Речь блогеров как способ изучения языковой нормы

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Речь блогеров как способ изучения языковой нормы

Янголенко И.М. 1
1ЧОУ "Школа экономики и права"
Емельянова Н.А. 1
1ЧОУ "Школа экономики и права"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В современном информационном обществе публичная речь приобретает всё большую значимость, формируя общественное мнение и влияя на процессы коммуникации. Политики, артисты, блогеры, представители бизнеса – все они активно используют публичные выступления для достижения своих целей, а их слова становятся объектом пристального внимания общественности. Однако, наряду с образцовой речью, в публичном пространстве широко распространена и речь, содержащая различные языковые ошибки. Особый интерес представляют выступления популярных блогеров, аудитория которых исчисляется миллионами. Именно их речь, доступная широким массам и часто копируемая, может как способствовать распространению языковой нормы, так и, наоборот, приводить к её искажению.

Актуальность работы:

Каждый день мы слушаем и читаем высказывания блогеров, которые становятся образцами для подражания в различных сферах жизни. Они оказывают значительное влияние на наше речевое поведение, формируя его течение и направление. В результате мы неизбежно перенимаем их речевые особенности, что ведет к нарушению представления о нормах русского языка.

Цель:

Обеспечение качественной подготовки к ЕГЭ по русскому языку, посредством составления и использования упражнений для отработки качественной устной и письменной речи.

Задачи:

  1. Проанализировать влияние медиа-личностей на речь подростков.

  2. Изучить синтаксические, лексические и морфологические нормы современного русского литературного языка.

  3. Собрать и проанализировать примеры ошибок в речи блогеров.

  4. Выявить типы ошибок в речи блогеров.

  5. Разработать комплекс упражнений, помогающий обеспечивать эффективную подготовку к 5, 6, 7, 8 номерам ЕГЭ по русскому языку.

Объект исследования: устная речь блогеров.

Предмет исследования: синтаксические, лексические и морфологические ошибки в речи блогеров.

Гипотеза:

Изучение речи блогеров поможет собрать языковой материал для отработки навыков грамотной устной и письменной речи.

Методы исследования:

  1. Теоретический (анализ, классификация, определение понятий).

  2. Эмпирический (изучение литературы, проведение опроса).

База исследования: YouTube, VK Видео.

Продукт: комплекс печатных и интерактивных упражнений на платформах learningapp.com и wordwall.net для подготовки к 5, 6, 7, 8 номерам ЕГЭ по русскому языку.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ РЕЧИ МЕДИА-ПЕРСОН НА ЯЗЫКОВУЮ КУЛЬТУРУ ПОДРОСТКОВ

    1. Влияние медиа-личностей на речь подростков

Чтобы подтвердить актуальностью выбранной темы и выяснить наиболее просматриваемых блогеров для последующего анализа речи, мною было проведено социологическое исследование 30 обучающихся 10-х классов ЧОУ «Школы экономики и права». В ходе опроса участники ответили на вопросы:

  1. Как часто вы смотрите блогеров?

  2. За каким блогером вы чаще всего следите?

Результаты опроса показали, что более 83% (23 из 30) опрошенных школьников смотрят блогеров каждый день, что свидетельствует о их высокой популярности среди школьников. Наиболее популярные блогеры среди респондентов Дима Масленников, Anastasiz, Mamix, UtopiaShow, Kuplinov, Егорик.

Рисунок1.Частота просмотров блогеров.

Проблема влияния речи медиа-личностей на речь подрастающего поколения заключается в том, что молодые люди, часто подверженные влиянию популярных блогеров, ведущих телепередачи, или других медиа-персон, могут неосознанно копировать их манеру речи, включая особенности произношения, лексику, и даже интонацию. Это может привести к формированию нестандартной, а иногда и неграмотной речи, отклоняющейся от общепринятых норм русского языка.

Кроме того, часто используемая в медиа-среде жаргон, сленг и неологизмы могут стать частью повседневного языка подрастающего поколения, что может усложнить общение с носителями традиционной речи. Наконец, недостаточно внимательное отношение к нормам русского языка со стороны медиа-персон может формировать неправильное представление о важности правильной речи у подрастающего поколения.

Проблема влияния речи медиа-личностей на речь подрастающего поколения подтверждается современными исследованиями. По данным исследования ВЦИОМ на 2021 год, 73% подростков в возрасте 14-17 лет регулярно следят за блогерами и считают их речь образцом для подражания.

    1. Нормы русского языка

Чтобы видеть ошибки необходимо знать нормы русского языка и их нарушения. Норма — это результат наблюдения за языком. Язык меняется под воздействием на него различных сфер жизни носителей языка, но не все изменения становятся нормой. Рассмотрим следующие виды норм, которые проверяются в 5, 6, 7, 8 заданиях ЕГЭ. 3

1)Лексические нормы — это нормы, регулирующие выбор слов и устойчивых выражений, обусловленный целью и условиями общения. Многие слова в толковом словаре имеют не только своё значение, но и специальные пометы, которые подсказывают нам, в какой речевой ситуации следует использовать то или иное слово. Например, устар. — устаревшее слово, или разг. — разговорное. Таким образом, толковый словарь пригодится вам даже в том случае, когда само значение слова известно, но необходимо уточнить сферу его употребления.

2) Синтаксические нормы — нормы построения синтаксических конструкций: словосочетаний и предложений — в зависимости от стиля и типа речи.

3) Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи.

