Танец как средство раскрытия характеров героев английской классической литературы (на примере романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение»)

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Танец как средство раскрытия характеров героев английской классической литературы (на примере романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение»)

Срывкова М.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №11"
Стрельникова О.П. 1Малинина А.А. 1
1МБОУ "СОШ №11" ИМОСК
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность и проблематика темы исследования

Для современного человека очень важной является возможность проявлять свою индивидуальность, свободно выражать эмоции, показывать своё восприятие мира и отношение к нему. Одним из способов сделать это является такой вид искусства, как танец. Именно в танце человек может раскрыться, быть искренним, с помощью движений под музыку рассказать о своих чувствах. В художественной литературе есть немало примеров того, когда понять мотивы поступков героев, заглянуть в их внутренний мир помогает анализ эпизодов, связанных с танцами. Это относится как к русской, так и к зарубежной литературе, современной и классической. В романе «Гордость и предубеждение» Джейн Остин, который, являясь образцом английской классической прозы, имеет большую популярность и сегодня, танец становится своеобразным языком чувств и средством создания художественного образа.

Мотив танца в литературе расширяет границы художественного произведения, так как он не только соединяет несколько видов искусства (музыку, хореографию и литературу), но и погружает читателя в культуру того или иного народа, рассказывает о его характере, жизни и быте.

Объект исследования – роман «Гордость и предубеждение» Джейн Остин Предмет исследования - танцевальные сцены романа «Гордость и предубеждение» Джейн Остин как средство создания художественного образа

Цель работы: изучить роль танца в характеристике героев романа«Гордость и предубеждение» Джейн Остин и в развитии их взаимоотношений.

Задачи:

  • Рассмотреть танец как культурную универсалию.

  • Рассмотреть разновидности традиционного британского бального танца.

  • Определить художественные функции танцевальных мотивов в английской классической литературе.

  • Выявить образные параллели между развитием взаимоотношений героев и танцевальными сценами как элементов развития сюжета.

Гипотеза: анализ образных параллелей между литературой и танцевальным искусством способствует выявлению художественного своеобразия произведений и приводит к более глубокому пониманию их внутреннего содержания.

Методы исследования: описательный, культурно-исторический, композиционный, метод наблюдения и анализа.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что анализ танцевальных сцен становится средством интерпретации художественных текстов.

Практическая значимость в том, что подобный анализ позволит включить изучаемое произведение в широкий культурный контекст эпохи, подчеркнет его художественное своеобразие и поможет более глубокому пониманию характера персонажа и замысла писателя.

Новизна заключается в том, что в работе рассматривается развитие взаимоотношений героев непосредственно через характерный британский танец.

Глава I Танец как культурная универсалия

Однажды к мудрецу пришел человек и попросил его научить отличать красоту от уродства и правду от лжи. Мудрец подумал-подумал и научил человека танцевать. Эта красивая восточная притча, уходя корнями в глубокую древность, рассказывает нам о роли танца в жизни человека и его влиянии на развитие общества.

Искусство традиционного танца является одним из наиболее ярких проявлений культуры каждого народа. Издавна оно передавалось из поколения в поколение, сохраняя аутентичность и меняясь под влиянием перемен в жизни. И литература, как смежный вид искусства, оказалась рядом: именно в художественных произведениях танец стал выразительным средством. Герои танцуют, когда они счастливы и влюблены, когда их душу переполняют чувства. Танец помогает понять особенности характера героя романа, представителя того или иного народа, поколения и т.п. Художественная литература, описывая народные и бальные танцы, является своеобразным хранилищем этого прекрасного вида искусства.

В данной работе мы сосредоточимся на исследовании роли танца в характеристике героев романа «Гордость и предубеждение» английской писательницы 19 века Джейн Остин.

Изучение истории и особенностей традиционных танцев Англии и описание их в романе «Гордость и предубеждение» Джейн Остин позволит нам погрузиться в богатое культурное наследие этой страны, раскрывая уникальные черты и традиции, а также поможет более глубоко проанализировать эволюцию взаимоотношений героев, понять, какую эмоциональную и символическую нагрузку несут данные реалии. Мы также обратим внимание на музыкальное сопровождение и хореографию танцев, исследуя их роль в развитии сюжета.

