Создание игры «Шахтёрский лабиринт» в Scratch

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание игры «Шахтёрский лабиринт» в Scratch

Померанцев В.В. 1
1ЦДНИТТ
Горбунова Е.Н. 1
1ЦДНИТТ
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

В современном мире компьютерные игры занимают важное место в жизни молодежи. Они не только развлекают, но и развивают логическое мышление, креативность и навыки программирования. Мы решили создать собственную игру с использованием платформы Scratch.
Scratch — это визуальный язык программирования, который позволяет пользователям, особенно детям и подросткам, легко создавать интерактивные истории, игры и анимации. Благодаря интуитивно понятному интерфейсу и доступным инструментам, Scratch становится отличной средой для обучения основам программирования и разработки игр.

Обоснование выбранной темы проекта.

Проект "Шахтерский лабиринт" играет важную роль в профориентации.

В игре есть элементы, связанные с профессиями в горнодобывающей отрасли, такими как шахтеры и специалисты по безопасности.

Это поможет учащимся познакомиться с особенностями данных профессий и понять важность соблюдения стандартов безопасности на производстве.
Безопасность — ключевой аспект в любой профессии, особенно в горной промышленности. В игру внедрил элементы обучения правилам безопасности, такие как: избегание опасных участков лабиринта с обрушениями или токсичными веществами. (Приложение 1)

Гипотеза: с помощью программы Scratch, каждый может научиться создавать мини-игры, проявляя своё воображение и творческие способности.

Цель работы: создание компьютерной игры в среде программирования Scratch.

Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:

  1. Ознакомиться с интерфейсом Scratch и основными её функциями.

  2. Определить жанр игры, разработать концепцию игры, включая сюжет, персонажей и цели

  3. Нарисовать спрайты для игры, создать фоны для различных уровней игры.

  4. Провести тестирование игры на наличие ошибок и недочетов, внести необходимые изменения и улучшения по результатам тестирования.

  5. Представить созданную игру пользователям.

Объект исследования: среда программирования «Scratch.mit.edu».

Предмет: принципы создания компьютерной игры в среде программирования «Scratch».

Новизна: мало кто из учащихся может создавать свои собственные игры в среде «Scratch». Ребята не только учатся писать код, но и применяют математические знания (координаты, алгоритмы) и творческие навыки (дизайн персонажей и уровней).

Для достижения поставленной цели, мы применили следующие методы исследования:

  • поиск и изучение информации;

  • анкетирование;

  • программирование в среде «Scratch».

Практическая значимость работы связана с возможностью изучения программирования, и дальнейшее использование полученных навыков на уроках информатики.

Актуальность проекта.

В современном мире навыки программирования и цифровой грамотности становятся все более важными. Создание игры в Scratch помогает освоить основы программирования, что является актуальным для моей будущей профессии.
Игры — это не только программирование, но и искусство. Проект позволяет реализовать и творческие идеи: разрабатывать сюжеты, персонажей и графику, а это способствует развитию креативности и воображения.

Целевая аудитория. 

Школьники от 10 до 14 лет, интересующиеся программированием и созданием игр.

Обзор литературы и источников (краткий)
1." Игры в Scratch для детей" (автор: Трофимов П. А.). Данная книга сосредоточена на разработке игр, включая создание персонажей, уровней и игровых механик. В ней представлены примеры кода и пошаговые инструкции, которые помогут нам в разработке нашей игры.

2. «Учимся вместе со Scratch. Программирование, игры, робототехника» (авторы: В. В. Тарапата, Б. В. Прокофьев). Эта книга предоставляет доступное введение в Scratch, объясняет основы программирования и предлагает множество практических заданий, которые помогают освоить язык.

3. Официальный сайт Scratch (scratch.mit.edu). На этом сайте можно найти множество материалов, включая уроки, руководства и примеры проектов, созданных другими пользователями. Это отличное место для вдохновения и изучения различных возможностей платформы.

2. История создания Scratch: игровая платформа, перевернувшая представление о программировании

В нашем цифровом мире программирование становится все более освоенным и доступным. Технологии не стоят на месте, и появляются новые инновационные инструменты, которые помогают развивать навыки программирования у детей и взрослых. Одним из таких инструментов является игровая платформа Scratch.

История создания Scratch началась в Массачусетском технологическом институте (MIT) в 2003 году. Проект был создан командой лаборатории Лайфлонг Кидс (LLK), которая занималась исследованием и разработкой новых портативных устройств для обучения. Их целью было сделать программирование доступным и увлекательным для детей, чтобы они могли развить навыки логики и творчества.

 Создатели ScratchМитчел Резник и Сезаро Хернандес, были убеждены, что программирование — это не только набор команд и кодов, но и средство для выражения своих идей и воплощения в жизнь своих творческих проектов. Именно поэтому они решили создать графическую среду программирования, которая была бы понятна и проста в использовании.

