ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проекта. Изучение причастия – синкретичной части речи, обозначающей признак имени (лица, предмета), связанный с действием («признак по действию») – вызывает наибольшую трудность у обучающихся средней и старшей школы, что подтверждается результатами контрольных работ, ВПР, экзаменов по русскому языку. Ученики путают причастие с прилагательным и глаголом, а потом и с деепричастием. Трудности в определении части речи нередко становятся причиной орфографических (например, выбор –н- и –нн-), пунктуационных (выделение причастного оборота запятыми, отсутствие запятых при причастном обороте) и грамматических (например, нарушение согласования) ошибок. Задания по правописанию и употреблению причастий, а также по пунктуации при причастных оборотах (в том числе «узкие» случаи) включены в тесты ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Теоретический материал по теме «Причастие» довольно объёмный и сложный для усвоения, а мозг человека плохо воспринимает и запоминает текстовый материал, представленный линейно.
Цель работы: оптимизировать время на подготовку к контрольным работам, ВПР, ОГЭ и ЕГЭ посредством составления и использования интеллект-карты, включающей в себя в «упакованном» виде все теоретические сведения и необходимый иллюстративный по теме «Причастие».
Задачи проектной работы:
Собрать теоретические материалы по теме «Причастие»; подобрать примеры, иллюстрирующие каждое лингвистическое явление, для использования их в интеллект-карте.
Изучить особенности интеллект-карт как средства систематизации информации.
Ознакомиться с доступными компьютерными программами для создания ментальных карт.
Выбрать наиболее оптимальную программу, соответствующую предъявляемым нами требованиям.
Создать интеллект-карту, включающую все разделы темы «Причастие».
Отредактировать получившуюся интеллект-карту, внести необходимые изменения.
Проверить эффективность полученного продукта.
Объект исследования: интеллект-карта.
Предмет исследования: интеллект-карта по теме «Причастие» и её влияние на качество выполняемых работ по русскому языку.
Личностные мотивы обращения к данной теме объясняются интересом к информационным технологиям, гаджетам, желанием связать профессиональный выбор с IT- сферой, а также стремлением к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Гипотеза. Мы предполагаем, что интеллект-карта по теме «Причастие», созданная при помощи компьютерной программы, поможет систематизировать знания по рассматриваемой теме, в более сжатые сроки и эффективнее подготовиться к разным видам оценочных.
Сфера применения интеллект-карты по теме «Причастие»: выполнение домашних заданий;подготовка к школьным проверочным и контрольным работам по русскому языку; подготовка учащихся 7 и 8 классов к ВПР; подготовка учащихся 9 классов к ОГЭ (тип 2, 3 – синтаксический и пунктуационный анализ; тип 5 – орфографический анализ); подготовка учащихся 10–11 классов к ЕГЭ (тип 8 – нормы согласования; тип 12 – правописание суффиксов причастий; тип 13 – правописание с НЕ; тип 15 – правописание –Н-и –НН- в суффиксах; тип 17 – знаки препинания в предложениях с обособленными членами; тип 21 – постановка знаков препинания в различных случаях).
Предполагаемые результаты: использование интеллект-карты по теме «Причастие», представляющей научную информацию в систематизированном и сжатом виде с использованием пространственных связей, даст ученику возможность гораздо быстрее и эффективнее актуализировать полученные знания и восполнить имеющиеся пробелы перед контрольными и проверочными работами, а также перед экзаменами.
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, конкретизация, классификация, моделирование, обобщение, синтез; эксперимент.
I. Причастие как синкретичная часть речи
В лингвистике причастие рассматривается как «смешанная часть речи» (А.М. Пешковский), как категория «гибридных глагольно-прилагательных форм» (В.В. Виноградов), как одна из форм словоизменительной транспозиции глагола, как самостоятельная часть речи (В.В. Бабайцева) [10].
1. Общее грамматическое значение причастий – признак предмета по действию.
2. Объединяя в себе свойства прилагательного и глагола, причастие отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делающий? что сделавший?
3. Признаки глагола. Причастия образуются от глаголов и сохраняют следующие их признаки: вид, переходность, возвратность, время.
В отличие от глаголов причастия не имеют форм будущего времени. Формы настоящего времени есть только у причастий, образованных от глаголов несовершенного вида [6].