    1. Типы ошибок в русском языке

Ошибка — это отклонение от общепринятых рекомендуемых нормами литературной речи правил употребления слов, словосочетаний и предложений. Эти нарушения влияют на восприятие речи, снижая доверие к говорящему и затрудняя понимание. Разные типы ошибок – лексические (словоупотребление), грамматические (построение предложений) и орфоэпические (неправильное ударение), – различно влияют на восприятие, но все они в конечном итоге мешают эффективной коммуникации.

      1. Лексические ошибки

Лексические ошибки возникают при неправильном употреблении слов в речи. Они связаны с недостаточным знанием лексического значения слова, его сочетаемости с другими словами, стилистической окраски, а также с незнанием или неправильным применением фразеологизмов. Неправильный выбор слова может исказить смысл высказывания или сделать его неуместным.

Типичные лексические ошибки:

  1. Смешение паронимов

Ошибочно: «Могу написать связанно текст».

Норма: «Могу написать связный текст».

  1. Неправильное употребление фразеологизмов

Ошибочно: «Голод не тётенька».

Норма: «Голод не тётка».

  1. Речевая избыточность

  • Плеоназм (избыточное употребление близких по смыслу слов):

Примеры: «пожилой старик», «май месяц», «своя автобиография».

  • Тавтология (повтор однокоренных слов):

Примеры: «сбор работников и сотрудников», «более лучше», «спросить вопрос».

      1. Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил построения предложений. Они включают ошибки в согласовании слов, управлении, употреблении предлогов, союзов и других грамматических конструкций.

Типичные синтаксические ошибки:

  1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Ошибочно: «Цветок лилия выросла у калитки». Норма: «Цветок лилия вырос...».

  1. Неправильное употребление предложно-падежной формы управляемого слова.

Ошибочно: «Согласно сложившихся на флоте традиций, переход через экватор считался знаменательным событием». Норма: «Согласно сложившимся на флоте традициям...».

  1. Неправильное построение предложения с причастным оборотом.

Ошибочно: «Ученик, напищущий изложение без ошибок, получит хорошую оценку». Норма: «Ученик, написавший...».

  1. Смешение прямой и косвенной речи.

Ошибочно: «Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента». Норма: «Автор сказал, что он...».

      1. Морфологические ошибки

Морфологические ошибки касаются образования и употребления грамматических форм слов. Это могут быть ошибки в склонении существительных, прилагательных, местоимений, глаголов, наречий и других частей речи.

Типичные морфологические ошибки:

Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней прилагательных. «Более худшее, менее дороже, самый наибольший». Норма: «Более плохой или хуже; менее дорого или дешевле, самый большой или наибольший».

Неправильное образование личных форм глаголов.
«Побежу, убежу, очутюсь». Норма: «Победить, убедить, очутиться».

Неправильное образование возвратных форм глаголов.

«Встретилися, хотелося, поздоровалася». Норма: «Встретились, хотелось, поздоровалась».

Неправильное образование форм глаголов повелительного наклонения. «Ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи». Норма: «Поезжай, помаши, разъезжайтесь, положи».

Неправильное образование форм глаголов прошедшего времени.

«Замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул». Правильно: «Замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок».

ГЛАВА II. АНАЛИЗ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК В МЕДИА-ПРОСТРАНСТВЕ И МЕТОДИКА ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

2.1 Сбор и анализ речевых ошибок в медиа-пространстве

Для выявления типичных речевых нарушений в медиа-пространстве было проведено исследование контента популярных русскоязычных блогеров. В качестве материала для анализа были отобраны 20 видеороликов с платформ RuTube и VK Видео.

Критериями отбора послужили:

  • высокая просматриваемость (от 100 тыс. просмотров);

  • разнообразие жанров (обзоры, скетчи, стримы);

  • представительность аудитории (основные подписчики - подростки 14-17 лет).

Среди наиболее распространенных типов ошибок лидируют неправильное управление, ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами, нарушение согласования подлежащего и сказуемого, неправильное употребление числительных и лексические ошибки.

Характерные примеры выявленных нарушений включают синтаксические ошибки («Благодаря этого блогера я узнала много нового», «Подъезжая к дому, у меня зазвонил телефон»), морфологические («Трое дней и ночей мы готовили выпуск», «Выпущено более пятиста моделей») и лексические («Бесплатный подарок в Telegram-канале», «Оказать сильное впечатление»). Особую тревогу вызывает факт регулярного повторения одних и тех же ошибок, что способствует их закреплению в речевой практике подростковой аудитории.

Спонтанная речь (стримы, прямые эфиры) содержит значительно больше нарушений языковых норм по сравнению с подготовленными материалами. Эти результаты легли в основу последующей классификации ошибок и разработки практических материалов для подготовки к заданиям типа №5 – 8 ЕГЭ.

2.2 Классификация речевых ошибок в речи популярных блогеров

На основе анализа видео блогеров выявлены следующие речевые ошибки:

  1. Неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова.

  • Благодаря этого блогера я узнала много нового.

  • Мои подписчики требовали, чтобы я по приезду снял им подробный отчёт и рассказал всё в мельчайших подробностях.

  • Досмотрите выпуск до конца: по его окончанию мы проведём голосование и выберем победителя.

  • Осуществление проекта упиралось на отсутствие необходимых средств.

  • Неприятный мне разговор затянулся, вопреки моего ожидания.

  • По окончанию университета выпускник может преподавать математику в школе или работать в одном из НИИ.

  • Снимаем это видео из отеля, куда заехали вследствие печальным обстоятельствам.

