Введение
Игра — важный вид деятельности для ребенка. Она способствует его всестороннему развитию и подготовке к будущему.
В XXI веке коллективные игры незаслуженно стали отодвигаться на задний план, уступая место индивидуальным виртуальным развлечениям, которые нередко оказывают негативное воздействие на физическое и психическое здоровье маленького человека.
Стоит отметить, что в последнее время наблюдается новый виток популярности настольных игр, которые, помимо развлечения, служат отличным инструментом для обучения. Мы задумались, могут ли игры помочь нам в изучении русского языка. Использование игр на уроках преследует такие цели, как формирование и развитие определенных навыков и совершенствование умений, обучение коммуникативным навыкам. Изучая просторы интернета, мы выяснили, что настольные игры для совершенствования знаний по русскому языку как школьному предмету уже существуют. Однако каждая из них ориентирована на один из разделов языка, к тому же для их приобретения требуются денежные средства. Мы решили создать настольную игру для изучения русского языка сами.
«Дай подумать!» — это настольная интеллектуальная игра, предназначенная для учеников 5 класса. В ней отображено богатство нашего языка: собраны темы по различным разделам языка. Принцип игры основан на всем известной игре «Экивоки».
Гипотеза: если использовать настольные игры для формирования и развития определённых компетенций по русскому языку, то знания обучающихся улучшатся, мотивация к изучению языка увеличится.
Цель: изучить роль и влияние настольных игр на эффективность процесса обучения русскому языку.
Задачи:
1. Изучить настольные игры по русскому языку.
2. Исследовать влияние настольной игры на качество обучения русскому языку.
3. Создать учебную настольную игру «Дай подумать!» для изучения предмета «Русский язык».
Объект исследования: настольная игра.
Актуальность: современные школьники обладают пониженным уровнем концентрации, на уроке их нужно заинтересовать, привлечь их внимание необычной формой изучения материала. Отметим также, что русский язык является одним из самых важных предметов на всех этапах обучения. Человек должен владеть родным языком на высоком уровне, демонстрировать обществу свою грамотность.
Предмет исследования: влияние настольной игры на успеваемость по русскому языку.
Методы: анализ, синтез, моделирование, изучение, обобщение.
Структура: работа по структуре состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Практическая значимость работы в том, что разработанная нами игра может служить дополнительным учебным пособием, призванным помочь обучающимся усвоить лексику и грамматику по различным разделам. Она может использоваться также для организации групповой работы на этапе закрепления лексико-грамматического материала.
Глава 1. Настольные игры в изучении русского языка
1.1 Роль игры в процессе обучения
Как сделать обучение увлекательным и эффективным, объединив игру и учебу? Игра — особая форма активности, способствующая всестороннему развитию личности. Она учит взаимодействию, даёт практический опыт, развивает познавательные процессы, воображение, волю и интересы. Игра снимает напряжение, восстанавливает силы, формирует уверенность в себе и учит стратегически мыслить. Особенно важна роль игры в детстве: через нее ребенок познает мир, приобретает необходимые навыки и развивается. В более старшем возрасте игра помогает сделать обучение интересным и запоминающимся. Настольные игры — это не просто развлечение, но и эффективный инструмент обучения, способствующий всестороннему развитию и подготовке к жизни. Приведем некоторые преимущества настольных игр в образовательном процессе:
1. Развитие когнитивных навыков. Настольные игры развивают логическое и аналитическое мышление, память и концентрацию внимания. Дети учатся принимать решения, прогнозировать последствия и находить оптимальные стратегии.
2. Улучшение коммуникативных навыков. Игры учат детей эффективному общению, умению слушать, формулировать и выражать свои мысли, что положительно сказывается на развитии речи и социальных навыков.
3. Обучение сотрудничеству и командной работе. Многие настольные игры построены на взаимодействии и совместных усилиях. Дети учатся работать в команде, делиться ресурсами, поддерживать друг друга и достигать общей цели.
4. Повышение мотивации к обучению. Позитивный опыт игры превращает учебу в увлекательное приключение, где новые знания и навыки приобретаются через игру и развлечение.
Настольные игры в рамках изучения предмета «Русский язык» также способствуют улучшению знания грамматики, расширению словарного запаса, совершенствованию произношения, повышению мотивации к изучению языка, снижению уровня стресса при обучении.
1.2 Популярные настольные игры для изучения русского языка
Оказалось, существует достаточно большое количество настольных игр, которые помогут эффективно и весело закрепить предметные результаты освоения образовательной программы. Расскажем о нескольких играх, связанных с изучением русского языка.
