. [10].

У каждого из способов создания чат-бота существуют свои недостатки и преимущества, и выбор конкретного способа зависит от потребностей, целей и масштаба проекта, а также опыта создателей. С учетом всех этих моментов, а также с желанием быстрого запуска проекта, автором было принято решение использовать для создания чат-бота из готовых модулей в сервисе TargetHunter.

1.5. Чат-бот как основа квеста

Сегодня все мессенджеры имеют возможность использовать чат-бота. Практически каждый пользователь может воспользоваться своим телефоном для прохождения интерактивного квеста, в основе которого может быть как прямое общение с организаторами, так и общение с чат-ботом. В общих чертах использование бота при организации квеста выглядит следующим образом: знакомство участника квеста с ботом в мессенджере или браузере или активация бота по QR-коду или ссылке. Затем следует предложение бота ответить на вопросы, выполнить задания, при этом существует возможность взять подсказку. Также бот может проверять ответы, комментируя неверные.

Преимущества данного способа организации квеста: универсальность, интерактивность и возможность двустороннего взаимодействия, возможность охватить большую аудиторию, возможность соединить онлайн- и офлайн-этапы прохождения квеста, возможность создать виртуальных персонажей, экономия времени организаторов [11], возможность у участников начать квест в любое удобное для них время, проходить задания в комфортном для них темпе, наличие возможности при необходимости прерваться и продолжить прохождение позже.

Некоторые минусы создания развлекательного квеста с помощью чат-бота: возможность непредсказуемых несостыковок, связанных с невозможностью чат-бота распознавать интонацию сообщения; возможность «сломать» бота ответами; зависимость от технических составляющих; устаревание квеста.

Подводя итог, можно сделать вывод, что за короткий срок своего существования такая технология, как чат-бот, сумела очень сильно развиться и получить широкое применение в разных областях человеческой деятельности, в том числе и при организации квестов. Существуют как преимущества, так и недостатки использования чат-ботов, которые следует учитывать при выборе этой технологии для достижения своих целей.

ГЛАВА II. Создание интерактивного квеста

2.1. Квест. Определение, виды и основные элементы.

Слово quest переводится с английского языка как «поиск» или «искомый предмет». Глагол to quest означает «искать что-либо». В современном понимании квест – это игра, где вы с другими участниками двигаетесь к определенной цели, решая загадки, находясь в поиске нужных предметов [12].

Можно выделить следующие типы квестов: по регулярности прохождения – одноразовые и многоразовые, регулярного прохождения; по количеству участников: одиночные, в мини-группах и групповые; по способу решения задач - линейные (маршрут состоит из заданий, каждое из которых выполняются друг за другом, по цепочке), кольцевые (маршрут, как и в линейном квесте, проходится по цепочке, но при этом стартовая точка является одновременно финишной), штурмовые (игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач) [13]; по форме - квест-перформанс, экшн-квест, VR-квесты, квест-Морфеус, городской квест.

Структура любого квеста, как правило, включает в себя ряд стандартных элементов: наличие инструкции, наличие ведущего, наличие маршрута с заданиями, наличие игрока или команд, которые выполняют задания, наличие наград за проделанные задания.

Большое разнообразие квестов позволяет выбрать организатору наиболее подходящую для решения его задач форму проведения.

2.2. Интерактивный туристический квест. Значение, особенности

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («Inter» – этовзаимный, «act» – действовать). Интерактивный означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо [14].

Интерактивность во время экскурсии обеспечивается через взаимодействие с окружающей средой, поиск секретов о туристических объектах или местах, что способствует лучшему погружению в изучаемый материал.

Квест-экскурсия для детей имеет и ряд других плюсов: обучение и развитие, эмоциональное погружение, разнообразие сценариев, социальное взаимодействие, создание «ситуации успеха» для участников.

Таким образом, целесообразность выбора для знакомства детей с историей города такого варианта, как интерактивная экскурсия-квест – чрезвычайно высока.

2.3. Работа по созданию квеста

Автором было решено сделать квест-приключение для детей по популярным туристическим локациям.