  • По возвращению в Петербург мы сразу отправились в нашу студию для съёмок этого выпуска. 

  1. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

  • Перенося это на лицо, у вас сразу будет создаваться профессиональный эффект.

  • Подъезжая к дому, у меня зазвонил телефон.

  • Посмотрев этот фильм, у меня возникло много вопросов.

  • Занимаясь определённым делом, оно начинает хорошо получаться.

  • Стараясь убедить слушателя, многое зависит от того, какие примеры вы приводите.

  1. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

  • Это отдельная история, потребующая от нас не одного видео, а целого курса.

  • По письмам и мемуарам, написанными современниками.

  • Ни один из прохожих, спешивший к станции метро, не обратил внимания на сотрудников ДПС.

  • Приехавшие родственники к нам в гости поселились в недорогой гостинице.

  1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

  • Наверное, половина моей аудитории не слышали об этой композиции.

  • Те из вас, кто смотрели предыдущее видео, помнят, что я показывала такие модели.

  • Я знаю, что сейчас в чате есть те, кто читали этот роман.

  • Сегодня в этом видео мы разберемся, кто именно являются участником этого конфликта.

  • Одним из самых известных в стране высших учебных заведений стало МГУ.

  • Все, кто смотрели мои истории, оценили новый образ.

  • Это видео для тех, кто просматривают каталоги и думают, брать или не брать BMW.

  • Все, кто бывал в Москве на Воробьёвых горах, видел с высоты белые стены и башни Новодевичьего монастыря, украшенные красным кирпичом.

  •  Каждый из создателей этого фильма сказали на его премьере несколько слов о процессе съёмок.

  • Все, кто учились на моём курсе, смогли собрать свой стильный гардероб на весну.

  •  Никто из них не приняли участия в розыгрыше сертификата в «Золотое яблоко».

  • Последующее понимание идёт по тому пути, который открыли те, кто были близки с автором, кто жили с ним в одно время.

  1. Ошибка в построении предложения с однородными членами

  • Здесь не только продаются сладости, но и товары для дома.

  • Из листового металла не только делают корпуса машин, но и посуду.

  • В этом аргументе представлено как и земное, так и вечное.

  • Кремовый хайлайтер можно нанести как и кистью, так и просто пальцем.

  • Для визажистов, которые хорошо разбираются в скульптурировании и как можно косметикой получить хороший результат, этот способ нанесения косметики не новый.

  • Давайте разберёмся, как стирать и ухаживать за одеждой.

  • Для этого нужно взять нехитрые продукты: вымоченная в молоке просоленная рыба, вареная картошка, маринованные огурцы.

  • Во время ремонта пришлось не только менять все окна, но и межкомнатные двери.

  1. Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

  • Все пришли фотографировать и снимают виды. 

  • В тексте поднимается проблема «отцов и детей» и раскрыто отношение автора к молодому поколению.

  • А.С. Грибоедов срывает с Молчалина маску покорности и угодничества и показал его истинное лицо.

  1. Ошибка в построении сложного предложения

  • Если бы мы успели бы разработать курс, уже в следующем месяце можно было бы приступить к работе.

  • Я не заметил, что был ли кто-нибудь ещё так расстроен, как она.

  • Мы обращаемся со своей проблемой к Ирине, которая не может не волновать всех нас.

  • Вы в своих комментариях опасались то, что состояние мальчика ухудшится.

  • Он почему-то решил то, что ему надо срочно бежать на вокзал за билетом.

  1. Ошибка в употреблении имени числительного

  • Трое дней и ночей мы с моей командой готовили для вас этот выпуск.

  • Мы решили наградить сразу троих активных подписчиц, оставивших осмысленные комментарии.

  • Выпуск о новинках корейской косметики я опубликую к первому апрелю. 

  1. Ошибка в употреблении имени числительного

  • Весит по тридцать килограмм. 

  • Выпущено более пятиста моделей. 

  • Больше двух тысяч шестьсот писем. 

  • За одну смену одна баржа делала около тысячи девятьсот литров.

  • Перенесемся в тысячу девятьсот пятый год.

  • Я сегодня собрала для вас десять косметических средств дешевле пятиста рублей.

  1. Паронимы:

  • подвести результаты конкурса;

  • одеть экипировку;

  • закончить школу;

  • жилищная площадь;

  • приобрести абонент;

  • удачливый цветовой выбор;

  • отборные соревнования;

  • длинный процесс.

  1. Плеоназм:

  • Мы спустились вниз по лестнице.

  • Бесплатный подарок ждет вас в моем телеграмм-канале.

  • Предварительное планирование нашего отдыха.

  • Команда полностью завершила проект за 2 дня.

  • Внутренний интерьер квартиры выполнен в стиле модерн.

  1. Нарушение лексической сочетаемости:

  • оказать сильное впечатление;

  • занять ведущую роль;

  • уделить серьезное значение.

  1. Ошибки в употреблении фразеологизмов:

  • львиная часть;

  • играть значение.

2.3 Система упражнений по подготовке к заданиям типа 5, 6, 7, 8 ЕГЭ по русскому языку

На основе проведённого анализа речевых ошибок в медиа-пространстве разработан практический комплекс упражнений (см. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3), направленный на отработку ключевых навыков, необходимых для успешного выполнения заданий №5-8 ЕГЭ по русскому языку. Особенностью данной системы является использование примеров из речи популярных блогеров, что повышает вовлечённость учащихся и обеспечивает связь учебного материала с их повседневным досугом.

