Владение навыками подготовки к публичному выступлению как основа успешного человека

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Владение навыками подготовки к публичному выступлению как основа успешного человека

Белова Е.А. 1Донскова А.В. 2Терещенко М.В. 2
1ЧОУ "СОШ"Экополис", 8 класс
2ЧОУ "СОШ"Экополис"
Полосухина Д.П. 1
1ЧОУ "СОШ"Экополис"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Практически во всех сферах человеческой жизни требуется умение выступать перед публикой. Уже в школе ученики сталкиваются с необходимостью демонстрировать свои навыки публичного выступления перед одноклассниками или учителями. При этом многие начинают испытывать трудности уже на этапе подготовки к публичному выступлению. Не понимают, какими правилами нужно пользоваться во время подготовки к своему выступлению. А ведь успех приходит лишь к тому, кто может создать и осуществить грамотное и яркое выступление. Поэтому правила подготовки должен изучить каждый. Как говорил известный римский государственный деятель, писатель и оратор Цицерон: «Поэтами рождаются, ораторами становятся».

Цель: изучить правила подготовки к публичному выступлению и создать пособие с рекомендациями по подготовке к успешному выступлению.

Задачи:

1. Изучить научную литературу, ресурсы Интернета и собрать информацию об истории возникновения ораторского искусства, о его развитии в современном мире.

2. Изучить этапы публичного выступления и навыки, которые должен проявлять ученик на каждом этапе.

3. Провести среди учащихся анкетирование на тему «Навыки публичного выступления».

4. Разработать правила подготовки к публичному выступлению.

5. Создать пособие с рекомендациями по подготовке к успешному публичному выступлению.

Объект: правила подготовки к публичному выступлению.

Предмет: правила подготовки к публичному выступлению и их влияние на успешность выступления перед аудиторией.

Гипотеза: если создать пособие с рекомендациями по подготовке к публичному выступлению, то это будет способствовать успешности проведения публичного выступления школьника.

Методы исследования: анализ литературы по вопросу исследования, текстовый анализ, опрос учащихся 6 - 11 классов.

Актуальность исследования обуславливается тем, что выступления перед аудиторией играют огромную роль в жизни человека. Уже в начальной школе ученики начинают выступать перед классом и учителем. Эти выступления встречаются в каждом классе. Многие, сталкиваясь с ними, не имеют представления о том, как нужно правильно подготовиться к выступлению. В связи с этим была выбрана тема исследовательской работы.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные из пособия знания можно применить каждому ученику во время подготовки к публичному выступлению.

Глава I. Теоретическая часть

§1 История зарождения публичного выступления и его современное развитие

Ораторское искусство - это гармоничное сочетание риторики, приемов актерского мастерства (подача) и психологических техник. Термин «ораторское искусство» античного происхождения (от лат. Oratoria). Его синонимы: «риторика» (от греч. Rhetorike ) и «красноречие» (рус.).

Родиной риторики считается Древняя Греция, хотя известно, что о мастерстве публичного выступления знали в Египте, Ассирии и Вавилоне. Но первые работы по теории риторики появились именно в Элладе.

В V веке до н.э. появились софисты (в переводе - мудрецы) - философы-просветители и платные учителя риторики. Обладая даром слова, развитой культурой мышления, практическим опытом подготовки и произнесения речей, софисты обучали своих подопечных умению мыслить и говорить. При обучении они использовали такие приемы, как наблюдение за выступлениями наиболее опытных ораторов, анализ удач и поражений, организовывали словесные баталии, состязания в остроумии. В Древней Греции существовали школы софистов, где молодые люди могли обучаться красноречию, ораторскому искусству и юридическим наукам.

Идею о том, что ораторскому мастерству можно научиться, доказал примером своей жизни Демосфен (384-322 гг. до н.э.). Ценой неустанного труда и собственных усилий он преодолел свои физические недостатки. С помощью наблюдений за выступлениями опытных ораторов, анализа речей и бесед ему удалось исправить ошибки своих первых выступлений [7].

Изучая ораторское искусство, историю его зарождения и развития, невозможно не упомянуть о Сократе. Этот известный древнегреческий мыслитель, живший около 470 года до нашей эры, в противоположность софистам, выше всего превозносил истину, считая ее мерилом жизни. Поэтому он подвергал жесткой критике тех, кто пытался выиграть спор не силой аргументов, а передергиванием фактов, интригой.

