«МОЯ НЕЗАМЕНИМАЯ РЕКА» (ЗНАЧЕНИЕ РЕКИ СУДА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА)

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«МОЯ НЕЗАМЕНИМАЯ РЕКА» (ЗНАЧЕНИЕ РЕКИ СУДА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА)

Васильева А.И. 1
1МАОУ "Общеобразовательный лицей "АМТЭК"
Качалова Анна Александровна 1
1МАОУ "Общеобразовательный лицей "АМТЭК"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Вологодский край – необыкновенный! Он издавна славится своими уникальными по красоте местами, пленительными летними закатами, причудливыми зигзагами неторопливых рек, могучими сосновыми борами, бескрайними лесами, величественными озерами, уникальными культурными, историческими и природными памятниками. Все это не может не вдохновлять творческих людей на создание литературных и художественных произведений, запечатлевающих красоту природы русского севера.

Именно поэтому живописные места Вологодчины нередко связаны с именами выдающихся деятелей русского искусства и литературы [5]. К. Батюшков, Н. Рубцов, О. Фокина, А. Яшин, В. Белов, В. Н. Верещагин – каждый из них с любовью и теплотой обращался к теме природы родной земли, уделяя особое внимание в своих произведениях воде и рекам.

Реки нашего края… Большие и маленькие, спокойные и бурные, с перекатами и порогами, с живописными берегами, живые, с характером… Некоторые из них удостоились славы из-за географических особенностей. Например, река Сухона известна тем, что в ее воду можно войти дважды, так как на некоторых участках она течет в обратную сторону.

Но есть в нашем крае одна удивительная река, которая удостоилась значительной литературной славы. Её называют «Вологодской Швейцарией», «красавицей», «щедрой», «горячей любовью Короля поэтов». Речь идет о реке под названием Суда.

Протекает она через различные ландшафты, украшая своей могучей стихией окрестности сел и деревень. Впадает в Рыбинское водохранилище на реке Волга. Образуется при слиянии двух быстрых рек: Ножема и Колошма в северо-западной части Вологодской области. Длина — 184 километра. На берегах Суды обнаружено большое количество археологических памятников и объектов культурного наследия [41]. Такое деловое научно-географическое описание реки дано в Википедии. Оно подойдёт к тысячам российских рек.

Так бы и осталась река Суда среди множества себе подобных, мало кому известных и не вызывающих особого интереса, если бы не следующие строки:

О, Суда! Голубая Суда! / Ты внучка Волги, дочь Шексны! / Как я хочу к тебе отсюда / В твои одебренные сны!

В них говорится о той же реке, но совершенно по-другому: восторженно, по-дружески, даже по-родственному, как о близком человеке. И перед нами предстаёт другая Суда — единственная, неповторимая, особенная. Та, в «одебренные сны» которой хочется вернуться, где бы ни находился тот, кто о ней пишет. Автором этих проникновенных строк является поэт Серебряного века Игорь Северянин, для которого Суда стала колыбелью детства, родником неисчерпаемых душевных сил, источником вдохновения — единственной рекой, повлиявшей на жизнь и творчество. Неслучайно в романе «Падучая стремнина» он назвал Суду своей «незаменимой рекой».

Цель исследовательской работы: изучить и проанализировать роль реки Суда в жизни и творчестве поэта Игоря Северянина.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить биографический материал о жизни и творчестве И. Северянина;

  • посетить архивные фонды Череповецкого музейного объединения с целью найти информацию о поэте;

  • посетить Литературный музей Короля поэтов в д. Владимировка Череповецкого района;

  • познакомиться с точками зрения критиков и современников о творчестве поэта;

  • изучить время и места проживания поэта рядом с рекой Судой;

  • установить связь между «адресными точками» Череповецкого края, где проживал И. Северянин, и его творчеством;

  • найти и проанализировать произведения И. Северянина, в которых упоминается река Суда;

  • сделать вывод о значении реки Суда в жизни и творчестве поэта.

  • найти подтверждение того, как сохраняется память об И. Северянине в Череповецком крае;

  • проанализировать роль средств художественной выразительности в произведениях И. Северянина о реке Суда.

Объект исследования – жизнь и творчество И. Северянина. Предмет исследования – роль реки Суда в жизни и творчестве И. Северянина.

Гипотеза: река Суда играла важную роль в жизни и творчестве поэта:
была источником вдохновения и местом душевных сил.

Методы исследования: поиск, анализ и обработка данных; изучение литературы и других источников информации; архивное исследование; синтез информации (процесс объединения данных с целью создания новых
выводов); наблюдение; фотографирование; опрос (беседа); исторический метод.

Актуальность исследования: творчество И. Северянина в последнее время приобретает всё большую популярность и востребованность, его произведения играют важную роль в культуре региона и страны. Сам поэт в истории русской культуры «все еще загадка для литературоведов» [21, стр. 5], а его биография в научном плане разработана недостаточно: о российском периоде его жизни известны только общие сведения.

Автор данного исследования с малых лет, как и И. Северянин, проживает на реке Суда, часто бывает в тех местах, которые считаются колыбелью детства поэта, имеет возможность лично и воочию прикоснуться к истории Короля поэтов. Автор также предполагает факт знакомства своих предков с семьей Лотаревых ввиду того, что значительная часть родни автора проживала в Андоге, Сойволе и Владимировке в конце 19 - начале 20 века, и один из родственников — прапрадедушка — работал на фабрике Журовой. К сожалению, ни подтвердить, ни опровергнуть указанный выше факт на данный момент не представляется возможным, однако все сказанное выше обуславливает выбор темы и подтверждает актуальность проводимого исследования.

Анализ литературы и исследований краеведов подтвердил предположение автора о том, что на текущий момент не существует единой работы о влиянии одной конкретной реки Суда на жизнь и творчество И. Северянина. В этом заключается новизна и практическая ценность исследования.

Глава 1. Игорь Северянин – «соловей» Русского Севера

    1. «Северянин — поэт ОСОБЫЙ». Современники и критики о творчестве поэта

Игорь Северянин – поэт Серебряного века русской литературы. С этим именем связана целая эпоха: он был символом, знаменем, «королём поэтов». Но в то же время поэт сталкивался с непониманием, неприятием, критикой и осуждением. Сам он неоднократно давал для этого поводы, иронично замечая: «Моя двусмысленная слава и недвусмысленный талант» или «Я, гений Игорь-Северянин». Все это давало почву для размышлений о неоднозначности таланта поэта.

Советский прозаик, поэт и переводчик Вадим Шефнер в своем стихотворении «Поздняя рецензия» [45] дал объективную оценку творчества И. Северянина [Приложение 1, текст 1].

«Бессмертный огонь дарованья» Игоря Северянина отмечает и русский поэт, прозаик, литературовед Валерий Брюсов: «Не думаем, чтобы надобно было доказывать, что Игорь Северянин — истинный поэт. Это почувствует каждый, способный понимать поэзию...» [11].

Советский и русский поэт-пародист Александр Иванов в статье «Размышляя о Северянине» [15] пишет о своём пути к поэту: «К Игорю Северянину мне не пришлось идти долго.

В ранней юности я впервые познакомился со стихами, решительно непохожими на все, что доводилось читать раньше (добавлю: и позже тоже). Сразу и навсегда я был потрясен, покорен и очарован.

Сказать, что Северянин неповторим и уникален, значит ничего не сказать; это свойство настоящего поэта, которых в истории мировой литературы все же немало. Северянин — поэт ОСОБЫЙ».

Поэт Серебряного века Николай Гумилёв в «Письмах о русской поэзии» [13] даёт интересную оценку творчества И. Северянина: «Из всех дерзающих, книги которых лежат теперь передо мной, интереснее всех, пожалуй, Игорь Северянин: он больше всех дерзает. Конечно, девять десятых его творчества нельзя воспринять иначе как желание скандала или как ни с чем не сравнимую жалкую наивность. Там, где он хочет быть элегантным, … он неуклюж, когда хочет быть изящным, его дерзость не всегда далека от нахальства… Но зато его стих свободен и крылат, его образы подлинно, а иногда и радующе неожиданны, у него есть уже свой поэтический облик».

Нельзя обойти стороной рассуждения известного поэта, эссеиста и критика О. Мандельштама о творчестве И. Северянина: «Поэтическое лицо Игоря Северянина определяется главным образом недостатками его поэзии. Чудовищные неологизмы и, по-видимому, экзотически обаятельные для автора иностранные слова пестрят в его обиходе. Не чувствуя законов русского языка, не слыша, как растет и прозябает слово, он предпочитает словам живым слова, отпавшие от языка или не вошедшие в него. Часто он видит красоту в образе «галантерейности». И все-таки легкая восторженность и сухая жизнерадостность делают Северянина поэтом. Стих его отличается сильной мускулатурой кузнечика. Безнадежно перепутав все культуры, поэт умеет иногда дать очаровательные формы хаосу, царящему в его представлении» [19].