Основу системы составляют печатные упражнения и интерактивные, созданные на платформах LearningApps.org и wordwall.net. Перейти на сайты для просмотра можно по QR-кодам в рисунке 2.

Рисунок 2. Ссылки на задания

 

Соответствие: Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.

 

Выбор правильного паронима.

 

Выпиши неверное: лексические нормы.

 

Пазлы: Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

 

Флэш-карты: Паронимы.

 

Исправь ошибку: морфологические нормы.

Задания включают:

  1. Для задания 5 (паронимы):

- флэш-карты с выбором паронима;

- упражнения на подбор правильных паронимов в контекст.

  1. Для задания 6 (морфологические и лексические нормы):

- упражнения на устранение тавтологии и плеоназмов;

  1. Для заданий 7-8 (синтаксические нормы):

- интерактивные тесты на исправление ошибок в предложениях;

- задания на соответствие грамматических ошибок и предложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что речь блогеров может служить эффективным инструментом для изучения языковой нормы и подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Анализ устной речи популярных медиа личностей выявил разнообразные отклонения от литературных норм, что позволило создать актуальный и интересный для учащихся практический материал.

В ходе работы были последовательно решены все поставленные задачи. В первую очередь, было проведено углубленное изучение синтаксических, лексических и морфологических норм современного русского литературного языка. Далее, была собрана обширная база примеров речевых ошибок из видеороликов блогеров. Проведенный анализ позволил классифицировать выявленные ошибки. Наиболее распространенными оказались нарушения в области управления, согласования, употребления падежных форм и образования форм множественного числа существительных.

На основе полученных данных был разработан комплекс упражнений, направленных на отработку навыков, необходимых для успешного выполнения заданий 5, 6, 7 и 8 ЕГЭ по русскому языку. Эти упражнения способствуют не только закреплению теоретических знаний, но и формированию внимания к собственной речи, что важно для достижения высоких результатов на экзамене. Результаты исследования могут быть использованы учителями русского языка при подготовке учащихся к ЕГЭ. Исследования в этом направлении могут быть продолжены и направлены на расширение базы примеров и разработку упражнений для других разделов ЕГЭ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Снетова Г.П., Власова О.Б. Словарь паронимов русского языка. М.: Мир и образование, 2021. 416 с.

2. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория: 5––9 классы. М.: Просвещение, 2022. 416 с.

3. Институт языкознания РАН. Языковые практики цифрового поколения. М., 2021. 98 с.

4. Кузнецов С.А. (ред.) Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 1998. 1536 с.

5. Земская Е.А. Компьютерно-опосредованная коммуникация // Русская речь. 2020. № 4. С. 34-42.

6. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по русскому языку. М.: ФИПИ, 2025. 20 с.

7. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2025 году единого государственного экзамена по русскому языку. М.: ФИПИ, 2025. 12 с.

8. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2025 года по русскому языку. М.: ФИПИ, 2025. 31 с.

9. Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН: сайт. М., 2023. URL: http://www.ruslang.ru (дата обращения: 15.04.2025).

10. Научно-образовательный портал "Грамота.ру": сайт. М., 2023. URL: http://www.gramota.ru (дата обращения: 15.04.2025).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примеры ошибок для использования при создании упражнений

Для заданий типа 8 «Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления»

Неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова

Благодаря этого блогера я узнала много нового.

Мои подписчики требовали, чтобы я по приезду снял им подробный отчёт и рассказал всё в мельчайших подробностях.

Досмотрите выпуск до конца: по его окончанию мы проведём голосование и выберем победителя.

Осуществление проекта упиралось на отсутствие необходимых средств.

Неприятный мне разговор затянулся, вопреки моего ожидания.

По окончанию университета выпускник может преподавать математику в школе или работать в одном из НИИ.

Снимаем это видео из отеля, куда заехали вследствие печальным обстоятельствам.

По возвращению в Петербург мы сразу отправились в нашу студию для съёмок этого выпуска.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

У меня есть статья, где я сравниваю «Война и мир» и «Тихий Дон».

«Анна Каренина» написана в 70-е годы XIX столетия, это второй его большой роман после «Война и мир».

Те, кто увлекается творчеством Пушкина, знают, что он писал поэму «Бориса Годунова» в Михайловском.

Встречи с деятелями искусства и литературы стали традиционными на канале «Культуре».

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Только-только вступив в бой, лошадь под нам убивают.

Приезжая тогда в Петербург, его взгляды сильно отличаются от общепринятых в светском обществе.

Перенося это на лицо, у вас сразу будет создаваться профессиональный эффект.

Следуя этой теме, термины будут работающими, включенными в сочинение.

Поработав с заданиями, ученику легко должна даваться тема.

Передав письмо, между Борисом и Пьером завязывается разговор, в ходе  которого Борис признается Пьеру.

Подъезжая к дому, у меня зазвонил телефон.

Посмотрев этот фильм, у меня возникло много вопросов.

Занимаясь определённым делом, оно начинает хорошо получаться.

Стараясь убедить слушателя, многое зависит от того, какие примеры вы приводите.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Это отдельная история, потребующая от нас не одного видео, а целого курса.

По письмам и мемуарам, написанными современниками А. С. Пушкина, с точностью до деталей удалось восстановить день дуэли.

Ни один из прохожих, спешивший к станции метро, не обратил внимания на сотрудников ДПС.

Приехавшие родственники к нам в гости поселились в недорогой гостинице.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

ФИПИ отвечали нам на эти вопросы.

