Тренировка таблицы умножения с помощью игры, созданной в Scratch

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тренировка таблицы умножения с помощью игры, созданной в Scratch

Бем К.М. 1
1АНОО «Президентский Лицей «Сириус»
Чумакова Е.А. 1
1АНОО «Президентский Лицей «Сириус»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мы очень любим слушать «Детское радио», и как-то в новостных сообщениях услышал, что девочка из Новокузнецка хочет за лето выучить таблицу умножения. Скажу честно, это меня удивило. Я учусь во втором классе, и в целом у меня нет вопросов с освоением школьной программы. Мне казалось, что все мои ровесники так же легко воспринимают программу, которую нам преподают. Но вернувшись с очередного родительского собрания, мама рассказала, что учитель много говорила родителям о том, что мои одноклассники испытывают сложности с таблицей умножения. Учитель сказала, что эта ситуация является типичной для всех классов нашей параллели. И тогда я решил помочь и своим одноклассникам, и другим детям (в том числе и девочке из Новокузнецка) решить вопрос с изучением таблицы умножения.

Актуальность темы: необходимость знаний таблицы умножения является базовой не только для учеников начальной школы, но и в дальнейшем обучении детей в среднем звене.

Проблема: нежелание выучить таблицу умножения приводит к системным ошибкам в решении примеров и задач по математике.

Гипотез: с помощью компьютерной игры можно вызвать интерес к изучению таблицы умножения.

Цель: создание Scratch-проекта «Таблица умножения».

Объект исследования: математические инструменты.

Предмет исследования: таблица умножения.

Задачи:

  1. Проанализировать возможности программы для создания игры по тренировке таблицы умножения.

  2. Создать игру.

  3. Опубликовать игру на платформе Scratch.

После создания игры я планирую протестировать ее среди своих друзей и одноклассников и собрать обратную связь для того, чтобы улучшить игру. И, возможно, у меня получится отправить игру в канал на «Детское радио», ведь мечты должны исполняться.

  1. Теоретическая часть

Таблица умножения — это упорядоченная схема, отображающая результаты умножения чисел в определённом диапазоне. Она является важным инструментом в математике, упрощающим процесс умножения и помогающим развивать навыки счёта и запоминания фактов умножения.

Таблица умножения представлена в виде сетки, где числа от 1 до 10 располагаются по горизонтальной и вертикальной оси. Пересечение строк и столбцов образует клетки, в которых записаны результаты умножения соответствующих чисел.

Зная таблицу умножения, можно быстро вычислить произведение любых двух чисел в заданном диапазоне. Таблица умножения имеет практическое применение в различных сферах, включая образование, науку и повседневную жизнь. Она помогает ученикам улучшить свои математические навыки, развивает устный счёт и способствует быстрому выполнению задач без использования калькулятора. Таблица умножения также находит применение в научных и технических областях, где требуется выполнение операций умножения. Важно отметить, что таблица умножения применима для любых числовых систем и может быть расширена для более сложных вычислений. Знание таблицы умножения облегчает выполнение математических операций и способствует эффективному решению задач.

Таблица умножения отличается от таблицы сложения как раз тем, что числа не складываются, а умножаются, и таблицу умножения нужно выучить, потому что иначе нужно будет складывать в уме несколько одних и тех же слагаемых. Например, 5*6 – это 5+5+5+5+5+5=30

Сложности у школьников вызывает именно процесс запоминания таблицы умножения и применения этих знаний на практике.Есть разные способы изучения таблицы умножения: с помощью карточек, мемо, веселых стихов, ассоциаций. Мое предложение – заключается в том, чтобы учить и практиковать таблицу умножения через игру в Scratch.

  1. Практическая часть

Программа представляет собой интерактивный тренажёр, разработанный для детей младшего школьного возраста (1–4 классы) с целью помочь им освоить таблицу умножения в увлекательной игровой форме.

Ссылка на проект: https://scratch.mit.edu/projects/1171514924

  1. Начало работы

При запуске игры, она сразу спрашивает: "Как тебя зовут?" Мне приятно, что с первых секунд со мной разговаривают по-дружески, и я чувствую, что это не просто урок, а что-то интересное.