Булат Окуджава, известный поэт, певец и бард, оценивая творчество Игоря Северянина отмечал, что его путь к поэту «был труден и тернист». Однако Северянин - «поэт большой, яркий, обогативший нашу многострадальную поэзию, поэт, о котором еще предстоит говорить, и у которого есть чему учиться» [23].

Анализ взглядов, мнений и рассуждений критиков и современников И. Северянина подтвердил, что творчество поэта оценивается весьма разносторонне: его осуждали, им восхищались, его не принимали, параллельно с этим признавали «королем поэтов».

Александр Блок отмечал «настоящий, свежий, детский талант» Северянина. Он называл его «поэтом с открытой душой» [4]. И с этим сложно не согласиться: для поэта характерно восторженное, трогательное и, возможно, даже наивное восприятие себя и своей жизни.

Но откуда это все у человека, жившего в сложные исторические периоды и имеющего непростую судьбу?

Ответ прост: истоки – в детстве, в тех дорогих сердцу местах, где прошли незабываемые годы жизни.

Если имя любого поэта часто подвержено праздной молве и суду обывательскому, то на долю Игоря Северянина этой молвы и этого суда перепало и вовсе с лихвой [22]. Часто бывало так, что обыватель посудачил вдоволь, а потом забыл о поэте. Забыл так надолго и прочно, что, казалось, - навсегда. Но есть справедливый оценщик всего сущего на Земле – Время.

Сам Игорь Северянин предвидел, что истинное его понимание и, возможно, путь читателя к нему не будет лёгким и быстрым [Приложение 1, текст 2].

Поэт оказался пророчески прав. Время пришло, его «вселенская душа» солнечно взошла в новом 21 веке. По разным причинам путь к пониманию его личности и стихов был действительно долгим, но следует отметить, что сейчас Игорь Северянин — один из самых узнаваемых, читаемых и любимых многими поэтов. В наши дни его лёгкие и свободные, ироничные и проникновенные стихи звучат как никогда современно.

Однако, несмотря на большое количество информации о жизни и таланте поэта, неразгаданных тайн, связанных с его судьбой и творчеством, не становится меньше.

Не случайно А. Иванов размышляя о Северянине сказал, что он «поэт ЗАГАДОЧНЫЙ», и «к постижению его загадки мы даже еще не приступили» [15]. В данной работе автор попытается разгадать одну из них.

    1. «Мой Северянин». Загадка псевдонима

Владимир Бондаренко называл Игоря Северянина «гением  севера» [6]. С этим невозможно не согласиться. Наш поэт-земляк весь пронизан Севером, любовь к нему он сохранял на протяжении всей своей жизни. Подтверждением тому является и выбранный им когда-то псевдоним.

В. Кошелев в статье «О России петь - что весну встречать...» писал: «Любителям поэзии Игорь Васильевич Лотарев был известен прежде всего по своему псевдониму: Игорь Северянин. Точнее даже так: Игорь-Северянин. Именно через дефис: псевдоним поэта воспринимался им как двойное имя, а не фамилия...» [17]. Приложение «Северянин» совершенно точно указывало на особую любовь поэта к русскому Северу и означало место основной тематики творчества поэта.

О северном псевдониме юный поэт задумывался, еще живя в Череповецком крае. Среди вариантов был и Игорь Судский (от реки Суда, которую он воспевал в стихах), и Игорь Сойволский (от имения Сойвола на реке Суда, где Игорь полюбил северную природу, рыбалку и лес).

Окончательный псевдоним поэт приобрёл благодаря его старшему учителю и литературному кумиру, поэту Константину Фофанову, жившему неподалеку от северянинской Гатчины. И.В. Лотарев нередко зимой приходил к нему в гости на лыжах. После одного из таких зимних посещений стареющий поэт Фофанов написал своему юному другу [Приложение 1, текст 3].

В данном стихотворении поэт назван и «лыжеходом», так как приходил в гости на лыжах, и «Северянином», так как откровенно поклонялся русскому Северу. Из этих определений поэт, естественно, выбрал Северянина, и стал им [8].

Бесспорно, гений русского поэта Серебряного века выкован в северных местах. Природа и места русского севера навсегда вошли в его сердце, и их он воспел в своих стихах. А сам русский Север воплотился в образе Череповца и его окрестностей (ранее Новгородская губерния). Без обращения к ним трудно понять истоки творчества Игоря Северянина. Он писал [Приложение 1, текст 4].

Глава 2. Череповецкий край: «милые когда-то

по детским впечатлениям места»

Какие они, «милые когда-то по детским впечатлениям места», и какую роль в жизни и творчестве Северянина играет река Суда?

Значение Череповецкого края в творческом становлении Игоря Северянина неоспоримо, ведь в «староновгородских краях» он прожил с 9 до 16-летнего возраста – период активного формирования личности человека. Кроме того, по собственному признанию, именно здесь он почувствовал себя поэтом [18].

Благодаря исследованиям череповецких краеведов известно, что к числу северянинских мест следует отнести город Череповец, где прошли годы учёбы, а также все окрестности, включая Заозерье (упоминаемое в стихах), Нелазское (где располагался приходской храм), Михайлово (где имелся второй приходской храм, близ которого похоронена тетя поэта), Хохлово (где нашел последний покой дядя, без материальной помощи которого был бы невозможен столь триумфальный взлет поэта), станцию Суда (откуда Игорь отправлялся во Владимировку).

Используя термин «адресная точка» из работы Смирновой Ю. А. [39], в данном исследовании остановимся на трёх таких географических объектах, объединённых одной единственной и «незабываемой» в течение всей жизни рекой Судой. Это:

- Андога – место, где поэт впервые познал чудо северной природы;

- Сойвола – здесь он впервые испытал чувство настоящей любви;   

- Владимировка – место, питавшее его творческое вдохновение.

2.1 «И все светлей, все лучезарней Вселенная казалась мне».

Андога — начало поэтической Вселенной

Как известно, будущий поэт приехал на Череповецкую землю вместе с отцом в 1896 г. и первоначально поселился в имении своей тетушки Елизаветы Петровны Журовой, располагавшемся неподалеку от места впадения реки Андоги в Суду (ныне поселок Андогский Череповецкого района).

Именно здесь маленький Игорь Лотарев, избалованный петербургской жизнью, капризный и своенравный, получил первые серьёзные уроки жизни. Безусловно, он грустил о матери, сестре Зое и близких людях, оставшихся в Петербурге, но своей детской впечатлительной душой не мог не принять новую жизнь, в которой привлекало многое: шалости среди веселой дворни, гумно, конюшня, лошади, вечерние хороводы дворовых девушек, проказы в каретнике с Гришкой-однолеткой, сыном рыжей скотницы Евгеньи [20].

За забавами и играми Игорь познавал и нужды фабричных рабочих, слушая, как режут воздух свистки темных корпусов фабрики-махины на правом берегу. Слышал, как тетка и отец вели бесконечные разговоры о строительстве новой фабрики на Суде, о продаже старой, убыточной. С тех времен сохранилась фотография: Игорь в матросском костюмчике стоит рядом с коляской на железном ходу (Приложение 2, Рисунок 1).

Минин Н. В. в статье «Поэтическая колыбель Игоря Северянина» отмечает, что снимок сделан в имении тети Лизы на Андоге [20]. Нельзя не заметить, в какой независимой позе стоит будущий «король поэтов» - настоящий принц!

Исследователи творчества Северянина не могут установить точный период проживания мальчика в имении тети, вероятнее всего, он провел там около года. Несмотря на кратковременность пребывания, это место сыграло важную роль в творческом становлении Игоря Лотарева, о чем можно узнать из его поэмы «Роса оранжевого часа» [30, стр 286] [Приложение 2, Текст 1].

Указанные строки однозначно свидетельствуют о том периоде жизни, когда «запел» будущий поэт, и подтверждают тот факт, что Андога стала местом, где он впервые почувствовал красоту северной природы и устремился к ней душой и сердцем. Именно это место способствовало формированию яркой, открытой поэтической натуры Игоря Северянина. К сожалению, от имения на Андоге ничего не осталось.

2.2 «В присудской Сойволе своей».

Сойвола — родниковое место поэзии

В 1896 г. в 7 верстах от Андогского имения тети Лизы началось строительство второй бумажной фабрики. В поэме «Роса оранжевого часа Северянин пишет [Приложение 1, Текст 5].

Ю. А. Смирнова в научной статье «…три зимы в Реальном…» [39] отмечает: «К великому сожалению, в наше время от фабрики не осталось ничего. Лишь кое-где виднеются остатки фундамента. В октябре 2018 года на это место выезжала экспедиция... Результатами ... стали бесценные находки. После векового забвения река Суда отдала уникальные предметы – кирпичи с клеймом фабрики изготовителя (предположительно – ред.). Мы предполагаем, что это строительный материал фабричных стен. В 2019 году состоялась презентация киноэссе из серии «На жизнь поэтов» АНО «Лады!» «Симфония Сойволы». Материалы для фильма собирались именно в этой экспедиции».