Такую структуру сочинения подтверждает демоверсия, которую выпустили ФИПИ.

Наверное, половина моей аудитории не слышали об этой композиции.

Те из вас, кто смотрели предыдущее видео, помнят, что я показывала такие модели.

Я знаю, что сейчас в чате есть те, кто читали этот роман.

Сегодня в этом видео мы разберемся, кто именно являются участником этого конфликта.

Одним из самых известных в стране высших учебных заведений стало МГУ.

Все, кто смотрели мои истории, оценили новый образ.

Это видео для тех, кто просматривают каталоги и думают, брать или не брать BMW.

Все, кто бывал в Москве на Воробьёвых горах, видел с высоты белые стены и башни Новодевичьего монастыря, украшенные красным кирпичом.

 Каждый из создателей этого фильма сказали на его премьере несколько слов о процессе съёмок.

Все, кто учились на моём курсе, смогли собрать свой стильный гардероб на весну.

Никто из них не приняли  участия в розыгрыше сертификата в «Золотое яблоко».

Последующее понимание идёт по тому пути, который открыли те, кто были близки с автором, кто жили с ним в одно время.

Ошибка в построении предложения с однородными членами

Это позволяет ему понять и сопереживать врагу.

Здесь не только продаются сладости, но и товары для дома.

Из листового металла не только делают корпуса машин, но и посуду.

В этом аргументе представлено как и земное, так и вечное.

Кремовый хайлайтер можно нанести как и кистью, так и просто пальцем.

Для визажистов, которые хорошо разбираются в скульптурировании  и как можно косметикой получить хороший результат, этот способ нанесения косметики не новый.

В КИМе может быть представлено любое стихотворение любого автора не только из отечественной литературы, а также и зарубежной.

Давайте разберёмся, как стирать и ухаживать за одеждой.

В этом аргументе как представлено земное, так и вечное.

Важно как знать о самом искажении, так и о критике.

Для этого нужно взять нехитрые продукты: вымоченная в молоке просоленная рыба, вареная картошка, маринованные огурцы.

Мальчишка, ехавший на электросамокате и который с него упал, сидел рядом с патрульным и плакал.

В книге описывается происхождение религии и какие обряды стали традиционными.

Во время ремонта пришлось не только менять все окна, но и межкомнатные двери.

Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Все радовались тому, что экзамены закончатся и теперь можно немного отдохнуть.

Все пришли фотографировать и снимают виды.

А.С. Грибоедов срывает с Молчалина маску покорности и угодничества и показал его истинное лицо.

И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

В описании Петербурга Достоевский использует мрачные краски, преимущественно темные, грязно-жёлтые, и этим показал своё отношение к городу Раскольникова.

В тексте поднимается проблема «отцов и детей» и раскрыто отношение автора к молодому поколению.

Ошибка в построении сложного предложения

Если бы мы успели бы разработать курс, уже в следующем месяце можно было бы приступить к работе.

Я не заметил, что был ли кто-нибудь ещё так расстроен, как она.

Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.

Толстой очень хорошо понимал то, что своей «Исповедью» наживёт себе врагов, в том числе и среди священников.

Мы обращаемся со своей проблемой к Ирине, которая не может не волновать всех нас.

Вы в своих комментариях опасались то, что состояние мальчика ухудшится.

Он почему-то решил то, что ему надо срочно бежать на вокзал за билетом.

Ошибка в употреблении имени числительного

Трое подростков, среди которых были двое девушек, о чём-то шумно спорили на крыльце "Дома торговли".

Трое дней и ночей мы с моей командой готовили для вас этот выпуск.

Мы решили наградить сразу троих активных подписчиц, оставивших осмысленные комментарии.

Выпуск о новинках корейской косметики я опубликую к первому апрелю. 

Для заданий типа 7 «Морфологические нормы (образование форм слова)»

Ошибка в употреблении имени числительного

Более две тысяч человек

Более шестиста страниц

Больше двух тысяч шестьсот писем. 

Выпущено более пятиста моделей. 

За одну смену одна баржа делала около тысячи девятьсот литров.

Извержение произошло 19 мая тысячу девятьсот восемидесятого года.

Перенесемся в тысячу девятьсот пятый год.

Через полуторастах минут

Я сегодня собрала для вас десять косметических средств дешевле пятиста рублей.

Ошибка в употреблении существительного:

Весит по тридцать килограмм

Все возраста

Горсть вишней

Килограмм помидор

Красивый подчерк

Лежит на шкафе

Мало время

Много туфлей

Мощные компьютера

Наши паспорта

Несколько грамм

Несколько прозвищей

Подписать договора

Подпишите договора

Ремень для джинс

Ошибка в употреблении глагола:

Езжай к проспекту

Ляжте поудобнее

Стригёт когти

Ошибка в употреблении сравнительной степени имени прилагательного:

Этот способ более надёжнее

Ошибка в употреблении местоимения:

Подобно нему

 

Для заданий типа 5 «Употребление паронимов»

Деловитое предложение

Дипломатическая беседа

Длинный процесс (длительный)

Закончить школу/институт

Одеть/надеть

Подвести результаты конкурса (итоги)

Приобрести абонент

Старый особняк

Для заданий типа 6 «Лексические нормы»

Плеоназм

Бесплатный подарок ждет вас в моем телеграмм-канале.

Внутренний интерьер квартиры выполнен в стиле модерн.

Команда полностью завершила проект за 2 дня.

Мы спустились вниз по лестнице.

Предварительное планирование нашего отдыха.

