Феномен специальной военной операции в современной поэзии

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Феномен специальной военной операции в современной поэзии

Вальков Н.Д. 1
1филиал Нахимовского военно- морского училища в городе Калининграде
Барсукова И.А. 1Чевозёрова Е.А. 1
1филиал Нахимовского военно- морского училища в городе Калининграде
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Специальная военная операция (далее – СВО) на территории некогда братской Украины, ставящая целью сохранение безопасности России, отразилась на судьбе нашей страны, жизни ее многонационального народа: на культуре и истории. В связи с этим мы можем говорить об СВО как о новом историческом и культурном феномене.

Феномен СВО экстраординарен: он меняет положение и суть многих процессов, происходящих в обществе, и одновременно знаком русскому человеку, так как идеологическая суть егозаключается в том, что мужество и героизм защитников родины нашли отклик в сердцах миллионов людей: страна сражается против тех, кто хочет лишить людей их языка, культуры и исторической памяти. Как в годы Великой Отечественной войны, российский народ сплотился против врага и поддерживает наших военных, выполняющих воинский долг по демилитаризации и денацификации недружественного сопредельного государства, поддерживаемого «коллективным Западом». Распространяются добровольческое и волонтёрское движения, откликается на события искусство: художники, музыканты, поэты по-своему раскрывают содержание феномена СВО. Именно интерес к поэтическому преломлению темы СВО обусловил выбор темы исследования.

Первые поэтические строчки, посвящённые СВО, прозвучали в первые часы после ее начала. Поэты воплотили актуальные, «горячие» исторические и общественные смыслы и традиционные темы в переломные для страны моменты; создали достоверную поэтическую летопись противостояния России западному врагу. Большинство современных поэтов, освещающих тему СВО, являются живыми свидетелями описываемых событий, людьми, так или иначе причастными к специальной военной операции, что делает их творчество особенным – они пишут «не по рассказам, а по увиденному», поэтому «поэзию СВО надо изучать здесь и сейчас» [4]. Поэзия СВО наряду с новой волной «лейтенантской» прозы - авангард современной литературы.

Этим и обусловлена актуальность исследования: поэтические тексты активно перерабатывают общественные смыслы и отражают идейные конфликты. Исследование таких текстов позволит глубже понять содержание феномена СВО и его место в современной культуре.

Объект исследования. В условиях стремительного развития интернет-пространства исследование текстов, возникающих на медиаплатформах, становится особенно актуальным. В контексте современных коммуникаций важность таких текстов возрастает, «они становятся основным источником не только информации, но и культурных нарративов, создаваемых пользователями в реальном времени» [5]. Гипотетически именно подобные площадки – лучшее поле исследования проблемы, позволяющее раскрыть все направления темы. Таким образом, объектом исследования стала современная поэзия, представленная в медиапространстве и интернет-изданиях, позволяющих следить за творчеством современных поэтов. Медиасреда позволяет пользователям оперативно следить за творчеством авторов, вносить комментарии, открывает диалог [3, с. 442], обуславливая в том числе новизну исследования.

Предметом исследования стали мотивы и смыслы специальной военной операции (содержание феномена СВО), художественно переосмысленные и воплощенные в современной поэзии. Большой объем привлеченного материала позволил проанализировать и некоторые языковые особенности словесности СВО, содержание символики СВО. Все это позволяет говорить о культурологической значимости исследования и его новизне.

Главным методом исследования стал комплексный художественный анализ текста. В частности, концепция «исторической поэтики» А.Н. Веселовского, которая подчеркивает взаимосвязь текстов с механизмами памяти и культурными ценностями [2, с.132], окажется полезной для анализа нарративов, связанных с СВО.

Практическая значимость исследования: в результате работы над проектом созданы информационный видеоролик (Приложение №2) и буклет соответствующей тематики (Приложение№3), которые могут быть использованы на уроках литературы, истории, классных часах.

Таким образом, цель данной работы заключается в исследовании содержания феномена СВО в современных поэтических произведениях через призму различных подходов филологии и культурологии.

Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. С помощью социального опроса осуществить выборку медиаплатформ, транслирующих современную поэзию.

