Введение
В условиях глобальных изменений и растущих экологических вызовов современное общество сталкивается с необходимостью сохранения природных ресурсов и устойчивого развития. Актуальность этой темы подчеркивается не только повышенным интересом к вопросам экологии, но и потребностью в активном вовлечении граждан в защиту окружающей среды. В этом контексте важным становится создание платформ, способствующих формированию экологической сознательности и ответственности у молодежи.
Проблема: нехватка информации и недостаточная мотивация студентов к участию в экологических инициативах приводят к снижению их активности в вопросах охраны природы. Это может иметь долгосрочные негативные последствия как для здоровья экосистемы, так и для качества жизни будущих поколений.
Цель: разработать веб-сайт «Бережем природу вместе!», который будет направлен на повышение интереса студентов к экологическим вопросам и вовлечение их в регулярные мероприятия по охране окружающей среды.
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Изучить успешные примеры участия студентов в экологических проектах как в России, так и за рубежом.
Провести социологическое исследование среди студентов, чтобы оценить уровень их осведомлённости и мотивации в вопросах экологии.
Создать интерактивный веб-сайт, который предложит разнообразные ресурсы и инструменты для участия в экологических акциях.
Новизна: Веб-сайт будет отличаться персонализированным подходом, предлагая пользователям уникальные возможности для участия в природоохранных инициативах, а также образовательные материалы, которые помогут развить экологическую грамотность.
Практическая значимость: Платформа «Бережем природу вместе!» обеспечит доступ к информации о текущих экологических проблемах и возможностях участия в их решении, делая участие в охране окружающей среды более доступным и удобным для студентов.
Глава 1. Экология, его возникновение
Предпосылки возникновения экологии как науки
Интерес к взаимосвязям между живыми организмами и окружающей средой зародился задолго до формирования экологии как самостоятельной научной дисциплины. Ещё в древности люди, взаимодействуя с природой, накапливали знания о влиянии условий окружающей среды на живые существа.
В индийских трактатах «Рамаяна» и «Махабхарата» (VI—I века до нашей эры, Аристотель, рассматривали природу как целостную систему, где каждый элемент занимает своё место и среды обитания начали формироваться в рамках философии и биологии, а сам термин «экология» появился в середине XIX века1. В работах древнегреческих философов Гераклита (530–470 гг. до н. э.), Гиппократа (460–356 гг. до н. э.), Аристотеля (384–322 гг. до н. э.), Теофраста Эрезийского (372–287 гг. до н. э.), Плиния Старшего (23–79 гг.) и других содержатся сведения экологического характера. Аристотель в «Истории животных» предложил экологическую классификацию, учитывающую среду обитания и сезонную активность животных.
Формирование экологии как науки
Геккель рассматривал экологию как «физиологию взаимоотношений», хотя «физиология» понималась при этом очень широко — как изучение самых разных процессов, протекающих в живой природе. Он ввёл термин «экология» в 1866 году, определив её как науку, изучающую взаимоотношения организмов со средой обитания. Экология как научное направление в биологии возникла в середине XIX века, а как самостоятельная наука — на рубеже XIX и XX столетийных процессов в живой природе.
В научный оборот термин «экология» вошёл постепенно и стал регулярно использоваться с 1900-х годов. К концу XIX века экология представляла собой науку об адаптации организмов к климатическим условиям. Датский учёный Е. Варминг в 1895 году ввёл термин «экология» в ботанику, обозначив им самостоятельную научную дисциплину — экологию растений.
Этапы развития экологических идей
В развитии экологии выделяют несколько этапов:
Первый этап: накопление примитивных знаний о природе в процессе взаимодействия человека с окружающей средой.
Второй этап: накопление фактического материала античными учеными.
Третий этап: Систематизация знаний, накопленных в эпоху Великих географических открытий (XIV-XVIII века).
Четвертый этап: ботанико-географические открытия, формирование экологии растений и животных (конец XVIII – начало XIX века).
Современное понимание экологии
Современная экология включает в себя изучение структуры пространственно-временных объединений организмов (популяций, сообществ, экосистем, биосферы). XX веке экология сформировалась как научная дисциплина, охватывающая широкий спектр вопросов, связанных с взаимодействием организмов, популяций и сообществ с окружающей средой и функционированием экосистем, биоразнообразием, а также влиянием антропогенных факторов на природу. Экология превратилась в мировоззрение, охватывающее общие вопросы взаимодействия общества и природы.
Глава 2. Социологический опрос студентов
2.1. Разработка социологического исследования (анкеты)
Для проведения социологического исследования нами была разработана анкета «Наша природа в наших руках», см. Приложение 1.
2.2. . Проведение и анализ опроса
Мы опросили 90 студентов группы ИС-231б, ИС-232б, ИС-233б из них:
- юношей – 50 человек,
- девушек – 40 человек
Анализ результатов анкетирования
По итогам первого вопроса можно сказать, что большинство знают, что такое экология.