    1. Танец и литература

Жизнь – это бесконечный танец!
Если ты не танцуешь, то музыка
твоей жизни играет зря!

Морис Бежар

Искусство танца – одно из самых прекрасных искусств, ведь в нем проявляется душа народа. В какой бы стране вы не оказались, взглянув на то, как танцуют люди, вы без труда определите их характер, настроение, отношение друг к другу. «Танцем можно заставить сопереживать, вызвать слезы, тронуть душу…» Так говорила великая балерина Майя Плисецкая. [10]

Танец – один из самых древних видов искусства, который появился еще в первобытные времена. Ученые предполагают, что это могло произойти еще до появления речи. Однако точно указать временной период, описать танцевальные движения очень сложно, так как это практически невозможно было зафиксировать. О времени происхождения данного вида искусства можно судить по найденным в Индии древним наскальным рисункам, изображающим танцующих людей. Древний танец носил ритуальный характер, являлся средством общения человека с природой, богами. [2]

Искусствовед и теоретик танца С. Н. Худеков утверждал: «Танец – первая глава в истории человечества» [8]

Шли века, менялось общество, а вместе с ним естественно менялся танец и отношение к нему. В средневековой Европе танец стали считать пережитком язычества, в результате чего ритуальный танец практически полностью исчезает, и даже народные танцы подвергаются порицанию. Однако в XIV веке в светском обществе популярным развлечением становятся балы. Появляются так называемые салонные танцы, которые танцуют в паре дама и кавалер.

Танец и литература, на первый взгляд, совершенно разные виды искусства. Литература – это лингвистическое форма творчества, танец относится к исполнительским видам. Однако на самом деле, особенно в наше время, границы между разными видами искусства размываются. Танец становится способом интерпретации того или иного художественного произведения (вспомним балет) или же, наоборот, черпает сюжет, историю, эмоции у героев романов.[4]

Литература, являясь зеркалом истории и культуры людей, вбирает в себя разнообразные традиции. Как часто, читая то или иное произведение, мы встречаем поющего или танцующего героя. Именно этот прием помогает писателю показать глубину характера, его неповторимость. В танце человек искренен, и поэтому танцующему трудно обмануть зрителя: свобода или скованность движений могут сказать больше, чем слова.

    1. Традиционный танец и особенности национального характера англичан

К традиционному британскому танцу можно отнести фактически все виды танца, которые появились до XX века: это и народные танцы, и кейли (ceilidh), и контрданс. В каждом регионе Великобритании свои особенности исполнения одного и того же танца: например, танец моррис в Уэльсе исполняют мужчины с лицами, вымазанными в черное, а в Ланкашире его танцуют в деревянных башмаках.

В средние века в Англии танцевальное искусство было очень популярно в народе, и поэтому умели танцевать почти все. Старинные народные танцы, такие, как «Сэр Роджер де Каверли» (Sir Roger de Coverley) и «Дженни собирает груши» (Jenny Pluck Pears), а также моррис, контрданс, сквэр-данс обычно были сюжетными, изображая различные обряды или исторические события (например, сражение с маврами). В XIX веке они вышли из моды и были бы забыты навсегда, если б не старания английского фолклориста Сесила Шарпа в начале XX века, который объездил всю страну, досконально фиксируя мелодии и движения народных танцев, находившихся на грани исчезновения.

В Северной Ирландии и Шотландии традиционным является кейли, уходящий корнями в кельтскую культуру, а также степ-данс (на ирландском гаэльском Sean-nos, что значит «старый стиль») Его разновидность - «шаннос» - это сольный танец в стремительном темпе: при неподвижном корпусе танцор совершает очень быстрые движения ногами. Данный танец как нельзя лучше иллюстрирует английский национальный характер,который сложился под влиянием географических и климатических особенностей страны, не отличающихся большим разнообразием.

Сдержанность и эксцентричность – черты, которые наиболее часто ассоциируются с британским национальным характером. Интересно, что такие противоположные качества стали стереотипическими. Основной чертой англичан считается консерватизм, которыйпроявляется во всех сферах жизни: и в быту, и в сфере культуры.

