Создание Telegram-бота по биологии

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание Telegram-бота по биологии

Бессонова З.А. 1
1МБОУ СОШ №81
Луганова А.А. 1
1МБОУ СОШ №81
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Telegram – кроссплатформенный мессенджер. Это самое популярное приложение для обмена мгновенными сообщениями в некоторых странах ЕвропыАзии и Африки. По словам Павла Дурова, на начало 2023 года Telegram стал вторым после WhatsApp мессенджером в мире по популярности. По состоянию на июль 2024 года Telegram насчитывает более 950 миллионов ежемесячных активных пользователей [3]. Из-за его большого функционала я и выбрала этот мессенджер для темы своего проекта.

Эту тему я выбрала неслучайно. В 9 классе я сдавала ОГЭ по биологии и понимаю проблемы подготовки к нему, с которыми сталкиваются многие школьники. Одна из таких проблем – это нахождение материала, в котором будет всё чётко и кратко изложено без лишней воды. Поэтому, чтобы облегчить подготовку к ОГЭ выпускникам 9-ых классов, я решила создать Telegram-бот по биологии на языке программирования Python, в котором будет максимально полезная информация и для подготовки к экзаменам, и к самостоятельным/контрольным работам в школе по этому предмету.

Актуальность: на данный момент Telegram находится на пике популярности, он является мессенджером, которым пользуются очень много людей, особенно школьников.

Цель: создать Telegram-бот по биологии на языке программирования Python, который поможет учащимся в изучении этого предмета.

Задачи:

  1. Собрать информацию о приложении Telegram.

  2. Изучить способ создания бота с помощью интернет-ресурсов.

  3. Найти и отредактировать материалы по биологии для бота.

  4. Благодаря полученным знаниям создать бот.

Гипотеза: ученикам легче воспринимать информацию через современные источники, чем через бумажные и т. п.

Методы:

  1. Сбор информации по теме проекта.

  2. Исследование документации языка программирования Python.

  3. Программирование Telegram-бота.

Глава 1. Теоретическая часть.

Проект мессенджера Telegram был создан предпринимателем и программистом Павлом Дуровым, при поддержке его брата Николая Дурова.

Николай внес технологический вклад в создание мессенджера. Павел же поддержал проект финансово и идеологически.

Мессенджер был запущен 14 августа 2013 года компанией Digital Fortress, принадлежавшей Павлу Дурову.

Бот в Telegram – это программа, которая автоматизирует определенные задачи и взаимодействие с пользователями в мессенджере Telegram.

На сегодняшний день Telegram-боты получили широкое распространение.

Перечислим основные достоинства ботов в Telegram:

  • работают круглосуточно, 7 дней в неделю;

  • быстро отвечают;

  • ими удобно пользоваться, так как выбор текстовых команд ни у кого не вызывает затруднений;

  • они не нуждаются в установке дополнительного ПО, поскольку любое взаимодействие с ботом осуществляется посредством мессенджера;

  • не затрагивают личные данные без непосредственной команды пользователя;

  • имеют огромное количество функций, ведь бота можно настроить на отправку новостей, рассказ анекдотов, напоминание важной информации, поиск заведений, бронирование столиков в ресторане, заказ билетов и многое другое [4].

Глава 2. Создание Telegram-бота по биологии на языке программирования Python.

Концепция моего бота такая, что пользователь будет отправлять заготовленные в боте запросы (различные отделы в биологии) и получать обратно информацию по соответствующей теме.

Чтобы осуществить свою цель, я просмотрела интернет-ресурсы, благодаря которым можно научиться создать Telegram-бот, и приступила к его созданию. Для этого понадобится специальный Telegram-бот BotFather, с помощью которого получим токен – уникальный код, по которому бот идентифицируется в самом Telegram.

Весь код будем писать в среде разработки PyCharm. Теперь полученный токен поместим в файл .env, хранящий конфиденциальные данные. Для создания бота на языке программирования Python используем библиотеку aiogram.

Далее создаём файл main.py – основной файл, код которого будет запускать бот. Таким образом, создан пустой бот, который теперь можно менять так, как нам нужно. Создаём файл handlers.py, в нём будет находиться код, содержащий ответы на запросы, полученные от пользователя. Всю информацию я брала из пособия для подготовки к ОГЭ по биологии [1] и сайта Фоксфорд [2]. Также создаём файл keyboards.py, в нём будет код, отвечающий за кнопки в боте, на которых будут предложены темы. А с помощью нейросети сделаем аватарку для бота. Таким образом был создан Telegram-бот по биологии (Приложение 1).

Глава 3. Испытание Telegram-бота по биологии.

На дополнительных занятиях по подготовке к ОГЭ проводилось испытание Telegram-бота, в ходе которого учащиеся готовились к экзамену с помощью бота одновременно с устным объяснением тем учителем.

Глава 4. Отзывы на Telegram-бот по биологии.

Теперь надо было узнать мнение школьников насчёт Telegram-бота. Для этого я создала анкету в Yandex Forms, где собирались отзывы. Но из-за того, что бот не выведен на хостинг (этот этап будет продолжением моей работы), в школе запускала бот вручную, чтобы ученики разных классов попробовали его и оставили отзыв и возможные предложения по улучшению в Yandex Forms (Приложение 2).

Выводы по отзывам:

1. Было получено 67 ответов от учеников седьмого, девятого, десятого и одиннадцатого классов.

2. 60 учащихся, оставивших отзыв, оценили бот в 9-10 баллов, а оставшиеся 7 учеников оценили бот в 5-8 баллов.

3. Были получены различные предложения по поводу улучшения бота, например, добавить больше картинок или сделать удаление сообщений при переходе к другому отделу.

Глава 5. Выводы.

  1. Был сделан Telegram-бот по биологии на языке программирования Python.

  2. Было проведено испытание Telegram-бота на дополнительных уроках по подготовке к ОГЭ.

  3. Была создана анкета в Yandex Forms, с помощью которой собраны отзывы и различные предложения по поводу улучшения бота учеников седьмого, девятого, десятого и одиннадцатого классов.

  4. Была доказана гипотеза.

Исходя из всех выводов, можно сказать, что нужно дальше популяризировать современные технологии в образовании, т. к. ученикам привычнее получать знания именно в таком формате.

Список использованной литературы

  1. Биология. Весь школьный курс в таблицах / сост. Л. В. Ёлкина. – 5-е изд., перераб. – Минск : Кузьма, 2022. – 416 с.

  2. Биология в учебнике Фоксфорда: https://foxford.ru/wiki/biologiya

  3. Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Telegram

  4. Что такое бот в Telegram: виды и функции: https://gb.ru/blog/chto-takoe-telegram/

Приложение 1

«Telegram-бот по биологии»

Приложение 2

«Отзывы в YandexForms»

Просмотров работы: 90