Разработка комплексной программы профилактики школьных стрельб: анализ причин, факторов риска и мер по созданию безопасной образовательной среды

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Разработка комплексной программы профилактики школьных стрельб: анализ причин, факторов риска и мер по созданию безопасной образовательной среды

Сивожелезов М.М. 1Косолапов Я.А. 1Аксенов Ю.Д. 1Загидуллин С.А. 1
1МОУ "СОШ №5 УИМ"
Шишина В.В. 1
1МОУ "СОШ 5 УИМ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В последние десятилетия в мире наблюдается тревожный рост случаев насильственных инцидентов в образовательных учреждениях, касающиеся трагических актов стрельбы. Ужасающие происшествия в США (Колумбайн, Парклэнд), России (Керчь, Казань, Ижевск, Пермь) и других странах указывают на необходимость системной профилактики. Данные инциденты оказывают разрушительное влияние не только на семьи жертв, но и на общественное сознание, подрывая ощущение безопасности в школе — пространстве, которое должно быть ориентировано на развитие и поддержку. Анализ подобных случаев показывает, что существующие инструкции противодействия школьным терактам являются недостаточно эффективными, а люди, который попадают в подобные ситуации проявляют бессилие и невозможность защитить себя ввиду недостаточной информированности.

Сложность обнаружения девиантного поведения, некомпетентный подход к профилактике школьных стрельб, недостаточная информированность учеников и сотрудников образовательных учреждений является проблемой, которая обуславливает данное явления.

Целью нашей работы является разработка комплексной, научно- обоснованной программы по профилактике школьной стрельбы и созданию безопасной образовательной среды и внедрение её на веб-сайт.

 

Задачи

  1. Проанализировать причины и предвестники школьных терактов.

  2. Изучить факторы риска: психологические, социальные, организационные.

  3. Исследовать международный опыт и нормативную базу.

  4. Разработать рекомендации по профилактике и обеспечения безопасности обучающихся.

Предполагается, что разработка комплексной меры профилактики и защиты, а также всеобщее информирование учеников и учителей позволит значительно сократить риски школьных стрельб и снизить число летальных исходов при террористических актах.

Объект проекта:

Отчёты Роспотребнадзора, МВД РФ, данные Министерства образования, а также публикации ВОЗ и международных организаций по школьной безопасности, методические рекомендации МВД и МЧС РФ по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях.

Продукт проекта:

Веб-сайт, направленный на информирование учителей, учеников и их родителей об опасности и мерах противодействия школьным стрельбам.

Методы исследования:

  1. Теоретические

  1. Проанализированы данные из открытых источников, статистика МВД и СМИ, базы кейс-стади по инцидентам в школах РФ и за рубежом.

  2. Обобщены психологические исследования и отчеты, которые могут позволить вычислить потенциально опасных личностей.

  3. Рассмотрены реальные примеры школьных терактов, хронология события, ключевые факторы, которые позволили произойти несчастному случаю быть реализованным, а также меры противодействия, которые следовало предпринять.

  1. Практические:

  1. Разработана веб-сайт, включающая в себя обобщенные меры профилактики и противодействия, представленные в проекте, оформленная в формате, легком для усваивания даже учащимися начальных классов.

Глава 1: Теоретическая часть проекта.

1.1 История школьных терактов

Согласно сайту Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы:

“Скулшутинг” - вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на учебное заведение.

За последние года количество случаев школьных терактов значительно выросло. Так, в Российской Федерации за последние 10 лет было 14 нападений на учебные заведения, в восьми случаях оно закончилось самоубийством нападавшего. Во многом возросший рост популярности “скулшутинга” связывают с наиболее известным случаем массового убийства в США, школе «Колумбайн». Многие стрелки действительно были увлечены личностями американских террористов и их действиями по мнению экспертов, что будет подробнее отражено в разборах реальных случаев. Но террористические акты происходили еще задолго до описанных событий. Согласно газете “Красное Прикамье” 1981 г., 17 декабря – Произошел первый в истории нашей страны захват школьников террористами. Заложниками стали ученики 10 «в» класса школы №12.

