Тренеры? Тренера? Тренеры!!!

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тренеры? Тренера? Тренеры!!!

Рылова С.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение многопрофильный лицей города Кирово-Чепецка Кировской области
Рылова О.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение многопрофильный лицей города Кирово-Чепецка Кировской области
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Паспорт проекта

Название проекта

Тренеры? Тренера? Тренеры!!!

Руководители проекта

Рылова Оксана Васильевна, учитель русского языка и литературы

Тип проекта

Практико-ориентированный

Проблема

Я очень часто слышу у сверстников, занимающихся спортом: «Нам тренера сказали…», хотя некоторые произносят: «Нам тренеры сказали…». Как же правильно произнести: тренеры и тренера? Я спросила у учителя русского языка и литературы. Оксана Васильевна объяснила мне, что правильно говорить тренеры, а нормированное употребление форм слова – это важное качество образованного человека. Нужно обратиться к словарю, если не знаешь, как правильно произносится та или иная форма слова.

Я задумалась, как привлечь внимание сверстников к данной проблеме?

Цель проекта

Создание наглядного пособия – карточек и инструкции для настольной игры «Тренеры? Тренера? Тренеры!!!».

Задачи проекта

  1. Изучить литературу по данному вопросу.

  2. Провести анкетирование.

  3. Провести лингвистический эксперимент на определение соблюдения грамматических норм.

  4. Отобрать слова, в которых у школьников возникают трудности в образовании форм имени существительного именительного и родительного падежей множественного числа, и создать карточки для настольной игры.

  5. Разработать инструкцию для настольной игры.

  6. Провести оценку проектной работы.

Аннотация проекта

Актуальность проекта заключается в обогащении лексикона, расширении кругозора, приобщению школьников к нормированному употреблению слов и запоминанию грамматических норм.

Продукт проекта: настольная игра «Тренеры? Тренера? Тренеры!!!».

Практическая значимость: благодаря созданной игре можно запомнить правильную форму слова, повысить грамотность по русскому языку и стать культурным человеком, с которым хочется общаться.

Оборудование

Компьютер, принтер.

2.Отчеты по этапам

2.1.Подготовительный этап

2.1.1.Морфологические нормы русского языка

Культура речи – часть общей культуры человека. Большое значение для культуры речи имеет понятие нормы. Языковые нормы – это общепризнанные и общепринятые в речевой практике на определённом этапе развития языка правила употребления слов и словосочетаний [1]. Различают разные виды норм: орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, грамматические, стилистические. Грамматические нормы обычно делят на два вида: морфологические нормы и синтаксические нормы.

В нашей работе мы остановимся на морфологических нормах, поэтому сначала познакомимся с понятием «морфология». Морфология (от греческих morphe – форма + logos – учение, т.е. учение о формах) – раздел науки о языке, включающий в себя учение о формах слова и способах выражения грамматических значений, а также учение о частях речи и их признаках. Предметом морфологии являются грамматические классы слов (части речи), их грамматические категории, системы форм слов и правила их словоизменения. [7, с. 4]

Морфологические нормы – это правила использования грамматических форм разных частей речи. Несоблюдение морфологических норм может стать помехой в общении. Традиционно считается, что ненормированное употребление форм слова свидетельствует о недостаточно высоком культурном уровне человека.

Морфологические нормы русского языка сложились исторически. Это был длительный процесс. Во второй половине XX века В.В. Виноградов предложил структурно-семантическую классификацию частей речи, в основу которой положен комплексный лексико-грамматический принцип разграничения частей речи. В.В. Виноградов отстаивал синтетический подход к частям речи на базе углубленного анализа понятия слова, его формы и структуры в языке. Он считал, что «выделению частей речи должно предшествовать определение основных структурно-семантических типов слов». Классификация не может игнорировать ни одной стороны в структуре слова, хотя лексические и грамматические критерии, по его мнению, должны играть решающую роль, причем морфологические своеобразия сочетаются с синтаксическими в «органическое единство», так как нет ничего в морфологии, чего нет или прежде не было в синтаксисе и лексике. [7, с. 14]

Последующие грамматики русского языка опирались на идеи, высказанные В.В. Виноградовым.