Игра для изучения орфографии «Словодыр» предлагает «латать дырки» в словах. Необходимо кинуть кубик, на гранях которого расположены разные буквы. Затем найти подходящее слово, в которое можно вставить выпавшую букву, придумать проверочное.
Любимая многими настольная игра «Эрудит» заключается в том, чтобы выложить слова из имеющихся букв. Важно не только количество составленных слов, но и длина слова. Игра может помочь как в расширении лексикона ребенка, так и в отработке правописания сложных русских слов.
Игра с ярким названием «Ихний Ихниевич» позволяет школьникам повторить программу с 1 по 6 класс. Настольная игра предполагает работу с карточками, на каждой из которых предложено определенное понятие русского языка: «тире», «дательный падеж», «прилагательное». Создатели предлагают выбрать одно из нескольких вариантов правил для игры: составить как можно больше фраз-примеров, быстрее всех придумать фразу-пример и т.д. Игра помогает развить быстроту реакции, пополнить словарный запас и повторить различные правила по русского языку.
Орфоэпические нормы русского языка легко можно закрепить благодаря игре «Ударник». В нее вошли 120 слов, в которых часто неправильно ставят ударение. На лицевой стороне приведено слово, в котором необходимо выбрать верную ударную букву. Перевернув карточку, вы можете себя проверить. Такая игра поможет запомнить ударения путем многократного повторения, а также визуального запоминания места ударения в слове.
Развить речь, артикуляцию и мышление, а также расширить словарный запас поможет игра «Ерундопель». Авторы предлагают определить верное значение слова по его звучанию (агенда, ююба, штыб).
«Орфограф», согласно своему названию, представляет из себя отличный способ усвоить правильное написание слов. На лицевой стороне предлагается три варианта написания трудного слова, только один из которых правильный. С помощью обратной стороны можно проверить свой ответ.
Запомнить значение пословиц и поговорок, а также познакомиться с новыми поможет «Не тот Федот». 120 карточек помогут разобраться, что же означает «Алтын серебра не ломит ребра» и «Взлетал орлом, прилетел голубем».
Таким образом, игра способствует развитию когнитивных, коммуникативных навыков, обучает сотрудничеству и командной работе, а также повышает мотивацию к обучению. По русскому языку уже существует несколько настольных игр, но они затрагивают лишь один определенный раздел русского языка.
Глава 2. Исследование влияния настольной игры
на качество обучения русскому языку
2.1 Экспериментальная работа по исследованию эффективности настольной игры на качество изучения лексико-грамматического материала
Апробация исследования эффективности применения разработанной нами настольной игры была проведена с помощью учащихся 5-х классов. 12 человек выполнили самостоятельную работу (Приложение 1), проверяющую знания по русскому языку. Затем путем жеребьевки ребята были поделены на три команды и приняли участие в настольной игре. После этого нами было проведено повторно то же тестирование, его результаты приведены в диаграмме (Приложение 2). По данному графику видно, что после проведения игры качество выполнения заданий улучшилось.
2.2 Анализ анкетирования обучающихся 5-х классов
Разработанные нами настольные игры были апробированы на практике учащимися 5 «И» и 5 «Н» классов. После проведения игровых уроков нами был проведён опрос обучающихся по теме «Использование настольных игр на уроках русского языка» с целью выявления эффективности применения игровых упражнений и определения самого понравившегося способа загадывания.
Участникам анкетирования были заданы следующие вопросы:
1. Повышают ли у тебя настольные игры на уроках интерес к изучению языка?
2. Помогают ли настольные игры закрепить лексико-грамматический материал?
3. Способствуют ли они улучшению памяти?
4. Хотели бы вы, чтобы такие игры проводились на уроке?
5. Что понравилось и что не понравилось в настольной игре?
6. Какие настольные игры тебе понравились?
В опросе приняли участие 12 обучающихся — 9 учеников 5 «И» и 3 ученика 5 «Н» класса. Результаты проведенного анкетирования мы отразили в диаграмме.(Приложение 3)
• 92,3% опрошенных (11 учеников) считают, что использование настольных игр повышает интерес к изучению языка; 7,7% (1 человек) дали ответ «не знаю».
• 100% опрошенных (12 учеников) считают, что игры помогают закрепить изученный лексико-грамматический материал.
• 92,3 % опрошенных (11 учеников) полагают, что игровые упражнения помогают улучшить память; 7,7 % (1 человек) затрудняются ответить на вопрос.