  2. Исследовать современную поэзию, описывающую феномен СВО. В рамках задачи на выбранных медиаплатформах осуществить тематическую выборку наиболее популярных (нашедших отклик у читателя) стихотворений.

  3. Выявить художественную и культурную значимость стихотворений о СВО.

  4. Проанализировать социальную функцию стихотворений об СВО.

Как отмечает Ю. М. Лотман, тексты вступают в диалог с коллективной памятью культуры: «...не всякое сообщение достойно быть записанным. Все записанное получает особую культурную значимость» [6,с.26]. Это утверждение открывает широкие возможности для исследования стихотворений об СВО, связанных со многими аспектами жизни общества: их стоит рассматривать не только в синхронии, но и в диахронии, воспринимать их в качестве общей культурной памяти. Мы определяем два вектора исследования: изучение стихотворения об СВО с точки зрения их новизны и обнаружение и исследование в них глубинных, традиционных мотивов и смыслов.

Глава 1. Современная поэзия как часть эпохи глобализации.

Современную культуру отличает стремительность, порывистость. Скорость распространения информации в медийном пространстве позволяет людям быть осведомленными обо всех событиях, происходящих в мире. Особенно важно то, что пост позволяет не только узнать о новом произведении, но и увидеть мгновенный отклик читателя, прочесть комментарии и отзывы, объединяя творчество поэтов, писателей, обозревателей, корреспондентов, фоторепортеров, позволяя осветить феномен СВО с разных сторон, максимально достоверно и объективно.

    1. Традиции и новаторство в современной поэзии

Русская культура – культура традиций, преемственности и патриотизма. Тематика поэзии СВО неразрывно связана с тематикой Великой Отечественной войны. Созданы сильнейшие по своему значению произведения поэтического жанра, посвященные героизму российских воинов, борющихся с нацизмом, предательством, клеветой, коллективным врагом.

У этих произведений одна тематика – мужество защитников мирных жителей Донецкой и Луганской Народных Республик. По своему пафосу эти произведения напоминают поэзию ВОВ, однако лирику прошлого столетия отличала её интимность, а эпоха глобализации позволила поэтам находиться в постоянном диалоге с читателем. Поэзия стала массовой, позволив говорить и поэту, и читателю, приобрела новые смыслы, отличные языковые особенности.

Глава 2. Тематика и мотивы современной поэзии СВО

2.1 Традиционные мотивы в поэзии СВО

«СВО вынесла на поверхность истинно НАРОДНУЮ поэзию, Симоновскую, ту, которая дает надежду тылу и силы бойцам. Эта поэзия четко объяснила,

за что сражается Россия. И люди это поняли и поддержали»

Д. Мельников, поэт. [7, с.18]

Во все времена русские поэты не хвалят войну, но поклоняются солдату на войне, оберегают символы победы и память о ее героях. Лев Толстой, даже став самым известным в мире «непротивленцем», «называл миссию солдата: «непорочным служением». Служением народу и Богу» [9]. Поэтому образ солдата и в современной поэзии связан с идеей о том, для кого и ради чего сражаются люди – «ради детского рисунка в горсти, в крови и в поту» (А.Шмелев) [7, с. 49]. Для русского человека есть только одна правда — это правда истории. Поэт Я. Березкин в стихотворении «Сила в правде» говорит: «Что о чести мы знаем из далеких веков?/ Мы всегда крепко били, славу предков хранили../Пред победой сплотились и встаем всей страной./ В правде – вся наша сила».[8, с. 6]

Поэт В. Силкин вторит ему, говоря о том, что «на нас глядят из бронзы наши деды, и мы не позабудем их имен»[8, с.55]. Память о прошлом и есть правда, та правда, которую хранят воины на передовой. Поэтесса Н. Шляхова, вспомнив знаменитые стихи Винокурова, ставшие народной песней про Серёжку с Малой Бронной и Витьку с Моховой, горестно констатирует: «Ах милая Польша, красавица с бантом/ – короткая память и минимум смысла./Серёжка и Витька – теперь оккупанты,/ как полмиллиона в могилах за Вислой [11].

