Роль искусственного интеллекта

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль искусственного интеллекта

Сотников Н.И. 1Гараев Т.Р. 2Гемранов Т.Р. 2Галиахметов И.И. 4
1ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»
2Апт
4апт
Султанова Л.И. 1Афлитунова А.А. 1
1ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Искусственный интеллект в России активно трансформирует бизнес-процессы, становясь ключевым инструментом цифровизации.

Искусственный интеллект – это технология, которая позволяет машинам выполнять задачи, требующие человеческого интеллекта, такие как обучение, анализ данных, принятие решений.

Используя технологии анализа данных, персонализации, прогнозирования и оптимизации, маркетологи могут создавать более эффективные стратегии, которые соответствуют современным требованиям рынка и ожиданиям потребителей. Таким образом, искусственный интеллект становится не только помощником, но и стратегическим партнером в достижении бизнес-успеха.

1.Итоги опроса о применении искусственного интеллекта

Аналитический центр Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) представил итоги опроса о применении искусственного интеллекта (ИИ) среди представителей малого и среднего бизнеса (МСП). В ходе исследования, проведенного в марте 2024 года, были изучены мнения 400 участников, а также дополнительно учтены ответы 100 сотрудников, работающих в компаниях, которые использовали ИИ в своей работе. Статистическая погрешность данных не превышает 4,9%.

Финансы (Сбербанк, Тинькофф, ВТБ) используют ИИ для борьбы с мошенничеством, персонализации услуг и автоматизации решений.

Ритейл и логистика (X5 Group, Ozon, Wildberries) оптимизируют спрос, управление запасами и клиентский опыт.

Технологии (Яндекс, Mail.ru) разрабатывают инновации уровня мировых гигантов (беспилотники, голосовые помощники).

Промышленность (Северсталь, VideoMatrix) внедряют ИИ для контроля качества и автоматизации производств.

Это далеко не полный список, так как ИИ становится ключевым инструментом для цифровой трансформации бизнеса в России.По данным из аналитического доклада "Индекс готовности приоритетных отраслей экономики Российской Федерации к внедрению искусственного интеллекта" уровень использования искусственного интеллекта российскими организациями повысился с 20% в 2021 году до 43% в 2024 году.

Почти половина представителей малого и среднего бизнеса в России (46%) считает полезными инструменты на базе искусственного интеллекта и нейросетей. Среди индивидуальных предпринимателей (ИП) такого мнения придерживаются 56% опрошенных, а среди ИТ-директоров МСП — 75%;

63% представителей малого и среднего бизнеса считают, что главная ценность инструментов на базе ИИ и нейросетей для бизнеса — это экономия рабочего времени;

Более трети участников опроса (37%) подтвердили, что использование ИИ и нейросетей помогает оптимизировать бюджет компании и что искусственный интеллект позволяет решать ранее недоступные задачи; 

Более чем в половине случаев малый бизнес применяет ИИ для решения маркетинговых и рекламных задач. При этом большинство представителей МСП для их решения предпочитает инструменты российских разработчиков: так, 72% респондентов используют разработки «Яндекса», 43% — VK, 35% — «Сбера», 34% — Google.

2. Лидеры по использованию искусственного интеллекта в России.

В России есть крупные проекты по использованию искусственного интеллекта. Компании вкладывают деньги в технологии и видят в этом финансовую перспективу. Рассмотрим их.

В тестовом режиме работает Digital Manager — он помогает сотрудникам с email.

Роль искусственного интеллекта Digital Manager в компании «Сбер» заключается в автоматизации рутинных операций и принятии решений менеджерами при работе с почтой и системами электронного документооборота.

Когда руководитель открывает электронное письмо, созданная специалистами банка ИИ-модель, подсказывает ему, что сделать и как ответить. Кроме того, Digital Manager оценивает важность письма и время на его чтение, находит в нём вопросы, просьбы и вложения, а также проводит профилактику когнитивных искажений, то есть искажений в восприятии руководителем ситуаций, которые могут привести к принятию некорректных решений.

Цель разработчиков ИИ-модели — автоматизировать принятие 70% решений руководителями среднего звена, а также упростить принятие решений руководителями высшего звена. Если выполнение рутинных задач берёт на себя искусственный интеллект, у человека высвобождается время для более важных дел.

Консалтинговое агентство Brand Finance включило «Сбер» в топ-3 сильнейших брендов мира. Одна из причин высокой оценки — успехи в развитии инноваций.

