ВВЕДЕНИЕ
«Весёлые картинки» — это детский юмористический журнал, который впервые вышел 24 сентября 1956 года. Его создание стало возможным благодаря постановлению советского руководства о развитии детской литературы. Идея журнала принадлежала Ивану Семёнову, известному карикатуристу журнала «Крокодил». Легенда гласит, что название появилось случайно: Семёнов увидел, как его сын рисует в альбоме, и спросил: «Что это за картинки?» На что мальчик ответил: «Весёлые!» Так появилось название. [4]
Журнал быстро завоевал популярность благодаря ярким иллюстрациям, комиксам и забавным персонажам. Среди них были Карандаш, Самоделкин, Незнайка, Буратино и другие. В 1980-х годах тираж «Весёлых картинок» достигал рекордных 9,5 миллионов экземпляров в месяц. Это был самый массовый детский журнал в СССР. [5]
Думаю, что "Весёлые картинки" – это не просто журнал с картинками, а настоящий кусочек истории. Хочу рассказать вам, как этот журнал помогал детям понимать мир и радоваться жизни.
Цель исследования: изучение истории и роли журнала «Веселые картинки» в развитии детской литературы.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
3. Познакомиться с историей детского журнала «Веселые картинки».
4. Описать журналы за 1988, 1989г.
Объект: журнал «Веселые картинки».
Предмет: журнал «Веселые картинки» №10 (1988), №6 (1989), №12 (1989).
ЖУРНАЛ «ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ»:
ИСТОРИЯ И РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Разбирая старые газеты и журналы у своей бабушки, наткнулся на детские юмористические журналы ЦК ВЛКСМ «Веселые картинки» №10 (1989), №6 (1989), №12 (1989). Хочу посветить данную работу этим журналам.
Они бережно хранились как часть семейной истории. Эти журналы выписывали мои бабушка и дедушка для моей мамы. В 1989 году маме было 6 лет и по ее рассказам, она очень любила читать журнал «Веселые картинки». Журнал приходил на адрес, где жила раньше, моя семья – ул. Городская 130-11 и стоил он всего 20 копеек.
Листы всех трех журналов в некоторых местах изношены, края потрёпаны, что говорит о том, что их активно читали, рассматривали иллюстрации и решали задания.
Номер 10 (1988г.) выделялся тем, что публиковал стихи и рассказы исключительно молодых писателей. Это подчёркивало внимание редакции к поддержке начинающих авторов и развитию современной детской литературы. (Приложение 1)
Номер 6 (1989 г.) был посвящён 200-летию Французской революции. В нём содержались материалы, направленные на популяризацию исторических знаний среди детей, но в лёгкой и доступной форме. Это подчёркивало стремление журнала не только развлекать, но и образовывать своих читателей.
Здесь можно увидеть рассказ о дне взятия Бастилии, сказку французского писателя Ш. Перро «Красная шапочка», басню на французском языке. (Приложение 2)
Декабрьский номер 1989 года полностью посвящён Новому году. (Приложение 3) В этом выпуске содержатся разнообразные материалы, которые создают праздничное настроение и помогают детям подготовиться к празднику.
Все три номера были наполнены разнообразными материалами: загадками, стихами, ребусами и другими интересными элементами. Эти задания способствовали развитию логического мышления, воображения и творческих способностей.
Прочитав журналы выяснил, что журнале «Весёлые картинки» использовались следующие весёлые человечки, объединённые в «Клуб Весёлых человечков»:
• Карандаш - художник с волшебным карандашом вместо носа.
• Самоделкин - мастер на все руки, робот с винтиком вместо носа.
• Буратино - персонаж сказки «Золотой ключик».
• Чиполлино - персонаж сказки «Приключения Чиполлино».
• Петрушка - персонаж кукольного театра.
• Гурвинек - персонаж чехословацкого театра кукол.
• Незнайка - персонаж сказок Николая Носова.
• Дюймовочка - персонаж одноимённой сказки Х. К. Андерсена. [5]
Изучая историю журнала, узнал, что журнал «Весёлые картинки» сотрудничал с рядом известных авторов и иллюстраторов, которые внесли значительный вклад в его содержание и оформление. Вот некоторые из них:
Сергей Михалков - знаменитый детский писатель, автор стихов и рассказов, который часто публиковался в журнале.
Агния Барто - известная поэтесса, чьи стихи для детей пользовались большой популярностью.
Корней Чуковский - классик детской литературы, также являлся автором материалов для журнала.