• 83% опрошенных (10 учеников) хотели бы, чтобы настольная игра стала частью урока; 17% опрошенных (2 ученика) затрудняются ответить на этот вопрос.
Учащиеся оставили положительные отзывы об игре. Им понравилось разнообразие заданий, соревновательная составляющая и работа в команде. Некоторые ученики отметили, что им понравилось чувство волнения и азарта, которое они испытывали при попытке дать правильный ответ. Один из учеников предложил, чтобы загадывающий объяснял слово не только своей команде, но и всем остальным. Тогда баллы отдаются той команде, которая первой дала ответ. Считаем, что такой способ тоже уместен и может быть еще одной вариацией игры.
Самыми понравившимися способами загадывания учащимся показались те, которые оцениваются на максимальное количество ходов: 5 ходов «Создай шараду» и 6 ходов «Покажи жестами». Буквально на несколько баллов отстают способы «Приведи примеры» и «Ассоциации» на 3 и 4 балла соответственно. Самый «дешевый» способ объяснения «Прочитай слово наоборот», оценивающийся в 1 балл оценили 2 школьника. Задание на 2 балла «Объясни словами» понравилось одному ученику. Таким образом, мы видим прямую закономерность: чем сложнее способ загадывания, чем больше фантазии и усилий он требует, тем больше он нравится школьникам.
Итак, проанализировав ответы респондентов, мы обнаружили, что большинство обучающихся считает, что игровые упражнения доставляют удовольствие на уроках и помогают улучшить память и являются отличным способом повысить знания по предмету.
Глава 3. Создание учебной настольной игры по русскому языку
3.1 Организация подготовительной работы по изготовлению игр
Изучив особенности существующих настольных игр для изучения русского языка, мы приступили к подготовительной работе по выполнению проекта. В первую очередь необходимо было продумать тематику игр, подобрать к ним лексический и грамматический материал, адаптировать его к учебной программе 5-го класса. Было решено изготовить настольные игры к следующим разделам русского языка: фонетика, морфемика, лексикология, морфология, синтаксис.
Суть заключается в том, чтобы описать слово или фразу определенным способом так, чтобы остальные игроки смогли отгадать. Обычно игра проводится среди нескольких команд. С каждым правильно отгаданным словом команда продвигается на определенное число ходов вперед на игровом поле. Задача каждой команды: довести свою фигурку до конца этого поля быстрее оппонентов. При изготовлении карточек и поля к игре, необходимо было потрудиться над их эстетическим оформлением и дизайном, подобрать интересные и полезные для пятиклассников материалы учебной программы (Приложение 4).
3.2 Описание игры «Дай подумать!»
Игра имеет следующее наполнение: карточки (25 штук), игровое поле (Приложение 5), песочные части, кубик, фигурки разных цветов, листочек, ручка.
Необходимо разделиться на несколько команд. Оптимальное количество человек в каждой команде 4-5. Игра заключается в том, что один игрок объясняет загаданные на карточках слова определенным способом: словами, жестами, схемами и т.д. Остальные игроки должны отгадать это слово за минуту.
Для начала игры нужно бросить кубик и взять карточку. Выпавшее число показывает, какое слово с карточки вы должны описать. На то же число ходов, в случае правильного ответа, ваша команда продвинется по игровому полю. Если команда отгадала загаданное слово – фишка продвигается вперед. Если не отгадала – фишка остается на месте.
Команды ходят по очереди. На каждый раунд в команде выбирается человек, который будет загадывать. Задача остальных членов команды – отгадать. На каждый раунд дается 1 минута.
Подробнее опишем, какому заданию соответствует каждая цифра на кубике. На каждой карточке игроку предлагается 6 слов. В соответствии с числом, выпавшим на кубике, игрок выбирает слово с карточки.
Цифра «1» – прочитай слово наоборот. Если выпадает цифра «1» загадывающий должен прочитать наоборот слово, написанное на карточке под цифрой «1». Например, на карточке написано «Существительное». Игрок читает «Еоньлетивтсещус». Важно отметить, что писать то, что произносит игрок, запрещено. Слово воспринимается исключительно на слух.
Цифра «2» – словесное описание. Выпавшая цифра «2» предполагает загадывание слова путем его словесного описания, без использования однокоренных слов. Если на карточке написано «Суффикс», то игрок должен описать его примерно так: «это морфема, с помощью которой образуются новые слова, стоит после корня».
Цифра «3» – приведи примеры. Если выпадает цифра «3», то игроки должны будут отгадать заданное понятие, опираясь на примеры, иллюстрирующие это явление русского языка, которые приведет им загадывающий игрок. Так, если на карточке будет написано «Дательный падеж», игрок может произнести: «Весне, маме, принести дедушке».
