Волшебные секреты чтения

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Волшебные секреты чтения

Ярмак А.Д. 1
1АНОО "ЛОМОНОСОВСКАЯ ШКОЛА - ЗЕЛЁНЫЙ МЫС"
Пономарева Н.Б. 1
1АНОО "ЛОМОНОСОВСКАЯ ШКОЛА - ЗЕЛЁНЫЙ МЫС"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Все мы читаем с разной скоростью. Не смотря на то, что скорость чтения всех учеников в классе удовлетворяет норме обучения, я могу разделить нас на 3 группы:

- ученики с высокой скоростью чтения (СЧ) (больше 100 слов в минуту)

- ученики со средней СЧ (от 70 до 100 слов в минуту)

- ученики с низкой СЧ (относительно остальных менее 70 слов в минуту)

Я отношусь к средней группе. На уроках я замечаю, что ученики с высокой СЧ быстрее выполняют задания, а ученики с низкой СЧ — отстают. Эта ситуация замедляет ход урока, и многие из группы учеников с низкой СЧ чувствуют себя неуверенно.

Цель и задачи исследования.

Цель моей работы — определить, по каким причинам СЧ так различается, выработать упражнения, как повысить скорость чтения и составить рекомендации для повышения интереса к процессу чтения.

В соответствии с целью мной были определены задачи исследования:

  • изучить различные виды чтения, в т.ч. что такое скорочтение, когда и как применяются различные виды чтения

  • изучить, какие процессы проходят в мозге человека, когда он читает

  • провести анкетирование, направленное на выяснение отношения к процессу чтения у моих одноклассников

  • проанализировать анкетные данные, чтобы определить возможные причины низкой скорости чтения

  • подобрать упражнения для повышения СЧ

  • рассказать одноклассникам о видах чтения и провести групповые упражнения для повышения СЧ

Предмет исследования: чтение, как вид речевой деятельности.

Объект исследования: скорость чтения моих одноклассников.

Гипотеза исследования. У всех учеников с низкой СЧ разные причины такой скорости, но путем выполнения специальных упражнений СЧ можно повысить у любого ученика.

Методы исследования: изучение литературы, анкетирование, наблюдение, выполнение упражнений.

Этапы исследовательской работы:

1 Выбор темы, цели и задач исследования.

  1. Сбор и обработка теоретической информации

  2. Анкетирование и анализ результатов.

  3. Подбор упражнений

  4. Составление «Листка рекомендаций» для повышения СЧ и интереса к чтению.

  5. Доклад и демонстрация упражнений по повышению скорости чтения на уроке чтения.

  6. Выводы.

«Некоторые книги следует пробовать,

другие проглатывать,

только немногие – пережёвывать и переваривать».
Фрэнсис Бэкон

ГЛАВА 1

1.1 Что такое чтение

Чтение - это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. По мнению психологов - на успеваемость влияют более 200 факторов, но одним из важных является – скорость чтения.

Как вид речевой деятельности, чтение имеет две разновидности: чтение вслух и чтение про себя.

Качество чтения характеризуется с разных сторон. Чтение вслух должно быть сознательным, беглым, правильным и выразительным, а чтение про себя - сознательным и беглым.

Главной задачей обучения чтению является выработка этих навыков.

Сознательность - ясное и точное понимание читаемого. Сознательность - это самое главное, ведущее качество чтения.

Беглость - правильное, плавное чтение, без деления на слоги, с пониманием содержания читаемого.

Сознательность чтения тесным образом связана с беглостью чтения. Замедленное чтение затрудняет понимание смысла читаемого. При слишком быстром чтении ученик не успевает увязать смысл произнесенных слов с предыдущим. Следовательно, беглость чтения должна сочетаться с сознательностью, с пониманием содержания читаемого.

Правильность - одно из необходимых качеств чтения вслух. Она предполагает:

- чтение без искажений, пропусков и перестановок звуков и слогов, без повторений слов, без проглатывания окончания;

- правильную постановку ударения;

- соблюдение основных правил литературного произношения.