При фабрике возвели новую усадьбу, в которую Игорь вскоре переехал: точная дата этого события неизвестна. Однозначно можно сказать, что это произошло не позднее 1899 г., так как этим годом датируется стихотворение юного поэта «Весна моя, ты с каждою весной...» с пометкой «Сойвола». Полагаем, что начало проживания следует датировать 1897 г., так как из контекста поэмы «Роса оранжевого часа» видно, что переезд Игоря Северянина состоялся до поступления в Реальное училище г. Череповца.   

Название «Сойвола» усадьба получила от речки, по берегам которой размещались приписанные к фабрике леса. Дом для новой усадьбы, громадный, двухэтажный, закупили в помещичьем имении на реке Колпи, сплавили его в разобранном виде и поставили на высоком берегу Суды.

Рассказывая об усадьбе, своей духовной колыбели, Северянин даёт поэтические приметы этого места: «был правый берег весь олесен» [38, стр 78-82]. В описываемом месте Суды таковым он остается до сих пор. Плёс реки здесь расположен с запада на восток, так что огромный шар утреннего солнца, выкатываясь из-за леса, заливает оранжевым светом и зеркальную водную гладь, и прибрежные луга в каплях росы. Такую картину наблюдал юный рыбак Игорь Лотарев. Вот откуда поэтический образ – «роса оранжевого часа», позже давший название главной «колыбельной» поэме, в которой детство, проведённое в этих местах, кажется ребёнку, а потом и взрослому человеку оранжевым чудом. Поразительна наблюдательность и поэтическая точность поэта!

В «присудской Сойволе своей» юный Игорь катался зимой на лыжах, скользил по льду реки, иногда садился на гнедого Спирютку и отправлялся в путешествие по окрестностям. Также с пристальным вниманием он наблюдал и за жизнью фабричных рабочих.

Именно здесь, как установил череповецкий журналист В.Н. Минин, с 1898-го по 1903 г. Игорь, обучавшийся в Реальном училище г. Череповец, проводил свои каникулы. Сам же поэт в книге «Уснувшие вёсны» пишет: «С 1896 г. до весны 1903 г. я провел преимущественно в Новгородской губернии, живя в усадьбе Сойвола, расположенной в 30 верстах от г. Череповца» [34].

Во 2 главе «Росы оранжевого часа» Северянин рассказывает о том, как он возвращается из Череповца в свои любимые места [30, стр 293] [Приложение 2, Текст 2].

В автобиографии, написанной для «Словаря русских писателей» С.А. Венгерова, поэт отметил: «Там, на любимой Суде, Игорь проводил летние каникулы, лишь изредка отпускаемый в Петербург к матери, и там же он познал первую (идеальную) любовь к кузине Лиле, дочери брата отца, которая была на 5 лет его старше. Автор осознал себя поэтом благодаря этой любви [44]».

Таким образом, Сойволу (ныне деревня Сойволовское), вторую «адресную точку» в рамках данного исследования, можно по праву назвать одним из ключевых мест на северянинской карте Череповецкого края и местом первой незабываемой любви И. Северянина. В.Н. Минин образно называл ее «родниковым местом его поэзии» [20], а значит местом, сыгравшим важную роль в жизни и творчестве Игоря Северянина.

2.3 «Именье дяди, при впаденьи Кемзы в мою незаменимую реку».

Владимировка – «падучая стремнина» Северянина

Из трёх череповецких усадеб, принадлежавших семье и родственникам поэта, сейчас можно в реальности увидеть лишь одну - Владимировку.    Так она именовалась в официальных документах. Сами Лотаревы, по словам внучки хозяев имения М. Г. Рогозиной, называли ее Судой [3].

Усадьба была построена близ деревни Владимировка, в устье небольшой речки Кемзы при впадении ее в Суду.

[Приложение 3, Текст 1] – так описывал И. Северянин начало поездки во Владимировку в романе в стихах «Падучая стремнина» [26].

Дядя поэта, Михаил Петрович Лотарев, в 1897 г. приобрел участок земли в окрестностях Череповца, на берегу реки Суды. Место было выбрано живописное, верстах в двух от Сойволы началось возведение дачной усадьбы с небольшого одноэтажного дома. Позднее в 1899 году начали строить главный дом, на что в стихах Северянина есть прямое указание [39]. Главный дом представлял собой двухэтажный просторный особняк со всеми хозяйственными постройками и красивым садом.

Вопрос о нахождении И. Северянина в усадьбе Владимировка до сих пор вызывает много споров. Многие исследователи утверждают, что, живя в усадьбе Сойвола, Игорь не мог не бывать в доме дяди на Владимировке, который находился на правом берегу реки.

Однако череповецкий журналист Минин в статье «Поэтическая колыбель Игоря Северянина» опровергает это мнение и считает, что Северянин приехал в усадьбу на Владимировке первый раз лишь в 1906 году после возвращения в Петербург из Порта Дальнего [20]. 

Виталий Николаевич цитирует фрагмент из поэмы «Падучая стремнина» о пребывании поэта во Владимировке в апреле 1906 г., утверждая, что это «единственное» упоминание усадьбы дяди в стихах поэта [18] [Приложение 3, Текст 2].

Обращает на себя внимание краеведческая точность: река – лес – лиловый дом – кузина Лиля – всё это имеет реальную основу, а именно: имение М. П. Лотарева стояло на берегу реки Суды, в окружении глухих хвойных лесов; усадебный дом был лилового цвета, кузина Лиля – предмет его первой «идеальной любви». По словам Игоря Северянина, он «осознал себя поэтом благодаря этой любви».

До сих пор вопрос о посещении будущим поэтом усадьбы дяди остаётся открытым. Ю.А. Смирнова рассуждает: «Так был ли Игорь Лотарев в гостях у дяди в то время, когда учился в Череповце в реальном училище (1897–1903)? На этот вопрос нет конкретного ответа. Летом в имениях Елизаветы Петровны, а затем и Михаила Петровича собиралось очень много людей, преимущественно молодежи. Есть данные, что в это время поэт пережил одно из своих ранних увлечений – первую любовь к своей кузине Лиле (Елизавете Михайловне Лотаревой). Она приезжала сначала в гости к тете и дяде, а затем и в имение своего отца. Да и две усадьбы – «Сойвола» и «Суда» – почти друг напротив друга. И любопытная молодежь наверняка приплывала на лодке, чтобы посмотреть, как продвигается строительство. Георгий Журов (сын двоюродного брата Игоря Северянина) в своих воспоминаниях отмечает, что «Игорь Лотарев любил проводить свободное время в далекой северной стороне близ станции Суда, где у Михаила Петровича Лотарева, дяди поэта, было небольшое имение…

Дом Лотаревых был необычайно гостеприимным. Сюда съезжались не только родственники, но и знакомые, друзья. Молодежь увлекалась литературой, искусством, устраивала пикники, любительские спектакли...В любом случае в усадьбе «Владимировка» или «Суда» Игорь Лотарев тоже был [39]».

Ю.А. Смирнова, проводившая автору работы экскурсию по Литературному музею И. Северянина во Владимировке, (как она говорит, «из уст в уста) подтверждает тот факт, что Игорь Северянин мог неоднократно бывать во Владимировке, где жила его «лильчатая Лиля». По воспоминаниям старожилов, здесь, в усадьбе, часто бывал юный «барчонок». Вместе с другими детьми он плавал на лодке, ходил на рыбалку, катался на велосипедах, читал книги. В музее Игоря Северянина собрана большая библиотека старинных книг. Кто знает, может быть, какую-то из них держал в своих руках и будущий поэт.

Без сомнения, Владимировка, или «Суда», сыграла важную роль в жизни и творчестве Северянина. И если Сойволу называют родниковым местом поэзии классика, то Владимировку, пользуясь его же выражением, можно назвать «падучей стремниной» (водопадным местом) его поэзии, помня, что именно здесь [Приложение 3, Текст 3].

Три «адресные точки» северянинских мест Череповецкого края, расположенные по берегам реки Суда, стали духовной колыбелью поэта, источником его родниковой поэзии, той пристанью, от которой по течению жизни отправился в своё непростое путешествие по волнам поэзии корабль с названием «Северянин» - наш Игорь-Северянин.

Глава 3. «Пою тебя, моя царица Суда».

3.1 Анализ роли «обожаемой» реки Суда в жизни и творчестве

И. Северянина на примере его произведений

«Захлебывался я в природе» [30, с 309] – так определил свое состояние Игорь Северянин, восхищаясь природой череповецкого края, навсегда вошедшей в его сердце.