Далее происходит объяснение правил игры: если отвечать правильно - я буду становиться умнее, а если ошибёшься - ничего, можно попробовать ещё.

  1. Генерация примеров

Программа случайным образом выбирает два числа от 1 до 10 (переменные ЧИСЛО 1 и ЧИСЛО 2).

Затем выводит вопрос в формате: ЧИСЛО 1 × ЧИСЛО 2 = ?

Например: 5 × 3 = ?

  1. Проверка ответов

Ученик вводит ответ в текстовое поле. Если ответ правильный:

  • Программа хвалит ученика: "Правильно!"

  • Начисляет 1 балл (переменная баллы).

  • Проигрывает небольшую анимацию (например, смену спрайтов).

  • Делает паузу 0.5 секунды перед следующим примером.

Если ответ неправильный:

  • Программа сообщает: "Неправильно!"

  • Даёт 1 секунду на осознание ошибки.

  • Пример повторяется (или генерируется новый).

  1. Бесконечный цикл

Программа работает в режиме "повторять всегда", то есть примеры генерируются без остановки. Это позволяет ребёнку тренироваться столько, сколько ему нужно.

  1. Смена уровней

Э тот фрагмент кода (картинка ниже) является частью обучающей игры по математике и отвечает за переход на следующий уровень после успешного прохождения первого. На втором уровне меняются границы выбора чисел для переменных ЧИСЛО 1 и ЧИСЛО 2 до 15.

Аналогичная ситуация происходит, если ученик решает 20 примеров и переходит на третий последний уровень.

Если ученик справляется с тридцатью примерами – игра заканчивается.

Завершить игру можно в любой момент. Для этого необходимо навести курсор мыши на объект «STOP».

  1. Заключение

В ходе работы над проектом была создана интерактивная игра в Scratch, направленная на изучение таблицы умножения в увлекательной форме. Проведённый анализ возможностей программы и тестирование среди одноклассников подтвердили гипотезу: игровой подход действительно повышает интерес к математике и помогает быстрее запоминать примеры.

Проект не только решает проблему нежелания учить таблицу умножения, но и делает процесс обучения весёлым и мотивирующим. Дальнейшее развитие проекта может включать добавление новых уровней сложности, систему достижений и мультиплеерный режим для соревнований.

Я верю, что такая игра сможет помочь многим школьникам, а её публикация на платформе Scratch и, возможно, на «Детском радио» вдохновит других ребят на создание полезных и интересных проектов. Ведь даже маленькая программа может сделать обучение ярким и запоминающимся!

P.S. Мечты сбываются — главное начать и не останавливаться!

  1. Список использованной литературы

  1. Википедия: Скретч (язык программирования) -https://ru.wikipedia.org/wiki/Скретч_(язык_программирования)

  2. Голиков Д.В. 42 проекта на Scratch 3 для юных программистов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2022. – 184 с.

  3. Скретч (язык программирования) - https://scratch.mit.edu/ (Дата обращения – 25.05.2025)

  4. ScratchWiki - https://en.scratch-wiki.info/wiki/Math_Projects ((Дата обращения – 25.05.2025)

  5. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 3000 примеров по математике (таблица умножения) – Москва: АСТ, 2024, 16 с.

  1. Приложение

Анкета обратной связи о полезности созданной игры

Ваш пол М/Ж

Класс обучения 1/2/3/4

Понравилась ли игра? Да/нет

Оказалась ли игра полезной для изучения (повторения) таблицы умножения? Да/нет

Прошли ли вы игру до конца? Да/нет

Понравилось ли оформление игры? Да/нет

Понравился ли персонаж? Да/нет

Хочется ли пройти игру еще? Да/нет

Хочется ли что-то исправить? Да/нет

Если ответ «да», то что именно ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оцените сложность прохождения от 1 до 5, где 1 – очень легко, 5 – очень сложно

1

2

3

4

5

Федеральная территория «Сириус», 2025

Просмотров работы: 14