При первом же знакомстве Тушин кажется ему приятным, добрым человеком.

Нарушение лексической сочетаемости:

Занять ведущую роль

Оказать сильное впечатление 

Уделить серьезное значение

Ошибки в употреблении фразеологизмов:

Играть значение (иметь)

Львиная часть (доля)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Комплекс печатных упражнений

Задание 1. В каждом предложении есть грамматическая ошибка, назовите её тип и исправьте.

1) Неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова

2) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. 

3) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. 

4) Ошибка в построении предложения с однородными членами. 

5) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. 

6) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. 

7) Неправильное построение предложения с косвенной речью. 

8) Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм. 

9) Ошибка в построении сложного предложения. 

10) Неправильное употребление имени числительного.

 

1. Мои подписчики  требовали, чтобы я по приезду снял  им подробный отчёт и рассказал всё в мельчайших подробностях.

2. В книге описывается происхождение религии и какие обряды стали традиционными.

3. Все, кто учились на моём курсе, смогли собрать свой стильный гардероб на весну.

4. Одним из самых известных в стране высших учебных заведений стало МГУ.

5. Посмотрев этот фильм, у меня возникло много вопросов.

6. Для этого нужно взять нехитрые продукты: вымоченная в молоке просоленная рыба, вареная картошка, маринованные огурцы.

7. Те, кто увлекается творчеством Пушкина, знают, что он писал поэму «Бориса Годунова» в Михайловском.

8. Только-только вступив в бой, лошадь под ним убивают.

9. Я не заметил, что был ли кто-нибудь ещё так расстроен, как она.

10. Трое подростков, среди которых были двое девушек, о чём-то шумно спорили на крыльце "Дома торговли".

11. И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

12. Это отдельная история, потребующая от нас не одного видео, а целого курса. 

 

Задание 2. Закрасьте квадрат одним цветом, если в предложении есть тавтология (повтор слова), и другим цветом, если есть плеоназм.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

  1. Данный текст был написан Рерихом. В этом тексте поднимается несколько проблем.

  2. Чуковский не сдержался и накричал на няню. Он накричал на нее, потому что она вбежала, когда зазвучали стихи.

  3. Автор рассказывает историю солдата, совершившего подвиг. Автор считает, что желание спасти товарищей сподвигло героя пожертвовать собой.

  4. Чтение – важный процесс для человека. Оно часто играет определяющую роль в формировании процесса его мышления.

  5. Автор хочет обратить внимание читателя на поставленную проблему. Для этого Астафьев обращает внимание на поступок одного из героев.

  6. Автор подчёркивает мысль о том, как важно устанавливать мемориальные памятники.

  7. Встреча двух героев состоялась в мае месяце.

  8. Автор описывает встречу рассказчика с учителем географии из Челябинска, которая произошла в Михайловском. Описывая детство челябинского учителя, автор отмечает, что оно было далеко не благополучным.

  9. Для того чтобы вернуться назад, герою необходимо проявить выдержку и терпение.

  10. Хронометраж времени был произведен действительно безупречно.

  11. Автор показывает чувства героя по отношению к искусству Левитана. Показывая эмоциональное состояние своего героя во время созерцания природы, Паустовский подчеркивает, что реакция на окружающий мир и на произведения искусства у него одинаковая.

  12. Я хочу вспомнить роман-эпопею "Война и мир". В романе несколько сюжетных линий.

  13. Каждый известный писатель выделяется из большого количества других писателей своей необычностью. Одинизтакихписателей – ВладимирМаяковский.

  14. Нужно сказать об истреблении волков на севере России. Этот процесс привел не только к уменьшению численности волков, но и к вырождению оленей, ведь хищники были их своеобразными тренерами, санитарами леса.

  15. Данный текст написан К. Паустовским. В тексте содержится несколько проблем.

  16. Искусство – важная часть человеческой жизни. Искусство было, есть и остается важным во все времена.

  17. В нашем мире каждого могут ждать неожиданные сюрпризы.

  18. Паустовский показывает эмоции, которые вызывает у рассказчика природа. Сопоставляя отношение своего героя к творчеству Левитана с теми чувствами, которые он испытывает, наблюдая природу, автор показывает, что искусство оказывает не меньшее воздействие на эмоциональное состояние человека, чем первозданная красота окружающего мира.

  19. Герои оказались коллегами по работе.

  20. А.Н. Толстой размышляет о русском народе и о русской народной литературе. А. Н. Толстойобъясняетхарактернароданароднойлитературой.

  21. Во время войны герой рассказа готов сделать все, чтобы защитить родной город. С точки зрения писателя, во время войны для человека проблемы отчизны становятся важнее, чем его собственные.

  22. Герой совершил героический подвиг, самоотверженно сражаясь с врагом.

  23. Нельзя давать ему падать духом, или же нужно хотя бы подготовить этого человека к плохим новостям, чтобы ему было легче пережить плохие времена.

  24. Далее автор рассказывает, как Иван Михайлович заранее предупредил пациента Володю о том, как важно сохранять позитивный настрой.

  25. Каждый человек стремится к общению с самыми светлыми умами человечества.

Задание 3.Исправьте ошибки, допущенные в задании 2.

Ответы:

Задание 1.

1. 1; по приезде

2. 4; В книге описывается,  каково происхождение религии и какие обряды стали традиционными.