Англичан порой называют странными ('quaint'), вероятно, из-за того, что они больше всего ценят практичность и здравый смысл, но порой совершают эксцентричные и эмоциональные поступки. Именно такие черты национального характера и запечатлены на страницах художественных произведений.[11]

Таким образом, можно сделать следующий вывод: особенности британского характера – консерватизм, сдержанность, бережное отношение к традициям, с одной стороны, и эксцентричность, внутренняя эмоциональность, с другой, – отражаются в национальном танце, в котором так же сочетается данные контрастные черты.

Глава II

Танец как средство характеристики героев романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение»

2.1 Социальный контекст и значение танцев в английском обществе начала XIX века

Отношения в английском обществе первой половины XIX века были строго регламентированы правилами этикета и социальной иерархией. Данную эпоху характеризует особое внимание к манерам, поведению и внешнему виду человека. Танцы занимали важное место в светской жизни аристократии и служили способом демонстрации статуса, образования и воспитания.

Для женщин участие в танцах было особенно значимо, поскольку именно через них происходил выбор партнера для брака. Дамы должны были проявлять сдержанность, грациозность и умение вести беседу во время танцевальных пауз. Мужчины же демонстрировали свою физическую выносливость, уверенность и умение общаться с противоположным полом.[3]

Таким образом, танцы становились важным инструментом социального взаимодействия, средством оценки потенциальных брачных партнеров и индикатором положения семьи в обществе.

2.2 Анализ характеров главных героев романа Джей Остин «Гордость и предубеждение»

Джейн Остин, основоположница реализма в английской литературе 19 века, сама очень любила танцы, в чем можно убедиться, читая её романы. Пословамписательницы, «to be found of dancing was a certain step towards falling in love» — «страстьктанцаместьпрямойпутьквлюбленности». [6] Отношения героев Джейн Остин зарождаются, развиваются и крепнут отчасти благодаря танцам, во время которых герои узнают друг друга, беседуют, спорят, влюбляются.

Элизабет Беннет и мистер Дарси — главные герои романа, чьи отношения развиваются постепенно от взаимного неприятия до глубокой привязанности. Чтобы проанализировать образы персонажей, нужно вспомнить , что, по мнению психологов, характеры делятся на следующие типы: волевой (активный, целеустремленный, деятельный); эмоциональный (действующий под влиянием порыва, переживаний); рассудочный (оценивающий все с точки зрения разумности). [7]

К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интравертированному типу. [9] Первый характеризуется обращенностью личности на окружающий мир. Ему свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. Для второго характерна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация.

Анализируя образы героев романа «Гордость и предубеждение» Д.Остин, можно выявить главные черты Элизабет Беннет и мистера Дарси. Остроумная, жизнерадостная героиня относится скорее к экстравертированному типу: девушка общительна, эмоциональна, ей достаточно трудно сдержать свои порывы и чувства, она искренна и честна. В то же время сдержанный, высокомерный Дарси – интраверт. При той же честности и прямоте, что и у Элизабет, он скрытен, внешне неэмоционален, круг общения его ограничен, и границы устанавливает он сам, даже самые сильные переживания он держит в себе. Достаточно вспомнить историю несостоявшегося побега его сестры Джорджианы с Уикхемом, которую Дарси рассказывает Элизе только тогда, когда подобное приключилось с её младшей сестрой Лидией. Признание в любви было тоже крайностью: Дарси просто не мог сопротивляться чувству, и его рациональный ум подсказал ему такое решение.

Таким образом, очевидно, что характеры главных героев противоположны. Однако обоим присущи такие волевые черты, как решительность, независимость, смелость, что сближает таких разных людей.

2.3 Танцы в романе

В романах Джейн Остин, как и во многих произведениях художественной литературы XIX века, танцы символизируют социальное взаимодействие и ухаживание. Во время танца партнёры находятся на близком расстоянии друг к другу (хотя и мужчины, и женщины носили перчатки), пока за ними наблюдают другие.

В романе «Гордость и предубеждение» упоминаются различные танцы, среди них можно выделить следующие:

- Контрдансы. В них не было сложных шагов и фигур, характерных для XVI века, поэтому танцевать их могли почти все желающие. В контрдансах было много веселости, живости и игривости.

- Кадриль. В английском варианте кадриль была спокойным танцем, который считали изображением светской жизни. В кадрили люди встречались, перебрасывались парой слов, расходились и меняли партнёра.