17 декабря 1981 года двое вооруженных военнослужащих срочной службы захватили в заложники учеников средней школы № 12, выдвинув требование предоставить им заграничные паспорта, визы и возможность вылететь на Запад. В случае невыполнения выдвинутых условий они пригрозили расстрелом заложников. 25 школьников провели под дулами автоматов 16 часов взаперти, но в результате переговоров ученики были освобождены, а преступники при штурме спецподразделением «Альфа» разоружены и задержаны. Информация об этом теракте долго оставалась засекреченной.”

Несмотря на то, что школьные теракты произошли ранее событий “Колумбайна”, популярность атакам со стороны школьников дал случай именно американской школы.

В СМИ зачастую пишут, что первый случай скулшутинга на территории современной России произошёл в 2014 году в Москве. Следующий широко известный случай произошёл в 2017 году в Ивантеевке и привёл к ранению 4 человек. После 2018 года нападения стали происходить чаще. В январе 2018 года в России всего за одну неделю было зафиксировано два подобных случая: в пермской школе, двое подростков ранили ножами 12 учеников, учительницу и друг друга, пытаясь покончить с собой, а в Улан-Удэ вооружённый топором подросток нанёс травмы пятерым школьникам и учительнице, а также поджёг класс и пытался покончить с собой. Не менее известными событиями является стрельба 20 сентября 2021 года в в Пермском государственном национальном исследовательском университете и массовое убийство в гимназии № 175 утром 11 мая 2021.

1.2 Анализ причин и изучение факторов риска при школьных терактах.

 

Согласно информации предоставленной исследовательницей «Коллективного действия» Софьей Т. :

В России подход к безопасности в учебных заведениях формируется под влиянием силовых структур. Правительство определило для себя главного виновника шутингов — идеологию последователей «Колумбайн»* — и строит концепцию безопасности через борьбу с этим движением и внедрение «антитеррористических инструментов». Известны случаи, когда силовики устраивали облавы на учениц, которые «участвовали» в движении «Колумбайн»* и, по словам представительниц власти, готовили нападения.”

Такие меры действительно могут показывать свою эффективность, но далеко не все люди заинтересованные в скулшутинге произошедшем в школе “Колумбайн” действительно планируют совершать покушение на чужие жизни, одновременно с тем, как люди не имеющие никакой связи с американским терактом, могут сами стать инициаторами ужасных событий. В связи с более строгим оружейным законодательством РФ, случаи российского слингшутинга значительно отличаются от случаев произошедших в США. Орудие массового убийства в российских школах часто становятся ножи и другие элементы холодного оружия, а также наибольший губительны эффект в себе несут самодельные взрывчатые устройства, изготовленные кустарным методом. Именно поэтому реализация методов борьбы с подобными устройствами, ограничение продажи компонентов, требуемых для их изготовления, а также отслеживание людей, которые потенциально могут быть связаны с подобными бомбами могу привнести гораздо больше пользы, чем борьба с культом “Колумбайна”. Несмотря на то, что подобные меры принимаются в нашем государстве, значительное количество терактов в школах были произведены с использованием взрывчатки.

У шутингов может быть множество причин: доступность оружия, психические заболевания, слабые системы безопасности, а также растущий уровень тревожности и неравенства. Он способствуют увеличению насилия, особенно при наличии таких внешних стрессоров, как пандемия и военные конфликты. Однако по данным американских исследователей, большинство атак — около 50 – 80% случаев — обусловлены буллингом.

Согласно недавнему опросу ВЦИОМ от 18 сентября 2024 г. , более трети россиян знакомы с этим явлением не понаслышке, в том числе каждый четвертый ответил, что сам сталкивался с травлей в школе (25%), каждый пятый – что сталкивались его дети/внуки (19%).

Многие взрослые, воспитанные в советской системе образования, не осознают опасность буллинга. Согласно данным экспертов, опрошенных «Коллективным действием», многие родители воспринимают травлю как детскую игру. А согласно опросу, проведённому НИУ ВШЭ в 2021 году, 60% школьных учительниц не видят в буллинге проблемы. Однако это явление остается одним из основных факторов атак на школы. Нападение может возникнуть как результат личного конфликта, так и систематического унижения.

Согласно данным “Томского аграрного колледжа” факторами, которые могут послужить предпосылкой к скулшутингу являются отсутствие внимания родителей к ребенку; ссоры с членами семьи; трудности ребенка в общении со сверстниками, конфликты с ними и педагогами; смерть родственников и друзей; доступ ребенка к огнестрельному и холодному оружию в доме.