1. Первым этапом был выбор формата квеста. На данном этапе необходимо определиться, в каком формате будет организован квест, какие правила у него будут и как они будут исполняться. Была выбрана форма линейного городского квеста, предназначенного для прохождения маршрута как одним участником, так и группой игроков, с наличием персонажа и сквозной линией повествования. Реализовывать его прохождение было решено через чат-бот. Плюсы этого выбора: при организации квеста не нужно каждый раз искать ведущего; квест может проводиться в любое удобное время для туристов; одновременно квест может проходить несколько групп; при желании игроки могут прервать прохождение квеста и продолжить в любой удобный для них момент; использование чат-бота гарантирует, что текст заданий будет донесен точно, в нужной формулировке, без ошибок.

2. Вторым этапом был выбор темы. Автором было решено рассказать в своем маршруте о достопримечательностях района Рыбной деревни и открытой территории Музея Мирового океана. Этот район города привлекает огромное количество туристов, являясь центром притяжения.

3. Следующим этапом нашей работы было составление маршрута. С одной стороны, выбранный район изобилует достопримечательностями. С другой, квест задумывался для детей, поэтом при выборе объектов было важно обращать внимание на то, чтобы они были интересны именно детям. Кроме того, чтобы дети не устали и не потеряли интереса во время прохождения квеста, он не должен быть затянутым. Автор прогулялся по центру города и выбрал самые интересные, на его взгляд, локации. Попросив совет у Двухметрового гида, Константина Аверина, некоторые точки затем автор удалил, сократив маршрут и оставив только самое интересное (см. Приложение 1).

4. Далее необходимо было найти интересную информацию о каждой точке. Для этого автором использовалась открытая информация из сети Интернет, а также некоторая информация из экскурсий Двухметрового гида. Самую интересную информацию затем использовали для написания сценария и применения в заданиях квеста.

5. Важным этапом было написание сценария. Чтобы детям было интересно, нужно было связать все точки маршрута единой линией повествования. Это было довольно сложно. Но затем автору пришла в голову идея о том, чтобы сюжетом игры стал день рождения дельфина, который входит в скульптуру, расположенную у Музея Мирового океана. Так квест получил название «Именины у дельфина».

По сюжету участники квеста приглашаются на именины дельфина. Но чтобы туда попасть, надо хорошо подготовиться и пройти ряд испытаний. Из собранной автором информации при помощи родителей был написан сценарий (Приложение 4). Сложностями на этом этапе можно назвать подбор заданий для связывания точек. Понимая, что возраст участников может отличаться, было решено делать задания нескольких уровней: сначала посложнее (рассчитанные на детей старше 12 лет и их родителей), затем, если игроки не справились, подсказки (рассчитанные для детей 10-12 лет) и самый легкий уровень в виде простых загадок – для детей 8-10 лет.

Для более легкого восприятия информации пришлось работать над длиной сообщений (не все современные дети любят много текста). Также было решено разбавить сообщения эмодзи. Смайлы добавляют эмоций и упрощают усвоение информации.

Также было принято решение снять приветственное начальное сообщение и несколько заданий в формате видео. Это также позволяет повысить интерес у детей к выполнению заданий и поддерживать его на протяжении всего квеста.

  1. Самым продолжительным этапом было создание самого чат-бота.

Наш чат-бот создан в сервисе TargetHunter. Выбор этой площадки был обусловлен выбором социальной сети для реализации квеста – ВКонтакте. Здесь сообщество отца автора – популярного блогера и экскурсовода Двухметрового гида, в котором и планировалось продвижение квеста, имеет самое большое количество подписчиков. Сервис TargetHunter позволяет создавать чат-боты в простой графической среде, в которой алгоритм собирается из готовых модулей. Обилие модулей позволяет удобно реализовывать любые задачи: от отправки текстовых сообщений или видео, до интеграции с платежными сервисами и приема оплаты.