Традиционная тема назначения поэта и поэзии звучит именно в контексте сохранения правды о событиях СВО: «Наше оружие – слово, выдержка, слава и честь». В.Силкин [7, с. 59].

А вот современник поэт Н. Зиновьев отвечает собрату по поэтическому цеху: Чтобы в свете от ядерной вспышки\ Нам свои не увидеть грехи,\ Выползайте, родные, из книжки,\Во весь рост поднимайтесь, стихи!\ [11]. Военные хроники позже расскажут о славных сражениях и победах, а кто расскажет о чувствах бойцов, идущих в первый, сотый, последний штурм? Об этом расскажут поэты, ставшие свидетелями, а иногда и участниками боев.

Прямые отсылки делают простые стихотворения особенно пронзительными, многие читатели узнают в лирическом герое себя... Поэт В. Хатюшин в предисловии к стихотворению «Мариуполь» пишет: «B Мариуполе — могила моего отца, освобождавшего Украину во время Великой Отечественной войны».

Украины бывшей убыль… Нам дороги нет назад…

Русский город Мариуполь… Разбомблённый город-сад <...>[8, с. 52]

Мрак удушливой печали, мрак свистящего свинца над цехами «Aзовстали», над могилою отца…».

За что воевал отец, если в подвалах города заточены невинные дети? «Днем и ночью с «градом» грозы — канонады гром и звон./На руинах храмов — слёзы мироточащих икон./ Слёзы старых, слёзы малых — здесь, где плачет Божья мать… /При свечах в сырых подвалах дети учатся писать…»[8, с.59]

Поэт внимателен к происходящим событиям, он передает детали так, словно был живым свидетелем боя. Что это? Чудесное зрение, подобное «орфическому», талант, предчувствие, мистика, особое восприятие истории?

Жилой квартал месили «грады»,\ их оборона шла на убыль.

Убит комбат, ему наградой\достался мёртвый Мариуполь.

Хрустел Урал, дрожала Волги жила.\Рвалась границы призрачная лента.\То распрямлялась русская пружина,\ скрипящие сдвигала континенты…[7, с.93]

 А. Проханов 

Ф.М.Достоевский, заставил весь мир задуматься, произнеся слова о «слезинке ребёнка». Одна из тем поэзии СВО – дети, живущие на приграничных территориях, их сложная судьба:

Недавно был бомбой друг убит,\его ты звала сыночком.\ К нему схожу, он вон там лежит,\под холмиком с ангелочком.\ Когда уже снайпер устанет бить?\– Удар не больней укуса. \Пожалуйста, не надо меня хоронить –\я темноты боюся. (А. Гаммер)[11].

Дети, лишившиеся родителей и дома, дома, оставленные людьми, разорение и уничтожение того, что созидалось величайшей на земле силой – любовью – постоянный мотив современной лирики.

Русские писатели, не позволяя переписывать историю в угоду врагам, защищая ее в рифмах и образах, сегодня сами пишут ее, некоторые – своей кровью. Один из них – талантливейший поэт из Верхоянска В. Рожин.  Он – доброволец, сражался героем, был тяжело ранен, но после излечения вернулся на фронт. Как многие настоящие поэты, обронил пророческие строки:

Вырываю я из сердца\Душу бренную свою./ Зажимаю рану крепко,\Хоть без сил уже стою [11].

Стихи и судьба поэта-добровольца В.Рожина – выход к «глубинным смыслам» истории России: всего 60 лет прошло от взятия Казани Иваном Грозным до освобождения Москвы в 1612 году Вторым Ополчением князя Пожарского и Кузьмы Минина, в котором сражались отряды 20 татарских мурз и…мурзы Искера-Тобольска, который пришёл освобождать свою Москву за две с половиной тысячи километров! А в Великую Отечественную прогремел подвиг 19-й якутской бригады, шедшей по льду озера Ильмень освобождать Старорусский район. Фашистская артиллерия превратила Ильмень в сущий ад, но 19-я Якутская задачу выполнила. Вечная память им, защищающим Россию в том числе от дискуссий о «русском колониализме».