Не отстаёт и «Яндекс». Компания одной из первых в России стала разрабатывать беспилотные автомобили и сегодня внедряет полезные ИИ-решения для бизнеса. У «Яндекса» есть собственные разработки, которые конкурируют с продуктами Google и Amazon.

Среди них Yandex SpeechKit — сервис распознавания и синтеза речи на нескольких языках. Вы наверняка знаете его по голосовой станции «Алиса». «Яндекс» вывел технологию в массы — сегодня каждая компания может внедрить её в свою IT-инфраструктуру.

SpeechKit позволяет общаться с клиентами без участия операторов. Робот запишет клиента на услугу, узнает, доволен ли покупатель сервисом, и сделает серию холодных звонков. Система распознаёт речь, строит общение по скрипту и передаёт данные менеджерам. Это экономит время и не вредит конверсии — только 4% клиентов понимают, что общаются с роботом.

Скриншот: Yandex SpeechKit

Успехи в использовании ИИ делает и тяжёлая промышленность. В 2014 году компания «Северсталь» внедрила решения «Рубан» и «Аделина». Они управляют непрерывно-травильным агрегатом на Череповецком металлургическом комбинате. «Аделина» вычисляет нужную скорость управления агрегатом, а агент «Рубан» корректирует её на оборудовании. Разработка следит за производством каждую секунду и помогает реагировать на сбои быстрее

Небольшие компании создают лаборатории, разрабатывают решения с использованием искусственного интеллекта и успешно внедряют их в IT-инфраструктуру своих клиентов.Компания VideoMatrix специализируется на создании систем видеоаналитики. Решения используют на производстве — с их помощью ведут учёт созданных изделий, выявляют брак и контролируют соблюдение правил промышленной безопасности.

Нейросети VideoMatrix превосходят возможности человека. Программно-аппаратный комплекс АРМИЛ, созданный для Челябинского металлургического комбината, выявляет более 20 классов дефектов — в том числе царапины и микротрещины размером от 0,3 мм с точностью от 97%.

Компания EORA помогает выстраивать общение с клиентами с помощью чат-ботов. Это один из трендов на рынке маркетинговых решений. Компания сделала чат-бота для выбора обоев на сайте «Леруа Мерлен».

Нейросеть выучила параметры 1500 артикулов и научилась распределять их по внешним характеристикам — цветам и рисункам. Это помогает быстрее ориентироваться в ассортименте.

Создатели пишут, что система работает сродни компьютерной игре: «Пользователь загадывает персонажа, а джинн угадывает, кто это, задавая наводящие вопросы. Только в сервисе вместо персонажей обои, а вместо джинна — бот».

Лаборатория «СенсорТех» разработала устройство «Робин» — это умный помощник для незрячих. «Робин» сообщает о том, что находится вокруг, предупреждает о препятствиях и помогает обратиться к человеку на улице. Устройство «Чарли» помогает людям, которые имеют проблемы со слухом. Оно распознаёт устную речь и превращает её в текст. Компания сотрудничает с фондом «Сколково» — он помогает финансово перспективным проектам, консультирует по вопросам создания бизнес-модели и привлечения венчурных инвестиций.

Развитее ИИ – технологий в России поддерживается и на уровне государственных программ.

Для развития рынка в России был создан федеральный проект «Искусственный интеллект». Финансируется он из средств федерального бюджета — в том числе из тех, что выделили на реализацию национальной программы «Цифровая экономика РФ».

Крупные российские компании объединились с государством и создали Автономную некоммерческую организацию «Цифровая экономика». Это некий кластер, который позволяет общаться государству, бизнесу и учёным — трём главным факторам сферы искусственного интеллекта.

В состав вошли компании, наиболее заинтересованные в развитии ИИ: сотовые операторы «Билайн», МТС и «Мегафон», крупные технологические организации. Рабочая группа «Федерального проекта по искусственному интеллекту» измерила индекс зрелости технологий ИИ(данные 2024 года). Среди критериев — инфраструктура, уровень развития науки и кадров в стране, доходы местных IT-компаний. В России этот индекс равен 6. С большим отрывом побеждают США и Китай (по 77 баллов), также в топе Великобритания, Канада и Германия (по 26 баллов).

Объём финансирования, если сравнивать его с расходами по аналогичным проектам в ЕС, США или Китае, не слишком велик — другие страны заявляют объёмы в несколько раз больше. Нужно надеяться, что средства будут расходовать на наиболее перспективные направления. В любом случае Федеральный проект включает в повестку многих руководителей государственных предприятий, и это, несомненно, даст толчок развитию рынка ИИ в целом и небольшим средним компаниям в частности.