В очерке «По лесам и озерам» поэт писал: «Нельзя не любить леса, озер, рек – природы Божией. Природы и искусства. Во всех проявлениях. Да и что же любить остается здесь, на земле? [27]». Может быть, поэтому он отводил такую большую роль в своей жизни северной речке Суда, которой он «болел», которая была для него и Божьим даром, и источником житейской мудрости, и источником поэтического вдохновения. С ней были связаны самые светлые воспоминания детства и отрочества, ей он посвящал свои проникновенные стихи, начиная с самых ранних и заканчивая последними.

Анализируя произведения И. Северянина, статьи и публикации о жизни и творчестве поэта, автор исследования выделил следующие «речные», вдохновлённые Судой, стихотворения и поэмы [Приложение 4].

В произведениях, посвященных Суде, четко прослеживается известная северянинская особенность – словотворчество. Животворящую реку, ставшую истоком его поэтического вдохновения, поэт называет ласково и нежно, величественно и завораживающе: «родная Суда», «голубая Суда», «река моя», «внучка Волги», «дочь Шексны», «прозрачно-струйна», «русло моего пера», «греза и сестра», «лазурная», «моя незаменимая», «просолнеченная», «форелевая», «быстроводная», «извилистая», «прихотливая», «благословенная», «хрустальная», «обожаемая», «река, плывшая по юности», «играющая», «царица Суда». За стремительность течения он сравнивал реку с быстроногим оленем. Поэт любил ее «олесенные» берега.

Анализ перечисленных выше произведений позволил автору данного исследования объединить стихи и поэмы, содержащие строки о Суде, по темам, отражающим особенности разных периодов жизни Северянина и позволяющим сделать вывод о значении «царицы Суды» в его жизни и творчестве: тема необычных историй, связанных с рекой; тема любви к реке; тема любви к своей кузине Лиле, образ которой неразрывно связан с рекой; тема увлечений и занятий на реке (рыбная ловля); тема желания вернуться на родные берега; тема тоски по родине; «Череповецкая» тема.

Рассмотрим каждую из них подробнее, приводя примеры и отмечая особенности.

Тема необычных историй, связанных с рекой, раскрывается в самых ранних текстах поэта, которые датируются 1903 годом: «Сойволская быль» и «Царевна Суда».В них Северянин рассказывает читателю о необычных событиях, происходящих на «обожаемой» им реке.

Стихотворение «Сойволская быль» [28] посвящено рассказу старого сторожа о том, как он, стоя у реки, увидел в ней образ Святого Николы [Прилоежение 3, Текст 4]. Герой не смог понять происшедшего, но почувствовал, что рядом был Бог. Образ Николы не случаен: его чудеса говорят о доброте, сердечности, желании прийти на помощь, оказать духовную поддержку. Владимир Бондаренко пишет: «И это написал шестнадцатилетний подросток, воспитанный в православной вере и влюбленный в родной Север» [7].

Не менее интересна история, рассказанная в балладе «Царевна Суда»[35].Сюжет романтичен: герой сидит над рекой и смотрит на её поверхность, где ему кажутся пальцы прекрасной руки. Он впадает в грёзы, представляя перед собой дворец и царевну из Суды — русалку с бледным телом и глазами, полными страсти. Взгляд царевны манит призрачным счастьем. В финале герой постепенно пробуждается от грёз и снова мечтает, «внемля» течению реки [Приложение 3, Текст 5]. Также следует отметить, что вбалладе свою возлюбленную поэт видит «судской девой» — русалкой, которая влечет его так же властно, как воды незабываемой родной Суды.

Тема любви к родной реке раскрывается через описание её необычной и неповторимой красоты. Одно из стихотворений, подтверждающих это, — «На реке форелевой». Его строки литературный критик Р. В. Иванов-Разумник назвал «прелестными», отмечая, что «очарованию… поддаешься с первых же строк» [16]. Хотя, по воспоминаниям старожилов и опытных рыбаков, форель в Суде не водилась, но «форелевая» река – глубокая, чистая, прозрачная – стала своеобразной эмблемой творчества Игоря Северянина и символом его связи с родным Севером. Андрей Вознесенский очень изысканно оценил данное стихотворение: «Как музыкально поэт пишет…[10]».

Автобиографически точно описывается река в поэме «Падучая стремнина» [26] [Приложение 5, Текст 1].

Много интересных описаний дано в автобиографической поэме «Роса оранжевого часа» [30]. Вот как Северянин «рисует» стихами ледоход на Суде [Приложение 5, Текст 2].

Река у поэта, как человек, «пошла...гуляя своей разливною гульбой, лёд «разоконился», «конями помчались льдины». Разлившаяся река представляет величественную картину [Приложение 5, Текст 3].

В другом разделе поэмы мы встречаем описание летнейреки [Приложение 5, Текст 4].

Юный поэт вдыхает «чувственную резеду», сравнивает свой возраст с побегами травинок, радуется «лучисто-звонкому» солнцу [Приложение 5, Текст 5].

Любимая река связана у Игоря Северянина с детскими забавами, развлечениями, полезными занятиями. В поэме «Роса оранжевого часа» автор подробно раскрывает эту тему [Приложение 5, Текст 6]. В произведении «Страничка детства» Северянин упоминает следующие свои занятия на реке [Приложение 6, Текст 1]. В романе «Падучая стремнина» можно обнаружить зимние развлечения поэта [Приложение 6, Текст 2].

Одно из детских увлечений И. Северянина – рыбалка – стало любимым занятием на всю жизнь. Доказательство тому можно найти в поэме «Роса оранжевого часа», где поэт называет себя «заправским рыболовом», знающим «каждого берега изгиб»; перечисляет рыб, которые водились в «благословенной Суде» [30] [Приложение 6, Текст 3].

В 22 главе поэмы автор с юмором рассказывает о схватке с «усатым чёрным чёртом» - «полуторасаженным сомом». Поразительно, сколько азарта, удовольствия и интереса передано в лирическом повествовании [Приложение 6, Текст 4]. О рыбалке Северянин подробно пишет в стихотворении «Страничка детства» [32] [Приложение 7, Текст 1]. В стихотворении «Сияет даль…» также имеется упоминание о любимом занятии – рыбалке [Приложение 7, Текст 2].

Живя в Эстонии, Северянин воспевал русские форелевые реки, запомнившиеся ему с детства. И в Тойла (город в Эстонии) жил, как в своем череповецком лесу. Недаром довольно метко Андрей Вознесенский сравнил его с форелью: «Игорь Северянин — форель культуры. Эта ироничная, капризно-музыкальная рыба, будто закапанная нотами, привыкла к среде хрустальной и стремительной» [9].

Игоря Северянина невозможно представить без его «стихии дорогой» [30, стр. 302] – без воды, без лодки и удочек… Они были такими же неотъемлемыми атрибутами его жизни, как и перо, и стихи…

На Суде поэт пережил одно из своих ранних увлечений – «любовь двенадцатой весны» [30, стр 299] к кузине Лиле. Лиля (Елизавета Михайловна Лотарева, 1882-1955 гг.) была старше Игоря на пять лет и хороша собой. В поэме «Роса оранжевого часа» ей посвящено несколько восторженных строф [Приложение 7, Текст 3].

Первая любовь — чувство, которое поэт никогда не забывал, ведь однажды он «просто и правдиво раскрыл ...сердце, как окно» своей «царице грёз Елисавете»[36]. Не раз в своих произведениях И. Северянин указывает на то, что именно эта девушка – «певунья в тускло-золотом» [29] – «возжигала» в нём стихи-песни, вдохновляла на творчество.

Интересными являются наблюдения за тем, как автор объединяет реку и возлюбленную [Приложение 7, Текст 4]. Поэт желает «оперлить» «певунью» и «обожаемую» им реку. Неологизм «оперлить» необычен и однозначно объяснить его непросто: создать перлы — прославить в стихах или дать перья, свободу, полёт.

[Приложение 7, Текст 5] Очень важны в данном тексте слова: «вы, русла моего пера». Они ещё раз подтверждают то, что любовь к Лизавете и реке Суда выходит из одного русла — восторженной души поэта. «Сестра-мечта» и «греза и сестра» едины в сердце И. Северянина.

«Два русла» вместе можно увидеть и в «Росе оранжевого часа»: два образа, река и возлюбленная, слиты воедино. Реку поэт воспринимает в разные времена года через отношение к ней кузины [Приложение 7, Текст 6].

И.Северянин отождествлял образ своей возлюбленной с «форелевой» рекой. В адресованной ей дарственной надписи на юбилейном сборнике альманаха «Гриф» за 1903—1913 годы (СПб., 1914) Северянин даже произвёл её фамилию от названия реки Суды: «Елизавете Судской автор ея Игорь Северянин. 1913. Москва» [42]. Свою возлюбленную он видит «судской девой» — русалкой, которая влечёт его так же властно, как воды незабываемой родной реки.