В аристотелевских сочинениях нашли отражение все важнейшие принципы, на которых основывается доказательность, эмоционально- психологическая и стилистическая адекватность публичной речи. Можно с полной уверенностью сказать, что «Риторика» Аристотеля представляет собой наиболее глубокое и систематическое исследование важнейших проблем ораторского искусства, в особенности тех, которые связаны с аргументацией. Именно на этой основе в античном мире сформировалась аристотелевская традиция, которая, в отличие от платоновской, переносит центр тяжести с диалога на публичную речь, будь то выступление на форуме, народном собрании, в судебном заседании и т. п. В связи с этим значительно расширились и обогатились приемы и методы аргументации, а вместе с ними и возможности самой риторики [5].

Римляне мудро обошлись с историей ораторской речи, наследием выдающихся греческих ораторов, постепенно развивая достижения предшественников и приумножая их. Уже во 2 веке до нашей эры на территории Римской республики были гуманитарные школы, в которых мальчиков, будущих политических деятелей, общественных мужей, судебных заседателей обучали искусству публичных выступлений. 

Развитие отечественной школы происходило по ставшей уже классической схеме: ознакомление с трудами античных авторов, обобщение их опыта, использование материалов европейских философов.

Обычно, говоря об истории развития российского ораторского искусства, упоминают Ломоносова: это благодаря нему были созданы первые отечественные учебные заведения с обучением на русском языке. Большинство писателей, просветителей, ученых были также и блестящими ораторами: это Герцен, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Белинский. Последнему принадлежит блестящая фраза, характеризующая его отношение к России, родному языку: употребление чуждых слов, в то время как есть русские, означает противоречить здравому смыслу и здравому вкусу.

В значительной степени становлению ораторской речи об истории родного края, возникновению российского стиля способствовали блестящие выступления адвокатов и судебных деятелей 19 века – Кони, Плевако, Арсеньева и других. Их труды, выдержки из заседаний составили для потомков историю развития ораторского искусства России кратко, являясь примерами для подражания [6].

Современные ораторы продолжают следовать канонам риторики, заложенным до них, упражняясь в письме, монологах, диспутах, философских спорах. И, конечно же, в немалой степени их успех связан не с природными талантами, а с упорными тренировками, шлифовкой своего мастерства, доведением его до степени высочайшего искусства.

§2 Этапы публичного выступления

Публичное выступление состоит из нескольких этапов, и на каждом этапе учащиеся должны придерживаться определенных правил.

1 этап Подготовительный

Подготовка - один из самых важных этапов. Учащемуся необходимо определиться с целями выступления. Нужно продумать и время, и место выступления. Также важно хорошо владеть сведениями, о которых ученик планирует сообщить публике, не сомневаться в предоставляемой информации, ориентироваться в своём материале.

Выступление без предварительной подготовки, особенно начинающего оратора, почти наверняка будет провальным. Помните афоризм Марка Твена: «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом».

1) Вначале сделайте «каркас» или «скелет» будущего публичного выступления (ответьте на вопросы «Для чего нужно ваше выступление?», «Что полезного и интересного слушатели узнают для себя?»)

2) Выделите главную идею вашей речи. Разделите вашу идею на несколько составных частей. Определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз, чтобы присутствующие лучше запомнили, о чем вы рассказываете.

3) Тщательно продумайте план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и вывод.

4) Найдите яркие примеры «из жизни», из истории, литературы, которые будете использовать в процессе выступления.

5) Подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного закрепления информации.

6) Напишите полный текст. Особое внимание уделите его началу и окончанию.

Когда речь подготовлена, ее основные положения или тезисы лучше записать на небольшие карточки. Расположите их последовательно. Такими карточками очень удобно пользоваться во время выступления. Читать текст не рекомендуется, желательно выучить его наизусть и произносить по памяти, лишь время от времени заглядывая в свои заметки [8].

Произнесите речь несколько раз вслух (лучше перед зеркалом), чтобы привыкнуть к тексту и хорошо прочувствовать все нюансы. Для шлифовки фраз, интонации, мимики желательна работа с магнитофоном или видеокамерой. Такая предварительная тренировка снизит ваше волнение, позволит почувствовать себя уверенно и намного увеличит вероятность успеха публичного выступления.