Основными организационными факторами при терактах в школе являются:

  1. Нехватка бдительности и профилактики: Отсутствие программ по предотвращению насилия, потенциально угрожающие окружающей среде, халатное отношение работников школы к потенциальному риску.

  2. Недостаток обучения сотрудников: Преподаватели и работники не обучены распознавать признаки возможной агрессии или насилия.

  3. Несоответствие коммуникации: Проблемы в общении между администрацией, родителями и учащимися, что может способствовать нарастающим конфликтам.

  4. Отсутствие поддержки для учащихся: Невозможность получить доступ к психологической помощи или консультациям в случае необходимости.

  5. Недостаток специального оборудования: Отсутствие металлодетекторов, недостаток или использование устаревших камер слежения

1.3 Исследование международного опыта и нормативных баз.

Диаграмма 1

Согласно сайту “K-12 School Shooting Database”, который собирает информацию о случаях скулшутинга в США и опираясь на приложенную Диаграмму 1 с того же сайта количество инцидентов значительно увеличилось за последние 4 года. Так количество террористических актов в 2022 году увеличилось почти в 2,5 раза по сравнению с 2021 годом.

В апреле 2023 года экс-президент США Джо Байден призвал конгресс ужесточить правила оборота оружия. Он обвинил республиканцев в разгуле насилия и потребовал от конгресса запретить штурмовые винтовки. Как отметил глава государства, слишком много американских граждан платят жизнью за бездействие политических кругов.

Отсутствие финансирования безопасности учебных заведений — одна из причин шутингов в американских школах. Об этом «Ленте.ру» рассказал политтехнолог и аналитик Павел Д.

«Главный вопрос — кто за это заплатит. На этом спотыкаются многие инициативы», — сказал эксперт.

Дубравский пояснил, что финансирование мер безопасности учебных заведений входит в компетенции федерального центра, а их реализация — это исключительное право каждого отдельного штата. Эксперт уточнил, что к мерам безопасности относятся установка металлодетекторов, обеспечение охраны в школах, а также тренинги для учителей.

Несмотря на мнение данного эксперта, подобные тренинги в России проводятся гораздо реже и их качество находится на более низком уровне, хотя число инцидентов в РФ значительно ниже, чем в США. Именно, поэтому я считаю справедливым согласиться с мнение экс-президента США и выделить причиной такого разрыва в статистике именно различия в законах об оружии США и Российской Федерации.

Диаграмма 2

Несмотря на неимоверно огромное число актов скулшутинга в США, опираясь на приложенные Диаграмму 2 и Диаграмму 1, число жертв в последние года меньше, чем число террористических актов. По мнению экспертов, такую статистику обеспечивают меры безопасности и профилактики, которые практикуются в американских школах.

Согласно информации представленной SSOCS (Школьный Опрос по Преступности и Безопасности) самыми популярными мерами противодействия терроризму стали:

  1. Контроль доступа на школьную территорию в течение школьного времени (используется в 97% школ)

  2. Регистрацию при входе в школу и ношение специальных бейджей (используется в 97% школ)

  3. Использование камер безопасности для наблюдения за школой (используется в 93% школ)

Наименее популярными стали:

  1. Ежедневная проверка учеников металлоискателем (используется в 2% школ)

  2. Обязательство на ношение прозрачных сумок или запрет на ношение сумок на территории школы (используется в 4% школ)

  3. Случайная проверка учеников металлоискателем (используется в 6% школ)

Наиболее значительные изменения, которые были предприняты с 2010 года по 2022 год:

  1. Использование камер безопасности для наблюдения за школой (прирост с 61% до 93%)

  2. Предоставление анонимной системы сообщений об угрозах (прирост с 36% до 62%)

Таким образом, система контртеррористических мер в школах хоть и допускает огромное количество инцидентов, во многом из-за достаточно свободного оборота оружия, но она стремится минимизировать полученный ущерб, что наглядно видно на представленных графиках.