4. Признаки прилагательного. Причастия имеют следующие признаки прилагательных: изменяются по числам, родам (в единственном числе) и падежам (в полной
форме); согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже; страдательные причастия, как и качественные прилагательные, имеют полную и краткую формы [1].
5. Синтаксическая роль. В предложении причастия, как и прилагательные, обычно бывают согласованными определениями или частью составного именного сказуемого.
Субстантивированные причастия выступают в предложении во всех синтаксических функциях, свойственных имени существительному [5]. Чаще всего они выполняют в предложении функции подлежащего, дополнения, несогласованного определения и обстоятельства.
6. Причастный оборот. Причастие с зависимыми от него словами называется причастным оборотом. Эта синтаксическая конструкция представляет собой распространённое согласованное определение, которое выделяется запятыми в ряде случаев.
Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми.
Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то запятыми, чаще всего, он не выделяется.
Причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, выделяется запятыми, если: определяемое слово выражено личным местоимением; причастный оборот имеет добавочное обстоятельственное значение причины или уступки; причастный оборот отделён от определяемого слова, существительного или личного местоимения, другими членами предложения (дистантная позиция) [9].
7. Разряды причастий. В составе причастий выделяются два разряда: действительные и страдательные.
Действительные причастия обозначают признак, который создаётся
действием самого предмета.
Страдательные причастия обозначают признак, который создаётся у
одного предмета действием другого предмета [6].
8. Словообразование причастий.
1) Словообразование действительных причастий. Действительные причастия настоящего времени обычно образуются от основы глаголов настоящего времени с помощью суффиксов –ущ-, -ющ-, -ащ, - ящ-. Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива или основы глагола прошедшего времени с помощью суффиксов –вш-, -ш-.
2) Словообразование страдательных причастий. Страдательные причастия настоящего времени обычно образуются от основы глаголов настоящего времени с помощью суффиксов –ем-(-ом-), -им-. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива или основы глагола прошедшего времени с помощью суффиксов –нн-, -енн-, -т-.
9. Правописание причастий.
1) Гласные в окончаниях причастий. Причастия имеют такие же окончания, что и прилагательные. Поэтому написание гласных в окончаниях причастий, как и у прилагательных, проверяется по вопросам [6].
2) Гласные в суффиксах причастий настоящего времени. Правописание гласных в причастиях настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого образовано данное причастие:
в действительных причастиях настоящего времени: -ущ-(-ющ-)
I спряжение; -ащ-(-ящ-) – II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица множественного числа;
в страдательных причастиях настоящего времени: -ом-(-ем-) –
I спряжение; -им- – II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица единственного числа.
3) Гласные в причастиях перед нн и н.В страдательных причастиях перед суффиксом -нн- (-н-) пишутся:
гласные а, я, если основа глагола оканчивается на -ать, -ять;
гласные е, ё, если основа глагола оканчивается не на -ать, -ять или на согласную.
4) Правописание нн и н в причастиях.
1. НН пишется в полных причастиях:
если есть приставка (кроме не-). Приставка не- на написание н и нн не
влияет;
если есть зависимое слово;
если причастие образовано от глагола совершенного вида;
если причастия образовано от глагола с суффиксом -ова- , -ева- (-ирова-).
2. Н пишется:
если слово не имеет ни одного из перечисленных выше признаков;
если это краткое причастие.
5) Гласные в причастиях перед -вш-.
Правописание гласных в причастиях прошедшего времени перед –вш- зависит не от спряжения, а от конечной гласной основы инфинитива (прошедшего времени) глагола, от которого образовано данное причастие.
6) НЕ с причастиями.
НЕ с полными причастиями пишется слитно:
если причастие не употребляется без не-;
если причастие одиночное полное (без пояснительных слов и без
противопоставления с союзом а).
10. Употребление причастий.
Причастие и определяемое слово должны быть согласованы в роде, числе и
падеже.
Нельзя необоснованно разбивать определяемое слово и причастный оборот
(нарушение порядка слов).
Нельзя разбивать причастный оборот определяемым словом.
У причастий не может быть формы будущего времени.
У причастий не может быть формы условного наклонения – с частицей бы.
Время и вид сказуемого и причастия должны совпадать [4].
11. Морфологический разбор причастия.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное; б) время; в) вид.
3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страдательных причастий); б) падеж (у причастий в полной форме); в) число; г) род.