По сути, сам процесс обучения чтению начинается с формирования беглости, умения читать по слогам. Далее следует чтение целыми словами. Наблюдение за динамикой процесса чтения позволяет сделать выводы, что чем выше беглость, тем лучше понимание читаемого, то есть сознательность чтения, которая обуславливает правильность. На базе этих трех качеств формируется выразительность как самое сложное звено в цепи, составляющей навык чтения.

При обучении чтению, в первую очередь, стоит цель научиться беглому и осознанному чтению текста.

Если в первом и втором классах основное место занимает чтение вслух. В третьем, четвертом классах, в связи с возрастанием роли самостоятельного чтения, больше внимания должно уделяться чтению про себя.

Процесс формирования навыка чтения опирается на развитие процессов восприятия, памяти и мышления.

Обучение должно проходить так, чтобы формировался интерес к занятиям, к чтению и книге вообще. Ведь, книги, прочитанные в детстве, остаются в памяти на всю жизнь!

1.2. Как происходит процесс чтения.

Знаете ли Вы, что 1-ый президент США Джордж Вашингтон всегда читал газеты вслух? Подолгу внимательно вслушиваясь в текст, он бубнил и мешал окружающим. Вашингтон говорил, что такое чтение помогает понять ему смысл слов и отделить вымысел от правды.

Какие же процессы происходят в голове у человека, который что-то читает?

Глаза человека всегда находятся в одном из двух состояний: движения и остановки. Во время чтения около 93% времени уходит на остановки (фиксации), за время которых происходит процесс сканирования информации, которая проецируется в мозг целыми участками строк. Ощущение непрерывности создается из-за способности глаза сохранять изображение на сетчатке.

За произнесение и осмысление слов отвечают разные отделы головного мозга. Первый отдел называется зоной Брока, второй – зоной Вернике. При чтении вслух они оба задействованы. Однако при быстром чтении зона Брока доставляет много проблем и очень часто мешает. Зона Вернике отвечает за понимание чужой речи, а также участвует в формировании ваших личных высказываний и образов. Ее повреждение может привести к нарушению понимания речи. А если в головном мозге повредится зона Брока, человек превратится в собаку: он будет всё понимать, что ему говорят, но сказать в ответ ничего не сможет.

1.3. Какие бывают виды чтения

Я узнала, что существуют разные виды чтения:

Углубленное чтение. Это чтение больше всего подходит для изучения чего-либо. При углубленном чтении, читатель вдумывается в прочитанное, разбирается в нем.

Быстрое чтение. Чтение, при котором устраняется артикуляция (привычка шевелить губами, а так же мысленное произношение слов) и некоторые другие факторы, которые мешают читать быстрее.

Панорамное. Быстрое чтение, основывается на развитии периферийного зрения. Вследствие этого не теряется время и силы глаз на "беганье” глаз и переводе взгляда с конца одной строки на начало следующей. Взгляд проходит по центру страницы сверху вниз.

Выборочное чтение. В данном случае читатель пропускает те части, которые ему не интересны, и акцентирует внимание на важном.

Чтение-просмотр. При таком чтении идет ознакомление с книгой (произведением), в основном не воспринимаются детали, а улавливается только суть

Чтение-сканирование. Быстрый просмотр, при котором происходит выискивание нужной информации, ключевых слов.

1.4. В чем секрет быстрого чтения.

Мнение, что лучшему и прочному восприятию прочтенного, способствует медленное чтение, опровергнуто наукой. Чем быстрее читает человек, тем восприятие и запоминание лучше. Исследования подтвердили, что при скорости чтения от четырехсот и более слов в минуту начинает активно работать мозг, наиболее эффективно усваивая информацию; медленное чтение мешает сосредоточиться и, следовательно, тормозит понимание и мыслительные процессы: вот почему некоторые люди берут книжку почитать на ночь, чтобы поскорее заснуть.