2 этап Основной

Особенностью начала выступления является то, что аудитория по нему очень быстро составит впечатление о вас, и это впечатление будет преобладать на протяжении всего выступления. Если во вступительной части допустить ошибки, их тяжело будет исправить. Важно с самого начала заинтересовать публику. Для этого во вступительной части можно рассказать интересный факт или вспомнить выдающееся историческое событие, обязательно связывая его с темой выступления. Далее идет основной доклад и заключительная часть.

В заключительной части публичного выступления должно быть подведение итогов. В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи.

3 этап Заключительный

Ученик анализирует свое выступление. Находит положительные и отрицательные качества своего выступления. Определяет то, над чем нужно работать дальше.

§3 Правила подготовки к публичному выступлению

Очевидно, что публичные выступления играют важную роль в нашей жизни, во многом определяя её направление. Это искусство, которое требует тщательной подготовки, тренировки, терпения и полной самоотдачи. Ведь часто, выйдя на сцену, мы впадаем в ступор, из-за которого путаемся в мыслях и не можем выдавить из себя ни слова, ни связанного предложения.

Однако существуют устойчивые, типовые правила, которые помогут человеку подготовиться и успешно выступить перед аудиторией. Совокупность этих правил можно изложить в виде набора следующих рекомендаций.

1) Во время подготовки к выступлению проанализируй текст выступления: выдели самое главное в нем, убери лишнюю информацию. Составь короткие и ясные предложения.

2) Подготовь наглядный материал выступления (иллюстрации, фотографии, схемы, графики и т.д.). Он будет дополнять и пояснять твое выступление.

3) Отрепетируй несколько раз свое выступление (лучше перед зеркалом). Речь выступления можно записать на диктофон или видео и прослушать. Также могут помочь подготовиться карточки с фрагментами из текста.

4) Заранее подумай, какие вопросы могут задать тебе во время выступления, и подготовь на них ответы.

5) Перед выступлением продумай свой внешний вид. Одежда должна быть комфортной и удобной, но не должна быть слишком яркой и отвлекающей.

6) Перед выступлением воспользуйся приемом «Дыхание», который поможет тебе собраться и успокоиться. В течение четырех секунд медленно и глубоко вдохни, затем задержи дыхание на четыре секунды, потом медленно и сосредоточенно выдохни также за четыре секунды [4].

7) Побороть напряжение поможет использование подбадривающих фраз. Выбери для себя наиболее подходящую и медленно проговори ее про себя несколько раз.

Примеры: «Сегодня я прекрасно выступлю», «Какие прекрасные люди собрались в зале, они меня поддержат», «Я сумею их заинтересовать своим выступлением» и т.д.

Таким образом, овладев мастерством подготовки к публичному выступлению, люди, смогут чувствовать себя увереннее во время выступлений.

Глава II. Практическая часть

Чтобы реализовать пятую задачу, мы провели среди учащихся шестого - одиннадцатого классов анкетирование на тему «Навыки публичного выступления», в котором попросили учеников ответить на несколько вопросов. Вопросы анкетирования представлены в Приложении 1.

Результаты опроса.

На основании проведенного анкетирования мы сделали выводы:

1) все опрашиваемые считают, что умение выступать перед публикой необходимо современному человеку;

2) большинство учеников испытывают трудности в выступлении перед аудиторией: страх, неуверенность, стеснение, волнение;

3) многие ученики затрудняются ответить, какими правилами нужно пользоваться, чтобы успешно подготовиться к выступлению;

4) все ученики хотят развить в себе ораторские навыки и узнать правила подготовки, так как они пригодятся им в учебе, в будущей работе и в жизни.

Затем формирование наших представлений об основах ораторского искусства проходило в несколько этапов:

1 этап Формирование представлений об ораторском искусстве, об этапах публичного выступления.

2 этап Формирование представлений о правилах подготовки к публичному выступлению.

На этапе формирования представлений об ораторском искусстве, об этапах публичного выступления мы сделали вывод, что речь нужна человеку всегда, на каждом шагу, во всяком деле. Она – самое тонкое средство выражения мысли и общения между людьми. Уметь выражать свои мысли четко и ясно, с соблюдением всех правил произношения, грамматики, лексики, означает быть хорошо понятым всеми, кто говорит на русском языке.

На этапе формирования представлений о правилах подготовки к публичному выступлению мы столкнулись со следующей проблемой: существует слишком много факторов, влияющих на успешную подготовку к публичному выступлению (это и психологическая подготовка, и языковая, и поведенческая, и владение техникой речи). Как их собрать воедино, найти доступную, понятную и логичную форму?