III. Синтаксическая роль.
Результаты сбора и изучения материалов по «Причастию» показали, что объём теоретических сведений по теме очень велик, т.к. эта часть речи объединяет в себе признаки таких самостоятельных частей речи, как глагол и прилагательное. Наибольшую сложность, на наш взгляд, представляют собой темы по правописанию причастий и пунктуации при причастных оборотах.
II. Интеллект-карты и их применение
Интеллект-карты (англ. Mindmap) – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Также интеллект-карты могут называться «карта мыслей», «карта памяти», «ментальная карта» и так далее. Они отражают связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и так далее) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Это понятнее, чем привычное изложение мыслей словами в письменном виде.
Данная методика разработана британским психологом Тони Бьюзеном в конце 1960-х годов. Тони Бьюзен – британский психолог, который изучал общее понимание широких возможностей и потенциалов мозга и его функций, навыки памяти, навыки чтения, творческий подход, и как функция головного мозга может быть улучшена в пожилом возрасте; автор книг, касающихся мозга, духовного интеллекта, памяти, креативности и скорости чтения. Интеллект-карты Тони Бьюзена выглядели следующим образом: в центре - ключевой объект, тема или идея, по сторонам от центра - составные части, представляющие задачи и ресурсы.
Эффективность интеллект-карт объясняется тем, что мыслительные процессы в мозгу человека проходят похожим образом. Можно представить интеллект-карты как фотографию сложных наших мыслей, которые дают мозгу возможность упорядочить и детализировать объекты и явления. При использовании ментальных карт мы как бы пытаемся нарисовать свое мышление. Цель создания карты мыслей – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации [11].
Интеллект-карты сегодня составляют предприниматели, преподаватели, учёные, дизайнеры, инженеры и люди многих других специальностей.
Область применения интеллект-карт
С помощью интелелект-карт можно планировать проекты, например, какого-либо праздника или открытия собственного дела;можно составлять планы на жизнь, год, месяц, неделю, день и так далее.
Интеллект-карты помогают принять правильное решение, так как:
они позволяет на одном листе собрать всю необходимую информацию, относящуюся к решению проблемы, и окинуть её одним взглядом;
не дают упустить из виду все минусы и плюсы того или иного решения;
активируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факторы, упущенные при традиционном анализе [7].
Интеллект-карты в работе позволяют: создавать общее видение проекта; создавать рабочие планы; запланировать события, бюджет; подготовить план выступления, презентации; принять решение; устроить мозговой штурм; сгенерировать идеи; создать мотивацию; написать цели; подготовить план переговоров; упорядочить мысли и идеи.
Интеллект-карты в учёбе позволяют: записывать учебные конспекты по книгам и на слух; создавать планы написания статей, книг, рефератов, дипломов; сдавать экзамены; структурировать любой материал, что позволяет понять суть, мысль автора, разложить по полочкам трудный материал; запомнить смысл материала; написать ряд взаимосвязанных гипотез.
Интеллект-карты в обычной жизни позволяют: использовать в структурировании бытовых задач, бытовых дел; расписать достоинства и недостатки планируемых покупок и приобретений; создать ваше личное генеалогическое дерево; описать структуру проведения праздника или иного события; спланировать отдых.
Плюсы и минусы интеллект-карт
Плюсы:
1) Качественное усвоение информации. Мозг мыслит нелинейно, мыслительный процесс базируется на ассоциациях, и майнд-карта дает мозгу именно такую пищу.
2) Правильная расстановка приоритетов. Mind Map строится от сложного к частному и более простому. С таким подходом вы быстрее найдете то, что важно, а что можно оставить на будущее.
3) Промежуточные итоги. Легко контролировать уже решенные задачи, вы видите результат и продвижение к достижению поставленных целей.
4) Возможности доработки. Если поставить задачи на листке, вы не сможете поставить приоритетную задачу между уже имеющимися. В интеллект-карту можно дорисовать новую ветвь и быстро скорректировать движение
5) Возможность упорядочения любых, даже самых сложных вопросов. Раскладывайте по полкам сложные термины, разбивайте задачу на более мелкие.
Минусы:
1) Конфликт восприятия. Бывает так, что один человек плохо понимает, что пытается донести составитель карты мыслей. Это связано с разницей восприятия информации.
2) Короткое время жизни карты. Информация требует актуализации, если вы не ведете карту постоянно, она быстро устаревает.