Один из самых известных исследователей жизни и творчества Игоря Северянина, эстонский журналист и писатель Михаил Петров, рассказывал: «Здесь у вас Северянин по-настоящему напитался русской природой. Через несколько месяцев после того, как я впервые побывал в эстонской деревне Саркуле, где жил Северянин, я приехал в Череповец. Во Владимировке вышел на берег реки и обомлел. Появилось ощущение дежавю: тот же берег, тот же вид, они фотографически совпадают. И я понял, что Северянин, выбирая место жительства в Эстонии, нашёл картинку из своих детских воспоминаний» [12]. И этот факт достаточно легко объясняется: деревня, дядюшкино имение и река Суда были отдушинами существования юного Северянина. Во Владимировке он пропадал сутками и неделями.

Именно поэтому много лет спустя, уже в эмиграции, поэт воскрешал в стихах места своего детства, мечтал вернуться на «незаменимую» [26] реку, и всегда при этом звучала в них ностальгическая нота. Например, в «Элегии» есть такие строчки [Приложение 8, Текст 1].

В «Поэзе детства моего и отрочества» восклицает о своей горячо любимой реке [Приложение 8, Текст 2].

Глубокое печальное раздумье о родной реке звучит в стихотворении «Здесь не здесь» [25], посвященном теме тоски по Родине. Игорь Северянин переосмысливает свою жизнь и задаётся вопросом: зачем покинул «просолнеченную реку», зачем он, русский поэт, оставил Россию, дорогие с детства места [Приложение 8, Текст 3]. Трудно, почти невозможно ответить на заданный самому себе вопрос.

О том, как хочется вернуться «в глушь, в забытую усадьбу, на берега играющей реки» пишет поэт в стихотворении «В северном лесу» [24] [Приложение 8, Текст 4].

Когда в 1940 году поэт уже был близок к смерти и тосковал по местам и рекам своего детства, он почти в один день написал два стихотворения - признания в любви и прощания с Родиной. В них он вспоминает и свою «животворящую, не сравниваемую ни с чем» реку. В произведении «Стихи о реках» [31], написанном уже на территории Эстонии, поэт, говоря о «чудотворящей» реке Россони, видит в грёзах волнующего сна «реки русские —Нелазу, Суду и Шексну» [Приложение 8, Текст 5]. Он мысленно возвращается в свою молодость, вспоминает свои «речные» дни, ведь Суда была единственной рекой, которой Северянин посвятил и свои первые стихи, и свои последние: колокол её течений слышит поэт и на эстонской земле.

Стихотворение «Сияет даль» [31] звучит как поэтическое завещание. В нём объединяются все мысли о родине, первой любви, красоте северных рек, любимой ловле рыбы и, конечно, «незаменимой» реке Суде [Приложение 9, Текст 1]. Какое счастье, что напоследок поэту удалось сказать «воспламенённое спасибо» староновгородским краям — реке Суда, родным местам, с которыми связано счастье, «незабываемое никогда».

Во всех поэтических сборниках И. Северянина (а их было около 50) неизменно проходит "череповецкая" тема. В стихотворении «Тайна песни» [33] он пишет [Приложение 9, Текст 2]. Поэт славословит те места в окрестностях Череповца на реке Суда, которые вдохновили его на создание «ручейковой» и ласковой лирики [2], берущей истоки в Андоге, продолжающей течение в «поэтической колыбели усадьбы Сойвола» и временами «заплывающей» иногда в «падучую стремнину» Владимировки.

Исследователь творчества поэта литературовед В. Кошелев в свое время отмечал историзм и бытовую точность описаний в поэзии Игоря Северянина, особенно в «мемуарных» стихах и поэмах. [17] А краевед Минин заметил ещё одну особенность северянинской музы – чуть ли не фотографическую краеведческую точность стиха [20].

С мнением обоих исследователей нельзя не согласиться. «Историзм» стихов и «фотографическая краеведческая точность» позволяют нам напрямую соотнести жизнь и творчество И. Северянина.

Позволим себе предположить, что в произведениях поэта о реке Суда достоверно отображена его жизнь, мечты и любовь.

На многих реках за свою жизнь побывал Игорь Северянин, но Суда осталась единственной и «незаменимой», сыгравшей важную роль в становлении его личности и неповторимого творческого пути. Именно она сделала его поэтом особым, поэтом «с открытой душой». Казалось бы, загадка влияния реки на жизнь и творчество поэта разгадана. Но до конца ли?...

3.2 Память об И. Северянине в Череповецком крае

Все в человеке проявляется и закладывается с детства, и счастлив тот, кто растет в окружении природы и кто может с ее помощью взлелеять и сохранить ростки своего таланта. «Я любил край новгородский, где отрочество всё моё прошло», - писал Игорь Северянин [26]. И это «отрочество» поэта, проведённое на «незаменимой» реке Суда, легло в основу произведений И.В. Лотарева, прославившего наш край под известным псевдонимом Игорь Северянин.

Благодарные земляки чтят его память на Череповецкой земле. В 1996 г. усадьбу М. П. Лотарева передали Череповецкому музейному объединению для организации в ней литературного музея. На протяжении 25 лет это уникальное место посещают участники Международной общественной организации художников «Солнечный квадрат». С 1997 года по настоящее время в литературном музее (И. Северянина) проводятся пленэры.

«Поэзия и жизнь – две параллельные линии. <…> В геометрии они сходятся в бесконечности, а в действительности часто пересекаются, набегают друг на друга и отскакивают прочь. Наша жизнь слишком обыденна, и я ловлю любое сочетание, любой перекресток этих двух линий, чтобы обогатить и расцветить действительность», – так говорил Игорь Северянин [14]. Наверно, Владимировка – то уникальное место, где две параллельные линии Поэзия и Жизнь пересекаются. Вот уже на протяжении более десяти лет на берегу реки Суда, в имении дяди поэта, в литературном музее (И. Северянина) проходит поэтический конкурс «Король поэтов». Каждый год в мае выбирают лучших авторов – Короля и Королеву.

Череповецкий журналист В.Н. Минин установил точное местоположение усадьбы, где поэт проводил летние каникулы с 1898-го по 1903 г. известный поэт. В 2015 году В д. Сойволовская Нелазского сельского поселения (Череповецкий район) состоялось торжественное открытие памятного камня поэту Игорю Северянину. Идея установки памятника принадлежит учителю русского языка и литературы Нелазской школы Валентине Сумароковой.

Мемориальная доска Игорю Северянину в Череповце была установлена в 2015 году на административном здании Череповецкого государственного университета (ранее в нём располагалось Реальное училище). На ней значится: «В 1897-1902 гг. здесь учился русский поэт Игорь Северянин (И.В.Лотарев)».

В Череповце создано и активно работает Северянинское общество, проводятся всероссийские научные конференции, посвященные И. Северянину, международный фестиваль исполнителей русского романса «Классические розы» имени И. Северянина, конкурсы чтецов стихотворений поэта и конкурсы рисунков по его произведениям.

Члены Северянинского общества считают, что назрела необходимость установки в Череповце памятника выдающемуся русскому поэту Игорю Северянину, что будет способствовать сохранению памяти о Короле поэтов и укреплению интереса к культуре у жителей и гостей города. Ведь именно на нашей земле, на берегах «незаменимой» Суды, будущий поэт, по его собственному признанию, услышал первые «чаруйные звуки».

В своём творчестве И.В. Северянин прославил наш Череповецкий край, став его северным Лелем, и мы не можем не гордиться этим. [Приложение 10].

Автор исследования считает важным отметить значение реки Суды и в его жизни: Суда – это прекрасное природное явление, за которым можно наблюдать круглогодично; это долгожданные каникулы и летние купания; это великолепные алые закаты и красивые туманные виды по вечерам, которые так и хочется запечатлеть в картинах и фотографиях; это осенние прогулки по берегу, когда в речке, как в зеркале, отражается осенний лес; это велосипедные прогулки вдоль берега по окрестностям Владимировки; это прогулки на лодке по «адресным» точкам И. Северянина; это тайны подводного мира, которые раскрывает Суда, когда обмелеет: огромные камни - летом они под водой и совсем не видны, ракушки и цветные камешки, рисунки на сыром песке.

Автору данной работы дороги эти места не только потому, что на реке Суда живут его бабушка, дедушка и прабабушка, но и по другой причине: именно здесь когда-то бывал Игорь Северянин, дышал чистым речным воздухом, ловил рыбу, ходил по окрестным лесам, плавал по речке, любовался красотой природы нашего русского севера — и обо всём этом написал удивительной красоты и душевности стихи. Для автора также важно то, что, работая над темой, он узнал информацию о своих далеких предках: именно в этих «адресных точках» они жили, а прапрадедушка работал на фабрике Е. П. Журовой в Сойволе.

Да, речка Суда обладает какой-то таинственной волшебной силой, она очаровывает, навсегда оставаясь в сердце и в душе. В её «одебренные сны» хочется возвращаться.

Такое притяжение чувствовал и поэт Игорь Северянин, сохранив память о нашем крае. Гений русского поэта был выкован в северных реках, и главная из них – река Суда, такая родная и любимая и Северяниным, и автором данного исследования.

