Введение
Мы очень любим слушать «Детское радио», и как-то в новостных сообщениях услышал, что девочка из Новокузнецка хочет за лето выучить таблицу умножения. Скажу честно, это меня удивило. Я учусь во втором классе, и в целом у меня нет вопросов с освоением школьной программы. Мне казалось, что все мои ровесники так же легко воспринимают программу, которую нам преподают. Но вернувшись с очередного родительского собрания, мама рассказала, что учитель много говорила родителям о том, что мои одноклассники испытывают сложности с таблицей умножения. Учитель сказала, что эта ситуация является типичной для всех классов нашей параллели. И тогда я решил помочь и своим одноклассникам, и другим детям (в том числе и девочке из Новокузнецка) решить вопрос с изучением таблицы умножения.
Актуальность темы: необходимость знаний таблицы умножения является базовой не только для учеников начальной школы, но и в дальнейшем обучении детей в среднем звене.
Проблема: нежелание выучить таблицу умножения приводит к системным ошибкам в решении примеров и задач по математике.
Гипотез: с помощью компьютерной игры можно вызвать интерес к изучению таблицы умножения.
Цель: создание Scratch-проекта «Таблица умножения».
Объект исследования: математические инструменты.
Предмет исследования: таблица умножения.
Задачи:
Проанализировать возможности программы для создания игры по тренировке таблицы умножения.
Создать игру.
Опубликовать игру на платформе Scratch.
После создания игры я планирую протестировать ее среди своих друзей и одноклассников и собрать обратную связь для того, чтобы улучшить игру. И, возможно, у меня получится отправить игру в канал на «Детское радио», ведь мечты должны исполняться.
Теоретическая часть
Таблица умножения — это упорядоченная схема, отображающая результаты умножения чисел в определённом диапазоне. Она является важным инструментом в математике, упрощающим процесс умножения и помогающим развивать навыки счёта и запоминания фактов умножения.
Таблица умножения представлена в виде сетки, где числа от 1 до 10 располагаются по горизонтальной и вертикальной оси. Пересечение строк и столбцов образует клетки, в которых записаны результаты умножения соответствующих чисел.
Зная таблицу умножения, можно быстро вычислить произведение любых двух чисел в заданном диапазоне. Таблица умножения имеет практическое применение в различных сферах, включая образование, науку и повседневную жизнь. Она помогает ученикам улучшить свои математические навыки, развивает устный счёт и способствует быстрому выполнению задач без использования калькулятора. Таблица умножения также находит применение в научных и технических областях, где требуется выполнение операций умножения. Важно отметить, что таблица умножения применима для любых числовых систем и может быть расширена для более сложных вычислений. Знание таблицы умножения облегчает выполнение математических операций и способствует эффективному решению задач.
Таблица умножения отличается от таблицы сложения как раз тем, что числа не складываются, а умножаются, и таблицу умножения нужно выучить, потому что иначе нужно будет складывать в уме несколько одних и тех же слагаемых. Например, 5*6 – это 5+5+5+5+5+5=30
Сложности у школьников вызывает именно процесс запоминания таблицы умножения и применения этих знаний на практике.Есть разные способы изучения таблицы умножения: с помощью карточек, мемо, веселых стихов, ассоциаций. Мое предложение – заключается в том, чтобы учить и практиковать таблицу умножения через игру в Scratch.
Практическая часть
Программа представляет собой интерактивный тренажёр, разработанный для детей младшего школьного возраста (1–4 классы) с целью помочь им освоить таблицу умножения в увлекательной игровой форме.
Ссылка на проект: https://scratch.mit.edu/projects/1171514924
Начало работы
При запуске игры, она сразу спрашивает: "Как тебя зовут?" Мне приятно, что с первых секунд со мной разговаривают по-дружески, и я чувствую, что это не просто урок, а что-то интересное.
Далее происходит объяснение правил игры: если отвечать правильно - я буду становиться умнее, а если ошибёшься - ничего, можно попробовать ещё.
Генерация примеров
Программа случайным образом выбирает два числа от 1 до 10 (переменные ЧИСЛО 1 и ЧИСЛО 2).
Затем выводит вопрос в формате: ЧИСЛО 1 × ЧИСЛО 2 = ?
Например: 5 × 3 = ?
Проверка ответов
Ученик вводит ответ в текстовое поле. Если ответ правильный:
Программа хвалит ученика: "Правильно!"
Начисляет 1 балл (переменная баллы).
Проигрывает небольшую анимацию (например, смену спрайтов).
Делает паузу 0.5 секунды перед следующим примером.
Если ответ неправильный:
Программа сообщает: "Неправильно!"
Даёт 1 секунду на осознание ошибки.
Пример повторяется (или генерируется новый).
Бесконечный цикл
Программа работает в режиме "повторять всегда", то есть примеры генерируются без остановки. Это позволяет ребёнку тренироваться столько, сколько ему нужно.
Смена уровней
Э тот фрагмент кода (картинка ниже) является частью обучающей игры по математике и отвечает за переход на следующий уровень после успешного прохождения первого. На втором уровне меняются границы выбора чисел для переменных ЧИСЛО 1 и ЧИСЛО 2 до 15.
Аналогичная ситуация происходит, если ученик решает 20 примеров и переходит на третий последний уровень.
Если ученик справляется с тридцатью примерами – игра заканчивается.
Завершить игру можно в любой момент. Для этого необходимо навести курсор мыши на объект «STOP».
Заключение
В ходе работы над проектом была создана интерактивная игра в Scratch, направленная на изучение таблицы умножения в увлекательной форме. Проведённый анализ возможностей программы и тестирование среди одноклассников подтвердили гипотезу: игровой подход действительно повышает интерес к математике и помогает быстрее запоминать примеры.
Проект не только решает проблему нежелания учить таблицу умножения, но и делает процесс обучения весёлым и мотивирующим. Дальнейшее развитие проекта может включать добавление новых уровней сложности, систему достижений и мультиплеерный режим для соревнований.
Я верю, что такая игра сможет помочь многим школьникам, а её публикация на платформе Scratch и, возможно, на «Детском радио» вдохновит других ребят на создание полезных и интересных проектов. Ведь даже маленькая программа может сделать обучение ярким и запоминающимся!
P.S. Мечты сбываются — главное начать и не останавливаться!
Список использованной литературы
Википедия: Скретч (язык программирования) -https://ru.wikipedia.org/wiki/Скретч_(язык_программирования)
Голиков Д.В. 42 проекта на Scratch 3 для юных программистов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2022. – 184 с.
Скретч (язык программирования) - https://scratch.mit.edu/ (Дата обращения – 25.05.2025)
ScratchWiki - https://en.scratch-wiki.info/wiki/Math_Projects ((Дата обращения – 25.05.2025)
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 3000 примеров по математике (таблица умножения) – Москва: АСТ, 2024, 16 с.
Приложение
Анкета обратной связи о полезности созданной игры
Ваш пол М/Ж
Класс обучения 1/2/3/4
Понравилась ли игра? Да/нет
Оказалась ли игра полезной для изучения (повторения) таблицы умножения? Да/нет
Прошли ли вы игру до конца? Да/нет
Понравилось ли оформление игры? Да/нет
Понравился ли персонаж? Да/нет
Хочется ли пройти игру еще? Да/нет
Хочется ли что-то исправить? Да/нет
Если ответ «да», то что именно ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оцените сложность прохождения от 1 до 5, где 1 – очень легко, 5 – очень сложно
1
2
3
4
5
Федеральная территория «Сириус», 2025