3) Сложности внедрения сроков. В интеллект-карте можно только прописать число и время, но вы не получите напоминания. Для этих целей можно подключить к контролю дополнительные сервисы.
Правила составления интеллект-карт
использование центрального образа;
использование большого количества цветов;
частое использование графических образов;
придание изображению объёма и использование выпуклых букв;
варьирование размера букв, толщины линий и масштаба графики;
расстояние между элементами интеллект-карты должно быть соответствующим;
при составлении ассоциаций нужно использовать стрелки, чтобы показать связи между элементами ментальных карт;
ясность в выражении мыслей: по одному ключевому слову на каждую линию;
печатные буквы;
длина линии должна примерно равняться длине ключевого слова;
отграничивание блоков важной информации с помощью линий.
Наиболее популярные сервисы для составления интеллект-карт:
1) Xmind; 2) MindMeister; 3) MindManager; 4) SimpleMind; 5) Mindomo.
II.1. XMind
Для создания нашей ментальной карты мы выбрали программное обеспечение XMind, разработанное для проведения мозговых штурмов и составления интеллект-карт. XMind - инструмент для создания интеллектуальных карт и других визуализированных структур. XMind помогает командам проводить брейнштормы, собрания, совестно планировать дальнейшие действия, строить диаграммы и графики, позволяет проиллюстрировать структурные особенности проектов и других объектов. Сервис доступен в десктопной и браузерной версиях, а также в версии для мобильных устройств.
Для работы с картами можно использовать готовый шаблон или создать свой с нуля. Работать можно как одному, так и в команде. Создание интеллект-карт или диаграмм в XMind строится следующим образом: на рабочую поверхность добавляются элементы, при необходимости изменяется их размер, форма и цвет. Несколько элементов можно связать между собой для получения взаимосвязанных компонентов или создать ветку событий.
Инструкция по использованию XMind:
Скачать и установить программу https://xmind.app/download/xmind8
Запустить на компьютере.
Нажать кнопку «Файл», далее «Новый», чтобы создать макет для работы с интеллект-картой.
Нажать правой кнопкой мыши по пустому полю, и установить «Плавающий раздел»,
либо другой вариант – разделы, подразделы.
Чтобы прописать название раздела, кликнуть по нему левой кнопкой мыши дважды.
Для вставки вложений, ссылок, изображений, маркеров – нажать по разделу правой кнопкой
мыши и использовать пункт меню «Вставить». Затем выбрать соответствующую функцию.
Когда интеллект-карта будет готова, нажать вверху «Файл», затем «Export» и выбрать вариант сохранения, например, изображение. После этого нажать «OK» и указать место для сохранения файла.
Возможности XMind: создание интеллект-карт, диаграмм, организационных структур, матриц и другого; вставка изображений и ссылок; возможность поделиться документом и настройка доступа; коллекция тем и шаблонов; интеллектуальный поиск; экспорт в SVG; работа с офисными приложениями и PDF-файлами; проведение презентаций; аудио-заметки; шифрование данных с опцией установки пароля.
Ассоциативные диаграммы в XMind создаются с помощью простых нажатий на клавиши Tab и Enter для создания новых пунктов и подпунктов. В диаграмму могут быть добавлены и изменены границы элементов, отношение между элементами, маркеры, ярлыки, текстовые пометки, ссылки, аудиофайлы, графические изображения. Также могут быть приложены различные файлы.
Таким образом, мы рассмотрели возможности программы XMind, убедились, что составление и использование интеллект-карт при решении учебных задач является эффективным средством обучения, а современные технологии и ресурсы позволят сделать этот процесс более увлекательным и полезным.
II.2. Описание процесса создания интеллект-карты по теме «Причастие»
Для составления карты использовалась программа XMind.Чтобы приступить к созданию карты, нужно скачать и установить бесплатную версию XMind на свой компьютер (https://xmind.app/download/xmind8) , запустить её нажатием на ярлык, а затем кликнуть кнопку «Создать».
1. Главное понятие «Причастие» было расположено в центре. Чтобы это сделать, нужно в центральное окно, которое появится автоматически, нажатием правой кнопкой мыши по пустому полю установить «Плавающий раздел» и ввести главное понятие. Кликнув по нему дважды левой кнопкой мыши, ввёл его название – «Причастие».