3.3 Роль средств художественной выразительности в произведениях И. Северянина о реке Суда

В произведениях И. Северянина о любимой реке можно найти большое количество литературных приемов, используемых для придания выразительности, образности и эмоциональности (анализ представлен в Приложении 11).

Таким образом, в произведениях И. Северянина образность и яркость реки Суда раскрываются благодаря преимущественно эпитетам, метафорам и олицетворениям.  Среди эпитетов часто встречаются цветовые: лазурный и все оттенки синего цвета, цвета драгоценных камней и минералов, чистые тона, солнечный свет. Особенностью поэзии Северянина является сочетание лиризма со словотворчеством: в произведениях часто встречаются авторские неологизмы и эксперименты со словами.

Анализ средств художественной выразительности также позволил нам еще глубже понять поэта: хрустально-прозрачный идеальный образ реки стал символом его жизни, ведь именно с рекой связано детство, первая любовь, годы учебы, дом, Родина. «Форелевая» река Суда стала своеобразной эмблемой творчества поэта и символом связи с родным Севером и Россией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игорь Северянин… Загадочный русский поэт Серебряного века. Он сталкивался и с критикой, и с насмешками, одновременно с этим знал, что такое громкая слава, был Королем поэтов. Вокруг его жизни и творчества до сих пор существует много спорных вопросов. Однако имеющиеся архивные биографические данные позволяют вынести неоспоримый вердикт: Игорь Северянин был неповторимой творческой личностью, «гениальнейшим поэтом современности» [42].

В процессе исследования автор попытался разгадать одну из загадок: что же являлось «поэтической колыбелью» поэта, источником его «ручейковой» и ласковой лирики, родником неисчерпаемых душевных сил. Но прежде чем ответить на этот вопрос автору необходимо было решить ряд задач.

1) Изучение биографического материала о жизни и творчестве И. Северянина происходило путем ознакомления автора с большим количеством статей и книг о поэте. В процессе поиска информации встречались разные точки зрения: доказывалось одно, опровергалось другое, ставилось под сомнение третье. Особое внимание при поиске данных уделялось детским и юношеским годам поэта, проведенным в Череповецком крае.

2) Посещение архивных фондов Череповецкого музейного объединения было организовано с целью поиска фотографий, документов, книг. К сожалению, крайне мало информации о поэте имеется в распоряжении фондов: незначительное количество фотоснимков родных И. Северянина и мест их проживания (с поэтом удалось найти всего одно изображение). Однако ценной находкой стали прижизненные издания поэта. Среди них книги «Златолира» 1914 г., «Ананасы в шампанском» 1915 г., «Собрание поэз. Том 6» 1916 г., «Поэзоантракт» 1918 г., «Заструнной изгородью лиры» 1918 г. Автору удалось тщательно рассмотреть и прикоснуться к книгам поэта, изданным более века назад.

3) Посещение Литературного музея Короля поэтов в д. Владимировка Череповецкого района стало возможным благодаря заведующей музеем Смирновой Ю. А. Она провела подробную экскурсию, рассказывая о жизни и творчестве поэта, а автор работы с огромным интересом и удовольствием осматривал экспозицию усадьбы во Владимировке. Также удалось выйти на берег «единственной, неповторимой, особенной» для поэта реки Суды, которую он идеализировал, которой посвящал свои первые стихи, которая была с ним на протяжении всей его непростой жизни. Увиденное не могло не оставить след в душе автора работы, а это, в свою очередь, позволило получить ответы на некоторые вопросы касательно творчества И. Северянина.

4) Ознакомление с точками зрения, оценками и мыслями критиков и современников И. Северянина о его творчестве было важным этапом исследования, благодаря которому автор смог убедиться в том, что И. Северянин – «поэт загадочный», а творчество его неоднозначно и особенно.

5) Изучение времени и мест проживания поэта в Череповецком крае рядом с рекой Суда было необходимо для того, чтобы понять, что и когда стало истоком таланта поэта. Автор изучил исследования местных краеведов и пришел к выводу, что значение трех «адресных точек» – Андоги, Сойволы и Владимировки, – расположенных на реке Суда, в жизни и творчестве поэта неоспоримо. Ведь, по признанию И. Северянина, именно здесь он почувствовал себя поэтом.

6) Установление связи между «адресными точками» Череповецкого края, где проживал Игорь Северянин, и творчеством поэта позволило сделать следующие выводы: Андога являлась началом его поэтической вселенной; Сойвола – родниковым местом поэзии; Владимировка – «падучей стремниной» (водопадное место) его творчества. Эти три точки и неразрывно связанная с ними река Суда стали той пристанью, от которой по течению жизни отправился в своё непростое путешествие по волнам поэзии И. Северянин.

7) Поиск, ознакомление с произведениями поэта, в которых упоминается любимая им река Суда, а также их анализ стали одной из главных и трудоемких частей данного исследования. Автор выделил более 10 произведений поэта, которые благодаря тщательному анализу объединил по темам, отражающим особенности разных периодов жизни Северянина и позволяющим сделать вывод о значении «царицы Суды» в его жизни и творчестве.

8) В результате перечисленных выше исследовательских действий автор пришел к выводу о том, что Суда была и оставалась единственной и «незаменимой», сыгравшей важную роль в становлении личности и неповторимого творческого пути И. Северянина. Именно она сделала его поэтом особым, поэтом «с открытой душой».

9) Для того, чтобы найти подтверждение сохранения памяти о поэте в Череповецком крае, автор данной работы обратился к информации от местных краеведов, к данным из открытых источников в сети Интернет. Безусловно, благодарные земляки чтят память И. Северянина на Череповецкой земле. Это подтверждается наличием действующего музея поэта во Владимировке, мемориальными досками на зданиях и памятным камнем в д. Сойволовская, фестивалями, конкурсами и научными конференциями, посвященными жизни и творчеству поэта.

10) В произведениях И. Северянина образность и яркость реки Суда раскрываются благодаря преимущественно эпитетам, метафорам, олицетворениям и авторским неологизмам. Анализ средств художественной выразительности позволил нам еще глубже понять смысл реки Суд в жизни и творчестве поэта.

Практически значимым результатом данной работы стали выводы по исследованию жизни и творчества И. Северянина, которые подтвердили обозначенную в самом начале гипотезу: река Суда действительно сыграла важную роль в жизни и творчестве поэта, была источником вдохновения и местом его душевных сил.

На основании всего сказанного выше автор делает вывод о том, что все поставленные задачи работы выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.

Список использованной литературы

1. Аукционный дом Литфонд. - https://www.litfund.ru/news/news/9890/

2. Бабичева Ю. В. Игорь-Северянин (Игорь Васильевич Лотарев). - http://severyanin.lit-info.ru/severyanin/bio/babicheva-severyanin.htm

3. Батурина Н. Т. Игорь Северянин во Владимировке. - https://cherkray.ru/?page=игорь-северянин

4. Блок Александр. Из дневников и записных книжек. - http://severyanin.lit-info.ru/severyanin/vospominaniya-o-severyanine/blok-iz-dnevnikov.htm

5. Бондарева Наталья. Усадьба Владимировка (Суда). Дата публикации 15.02.2015. - https://nataturka.ru/muzey-usadba/usadba-vladimirovka.html

6. Бондаренко Владимир. Гений Севера. «Север» № 01-02, стр. 22. - https://sever-journal.ru/vyshedshie-nomera/new-issueyear-4/01-02/neizvestnoe-ob-izvestnom/genij-severa/

7. Бондаренко Владимир. Гений Севера. Глава из книги «Игорь Северянин». - https://denliteraturi.ru/article/1025

8. Бондаренко Владимир. История псевдонима // «Свободная Пресса», 26 марта 2016. - http://severyanin.lit-info.ru/severyanin/bio/bondarenko-istoriya-psevdonima.htm

9. Бондаренко Владимир. «Моя безбожная Россия». Глава из книги «Игорь Северянин». - https://denliteraturi.ru/article/1841

10. Боровская Н.И. Ананасы в шампанском. - https://relga.ru/articles/362/

11. Брюсов Валерий. Игорь Северянин. - http://severyanin.lit-info.ru/severyanin/kritika/bryusov-severyanin.htm

12. Виноградов С. Я гений…// Белые ночи. - № 6. – 06.2007. – стр. 22-24. - https://www.booksite.ru/people/pdf/severyanin/genii.pdf?ysclid=m6ulo48c5l936 267766

13. Гумилев Н. Из «Писем о русской поэзии» (отрывки). - http://severyanin.lit-info.ru/severyanin/kritika/gumilev-iz-pisem-o-poezii.htm

14. Дейч Александр. День нынешний и день минувший. - http://severyanin.lit-info.ru/severyanin/vospominaniya-o-severyanine/dejch-den-nyneshnij.htm