- Котильон. Это был танец-импровизация: первая пара придумывала фигуры, часто заимствуя их из других танцев, последующие пары их повторяли.

- Буланже. Упрощённый вариант котильона, во время которого дамы всё время меняли партнёров, так что каждая из них успевала хоть немного потанцевать с каждым из участвующих в развлечении джентльменов.

- Рил. Весёлый шотландский танец.[5]

Джейн Остин сама очень любила балы, поэтому не могла обойтись без них в своих романах. Для её героев участие в танцах это и отдых, и развлечение, и способ завести знакомство или даже найти себе пару для семейной жизни.

2.4 Анализ характеров и развития отношений главных героев в танце

Отношения Элизабет Беннет и мистера Дарси устанавливаются именно в танцах: герои то сближаются, испытывая интерес и симпатию, то отступают, отталкивая и дразня друг друга. Танец является ключевым моментом в развитии их отношений, отражающий их противостояние и притяжение. Всего в романе описывается три бальные сцены, во время которых проявляются черты характера этой пары.

Первая встреча героев происходит во время бала в провинциальном городке Меритоне. Элиза считается одной из самых красивых местных девушек, однако мистер Дарси отказывается пригласить её на танец. Причина в том, что он танцует только с теми дамами, которые ему знакомы, а Элизабет он не знает, поэтому ему будет некомфортно с ней танцевать. По традиции бал начинался с контрданса – несложного веселого танца, в котором могли принять участие все присутствующие и как раз была прекрасная возможность узнать партнершу. Отказ познакомиться и пренебрежительное замечание о том, что девушка "не настолько хороша, чтобы нарушить его душевный покой, подчёркивает чувство гордости и социального превосходства Дарси. [6]

В душе уязвленной Элизабет рождается предубеждение, возможно, даже враждебность. Она чувствует себя оскорбленной и не только за себя, но и за свое провинциальное общество, к которому Дарси отнесся высокомерно. Однако дух противоречия, живущий в душе героини, желание доказать, что этот заносчивый аристократ не прав, позже заставляют девушку совершать поступки, которые способствуют её сближению с «врагом». Она пешком отправляется в Незерфилд ухаживать за больной сестрой, поступает нестандартно, показывает свою начитанность и оригинальный ум – делает все, чтобы привлечь внимание Дарси и заставить его изменить мнение. И действительно молодой человек начинает внимательно наблюдать за Элизой, замечая её неординарность и необычайную привлекательность.

Во время следующего бала в доме сэра Уильяма Лукаса в беседе с хозяином мистер Дарси пренебрежительно отзывается о танцах: «Плясать умеет всякий дикарь». Поведение Дарси в обществе, так любящем танцы, кажется странным. Он выглядит белой вороной. Однако чуть позже вдруг учтиво приглашает Элизабет, на что она, разумеется, отвечает отказом, аргументируя тем, что «не предполагала принять участие в танцах». [6] Её отказ только подогревает интерес мистера Дарси и заставляет его задуматься о достоинствах девушки. Для Элизы приглашение становится неожиданным, но достаточно приятным: она отчасти достигла цели. Её самолюбие торжествует!

На балу у мистера Бингли в Незерфилде Элизабет испытывает к Дарси недоброжелательные чувства. Причиной является её симпатия к новому знакомому - офицеру Уикхему, рассказавшему историю о непорядочном поведении Дарси в их общем прошлом. Внимательная, умная, но доверчивая Элизабет поддается влиянию опытного интригана, что укрепляет её враждебность по отношению к мистеру Дарси. Тем не менее героине, следуя правилам этикета, приходится принять приглашение своего «недруга» на танец: она танцевала с другими кавалерами и поэтому не может отказать.

Танец Элизабет Беннет и мистера Дарси считается эталонным в английской классической литературе. Он больше похож на интеллектуальную дуэль, во время которой герои пытаются угадать характер друг друга. Слушая обвинения Элизы относительно Уикхема, Дарси сохраняет достоинство и не раскрывает истинную причину вражды. Это свидетельствует о том, что молодой человек не хочет произвести впечатление, очерняя своего соперника. В этом танце-поединке победителя нет, а это значит, что отношения героев только начинаются.