Цифра «4» – ассоциация. При выпавшей цифре «4» загадывающему требуется привести ассоциации к записанному на карточке понятию. Например, если дано понятие «огонь», игрок может произнести слова: «пожар, яркий, оранжевый, обжигает».
Цифра «5» – начерти шараду. Цифра «5» предлагает игрокам отгадать шараду. На карточке будет дано понятие, состоящее из нескольких морфем. Загадывающий должен придумать слова, имеющие такие же корень, суффикс, приставку, окончание, как и загаданное слово, затем записать эти слова по порядку, но не выделять в них морфемы. Например, к слову «посадка», игрок может записать слова «полететь, садик, ножка, мама». Если игрок не может придумать слово с такой морфемой, он может поставить вместо слова прочерк, а отгадывающие могут перечислять свои версии, пока не истечет время.
Цифра «6» – покажи жестами. Если команде выпала цифра «6», то их задача – отгадать пословицу, поговорку, основываясь на мимике и жестах загадывающего. В данном раунде можно использовать дополнительные предметы.
3.3 Практическая значимость игры
Настольная игра «Дай подумать!» подходит не только в качестве способа интересного проведения досуга, но и помогает закрепить знание грамматики и лексики русского языка. Все подобранные нами слова для карточек – термины русского языка, знакомые учащимся 5-х классов.
Каждый способ загадывания способствует формированию определенного навыка ученика. Задача «прочитать наоборот» формирует фонематический слух, развивает умение складывать слова из букв. Умение быстро прочитать слово задом наперед, а также понять прочитанное таким образом слово на слух говорит о наличии у ребенка высокого уровня фонологических способностей.
Составление словесного описания понятия позволяет ученикам проверить, помнят ли они термины, которые изучались на русском языке в течение 5 учебных лет, могут ли сформулировать определение для того или иного языкового явления. Это задание развивает память, мышление, а также грамматический строй речи, поскольку ученик должен назвать отдельные признаки и объединить их в связное предложение.
Подбор примеров на определенное грамматическое явление развивает логическое и аналитическое мышление ребенка. Кроме того, помогает учителю понять, насколько ученик способен применять правило на практике, видеть отличия одного грамматического признака от другого, анализировать языковые конструкции.
Придумывание ассоциаций – отличный способ расширить словарный запас учеников, так как от количества и разнообразия приведенных ассоциаций зависит успех хода команды. Развивает ассоциативное и системное мышление: ребенок учится устанавливать связи между понятиями, явлениями. Повышает креативность, поскольку зачастую ассоциации учащихся бывают неожиданными и выходят за рамки шаблонов. Воздействует на эмоциональный интеллект ребенка.
Создание шарад – одна из самых непростых задач для школьников, поскольку для успешного выполнения задания сначала нужно правильно разобрать слово по составу, а затем еще и предложить свои слова с теми же морфемами. Это задание расширяет словарный запас, развивает умение строить последовательные логические цепочки.
Описание фразы с помощью жестов – одно из самых интересных и эмоциональных этапов в игре. Такой способ передачи информации развивает креативность, логическое мышление, повышает навык взаимодействия с окружающими.
Отметим, что во время игры учитель может консультировать учащихся, если у них возникла трудность в понимании написанного термина. Таким образом, ученики закрепляют знания по русскому языку, а учитель отмечает пробелы в знаниях. Также после прохождения раунда преподавателю следует попросить учащихся предложить свое объяснение загадываемого слова, задать дополнительные вопросы по попавшемуся понятию.
Настольная игра «Дай подумать!» – отличная возможность закрепить знания по русскому языку, увидеть свои проблемные места в понимании предмета учащимися, а для учителя – это способ проверить уровень усвоения учениками пройденных тем. Каждый способ загадывания позволяет развивать стратегическое мышление, память, быстроту реакции, коммуникативные навыки, умение взаимодействовать.
Заключение
В ходе проведённой проектной работы нами была создана настольная игра по русскому языку «Дай подумать!» на основе тем, пройденных школьниками в 1-5 классах.
Сформулированная нами гипотеза «Если использовать настольные игры для формирования и развития определённых компетенций русского языка, то знания обучающихся улучшатся, а мотивация к изучению языка увеличится» подтвердилась.
На основании нашего проекта можно сделать следующие выводы:
Цель работы достигнута. Игра при изучении русского языка укрепляет мотивацию изучения предмета, вызывает интерес обучающихся к повышению уровня знаний данной дисциплины.