В современном русском языке различают самостоятельные и служебные части речи. К самостоятельным частям речи относят имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, слова категории состояния.

В нашей работе мы остановимся на имени существительном.

2.1.2.Морфологические нормы имени существительного

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. Имена существительные изменяются по падежам (склоняются) и числам, имеют грамматическое значение рода. Исключения составляют несклоняемые существительные типа кофе, пальто, у которых отсутствует словоизменение, поскольку нет окончания как такового, а также существительные, имеющие форму только единственного (овес, профессура) или только множественного числа (ворота, хлопоты).

В морфологических нормах имен существительных мы обратились к категории падежа и числа и выяснили, что в процессе многовекового исторического развития древнерусская система склонения существительных подверглась значительным изменениям. В древнерусском языке XI века, как известно, было шесть основных типов склонения существительных, в зависимости от древней основы. Взаимодействие различных типов склонения существительных постепенно приводит к объединению, оформляются три новых типа склонения. Существительные группируются вокруг того или иного типа уже не по древним основам, а по родовому признаку. Происходит унификация падежных окончаний, особенно во множественном числе, утрачивается двойственное число, что, безусловно, влияет на формирование новых типов склонения. [3]

Основная трудность изучения морфологических норм имени существительного состоит в наличии вариантов, которые появляются из-за постоянного взаимодействия старых и новых способов образования грамматических форм, то есть появления исключении из правил.

Морфологические нормы— правила, согласно которым происходит образование грамматических норм слов разных частей речи. В правилах заложены основы верного написания и произношения, которые необходимо соблюдать, чтобы не загрязнять русский язык. Познакомились с основными правилами образования форм именительного и родительного падежей множественного числа имени существительного и выяснили следующее:

1. Имена существительного мужского рода 2-го склонения с основой на твёрдый согласный в род. п. мн.ч. имеют нулевое окончании, если обозначают:

1) парные предметы: варежки варежек (но: носки — носков);

2) национальность (если основа оканчивается на н или р): армяне-армян, болгары болгар(но: калмыков, киргизов, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов);

3) воинские подразделения: (отряд) партизан, гусар, солдат (но: минёров, сапёров);

4)некоторые единицы измерения: (несколько) ампер, ватт, вольт, гран (но: граммов, килограммов);

Имена существительные женского рода на -ня и на -цетакже имеют нулевое окончание: башен,басен, блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец(но: болотцев, копытцев, кружевцев, поленцев).

2. Окончание -ы (-и) употребляется:

1) у заимствованных существительных на -ер (-ер):шофёры;

2)у заимствованных неодушевлённых и одушевлённых существительных на-тор, - сор: редукторы, конструкторы, инспекторы (но: директора, профессора);

3. Существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме р.п. мн.ч. имеют окончание -ов : лимонов, баклажанов (но: яблок).

Ошибки и трудности в употреблении форм множественного числа существительного связаны с большим количеством исключении, поэтому, изучив страницу «Трудные случай образования форм имён существительных» на сайте «Легион» [10], мы составили грамматический минимум (см. Приложение 4).

2.1.3.Грамматические словари

Любой образованный человек в случае затруднений обращается к словарю. Классическим грамматическим словарём является труд под редакцией А.А. Зализняка «Грамматический словарь русского языка. Словоизменение» [5] «Большой грамматический словарь» под редакцией А.Н. Тихонова [2]

Также можем обратиться к «Словарю трудностей русского языка. Ударение. Грамматические нормы» Н.А. Еськовой [6] или «Грамматический словарь русского языка. Все формы слов» Е. Н Тихоновой. [9].

Во всех спорных ситуациях автор письменного или устного текста обязан аргументировать свою позицию ссылками на эти словари.