Проанализировав много источников, мы решили разработать общие рекомендации, которые помогут каждому ученику подготовиться к публичному выступлению и успешно осуществить его. Данные правила мы поместили в пособие, так как данный формат представления информации наиболее близок современным учащимся (Приложение 2).

В завершении работы учащимся было представлено пособие и повторно был проведен опрос, включающий в себя следующие вопросы:

1) Получили ли вы представления о правилах подготовки к публичному выступлению?

2) Будете ли в дальнейшем применять знания, умения и навыки, полученные из пособия?

Опрос показал следующие результаты:

90 % опрошенных отметили, что будут использовать полученные знания;

10 % опрошенных отметили, что не будут пользоваться информацией, так как им известна эта информация.

Из результатов ответов на 2 вопрос следует, что 95 % опрошенных будут применять знания, умения и навыки, полученные в ходе проведенного мероприятия.

В конце исследования мы пришли к выводу, что, готовясь к выступлению и проводя его, ученики должны позаботиться об убедительной, содержательной разработке темы, ее хорошем информационном обеспечении. Этому способствует знание правил подготовки к выступлению.

Заключение

Выполнив анализ критических статей, проведя опрос, мы сделали вывод о том, что правила подготовки к публичному выступлению будут всегда востребованы среди учащихся. Наша гипотеза подтвердилась: пособие с правилами подготовки поможет ребятам преодолеть страх перед публичными выступлениями. Необходимо не только желание говорить красиво перед аудиторией, но и регулярная работа над собой и своей речью.

Выполнив анализ научной литературы, описав особенности публичного выступления, рассмотрев несколько наиболее значимых правил подготовки к выступлению перед аудиторией, проанализировав их влияние на учеников, а также сделав собственный вывод, путем проведения собственного исследования и углубившись в тему ораторского искусства, можно сделать вывод о том, что важна подготовка перед выступлением. Исследовательская работа заставила осознать, насколько важно уметь выступать публично, вселила в нас уверенность в то, что ораторскому искусству можно научиться.

Таким образом, мы доказали выдвинутую гипотезу о том, что наши рекомендации, оформленные в виде пособия, заставят наших учащихся задуматься над проблемой осуществления успешного выступления, помогут подготовить и осуществить его. Мы добились поставленной в начале исследования цели: изучили правила подготовки к успешному публичному выступлению и создали пособие с рекомендациями по подготовке к выступлению.

Список литературы

  1. Александров, Д.Н. Риторика: Учебное пособие для вузов / Д.Н. Александров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 268 с.

  2. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М., 1979. – 420 с.

  3. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 546 с.

  4. Гридин, А.В. Я выступаю на сцене. Ораторское искусство для детей / А.В. Гридин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. – 79 с.

  5. Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н. Зарецкая. - М.: Дело, 2001. – 480 с.

  6. Стенин, В.И. Практическая риторика / В.И. Стенин. – М.: Академия, 2008. – 270 с.

  7. Хазагеров, Г.Г. Риторика / Г.Г. Хазагеров. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – с. 75-84.

  8. Шахиджанян, В. В. Учимся говорить публично / В.В. Шахиджанян. – 4-е изд. М.: Бином., 2012. – с.23 – 38.

Приложение 1

Анкета для учащихся «Навыки публичного выступления»

1. Должен ли современный человек обладать умением выступать публично?

2.В каких школьных мероприятиях Вы чаще всего принимаете участие?

а) фестивали

б) праздники (концерты)

в) конференции

г) литературные гостиные

д) другие мероприятия

3. Испытываете ли Вы трудности в выступлении перед аудиторией, если «да», то какие?

4. Чтобы выступать перед публикой и иметь у нее авторитет, следует составлять:

а) план выступления б) грамотный и четкий текст в) оба варианта верны

5. Какими качествами должен обладать оратор?

а) логичностью и умением хорошо строить свои мысли

б) умением запинаться

в) умением увлекать аудиторию

г) умением стесняться публики

6. Как Вы готовите свою речь к выступлению?

а) запоминаю лишь ключевые моменты

б) прочитываю текст несколько раз, это помогает лучше запомнить

в) заучиваю текст

г) подготавливаю текст во время выступления

7. Хотели бы Вы развить в себе ораторские навыки? Если «да», то почему?

Приложение 2

Пособие с рекомендациями по подготовке к публичному выступлению

https://disk.yandex.ru/d/J8gwj75o5flsTQ

Просмотров работы: 21