От умения читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят успехи в обучении на протяжении всех школьных лет. В чем же заключаются основные недостатки обычного чтения? При обычном чтении мы непроизвольно фиксируем взгляд на одном и том же фрагменте текста (слово, словосочетание, предложение). Когда мы читаем, мы непроизвольно мысленно произносим слова. В этом участвуют (помимо глаз) органы слуха и речи, а они работают медленнее, чем просто зрение. У человека очень узкий угол ясного зрения (15 градусов, а наилучшее всего лишь 1,5 градуса) вследствие этого мы бегаем глазами, а глаза от этого устают (особенно это чувствуют люди с плохим зрением и другими заболеваниями глаз). Особые сложности появляются из-за отсутствия стратегии чтения (цели чтения) и внимательности, из-за которых приходится перечитывать одно и то же несколько раз.

При развитии скорочтения все эти проблемы постепенно уходят. Это основное преимущество техники скорочтения.

Скорочтение - искусство быстро читать. Если развить навыки скорочтения, то возможно прочитать текст, лишь взглянув на него, и усвоить то, что прочитано.

Скорочтение – скорое восприятие информации с ее осмыслением и усвоением, а также умение регулировать быстроту чтения, в зависимости от жанра и от стиля текста. Эффективно читать – значит читать, воспринимать и запоминать быстро.

Само слово «скорочтение» пришло из Америки. По-другому оно называется динамическим, активным или рациональным чтением. Самым важным способом обучения скорочтению является подавление внутреннего проговаривания про себя. Кроме этого, увеличение скорости чтения может совершаться за счет приобретения новых способов обработки информации. Несомненно, скорость чтения должна изменяться в зависимости от содержания текста. Скорочтение очень полезно учащимся, которым приходится «переваривать» кучу информации и «перекапывать» горы литературы, особенно при подготовке к экзаменам. Полезен навык скорочтения и взрослым людям для прочтения немалого количества документации.

Но у скорочтения есть и минусы: во время быстрого чтения (любых видов скорочтения) вы не замечаете ошибок и опечаток. Такое чтение совершенно не подходит для проверки правильности написания текста (для учеников, учителей, которые должны проверять грамотность, и редакторов текстов. Не рекомендуется использование методов скорочтения для школьников 1-9 классов, так как в этот период школьники учатся грамотности, а правильное написание слов мы узнаем именно из книг. Методы скорочтения лучше не использовать с художественной литературой, ведь она нужна, чтоб ею наслаждались, а не просто пробежали глазами. Поэтому всегда надо определять цель, для которой вы читаете какой-либо текст.

Изучив информацию о видах чтения, я пришла к выводу, что второклассники, в большинстве случаев, должны использовать углубленное чтение, но для лучшего усвоения материала скорость чтения должная быть достаточно высокой.

ГЛАВА 2

2.1. Анкетирование

Я узнала много нового о том, как происходит и что собой представляет процесс чтения. Но чтобы выработать рекомендации для повышения СЧ для моих одноклассников, необходим понять по каким причинам у некоторых школьников в моем классе СЧ ниже нормы? Чтобы ответить на этот вопрос мной была разработана анкета. (Приложение № 1) Всего, в моем анкетировании, приняли участие 29 учащихся, включая меня.

На вопрос «Любишь ли ты читать?» все участники опроса единогласно ответили «ДА».

Следующий вопрос анкеты выявлял жанры произведений, которые пользются наибольшей популярностью. Результаты ответов на этот вопрос «Какие книги ты любишь?» сведены в таблицу и представлены на диаграмме. В этом вопросе можно было выбрать несколько ответов одновременно:

Жанр произведений

Энциклопедии

Стихи

Сказки

Сказочные повести (например, про Карлсона)

Про животных

Веселые истории про детей

Длинные волшебные истории (например, про Гарри Поттера)

Выбор учащихся

Отмечено 9 раз

Отмечено 6 раз

Отмечено 10 раз

Отмечено 11 раз

Отмечено 10 раз

Отмечено 9 раз

Отмечено 17 раз

Оказалось, что большинство моих одноклассников любят читать длинные волшебные истории, при этом этот вид произведений отмечали даже те, кто имеет относительно низкую скорость чтения.