Для того, чтобы запустить чат-бота автор использовал инструмент мини-лендинг. Это такая «входная дверь», которая позволяет определить, что человек хочет запустить именно чат-бота, а не просто задать вопрос в сообществе, а также предоставляет необходимое по правилам Вконтакте разрешение для отправки сообщений пользователям. Без этого разрешения чат-бот просто не сможет работать.

В сервисе TargetHunter есть несколько типов блоков для создания логики бота:

Действие. Этот блок содержит варианты действий бота. Например, можно автоматически отправлять комментарий или принимать оплату услуг.

Сообщения. Эти блоки позволяют настраивать содержание отправляемых сообщений. Здесь можно не только отправить текст, но и видео, аудиозаписи, картинки. Кроме того, можно использовать кнопки внутри диалога, чтобы гибко настраивать логику бота.

Условия. Это очень важный блок. Фактически он реализует логику оператора If во всех языках программирования. Он сравнивает выполнение определенного условия. Например, соответствие ответа на вопрос полученного от пользователя с правильным ответом.

Таймер. Здесь можно создать таймер, который будет делать задержку в выполнении логики бота на 1 секунду или 1 неделю. Таймер автор использовал для создания реалистичности общения с человеком.

На первом шаге автор рассказывает участникам легенду. Затем, по нажатию кнопки «Начать квест», они переходят к вопросам. Автор добавил в написанный сценарий фото, картинки из Интернета, некоторые фотографии и видео из блога Двухметрового гида, чтобы сделать свой проект максимально разнообразным и динамичным (Приложение 2).

Составление чат-бота заняло очень много времени. Необходимо было постоянно держать под контролем всю логику маршрута. Особенно на моментах, когда участникам квеста рассказывается информация не о точке маршрута, а об объектах по пути следования. Бот сбивался, ломался. Приходилось начинать всё заново. Как сейчас выглядит фрагмент схемы чат-бота, можно посмотреть в Приложении 3.

  1. На этапе тестирования и отладки чат-бота автор сначала сам прошелся по своему маршруту, затем предложил сделать это друзьям. Выяснилось, что ребята слишком много времени потратили на прохождение маршрута, так как отвлекались по пути на другие достопримечательности. Кроме того, они немного заблудились по пути. Поэтому автор добавил инструкцию в чат-бот, призывающую игроков не отвлекаться на маршруте, а также геометки, позволяющие понимать, куда двигаться дальше.

В настоящее время чат-бот проходит тестирование в сообществе Двухметрового гида в ВКонтакте. Подписчики блога с интересом восприняли подобное предложение и проходят квест.

В дальнейшем автор планирует монетизировать свой проект, сделав ознакомительную демо-версию квеста. Если людей заинтересует квест, то они могут здесь же в боте купить полную версию. Для этого автор планирует использовать блок «Действия»-«Работа с платежными системами». Для друзей автор бы хотел дать возможность воспользоваться ботом бесплатно, используя систему промокодов.

В процессе работы над созданием экскурсии в виде квеста с использованием чат-бота мы выяснили, что это – довольно долгий трудоемкий и процесс, требующий большого внимания к деталям, умения анализировать информацию, ориентироваться в современных информационных технологиях. Одновременно это процесс творческий, предполагающий учет особенностей аудитории, на которую он рассчитан и умение представить сухие факты в виде интересного приключения. Работа в команде поможет получить более грамотный, интересный продукт.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе над проектом автор изучил историю появления и развития чат-ботов, узнав, что за короткий срок своего существования эта технология сумела очень сильно развиться и получить широкое применение в разных сферах человеческой деятельности. Автором изучены преимущества, недостатки чат-ботов, современные способы их реализации.

Также изучены теоретические аспекты создания квестов, их виды и особенности.

Автор выяснил, что квесты как альтернатива экскурсии сегодня активно развиваются в России. Во многих городах разрабатываются или планируются к разработке квесты при поддержке правительства. Андрей Е., министр культуры и туризма Калининградской области о назначении квестов заявлял: «В процессе игры человек ознакомится с интересными фактами о регионе» [15].

Автором работы сделан вывод о том, что чат-бот, даже при наличии некоторых минусов, дает массу возможностей организаторам при проведении экскурсий в формате квеста.