Первая версия Scratch была представлена в 2007 году и сразу привлекла внимание широкого круга пользователей. Она позволяла создавать анимации, игры, интерактивные истории и даже музыку с помощью блоков кода, которые можно было перетаскивать и соединять между собой. Это упрощало процесс программирования и позволяло каждому, даже не имеющему опыта в программировании, создавать свои проекты. Scratch был бесплатным и полностью открытым, что позволяло пользователям делиться своими творческими идеями и учиться друг у друга.

  Успех Scratch не ограничился только программистами. Платформа была востребована в образовательных учреждениях, где ее использовали для обучения студентов основам программирования. Простота и доступность Scratch позволили детям с разных стран и социальных слоев освоить программирование и развить свою креативность и аналитическое мышление.

Сегодня Scratch используют миллионы пользователей по всему миру.

Каждый день на платформе появляются новые проекты, в которых люди делятся своими идеями, учатся и вдохновляются друг другом.

Также существуют многочисленные сообщества и ресурсы, где пользователи Scratch могут получить помощь, найти образовательные материалы и поделиться своим опытом.

  Неудивительно, что Scratch стал своеобразным феноменом и образовал фундамент культуры программирования. Платформа позволяет людям всех возрастов и уровней навыков научиться программировать и узнать о новых областях знаний, таких как робототехника и искусственный интеллект.

  История создания Scratch доказывает, что программирование может быть не только полезным, но и увлекательным занятием. Она также показывает, что инновационные решения могут сделать наш мир лучше и помочь детям и взрослым развить свой потенциал и творческие способности. Scratch открыл новые возможности для программирования и поставил своей целью сделать его доступным для всех, кто хочет научиться создавать свои собственные виртуальные миры.4

3. Планирование игры.

Изучив возможности программы Scratch, мы решили создать игру "Шахтерский лабиринт".

Реализация проекта

Программа Scratch бесплатная, в ней можно работать в онлайн режиме на сайте https://scratch.mit.edu , где кстати можно ознакомиться с инструкциями по работе с программой или скачать офлайн версию и чтобы ее установить на компьютер, достаточно пройти по ссылке https://scratch.mit.edu/download. Нажать на кнопку «Установка» выбрать программу для своего компьютера Windows, Mac или Linux и следовать инструкциям по установке. Дождаться загрузки файла Scratcp.0.exe, который весит всего 58.2 Мб. Запускаем файл и программа будет установлена. Осталось запустить программу Scratch,

Процесс создания игры в программе Scratch относительно простой, но для создания необходимо применить следующее:

3.1.Выбор темы и подготовка сценария для игры.

Определение концепции игры:
   - Выбор жанра (платформер, головоломка, аркада и т.д.)
   - Основная идея и сюжет игры, целевая аудитория (от10 до 14 лет).

Разработка игрового процесса:
   - Определение механик игры (управление, взаимодействие с объектами) 

- Создание уровней (количество, сложность, особенности):

1 уровень «Сбор руды»;

2 уровень «Неожиданный обвал»;
3 уровень «Газовый лабиринт»;
4 уровень "Выход из огненной ловушки"

5 уровень «Разбор завала»

   - Определение целей игры (заработок очков, прохождение уровней, выполнение заданий)

Создание персонажей и объектов:

- Разработка главного героя и его характеристик
 - Проектирование игровых объектов (предметы, бонусы, препятствия)

"Шахтерский лабиринт" - это игра, в которой игроку предстоит исследовать подземные шахты и найти выход из лабиринта. Игрок управляет персонажем-шахтером с помощью стрелок на клавиатуре, кнопками W, A, S, D и левой кнопкой мыши, и его задача - пройти через все уровни лабиринта, избегая препятствий и собирая полезные предметы. В игре также присутствуют различные ловушки и загадки, которые игрок должен решить, чтобы продвигаться дальше. С каждым уровнем сложность игры увеличивается, что делает процесс игры увлекательным и захватывающим. "Шахтерский лабиринт" отличается красочной графикой, занимательным геймплеем и возможностью развивать логическое мышление и реакцию игрока.

3.2. Подготовка иллюстраций (Приложение 2)

Дизайн и графика
   - Определение стиля графики (цветовая палитра, форма объектов) - Создание спрайтов (персонажи, фоны, анимации)  

- Разработка пользовательского интерфейса (меню, счетчики)

В ходе работы над проектом был сделан вывод о том, что каждый из указанных типов иллюстраций требует различных приемов подготовительной работы для его анимации средствами программы Scratch

Растровая графика

Библиотека Scratch

1) вставить рисунок в Scratch,

2) настроить анимацию движения и управления

1) вставить рисунок в Scratch,

2) настроить анимацию спрайтов, изменять костюмы средствами рисования

3.3. Подготовка анимации (Приложение 2)

Когда создаем игру в Scratch нам не требуется написания текстов программ на формализованных языках программирования, потому что в этой среде предоставлены все необходимые графические средства для изображения данных и структур управления.