Китай, например, тратит на ИИ в сотни раз больше. И, если смотреть прогнозы, бороться с Китаем и Америкой в целом пока бессмысленно. В документе «Разработка Федерального проекта по искусственному интеллекту» к 2030 году разница по баллам всё ещё большая — в 5,5 раза. 78 баллов у России против 424 у Китая и США.

Заключение

Всемирный тренд в ИИ сегодня — монополия больших компаний. Плюс это или минус — большой вопрос. Корпорации обогащаются за счёт ИИ, покупают последние разработки и нанимают на работу редких специалистов, разбирающихся в теме. Для малого и среднего бизнеса это затрудняет выход на рынок — конкурировать почти невозможно.

«На мировом рынке сегодня олигополия: есть Google и Amazon. В России господствуют „Яндекс“, Mail.ru и „Сбер“ — с очень большим желанием захватить рынок. Эти компании добывают ресурсы отовсюду и выдавливают небольшие компании за счёт бюджетов. С этим должно бороться государство. Его задача — выработать чёткую антимонопольную политику, которая не позволит ущемлять малый и средний бизнес в сфере ИИ.

В России есть хорошие ИИ-лаборатории. Некоторые открываются в государственных университетах. Одна из них — лаборатория нейронных систем и глубокого обучения МФТИ. На её базе создан проект iPavlov. Он разрабатывает ботов-консультантов для онлайн-магазинов, сервисы быстрого поиска по документации и инструменты анализа мнений клиентов.

В его команде выпускники и действующие сотрудники вуза.
«Сбер» открыл институт искусственного интеллекта — где проводятся исследования для создания новых продуктов. история

Развиваются курсы по ИИ. Вместе с МГУ Skillbox сделал первую коллаборацию вуза и онлайн-университета в России. Создан курс «Философия искусственного интеллекта» — он станет хорошей базой для тех, кто хочет разобраться в предмете ИИ.

Агентство искусственного интеллекта занимается корпоративным обучением: рассказывает о том, как ИИ-решения могут быть полезны для продаж и внутренних процессов компании. Проект берёт на себя важную роль: бизнес получает информацию про ИИ и осознаёт, почему его нужно внедрить, — это важное условие для развития рынка.

Предпринимает усилия «Сбер» — банк запустил Академию искусственного интеллекта для школьников. Доступен курс по машинному обучению — его может пройти любой желающий. Банк создаёт материалы, которые можно использовать в рамках обычных школьных занятий и во внеучебных классах.

Один из главных минусов — отсутствие законодательного регулирования. Из-за этого в стране, например, не запущены беспилотные автомобили — хотя «Яндекс» давно занимается их разработкой и производством. Проблема в том, что закон не позволяет проводить полноценные испытания — тестировать авто можно только с водителем, который едет за рулём. Из-за этого затягиваются сроки: ввод в эксплуатацию, по оценке Минтранса, может произойти не ранее 2024 года.Отсюда вытекает следующая проблема: говорить о широком применении ИИ в государственном и социальном секторе пока рано. Не хватает законодательной базы, некоторые положения закона о защите данных несовместимы с внедрением ИИ — об этом также открыто говорится в дорожной карте, посвящённой развитию отрасли.

Россия демонстрирует значительный прогресс в нишевых решениях (нейросети для медицины, промышленности), но для глобальной конкуренции необходимы:

  • Увеличение инвестиций в ИИ-стартапы и исследования.

  • Создание гибкой законодательной базы.

  • Поддержка малого бизнеса через гранты и партнёрские программы.

Развитие ИИ в России зависит от баланса между инновациями крупных корпораций, государственным регулированием и возможностями для малых игроков. Без решения системных проблем страна рискует остаться в тени технологических гигантов — США и Китая.

Библиографический список

  1. Девятков В. В. Системы искусственного интеллекта / Гл. ред. И. Б. Фёдоров. - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. - 352 с. - (Информатика в техническом университете). - 3000 экз.

  2. Журавлев Ю.И. Об алгебраическом подходе к решению задач распознавания и классификации // Проблемы кибернетики. - М.: Наука, 1978, вып. 33.

  3. Маккарти Д. What is Artificial Intelligence?, - М.: 2007. Петрунин Ю. Ю., Рязанов М. А., Савельев А. В. Философия искусственного интеллекта в концепциях нейронаук. (Научная монография). - М.: МАКС Пресс, 2010.

Просмотров работы: 29