РОЛЬ СМАЙЛОВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РОЛЬ СМАЙЛОВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Рылькова Д.А. 1
1МБОУСОШ ГО ЗАТО Сибирский
Шлык А.А. 1
1МБОУСОШ ГО ЗАТО Сибирский
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Цели проекта:

- исследовать язык смайлов как развивающееся явление, обладающее свойствами языка.

Задачи:

- выяснить историю происхождения и значения смайлов;

- проанализировать значение смайлов как социального и языкового явления; исследовать использование символов среди сверстников.

- выяснить влияние использования символов на вербальное и невербальное общение.

Актуальность:

Символы в социальных сетях являются одной из составляющих процесса общения современного человека, и на сегодняшний день задания с использованием смайлов уже встречаются в школьных олимпиадах по русскому языку.

Данная тема рассматривается с учетом современности, поскольку затрагивает новый речевой жанр.

Таким образом, актуальность работы заключается в необходимости изучения особенностей смайлов и их использования в письменной речи.

Объект исследования: смайлы.

Предмет: язык смайлов/эмодзи.

Методы исследования:

1. Теоретический (изучение литературы по данной теме).

2. Аналитический (анализ задания ВСОШ по русскому языку для 7-8 классов, словарного диктанта на языке смайлов, выборка смайлов).

3. Экспериментальный (перевод отрывка из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» на язык смайлов, анкетирование учащихся 5, 6 и 8 классов, наблюдение).

Практическая значимость:

Использование смайлов на уроках русского языка и литературы при подготовке к предметным олимпиадам, проведении классных часов и на занятиях внеурочной деятельностью.

Рассматривая смайлы в своем телефоне, мы задумались, что же это такое? Откуда они взялись? Не от наскальных ли рисунков? А может наш язык вымирает, и мы возвращаемся обратно к древней письменности? И тут возникает еще один вопрос: «Возможно ли полностью заменить нашу речь или слова смайлами, и реально ли учителям проводить уроки на их языке?»

Сегодня смайлики стали важной частью сетевого общения. Сложно представить личную переписку без них в XXI веке.

Мы в своей жизни умеем выражать разные эмоции, наша мимика очень богата и разнообразна. В интернете письменное общение очень часто идет в режиме реального времени и собеседникам просто-напросто некогда подбирать слова, которые помогут выразить эмоции. Конечно, для восхищения можно использовать восклицательный знак , а для вопроса — вопросительный .Но в социальных сетях теперь существует ряд символов, позволяющих не только выразить свои эмоции, но и определить, как относятся к вам те, с кем вы общаетесь на расстоянии.

При общении мы ориентируемся не только на слова, но и на мимику, жесты, интонацию. В интернет-переписке мы не видим мимики и жестов, но на помощь приходят они – смайлы, которые помогают передать эмоции или настроение, делают сообщения более живыми и яркими.

Предшественник смайлика, его предок – это наскальный лаконичный рисунок. Ещё первобытные люди изображали похожие забавные рожицы на камнях и стенах пещер.

Например, обнаруженный в Национальном парке петроглифов в Альбукерке своеобразный рисунок был классифицирован как смайлик. Что он означает – пока загадка.

А вот в сочетании чёрточек разглядели вполне конкретный символ, означающий счастье и улыбку. Эпоха письменной культуры уже была серьёзной, переписчики не могли себе позволить вставить «улыбочку», но обучавшиеся грамоте дети частенько рисовали забавных человечков.

Нехитрое сочетание скобки с двоеточием настолько прочно вошло в нашу жизнь, что не поставить его в конце предложения во время переписки уже как-то невежливо. Окружающие могут подумать, что собеседник обиделся или в плохом настроении.

Общение всегда являлось неотъемлемой частью жизни человека. C помощью общения люди издавна обмениваются информацией. Раньше люди для общения могли использовать только речь, затем письма. В наше время люди все чаще заменяют обычным общением общение в соцсетях, видеосвязь в различных мессенджерах и так далее. Для сокращения времени и придания большей окраски диалогу используют смайлы.