Вывод по 1 этапу: Морфология – раздел науки о языке, включающий в себя учение о формах слова. Морфологические нормы— правила, согласно которым происходит образование грамматических норм слов разных частей речи. В правилах заложены основы верного написания и произношения, которые необходимо соблюдать, чтобы не загрязнять русский язык.Морфологические нормы - сложная тема школьного курса русского языка. Для того чтобы меньше допускать ошибок в образовании форм слов, нужно знать морфологические нормы, чаще работать со словарями и справочниками, учить исключения. Только желание знать, как правильно произносить слова, поможет избежать грамматических ошибок.

2.2.Практический этап

2.2.1.Анкетирование

После изучения литературы по данному вопросу мы решили выяснить, как относятся одноклассники к правильному употреблению форм слов. Я предложила ребятам такие вопросы:

1. Задумываетесь ли вы, как правильно образовать форму множественного числа именительного или родительного падежа имени существительного?

2. Замечаете ли вы ошибки в образовании форм имени существительного в речи окружающих?

3. Хотели бы вы научиться говорить без ошибок?

В опросе приняли участие 27 человек. Результаты анкетирования мы оформили в виде диаграмм (см. Приложение 1).

Вывод: только 37% ребят задумываются над тем, как правильно образовать форму в том или ином слове; 63% не замечают в речи окружающих ошибок в образовании форм имени существительного. Все ребята хотели бы научиться говорить без ошибок, что подтверждает значимость проектной работы.

2.2.2.Лингвистический эксперимент

Следующим этапом работы над проектом стал лингвистический эксперимент, целью которого явилось определение уровня овладения нормированным употреблением форм имени существительного. Я предложила одноклассникам образовать формы множественного числа именительного и родительного падежей. (см. Приложение 2).

Проанализировав результаты эксперимента, мы выяснили, образование каких форм слов вызывает затруднения у одноклассников (см. Приложение 3). Это слова «тренеры, помидоры, профессора, договоры, мандаринов, сапог, ботинок, чулок, татар, партизан, макарон». Самое удивительное то, что на эти слова не раз обращалось внимание на уроках русского языка. Работ без ошибок у учащихся 6в класса не оказалось (Приложение 3).

Вывод: проблема соблюдения норм русского языка для обучающихся 6в класса МБОУ многопрофильного лицея актуальна. Поэтому на практическом этапе было принято решение о создании настольной игры «Тренеры? Тренера? Тренеры!!!», которая позволит одноклассникам в игровой форме запомнить морфологические нормы некоторых имён существительных.

2.2.3.Создание настольной игры

«Тренеры? Тренера? Тренеры!!!»

Первым этапом по созданию игры был отбор слов, в которых у школьников возникают трудности в образовании форм имени существительного именительного и родительного падежей множественного числа. Для этого мы проанализировали демонстрационные варианты всероссийских проверочных работ, которые пишут ученики шестого класса. Варианты работ представлены на официальном сайте Федерального института оценки качества образования (ФИОКО, https://fioco.ru, свободный режим доступа). Также просмотрели 100 карточек с платформы РЕШУ ВПР, https://rus4-vpr.sdamgia.ru,свободный режим доступа. Пятым заданием во всех работах предлагается найти и исправить ошибку в образовании формы слова. Также нормированное употребление форм слов проверяется в ОГЭ в 8 задании (нужно записать слово в нужной форме, соответствующей нормам современного литературного языка) и ЕГЭ в 7 задании (нужно найти слово с ошибкой в форме слова и записать правильный вариант). Мы составили список слов, нормы которых необходимо знать обучающимся (см. Приложение 4).

Вторым этапом было определение лексического значения этих слов, обращение к словарям для правильного определения грамматической нормы в данных словах, подбор иллюстраций для карточек.

Следующий этап - создание карточек. Мы решили создать карточки, с одной стороны которых располагается слово, иллюстрация, а со второй – слово с правильной формой слова (см. Приложение 5). Игра состоит из 50 карточек.

Последний этап – разработка инструкции для игры.