3.  2; кто учился

4. 2; стал МГУ

5. 5; Когда я посмотрел этот фильм…

6.  4; продукты: вымоченную в молоке просоленную рыбу, варёную картошку

7. 3; поэму «Борис Годунов»

8. 5; Когда он только-только вступил в бой, лошадь под ним убили.

9. 9; Я не заметил, был ли кто-нибудь

10. 10; две девушки

11. 8; подвергает …раскрывает (подверг …раскрыл).

12. 6; история, требующая

Задание 2.

  1. Данный текст был написан Рерихом. В этом тексте поднимается несколько проблем. (повторслова)

  2. Чуковский не сдержался и накричал на няню. Он накричал на нее, потому что она вбежала, когда зазвучали стихи. (повторслова)

  3. Автор рассказывает историю солдата, совершившего подвиг. Автор считает, что желание спасти товарищей сподвигло героя пожертвовать собой. (повторслова)

  4. Чтение – важный процесс для человека. Оно часто играет определяющую роль в формировании процесса его мышления. (повторслова)

  5. Автор хочет обратить внимание читателя на поставленную проблему. Для этого Астафьев обращает внимание на поступок одного из героев. (повторслова)

  6. Автор подчёркивает мысль о том, как важно устанавливать мемориальные памятники. (плеоназм)

  7. Встреча двух героев состоялась в мае месяце. (плеоназм)

  8. Автор описывает встречу рассказчика с учителем географии из Челябинска, которая произошла в Михайловском. Описывая детство челябинскогоучителя, автор отмечает, что оно было далеко не благополучным. (повторслова)

  9. Для того чтобы вернуться назад, герою необходимо проявить выдержку и терпение. (плеоназм)

  10. Хронометраж времени был произведен действительно безупречно. (плеоназм)

  11. Автор показывает чувства героя по отношению к искусству Левитана. Показывая эмоциональное состояние своего героя во время созерцания природы, Паустовский подчеркивает, что реакция на окружающий мир и на произведения искусства у него одинаковая. (повторслова)

  12. Я хочу вспомнить роман-эпопею "Война и мир". В романе несколько сюжетных линий. (повторслова)

  13. Каждый известный писатель выделяется из большого количества других писателей своей необычностью. Одинизтакихписателей – ВладимирМаяковский. (повторслова)

  14. Нужно сказать об истреблении волков на севере России. Этот процесс привел не только к уменьшению численности волков, но и к вырождению оленей, ведь хищники были их своеобразными тренерами, санитарами леса. (повторслова)

  15. Данный текст написан К. Паустовским. В тексте содержится несколько проблем. (повторслова)

  16. Искусствоважная часть человеческой жизни. Искусство было, есть и остается важным во все времена. (повторслова)

  17. В нашем мире каждого могут ждать неожиданные сюрпризы. (плеоназм)

  18. Паустовский показывает эмоции, которые вызывает у рассказчика природа. Сопоставляя отношение своего героя к творчеству Левитана с теми чувствами, которые он испытывает, наблюдая природу, автор показывает, что искусство оказывает не меньшее воздействие на эмоциональное состояние человека, чем первозданная красота окружающего мира. (повторслова)

  19. Герои оказались коллегами по работе. (плеоназм)

  20. А.Н. Толстой размышляет о русском народе и о русской народной литературе. А. Н. Толстой объясняет характер народа народной литературой. (повтор слова)

  21. Во время войны герой рассказа готов сделать все, чтобы защитить родной город. С точки зрения писателя, во время войны для человека проблемы отчизны становятся важнее, чем его собственные. (повторслова)

  22. Герой совершил героический подвиг, самоотверженно сражаясь с врагом. (плеоназм)

  23. Нельзя давать ему падать духом, или же нужно хотя бы подготовить этого человека к плохим новостям, чтобы ему было легче пережить плохие времена. (повторслова)

  24. Далее автор рассказывает, как Иван Михайлович заранее предупредил пациента Володю о том, как важно сохранять позитивный настрой. (плеоназм)

  25. Каждый человек стремится к общению с самыми светлыми умами человечества. (повторслова)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Задание 3.

  1. Данный текст был написан Рерихом. В этом тексте поднимается несколько проблем.

Исправленный вариант: В данном тексте, написанном Рерихом, поднимается несколько проблем.

  1. Чуковский не сдержался и накричал на няню. Он накричал на нее, потому что она вбежала, когда зазвучали стихи.

Исправленный вариант: Чуковский не сдержался и накричал на няню, потому что она вбежала, когда зазвучали стихи.

  1. Автор рассказывает историю солдата, совершившего подвиг. Автор считает, что желание спасти товарищей сподвигло героя пожертвовать собой.

Исправленный вариант: Автор рассказывает историю солдата, совершившего подвиг. Писатель считает, что желание спасти товарищей сподвигло героя пожертвовать собой.

  1. Чтение – важный процесс для человека. Оно часто играет определяющую роль в формировании процесса его мышления.

Исправленный вариант: Чтение – важный процесс для человека. Оно часто играет определяющую роль в формировании его мышления.

  1. Автор хочет обратить внимание читателя на поставленную проблему. Для этого Астафьев обращает внимание на поступок одного из героев.

Исправленный вариант: Чтобы обратить внимание читателя на поставленную проблему, Астафьев рассказывает о поступке одного из героя.

  1. Автор подчёркивает мысль о том, как важно устанавливать мемориальные памятники.

Исправленный вариант: Автор подчёркивает мысль о том, как важно устанавливать памятники.

  1. Встреча двух героев состоялась в мае месяце.

Исправленный вариант: Встреча двух героев состоялась в мае.