В живую мы можем передать наши эмоции жестами, голосом, мимикой, с помощью текста это сделать гораздо сложнее. С целью передачи эмоций используются такие средства невербального общения, как параграфемы, в частности смайлики.

Глава 1. История возникновения смайлов

Никогда еще в истории человечества и искусства не было

ни одного творения, которое бы, распространившись столь

широко, приносило столько счастья, радости и удовольствия.

Не было ничего, сделанного так просто, но ставшего понятным всем


Харви Болл

    1. Что такое смайлик?

Сначала мы подумали, что его очень емко описывает в своем детском стишке/считалочке Юлий Ким. Помните? «Точка, точка, запятая, вышла рожица кривая...».

А, оказалось, нет.

Потом мы обратились к другому произведению – советскому рисованному мультипликационному фильму 1968 года «Малыш и Карлсон». А не это ли первый смайлик?

Я даже обратилась к произведениям устного народного творчества. Этого героя, я думаю, мы все знаем. Так, может, Колобок был первым смайлом? Очень похож, конечно.

Обратившись к англо-русскому словарю, мы нашли перевод слова «смайл» (англ. Smiley) – «улыбающийся» или «счастливое лицо», ). Японское же слово «эмодзи» у нас редко используют,они отображают не только эмоции , а также маленькие символы с животными , едой , различными предметами.

Смайлы/эмодзи - современный ответ на наскальные рисунки.

Давайте попытаемся разобраться в них подробнее. Условимся, что в нашей работе мы будем называть «смайлами» изображения с использованием знаков и символов эмоций, а под «эмодзи» - символы с животными и др.

1.2. Откуда они появились?

Когда учёные пытались найти следы смайликов в исторических текстах, у них почти ничего не получилось.

Как бы скептически они ни относились к этому явлению, смайлики – всего лишь новый виток в истории.

Самый древний на данный момент смайлик был обнаружен на поверхности глиняного горшка, изготовленного в 18 веке до нашей эры, и найденного в Турции группой археологов из Болонского университета.

Самый старый текст, 1635 года (Словакия), который впервые передал эмоцию изображением среди слов, стал отчёт словацкого юриста.

В 1953 году смайлик впервые был изображен на рекламном постере к фильму "Лили", размещенном в газете New York Herald Tribune.

В начале 1970-х годов братья Спейн из Филадельфии популяризировали смайлик, начав печатать изображение на своей продукции: кружках, футболках, значках, наклейках и т.д.

Смайлик в знакомом нам всем виде - желтый круг с глазками-черточками и улыбкой - был придуман коммерческим художником Харви Боллом.

Э то было в декабре 1963 года, в США, когда в результате слияния нескольких крупных страховых компаний упало настроение клиентов и сотрудников компании. Растерянность, раздражительность и тоскливая обреченность стали следствием их неуверенности в завтрашнем дне. Тогда кому-то из представителей компании пришла в голову мысль развеселить всех. Для этого всего-то и нужно было сделать так, чтобы служащие улыбались и испытывали положительные эмоции всякий раз, когда брались за свою работу (общение с клиентами, заполнение документации и т. д.). Так художник Харви Болл получил один из самых быстрых своих заказов. На его выполнение было потрачено не более десяти минут, в течение которых из-под пера художника выскочила круглая желтая рожица с двумя черными точками-глазками и дугой-улыбкой. За работу было заплачено 45 долларов.

Первый смайлик, выполненный в форме значка на булавке, разошелся на ура среди сотрудников и клиентов компании – его тираж составил около десятка тысяч. Спустя годы, на старости лет, Харви Болл стал основателем благотворительной организации с веселым названием World Smile Corporation и даже придумал ежегодный праздник 1 октября — Международный День Улыбки (World Smile Day). Он считал, что это должен быть день, “посвященный хорошему настроению и добрым делам”. “Творите добро. Помогите одной улыбке” – наставлял Харви Болл. Его дети утверждают, что он никогда не испытывал злобы и ненависти к тем, кто незаконно распространяет миллионы созданных им изображений.