Кроме того, автор изучил историю отдельных достопримечательностей Калининграда и выбрал факты, которые могли бы быть интересны детям.

На основании полученных знаний был создан интерактивный туристический квест «Именины у Дельфина», в ходе которого дети выполняют задания, узнают разные факты о городе и его достопримечательностях. Квест ориентирован для детей 8-12 лет, но может быть интересен и детям других возрастов, а также взрослым.

Реализация чат-бота осуществлялась из готовых модулей в сервисе TargetHunter.

Создание экскурсии в виде квеста с использованием чат-бота – довольно долгий трудоемкий процесс, требующий большого внимания к деталям, умения ориентироваться в современных информационных технологиях. При этом это процесс творческий, предполагающий учет особенностей аудитории, на которую он рассчитан и умение представить сухие факты в виде интересного приключения.

Чат-бот проходит тестирование в сообществе Двухметрового гида в ВКонтакте. Подписчики блога с интересом восприняли подобное предложение и некоторые уже прошли квест. В этом заключается практическая значимость проекта.

Найти квест можно по ссылке: https://vk.com/app7070938_-208865971#s=6756c5d526a29c63bf12af73

Дальнейшее развитие проекта возможно в исправлении выявленных незначительных ошибок, монетизации квеста и разработке нового маршрута.

Данная исследовательская работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Цель данной работы достигнуты, все поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/kaliningrad-voshel-v-chislo-luchshikh-gorodov-dlya-semeynogo-turizma-/.

  2. https://gallery.ddt-chkalov.ru/wp-content/uploads/2024/05/f405924b22cba921fb3bac6591388c7e.pdf

  3. https://ssc-pro.ru/stati/chat-boty-istoriya-aktualnost-i-mify/

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%82_(%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0)

  5. https://gb.ru/blog/chto-takoe-chat-bot/

  6. https://vc.ru/services/1018412-27-vozmozhnostei-chat-botov-preimushestva-dlya-biznesa-i-klientov-po-otraslyam

  7. https://d-element.ru/about/blog/tipy-chat-botov-dlya-povysheniya-kommunikatsiy-s-klientami-i-rosta-biznesa/

  8. https://fcti.bseu.by/2024/04/27/%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8E%D1%82-%D1%87%D0%B0%D1%82/

  9. https://otus.ru/journal/bot-v-telegram-na-pitone-ot-a-do-ya/

  10. https://www.cossa.ru/instahero/320941/

  11. https://emailsoldiers.ru/blog/birthday-chat-bot-part1?ysclid=m66et8sb3v210309724

  12. https://vpechatleniya.ru/about-gifts/blog/chto-takoe-kvest/

  13. https://infourok.ru/statya-kvesttehnologii-vidi-kvestov-3405849.html

  14. https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4709

  15. https://360.ru/news/puteshestviya/kvest-turizm-pomozhet-luchshe-poznakomitsja-s-gorodami/?from=inf_cards

Приложения к научно-исследовательской работе Аверина Владимира

«Чат-бот как основа

для создания детского интерактивного туристического квеста»

Ссылка на квест: https://vk.com/app7070938_-208865971#s=6756c5d526a29c63bf12af73

Список приложений:

  1. Маршрут экскурсии-квеста «Именины у Дельфина»

  2. Фрагмент работы чат-бота

  3. Фрагменты схемы чат-бота

  4. Сценарий квеста (фрагмент)

Приложение 1.

Маршрут экскурсии-квеста «Именины у Дельфина»

Приложение 2.

Фрагмент работы чат-бота

Приложение 3.

Фрагменты схемы чат-бота

Приложение 4.

Сценарий квеста (фрагмент)

ВИДЕО (плюс дублирующий текст)

❤Привет! Меня зовут Владимир Аверин.

Я живу в Калининграде❤, очень люблю свой город и хочу вам представить интересный вариант знакомства с нашим городом. Предлагаю вам пройти интерактивный квест «Именины у дельфина»

 

Просмотров работы: 2