15. Иванов Александр. Размышляя о Северянине. - http://severyanin.lit-info.ru/severyanin/kritika/ivanov-razmyshlyaya-o-severyanine.htm

16. Иванов-Разумник Р.В. Творчество и критика. Стр. 45. - https://www.rulit.me/books/tvorchestvo-i-kritika-read-443771-45.html

17. Кошелев В. «О России петь – что весну встречать…». Игорь Северянин и Череповецкий край // Вологодский комсомолец. - 1987. - 15 мая. - http://severyanin.lit-info.ru/severyanin/bio/koshelev-o-rossii-pet.htm

18. Мальцев М. Г. Северянинские места Череповецкого края. Вопросы биографии и творчества Игоря Северянина. - https://vk.com/@-186935640-severyaninskie-mesta-cherepoveckogo-kraya-voprosy-biografii?anchor

19. Мандельштам Осип. Игорь Северянин. Громокипящий кубок. Поэзы. - http://severyanin.lit-info.ru/severyanin/kritika/mandelshtam-severyanin-gromo-kipyaschij-kubok.htm

20. Минин В.Н. Поэтическая колыбель Игоря Северянина // Краеведческий альманах. Выпуск 3 / Мэрия г. Череповца, Череповецкое музейное объединение, Вологодский педагогический университет. – Вологда: Легия, 2002. – 318 с. - https://www.booksite.ru/fulltext/3ch/ere/pov/ets/13.htm

21. О Игоре Северянине. Тезисы докладов научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Игоря Северянина. – Череповец, апрель 1987 г. – 76 с.

22. О Игоре Северянине. Тезисы докладов научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Игоря Северянина. – Череповец, апрель 1987 г. – 76 с, стр. 3-4.

23. Окуджава Булат. Несколько слов об Игоре Северянине. - http://severyanin.lit-info.ru/severyanin/kritika/okudzhava-neskolko-slov-ob-severyanine.htm

24. Северянин Игорь. В северном лесу. - http://severyanin.lit-info.ru/severyanin/stihi/poezoantrakt/stih-623.htm

25. Северянин Игорь. Здесь – не здесь. - https://www.culture.ru /poems/28987/zdes-ne-zdes

26. Северянин И. Падучая Стремнина (роман в двух частях). - https://rustih.ru/igor-severyanin-paduchaya-stremnina-roman-v-2-x-chastyax/

27. Северянин Игорь. По лесам и озерам. - http://severyanin.lit-info.ru/severyanin/articles/po-lesam-i-ozeram.htm?ysclid=m74x4s14oc490608816

28. Северянин Игорь. Сойволская быль. - https://www.culture.ru /poems/28217/soivolskaya-byl

29. Северянин Игорь. Поэза детства моего и отрочества. -https://www.culture.ru/poems/28464/poeza-detstva-moego-i-otrochestva

30. Северянин Игорь. Стихотворения. Поэмы. – Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1988. – 381 с.

31. Северянин Игорь. Стихотворения. - https://wysotsky.com/0009/289.htm

32. Северянин Игорь. Страничка детства. - https://www.culture.ru /poems/28160/stranichka-detstva

33. Северянин Игорь. Тайна песни. - https://www.culture.ru /poems/28143/taina-pesni

34. Северянин Игорь. Том 5. Публицистика. Письма. - https://traumlibrary.ru/book/severyanin-ss05-05/severyanin-ss05-05.html?ysclid= m6uw3muzad190823346

35. Северянин Игорь. Царевна Суды. - https://www.culture.ru /poems/28030/carevna-sudy

36. Северянин Игорь. Элегия (Я ночь не сплю, и вереницей). - https://www.culture.ru/poems/27989/elegiya-ya-noch-ne-splyu-i-verenicei

37. Северянин Игорь. Эпилог. - https://www.culture.ru/poems/27874/epilog

38. Северянин Игорь. VICTORIA REGIA. – Москва: Наши дни, 1915. – 140 с. СТР 78-82

39. Смирнова Ю.А. «…три зимы в Реальном…». Вопросы биографии И. Северянина. www.elibrary.ru

40. Стрельцов Валерий. Мир Игоря-Северянина. - https://proza.ru/ 2017/06/14/912?ysclid=m6wgsmrfla811785544

41. Суда (река, впадает в Рыбинское водохранилище). -https://ru.wikipedia.org/wiki/Суда_(река,_впадает_в_Рыбинское_водохранилище)

42. Терехина В.Н., Шубникова-Гусева Н.И. Жизнь замечательных людей. – Москва: Молодая Гвардия, 2017. – 106 с. - https://litmir.club/ br/?b=798635&p=5

43. Терехина В. Н., Шубникова-Гусева Н. И. «О России петь.., что бессмертным быть!» ИгорьСеверянин. - https://www.booksite.ru /people/pdf/severyanin/terehina.pdf

44. Хроника жизни и творчества Игоря Северянина. - http://severyanin.lit-info.ru/severyanin/bio/hronika-zhizni.htm?ysclid=m7559w93878442935

45. Шефнер Вадим. Поздняя рецензия. - http://severyanin.lit-info.ru/severyanin/stihi/severyaninu/stih-severyaninu-6.htm

46. Архивные фонды Череповецкого музейного объединения

Приложение 1

Текст 1

В поэзии он не бунтарь и не пахарь,

Скорее — колдун, неожиданный знахарь;

Одним он казался почти гениальным,

Другим — будуарно-бульварно-банальным.

.

Но все же под пеплом и шлаком былого

Живет его имя, пульсирует слово, —

Сквозь все многослойные напластованья

Мерцает бессмертный огонь дарованья.

Текст 2

До долгой встречи!

В ненастный день взойдет, как солнце,

Моя вселенская душа [37]!

Текст 3

Я видел вновь весны рожденье,
Весенний плеск, веселый гул,
Но прочитал твои творенья,
Мой Северянин, — и заснул…
И спало все в морозной неге —
От рек хрустальных до высот,
И, как гигант, мелькал на снеге
При лунном свете лыжеход…

Текст 4

Я любил край новгородский,
Где отрочество все мое прошло
[26].

Текст 5

А в это время шла на Суде.

Постройка фабрики другой,

Где целый день трудились люди,

Согбенные от нош дугой [30, с. 288].

Приложение 2

Рисунок 1

Текст 1

Завод картонный тети Лизы

На Андоге, в глухих лесах,

Таил волшебные сюрпризы

Для горожан, и в голосах

Увиденного мной впервые

Большого леса был призыв

К природе. Сердцем ощутив

Ее, запел я; яровые

Я вскоре стал от озимых

Умело различать; хромых

Собак жалеть, часы на псарне

С борзыми дружно проводя,

По берегам реки бродя,

И все светлей, все лучезарней

Вселенная казалась мне.

Текст 2

Сажусь не в городские санки,
А в наш каретковый возок,
И, сделав ручкой черепанке,
Перекрестясь на образок,

Лечу на сумасшедшей тройке
Лесами хвойными, гуськом,
К заводской молодой постройке,
С Алешей, сверстником-князьком!

Уже проехали Нелазу,
За нею Шулому, и вот,
Поворотив направо сразу,
Тимошка к дому подает...

Приложение 3

Текст 1

К концу Поста приехал из именья
В столицу дядя Миша по делам.
Он пригласил меня к себе поехать
Встречать совместно Пасху. Вся семья,
За исключеньем дочери замужней,
Моей кузины Лили, собралась
В усадьбе. Я любил край новгородский,
Где отрочество все мое прошло.
Я с радостью поехать согласился…

Текст 2

Мы были к утру на лазурной Суде.

От станции верстах в семи, не больше,

Именье дяди, при впаденьи Кэмзы

В мою незаменимую реку.

Лиловый дом на берегу высоком,

Вокруг глухие хвойные леса…

Текст 3

возжигала столько песен

Певунья в тускло-золотом [38].

Текст 4

— Я стоял у реки, — так свой начал рассказ
Старый сторож, — стоял и смотрел на реку…

Вдруг я вздрогнул… Пред камнем теченье реки
Мчало образ Святого Николы стремглав…

И понять происшедшего ясно не мог,
Но я чувствовал ясно, что близко был Бог…

Текст 5

Небо бесцветно. Сижу я над Судой,
Шуму вод чистых с любовью внемля…

В грезы впадаю… Пред мною дворец;
Нимфы, сирены несут меня ко дну;
Перед царевной встаю наконец.
Эта царевна — из Суды русалка…

Приложение 4

«Речные», вдохновленные Судой

стихотворения и поэмы И. Северянина

- «Сойволская быль» (1903 г.)

- «Царевна Суда» (1903 г.)

- «В северном лесу» (1905 г.)

- «Элегия» (1905 г.)

- «Июневский набросок» (1910 г.)

- «На реке форелевой» (1911 г.)

- «Поэза детства моего и отрочества» (1912 г.)

- «Тайна песни» (1918 г.)

- «Падучая стремнина» (1922 г.)