А первым в нашей стране использовать скобку в качестве улыбочки придумал еще в 1969 году Владимир Набоков, предложивший это в ходе интервью журналу The New York Times. По его задумке знак должен был попасть на доску объявлений Университета Карнеги-Меллона, где он преподавал, чтобы отличать серьезные сообщения от шуток – «:-)» и «:-(».

На вопрос «Как бы Вы соотнесли себя с известными ныне живущими писателями и писателями недавнего прошлого?» Набоков ответил: «Думаю, должен существовать специальный типографский символ для обозначения улыбки, вогнутый значок, вроде перевернутой на спину круглой скобки, - это и было бы моим ответом на ваш вопрос».

Но каких-либо четких и достоверных доказательств о том, кто изобрел смайлик, нет.

Глава 2. Путь наибольшего распознавания

2.1. Анализ работы по соотнесению графических смайлов и эмодзи

На одном из уроков русского языка учитель рассказала ребятам из моего класса о необычном задании из Всероссийской олимпиады школьников для 7-8 классов – соотнести смайлики, изображённые с помощью знаков препинания, и эмодзи.

Меня очень заинтересовало данное задание, и я предложила учителю попробовать выполнить его на примере учеников нашей школы.

Изучив историю возникновения смайлов, и что он обозначает, я стала проводить свои исследования. Первыми проходили испытание учащиеся 6 «А» класса.

участники

тестирования

с заданием

справились полностью

с заданием

справились частично

с зданием

не справились

6 «А» класс

(17 человек)

87%

(12 человек)

13%

(2 человек)

0%

Из 17 учащихся 15 справились с заданием полностью, 2 –частично.

Аналогичную работу по соотнесению графических смайлов и эмодзи предложила выполнить учащимся 5 «А» класса.

участники

тестирования

с заданием

справились полностью

с заданием

справились частично

с зданием

не справились

5 «А» класс

(23 человека)

83%

(19 чел)

17%

(4 чел)

0%

Из 23 участников 19 полностью справились с заданием, а 4 – частично.

Потом мною был проведен анализ выполнения данного задания учащимися 7 и 8 классов, которые участвовали во Всероссийской Олимпиаде школьников по русскому языку в 2024-2025 учебном году.

участники

тестирования

с заданием

справились полностью

с заданием

справились частично

с зданием

не справились

7-8 классы

(24 человека)

75%

(18 челеловек)

25%

(6 человек)

0%

Из 24 участников 18 человек справились с заданием полностью, а 6 – частично.

В ходе проведенной работы можно сделать вывод, что более 80% учащихся с заданием справились полностью, графические смайлы и эмодзи понятны.

Всем ребятам очень понравилось такое задание. И мне тоже. После этого эксперимента я решила заняться научным исследованием и ответить на вопрос «Какова же роль смайлов в жизни человека и использование их на уроках русского языка и литературы?».

В результате у меня возникли вопрос, с какой целью Задание 8 было включено в школьную олимпиаду по русскому языку? Возможно ли при помощи языка смайлов изучать данную дисциплину, объяснить детям правила орфографии или орфоэпии, например?

А можно ли применять язык смайлов на уроках литературы? Если смайлы способны передавать настроение людей, то они должны суметь передать и настроение героев того или иного произведения.

2.2. «Сказка о царе Салтане…» на языке смайлов

С целью рассмотрения возможности применения языка смайлов на уроках литературы, я решила провести еще одно исследование. Мною был переведен на язык смайлов отрывок из известного произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», который необходимо будет расшифровать учащимся:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».

Первым, конечно же, я предложила попробовать расшифровать отрывок ребятам из своего класса.