Самый первый Герой СВО, погибший 24 февраля 2022 года, – почитатель Расула Гамзатова и начинающий поэт Нурмагомед Гаджимагомедов – один из главных героев современной героической поэзии:

В Дагестане скверная погода –\ Дует ветер с дальних гор в лицо. \

В феврале 22-го года\Ты рванул гранатное кольцо.\...

Вновь весна стоит, и солнце светит, \И как витязь, ты уходишь в бой.\Кем гордиться мне на этом свете? \Это однозначно, что тобой!\

В.Силкин «Сын Дагестана»[7, с. 8]

Русские поэты всегда были провидцами. Так и А.С. Пушкин писал: «Так высылайте ж к нам, витии,\ Своих озлобленных сынов:/ есть место им в полях России, среди нечуждых им гробов» («Клеветникам России»).

И, наверное, именно поэтому отсылки к его творчеству и творчеству классиков – «маяков» мы видим в стихах одного из талантливейших поэтов современности В.Маленко:

Правда русского часа\ Рубит тьму на куски,\ И герои Донбасса – Новые Маяки![11] (Стихотворение «Русские Маяки», включенное в школьную программу «разговоры о важном»).

Обобщая сказанное, справедливо будет назвать поэзию СВО наследницей классической русской поэзии и поэзии Великой Отечественной войны.

2.2 Особенности мотивов и тематики поэзии СВО

Стихи В.Скобцова, М.Ножкина, Ю. Чичериной уже положены на музыку и исполняются на передовой, в госпиталях, концертах, реже на телевидении. Ю. Чичерина с 2014 года – «ангел-хранитель» и народная певица Донбасса. Правда, совсем не «ангельская» её песня «Добровольческая»:

Нам порох как печная соль, /мы им приправим наш девиз./ Возьмём границу под контроль, /ещё одну – без вас, без виз [11].

вызов лживым дипломатам, политикам, хладно сочувствующим обывателям.

Художественный инструментарий поэтов соответствует тематике, он несложен, часто - «походный»: большинство стихотворений о спецоперации коротки, стихотворение строится по схеме: «выстрел – развязка – смена позиции – новый сюжет» - стихи таковы, каков фронт – в постоянном движении, смене событий. Некоторые художники слова, напротив, предпочитают большие формы: К.Фролов-Крымский написал балладу «Не будите русского медведя!», написанная бойкими ритмичными катренами, близкими по стилю к «частушечным», она завоевала сердца многих читателей.

Не мешайте царствовать и править,\Есть и пить, покуда сердце бьётся.

Вы себе не можете представить,\Чем для вас всё это обернется… [11]

Здесь и намек, и предупреждение, и прямое сатирическое указание на прошлые военные проигрыши врага, забытые в жажде обогащения и наживы.

И среди читателей, и среди поэтов есть те, кто отдал самое дорогое. Это матери, беззащитные перед войною. Женские образы в современных стихотворениях перекликаются с образами поэзии ВОВ, фольклора. Поэтесса Н.Попова в стихотворении «Сыновьям поколения «Z» объединяет образ матери солдата с образом Родины-матери:

Возвращайся с Победой домой, \Осенëнный небесной правдой,

Мать обнимет тебя тишиной, \Мать-Россия одарит славой <...>

[8, с. 31]

И в новом контексте, но в известных эпитетах раскрываются перед читателем другие женские образы: жительница прифронтовых территорий, возлюбленная, медсестра. Поэт А.Потапов посвящает стихотворение с символичным названием «Катюша» участнику СВО военному фельдшеpу E. Ивановой, нагpаждëнной медалью «За отвагу»:

Кто России душою и помыслом служит, \Тот не знает покоя ни ночью, ни днëм.