2. От центрального раздела, начиная с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке, были отведены ассоциативно связанные с ним разделы: общее грамматическое значение, вопросы, признаки глагола, признаки прилагательного, синтаксическая роль, причастный оборот, разряды, словообразование, орфография, употребление причастий, морфологический разбор причастий. (См. рис.1).
Для этого нажатием правой кнопки компьютерной мыши была выбрана центральная тема, затем – «Подтема» на верхней панели управления программы XMind.
Рисунок 1
3. Затем к уже отображённым на карте словам-ассоциациям добавлялись ассоциации второго порядка (См.рис.2), подразделы, тем же способом, что и ассоциативно связанные слова (см. пункт 2).
Рисунок 2
Скриншоты всех разделов и подразделов второго порядка показаны в Приложениях 3 – 10, рисунок 1 (3).
4. Далее к ассоциациям второго порядка были добавлены ассоциации третьего и при необходимости четвёртого и других порядков. Скриншоты всех разделов и подразделов второго–пятого порядков показаны в Приложениях 3 – 10, рисунок 2 (3).
Для того чтобы добавить в интеллект-карту примеры, иллюстрирующие лингвистические понятия, использовалась программа MicrosoftPowerPoint, в которой вводился пример, нужный цвет выбирался на верхней панели нажатием на значок с кисточкой. В работе с иллюстрациями также использовался графический планшет, с помощью которого выделялись необходимые для наглядности морфемы (суффиксы, окончания), синтаксические роли и т. д. Потом делался скриншот и вставлялся в интеллект-карту XMind. (См.рис.3)
Рисунок 3
Чтобы сделать скриншот, открывалась программа «Ножницы», нажатием кнопки «Создать» выделялась область, необходимая для скрина.
Для добавления скриншота в карту кнопкой «Копировать» в программе «Ножницы» открывалась необходимая ветвь интеллект-карты и вставлялся скриншот комбинацией клавиш Ctrl+V.
II.3. Редактирование интеллект-карты по теме «Причастие»
Изучение синтаксиса простого предложения и получение новых знаний в этой области требовало внести некоторые корректировки в созданную интеллект-карту. Нами добавлено следующее:
определение, выраженное причастием или причастным оборотом, является согласованным (См.рис.4);
Рисунок 4
полное причастие выступает в роли составного именного сказуемого (См.рис.5).
Рисунок 5
Новые для восьмиклассника условия обособления причастного оборота: стоит перед определяемым словом и имеет добавочное обстоятельственное значение причины или уступки (См.рис.6):
Рисунок 6
также обособляется причастный оборот, который отделён от определяемого
слова, существительного или местоимения, другими членами предложения (См.рис.7):
Рисунок 7
Таким образом, интеллект-карты – это один из самых простых и легкодоступных способов запоминания и предоставления информации. Интеллект-карты применимы почти во всех областях жизни. Она наиболее эффективна, на наш взгляд, в образовательном процессе. Одним из самых простых сервисов для составления интеллект-карт является программа XMind. Именно в ней создана интеллект-карта, составление которой описано в главе II. Так как любая интеллект-карта быстро устаревает, карта по теме «Причастие» была отредактирована, в неё были внесены некоторые изменения.
III. Эффективность использования интеллект-карты по теме «Причастие»
Для изучения эффективности использования интеллект-карты по теме «Причастие» мы провели эксперимент, для проведения которого составили мониторинговую работу, включающую 7 заданий по теме «Причастие», встречающихся в вариантах ВПР, ОГЭ, ЕГЭ:
вставить пропущенные буквы в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени (прокомментировать; по материалам задания 5 ОГЭ, 12 ЕГЭ);
вставить пропущенную гласную перед –нн-/-н- и –вш- (прокомментировать; по материалам задания 5 ОГЭ, 12 ЕГЭ);
выбрать правописание нн и н (прокомментировать; по типу задания 4 ВПР 8 класс, 5 ОГЭ);
определить слитное и раздельное написание с не (прокомментировать; по типу задания 3 ВПР 8 класс, 5 ОГЭ);
расставить пропущенные знаки препинания в предложениях с распространёнными согласованными определениями (прокомментировать; по типу заданий 7, 8 ВПР 7 класс; 17, 21 ЕГЭ);
найти и исправить ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов (по типу задания 6 ВПР 7, 8 класс);
выполнить морфемный и словообразовательный разбор причастия (по типу задания 2 ВПР 7, 8);
выполнить морфологический разбор причастия (по типу задания 2 ВПР 7, 8).