Танец с мистером Дарси является для Элизабет настоящим испытанием. Ведь танцующая пара становится объектом для пристального внимания всех присутствующих. Девушка отнюдь не желает, чтобы их оценивали как потенциальных супругов. Она не любит пересуды и сплетни, предпочитая честное, открытое общение.

Кроме танца с мистером Дарси, Джейн Остин описывает танец Элизы с мистером Коллинзом, демонстрирующий абсурдность и нелепость стремления последнего жениться на девушке, которую он едва знает. Это подчеркивает комичность ситуации и несоответствие характера Коллинза требованиям приличий. [1]

К сожалению, Джейн Остин лишила читателей возможности насладиться танцем счастливых мистера Дарси и Элизабет Беннет. Вероятно, для писательницы было важным показать зарождение и укрепление чувств героев. Настоящая любовь требует эмоциональной глубины, работы души, преодоления своей гордыни. Пережив периоды отчужденности и даже вражды, Элиза и Дарси раскрывают друг другу свои лучшие качества: искренность, порядочность, жертвенность и верность. Сочетание сдержанности, скромности, чувства долга с искренностью и глубиной чувств можно назвать одним из лучших проявлений английского национального характера.

Заключение

Подводя итог исследования, можно сделать вывод, что танцы в романе «Гордость и предубеждение» играют ключевую роль в раскрытии характеров главных героев. Они служат не только средством развлечения и общения, но и мощным инструментом выражения чувств, внутреннего мира персонажей и их взаимоотношений. Автор мастерски использует танцы для передачи нюансов человеческих эмоций, конфликтов и изменений в отношениях героев.

Мотивация главной героини романа Элизабет коренится в её стремлении к независимости и желании выйти замуж по любви, а не по расчету. Она борется с социальными ожиданиями и собственными предубеждениями. Дарси, в свою очередь, мотивирован чувством долга перед своей семьей и классом, но постепенно начинает ценить искренность и простоту Элизабет выше социальных условностей.

Джейн Остин посредством танцев создает многогранные образы, позволяющие читателю глубже проникнуть в суть персонажей, лучше понять мотивы их поступков. Таким образом, танцы становятся неотъемлемой частью художественного замысла романа, усиливая его драматизм и глубину и раскрывая особенности во многом противоречивого английского характера.

Несмотря на то, что роман написан около двух столетий назад, он сохраняет свою популярность. Свидетельством этому являются прекрасные экранизации произведения, в которых мы можем увидеть танцующих Элизабет Беннет и мистера Дарси. Танец, зарождение и укрепление любви героев может многому научить современных молодых людей.

 

 

Список источников

1. Бегматова С.М. Описание бальных сцен в романах Джейн Остин // NovaInfo. — 2020. — № 117. — С. 30—31.

2. Бахтин М.М.Вопросы литературы и эстетики. — М.: Художественная литература, 1975.

3. Голубчина А.А. История танца от древности до современности // Вестник магистратуры. — 2022. — № 11-1 (134). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-tantsa-ot-drevnosti-do-sovremennosti

4. Карпенко В.Н., Карпенко И.А., Свойкина Л.Ф. Хореография и художественная литература: пересечение, взаимовлияние, развитие как фактор особого внимания современного балетного искусства // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. — 2015. — № 6 (203). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/horeografiya-i-hudozhestvennaya-literatura-peresechenie-vzaimovliyanie-razvitie-kak-faktor-osobogo-vnimaniya-sovremennogo-baletnogo

5. Никулина Е.А. Танец как предмет культурологического исследования // Учёные записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. — 2016. — № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tanets-kak-predmet-kulturologicheskogo-issledovaniya

6. Остен, Джейн. Гордость и предубеждение: [роман] /Джейн Остен. – Москва: Издательство АСТ, 2022. – 384с. – (Эксклюзивная классика).

7. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1997. — 798 с.

8. Худеков С.Н. Всеобщая история танца. — М.: Эксмо, 2009. — 608 с.

9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений; в 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

10. https://www.grazia.ru/lifestyle/maiya-pliseckaya-luchshie-citaty-baleriny-kotorye-nas-vdohnovlyayut

11. https://thelib.ru/books/osten_dzheyn/gordost_i_predubezhdenie-read-2.html

Просмотров работы: 35