Для движения спрайтов использовал следующие приёмы работы в программе:

  1. Переходим во вкладку «Скрипты» затем «События» и устанавливаем зелёный флажок, который при нажатии запускает скрипт;

  2. Прописываем движение нашему герою, для этого воспользуемся блоками «Управление», «Сенсоры» и «Движение» и также произведём смену фона.

3.4. Сохранение игры

Существует три способа сохранения готового файла, созданного в среде Scratch:

  • 1-ый в виде исполняемого файла с расширением sb2;

  • 2-ой в виде публикации программы на сайт http://scrаtch.mit.edu.

  • 3-ий в виде ролика в формате. fla.

Для сохранения программного продукта, я выбрал второй способ - публикация программы на сайте http://scrаtch.mit.edu. Выполнил следующую последовательность действий:

  1. Сначала создал учётную запись на сайте:

  2. Затем нужно открыть свой проект в среде Scratch, выбрать пункт меню опубликовать, ввести необходимые данные и нажать ОК.

  3. После загрузки проекта на сайт, он появляется в Моих проектах.

3.5. Изучение мнения аудитории

Игра, разработанная в программе Scratch, была представлена 75 учащимся 5 и 6 классов, педагогам нашего центра.

Для изучения мнения аудитории им предложено было оценить игру:

  • скорость движения спрайтов, то есть наших героев;

  • готовые цветные векторные рисунки-фоны;

Анализ результатов мнения аудитории показал, что использование игры в учебной деятельности возможно.

Заключение

Как показало наше исследование современные школьники с раннего возраста интересуются компьютерными играми. Этот интерес может быть использован с пользой. В результате проделанной работы гипотеза подтвердилась, в итоге осуществленного экспериментального исследования было установлено, что среда Scratch располагает всеми возможностями для самостоятельного создания компьютерных игр.

Целью проекта было создание игры в среде программирования Scratch. Цель была достигнута. Поставленные задачи выполнены.

Ссылка на игру https://scratch.mit.edu/projects/1144452829

Таким образом, проект "Создание игры 'Шахтерский лабиринт' в Scratch" является не только образовательным, но и профориентационным инструментом, который поможет учащимся познакомиться с профессиями, связанными с горной отраслью, и важностью соблюдения мер безопасности.

В перспективе я планирую продолжить работу над данным проектом и создать еще несколько уровней:

  • Сбор средств индивидуальной защиты (СИЗ) для успешного завершения уровня.

  • Помощь пострадавшему шахтеру (применение знаний о первой помощи в экстренных ситуациях).

Надеемся, что наш проект вдохновит других учеников попробовать свои силы в мире программирования и откроет для них новые горизонты в создании собственных игр.

Список использованной литературы и ресурсов

  1. Великович Л., Цветкова М. Программирование для начинающих. – М.: Бином, 2007

  2. Трофимов П. А. Т76 Игры в Scratch для детей. – М.: ДМК Пресс, 2019. – 182 с.: ил.

  3. Учимся вместе со Scratch. Программирование, игры, робототехника / В. В. Тарапата, Б. В. Прокофьев.—М. : Лаборатория знаний, 2019. —228 с. : ил.—(Школа юного программиста)

  4. Как был создан Scratch

  5. https://scratch.mit.edu/about/;

  6. http://letopisi.org/index.php/Scratch

Приложение 1

Правила безопасности в шахте,

которые можно использовать в игре.


1. Использование средств индивидуальной защиты (СИЗ):

- Всегда надевайте каску, чтобы защитить голову от падающих предметов.

- Используйте защитные очки и респиратор для защиты глаз и дыхательных путей.

- Носите специальную одежду и обувь, чтобы защитить тело от травм.
2. Следите за освещением:
- Убедитесь, что в шахте достаточно света, чтобы видеть все вокруг.
- Используйте фонарики или другие источники света, если основное освещение отключено.
3. Проверка состояния оборудования:
- Перед началом работы проверяйте оборудование на наличие неисправностей.
- Не используйте поврежденные инструменты или машины.
4. Избегайте опасных зон:
- Не подходите к участкам с трещинами или обрушениями.
- Следите за знаками и указателями, которые обозначают опасные места.
5. Соблюдение инструкций:
- Всегда следуйте указаниям руководителя и инструкциям по безопасности.
- Участвуйте в инструктажах по безопасности перед началом работы.
6. Знайте пути эвакуации:
- Запомните, где находятся выходы, и пути эвакуации на случай чрезвычайной ситуации.
- Убедитесь, что выходы не заблокированы.
7. Сообщайте о происшествиях:
- Если вы заметили что-то опасное или произошла авария, немедленно сообщите об этом.
8. Регулярные перерывы:
- Делайте перерывы, чтобы избежать усталости и сохранить концентрацию.
9. Использование сигналов:
- Знайте и используйте сигналы для общения с коллегами в шумной среде.


Эти правила помогут создать безопасную атмосферу в игре и научат игроков важности соблюдения мер безопасности в шахтах.

Приложение 2

Подготовка иллюстраций

Подготовка анимации, код.

Просмотров работы: 10