Симулятор «умного» парника

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Симулятор «умного» парника

Васильев Д.С. 1
1МБОУ "Березовская средняя общеобразовательная школа"
Кулбаева М.М. 1
1МБОУ "Березовская средняя общеобразовательная школа"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность

В условиях современного мира, где многие люди ведут активный образ жизни и часто отсутствует дома, возможность удаленного управления парником становиться особенно важным. Поэтому возник вопрос, можно ли создать прототип на Arduino, с помощью которого можно контролировать условия среды для культурных растений на расстоянии.

Цель работы – создание прототипа симулятора «умный» парник на Arduino, который контролирует влажность, температуру и освещенность.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить и проанализировать и научную, учебную, методическую литературу по ботанике и агрономии;

  • опросить садоводов для изучения необходимости и актуальности создания кода;

  • разработать программный кода и проотипа для использования его любым пользователем;

  • провести оценку полученных результатов.

В ходе решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

  • анализ методической литературы по проблеме исследования;

  • анализ и синтез;

  • тестирование;

  • интервьюирование.

Теоретическая значимость данной работы заключается в возможности назначения и применения алгоритмов, библиотек и функций, для создания программного кода.

Практическая значимость в данной работы заключается в управлении растений и автоматизации, что может привести к улучшению условий роста.

Содержательная часть

  1. Теоретическая часть

    1. История создания игры умных парников

Развитие «умных» парников и теплиц началась задолго до появления современных технологий автоматизации. Первые попытки механизации теплиц можно отследить в XIX веке, когда появились простейшие системы автоматического полива и вентиляции.

Основные этапы развития:

  1. Механический этап (XIX век):

  • Простые системы автоматического полива

  • Механические термостаты

  • Ручные системы вентиляции

  1. Электрификация (начало XX века):

  • Внедрение электрического освещения

  • Первые электрические датчики

  • Механизация процессов полива

  1. Появление автоматики (1950-1970-е годы):

  • Программируемые контроллеры

  • Первые системы климат-контроля

  • Автоматические системы полива

  1. Цифровая эра (1980-2000-е годы):

  • Компьютерные системы управления

  • Датчики влажности

  • Системы точного контроля освещенности

  • I oT-технологии

  1. Современный этап (2010-е - по настоящее время):

  • Полная автоматизация процессов

  • Искусственный интеллект

  • Роботизация

  • Замкнутые циклы выращивания

Среди современных разработок можно выделить одно из перспективных направлений

G

Рисунок 1. Grobo One

roboэто умный парник, представленный на рисунке 1, разработан для домашнего использования, который позволяет пользователям легко выращивать растения в закрытом помещении. Он ориентирован на тех, кто хочет заниматься садоводством, но не имеет ни большого опыта, ни времени для ухаживания. Grobo полностью автоматизированный, он позволяет с помощью приложения изменять климатические условия и наблюдать за его ростом в реальном времени.

Рассмотрим библиотеки и алгоритмические конструкции, используемые для создания программного кода на Arduino

    1. Библиотеки, функции, конструкции алгоритмических структур на Arduino

Библиотеки – это наборы функций, которые позволяют не писать все с нуля, а использовать готовые решения, вот библиотеки которые используется для мое кода:

  • Wire – это стандартная библиотека для Arduino, которая позволяет работать с устройствами по протоколу I2C. Она нужна для подключения датчиков, дисплеев и других модулей, использующих этот интерфейс. С её помощью можно инициализировать шину, отправлять и получать данные. Например, без Wire не получится подключить OLED-экран или датчик температуры BMP280.

  • GyverButton – удобная библиотека для работы с кнопками. Она умеет обрабатывать разные типы нажатий: обычный клик, двойное нажатие, длинное удержание, а также включает встроенную защиту от дребезга контактов. Вместо того чтобы писать сложные условия в коде, можно просто вызвать button.tick() и проверять isClick() или isHolded().

  • RobotClass_LiquidCrystal_I2C – это вариация библиотеки для управления LCD-экранами через I2C. Она похожа на стандартную LiquidCrystal_I2C, но, возможно, заточена под конкретные проекты, например, робототехнические. С её помощью можно легко выводить текст на дисплей, управлять подсветкой и позицией курсора.