- «Роса оранжевого часа» (1925 г.)

- «Страничка детства» (1929 г.)

- «Здесь – не здесь» (1935 г.)

- «Стихи о реках» (1940 г.) (5)

- «Сияет даль» (1940 г.)

Приложение 5

Текст 1

Мы были к утру на лазурной Суде.
От станции верстах в семи, не больше,
Именье дяди, при впаденьи Кемзы
В мою незаменимую реку.

Текст 2

Лед на реке, себя вздымая,
Треща, дрожа и трепеща,
Лишь ждет сигнального праща:
Идти к морям навстречу мая.

Текст 3

...Мореют, водянеют
Все нивы, нажити, луга,
И воды льдяно пламенеют,

Свои теряя берега…

Текст 4

Пробыв у мамы три недели,
Я возвращался, — слух наструнь! —
На Суду, где уже Июнь
Лежал на шелковой постели
Полей зеленых; и, закрыв
Глаза, в истоме, на обрыв
Речной смотря, стонал о неге,

Текст 5

Река в июле тоже по-своему красива:

Был месяц, скажем мы, центральный,
Так называемый — июль.
Я плавал по реке хрустальной...

Текст 6

Но как же проводил я время
В присудской Сойволе своей?
Ах, вкладывал я ногу в стремя,
Среди оснеженных полей …

Порой, на паре быстрых лыж…

Носился вихрем вдоль околиц…

А то скользил на лед реки…. [30]

Приложение 6

Текст 1

Учился гребле…

Размышлял о каком-нибудь там поступке,

Который прославила бы труба…

Я писал стихи, читал Майн Рида…

Дружил с рабочими нашего завода,
Но любил все-таки — больше людей —
В преддверьи своего одиннадцатого года,
Всех наших четырнадцать лошадей!
[32]

Текст 2

Мои кузены — Кока и Володя —
Любили спорт в его разнообразье:
С утра мы с ними бегали на лыжах,
Спускаясь к рекам с берега крутого,
Днем запрягали в санки «Сибарита»
Иль «Верочку» и мчались в Заозерье...»
[26]

Текст 3

В моей благословенной Суде –

В ту пору много разных рыб…

Я, постоянно рыбу удя,

Знал каждый берега изгиб..

Лещи, язи и тарабары,
Налимы, окуни, плотва.
Ах, можно рыбою амбары
Набить, и это не слова!..
Водились в Суде и стерлядки,
И хариус среди стремнин…
Я убежал бы без оглядки
В край голубых ее глубин!

Текст 4

Сом ждал, слегка руля хвостом.
Я от волненья чуть не выпал
Из лодки и, взмахнув веслом,
Удары на него посыпал,
Идя в азарте напролом...
Наш поединок с ним суровый
Так и закончился вничью.

Приложение 7

Текст 1

В ту пору я жил в новгородских дебрях.
Мне было около десяти.
Я ловил рыбу, учился гребле,
Мечтал Америку посетить.
И часто, плавая в душегубке

И ловко вылавливая тарабар.

Текст 2

В вас столько в детстве выужено рыбы,

По вам скользила лодочка моя…

Текст 3

Росой оранжевого часа,
Животворяща, как роса,
Она, кем вправе хвастать раса, —
Ее величье и краса, —
Ко мне идет, меня олиля,
Измиловав и умиля,
Кузина, лильчатая Лиля,
Единственная, как земля!

Текст 4

Я вновь желаю вас оперлить,
Река и дева, две сестры.
Ведь каждая из вас, как стерлядь:
Прозрачно-струйны и остры.
[29]

Текст 5

Теките в свет, душой поэта,
Вы, русла моего пера,
Сестра-мечта Елисавета
И Суда, греза и
сестра! [29]

Текст 6

Идет ко мне наверх, по просьбе
Моей, и, подойдя к окну,
Твердит: «Ах, если мне пришлось бы
Здесь жить всегда! Люблю весну
На Суде за избыток грусти,
И лето за шампанский смех!..
Воображаю, как на устьи
Красив зимы пушистый мех!»
[30, стр 304]

Приложение 8

Текст 1

В своих мечтах я вижу Суду
И дом лиловый, как сирень.
‎Осенний день
‎Я вижу всюду...

Хочу тиши
‎Села родного..

Я на мечте, своей гондоле,
Плыву на Суду в милый дом
. [36]

Текст 2

О, Суда! голубая Суда!
Ты, внучка Волги! дочь Шексны!
Как я хочу к тебе отсюда
В твои
одебренные сны! [29]

Текст 3

Я - здесь, но разум мой... он вдалеке,

На обожаемой моей реке...

На ней, не сравниваемой ни с чем

Реке, покинутой... зачем? зачем?..

Текст 4

В северном лесу

И вас пою я, звезды, — ночи стражи, —
Светящие в лесу дорогу мне.
И лес в одежде цвета изумруда,
И небо шатровидное из туч.
Пою тебя, моя царица Суда.
И песни звук победен и могуч.

Текст 5

О реки, плывшие по юности,
Вы облюбованы, как юнь.
Я знал вас в солнечности, в лунности
Гляделся в вашу полынью.
Всю жизнь по жизни влек вас волоком
Легчайшим, как лебяжий пух,
Течений ваших слышал колокол…

Приложение 9

Текст 1

Сияет даль, и там, в ее сиянье,
Порожиста, быстра и голуба,
Родная Суда в ласковом влиянье
На зрелые прибрежные хлеба.

Вас повидать опять — мое желанье,
Непобеждаемое, как весна...
Сияет даль, и там, в ее сиянье,
Моих слиянных рек голубизна.

Текст 2

Обворожительных имений, 
Рек, деревень, садов и сел 
На свете много, тем не меней – 
Кто где всю жизнь свою провел,
Иль только юность, только детство –
Свой славословит уголок…

Приложение 10

***

Река-волшебница, родная речка Суда…

Взлелеян ею в детстве юный Лель.

Он черпал вдохновение отсюда.

Она – стихов и песен колыбель.

Мальчишка Лотарев и гений Северянин

Немало где на свете побывал,

И «повсеградно был он оэкранен»,

Но музу здесь, на Суде, повстречал.

С тех пор в стихах и в жизни навека

Его «незаменимая» река!

(автор Трофимова В.Н.бабушка автора исследовательской работы)

Приложение 11

Таблица . Анализ средств художественной выразительности

Наименование средства художественной выразительности

Пример из произведения

(выделено жирным шрифтом)

Эпитеты

 

Голубая Суда.

 

Порожиста, быстра и голуба

Родная Суда

 

На обожаемой моей реке

… На ней, не сравниваемой ни с чем,

Реке, покинутой….

 

В моей благословенной Суде

 

В край голубых ее глубин

 

Я плавал по реке хрустальной

 

Мы были к утру на лазурной Суде

 

В мою незаменимую реку

 

На реке форелевой

 

Над онебесенной рекой

 

К тебе, река моя, — оленья
За твой стремительный извив.

 

Ведь каждая из вас, как стерлядь:
Прозрачно-струйны и остры.

 

Я здесь, но с удочкой моя рука,
Где льет просолнеченная река
Коричневатую свою волну

Метафоры

О, Суда! Голубая Суда!

Ты внучка Волги, Дочь Шексны!

 

Я убежал бы без оглядки

В край голубых ее глубин.

 

Животворящая река

 

Там, под поверхностью этой стальною…

Мнятся мне пальцы прекрасной руки.

 

Теките в свет, душой поэта,
 Вы, русла моего пера

 

Коричневатую свою волну
По гофрированному ею дну.

 

Моих слиянных рек голубизна

 

И воды льдяно пламенеют. 

 

Я здесь, но с удочкой моя рука,
Где льет просолнеченная река  

Скачет лодка скользкая камышами рослыми 

Повторы

О, Суда! Голубая Суда!

Гипербола

Мне заменяющей и все и вся

Сравнения

Сестра-мечта Елисавета

И Суда, греза и сестра!

 

Я вновь желаю вас оперлить,
Река и дева, две сестры.

Ведь каждая из вас, как стерлядь:
Прозрачно-струйны и остры.

Конями помчались льдины 

Олицетворения

Теченье реки мчало образ Святого Николы стремглав

 

И вот пошла река, гуляя своей разливною гульбой…»

 

Суда льется

 

На берега играющей реки

Скачет лодка скользкая камышами рослыми

 

Где льет просолнеченная река 

Авторский неологизм

И воды льдяно пламенеют

 

Лед разоконился

 

Над онебесенной рекой

 

Форели шустрятся в речке грациозами.

 

Тебя с собой перекрылив

 

Я вновь желаю вас оперлить

 

Твой правый берег весь олесен,

 

Я здесь, но с удочкой моя рука,
Где льет просолнеченная река

Инверсия

Сижу я над Судой,
 Шуму вод чистых с любовью внемля.

Риторическое обращение

Пою тебя, моя царица Суда 

Просмотров работы: 21