...Врачевала бойцов военфельдшер Катюша, \Где пылала Украйна нацистским огнëм. [7, с. 46]

Редкая тема военной лирики, встретившаяся нам в медиапространстве, – чувства отца, потерявшего сына. Поэт Б. Лукин в трех стихотворениях, в трех датах рисует семейную хронику: ожидание весточки от сына-воина, святая надежда и вера, гордость победы... и прощальное «Памяти сына»:

Час настал. Из мирной жизни нашей \на войну отправился сынок.\

Он могучий, умный...Hету краше...\Стоп дыханье. Hету слов для строк.<...>[8, с. 108]

Форма триптиха отсылает читателя к мысли о святости воинского долга, о его христианском переосмыслении.

Проанализированные стихотворения позволяют отметить уникальные особенности лирики СВО, провозглашающей истины «русского мира», раскрывающей темы противостояния дезинформации, идеологического противостояния; переосмысления ценностей поколений, вызова лживым политикам и деятелям культуры, равнодушным обывателям; переосмысления темы военного детства, женщины на войне и самой войны – десятилетней, вынужденной, спровоцированной.

2.3. Языковые особенности лирики СВО.

С началом СВО возникло необычное явление в языке – использование латинских букв Z, V, О в сочетании с кириллицей: «Zа победу», «Zа мир», «Zа наших», а «V» — как «Сила V правде» и «Задача будет Vыполнена».«Черты символа — значительность смысла, неполнота явленности этого смысла и связанные с нею «семантическая часть», неопределенность и многозначность» [10] присущи этим знакам.Согласно официальной позиции Министерства обороны России, символы не несут специальной нагрузки, однако каждый читатель осознает их смысловое наполнение: «победа», «свои», «задача», «выполнение».Подобная визуализация является «наглядной» приметой отражения в языке современных политических событий. Эти символы служат средством расширения смысла слова, усиления, расстановки акцентов. Мы можем говорить об этом явлении как о новом средстве речевой выразительности в контексте тематики СВО: «Вместо приторных соцсетей – письма с Zетками от детей\И молитвы от всей страны, что, как воздух, тебе нужны» (И.Кучерова)[7, с. 29].

«Мы – Россия. Отныне навеки! Только с ней воссияет свобода.\ Станет новой победною вехой VOZвращенье в обойму народа» (С.Тишкина)[7, с. 41]

Большинство стихотворений просты, не изобилуют сложными метафорами, часто несовершенны с точки зрения речи и грамматики, однако понятны простому читателю, так как созданы часто не профессиональным литератором. Просторечия (хунта, гейропа, байденизм)[11], неологизмы (дроновод, азовец, мобилизант)[11], военные жаргонизмы (наемыш, мирняк, передок, за ленточкой, русичи, музыканты, спартанцы) [11] когда-то станут словами, раскрывающими в стихотворениях колорит эпохи. Среди стихотворений, встретившихся нам в медиапространстве, были и дежурные, и шаблонные, и некорректные, и содержащие фактические ошибки, неровные по ритму, но большинство из них свидетельствует о волне подлинного народного страдания, которая разбудила таланты. Как во время Великой отечественной войны народная поэзия «грянула» оружием, которое нельзя заставить молчать, которое никто не сможет победить. Эта поэзия выполняет важнейшие задачи – поднимает дух воина и в том, кто на передовой, и в том, кто в тылу, провозглашает истину, сохраняет историческую правду.

Глава 3. Популярность поэзии СВО в современном обществе.

Тема СВО стала одним из направлений гражданской лирики в современной поэтической среде, затронув все слои общества. Социальный опрос (google-форма), показал 100% включенность респондентов в тематику исследования и подтвердил его актуальность: в течение недели было опрошено 74 человека разных возрастных категорий (Приложение 1, диаграмма 1) и разного уровня образования (диаграмма 2), и 90% опрошенных выразили интерес к тематике СВО в современной поэзии (Приложение 1, диаграмма 3). При этом главными платформами, транслирующими произведения тематики СВО, были названы социальные сети и мессенджеры: TELEGRAM, VK и группы внутри этих сообществ (Приложение 1, диаграмма 4). Аллюзии поэзии СВО также были отмечены участниками опроса (имена А.Твардовского, К.Симонова, А.Пушкина, Р.Рождественского и др. (Приложение 1, диаграмма 5)). Большинство поэтов, творчество которых исследовано в рамках данной работы, упомянуты опрошенными. Современный читатель-слушатель логично объединяет в культурологическом поле поэтов, прозаиков, музыкантов, освещающих в своем творчестве тематику СВО (Приложение 1, диаграмма 6). 70% опрошенных отметили факты «репоста» понравившихся произведений в рамках социальной сети, познакомившей их с данными произведениями (Приложение 1, диаграмма 7), доказывая этим популярность поэзии СВО в медиапространстве, а значит, и в современном обществе.