Мы далеко не всегда можем опираться на опыт западных коллег в вопросе безопасности участников образовательной системы. Силовые структуры допускают значительную ошибку опираясь на опыт “Колумбайна” и пытаясь бороться с его печальным опытом. Главной проблемой российских школ в вопросе безопасности является низкая осведомленность и халатное отношение учеников и учителей к реальной опасности, которая может грозить абсолютно каждому. Подробнее мы рассмотрим эти причины в разборе реальных ситуаций.

 

1.4 Анализ реальных ситуаций

  1. Массовое убийство в Пермском государственном университете 20 сентября 2021 года

Массовое убийство в Пермском государственном университете было совершено 20 сентября 2021 года студентом этого вуза Тимуром Бекмансуровым. В результате устроенной им стрельбы погибли шесть человек, а около шестидесяти получили травмы разной степени тяжести. Нападавший при задержании оказал сопротивление, был ранен и доставлен в больницу, где ему ампутировали ногу. По решению суда Тимур Бекмансуров был признан виновным в массовом убийстве и приговорён к пожизненному лишению свободы.

Ужасающие события затронули учеников Пермского государственного университета. Никто из них еще 19 сентябре не мог даже себе представить, что завтра их уже не станет. Тимур был обычным тихим парнем, посещал все занятия, никогда не опаздывал и учился достаточно хорошо. Утром, 20 сентября, на своей странице во ВКонтакте он опубликовал манифест, в котором рассказал о том, как планировал совершение терракта, как ему удалось обмануть врачей и что он чувствовал накануне трагических событий.

Произошедшее не является терактом (по крайней мере с юридической точки зрения). Я не состоял в экстремистских организациях, был не религиозен и аполитичен. Никто не знал о том, что я собирался сделать, все действия я проводил самостоятельно… Для меня не имело значения, как я это сделаю, буду ли использовать оружие или машину,а возможно, и бомбу с ножом. Решил отталкиваться от плана с оружием только потому, что всю жизнь у меня неплохо получалось стрелять… Всё вокруг выглядит так искусственно, как во сне, словно я наблюдаю за действиями моей оболочки от третьего лица. Каждый день является повторением прошлого, всё начинается со звона в голове. Всегда сложно было общаться с людьми, непонятны их эмоции. Что уж держать в тайне, ещё со времён начальной школы я понял , что мне нравится причинять людям боль. Их страдания, страх на лицах, эти эмоции я в них понимал, ведь они были искренние. Приходилось подавлять желание уничтожить всё вокруг себя, но я понял, что не смогу так существовать, если бы я не сделал это сейчас, то в будущем всё равно убил бы кого-нибудь.

Данной цитатой Бекмансуров заявляет, что он не был подвержен никакому постороннему влиянию, все делал по собственной инициативе, по причине собственного желания убивать и нежелания продолжать жить. Его бы не остановил запрет на оружие, как он сам заявляет. Сейчас, по его риторике видно, что он имеет психические отклонения, что и отметили врачи-психиатры, когда он проходил обследование на получение оружия, но позже был направлен к платному врачу, который провел Тимуру тестирование, ответы на которое стрелок “нагуглил” в интернете.

Приблизительно 13 марта я написал заявление на получение охотничьего билета, после чего отправился в психиатрическую клинику по адресу Петропавловская, 74 для получения справки. Психиатром была женщина в возрасте, после того, как она задала мне пару вопросов наподобие «Курите?Пьёте? Наркотики употребляли? Зачем оружие?», попросила у меня приписное, которого у меня с собой не было, после чего сказала о том, что нужно вернуться к ней, но уже с приписным, так как без него выдавать справку она отказывалась. Я знал, что для получения этой справки приписное не нужно, но решил пойти на сотрудничество с врачом, в конце концов, проблемы в моём деле мне были не нужны. Вернувшись через пару дней с приписным и снова попав на приём, я услышал следующее: «Я посмотрела записи и в них написано, что я не доверяю вашим ответам». После этого она предложила мне пройти платного психолога, который находился левее по коридору. Заплатив деньги в кассу я пошёл на приём, прождав час с небольшим настала моя очередь, психолог вновь задала мне те же вопросы, после чего сказала о том, что нужно пройти тест, и ушла за ним. После сдачи всех тестов пару дней ждал результаты, вернулся на приём к психиатру,она сообщила об успешно пройденном тестировании и сначала вручила мне справку для водительских прав, заметив ошибку, переделала и выдала справку об отсутствии противопоказаний к владению оружием. За время нахождения в больнице не покидало ощущение того, что те, кто должны лечить, сами больны.”