В эксперименте приняли участие учащиеся 8-ых классов нашей школы (42 человека), распределённые в две группы методом рандомизации (каждый участник эксперимента мог с одинаковой вероятностью попасть в любую из экспериментальных групп).
Контрольной группе для выполнения заданий были предложены учебники «Русский язык: Теория. 5–9 класс» В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой. Экспериментальной группе – интеллект-карта «Причастие», установленная на ноутбуки и планшеты.
С заданиями, предложенными в рамках эксперимента, справилось 100% участников обеих групп. При этом 68% участников экспериментальной группы выполнили работу на «4» и «5», что выше результатов контрольной группы (57%) на 11%. Стоит отметить, что в экспериментальной группе количество «5», полученных за выполненную работу, на 12,5% больше, а количество «3» на 11% меньше, чем в контрольной группе. Результаты эксперимента представлены в таблице 1 (Приложение 12). Распределение участников по полученным отметкам представлено в диаграмме 1 (Приложение 12).
Не менее важным, на наш взгляд, является и то, что ученики экспериментальной группы справились с предложенными заданиями быстрее контрольной.
Таким образом. результаты анализа проведённого эксперимента демонстрируют более успешное выполнение работы учениками, использовавшими интеллект-карту, по сравнению с другими участниками. А также убеждают в эффективности использования этого средства представления информации в алгоритмизированном и свёрнутом виде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения проектной работы с использованием программного обеспечения XMind была создана интерактивная интеллект-карта по теме «Причастие», которая позволила более качественно отобразить структуру изучаемого материала, смысловые и иерархические связи, способствовала лучшему усвоению и пониманию данных, а также позволила оптимизировать время на подготовку к оценочным процедурам. Таким образом, поставленная цель достигнута, гипотеза подтверждена.
В ходе работы поставленные задачи решены. Были собраны и систематизированы материалы учебных пособий по теме «Причастие», подобраны примеры, иллюстрирующие рассматриваемые вопросы, для использования их при создании ментальной карты.
Для составления самой интеллект-карты были опробованы некоторые программы, предназначенные для визуального представления информации и выбран оптимальный, на наш взгляд, инструмент – программа XMind, доступная практически на всех платформах, включая Windows, Mac и Linux (Ubuntu).
Получившаяся карта была отредактирована: в неё были внесены некоторые изменения в связи с полученными новыми знаниями, связанными с причастием, при изучении синтаксиса простого предложения («Способы выражения подлежащего», «Типы сказуемого», «Определение и его разновидности», «Обособление определений»).
Для проверки эффективности использования интеллект-карты нами был проведён эксперимент, подтвердивший гипотезу, что полученный в ходе работы продукт позволит обеспечить эффективную подготовку к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, оптимизировав при этом время на подготовку.
Приобретённые умения, знания и навыки. В ходе работы были получены умения и навыки по сбору и систематизации теоретического материала по «Причастию», также приобретены новые знания по теме проекта. Работа по отбору материала и составлению карты помогла глубже понять особенности причастия как части речи (глагольной формы), выявить и устранить пробелы в изучении этой сложной темы.
Были получены умения по составлению и редактированию интеллект-карты с использованием одного из популярных в сети инструментов XMind; усовершенствованы навыки поиска информации, работы с интернет-ресурсами, графическим планшетом и редактором.
Были получены навыки обработки результатов исследования.
Продолжение и расширение проектной работы. Интерес к теме проектной работы не исчерпан, так как в работе подробно изучена и представлена только одна часть речи, но в дальнейшем хотелось бы объединить в одной интеллект-карте все «глагольные» части речи: глагол, причастие, деепричастие – и их взаимосвязи. Для реализации этого замысла планируется приобретение платной версии XMind, которая поможет создать групповой проект.
Используемые источники
Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. М.: Дрофа, 2012. - С. 166-172.
Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М., 1972. - С. 221.
Довбыш У.С. «Использование интеллект-карт в разных областях жизни». [Электронный ресурс]. URL:https://multiurok.ru/index.php/files/ispolzovanie-intellekt-kart-v-raznykh-oblastiakh-z.html (дата обращения: 05.01.2023).
ЕГЭ – это возможность! Учебный центр «Современное образование». Пермь: ООО «Астер Плюс», 2023. - С. 79-80.