  1. Автор описывает встречу рассказчика с учителем географии из Челябинска, которая произошла в Михайловском. Описывая детство челябинского учителя, автор отмечает, что оно было далеко не благополучным.

Исправленный вариант: Автор описывает встречу рассказчика с учителем географии из Челябинска, которая произошла в Михайловском. Повествуя о детстве педагога, автор отмечает, что оно было далеко не благополучным.

  1. Для того чтобы вернуться назад, герою необходимо проявить выдержку и терпение.

Исправленный вариант: Для того чтобы вернуться, герою необходимо проявить выдержку и терпение.

  1. Хронометраж времени был произведен действительно безупречно.

Исправленный вариант: Хронометраж был произведен действительно безупречно.

  1. Автор показывает чувства героя по отношению к искусству Левитана. Показывая эмоциональное состояние своего героя во время созерцания природы, Паустовский подчеркивает, что реакция на окружающий мир и на произведения искусства у него одинаковая.

Исправленный вариант: Автор показывает чувства героя по отношению к искусству Левитана. Характеризуя эмоциональное состояние своего персонажа во время созерцания природы, Паустовский подчеркивает, что реакция на окружающий мир и на произведения искусства у него одинаковая.

  1. Я хочу вспомнить роман-эпопею "Война и мир". В романе несколько сюжетных линий.

Исправленный вариант: Я хочу вспомнить роман-эпопею "Война и мир", в котором присутствует несколько сюжетных линий.

  1. Каждый известный писатель выделяется из большого количества других писателей своей необычностью. Одинизтакихписателей – ВладимирМаяковский.

Исправленный вариант: Каждый известный писатель выделяется своей необычностью. Одинизтакихавторов – ВладимирМаяковский.

  1. Нужно сказать об истреблении волков на севере России. Этот процесс привел не только к уменьшению численности волков, но и к вырождению оленей, ведь хищники были их своеобразными тренерами, санитарами леса.

Исправленный вариант: Нужно сказать об истреблении волков на севере России. Этот процесс привел не только к уменьшению численности этих зверей, но и к вырождению оленей, ведь хищники были их своеобразными тренерами, санитарами леса.

  1. Данный текст написан К. Паустовским. В тексте содержится несколько проблем.

Исправленный вариант: В тексте, написанном К. Паустовским, содержится несколько проблем.

  1. Искусство – важная часть человеческой жизни. Искусство было, есть и остается важным во все времена.

Исправленный вариант: Искусство – важная часть человеческой жизни. Онобыло, есть и останетсятакимвовсевремена.

  1. В нашем мире каждого могут ждать неожиданные сюрпризы.

Исправленный вариант: В нашем мире каждого могут ждать сюрпризы.

  1. Паустовский показывает эмоции, которые вызывает у рассказчика природа. Сопоставляя отношение своего героя к творчеству Левитана с теми чувствами, которые он испытывает, наблюдая природу, автор показывает, что искусство оказывает не меньшее воздействие на эмоциональное состояние человека, чем первозданная красота окружающего мира.

Исправленный вариант: Паустовский описывает эмоции, которые вызывает у рассказчика природа. Сопоставляя отношение своего героя к творчеству Левитана с теми чувствами, которые он испытывает, наблюдая природу, автор показывает, что искусство оказывает не меньшее воздействие на эмоциональное состояние человека, чем первозданная красота окружающего мира.

  1. Герои оказались коллегами по работе.

Исправленный вариант: Герои оказались коллегами.

  1. А.Н. Толстой размышляет о русском народе и о русской народной литературе. А.Н. Толстойобъясняетхарактернароданароднойлитературой.

Исправленный вариант: А.Н. Толстой размышляет о русском народе и о русской народной литературе. Писательобъясняетхарактернациифольклором.

  1. Во время войны герой рассказа готов сделать все, чтобы защитить родной город. С точки зрения писателя, во время войны для человека проблемы отчизны становятся важнее, чем его собственные.

Исправленный вариант: Во время войны герой рассказа готов сделать все, чтобы защитить родной город. С точки зрения писателя, во такие времена для человека проблемы отчизны становятся важнее, чем его собственные.

  1. Герой совершил героический подвиг, самоотверженно сражаясь с врагом.

Исправленный вариант: Герой совершил подвиг, самоотверженно сражаясь с врагом.

  1. Нельзя давать ему падать духом, или же хотя бы подготовить этого человека к плохим новостям, чтобы ему было легче перенести то, что ему будет приносить душевную боль.

Исправленный вариант: Нельзя давать ему падать духом, или же хотя бы подготовить этого человека к плохим новостям, чтобы ему было легче перенести то, что ему будет доставлять душевную боль.

  1. Далее автор рассказывает, как Иван Михайлович заранее предупредил пациента Володю о том, как важно сохранять позитивный настрой.

Исправленный вариант: Далее автор рассказывает, как Иван Михайлович предупредил пациента Володю о том, насколько важно сохранять позитивный настрой.

  1. Каждый человек стремится к общению с самыми светлыми умами человечества.

Исправленный вариант: Каждый человек стремится к общению с самыми светлыми умами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Примеры интерактивных заданий

Рисунок 3. Пример задания «Флэш-карты»

Рисунок 4. Пример задания «Исправь ошибку»

Рисунок 5. Пример задания «Исключить»

Рисунок 6. Пример задания «Пазлы»

Рисунок 7. Пример задания «Закончите предложение»

Рисунок 8. Пример задания «Соответствие»

Просмотров работы: 88