Введение
Однажды нашей семье пришлось быстро переезжать. Мы упаковали все наши вещи в коробки и стали грузить их в машину. Но коробок оказалось слишком много. Папе даже пришлось вспомнить навыки игры в «Тетрис», чтобы уложить все коробки. Тогда у меня и возникла идея игры «Переезд», которая позволила бы подготовиться к реальному переезду или хотя бы передать ощущения от него.
Цель: разработка компьютерной игры на языке программирования Scratch о переезде.
Принципы: игрок старается закинуть коробки так, чтобы они все влезли в кузов грузовика.
Задачи:
Изучить принципы и возможности языка программирования Scratch;
Разработать собственную компьютерную игру на платформе Scratch;
Заинтересовать учащихся изучением языка программирования Scratch и созданием собственных проектов.
Теоретическая часть
В школе на дополнительных занятиях «Компьютерной школы» я заинтересовалась языком программирования Scratch. Под руководством преподавателя Чумаковой Елены Алексеевны мы изучили интерфейс и основы работы в онлайновом редакторе на сайте https://scratch.mit.edu. Там мы смотрели проекты других ребят и создавали свои. Я расскажу о создании одного из своих проектов – игре «Переезд».
За основу я взяла принципы игры «Тетрис». Только фигуры заменила прямоугольными коробками разных размеров, которые летят слева направо. Игроку необходимо переместить 20 коробок в грузовик так, чтобы они заполнили кузов и ни одна из них не улетела мимо, тогда переезд будет считаться успешным.
Ссылка на проект: https://scratch.mit.edu/projects/1175161479
Практическая часть
Для реализации проекта потребовалось создать спрайты коробки и грузовика, надписи об успешном/неуспешном переезде.
С четчики перевезенных и оставшихся коробок.
Фон для сцены я выбрала из галереи.
Спрайт грузовика тоже взяла из галереи, но изменила ему костюм – добавила прямоугольник кузова.
С прайт коробки нарисовала сама с помощью прямоугольников разных цветов.
Получилась такая сцена.
Ч тобы не создавать 20 коробок, я решила использовать клоны одной коробки. Оригинальной коробки не видно на экране, появляются и летят только ее клоны. В основном скрипте коробки задаю и начальные значения счетчиков:
Всего коробок = 20;
Перевезено коробок = 0;
Осталось коробок = Всего коробок.
Всего появляется 20 клонов, т.е. столько же, сколько «Всего коробок». Появляются они каждые 4 секунды. А счетчик «Осталось коробок» уменьшается на 1 при появлении каждого клона.
Для каждого клона устанавливается случайный размер (60-100% от размера оригинальной коробки) и цвет. И задается постоянное движение по горизонтали до тех пор, пока он не упрется в стенку кузова грузовика или другой клон коробки.
Так же для каждого клона задаю возможность перемещения по вертикали с помощью стрелок на клавиатуре. При этом коробка не должна проходить сквозь крышу и дно кузова грузовика. Поэтому у спрайта грузовика я закрасила крышу и дно кузова фиолетовым цветом, а заднюю стенку – коричневым. А в скрипте задаю условие остановки при касании цвета крыши, дна и задней стенки грузовика.
Еще для клона задаю скрипт, который будет менять счетчик «Перевезено коробок» на 1, когда он попадает в кузов грузовика.
Скрипт для финальной надписи тоже начинается с нажатия зеленого флажка. Звук сигнала грузовика оповещает игрока о начале игры.
Финальная надпись прячется до момента, когда счетчик «Осталось коробок» будет равен 0. Если при этом счетчик «Перевезено коробок» будет равен «Всего коробок», то воспроизводится звук победы и надпись сообщает об успешном переезде. А если «Перевезено коробок» будет меньше «Всего коробок», то воспроизводится звук поражения и надпись сообщает о неуспешном переезде.
После этого игра завершается.
Для спрайта грузовика я тоже добавила скрипт, который воспроизводит фоновую музыку, чтобы было веселее играть.
На этом я посчитала разработку игры «Переезд» завершенной и готовой к публикации. Но буду возвращаться к ней при возникновении собственных идей или предложений других игроков об улучшении или изменении чего-либо.
Заключение
Создание этого проекта для меня было очень увлекательным. Все, от идеи до реализации, вызвало во мне неподдельный интерес. Я осознала, что запрограммировать и перевести в компьютерную программу можно все, что угодно. Любую задачу, любой сюжет. И это очень захватывающе.
Надеюсь, этот и другие проекты на языке программирования Scratch заинтересуют ребят и сподвигнут на творчество. Как это произошло и со мной.
Список использованной литературы
Википедия: Скретч (язык программирования) -https://ru.wikipedia.org/wiki/Скретч_(язык_программирования)
Голиков Д.В. 42 проекта на Scratch 3 для юных программистов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2022. – 184 с.
Скретч (язык программирования) - https://scratch.mit.edu/
Федеральная территория «Сириус», 2025