участники

тестирования

с заданием

справились полностью

с заданием

справились частично

с зданием

не справились

6 «А» класс

(21 человек)

57%

(12 челеловек)

23%

5 (человек)

20%

4 (человека)

Из 21 участника 12 справились с заданием полностью, 5 – частично, а 4 – не справились.

Аналогичную работу я провела в 8 классе.

участники

тестирования

с заданием

справились полностью

с заданием

справились частично

с зданием

не справились

8 «Г» класс

(18 человек)

56%

(10 человек)

11%

(2 человека)

33%

(6 человек)

Из 18 учащихся 10 человек справились с заданием полностью, 2 – частично, а 6 – не справились.

В результате проведенной работы можно сделать вывод, что 55% учащихся с заданием справились полностью, 15% частично, а 30.% - не справились вообще. Как показывает анализ, это творческое задание удалось выполнить далеко не всем.

2.3. Смайлы и словарные слова

Смайлики прочно вошли в речь интернет-переписки, в разных видах так или иначе «обогатили» письменный язык. Общаясь в различных чатах, люди часто употребляют слова русского языка не по правилам, тексты пишут «на бегу», без соблюдения орфографических и пунктуационных норм. И тогда проще всего заменить слова смайлами.

Мы с учителем на уроке русского языка провели работу посредством применения смайлов. В виде эмодзи изобразили словарные слова и предложили учащимся записать их:

корова - , собака - ,

поросёнок - , ворота - ,

молоко - , солнце - ,

ворона - , трамвай - .

Естественно, что большинство детей допустили ошибки.

Из 25 учащихся 12 человек допустили 1 или более орфографических ошибок.

Использование смайлов не позволяет научиться объемно выражать мысли и грамотно писать. Слова уже давно доказали свою состоятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что смайлы и эмодзи можно использовать лишь для поднятия настроения в начале урока и для оценивая в конце. Например, поработали на уроке , Дима и Саша получили - , Настя и Олеся- , а Гриша - .

  1. Да, они хорошо помогают развлечься, повеселиться, расслабиться в перерыве между работой на уроке. Но они не помогают передать реальную мимику, жесты и отношение говорящего.

Смайлы “засоряют” язык, делают его более примитивным. Часто их использование приводит к тому, что люди теряют способность передавать свои мысли и чувства обычными словами, тем самым их словарный запас становится скуднее. Используя язык смайлов, мы уже не пользуемся богатством языка, перестаем думать, излагать мысли, забываем русские слова. Нам достаточно простых знаков, ведь в них нельзя сделать орфографическую ошибку, за эмоджи можно спрятать свою безграмотность.

Но только накопленный словарный запас позволил писателям и поэтам создать великие произведения — от героических эпосов до романтических поэм. Помимо описания окружающей действительности, слова позволяют выразить простые и сложные чувства: страдание, наглость, враждебность, жадность. Когда вы читаете эти слова, у вас появляется ощущение или переживание, связанное с каждым из этих слов. Так работает слово и соответствующие ассоциации. Таким образом информационная картина становится не плоской, а многомерной.

Но если использовать только язык смайлов, то можно со временем разучиться писать грамотно.

А Вам не кажется, что с этими смайликами мы разучимся писать и вернёмся к примитивным наскальным рисункам?

  1. Список литературы и источники информации

  1. Цыбина Е.Ю., Лисицына В.О., Брашован Е.А. СМАЙЛ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ ИЛИ ИНФОРМАТИВНЫЙ ВИД ОБЩЕНИЯ? // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11-4. – С. 819-822;
    URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10704 (дата обращения: 10.12.2024).

  2. https://lifehacker.ru/emoji/.

  3. https://урок.рф/library/rebus_stihi_aspushkina_v_smajlikah_144800.html.

  4. https://rbth.ru/zhizn/40-quiz-literature-emoji.

  5. https://www.culture.ru/materials/255760/test-russkaya-klassika-v-emodzi.

  6. https://ilibrary.ru/text/455/p.1/index.html.

Просмотров работы: 66