Переменные – их можно назвать “контейнерами”, которые могут держать в себе информацию.

Функции – это блоки кода, которые выполняют определенную задачу.

Условия – это конструкции которые позволяют выполнять разные действия в зависимости от заданного условия.

Циклы – это конструкции, которые позволяют выполнять один и тот же блок кода несколько раз.

  1. Практическая часть

    1. Создание схемы проекта на макетной плате

Для

 

1

7

6

5

4

3

2

1

1) Резистор 10 кОм

2) Кнопки

3)LCD дисплей 16x2

4) Фоторезистор

5)Датчик температуры [TMP36]

6)Резистор 220 Ом

7) Пьезо пищалка

8)Arduino Uno

Схема была сделана в облачной среде Tinkercad и предназначена для моделирования и тестирования электронных проектов перед их реальной сборкой.

    1. Создание программного кода на Arduino для умного парника

      1. Библиотеки, переменные и словари

Рассмотрим используемые библиотеки:

 

Программном коде использовались библиотеки Wire, GyverButton RobotClass_LiquidCrystal_I2C.

      1. Настройка переменных и пинов

 

buzzer – пьезопищалка для звуковых сигналов.

left и right – кнопки с подтяжкой к питанию (HIGH_PULL).

menu – отслеживает выбранный пункт (0, 1).

lcd – экран с адресом 0x27, кодировкой UTF-8.

      1. Вспомогательные функции

effectPrint() – анимированный вывод текста

updateCursor() – обновление указателя меню

      1. Основные функции

Программный код симулятора «умного» парника содержит следующие функции:

menu_1() – главное меню

Выводит два основных пункта

 

menu_2() – обработка выбора

  • Кнопка "влево" – переключает пункты.

  • Кнопка "вправо" – входит в выбранный режим

 

showIllumination() – замер освещённости

Датчик на A0 (фоторезистор/LDR) → выводит значение в %.

 

showTemp() – замер температуры

Датчик на A1 (термистор) → выводит температуру в °C.

Блок setup() и loop()

  • setup() выполняется один раз при старте:

    • Настраивает последовательный порт

    • Инициализирует дисплей

    • Устанавливает режим пинов

    • Выводит приветствие

    • Показывает главное меню

  • loop() выполняется постоянно:

    • Опрашивает состояние кнопок

    • Обрабатывает логику меню

Перспективы развития

Созданный прототип «умного» парника на Arduino позволяет пользователям контролировать параметры климатических условий для культурных растений на расстоянии. В дальнейшем планируется рассмотреть возможность расширения функциональности системы, включая добавление модулей.

Заключение

В ходе изучения и анализа научной и учебной литературы по теме проектной работы были выявлены особенности удаленного управления парником, что стало особенно актуальным в условиях современного мира, где многие люди ведут активный образ жизни и часто отсутствуют дома. Принято решение создать прототип на Arduino, который симулирует работу «умного» парника, позволяющий пользователям контролировать параметры климатических условий для культурных растений на расстоянии.

В процессе разработки использовались различные модули и библиотеки Arduino, что обеспечило функциональность программы. Код включает в себя функции для мониторинга и управления такими параметрами, как температура и освещенность, что позволяет пользователям эффективно заботиться о своих растениях, не находясь физически рядом с парником.

На этом этапе цель проектной работы достигнута

Список литературы

Электронные ресурсы:

  1. Minifermer [Электронный ресурс] Grobo One — гроу-бокс для выращивания домашних растений – Режим доступа: https://minifermer.ru/page_357.html - Дата выхода 23.06.19

  2. Образовательная платформа Exterium [Электронный ресурс]/ Развитие схемотехники. История и перспективы развития схемотехники – Режим доступа: https://exterium.ru/ - Дата выхода 24.03.25

  3. Arduino.ru [Электронный ресурс] Ардуино - Режим доступа: https://arduino.ru - Дата выхода 20.06.19

Просмотров работы: 5