Поэзия СВО интересна современному читателю, востребована им, находит живой отклик в сердцах слушателей: «Поэзию СВО нужно изучать здесь и сейчас» (О. Рой) [4].

Заключение

Данная работа имеет нравственное, патриотическое, практическое, интеллектуальное значение в воспитании не только обучающихся, но и взрослых.

На основе проделанной работы можно сделать вывод, что поставленная цель достигнута: исследованы популярные в медиасреде стихотворения, раскрывающие тему СВО, выявлена не только художественная, но и культурная значимость текстов, проанализирована связь с поэтической традицией и выявлены уникальные особенности, определена их социальная функция в условиях виртуализации и глобализации.

Продуктом моего проекта стали видеоролик и буклет (приложения 2,3). Видеоролик, по отзывам зрителей, дает возможность ощутить проникновенность и правдивость лирики СВО и осознать, что поэт призван в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей понимание того, что в руках каждого человека - судьба Отечества.

Эпоха Великой Отечественной войны подарила миру плеяду великих поэтов, воспевших героев Победы, а эпоха СВО дополнит ее новыми именами.

Список литературы и интернет-источников

  1. Бахтин М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках URL: https://lingvotech.com/baxtin (дата обращения: 20.01.2025).

  2. Веселовский А.Н. Избранное: Историческая поэтика / сост. И.О.Шайтанов. М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. 688 с.

  3. Карасик В.И. Языковая пластика общения. – Москва: Гнозис, 2021. (Филология. Психология. XXI). – 536 с.

  4. Книги Победы: россияне увлеклись литературой о Великой Отечественной войне и СВО: URL:https://www.ntv.ru/novosti/2886789/ (дата обращения 20.03.2025)

  5. Корзун О.В. Интертекстуальность в современном интернет дискурсе (на примере социального новостного сайта reddit.com) // Преподаватель ХХI век. 2020. №4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intertekstualnost-v-sovremennom-internet-diskurse-na-primere-sotsialnogo-novostnogo-sayta-reddit-com (дата обращения: 11.02.2025).

  6. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб.: «Искусство – СПБ», 1998. – С. 285

  7. Позывной – Россия! Поэзия нового времени: стихи, – Псков, 2023. – 256 с.

  8. Сила V правде! Сост.: В.А. Силкин, И.Е. Витюк. – М.: Центральный Дом Российской Армии имени М.В. Фрунзе, 2022. – 135 с.

  9. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 325 с.

  10. Xaлизeв B.E. Teopия литepaтypы. 1999 г.URL: https://royallib.com/read/halizev_valentin/teoriya_literaturi.html#122880 (дата обращения 20.02.2025)

  11. Чат-подборка постов «Современная поэзия. Стихотворения об СВО»: URL: https://vk.me/join/AcY3ZVoiHhn1Vb20EUV8G0RRaiv1rbkJSIQ=

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Результаты опроса «Современная поэзия. Феномен СВО»

Диаграмма 1. Возраст респондентов.

Диаграмма 2. Уровень образования респондентов

Диаграмма 3. Заинтересованность респондентов в современной поэзии

Диаграмма 4. Медиапространство современной поэзии.

Диаграмма 5 (расшифровка). Выявление наиболее популярных медиаплатформ, публикующих современную поэзию.

Диаграмма 6 (расшифровка). Имена поэтов, освещающих в своем творчестве тематику СВО.

Диаграмма 7. Отклик на произведения современной поэзии об СВО

Приложение 2.

Видеоролик

«Поэтическая летопись СВО»

(Ссылка на видео)

Приложение 3.

Буклет «Поэзия СВО»

Просмотров работы: 140