Эдуард Успенский и Андрей Усачёв — молодые писатели, которые стали известны благодаря своим публикациям в журнале. [5]
В рамках исследования провел опрос среди учеников 4 Б класса МБОУ «Школа №14» г. Прокопьевска для выявления их отношения к журналу «Весёлые картинки», а также понимания значимости этого издания. Целью опроса было определить, насколько популярен и любим журнал «Веселые картинки», а также выяснить, какие материалы и персонажи вызывают у них наибольший интерес.
По результатам опроса выяснили, что на вопрос «Знаешь ли ты журнал «Весёлые картинки»?» 20 из 33 детей ответили «да», что свидетельствует о высокой узнаваемости журнала среди четвероклассников.
На вопрос «Читал ли ты когда-либо этот журнал?», 12 детей ответили «да», остальные — «нет». Это показывает, что часть детей знакома с журналом, а часть - только слышала о нём или не имела возможности читать.
Так же входе опроса выяснили, что самые популярные персонажи: Карандаш (8 детей), Незнайка (7 детей), Буратино (5 детей). Остальные назвали Самоделкина, Петрушку и Дюймовочку.
Большинство детей отметили, что рисунки и загадки - самые интересные элементы в журнале. Некоторые упомянули короткие рассказы и стихи.
На вопрос «Почему ты любишь или не любишь этот журнал?» 15 детей сказали, что любят его за яркие картинки и забавных персонажей; 5 - потому что им интересно узнавать что-то новое; 10 - не любят, потому что считают, что это старомодно или неинтересно.
Проведённый опрос среди четвероклассников школы № 14 показал, что журнал «Весёлые картинки» сохраняет узнаваемость и интерес среди детей, хотя и в разной степени. Более половины опрошенных знают о существовании журнала. Дети проявляют наибольший интерес к визуальным элементам журнала, таким как рисунки и загадки, что подчёркивает важность визуальной составляющей для привлечения внимания современного ребёнка.
Герои журнала «Весёлые картинки» — это не просто забавные человечки, они помогают учиться и развиваться. Карандаш — художник с волшебным карандашом вместо носа — учит нас рисовать и придумывать свои сказки. Самоделкин — мастер на все руки, как робот, показывает, что нужно быть умным и уметь создавать разные вещи своими руками. Незнайка — весёлый герой, который иногда ошибается, но учит нас задавать вопросы и узнавать новое, даже если сначала что-то не получается. Буратино — маленький мальчик с длинным носом, который всегда верит в дружбу и честность, он учит быть добрыми и помогать друзьям. Чиполлино — герой, который борется за справедливость и защищает слабых, показывает, что нужно бороться за добро. Петрушка и Гурвинек — кукольные герои, которые рассказывают про народные сказки и традиции, помогают нам любить театр и сказки. А Дюймовочка — маленькая девочка из сказки, которая учит нас быть смелыми, добрыми и не бояться трудностей. Все эти герои вместе помогают весело учиться читать, думать и понимать, как важны добро, дружба и творчество.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Весёлые картинки»не только развлекали, но и обучали. Они помогали детям развивать фантазию, учиться читать и понимать юмор. В то время журнал был единственным изданием в СССР, которое не подвергалось строгой цензуре. Это позволило ему оставаться живым и интересным для всех поколений.
Журнал «Весёлые картинки» - это не просто страницы с рисунками, а целая эпоха детства для миллионов детей.
Выпуски, которые представлены в работе - один из ярких примеров того, как журнал продолжает радовать своих читателей даже спустя десятилетия после своего появления.
В настоящее время тираж стал меньше, чем был раньше, но «Весёлые картинки» всё равно остаются любимым журналом для многих детей и их родителей. Редакция также проводит конкурсы детского рисунка и выставки, чтобы дети могли проявлять свои таланты и узнавать новое о литературе. Журнал можно читать и в бумажном виде, и в электронном, а старые выпуски доступны в интернете.
По результатам исследования можно сделать вывод, что для поддержания интереса к журналу и повышения его популярности среди детей необходимо:
Добавление современных тем и сюжетов, которые будут ближе и понятнее современным детям.
Использование современных технологий: создание интерактивных версий журнала, мобильных приложений и онлайн-игр с персонажами «Весёлых картинок».
Популяризация журнала среди родителей: проведение рекламных кампаний и акций, направленных на привлечение внимания родителей, которые помнят и любят этот журнал с детства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Детский юмористический журнал «Весёлые картинки». – 1989. – №6.
Детский юмористический журнал «Весёлые картинки». – 1988. – №10.
Детский юмористический журнал «Весёлые картинки». – 1989. – №12.
"Весёлые картинки" (журнал) // Википедия : свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Весёлые_картинки (дата обращения: 20.03.2025).
Наша история // Официальный сайт журнала «Весёлые картинки». URL: https://veselyekartinki.ru/history (дата обращения: 20.03.2025).
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3