Замятина И.В., Сызранова Г.Ю. «Адъективация и субстантивация причастных форм: проблемы процесса и вопросы терминологии». [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/adektivatsiya-i-substantivatsiya-prichastnyh-form-problemy-protsessa-i-voprosy-terminologii/viewer(дата обращения: 17.01.2023)
Издательство «Лицей». «Признаки причастий. Разряды причастий. Образование причастий. Правописание причастий». [Электронный ресурс]. URL:https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/689-381_ponyatie_o_prichastii_razryady_prichastii_obrazovanie_prichastii.html (дата обращения: 17.01.2023)
«Интеллект-карты: область применения и рекомендации по составлению». [Электронный ресурс]. URL:https://constructorus.ru/uspex/intellekt-karty.html (дата обращения: 05.01.2023).
Кунпан И. «Как пользоваться XMind». [Электронный ресурс]. URL: https://biz-iskun.ru/kak-polzovatsya-xmind.html (дата обращения: 05.04.2022).
Рубинчик Л.И. «Когда причастный оборот выделяется запятыми?» [Электронный ресурс]. URL: https://russkiiyazyk.ru/punktuatsiya/kogda-prichastnyiy-oborot-vyidelyaetsya-zapyatyimi.html (дата обращения: 17.01.2023)
Свечникова О.Н. «Формирование грамматической способности учащихся при изучении причастия. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grammaticheskoy-sposobnosti-uchaschihsya-pri-izuchenii-prichastiya/viewer(дата обращения: 17.01.2023)
Шуравин Н. «Что такое интеллект-карта». [Электронный ресурс]. URL:https://okocrm.com/blog/chto-takoe-intellekt-karta/ (дата обращения: 05.01.2023).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рисунок 1. Центральное понятие и ветви интеллект-карты.
Интеллект карта в свёрнутом виде.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рисунок 1. Общий (развёрнутый) вид интеллект-карты.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рисунок 1. Раздел «Общее грамматическое значение» и ассоциация второго порядка.
Рисунок 2. Раздел «Общее грамматическое значение» и ассоциации второго и третьего порядков.
Рисунок 3. Раздел «Вопросы» и ассоциации второго порядка.
Рисунок 4. Раздел «Вопросы» и ассоциации второго и третьего порядков.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рисунок 1. Раздел «Признаки глагола» и ассоциации второго порядка.
Рисунок 2. Раздел «Признаки глагола» и ассоциации второго–пятого порядков.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Рисунок 1. Раздел «Признаки прилагательного» и ассоциации второго порядка.
Рисунок 2. Раздел «Признаки прилагательного» и ассоциации второго–пятого порядков.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Рисунок 1. Раздел «Синтаксическая роль» и ассоциации второго порядка.
Рисунок 2. Раздел «Синтаксическая роль» и ассоциации второго-четвертого порядков.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Р исунок 1.Раздел «Причастный оборот» и ассоциация второго порядка.
Рисунок 2. Раздел «Причастный оборот» и ассоциации второго–пятого порядков.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Рисунок 1. Раздел «Разряды» и ассоциации второго порядка.
Рисунок 2. Раздел «Разряды» и ассоциации второго–пятого порядков.
Р исунок 3. Раздел «Словообразование» и ассоциации второго порядка.
Р исунок 4. Раздел «Словообразование» и ассоциации второго–пятого порядков.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Р исунок 1. Раздел «Орфография» и ассоциации второго порядка.
Р
исунок 2. Раздел «Орфография» и ассоциации второго–седьмого порядков.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Рисунок 1. Раздел «Употребление причастий» и ассоциации второго порядка.
Рисунок 2. Раздел «Употребление причастий» и ассоциации второго и третьего порядков.
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Рисунок 1. Раздел «Морфологический разбор» и ассоциации второго порядка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
Таблица 1. Основные результаты участников эксперимента
|
Группа |
Доля справившихся с работой, % |
Доля получивших «4» и «5», % |
Выполнили на «5», % |
Выполнили на «4», % |
Выполнили на «3», % |
|
Экспери-ментальная группа |
100 |
68 |
36,36 |
36,36 |
31,8 |
|
Контрольная группа |
100 |
57 |
23,8 |
33,3 |
43 |
Диаграмма 1. Распределение участников эксперимента по полученным отметкам