По результатам второго вопроса видно, что больше половины опрошенных не уделают внимание на заботу о природе.
Подавляющее большинство опрошенных забывается и путается в своих делах.
Ответы на четвертый вопрос выявили, что у 48% опрошенных нет мотивации изучить экологию и заботиться о природе.
По ответам на пятый вопрос стало ясно, что больше половины респондентов предпочли бы получать задания на цифровой платформе.
Результаты шестого вопроса показали, что большинство опрощенных хотели бы включить в свою жизнь экологию.
Глава 3. Разработка сайта
Мы решили, чтобы повысить мотивацию у студентов в участии в регулярных упражнениях по заботе о природе, оптимальным вариантом будет верстка сайта, поскольку большинство опрошенных предпочли бы цифровую платформу для получения информации об экологии.
При переходе по ссылке мы попадаем на сайт под названием «Бережём природу вместе!».
Рис.1 Главная страница веб-сайта
Листая вниз, можно увидеть, что на сайте есть список теории, который необходим каждому студенту.
Рис.2 Список теории
Каждый блок зеленого цвета имеет кнопку «+», нажимая на которую, выпадает полный список теории. В каждом блоке есть инфографика с краткой информацией о теме, так же есть раздел тест, перейдя по которой, можно проверить свои знания темы. Так же весь сайт адаптирован под разные устройства.
Рис.3 Развернутый блок с теорией
С СЫЛКА НА САЙТ: https://on3ginnn.github.io/obj/
QR-КОД ДЛЯ ПЕРЕХОДА НА САЙТ:
Заключение
В результате проведенного исследования, посвященного вопросам экологии и вовлечению студентов в природоохранную деятельность, мы пришли к следующим выводам:
Современный мир предъявляет все более высокие требования к экологической ответственности и грамотности каждого человека. В условиях усиливающихся экологических проблем конкурентоспособность и востребованность на рынке труда будут связаны со способностью выдерживать многоаспектную экологическую борьбу, предлагать инновационные решения и активно участвовать в сохранении природных ресурсов.
Активное участие в природоохранной деятельности и осознанное отношение к окружающей среде положительно влияют на качество жизни человека и общества в целом. Экологически ответственный образ жизни способствует не только сохранению и восстановлению природы, но и улучшению здоровья, формированию гармоничных отношений с окружающим миром и раскрытию лучших качеств личности.
Социологическое исследование, проведенное среди студентов, выявило недостаточный уровень мотивации и вовлеченности в экологические инициативы. Полученные данные позволили определить наиболее актуальные проблемы и потребности целевой аудитории, что послужило основой для разработки веб-сайта «Бережем природу вместе!», направленного на повышение экологической сознательности и стимулирование активного участия студентов в природоохранной деятельности.
Список использованных источников
Шварц С. С, «Экология» // Интернет ресурс: https://old.bigenc.ru/ дата обращения 15.02.2025 года.
Неизвестно М.Ш. «ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ ЭКОЛОГИИ» // Интернет ресурс:https://ivgpu.ru/images/docs/ob-universitete/instituty-fakultety-kafedry/isgen/kafedry/khem/publikatsii/36.pdf / дата обращения 16.02.2025 года.
NsPortal, «Лекции. Введение в экологию», М.,ФиС, 1982// Интернет ресурс: https://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/2022/02/17/lektsiya-1-obshchaya-ekologiya / дата обращения 15-16.02.2025 года.
Приложение №1
Анкета
«Наша природа в наших руках»
Уважаемый участник опроса!
Мы проводим социологическое исследование.
Его цель: оценить уровень уделения внимания на природу, узнать какой формат лекций они предпочтут.
Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов на них. Выберите один из предложенных вариантов, наиболее подходящий вам.
Надеемся, что вы искренне и обдуманно ответите на наши вопросы.
Анонимность гарантируем.
Благодарим, что уделили нам время!
Знаете ли Вы, что такое экология?
Да, знаю.
Где-то слышал.
Не уверен.
Нет, не знаю.
Как часто вы уделяете внимание заботе о природе?
Довольно часто.
Всегда по-разному.
Редко.
Уделяю.
Интересно ли Вам изучать экологию по традиционным формам обучения?
Не очень.
Иногда.
Думаю да.
Не знаю.
Есть ли у вас мотивация изучить экологию и заботиться о природе?
Нет.
Когда как.
Затрудняюсь ответить.
Да, конечно.
Какой формат обучения вы бы предпочли?
Получение заданий в бумажном варианте.
Получение заданий на цифровой платформе.
Хотели бы Вы включить в свою жизнь заботу о природе?
Да, конечно.
Затрудняюсь ответить.
Нет, мне это не нужно.
Ваш пол?
Мужской
Женский
Ваш возраст?
Спасибо за вашу помощь!