Игры развивают не только внимание, мышление, воображение и память, но и личные качества, поскольку игра проходит в коллективе, где каждый участник занимает определённое место, а его действия постоянно находятся под контролем товарищей по игре.
Итак, использование настольных игр на уроках русского языка значительно повышает интерес к изучению предмета, облегчает запоминание лексики
и существенно влияет на результативность – усвоение и активное использование изученного языкового материала в речи.
В процессе создания настольных игр мне, как автору, удалось закрепить учебный материал, расширить лексический запас и запомнить новые слова, поучаствовать в самостоятельной разработке дизайна игрового материала, развить свои творческие способности, логическое мышление, эстетический вкус и фантазию. Работа над проектом мне доставила большое удовольствие, и в будущем году мне хотелось бы продолжить эту тему на материале учебника 6 класса и увеличить количество предложенных для игры карточек.
Мы надеемся, наши игры сделают изучение русского языка интересным!
Список использованной литературы:
Бойнова Н. И. Творческие игры на уроках русского языка [Текст] / Н. И. Буйнова. – Начальная школа. – 2005. – №10. – С.38-40.
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выгодский. – Психология развития: сб. науч. тр. – Санкт-Петербург: «Сфера», 2001. – C. 56-79.
Журба А., Тарасевич Г. Ерундопель мировой науки. Любят ли гиббереллины есть гипербатон с дибораном // Кот Шрёдингера. Живой научно-популярный журнал. – 2015. – С. 144.
Куликовская Л. К. Дидактические игры на уроках русского языка: пособие для учителей / Л. К. Куликовская. – Алмааты: «Теос», 2006. – 40 с.
Петрановская Л. В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя [Текст] / Л. В. Петрановская. – М.: МИРОС-МАИК «Наука. Интерпериодика», 2000. – 144 с.
Салмина Н.Г. Построение развивающих программ с использованием настольных игр / Н.Г. Салмина, И.Г. Тиханова, О.В. Черная // Психологическая наука и образование. – 2011. – №2. – с. 76.
Список использованных интернет-ресурсов:
Словодыр. Правила игры [Электронный ресурс]. URL: https://hobbygames.ru/slovodir/rules (дата обращения: 24.02.2025).
Настольная игра «Ихний Ихниевич» [Электронный ресурс]. URL: https://bandaumnikov.ru/product/ihnii-ihnievich/ (дата обращения: 24.02.2025).
Набор карточек «Ударник литературной речи». [Электронный ресурс]. URL: https://www.mosigra.ru/lubit/udarnik-literaturnoy-re4i/ (дата обращения: 24.02.2025).
Правила игры «Второй Орфограф русского языка». [Электронный ресурс]. URL: https://www.mosigra.ru/vtoroi-orphogrof/rules/ (дата обращения: 24.02.2025).
Правила игры «Не тот Федот» [Электронный ресурс]. URL: https://www.mosigra.ru/ne-tot-fedot/rules/ (дата обращения: 24.02.2025).
Приложение 1
Самостоятельная работа
Дайте определение следующим понятиям:
Пароним – _________________________________________________
____________________________________________________________
Союз – _________________________________________________
____________________________________________________________
Пунктуация – ________________________________________________
____________________________________________________________
Наречие – _________________________________________________
____________________________________________________________
Обстоятельство – ____________________________________________
____________________________________________________________
Части речи – _________________________________________________
____________________________________________________________
Словосочетание – __________________________________________
____________________________________________________________
По какому признаку объединены приведенные ниже группы?
Забияка, плакса, умница, правша, растяпа – _________________________
Б, Ж, Г, З, Д – ___________________________________________________
Бежал, летел, вздохнула, дунуло – _________________________________
Мышь, ночь, рожь, пустошь, роскошь – _____________________________
Мать присела, сын подбежал к ней и обнял. Солнце выглянуло, мы открыли шторы. Вчера был сильный снегопад, сегодня мы с отцом чистим дорожку к дому. – _______________________________________________
Выполните морфемный разбор слов:
Уехать, бездумно, подснежник, прибрежный.
Приведи примеры пословиц на темы:
Труд: ____________________________________________________________
_________________________________________________________________
Дружба: _________________________________________________________
_________________________________________________________________
Страха: __________________________________________________________
_________________________________________________________________
Приложение 2
Результаты выполнения самостоятельной работы по русскому языку
до и после проведения настольной игры
Приложение 3
Результаты опроса
Приложение 4
Игровые карточки
Приложение 5
Игровое поле