Среди самых любимых книг (вопрос «Какая книга твоя самая любимая?») моих одноклассников лидирует «Гарри Поттер» - у четверых человек это самая любимая книга. На втором месте - «Хоббит» - эту книгу, как самую любимую, отметили трое. Еще у двух человек самая любимая книга – энциклопедия. Остальные произведения были названы по одному разу.

Название книги

«Гарри Поттер»

«Хоббит»

Энциклопедии

Остальные

Кол-во учеников

4

3

2

20

Остальные любимые книги: «Пеппи Длинный Чулок», «Робинзон Крузо», «Спящая красавица», «Огниво», «Кот Да Винчи», «25 профессий Маши Филипенко», «Твой верный пес Бутс», «Дик-Кинг-Смит», «Чук и Гек», «Лапы прочь от елочки», «Маленький принц», «Приключения барона Мюнхаузена», «Мумий Тролль», «Карлсон, который живет на крыше», «Томек», «Дракоша Гоша», «Черепашки-ниндзя».

Также мои одноклассники любят читать про динозавров, домовят, о цветах и комиксы.

Вопрос «Сколько у тебя личных книг? Есть ли своя библиотека?» имел такие варианты ответа: «целый шкаф», «целая полка», «несколько книг», «нет личной библиотеки». Интересно, что ученики из групп с высокой и средней СЧ единогласно отметили позицию «целый шкаф», в то время как среди учеников с низкой СЧ были получены такие результаты:

Вариант ответа

«целая полка»

«целый шкаф»

«несколько книг»

«нет личной библиотеки»

Кол-во учеников

4

4

1

0

Зависит ли скорость чтения от возраста в котором ученик начал читать? Ответ на этот вопрос можно узнать, проанализировав статистику ответов на вопрос анкеты «Когда ты учился читать?». Вот данные для учеников из группы с относительно низкой скоростью чтения:

Ответ

«В 4-5 лет уже читал»

«Перед школой на подготовительных занятиях»

Кол-во учеников

7

2

Другие две группы я объединила, и в объединенной группе ответы разделились следующим образом:

Ответ

«В 4-5 лет уже читал»

«Перед школой на подготовительных занятиях»

Кол-во учеников

15

5

Диаграммы очень похожи и это позволяет сделать вывод о том, что скорость чтения во втором классе не зависит от возраста, когда ученик начал читать.

Может быть СЧ зависит от того, насколько много ученик читает сейчас? Проанализировав ответы на вопрос «Сколько времени ты читаешь, не считая домашних заданий?», я получила следующие результаты.

В группе с низкой скоростью чтения:

Вариант ответа

Меньше 15 минут

Примерно полчаса

Больше получаса

Кол-во учеников

2

4

3

В объединенной группе учеников с высокой и средней скоростью результаты получились такими:

Вариант ответа

Меньше 15 минут

Примерно полчаса

Больше получаса

Кол-во учеников

1

5

14

Эти данные позволяют сделать вывод о том, что кто больше читает, тот имеет более высокую скорость чтения.

Интересно, что большинство моих одноклассников из группы с СЧ читают перед сном. На вопрос «Ты читаешь перед сном?» ответы были такими:

Вариант ответа

«да»

«нет»

Кол-во учеников

7

2

Среди одноклассников из объединенной группы ответы распределились так:

Вариант ответа

«да»

«нет»

Кол-во учеников

12

8

Такие ответы могут говорить о том, что ученики, которые имеют относительно высокую скорость чтения, уделяют время чтению и в течение дня, а не только читают на сон грядущий. Поэтому общее время чтения у них больше, а значит больше возможности усовершенствовать технику чтения.