После создания настольной игры «Тренеры? Тренера? Тренеры!!!» я предложила одноклассникам сыграть в неё. Игра им понравилась. Ребята сказали, что она очень полезная, потому что помогает запомнить, как произносятся слова. Также в неё сыграли учащиеся 9в и 11а классов. Игра им понравилась, потому что красочная и помогает запомнить формы имени существительного.

Вывод по II этапу: проблема соблюдения грамматических норм русского языка для одноклассников оказалась актуальна не только для одноклассников, но и для выпускников школы. Анализ демонстрационных вариантов всероссийских проверочных работ и работ ОГЭ И ЕГЭ показал, что знание грамматических норм языка поможет более успешно написать эти работы. Благодаря созданной игре можно узнать формы именительного и родительного падежей множественного числа имени существительного Использование ярких иллюстрации поможет повысить грамотность в употреблении форм имени существительного и облегчит сам процесс запоминания.

2.3.Контрольно-оценочный этап

На контрольно-оценочном этапе мы провели внешнюю (экспертную) оценку проекта и самооценку.

Внешняя оценка

Экспертом проекта стала Короткова Мария Васильевна, учитель русского языка КОГОАУ гимназия №1 города Кирово-Чепецка Кировской области.

Эксперт считает, что тема проекта «Тренеры? Тренера? Тренеры!!!» актуальна.

Именно игра сможет помочь привлечь внимание к данной проблеме. Играя, обучающиеся узнают и запомнят правильную форму именительного и родительного падежей имени существительного, поэтому будут уместно и правильно употреблять в своей речи данные слова. Оформление игры эстетичное и яркое, что способствует возникновению желания поиграть.

Данную игру можно использовать на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.

Самооценка

Работа над проектом «Тренеры? Тренера? Тренеры!!!» была непростой, но интересной. Были реализованы все поставленные задачи. Самым сложным оказался этап эксперимента: было нелегко обработать результаты. Творческая работа – создание настольной игры – стала самой интересной частью проектной работы. Удалось создать увлекательную игру. Игра была проведена среди обучающихся 6в, 9в и 11а классов многопрофильного лицея. После экспертизы моей работы Мария Васильевна предложила сыграть и учащимся 5, 6 классов гимназии №1. Игра им показалась интересной, увлекательной и полезной. Таким образом, я смогла привлечь внимание не только одноклассников, но и выпускников моей школы, а также учащихся гимназии №1 к проблеме нормированного употребления слов русского языка.

Заключение

В ходе проекта я выяснила, что морфологические нормы – сложное явление, и большинство современных школьников употребляют слова не так, как установлено нормами современного русского языка и как рекомендуют грамматические словари.

Поняла, что нормированное употребление слов позволяет избегать нелепостей, даёт возможность изъясняться точно, ясно выражать свои мысли.

Цель проекта достигнута. Мы создали увлекательную игру «Тренеры? Тренера? Тренеры!!!», которая обогатит словарный запас, поможет правильно употреблять формы имени существительного, тем самым позволит лучше владеть русским языком, успешно выполнить всероссийскую проверочную работу и задания ОГЭ и ЕГЭ, а главное, быть культурным грамотным человеком.

В дальнейшем я планирую пополнять свою игру новыми карточками, чтобы можно было отработать другие грамматические нормы (формы имени прилагательного, имени числительного)

Каждый из нас должен помнить слова Константина Георгиевича Паустовского: «Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей Родиной, перед человечеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его».

Список используемых источников

  1. Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение [Текст] / Р.И. Аванесов. – М.: «Просвещение», 1984.

  2. Большой грамматический словарь [Электронный ресурс] / авт.-сост. Л.З. Бояринова, Е.Н. Тихонова, М.Н. Трубаева; под ред. А.Н. Тихонова: в 2 т. – М. : ФЛИНТА,2011.

  3. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник [Текст] / Под редакцией Н.С. Валгиной. – М.: Логос, 2002.

  4. Голуб, И.Б., Розенталь, Д.Э. Секреты хорошей речи [Текст] / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь. – М.: Международные отношения, 1993.