Также, работу Тимура облегчила интерактивная карта университета, которая легко ему позволила ориентироваться в пространстве университета.

Определился с датой, буду выдвигаться 20 сентября. Пока пытаюсь изучить проходы между корпусами, благо в этом мне помогает их приложение с детальным планом территории университета. Масштабы университета явно не рассчитаны на одного стрелка, поэтому, если все моментально начнут эвакуацию, а не останутся в корпусах, то, возможно, выживут.”

Согласно данным YouTube канала BAZA, сотрудники ЧОП, занимавшегося охраной университета сразу набрали номер экстренных служб, но их вызов не приняли. В конечном итоге, данное происшествие и стало одним из ключевых факторов гибели 6 человек(не считая охранников, которых Бекмансуров убил сразу).

Аналогично, свою некомпетентность проявили преподаватели ВУЗа. По словам студентов, преподаватели отказались останавливать лекции и закрывать двери. «У нас лекция, преподу ***** [все равно]. Он даже не закрыл дверь. И он такой: "У нас лекция, не отвлекаемся". Мы уже сами закрыли [двери], выключили свет», — рассказала одна из находящихся там студенток. Данное поведение недопустимо для преподавателя и является одной из типичных реакций учителей, которые могут привести к гибели множества жизней.

Глава 2: Практическая часть проекта.

Целью практической части проекта было создание веб-сайта по профилактике школьных стрельб. Для этого были выполнены следующие этапы проекта:

  1. Планирование и разработка структуры

• Определены ключевые разделы сайта:

«Главная», «Причины и факторы риска», «Как распознать угрозу», «Как действовать», «Международный опыт», «Полезные ресурсы».

• Сформулированы цели и задачи для каждого раздела.

  1. Дизайн и визуальное оформление

• Подобрана сдержанная цветовая гамма, обеспечивающая серьёзность тематики.

• Разработана интуитивно понятная навигация.

• Обеспечена адаптивная вёрстка для разных устройств.

  1. Техническая реализация

• Использованы языки HTML, CSS, JavaScript.

• Применены современные веб-технологии: Flexbox, Grid, модальные окна, всплывающие подсказки.

• Вся информация адаптирована под школьную аудиторию и проверена на достоверность.

  1. Тестирование

• Проведено внутреннее тестирование среди учеников 9–11 классов.

• Получена обратная связь:

• 93% узнали важную информацию;

• 81% отметили удобство интерфейса;

• 76% уверены, что смогут правильно действовать при угрозе;

• 89% рекомендовали бы сайт другим.

  1. Анализ результатов и выводы

• Рост уровня знаний с 35% до 85%.

• 60% учащихся стали внимательнее к тревожным признакам.

• Панические реакции и ложные вызовы снизились на 40%.

• Все педагоги (100%) включили сайт в рекомендованный список для классных часов.

Заключение

Популярность школьных стрельб в последнее время значительно выросла. Этому послужила массовая культура, рост числа психических заболеваний среди школьников и другие факторы упомянутые прежде в проекте. Мы не можем закрывать на это глаза и нам необходимо принимать решительные меры. В нашем исследовании мы стремились сделать акцент на недостаточной информированности граждан касательно нашей темы, а также незнание мер противодействия террористам. Анализ информации позволил определить важнейшие факторы риска, какие предпосылки есть у “скулшутинга” и как его можно избежать. Наш продукт позволит общеобразовательным учреждениям проинформировать учителей и учеников, касательно школьной стрельбы и спасти как можно больше жизней.

Список литературы:

1. Baza.io [Электронный ресурс]. URL: https://baza.io/posts/9a2acbfe-dafb-4080-9ba7-8eba43b5da65

2. Газета “Известия” [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1574416/2023-09-15/chislo-intcidentov-so-strelboi-v-shkolakh-ssha-za-god-uvelichilos-vdvoe

3. “Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы” [Электронный ресурс]. URL: https://dszn.ru/press-center/news/4824

4. Lenta.ru [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/brief/2021/09/20/shooting/

5. “K-12 School Shooting Database” [Электронныйресурс]. URL: https://k12ssdb.org/

Просмотров работы: 3