2.1 Причины низкой скорости чтения.

Успешность в обучении чтению во многом зависит от мотивации деятельности ученика. И наоборот, именно успех рождает мотив: "У меня получается, поэтому я хочу!". При развитии интереса к процессу чтения важно создать ситуацию успеха.

Причинами снижения беглого и осознанного чтения учащихся также могут быть:

- недостаточное внимание к наработке техники чтения;

- расширение круга интересов учащихся;

- невнимание со стороны родителей;

- внешние (социальные) факторы.

Скорость чтения зависит от числа фиксаций, которое производится на одну строку, от объема информации воспринимаемой в эти моменты остановок и от количества регрессивных движений (то есть возврата к прочитанному). У большинства людей взгляд фиксируется на словах, на слогах, в самом лучшем случае на отдельных словосочетаниях, но при этом возвращается к прочитанной информации.

Постоянная боязнь что-то упустить, некую важную информацию, заставляет возвращаться, перечитывать заново уже прочитанное много раз, забывать, где прервались, и начинать снова...

Результаты моего анкетирования показали, что низкая скорость чтения у некоторых моих одноклассников зависит, в основном, от отсутствия времени для чтения. Эту причину можно отнести к внешним (социальным) факторам: множество учеников занимаются помимо школы в различных секциях, или нескольких секциях одновременно, и поэтому на чтение времени уже не хватает. Второй причиной, выявленной из анкетирования, является недостаточно широкий кругозор или невнимание со стороны родителей: об этом говорит малое количество книг в личной библиотеке, - просто нечего читать, либо то, что есть неинтересно.

И все эти обстоятельства приводят к тому, что ученик не проявляет большого внимания к технике чтения.

ГЛАВА 3

3.1. УПРАЖНЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ

Какая должна быть литература для детей

Чтобы пробудить интерес к чтению и при отборе книг для личной библиотеки школьника, нужно учесть, что материал для чтения должен быть личностно-значимым для ребенка, эмоционально насыщенным или иметь яркую познавательную направленность. Также следует предоставить право выбора текстов для чтения зависимости от интересов, настроения, даже самочувствия. Хорошо, если ребенок имеет возможность читать произведения, разные по тематике, объему, стилю, жанру, трудности содержания и т.д. Все это быстрее развивает индивидуальный читательский вкус.

Специальные упражнения

Немалое значение в развитии интереса к чтению и повышении скорости чтения имеют специальные упражнения. Я выбрала наиболее важные упражнения, которые развивают необходимые качества для повышения скорости чтения.

Для развития смысловой догадки, предвосхищения (антиципации)

Упражнение 1. «Скрытые части текста»

1. Предварительно подготовить текст: зачернить слова в начале и в конце каждого предложения. Затем необходимо прочитать текст, пытаясь восстановить пропущенные слова по смыслу. Это упражнение выполняют двое учащихся, причем каждый читает текст, подготовленный другим.

2. Читать страницу книги, закрыв последние пять букв всех строчек текста листом бумаги или линейкой. Затем закрыть начальные пять букв всех строчек и, наконец, первые и последние пять букв текста, стараясь угадать закрытые части по смыслу.

Упражнение 2. “Качка на корабле” или размахивайте книгой у себя перед носом!

Взять текст в обе руки и начать читать его про себя, потихоньку раскачивая книгу с небольшой амплитудой: ближе – дальше, ближе – дальше. Постепенно увеличивать амплитуду и скорость колебаний. Вначале книга «трясётся» и дрожит относительно медленно, перемещаясь в пространстве на 2-3 сантиметра. Вы удивитесь тому, как быстро ваши глаза начнут справляться с этой искусственной качкой.

Это упражнение сильно увеличивает скорость угадывания букв мозгом, а значит скорость чтения.