  5. Зализняк, А.А. Грамматический словарь русского языка. Словоизменение [Текст] / А.А. Зализняк. –, 2003

  6. Еськова, Н. А. Словарь трудностей русского языка. Ударение. Грамматические нормы [Текст] / Н.А. Еськова. – М: Языки славянской культуры, 2014.

  7. Карпов, А.К. Морфология современного русского языка: Учебное пособие [Текст] / А.К. Карпов. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2019.

  8. Ожегов, С.И, Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: «Русский язык», 1990.

  9. Тихонова, Е.Н. Грамматический словарь русского языка. Все формы слов [Текст] / Е.Н. Тихонова. – М: Издательство АСТ, 2024.

  10. Режим доступа: https://www.legionr.ru/company/kopilka/188291, свободный

Приложение

Приложение 1

Анкетирование обучающихся 6в класса МБОУ многопрофильный лицей

 

Рис.1. Диаграмма результатов анкетирования.

 
 

Приложение 2

Лингвистический эксперимент

 

Рис.1. Задание для лингвистического эксперимента.

   

Рис. 2. Проверка

Рис.3. Работа с платформами

Приложение 3

Результаты лингвистического эксперимента

 

Рис.1. Диаграмма результатов лингвистического эксперимента учащихся 6в класса. Вариант 1

Рис.2. Диаграмма результатов лингвистического эксперимента учащихся 6в класса. Вариант 2

 

Рис. 3. Количество обучающихся, которые допустили ошибки в образовании формы слова.

Приложение 4

Грамматический минимум

1.1 Нормативное образование форм ИМЕНИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕН­НОГО числа некоторых ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Список слов с нормативным окончанием -Ы (-И) в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже МНОЖЕСТВЕННОГО числа:

Именительный падеж единственного числа

Именительный падеж множественного числа

БУХГАЛТЕР

БУХГАЛТЕРЫ

ВОЗРАСТ

ВОЗРАСТЫ

ВЫГОВОР

ВЫГОВОРЫ

Именительный падеж единственного числа

Именительный падеж множественного числа

ГРИФЕЛЬ

ГРИФЕЛИ

ДИСПЕТЧЕР

ДИСПЕТЧЕРЫ

ДОГОВОР

ДОГОВОРЫ

ДРАЙВЕР

ДРАЙВЕРЫ

ИНЖЕНЕР

ИНЖЕНЕРЫ

ИНСТРУКТОР

ИНСТРУКТОРЫ

ИНСПЕКТОР

ИНСПЕКТОРЫ

КОМПРЕССОР

КОМПРЕССОРЫ

КОНСТРУКТОР

КОНСТРУКТОРЫ

КОНТЕЙНЕР

КОНТЕЙНЕРЫ

КОРРЕКТОР

КОРРЕКТОРЫ

ЛЕКАРЬ

ЛЕКАРИ

МЕСЯЦ

МЕСЯЦЫ

ПЛЕЕР

ПЛЕЕРЫ

ПОЛИС

ПОЛИСЫ

ПОРТ

ПОРТЫ

ПОЧЕРК

ПОЧЕРКИ

ПРОЖЕКТОР

ПРОЖЕКТОРЫ

ПУДЕЛЬ

ПУДЕЛИ

РЕДАКТОР

РЕДАКТОРЫ

РЕКТОР

РЕКТОРЫ

СВИТЕР

СВИТЕРЫ

СКЛАД

СКЛАДЫ

СЛЕСАРЬ

СЛЕСАРИ

СЛОГ

СЛОГИ

СНАЙПЕР

СНАЙПЕРЫ

СТОЛЯР

СТОЛЯРЫ

ТАБЕЛЬ

ТАБЕЛИ

ТОКАРЬ

ТОКАРИ

ТОРТ

ТОРТЫ

ТРАКТОР

ТРАКТОРЫ

ТРЕНЕР

ТРЕНЕРЫ

ФЛИГЕЛЬ

ФЛИГЕЛИ

ФРОНТ

ФРОНТЫ

ШОФЕР

ШОФЁРЫ

Список слов с нормативным окончанием -А (-Я) в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже МНОЖЕСТВЕННОГО числа:

Именительный падеж единственного числа

Именительный падеж множественного числа

АДРЕС

АДРЕСА

ВЕКСЕЛЬ

ВЕКСЕЛЯ

ВОРОХ

ВОРОХА

ДИРЕКТОР

ДИРЕКТОРА

Именительный падеж единственного числа

Именительный падеж множественного числа

ДОКТОР

ДОКТОРА

КАТЕР

КАТЕРА

КИТЕЛЬ

КИТЕЛЯ

КОЛОКОЛ

КОЛОКОЛА

КУЗОВ

КУЗОВА

КУПОЛ

КУПОЛА

КУЧЕР

КУЧЕРА

ОКОРОК

ОКОРОКА

ОКРУГ

ОКРУГА

ОРДЕР (письменное распоряжение)

ОРДЕРА

ПАСПОРТ

ПАСПОРТА

ПОВАР

ПОВАРА

ПОГРЕБ

ПОГРЕБА

ПРОФЕССОР

ПРОФЕССОРА

ПОЯС

ПОЯСА

СОРТ

СОРТА

СТОГ

СТОГА

СТОРОЖ

СТОРОЖА

ТЕНОР

ТЕНОРА

ТЕРЕМ

ТЕРЕМА

ТОПОЛЬ

ТОПОЛЯ

ФЕЛЬДШЕР

ФЕЛЬДШЕРА

ФЛЮГЕР

ФЛЮГЕРА

ХУТОР

ХУТОРА

ШТАБЕЛЬ

ШТАБЕЛЯ

ШТЕМПЕЛЬ

ШТЕМПЕЛЯ

ЯКОРЬ

ЯКОРЯ

1.2. Нормативное образование форм РОДИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа некоторых ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ОВ:

Именительный падеж множественного числа

Родительный падеж множественного числа

АБРИКОСЫ

АБРИКОСОВ

АНАНАСЫ

АНАНАСОВ

АПЕЛЬСИНЫ

АПЕЛЬСИНОВ

БАКЛАЖАНЫ

БАКЛАЖАНОВ

БАНАНЫ

БАНАНОВ

ГРАНАТЫ

ГРАНАТОВ

ЛИМОНЫ

ЛИМОНОВ

МАНДАРИНЫ

МАНДАРИНОВ

ПАТИССОНЫ

ПАТИССОНОВ

ПОМИДОРЫ

ПОМИДОРОВ

ТОМАТЫ

ТОМАТОВ

НО:

Именительный падеж множественного числа

Родительный падеж множественного числа

ДЫНИ

ДЫНЬ

сливы

слив

ЯБЛОКИ

ЯБЛОК

Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:

Именительный падеж множественного числа

Родительный падеж множественного числа

БАХИЛЫ (обувь) -

БАХИЛ

БОТИНКИ

БОТИНОК

БУТСЫ

БУТС

БРЮКИ

БРЮК

ВАЛЕНКИ

ВАЛЕНОК

ГЕТРЫ

ГЕТР

КАЛЬСОНЫ

КАЛЬСОН

КАСТАНЬЕТЫ

КАСТАНЬЕТ

КРОССОВКИ

КРОССОВОК

МОКАСИНЫ

МОКАСИН

ПАНТАЛОНЫ

ПАНТАЛОН

ПОГОНЫ

ПОГОН

САПОГИ

САПОГ

ТАПКИ

ТАПОК

ТУФЛИ

ТУФЕЛЬ ,

ЧУЛКИ

ЧУЛОК

ШАРОВАРЫ

ШАРОВАР

ШОРТЫ

ШОРТ

ЭПОЛЕТЫ

ЭПОЛЕТ

НО:

Именительный падеж множественного числа

Родительный падеж множественного числа

БРИДЖИ

БРИДЖЕИ

ГОЛЬФЫ

ГОЛЬФОВ

ДЖИНСЫ

ДЖИНСОВ

клипсы

КЛИПСОВ

ЛАМПАСЫ

ЛАМПАСОВ

НОСКИ

НОСКОВ

РЕЛЬСЫ

РЕЛЬСОВ

Имена существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:

Именительный падеж множественного числа

Родительный падеж множественного числа

АРМЯНЕ

АРМЯН

БАШКИРЫ

БАШКИР

БОЛГАРЫ

БОЛГАР

БУРЯТЫ

БУРЯТ

ГРУЗИНЫ

ГРУЗИН

ЛЕЗГИНЫ

ЛЕЗГИН

ОСЕТИНЫ

ОСЕТИН

РУМЫНЫ

РУМЫН

ТАТАРЫ

ТАТАР

ТУРКИ

ТУРОК

ТУРКМЕНЫ

ТУРКМЕН

ЦЫГАНЕ

ЦЫГАН

НО:

Именительный падеж множественного числа

Родительный падеж множественного числа

МОНГОЛЫ

МОНГОЛОВ

ТАДЖИКИ

ТАДЖИКОВ

ХОРВАТЫ

ХОРВАТОВ

ЯКУТЫ

ЯКУТОВ

Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЦЕ, в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на -ЕЦ:

Именительный падеж единственного числа

Родительный падеж множественного числа

БЛЮДЦЕ

БЛЮДЕЦ

ЗЕРКАЛЬЦЕ

ЗЕРКАЛЕЦ

КОПЫТЦЕ

КОПЫТЕЦ

ОДЕЯЛЬЦЕ

ОДЕЯЛЕЦ

ПОЛОТЕНЦЕ

ПОЛОТЕНЕЦ

СЕРДЦЕ

СЕРДЕЦ

ЩУПАЛЬЦЕ

ЩУПАЛЕЦ

Именительный падеж единственного числа

Родительный падеж множественного числа

БОЛОТЦЕ

БОЛОТЦЕВ

ДЕРЕВЦЕ

ДЕРЕВЦЕВ

ОКОНЦЕ

ОКОНЦЕВ

Имена существительные, обозначающие название группы людей по роду деятель­ности, чаще всего имеют нулевое окончание:

Именительный падеж множественного числа

Родительный падеж множественного числа

ГАРДЕМАРИНЫ

ГАРДЕМАРИН

ГРЕНАДЕРЫ

ГРЕНАДЕР

ГУСАРЫ

ГУСАР

ДРАГУНЫ

ДРАГУН

КАДЕТЫ (воспитанники военного заведения)

КАДЕТ

ПАРТИЗАНЫ

ПАРТИЗАН

СОЛДАТЫ

СОЛДАТ

УЛАНЫ

УЛАН

САПЕРЫ

САПЕРОВ

Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЬЕ без ударения, и женского рода на -ЬЯ без ударения, имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ИИ:

Именительный падеж единственного числа

Родительный падеж множественного числа

БЕГУНЬЯ

БЕГУНИЙ

ГНЕЗДОВЬЕ

ГНЕЗДОВИЙ

ЗАПЯСТЬЕ

запястий

КУШАНЬЕ

КУШАНИИ

НАДГРОБЬЕ

НАДГРОБИИ

ОЖЕРЕЛЬЕ

ОЖЕРЕЛИИ

ОЛАДЬЯ

ОЛАДИИ

ОТРОДЬЕ

ОТРОДИИ

ПЕЧЕНЬЕ

ПЕЧЕНИИ

ПЛЯСУНЬЯ

ПЛЯСУНИИ

ПОБЕРЕЖЬЕ

побережий

ПОВЕРЬЕ

ПОВЕРНИй

ПОДЗЕМЕЛЬЕ

ПОДЗЕМЕЛИЙ

СИДЕНЬЕ

СИДЕНИИ

СОЛЕНЬЕ

СОЛЕНИИ

УВЕЧЬЕ

УВЕЧИИ

УЩЕЛЬЕ

УЩЕЛИИ

НО:

Именительный падеж

Родительный падеж множественного числа

ВЕРХОВЬЕ

ВЕРХОВЬЕВ

КОРЕНЬЯ

КОРЕНЬЕВ

ЛОХМОТЬЯ

ЛОХМОТЬЕВ

НИЗОВЬЕ

НИЗОВЬЕВ

ПЛАТЬЕ

ПЛАТЬЕВ

ПОДМАСТЕРЬЕ

ПОДМАСТЕРЬЕВ

УГОДЬЯ

УГОДЬЕВ

УСТЬЕ

УСТЬЕВ

ХЛОПЬЯ

ХЛОПЬЕВ

Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЬЁ, а также женского и общего рода на -ЬЯ под ударением, в ро­дительном падеже множественного числа имеют окончание -ЕЙ:

Именительный падеж единственного числа

Родительный падеж множественного числа

РУЖЬЕ

РУЖЕЙ

ЛАДЬЯ

ЛАДЕИ

КОПЬЕ

КОПИИ

Имена существительные, обозначающие название единиц измерения и обычно употребляющиеся с именами числительными, в родительном падеже множественного числа чаще всего имеют нулевое окончание:

Именительный падеж множественного числа

Родительный падеж множественного числа

АМПЕРЫ

АМПЕР

АРШИНЫ

АРШИН

БАЙТЫ

БАЙТ

ВАТТЫ

ВАТТ

ВОЛЬТЫ

ВОЛЬТ

ДЕЦИБЕЛЫ

ДЕЦИБЕЛ

НО:

Именительный падеж множественного числа

Родительный падеж множественного числа

ГРАММЫ

ГРАММОВ

ГЕКТАРЫ

ГЕКТАРОВ

КИЛОГРАММЫ

КИЛОГРАММОВ

Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа

имеют окончание -ЕЙ:

Именительный падеж

Родительный падеж множественного числа

БРЕДНИ

БРЕДНЕЙ

БУДНИ

будней

ГАНТЕЛИ

гантелей

ДОЛИ

долей

ДЯДИ

дядей

ЗЛЫДНИ

злыдней

КЕГЛИ

кеглей

КОЗНИ

козней

ЛАДОНИ

ладоней

ПРОСТЫНИ

простыней

РАСПРИ

распрей

СКАТЕРТИ

скатертей

ТЁТИ

тетей

ЧУКЧИ

чукчей

ЯСЛИ

яслей

Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание:

Именительный падеж

Родительный падеж множественного числа

БАРЖИ

БАРЖ

БАСНЯ

БАСЕН

БАШНЯ

БАШЕН

БРЫЗГИ

БРЫЗГ

ВАФЛЯ

ВАФЕЛЬ

ДЕЛО

много ДЕЛ

КОПНА

КОПЕН или КОПН

КОЧЕРГА

КОЧЕРЕГ

КУХНЯ

КУХОНЬ

МАКАРОНЫ

МАКАРОН

МАНЖЕТА ,

МАНЖЕТ

НЯНЯ

НЯНЬ

ПЕТЛЯ

ПЕТЕЛЬ

САБЛЯ

САБЕЛЬ

СЕРЬГА

СЕРЕГ

СПЛЕТНЯ

СПЛЕТЕН

ТУФЛИ

ТУФЕЛЬ

ЦАПЛЯ

ЦАПЕЛЬ

ШПРОТЫ

ШПРОТ

ЯБЛОНЯ

ЯБЛОНЬ

Следующие имена существительные имеют в родительном падеже множественного

числа окончание -ОВ:

Именительный падеж

Родительный падеж множественного числа

БРОНХИ

БРОНХОВ

ГЕОРГИНЫ

ГЕОРГИНОВ

ДЕБАТЫ

ДЕБАТОВ

ЗАМОРОЗКИ

ЗАМОРОЗКОВ

КОНСЕРВЫ

КОНСЕРВОВ

НЕРВЫ

НЕРВОВ

 

Приложение 5

Карточки настольной игры

«Тренеры? Тренера? Тренеры!!!»

   
   
   

Рис. 1. Лицевая сторона карточки для игры

Рис.2. Оборотная сторона карточки для игры

   
   
   
   
   
   
Просмотров работы: 16