Для устранения артикуляции (проговаривания)

Упражнение “Чтение под ритм”.

Это упражнение на многозадачность. Оно помогает повысить уровень внимательности и скорость мышления. Одной рукой нужно придерживать книгу, читая вслух, а второй рукой –отстукивать ритм. Вначале читайте вслух под простой ритм. Оптимален ритм с частотой два удара в секунду. Одна часть мозга при этом следит за движением руки и правильностью ритма, а другая – за чтением. Представляете, как легко вам будет читать, когда отпадет потребность выстукивать ритм? Не стоит проговаривать про себя этот ритм. Нужно просто включить его и все. Рука должна работать как бы автономно. Стремитесь к тому, чтобы интервалы между ударами были одинаковы. При этом динамика вашего чтения не может быть все время постоянной. Будут появляться паузы, в некоторых местах, напротив, СЧ возрастёт; иногда мы «подвисаем», задумавшись. Но как бы ни менялась скорость проговаривания слов, рука, отбивающая ритм, должна отбивать его четко.

Для увеличения поля зрения

Упражнение «Точки»

Самое главное, что должны «уметь» глаза - охватывать взглядом большее количество букв, чем получается, без усилий. Вот как надо расширять поля зрения. Для это упражнения понадобятся специально подготовленные тексты. Их необходимо читать, но при этом смотреть на точки, а не на слова, которые нужно видеть боковым (периферийным) зрением. Например,

Белеет парус одинокий.

В тумане моря голубом!

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Расширять поле зрения можно постоянно, везде. Например, глядя на собеседника, старайтесь увидеть боковым зрением, что находится в дальнем правом углу от него – и вы будете тренировать ту же самую функцию мозга

Упражнение 1. Использование таблицы Шульте.

В специальной таблице необходимо найти последовательность чисел, например, от 1 до 30. Засеките время при поиске. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1..

 

10

4

28

9

14

20

24

18

1

5

13

8

30

25

11

2

22

15

27

17

26

6

12

3

21

16

23

19

29

7

При изучении упражнений, я заметила, что некоторые из них похожи на игры и их можно делать в группе. Мы попробовали провести несколько таких упражнений в классе на уроке чтения: было очень интересно. Такой урок очень понравился даже тем моим одноклассникам, которые на вопрос анкеты «Нравится ли тебе урок чтения?» ответили отрицательно.

Упражнения-игры для работы в группе

Упражнение 1. «Найди слово»

Ведущий открывает книгу, которая есть перед глаза у всех присутствующих, на любой незнакомой странице. И называет любое слово, которое встречается на этой странице. Задача остальных – найти это слово на странице. Кто первый нашел слово, тот победил. Такая зрительная тренировка позволяет научиться выделять главные смысловые слова и интерпретировать целые абзацы текста.

Упражнение 2. «Количество слов»

Упражнение похоже на предыдущее, но предлагается найти не одно слова, а сколько сколько раз встретилось это слово на странице. Выполняя это упражнение, мы искали предлоги и союзы. Это упражнение также развивает внимательность и многозадачность – нужно не только искать слово, но и помнить счет.

Упражнение3. «Цепочка»

Это упражнение на внимательность, и оно позволяет сосредоточиться. Смысл упражнения заключается в том, чтобы каждый ученик читал только одно слово из текста. Ученики, сидящие на своих местах за партами, не обязательно читают один за другим, а читают в определенном порядке. Это усложнение позволяет не только сконцентрировать внимание на чтении, но и развивает умение слушать других – чтобы не пропустить свой черед.

Упражнение 4. «Цепочка вверх-тормашками»

Выполняется это упражнение также, как и предыдущее, но книга при этом переворачивается «вверх-ногами». Некоторые ученики отмечали, что после нескольких проходов и слежения – начинает кружиться голова. Но если такое упражнение выполнять регулярно и по-немногу, то скорость понимания текста увеличивается.

3.2. ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ

Правило первое: читайте без регрессий. Текст любой сложности читается всегда один раз. Возвратные движения глаз недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно повторно прочитать текст, если в этом возникла необходимость.

Правило второе: читайте без артикуляции. Проговаривание — главный враг быстрого чтения. Выполнение упражнения с выстукиванием специального ритма в процессе чтения подавляет артикуляцию. Помните и постоянно мысленно повторяйте ритм. При снижении впоследствии скорости вновь повторите упражнение.

Правило третье: читайте вертикальным движением глаз. Развивайте периферическое зрение. Тренируйтесь с таблицами Шульте.. Читайте страницу за 15 с, стараясь понять лишь общее содержание. По мере отработки движений глаз переходите к осмысленному чтению страницы за 30 с.

Правило четвертое: при чтении будьте внимательны. Быстрое чтение требует повышенного внимания.

Правило пятое: понимайте прочитанное в процессе чтения. При чтении текста выделяйте ключевые слова, смысловые опорные пункты — пункты понимания. Помните, что чтение — это поиск и обработка смысла и значения.

Правило шестое: используйте при чтении основные приемы запоминания. Запоминается только то, что понято. Запоминайте не отдельные слова и фразы, а мысли и идеи автора.

Правило седьмое: читайте с переменной скоростью — это так же важно, как и умение быстро читать. Помните, что есть несколько видов чтения. Умейте каждый раз выбирать необходимый.

Правило восьмое: постоянно тренируйтесь.

Правило девятое: читайте ежедневно.

Эти правила и упражнения вошли специальную памятку, которую я назвала «Листок рекомендаций», и которую получили ученики из группы с низкой скоростью чтения, чтобы иметь возможность заниматься самостоятельно или вместе с родителями.

ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе работы над проектом, мной были изучены виды, характеристики и качества чтения как вида речевой деятельности человека, проведено анкетирование среди моих одноклассников и занятие с демонстрацией упражнений для повышения скорости чтения. Составлен «Листок рекомендаций» с правилами и упражнениями для повышения СЧ для самостоятельных занятий. (Приложение №2)

Занимаясь своим исследованием, я выявила несколько причин низкой скорости чтения у моих одноклассников, что позволило дать индивидуальные рекомендации для каждой причины. Таким образом, моя гипотеза подтвердилась.

В результате проделанной работы я убедилась, что не смотря на большие плюсы и заманчивость применения техники скорочтения, для обучения в школе необходимо применять углубленное, вдумчивое чтение, но скорость чтения обязана быть достаточно высокой для лучшего усвоения информации. И необходимо, и интересно заниматься повышение скорости чтения!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения, Москва, «Книга», 1983

  2. Наталья Грэйс. Скорочтение. 2012. http://skorochtenie.ru

  3. Семенова А.А. Осознанное и беглое чтение - залог успеха ребенка в постижении окружающего мира.

  4. Пономарева А.Г. Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования.

  5. www.brainplanet.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Анкета

ФИ___________________________

Скорость чтения при последнем измерении_____________________

    1. Ты любишь читать?

    2. Какие книги ты любишь?

- энциклопедии

- стихи

- сказки

- приключения сказочных героев (например, про Карлсона, Буратино)

-про животных

- веселые истории про детей.

- длинные волшебные истории (например про Гарри Поттера, про хоббитов)

3. Какая книга твоя самая любимая?

4.Сколько у тебя личных книг, есть ли своя библиотека?

- целый шкаф

- целая полка

- несколько книг

- нет личной библиотеки

5. Когда ты учился читать?

- в 4-5 лет уже читал

- перед школой на подготовительных занятиях

6. Ты читаешь перед сном?

7.Сколько времени в день ты читаешь (не считая домашних заданий)?

- меньше 15 минут

- примерно полчаса

- больше получаса

8. Любишь ли ты урок чтения и почему? ____________________________________________

9.Какие книги читала тебе твоя мама?

____________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Просмотров работы: 20